Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление icon

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление



НазваниеКрестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление
Дата конвертации21.07.2012
Размер359.69 Kb.
ТипРеферат
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление


Министерство образования Российской Федерации Филиал Байкальского Государственного университета экономики и права в г. Братске. Юридический факультет Курсовая работа На тему: «Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление»По дисциплине: « История отечественного государства и права».Выполнила: ст-ка Юрз – 03 Середа Е.С.Проверил: ст. преподаватель Квасов Г.И. г. Братск, 2004 г. Содержание|Введение |3 – 5 ||Глава I. Отмена крепостного права. | ||Экономические предпосылки падения крепостного права. |6 – 11 ||Планы переустройства России. |11 – 19||Анализ реформы, проведенной правительством. | || |19 - 20||Глава II. Подготовка и проведение реформы 1861 года. | ||Суть реформы. | ||Высочайшее утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из | ||крепостной зависимости. 1981 г. |21 ||Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 | ||г. |21 – 25||Политические и социально-экономические последствия крестьянской | ||реформы | || |25 – 30||Глава III. Социально-экономическое развитие пореформенной Росcии | || | ||Изменения в землевладении и землепользовании. |30 – 31||Пореформенное помещичье хозяйство. | ||Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового | ||земледелия. | ||Особенности социально-экономического развития пореформенной | ||России. |32 – 34||Заключение | ||Список использованной литературы |34 – 37|| | || | || |37 – 40|| | || | || |40 -42 || |43 || |44 | Введение С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса.Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именемНиколая I, а новый — с именем его преемника. Александр II родился 17 апреля 1818 г. в Московском кремле. В то времяцарствовал, его дядя, Александр I, но поэт В.А.Жуковский, по-видимому,догадывался, какая судьба ожидает новорожденного. В стихотворном посланииматери младенца поэт высказал пожелание, чтобы “на чреде высокой” ее сын незабыл “святейшего из званий: человек”. Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Жуковскому занятьдолжность наставника наследника престола. Поэт согласился. Он старалсявоспитать в цесаревиче гуманность, любовь к своему народу. “Без любви царяк народу нет любви народа к царю”, - наставлял он Александра. УрокиЖуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на негоотец. Он боялся его и восхищался им. Всю жизнь в душе Александра боролисьдва начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованноеот отца. Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чистоспортивное, которое странным образом повлияло на события в начале егоцарствования. Он был страстным охотником и, конечно, не мог пройти мимо“Записок охотника” И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книгаубедила его в необходимости отмены крепостного права. Александр II вступил на престол уже немолодым человеком — в 36 лет.
Трудно сказать, что больше повлияло на его решение отменить крепостноеправо — “ Записки охотника” или Крымская война. После нее прозрели многие,в том числе и сам царь. В 1856—1857 гг. в ряде южных губерний произошликрестьянские волнения. Они быстро затихли, но лишний раз напомнили, чтопомещики сидят на вулкане[1]. Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживалоявных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществоватьеще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнееподневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайнезамедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущееотставание России. В ближайшее время она могла перейти в разрядвторостепенных держав. Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее нарабство, было безнравственно. Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, какприступить к ним, У него не было ни плана реформ, ни руководящих принципов.Не имели таковых и министры, подобранные еще Николаем. Как мне кажется, крепостное право — это основная причина и главныйисточник зла опутавшего Россию того времени. Но эту проблему надо былорешать, а не отворачиваться от нее. Насильственное решение вопроса неустранит эту проблему. “России, — писал Кавелин, — нужны мирные успехи.Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить в стране на пятьсот летвнутренний мир”. Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь правом помещиков наличность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на его труд и вособенности на землю. Поэтому освобождение крестьян может быть проведенотолько при вознаграждении помещиков. Другое решение, заявлял Кавелин, “былобы весьма опасным примером нарушения права собственности”[2]. Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду и интересы крестьян.Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надозакрепить ту землю, которой они владеют в настоящее время. Разработкувыкупной операции правительство должно взять на себя. Если оно сумеетучесть интересы помещиков и крестьян, то два сословия сначала сблизятся, азатем сольются в один земледельческий класс. Внутри его исчезнут сословныеразличия и останутся только имущественные. “Опытом доказано,— писалКавелин,— что частная поземельная собственность и существование рядом смалыми и больших хозяйств, суть совершенно необходимые условия процветаниясельской промышленности”. Отмена крепостного права, как надеялся мыслитель, откроет путь другимреформам: преобразованию суда, устранению цензурного гнета, военнойреформе, развитию просвещения. Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, котороекрепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыладорогу капитализму. Эго был первый шаг на пути превращения самодержавноймонархии из государства феодально-дворянского в государство буржуазное.Однако реформа 19 февраля была не просто буржуазной реформой, а буржуазной реформой, проводимой «крепостниками». Приоткрыв путь для капиталистического развития страны, она сохранила вдеревне крепостнические пережитки, продолжавшие держать крестьянство вэкономическом и политическом закостенении. Население деревни, то естьгромаднейшее большинство русского народа, попало под двойной гнет. Онопродолжало страдать от эксплуатации со стороны помещичьего землевладения.И одновременно с этим его начинало давить развитие капитализма, которомуреформа 19 февраля открыла доступ в деревню. Таким образом «низы» страдали одновременно как от натиска капитализма,так и от недостаточного его развития, задержавшегося крепостническимипережитками. По какому пути пойдет дальнейшее развитие России – вотвопрос, который волновал прогрессивные слои российского общества. Вреволюционном движении того времени мы видим наличие нескольких различныхнаправлений, начиная с умеренных, сохранивших остатки надежды навозможность мирного преобразовании социально-политического строя, икончая крайними, не видевшими иного исхода, кроме революции.Глава I. Отмена крепостного права. 1. Экономические предпосылки падения крепостного права. К середине XIX в. старые производственные отношения в России пришли вявное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так ив промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно моглобы тянуться еще очень долго, если бы в недрах феодальной формации неразвивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистическихотношений, которые подрывали устои крепостничества. Происходилиодновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитиеэтих процессов в течение первой половины XIX в. вызвало непримиримыйконфликт между ними и в области базиса — производственных отношений, и вобласти политической надстройки. Рассмотрим главные причины по степени их значимости: экономические,социальные, политические, хотя в жизни они были тесно связаны ивзаимозависимы. Экономические противоречия были обусловлены ростом товарных отношенийи тормозящим влиянием крепостничества. И помещичье, и крестьянскоехозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийского рынка. Вэкономику все более проникали товарные отношения. “Помещики-крепостники,—писал В. И. Ленин,— не могли помешать росту товарного обмена России сЕвропой, не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйства”[3]. Если вначале XIX в. вывоз товаров из России оценивался в 75 млн. руб., то всередине века уже в 230 млн. руб., или в 3 раза больше. Внутренняя торговляросла еще быстрее. Только речные оптовые перевозки грузов, не считаягужевых, с 1811 по 1854 г. увеличились в 5 раз, в том числе перевозки зернав 8 раз, муки и круп в 10 раз. Рост производства хлеба на продажу привел к значительным изменениям вземлепользовании. В черноземной полосе помещики увеличивали собственныезапашки и за полвека отняли у крестьян половину земель, бывших в ихпользовании. Наступление помещиков вызвало резкий отпор со стороныкрестьян. В нечерноземных губерниях земля давала низкие урожаи, помещикибыли менее заинтересованы в увеличении своих посевов, они больше моглиполучить дохода за счет оброка. К моменту отмены крепостного права вчерноземной полосе у помещиков было 72% всех земель, в Среднем Поволжье62%, в нечерноземной полосе 48%. В первых двух зонах преобладала барщина, иона увеличивалась, в последней рос оброк. Менее заметным, но оченьсимптоматичным изменением в землепользовании была аренда и покупка землиотдельными крестьянами: в 1858 г. 270 тыс. домохозяев имели в частнойсобственности свыше миллиона десятин (1 дес.=1,1 га) земли, чтосвидетельствовало о появлении сельской мелкой буржуазии[4]. Большинство помещичьих хозяйств применяли барщину: на ней было занятооколо 70% всех крепостных крестьян. В них кризисные явления более всегопроявлялись в низкой производительности труда подневольных крестьян. Незаинтересованный экономически работник, по характеристике современника,приходит на работу “сколь возможно позже, осматривается и оглядываетсясколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше — ему недело делать, а день убить”. Помещики вели борьбу против этого путемусиления контроля и введения особых заданий — уроков. Но первое вело кудорожанию, так как управляющим и приказчикам надо было платить, да они ещеворовали продукты для себя. Система же уроков вызвала резкое ухудшениекачества пахоты, уборки, сенокоса при выполнении количественныхпоказателей. Помещики замечали, что при обработке своих земель крестьянеработают гораздо лучше, и поэтому старались полностью отнять у крестьян всюземлю, переводя их в разряд дворовых или в разряд месячников, получающихмесячное содержание. Численность таких крестьян резко возросла к серединевека. Процент дворовых вырос почти в два раза (с 4 до 7%) и число их дошлодо 1,5 млн. человек. В нечерноземной полосе преобладала оброчная система в виде денежной инатуральной платы. В конце xviii в. нормальным считался оброк в 5 руб. сдуши мужского пола (или 7 руб. 50 коп. по ценам середины XIX в.). Передотменой крепостного права средний оброк возрос до 17—27 руб., а вЯрославской и Владимирской губерниях повысился до 40—50 руб[5]. Некоторые“крестьяне”, владельцы мастерских и фабрик в селе Иванове, платили сотнирублей оброка графу Шереметеву. Высокие оброки были там, где крестьянемогли хорошо заработать: около столиц и крупных городов, в промысловыхселах, в районах огородничества, садоводства, птицеводства и т. п. Средниеразмеры оброков выросли в черноземной полосе в 2,2, а в нечерноземной в 3,5раза. В оброчных имениях наблюдались часто кризисные явления, проявлявшиесяв разорении крестьянских домов тяжелыми поборами и в накоплении недоимок пооброчным платам, в побегах крестьян, потерявших связь с землей, ссобственным хозяйством. Помещики, несомненно, видели преимущества вольнонаемного труда посравнению с крепостным. Те же самые крестьяне, которых они обвиняли в лени,объединившись в артели, за плату пахали землю, строили дома и постройки сосказочной быстротой. Современник писал о вольнонаемной артели по уборкеурожая: “Здесь все горит, материалов не наготовишься; времени онипроработают менее барщинного крестьянина, отдохнут они более его, нонаделают они вдвое, втрое. Отчего?— охота пуще неволи”. Но нанимать помещикне мог, потому что его собственные крестьяне тогда бы остались без работы.По этой же причине он не был заинтересован в покупке машин и орудий. Впомещичьи хозяйства проникали элементы капитализма, что проявлялось вусилении товарно-денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попыткахприменения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако в целомхозяйство развивалось не за счет вложения капитала, а за счет усиленияэксплуатации “живой собственности”— крестьян и за счет расширенияреализации юридического права собственности на земли. Все резервы роста наэтом пути были уже исчерпаны, многие помещики разорились, более 12% дворян-помещиков, преимущественно мелкопоместных, продали свои имения. В 1859 г. вбанках были заложены имения с 7 млн. крепостных (2/3 крепостногонаселения). Дальнейшее прогрессивное развитие помещичьих хозяйств вусловиях крепостного права было невозможно, что поняли отдельные наиболееумные и образованные представители дворянства. При этом надо, прежде всего, учитывать, что крестьянские хозяйства кэтому времени представляли собой разные типы: полностью разоренные,обнищавшие, живущие впроголодь (абсолютное большинство), а такжесреднезажиточные, более-менее сводящие концы с концами и, наконец, по-настоящему зажиточные и даже богатые. “... Вся сущность капиталистическойэволюции мелкого земледелия,— писал В. И. Ленин,— состоит в создании иусилении имущественного неравенства внутри патриархальных союзов, далее впревращении простого неравенства в капиталистические отношения”.[6] Уже вдореформенной деревне отчетливо прослеживались разные стадии этихпроцессов. В центральных губерниях Европейской России в середине веканаибольшее расслоение было среди промыслового крестьянства (половина дворовбеднейшие, около 12—18% зажиточные), но четко проявилось и средиземледельческих хозяйств (около 20—28% беднейших и 15—23% зажиточныхдворов). При этом доходы у беднейших крестьян были в 2—3 раза меньше наодин двор, чем у зажиточных, а оброк и налоги они платили почти поровну(раскладка не по земле, а по душам), что способствовало дальнейшемурасслоению. Выделение зажиточных и беднейших дворов является нагляднымсвидетельством проникновения капитализма и в крестьянское хозяйство[7]. Подрывался также натуральный характер крестьянских хозяйств. Чтобызаплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем неменее четверти собранного хлеба (на 15 руб. серебром на двор). В зажиточныхкрестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора.Именно эти крестьяне применяли наемный труд и машины, теснее были связаны срынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских ифабрик. Значительно шире и быстрее все эти процессы протекали вгосударственной деревне. Среди государственных крестьян было много хозяев,которые засевали десятки, а некоторые — на Юге, в Сибири и на Урале — сотнидесятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемныхрабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенныеорудия и машины. На выставках в 40-х гг. XIX в. экспонировались молотилки ивеялки крестьянина В. Сапрыкина, молотильная машина Н. Санина, сенокоснаямашина А. Хитрина, льнотрепальная машина X. Алексеева и др. В одной Вятскойгубернии в 1847 г. было несколько сот доходных предпринимательскихкрестьянских хозяйств. Значительно больше их было в Предкавказье, гдегосударственные крестьяне производили хлеба в 20 раз больше, чем помещики. Крестьянское хозяйство всех категорий к середине XIX в. сосредоточило75% посевов зерновых и картофеля, давало 40% товарного хлеба, большую частьтоварной продукции скотоводства, огородничества, садоводства. Этообстоятельство делало невозможным безземельное освобождение крестьян. В тоже время крепостное право, как тяжелые путы, мешало развитию крестьянскогохозяйства, сковывало инициативу зажиточных, вело к разорению миллионовдворов, делало невыносимым гнет помещиков, С конца 30-х гг. в России начался промышленный переворот, которыйпроходил бурными темпами. В обрабатывающей промышленности число крупныхпредприятий и рабочих с 1825 по 1860 г. возросло в 3 раза. При этомоснащенность предприятий машинами и производительность труда увеличивалисьбыстрее в десятки раз. Так, в 1828 г. применялись прядильные машины с 30тыс. веретен, а в 1860 г. было 2 млн. веретен (рост в 66 раз). Применение сложных машин на фабриках было невозможно при крепостномтруде, так как крепостные крестьяне на помещичьих и приписных мануфактурахнередко ломали и портили вводимые там новые механизмы. Поэтому к машинамнанимали вольнонаемных рабочих. В 1860 г. в обрабатывающей промышленностивольнонаемники составляли 465 тыс. из 565, или 85%, в горнозаводской,технически более отсталой, вольнонаемных было 20%. Но дальнейший рост применения наемного труда, а значит, и всегопроизводства тормозился крепостными отношениями. В стране не было свободныхрабочих, большинство вольнонаемных работников были оброчными помещичьимиили государственными крестьянами, еще не полностью порвавшими с землей. Афабрике нужны были постоянные квалифицированные рабочие. В большинстве крупных стран Европы феодальные отношения были к этомувремени ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитиюпромышленности. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковоеколичество чугуна — около 10 млн. пудов, то в 1850 г. соотношение было 16млн. в России против 140 млн. в Англии. Расплата за отсталость не замедлиласказаться: через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне надобъединенной армией почти всех крупных европейских держав Россия потерпелажестокое поражение в Крыму. “Царизм, — писал Ф. Энгельс,— потерпел жалкоекрушение... он скомпрометировал Россию перед всем миром, а вместе с тем исамого себя — перед Россией. Наступило небывалое отрезвление”[8]. Крымскаявойна обнажила противоречия, заставила царизм и часть правящего дворянскогокласса задуматься. Однако все это вместе взятое вряд ли привело бы кпадению крепостного права, если бы не наложилось на рост крестьянскойборьбы, вызвавшей революционную ситуацию в стране. Планы переустройства России. Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь неуспокоившие московских крепостников. С одной стороны, царь заявлял о своемнежелании отменить крепостное право, с другой — указал на необходимость всеже осуществить эту реформу. Однако это выступление нельзя рассматривать какначало подготовки отмены крепостного права. Во-первых, сам Александр II,понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий,вместе с тем всячески оттягивал решение этого вопроса, противоречившеговсей его натуре, и, во-вторых, приступить к подготовке отмены крепостногоправа без согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, былоневозможно. Это находит прямое подтверждение в письме Александра II к своейтетке великой княгине Елене Павловне в конце 1856 г.: “...я выжидаю,— писалон, - чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, вкакой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян...”[9] В результате всех этих причин на протяжении 1856г. ничего не былосделано по подготовке реформы, за исключением попытки выяснить отношение кэтому вопросу дворянства и добиться того, чтобы оно само ходатайствовалоперед царем об отмене крепостного права. Как рассказывает в своихвоспоминаниях товарищ министра внутренних дел Левшин, дворянство упорноуклонялось от каких-либо ходатайств по этому вопросу, что достаточно яснообнаружилось в период коронационных торжеств — осенью 1856 г., во времяпереговоров Левшина с предводителями дворянства. “Большая частьпредставителей поземельных владельцев,— говорит он,— вовсе не была готовадвинуться в новый путь, никогда не обсуждала крепостного состояния с точкизрения освобождения и потому при первом намеке о том изъявила удивление, аиногда непритворный страх. Очевидно, что такие беседы, хотя многократноповторенные, не подвинули меня далеко вперед”.[10] 3 января 1857 г. был открыт Секретный комитет “для обсуждения мер поустройству быта помещичьих крестьян” под председательством самого царя.При обсуждении вопроса об отмене крепостного права комитет отметил, чтоволнение умов “...при дальнейшем развитии может иметь последствия более илименее вредные, даже опасные. Притом и само по себе крепостное состояниеесть зло, требующее исправления”[11] что “...для успокоения умов и дляупрочнения будущего благосостояния государства необходимо приступитьбезотлагательно к подробному пересмотру... всех до ныне изданныхпостановлений о крепостных людях... с тем, чтобы при этом пересмотре былиположительно указаны начала, на которых может быть приступлено косвобождению у нас крепостных крестьян, впрочем, к освобождениюпостепенному, без крутых и резких переворотов, по плану, тщательно и зрелово всех подробностях обдуманному”[12] В соответствии с этим решением 28 февраля того же года была учрежденаспециальная “Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений ипредположений о крепостном состоянии” в составе Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта Ростовцева и государственного секретаря Буткова.“Приуготовительная комиссия” должна была рассмотреть законодательство покрестьянскому вопросу (законы о “свободных хлебопашцах” и “обязанныхкрестьянах”), а также различные записки и проекты, посвященные вопросу оботмене крепостного права. Однако члены комиссии, рассмотрев все этиматериалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению иограничились изложением личного мнения по этому вопросу. Анализ этих записок представляет несомненный интерес дляхарактеристики взглядов членов Секретного комитета в первой половине 1857г., т. е. в период, предшествовавший опубликованию рескриптов. Наиболее обстоятельной является записка Ростовцева, датированная 20апреля 1857 г. [13] В начале этой записки автор указывает на необходимость отменыкрепостного права. “Никто из людей мыслящих, просвещенных и отечество своелюбящих,— писал он,— не может быть против освобождения крестьян. Человекчеловеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью”. Высказавстоль решительно свою точку зрения, Ростовцев, излагая историюкрестьянского вопроса в первой половине XIX в., подвергает критикесуществующее о крестьянах законодательство, а также различные проектыотмены крепостного права и приходит к выводу, что они не могут бытьприняты. Во-первых, указывал он, освобождение крестьян без земли, так же,как и с небольшим участком ее, невозможно. Во-вторых, предоставлениекрестьянам достаточного надела без вознаграждения будет несправедливо, таккак разорит владельцев земли. Выкуп же земли, по мнению Ростовцева, такжене может быть осуществлен, так как для единовременного выкупа не хватитсредств, разновременный опасен для государства: он продолжался бы довольнодолго и мог вызвать крестьянские волнения. С точки зрения Ростовцева,единственно приемлемым мог бы быть проект полтавского помещика Позена.“Этот проект,— писал он,— вполне практический, умеряющий все опасения,обеспечивающий все интересы, обильный благими последствиями введенияипотечной системы, был бы превосходен, если б, во-первых, указал финансовыедля осуществления своего средства, во-вторых, был бы окончательно развит вадминистративном отношении”. Говоря о “великой государственной пользе” освобождения крепостныхкрестьян, Ростовцев вместе с тем указывал, что это требует “величайшейосторожности”, так как крепостное крестьянство “по самому нравственномусвоему состоянию” требует за собой особого надзора и попечительства.“...Вообще,— продолжает он,— нельзя отвергать истины, что из полногорабства невозможно и не должно переводить людей полуобразованных вдруг кполной свободе”. Проект Позена, изложенный в его записке, поданной царю 18 декабря 1856г., предусматривал постепенный перевод всех крестьян в разряд обязанных и“свободных хлебопашцев”. Крестьянам, переходившим в разряд, “свободныххлебопашцев”, должна была выдаваться ссуда сроком на 37 лет для уплатыпомещику. Перевод крестьян в обязанные давал помещику право получитьгосударственный кредит на сумму стоимости земли, отданной в пользованиекрестьян. Это должно было осуществляться путем введения так называемойипотечной системы. Каждый помещик, переведший своих крестьян в обязанные,получал бы особое “ипотечное свидетельство”, которое принималось бы взалог, а также учитывалось бы во всех кредитных учреждениях. Из процентов идругих сборов, поступавших за пользование этим ипотечным капиталом, долженбыл образоваться ипотечный фонд, из которого черпались бы средства длявыкупа дворовых и тех крестьян, которые будут еще находиться в положениикрепостных. Все это, по мнению Позена, обеспечило бы, во-первых, помещикамнеобходимый кредит, а во-вторых, постепенно подготовило бы все средства,необходимые для “упрочения нового порядка, и таким образом делоосвобождения,— писал Позен,— совершится, хотя не вдруг, но зато без всякихпотрясений”[14]. Развивая это положение, Ростовцев доказывал, что русский народвряд ли способен был воспользоваться “внезапной” свободой, к которой онвовсе не подготовлен ни своим воспитанием, ни государственными мерами,облегчавшими ему возможность познания этой свободы. “Следственно,— писалон,— самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостныхследует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желанияосвобождения, но открывая все возможные для них пути”. Руководствуясь этим, Ростовцев намечал три этапа отмены крепостногоправа. Первый — это безотлагательное “умягчение” крепостного права. По егомнению, это успокоит крестьян, которые увидят, что правительство заботитсяоб улучшении их участи. Второй этап — постепенный переход крестьян вобязанные или “свободные хлебопашцы”. На этом этапе крестьяне остаются лишь“крепкими земле”, получая право распоряжаться своей собственностью, истановятся совершенно свободными в семейном быту. Этот период должен былбыть, по-видимому, довольно длительным, так как, по мнению Ростовцева,крестьянин в этом положении “перемен захочет не скоро” и лишь постепенно“дозреет до полной свободы”. Наконец, третий, завершающий этап — переход кполной свободе всех категорий крепостных (помещичьих, удельных,государственных крестьян и крепостных рабочих). “И весь этот переворот, — указывал Ростовцев,— совершится незаметно,постепенно, если и не быстро, то прочно. Возразят: народ этого не дождется,народ потребует свободы, и сам освободит себя. Если правительство будетпродолжать волновать умы, ничего не пересоздавая, то революция народнаяразразиться может. Кто дерзнет поручиться за будущее?.. А ежелиправительство, опасаясь предполагаемой революции, мерою отважною, крутою, ик несчастию России неотгаданною, само, так сказать, добровольно революциювызовет? Правительству идти вперед необходимо, но идти спокойно исправедливо, настойчиво и религиозно...” [15] Во “всеподданнейшем отчете” III отделения за 1857 г. говорилось о томже: “Слухи об изменении быта, начавшиеся около трех лет, распространилисьпо всей империи и привели в напряженное состояние как помещиков, так икрепостных людей, для которых дело это составляет жизненный вопрос”[16]. Взаключение шеф жандармов указывал, что “спокойствие России много будетзависеть от сообразного обстоятельствам расположения войск”[17]. Именно это положение и заставляло правительство торопиться с решениемвопроса об отмене крепостного права. Однако оно не могло приступить креформе без привлечения к этому делу дворянства. По мнению правительства,наиболее целесообразным было начать освобождение крестьян с западныхгуберний, дворянство которых в какой-то степени склонялось к отменекрепостного права. [18] В силу этого виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову и былопредложено добиться у дворянства западных губерний согласия на отменукрепостного права. Ему было поручено заявить дворянству, что если они непойдут навстречу стремлениям правительства, то будет проведена новаяинвентарная реформа, невыгодная помещикам. С этой целью летом 1857 г. Назимовым были образованы губернскиедворянские комитеты (состоявшие из уездных предводителей дворянства и“почетных” помещиков) для пересмотра инвентарей помещичьих имений. При этомНазимов рекомендовал дворянам, “не стесняясь прежними постановлениями,изложить откровенно мнение свое о прочном устройстве помещичьих крестьян,при необходимых для того пожертвованиях со стороны их владельцев”[19].Однако итог работы этих комитетов был невелик. Так, члены дворянскогокомитета Гродненской губернии постановили просить правительство “...одозволении помещикам Гродненской губернии предоставить своим крестьянамлично без земли свободу из крепостного состояния на правилах Положения окрестьянах Курляндской губернии”. Дворянский же комитет Виленской губерниине вынес даже такого скромного решения, заявив, что “...он не вправесделать предположения, не отобрав согласия от всех владельцев”, т. е.постановил обсудить этот вопрос на очередных дворянских выборах, что небыло ему разрешено. Комитет же Ковенской губернии также не пришел ни ккакому определенному выводу. С этими весьма и весьма скромными результатами Назимов прибыл вПетербург в конце октября 1857 г. К этому времени в Министерстве внутреннихдел были уже разработаны “Общие начала для устройства быта крестьян”,представленные Ланским в записке от 8 ноября, “Общие начала”предусматривали следующее: а) вся земля является собственностью помещиков;б) ликвидация крепостной зависимости должна происходить постепенно, втечение 8—12 лет; в) “ввидах предотвращения вредной подвижности ибродяжничества в сельском населении, увольнение крестьян из личнойкрепостной зависимости должно быть сопряжено с обращением в собственностьих усадеб, находящихся в их пользовании с небольшими участками огородной ивыгонной земли всего от полудесятины до десятины на каждый двор”[20].Погашение стоимости усадьбы предполагалось за 8—12 лет. На трех заседаниях (2, 9 и 16 ноября) Секретный комитет,рассматривая предложения, привезенные из Вильно Назимовым, подготовилпроект ответа дворянству Литовских губерний, абсолютно не соответствовавшийих чаяниям. 20 ноября 1857 г. Александром II был дан “высочайший” рескриптвиленскому генерал-губернатору Назимову, в котором дворянству этих губернийразрешалось приступить к составлению проектов “об устройстве и улучшениибыта помещичьих крестьян”. Таким образом, подготовка реформы отдаваласьцеликом в руки дворянства. Составление проектов должно было осуществитьсяна основе следующих положений: 1)Помещикам сохраняется право собственности на всю землю, нокрестьянам оставляется их усадебная оседлость, которую они в течениеопределенного времени приобретают в свою собственность посредством выкупа;сверх того, предоставляется в пользование крестьян надлежащее, по местнымудобствам, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей передправительством и помещиком, количество земли, за которое они или платятоброк, или отбывают работу помещику. 2) Крестьяне должны быть распределены на сельские общества,помещикам же предоставляется вотчинная полиция. 3) При устройстве будущих отношений помещиков и крестьян должнабыть надлежащим образом обеспечена исправная уплата государственных иземских податей и денежных сборов”[21]. Следовательно, в основу официальной программы Правительства по крестьянскому вопросу были положены предложения Министерства внутренних дел. Из рескрипта следовало, что крестьяне на основании правительственнойпрограммы должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальнойзависимости от помещиков. В дополнение к рескрипту в особом обращении к виленскому генерал-губернатору Ланской указывал, что крестьяне первоначально будут находиться“в состоянии переходном”, которое не должно превышать 12 лет. За это времяони обязаны выкупить “усадебную оседлость”, и тогда же будут определеныразмеры полевого надела и повинности за пользование им. Рескрипт Назимову об открытии губернских дворянских комитетов недолжен был, по крайней мере, в данное время, распространяться на другиегубернии, Так, Орлов, представляя Александру II доклад о целесообразностирассылки копии рескрипта Назимову губернскому начальству всей России,писал: “Мера сия не только предупредит распространение вредных толков ислухов, но и познакомит дворянское сословие внутренних губерний с темиподробностями, кои предписаны для трех западных губерний и кои со временеммогут быть более или менее применены и к прочим губерниям России”[22].После смерти Ростовцева, председателем редакционных комиссий был назначенминистр юстиции граф В. Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те илидругие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все болеесдвигается от “золотой середины” в сторону ущемления крестьянскихинтересов. Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах и вызовдворянских представителей не остались без пользы. Милютин и Самарин(главные разработчики реформы) поняли, что она не может осуществляться наодинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местныеособенности. В черноземных губерниях главную ценность представляет земля, внечерноземных — крестьянский труд, овеществленный в оброке. Они понялитакже, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянскоехозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Ониутвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с землей, апомещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Этиидеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе. [23] Анализ реформы, проведенной правительством. Анализ реформы, проведенной правительством в отношении государственныхкрестьян, дает основание для следующих кратких выводов. Правительство, боясь массового восстания, всячески затягивалозавершение подготовки закона о государственных крестьянах. Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей быланамного выше, нежели помещичьих и даже удельных, нельзя не признать, чтозначительная часть их не получила достаточных наделов. Этот факт и обусловил крестьянские волнения в ряде губерний в периодсоставления и выдачи владенных записей. На основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьянепереводились на выкуп. По этому закону оброчная подать, уплачиваемая ими,преобразовывалась в выкупные платежи. При этом выкупные платежиувеличивались по сравнению с оброчной податью на 45%. Этот закон, вызванныйк жизни чисто фискальными соображениями (необходимостью покрытия дефицитовв бюджете в связи с отменой подушной подати), представлял собой самыйнеприкрытый грабеж крестьян. По закону 12 июня 1886 г. крестьяне обязаны были вносить выкупныеплатежи до 1931 г., после чего они должны были стать собственниками земли.Глава II. Подготовка и проведение реформы 1861 года. 1. Суть реформы. Подготовка реформы сначала велась тайно. Затем к ней были привлеченыширокие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кромеАрхангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборныедворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральноеруководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 годуГлавном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материаловгубернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционныекомиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство кподготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворянестремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы. Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутрипомещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землейили без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников илибералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основномбазировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними былане принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостногоправа при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералыпри этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были противосвобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно безземли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высокоценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и завыкуп. Такое "освобождение" сохраняло в руках помещиков почти всю землюи обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземныхгуберний, где земля не представляла такой ценности, считали возможнымосвобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этомслучае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйствана оставшейся у них земле. Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересынародных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто.Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками,а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - сдругой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря нажесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидациикрепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земликрестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов,непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительствоотказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторыеуступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всехпомещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли завыкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, таки капиталом. Закон об отмене крепостного права - "Положение о крестьянахвышедших из крепостной зависимости" - был подписан Александром II 19февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихсятрех основных групп вопросов: 1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. 2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских повинностей. 3. Выкупа крестьянских наделов. 2. Высочайшее утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 1861 г. Введение. 1.Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и надворовых людей отменяется навсегда, в порядке, установленном в настоящемПоложении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах. 2.На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовымлюдям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояниясвободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. 3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие имземли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользованиекрестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта идля выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком токоличество полевой земли и других угодий, которое определяется наоснованиях, указанных в местных положениях. 4.Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, наделобязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положенияхповинности работою или деньгами. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие засие повинности в пользу помещика определяются преимущественно подобровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишьследующих условий: 1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с той целью в местных положениях; 2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами, на сроки не более трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и 3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении. Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состояться, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местных положений. 11.Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных. 12.С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положениях части оного, прекращаются все обязательные поземельные отношения между помещиками и означенными крестьянами. 13.Независимо от способа, указанного в предыдущей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами: 1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом; - и 2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другие сословия. 15.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются “временно- обязанными крестьянами”. 16.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются “крестьянами-собственниками”. Раздел 1. 23.Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил: 1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин...; 2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения...; 2) записываться в цехи; производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах...; 4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды... 24.Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду: 1) по делам гражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы и ответствовать за себя лично или через поверенных, а равно быть поверенными, как крестьян своего общества, так и лиц посторонних: 2)по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными способами, лично и через поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных; - и 3) быть свидетелями на общем основании. 29.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию: 2) перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в сем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании; 3) отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением; 4) отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной и межевой частям на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада. 37.Приобретенными в собственность на основании 11 и 12 статей сего Положения землями крестьянского надела и выкупленными усадьбами крестьяне пользуются и распоряжаются как своим достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании которых их усадьбы и земли приобретены, и, во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет со времени утверждения сего Положения означенные земли не могут быть отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не воспрещается. Раздел 3. 164.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести следующие казенные и земские и денежные повинности: 1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствием; 3) земские сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, и 4) сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.3. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861 19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что жекасается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковнымдеятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу. Александр II хотел видеть документ не только официально -торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пераФиларета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятнымдля простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты. Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общееположение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местныеположения" и "Дополнительные правила". По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялосьнавсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользупомещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, закоторую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которогоранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого ссемьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободнораспоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, отсвоего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки,открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие.Все это представляло значительный простор крестьянскомупредпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а вцелом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Если крепостное право было отменено сразу, одним законодательнымактом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревнерастянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-хлет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности,что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялисьмелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.).По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и,сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них всобственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, невыкупив их, они находились в зависимости от помещика и назывались временнообязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьянеполучали полную самостоятельность и становились крестьянами -собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанногоположения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к томувремени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп. Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо,записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величинанадела зависела от "полосы" государства (нечерноземной, черноземной истепной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов былиразличные. Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер наделаи размер повинности за него) фиксировались в так называемых "уставныхграмотах". Они рассматривались как определяющий документ, являющийсяюридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян изкрепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его довереннымлицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридическиузаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основнымдокументом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временно обязанноесостояние" и определявший социально-экономические условия этого состояния.По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколениекрестьян. Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось намировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены дляразбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведенияреформы. Центральной задачей мировых посредников было документальноеоформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно"Положениям 1861 г.". Мировые посредники должны были следить заправильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами,выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходомкрестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях. Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал нанизшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам,предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы погуберниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия.Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли изважнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшиморганом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменившийГлавный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостнойзависимости". Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса.Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности навсю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьянеполучали надел не в собственность, а в пользование, за установленныезаконом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственникомсвоей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая"и "низшая" (треть "высшей") нормы надела, а степных районах - одна("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, еслион не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделовпотеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческихгуберниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высокоценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только вэтом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья,без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы ипр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайненеобходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалосьтакже еще чересполосицей и лишением лесных угодий. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращениефеодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическимисобственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, еслиони выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления былаположена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная ценаоказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не всостоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себягосударство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагамиосновную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счетпогашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупныхплатежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет.До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьянеуплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначальноустановленной с них выкупной суммы и все еще оставались "должниками" казны. Обнародование Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г., содержаниекоторых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрывкрестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни однойгубернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых дляних условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянскихволнений. К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений ис применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрывкрестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волнакрестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действиеуставных грамот. В период 1863 - 1870 гг. были проведены аграрные реформы всоответствии с принципами "Положений" в удельной деревне, поземельноеустройство государственных крестьян, а также реформы в национальныхокраинах России (Грузии, Бессарабии и Абхазии).4. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы. Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полноеразочарование в радикальных кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огаревапровозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено ичто "народ царем обманут". С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольныпереходным состоянием "временно обязанных". В некоторых местах произошливолнения, ибо крестьяне думали, что господа спрятали настоящую царскую волюи предлагают им какую-то подложную. В с. Бездна Казанской губернии дошло дотого, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человекубитых и раненых. Весть о бездненском усмирении произвело удручающее впечатление вобществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Осенью 1861 г.происходили серьезные студенческие волнения в Петербурге, в Москве, вКазани, в Киеве, и в этом же году появились первые нелегально изданныереволюционные прокламации "Великорусс", "К молодому поколению" и др. Встране резко активизировалось революционное движение. Что касается процесса изменения социально-экономической структурыдеревни, то сами крестьяне назвали его «раскрестьяниванием». Эволюциякрестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собойотносительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из средыкрестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата. Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретатьновые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехническиемероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (ещев 1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты). В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало вразличных губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли -надельной, купчей, арендной - и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельскойбедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли иот 10 до 30 % рабочего скота. Промежуточным звеном были середняки, на долюкоторых приходилось около 30 % крестьянских дворов. Эволюция помещичьего хозяйства состояла во все большей интенсификацииземледелия на базе широкого использования наемного труда, применениясельскохозяйственных машин. Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочнойи капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие отмалоземелья крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывшихвладельцев и за это обрабатывать землю своим инвентарем ту часть земли,которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губернияхЧерноземного Центра и Среднего Поволжья. Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей землипроизводилась вольнонаемными рабочими с применением машин и минеральныхудобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссиии на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян,которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки.Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек (около 20% всегомужского населения рабочего возраста). Процесс развития капитализма в сельском хозяйстве России вел ко всебольшему распространению капиталистической системы помещичьих хозяйств ивытеснению отработочной. При этом земля разорившихся помещиков сплошь ирядом попадала в руки наиболее крупных дворян, а также купцов и сельскойбуржуазии.Глава III. Социально-экономическое развитие пореформенной Росcии 1. Изменения в землевладении и землепользовании. Сельское хозяйство в пореформенной России продолжало оставатьсядоминирующей частью экономики, а аграрный вопрос являлся главнейшим всоциально-экономической и политической страны. По данным поземельной переписи 1878—1879 гг., весь земельный фондЕвропейской России составлял 391 млн. десятин. Поскольку статистика в эточисло включила свыше 100 млн. десятин неиспользованных казенных земельКрайнего Севера, то реальный сельскохозяйственный земельный фондЕвропейской России составлял около 281 млн. десятин. Земельный фондраспределялся на три основные категории: 102 млн. десятин составляличастновладельческую землю, 139 млн. — крестьянскую надельную (в том числепринадлежащую казачеству) и 50 млн. — казенную и удельного ведомства.Основная часть частновладельческой земли – 77,4% (79 млн. десятин) —находилась в руках поместного дворянства, остальной владели церковь иприобретавшие путем ее покупки купцы, мещане и зажиточные крестьяне. Частькрестьян, помимо покупки земли на стороне, смогла досрочно выкупить своинаделы и выйти из общины (таковых к началу XX в. насчитывалось 600 тыс.дворов). К концу XIX в. аграрный вопрос в России приобрел особую остроту. Резковозросло крестьянское малоземелье вследствие естественного приростанаселения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянскогонадельного землепользования. Численность крестьянского населения с 1861 по1900 гг. увеличилось с 23,6 млн. до 44,2 млн. душ мужского пола, ивследствие размеры наделов в расчете на 1 душу мужского пола сократилось всреднем с 5,1 до 2,6 десятины. В деревне создалось "аграрное население",которое не могли смягчить ни возраставший уход крестьян в город, нипереселения их на свободные земли окраин России. Особенно страдала отмалоземелья обделенная реформой 1861 г. бывшая помещичья деревня. В 90-х годах XIX в. крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков до37 млн. десятин земли (что составляло 30% к их надельной), расплачиваясь занее большей частью отработками (из-за о




Похожие:

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconВведение Крестьянская реформа 1861 года
Причины ограниченности крестьянской реформы, ее итоги и значение
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление icon«Александр Второй. Крестьянская Реформа 1861 г.»
Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году. Крестьянское недовольство существующим порядком нарастало...
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconДокументи
1. /Русская правда, Крестьянская реформа 1861 г..doc
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconЗемское самоуправление в России
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconЗемство в России в середине XIX начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г открыла ряд буржуазных преобразований в России во второй половине XIX в. Правительством Александра II...
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconЕкономічна думка в Україні. Реформа 1861 р Економічна думка в Україні. Реформа 1861 р
Україні має багатовікову історію. У цьому розділі розглянуто лише економічну думку другої половини XIX ст., коли відбувалися величезні...
Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconКрестьянская реформа начала 20 века

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconОтмена крепостного права в России (крестьянская реформа)

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconЮридическое оформление Крепостного права в России

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление iconІсторія написання роману
Реформа 1861 р та її наслідки привернули особливу увагу Панаса Мирного. Гнітюча атмосфера кріпосницької дійсності спонукала пись­менника...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы