Бюджет социально-экономическая сущность icon

Бюджет социально-экономическая сущность



НазваниеБюджет социально-экономическая сущность
Дата конвертации21.07.2012
Размер290,48 Kb.
ТипРеферат
Бюджет - социально-экономическая сущность


Министерство образования РФ. Иркутский Государственный Технический университет. Кафедра МЭ и ВЭД факультета Мировой Экономики и Востоковедения. Курсовая работа по предмету: "Финансы" на тему: «Социально-экономическая сущность бюджета» Выполнил: студент группы МЭ-99 Проверила: доцент, Нефедьева Л. В. 2002 ОглавлениеОглавление 2Введение 31 Государственный бюджет 41.1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации 41.2 Принципы бюджетной системы 62 Характеристика уровней бюджетной системы 102.1 Федеральный бюджет 102.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации 122.3 Местные бюджеты 142.4 Внебюджетные фонды 152.5 Межбюджетные отношения 19Заключение 22Список использованных источников: 23 Введение Целью данной курсовой работы является государственный бюджет, егосоциально-экономическая сущность. Актуальность темы заключается впервостепенной важности бюджета для функционирования национальнойэкономики, в его сложности и многогранности. В курсовом проекте подробно рассказывается о сущности российскогобюджета, описывается его структура и характер взаимодействия ее субъектов. Здесь подробно описаны межбюджетные отношения и роль отдельныхзвеньев. Также я упомянул о возможности ситуации дефицита в бюджетах различныхстран и современном положении дел в российском бюджете, где наблюдаетсяпрофицит. Важное место занимают принципы бюджетной системы. Внебюджетные фондытакже занимают важное место при рассмотрении данной темы. Работа также имеет и важное практическое значение. Написание работы,е защита и обсуждение позволяют студенту ясно представить работу российскойбюджетной системы, что очень важно для подготовки будущего специалиста помировой экономике. Это не только повышает уровень экономическойграмотности, но и позволяет выпускнику данной специальности в будущемработать и в различных финансовых сферах. 1 Государственный бюджет 1 Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации Центральное место в системе государственных финансов занимаетгосударственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства натекущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя спомощью государственного бюджета денежные средства, государство черезфинансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществомполитических, экономических и социальных функций, а именно содержаниегосударственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнениесоциальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виденикогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются напокрытие расходов. Он является лишь планом образования и использованияобщегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов ирасходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и посрокам поступления и использования. Как правило, сложившиеся формы государственного управления ивзаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовойсистемы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольнойгосударственной собственности на средства производства и наличия мощногогосаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностейгосударственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средствапредприятий и организаций, и даже сбережения населения. Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие вначале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлеклоизменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки сталовозможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейшихнаправлений реформирования государственных финансов стало расчленениеединого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом кдемократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовалипереход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отменамонополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизациягосударственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальнымизменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетномустройстве. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -основанная на экономических отношениях и государственном устройствеРоссийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принятопонимать организацию бюджетной системы и принципы её построения. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит отформы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государстввключает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. Угосударств с федеративным устройством наряду с федеральным и местнымибюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии,Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов вРоссии). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджетынижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Таким образом, бюджетная система России, как федеративногогосударства состоит из трёх уровней:первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов;второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканскийбюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономныхокругов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы иСанкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов;третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,поселковых и сельских бюджетов). Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированныебюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходахрегиона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитическихи статистических целей. 1.2 Принципы бюджетной системы Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципыбюджетной системы Российской Федерации:единства бюджетной системы Российской Федерации;разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;самостоятельности бюджетов;полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов;сбалансированности бюджета;эффективности и экономности использования бюджетных средств;общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;гласности;достоверности бюджета;адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,денежной системы, форм бюджетной документации, единство принциповбюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, атакже единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядокфинансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведениябухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетнойсистемы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью иличастично) и полномочий по осуществлению расходов за органамигосударственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Принцип самостоятельности бюджетов означает: - право законодательных органов государственной власти и органовместного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельноосуществлять бюджетный процесс; - наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочийпо формированию доходов соответствующих бюджетов; - право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определятьнаправления расходования средств соответствующих бюджетов и источникифинансирования дефицитов соответствующих бюджетов; - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных приисполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов надрасходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь вдоходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетовгосударственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходыбюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательныепоступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов вобязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальныерасходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средстввнебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РоссийскойФедерации. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объемпредусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объемудоходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органыдолжны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы иполучатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижениязаданных результатов с использованием наименьшего объема средств илидостижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетомобъема средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что всерасходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета ипоступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступленияне могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключениемцелевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств избюджетов другого уровня. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытойпечати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информациио ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательнуюоткрытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений попроектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутрипредставительного органа или между исполнительным и представительныморганами государственной власти. Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателейпрогноза социально-экономического развития соответствующей территории; иреалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретныхбюджетополучателей с обозначением направления их на финансированиеконкретных целей. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателейединой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов сприсвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая пооднородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а такжеисточников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнениябюджетов всех уровней. Бюджетная классификация включает:классификацию доходов бюджетов РФ;функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;экономическую классификации расходов бюджетов РФ;классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;классификацию источников внешнего финансирования дефицита федеральногобюджета;классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,муниципальных образований;классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственныхвнешних активов РФ;ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетнойсистемы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетоввсех уровней. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжениеорганов государственной власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местныеналоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые, а также доходы целевыхбюджетных фондов. Среди налоговых доходов наиболее значительное местозанимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий иорганизаций и различные акцизы. К неналоговым доходам относятся доходы:от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества,находящегося в государственной или муниципальной собственности;от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органамивласти и учреждениями;средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации,компенсации, возмещение ущерба);финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней. Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местныхорганов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относитсяоказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней ввиде дотаций и субсидий. Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную иинвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматриваютвыполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитовюридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведениекапитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначеговоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство иприрост запасов. Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефицитебюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источникифинансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетнойсистемы). Основными источниками покрытия дефицита являются различныекредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридическихлиц, международных финансовых организаций, правительств иностранныхгосударств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика илигаранта погашения займов другими заёмщиками. 2 Характеристика уровней бюджетной системы 2.1 Федеральный бюджет Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системыРоссийской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый плангосударства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределениянационального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,необходимые для регулирования экономического развития стран и реализациисоциальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строитсяс учетом необходимости осуществления избранной социально-экономическойстратегии. Основными функциями федерального бюджета являются: . перераспределение национального дохода и ВВП; . государственное регулирование и стимулирование экономики; . финансовое обеспечение социальной политики; . контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджетаСССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Онизанимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли издвух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли(17,с.155). В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системыпретерпели коренные изменения. Конкретное представление об источниках формирования федеральногобюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджетана 2001 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей ипо доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0%. Таким образом, бюджет 2001 годаявляется первым бездефицитным бюджетом за весь период экономических реформ. Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, онисоставляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленнуюстоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает вфедеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджетысубъектов РФ и в местные бюджеты. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие видырасходов: . обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; . функционирование федеральной судебной системы; . осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; . национальная оборона и обеспечение безопасности государства; . фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; . государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; . государственная поддержка атомной энергетики; . ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба; . исследование и использование космического пространства; . содержание учреждений, находящихся в государственной собственности . формирование федеральной собственности; . обслуживание и погашение госдолга РФ; . компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; . пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; . проведение выборов и референдумов Российской Федерации; . обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней; . финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; . официальный статистический учет и др. Кроме этого, средства федерального бюджета используются дляфинансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых вцелевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироватьсятакие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности,сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительнойдеятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающейсреды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративныхи национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее. 2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровеньбюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач ифункций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения донаселения конечных результатов производства. Из этих бюджетов взначительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, впервую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунальногохозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджетысубъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первуюочередь в распределении государственных средств на содержание и развитиесоциальной инфрастуктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов междууровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, ихгосударственной поддержки, территориального формирования источников ихдоходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируютсяза счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердофиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,минуя вышестоящие. К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств,передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования(сбалансирования) их расходов и доходов. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержитперечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежейсубъектов РФ. Например, статьей 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.»установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступленияот следующих федеральных налогов и сборов: . налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации; . налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов; . акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ – в размере 50% доходов; . акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили и т.д. – в размере 100% доходов; . лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством Российской Федерации; . платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации; . платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду – в размере 81% доходов; . прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетовсубъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные изФонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фондаоказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке»,или «региона, особо нуждающегося в поддержке». Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам,у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевогобюджетного дохода по всем регионам РФ. Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется темрегионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых впланируемом году бюджетных расходов. С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которыхсоответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, ирегионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств изуказанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласноих статусу производится на основании установленной доли каждого региона вобщем объеме средств соответствующей части этого дохода Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, чтосредства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего насоответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектамфедерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионовформуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки. Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2001 годсоставил 100 353 722,0 тыс. рублей. 2.3 Местные бюджеты Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системыРоссийской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципальногообразования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения местного самоуправления. На местные органы властивозложена важная задача по осуществлению социальной политики государства.Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения взначительной части проводится за счет местных бюджетов. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессовотражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходовсвязано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройствотерриторий, с новым строительством. Также в последние годы широкопрактикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания вмуниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетныхрасходов. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местныхбюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственностиего органам власти различных территориальных образований. Так, городскиморганам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнованийна народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен ипревышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов властинаходятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетахподавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов. Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектовфедерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных ирегулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы: Доходы местных бюджетов Собственные доходы Регулирующие доходы Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом|Отчисления от |Средства из фондов|Дотации, |Средства, ||федеральных и |финансовой |субвенции, |полученные из ||региональных |поддержки регионов|субсидии из |вышестоящего ||налогов | |вышестоящих |бюджета в порядке || | |бюджетов |взаимных расчетов | Неналоговые доходы соответствующего бюджета 2.4 Внебюджетные фонды Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фондыгосударства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжениицентральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетныхэкономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральныеэкономические внебюджетные фонды были упразднены. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национальногодохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионноеобеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевоеназначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондовутверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону обутверждении государственного бюджета. Формируются государственныевнебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемыхюридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходоввнебюджетных фондов являются: . прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом; . средства бюджета; . займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих банков. Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясьсамостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФфедеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетнойсистемы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципыформирования, расходования, управления внебюджетными фондамирегламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов обих исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетныефонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственныхвнебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерацииявляются: . Пенсионный фонд Российской Федерации; . Фонд социального страхования Российской Федерации; . Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; . Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии сПостановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. каксамостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее своюдеятельность по закону в целях государственного управления пенсионнымобеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионномфонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Частьсредств поступает в результате капитализации временно свободных средств.При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков. Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственныхпенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий длядетей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от авариина Чернобыльской АЭС. Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постояннодействующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделенияв республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеютсяуполномоченные Фонда. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значениювнебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с УказомПрезидента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утвержденоПостановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачамиФонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие вразработке и реализации государственных программ охраны здоровьяработников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Фонд социального страхования образуется за счет: . страховых взносов граждан и юридических лиц; . доходов от инвестирования части временно свободных средств; . добровольных взносов граждан и юридических лиц; . ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а врегиональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФССобразуется Правление, при региональных отраслевых отделениях –координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется егопредседателем, который назначается Правительством РФ. Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован позакону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создандля финансирования мероприятий связанных с реализацией государственнойполитики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла споявлением в стране особой категории граждан – безработных. Порядок образования и расходования средств определяется Положением оГосударственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательныхстраховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих,ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических ифизических лиц и другие средства. ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондовзанятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связис этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов ирайонов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.Размер таких отчислений в городах и районах устанавливаетсясоответствующими вышестоящими представительными органами власти.Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,формируемых субъектами Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы всоответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страхованииграждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.). Для реализации политики в области медицинского страхования создаютсяФедеральный и территориальный фонды медицинского страхования каксамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фондыдействуют в соответствии с Положением о федеральном обязательноммедицинском страховании и Положением о территориальном обязательноммедицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФот 24 февраля 1993 г. Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для:выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования; финансирования целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования; осуществления контроля зарациональным использованием финансовых средств. Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: частистраховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинскоестрахование; взносов территориальных фондов на реализацию совместныхпрограмм, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федеральногобюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинскогострахования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов отиспользования временно свободных средств Фонда и иных поступлений. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,создается представительной властью субъектов Федерации. Он осуществляет:финансирование обязательного медицинского страхования, проводимогостраховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии; финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинскогострахования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов,направляемых на проведение страхования; предоставление кредитовстраховщикам при нехватке у них финансовых средств; накопление резервовдля обеспечения устойчивости системы обязательного медицинскогострахования; контроль за рациональным использованием средств. Финансовые средства территориальных фондов находятся вгосударственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и другихфондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет: частистраховых взносов предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектовна обязательное медицинское страхование; доходов, получаемых отиспользования временно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемыхсо страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физическихлиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольныхвзносов и других поступлений, не запрещенных законодательством. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносовв эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ. 2.5 Межбюджетные отношения Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют врамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственнойвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления, связанные сформированием и исполнением соответствующих бюджетов (2, с.28). Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: . распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; . разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; . равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; . выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; . равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации. Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетныхотношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смыслетеории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения несуществует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем вгосударствах федеративного устройства позволяет выделить следующиеположения, которые в совокупности выражают суть стандартной моделибюджетного федерализма (10, с.19): . сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы; . законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории; . наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности; . использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов; . закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников; . установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п. По мнению В. Лескина и А. Швецова, все эти характеристики стандартноймодели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при еёадаптации к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать кхарактерному только для данной страны и для данного периода её историимножеству взаимосвязанных задач социального, экономического и региональногоразвития. Российская модель бюджетного федерализма формально строилась всоответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционнодекларированное распределение предметов ведения между Федерацией, еёсубъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательноустановленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых встране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный отсубъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральныхтрансфертов субъектам РФ (10, с.20). Главной проблемой российского бюджетного федерализма является егонизкая эффективность. Одной из основных причин этого является оченьзначительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценкеМинистерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточенов 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своейтерритории две трети всех налогов страны, а 76 субъектов – одну треть.Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличениюобъема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийскогоуровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё большийобъем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методикавыделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственныхбюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средствиз федерального бюджета. Существующий механизм выделения трансфертовпоощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравниваниярасходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходовобусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах. В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики,направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственностирегионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса,наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета,ускорении социально-экономических реформ. Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федеральногобюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения изфедерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания помобилизации доходов в федеральный бюджет. Федеральный центр должен разработать и довести до регионоврекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которымбудет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрамипри этом должны стать: . доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета; . доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта; . наличие административного контроля цен; . наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг; . предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот. Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочениебюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета,их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджетрегиональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов. Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношенийявляется финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным ицелесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Логическимразвитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждениясоответствующими органами власти фактической результативности использованияранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы бытьдополнительными основаниями для получения очередной порции средствподдержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, аименно результативность их использования для улучшения или стабилизации врегионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числарабочих мест и т.д.). Большое значение для модернизации межбюджетных отношений имеетизменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать нерасплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретныезадачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленныесроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированныхс ресурсами региона. Инициатива по решению таких задач, равно как иготовность взять на себя всю ответственность за целевое использованиебюджетных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходитьот потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации имуниципальных образований. Заключение Целью проведенного исследования является анализ сущностигосударственного бюджета, его структуры и функционирования. Итак, по результатам исследований курсового проекта можно сделатьследующие выводы: Государственный бюджет представляет собой финансовый плангосударства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства,согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления ииспользования. Государственному бюджету принадлежит центральное место всистеме государственных финансов. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, котораявключает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местныебюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципабюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровнязакрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду сними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов иэмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающиетекущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенноевоспроизводство и прирост запасов. Частым явлением в современных условиях для государственного бюджетабольшинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов наддоходами. Эта ситуация может быть следствием неблагоприятной экономическойконъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга.В зависимости от источников займа государственный долг может бытьвнутренним и внешним. Внутренним долгом является задолженностьправительства владельцам государственных облигаций. Значительнаягосударственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет кусилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпахэкономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетныйдефицит. Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращениемнерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетныхотношений, в результате налоговой реформы. Государственный бюджет должен постоянно совершенствоваться. Большойзадачей также стоит совершенствование правового поля отношений междусубъектами бюджетной системы. Список использованных источников: 1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000 3. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999 4. Кучеренко В. Бюджет 2001: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2000 г., с.2 5. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2000 г., с .3 6. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год (анализ концепции) // Экономист, 2000. - №11. – с.59-67 7. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 9. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства Финансов РФ 10. О федеральном бюджете на 2002 год// http://www.minfin.ru/budjet/bud2002.doc 11. Отчет об исполнении бюджета на 1 октября 2001 года// http://www.minfin.ru/isp/18.htm----------------------- Консолидированный бюджет РФ Консолидированный бюджет субъектов РФ Федеральный бюджет Бюджет республики (области, края, округа) Консолидированный бюджет республики (области, края, округа) Городской бюджет Бюджет района Консолидированный бюджет города Консолидированный бюджет района Бюджеты районных городов Бюджеты районов города Поселковые бюджеты Сельские бюджеты




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Бюджет социально-экономическая сущность iconГосударственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура

Бюджет социально-экономическая сущность iconСодержание Введение Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита
Бюджет социально-экономическая сущность iconНародным хозяйством (экономика труда) вопросы к экзамену труд: социально-экономическая сущность, основные функции и виды. Характеристика основных понятий, связанных с трудом
...
Бюджет социально-экономическая сущность iconСоциально-экономическая сущность маркетинга. Эволюция содержания и форм маркетинга. Функции маркетинга. Термин «маркетинг»
Социально-экономическая сущность маркетинга. Эволюция содержания и форм маркетинга. Функции маркетинга
Бюджет социально-экономическая сущность iconКонтрольная работа по дисциплине «Финансы» на тему: «Государственный кредит, его социально-экономическая сущность»

Бюджет социально-экономическая сущность iconИнвестиции. Социально-экономическая сущность инвестиций
Дисконтированный срок окупаемости (PP) в системе критериев оценки эффективности инвестиционного проекта
Бюджет социально-экономическая сущность iconКонтрольная работа по дисциплине: «Маркетинг» Вариант 1 студентка 3 курса
Социально-экономическая сущность маркетинга. Эволюция содержания и форм маркетинга
Бюджет социально-экономическая сущность iconВопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинг» для группы 101 мс понятие маркетинга на современном этапе. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга

Бюджет социально-экономическая сущность icon1. социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов 4
Особенности формирования и использования средств фондов обязательного медицинского страхования в российской федерации 25
Бюджет социально-экономическая сущность iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экономика труда»
Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы