Александр Сергеевич Пушкин (биография) icon

Александр Сергеевич Пушкин (биография)



НазваниеАлександр Сергеевич Пушкин (биография)
Дата конвертации21.07.2012
Размер113,84 Kb.
ТипБиография
Александр Сергеевич Пушкин (биография)


ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новойрусской литературы, создатель современного русского литературного языка. Вюношеских стихах - поэт лицейского братства, "поклонник дружеской свободы,веселья, граций и ума", в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей:"Руслан и Людмила" (1820), романтические "южные" поэмы "Кавказский пленник"(1820-21), "Бахчисарайский фонтан" (1821-23) и др. Вольнолюбивые иантитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведенияпослужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым,Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоениеконтекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического,бытового) соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейскихвлияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразиеразработанных жанров и стилей (в т. ч. "неукрашенная" проза "ПовестейБелкина", 1830, повесть "Пиковая дама", 1833, и другие произведения,предвосхитившие развитие реалистического письма), легкость, изящество иточность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах),"просвещенный гуманизм", универсальность поэтического мышления и самойличности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественнойсловесности: Пушкин поднял ее на уровень мировой. Роман в стихах "ЕвгенийОнегин" (1823-31) воссоздает образ жизни и духовный состав "типического",преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, укладстоличного и провинциального дворянства; в романе и во многих другихсочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы,поставленным еще в "Цыганах" (1824). Им были впервые определены (в поэмах,драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в.,нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости - народ и власть,государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия "БорисГодунов" (1824-25, опубликована в 1831), поэмы "Полтава" (1828), "Медныйвсадник" (1833, опубликована в 1837), роман "Капитанская дочка" (1836). Вфилософской лирике 30-х гг., "маленьких трагедиях", созданных в 1830("Моцарт и Сальери", "Каменный гость", опубликованы в 1839, "Скупойрыцарь", опубликован в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы"дружества", любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминанийдополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправданиябытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения и"милости". Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, французскимподданным на русской военной службе.* * *ПУШКИН Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10февраля) 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне -Псковская область], русский поэт.Род, словесность, братствоС детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду(легендарный родоначальник Радша - сподвижник Александра Невского; прадедпо матери - А. П. Ганнибал, "арап Петра Великого") и "домашнее" отношение ксловесности (среди посетителей родительского дома - Н. М. Карамзин; дядя В.Л. Пушкин - даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящемуовладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и историипришел от бабки по матери - М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новоепривилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора.Сильнейшее впечатление лицейских лет - Отечественная война 1812. Лицей, недав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкинасимволом братства (близкие друзья - начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К.Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).Уже первые сохранившиеся стихотворения (1813; первая публикация - "К другустихотворцу", журнал "Вестник Европы", 1814, № 13) свидетельствуют омастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую легкуюпоэзию, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, но учитывает и другие образцы(на экзамене в январе 1815 восторг Г. Р. Державина вызвали "Воспоминания вЦарском Селе", синтезирующие манеры Державина и Батюшкова); следит залитературной борьбой "шишковистов" и "карамзинистов", чувствуя себя бойцомновой школы, вожди которой приглядываются к поэту-"племяннику" (в 1815Пушкина в лицее посещают Батюшков и Жуковский, в 1816 - Карамзин и П. А.Вяземский; Пушкин общается с Карамзиным, поселившимся летом 1816 в ЦарскомСеле, знакомство с Жуковским и Вяземским перерастает в дружбу). К окончаниюлицея (июнь 1817) у Пушкина репутация надежды отечественной словесности.ПетербургПетербургский период (лето 1817 - весна 1820) проходит бурно: формальночислясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой,предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие "романы"и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы. По убеждению,разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкинветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего дарования. В то же времяпродолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, он общается с убежденнымпротивником крепостничества Н. И. Тургеневым (воздействие его взглядовощутимо в стихотворении "Деревня", 1819), пишет стихи в высокойгражданственной традиции ("Вольность", 1818), отказывается (не без влиянияП. А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиямпоэтов-архаистов; через Дельвига знакомится с Е. А. Баратынским и П. А.Плетневым. Молодой словесностью Пушкин осознается как признанный лидер.Итогом этих лет стала поэма "Руслан и Людмила" (отдельным изданиемопубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтическогозаказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков. В поэменепринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия,фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; "мелочь" карамзинистовобретает масштабы эпоса, а "протеический" дар позволяет вести рассказ снемыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу по прочтении поэмыпризнает в Пушкине "победителя-ученика", а прозвучавшие позднее упреки неотменяют огромного успеха.Окончание работы над "Русланом и Людмилой" совпало с резким недовольствомимператора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла оСибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военномугубернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, чтозагодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена).Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение; обращался кАлександру I, по-видимому, и Карамзин, обычно к ходатайствам не склонный.Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.Ссылочный невольникВстретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с егоразрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев(сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании,бессарабская "смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний", контакты счленами тайных обществ (М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Пестель и др.)способствовали как росту политического радикализма (высказывания,зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину неписать "против правительства" два года и слово сдержал), так и творческомуувлечению Дж. Байроном. Поэтизация индивидуализма, сложно связанного сосвободолюбием, могучей страсти или разочарования, внимание к экзотическомуколориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усилениесуггестивности приметны в новых элегиях ("Погасло дневное светило", 1820),балладах ("Черная шаль", 1820; "Узник", 1822), философско-политическойлирике ("Наполеон", 1821) и особенно в ориентированных на "восточныеповести" Байрона поэмах ("Кавказский пленник", 1820; "Братья разбойники",1822-23; "Бахчисарайский фонтан", 1821-23).Заняв вакансию "первого романтического поэта", Пушкин в кишиневско-одесскийпериод (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графеМ. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разныхжанрово-стилистических традициях (напоминающая о Вольтере и Парни поэма"Гавриилиада", 1821; "высокое" дружеское послание "Чаадаеву", 1821,антологическое стихотворение "Муза", 1821; "Песнь о вещем Олеге", 1821,развивающая мотив боговдохновенности свободного творчества в духе Гете иШиллера, и пр.). В Кишиневе был начат "Евгений Онегин" - "роман в стихах",рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречийрассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальнойэволюции автора.Сложности личного плана (запутанные отношения с графиней Е. К. Воронцовой иА. Н. Раевским), конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политическихперспектив (поражение революций) и реакция в России, изучение "чистогоафеизма" привели Пушкина к кризису 1823-24; мотивы разочарования, близкогоотчаянию, охватывают не только сферу политики ("Свободы сеятельпустынный..."), но получает и метафизическое обоснование ("Демон"; оба1823). В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которомуиз перлюстрированного письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму,привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имениеМихайловское Псковской губернии.На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзорза поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего именияТригорское П. А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины РодионовныЯковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание сромантизмом происходит в стихотворениях "К морю" и "Разговор книгопродавцас поэтом", поэме "Цыганы" (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата5-я главы "Евгения Онегина"; главным делом мыслится трагедия "БорисГодунов" (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей,"Истории государства Российского" Карамзина и драматических принциповШекспира. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршеепрощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание кистории и фольклору ("Жених", 1825; "Песни о Стеньке Разине", 1826),далеким культурам ("Подражания Корану", 1824), новое открытие ценностейлюбви ["К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), 1825], дружества ("19октября", 1825), простого и грустного бытия ("Зимний вечер", 1825),убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта("Андрей Шенье", 1825; "Пророк", 1826), трезвый скептицизм в оценкесовременности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике(переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержатьссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.В надежде славы и добраВ суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург,но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан "ГрафНулин", ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по "странномусближению", проблемам исторической случайности. Известия о восстании,арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищескоесострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации,надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагалсебя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его"возмутительные" стихи знала вся грамотная Россия и они естественновстраивались в "декабристский" контекст).8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I,результатом которой стало взаимное признание; император взял на себяцензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиямНиколая ("Стансы", 1826), сохранил верность друзьям ("Во глубине сибирскихруд...", 1827). Это было не двурушничество, но стремление занятьгосударственную позицию: свободные доверительные отношения с царем даваливозможность творить добро, в частности, бороться за амнистию декабристов.Государственничество (неотделимое от верности дворянской чести)предполагало оглядку на державинскую традицию ("Друзьям", "Мордвинову", оба1827); по-державински Пушкин указывает на человечность как неотъемлемоесвойство идеального монарха (эта линия ведет от "Стансов" и "Друзьям" к"Герою", 1830). Любимым героем (и примером для императора) становится ПетрI, изображенный "домашним образом" в неоконченном романе "Арап ПетраВеликого" (1827-28) и апологетически в "Полтаве" (1828), которая начинаетсякак романтическая поэма, а заканчивается как эпос (ср. мощную одическуюокраску в эпизоде боя).Свободно заняв "государственническую" позицию, Пушкин не желал ставить свойдар на какую-либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседствустихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества (("Поэт итолпа", 1828; "Поэту", 1830).Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов.Отношения с императором (обычным посредником выступал шеф тайной полицииграф А. Х. Бенкендорф) были далеки от намеченной идеальной модели ("БорисГодунов" не получил высочайшего одобрения; ответом на поданную по монаршейволе записку "О народном воспитании" стал вежливый выговор). Сложности былии в "республике словесности": Пушкин и его давние союзники (Вяземский,Дельвиг) не вполне сошлись с московскими любомудрами, отношения с Н. А.Полевым и Н. И. Надеждиным колебались от отчужденных до враждебных; в 1829-30 ярым противником Пушкина и его круга стал редактор популярной газеты"Северная пчела" Ф. В. Булгарин, известный своим сотрудничеством с тайнойполицией, сочетавший вражду к аристократии, эпигонское просветительство,торговую хватку, чудовищное хамство и умение доходчиво толковать спубликой. Стремление к твердому общественному статусу оказалось труднореализуемым - отсюда "охота к перемене мест" (планы заграничногопутешествия; поездка в 1829 на театр военных действий, описанная в"Путешествии в Арзрум", 1835); отсюда мотивы одиночества, бессмысленностисуществования, беззащитности человека перед лицом "равнодушной природы",судьбы, деспотизма ("Дар напрасный, дар случайный", "Анчар", оба 1828;"Дорожные жалобы", "Брожу ли я вдоль улиц шумных", оба 1829); отсюда жемотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь("Воспоминание", "Предчувствие", оба 1828; "На холмах Грузии лежит ночнаямгла", "Жил на свете рыцарь бедный", "Я вас любил: любовь еще, быть может",все 1829).Болдинская осеньВ 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и "своем доме", добивается рукиН. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившисьвступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерныхкарантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородскаягуберния). "Болдинская осень" открылась стихотворениями "Бесы" и "Элегия" -ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радоститворчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (еерубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Был завершен"Евгений Онегин", написаны "пропасть" стихотворений и статей, "ПовестиБелкина", открывающие поэзию и принципиальную сложность "обыкновенной"жизни, "Маленькие трагедии", где историко-психологическая конкретностьхарактеров и конфликтов, принимая символические формы, подводила к"последним" экзистенциальным вопросам (эта линия получит развитие в повести"Пиковая дама" и поэме "Медный всадник", обе 1833; "Сценах из рыцарскихвремен", 1835).Самостоянье человекаПервое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в ЦарскомСеле. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунтывнутри страны - предмет его постоянных размышлений, отразившихся вэпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений"Клеветникам России" и "Бородинская годовщина". Общение с Жуковским и Н. В.Гоголем, занятым "Вечерами на хуторе близ Диканьки", взаимно стимулировалообращение к фольклору ("Сказка о царе Салтане..."). Вопрос о сложных,чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народомстановится для Пушкина важнейшим ("Дубровский", 1832-33; "ИсторияПугачева", 1833; "Капитанская дочка", 1836). Усложняется отношение к ПетруI и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для "Истории Петра");"объективизм" сменяется трагическим восприятием истории ("Медный всадник");"милость", неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся врелигиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной"справедливости" ("Анджело", 1833; "Капитанская дочка"; "Пир ПетраПервого", 1835). Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов,отрывков обычно "эпичны" по форме (обращения к самым разным эпохам наоснове разных историко-документальных и литературных источников) и"лиричны" по сути. В собственно лирике - при редких и значимых исключениях("Чем чаще празднует лицей", 1831; "Осень", "Не дай мне, Бог, сойти с ума",оба 1833; "Туча", "Полководец", "... Вновь я посетил", все 1835) -доминируют переводы ("Странник", 1835), стилизации, подражания, "вариациина тему" ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836) или"квазиподражания" ("Из Пиндемонти", 1836) - "свое" подается как "чужое" илиутаивается от публики.ПоединокСемейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложненаотношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину былпожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение оботставке было взято назад, т. к. грозило отлучением от государственныхархивов). Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокимигонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал"Современник" (1836; четыре тома; среди авторов Жуковский, Гоголь, Ф. И.Тютчев), как и "История Пугачева", успехом у публики не пользовался.Духовная независимость Пушкина, его культурно-государственная стратегия,установка на особые отношения с государем, личная честь и презрение кбюрократическо-аристократической черни обусловили вражду со "свинскимПетербургом" (от сервильных литераторов и светских шалопаев до министранародного просвещения С. С. Уварова). Получив 4 ноября 1836 анонимныйпасквиль, Пушкин посылает вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за женойпоэта. Дуэль была расстроена, Дантес вынужден жениться на Е. Н. Гончаровой,свояченице Пушкина, однако его поведение после свадьбы и светская реакцияна "историю" показали, что кризис не разрешился. 25 января 1837 Пушкинотправляет приемному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну,письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около5 вечера Пушкин был смертельно ранен. После двух неполных суток физическихмук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императораобещание взять жену и детей "на свое попечение" (было исполнено),исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге(см. "Смерть поэта" М. Ю. Лермонтова; позднее на смерть Пушкинаоткликнулись стихами Жуковский, Тютчев, А. В. Кольцов); у его гробапобывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconБиография пушкин александр Сергеевич (1799 — 1837)
Пушкин александр Сергеевич (1799 — 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель...
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин граф нулин
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин Кавказский пленник
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин Бахчисарайский фонтан
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин братья-разбойники
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин Домик в Коломне
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин анджело
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин Вадим
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин тазит
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Александр Сергеевич Пушкин (биография) iconАлександр Сергеевич Пушкин гавриилиада
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы