Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? icon

Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали?



НазваниеИзменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали?
Дата конвертации21.07.2012
Размер120.94 Kb.
ТипРеферат
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали?


Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? В делах любви каждый должен руководствоваться традициями и нравами своей страны, но больше всего - собственными наклонностями. Камасутра ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ, система нравственных норм, регулирующих все сторонысексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системынравственных ценностей конкретного общества, включает не только правилаполового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи,касающиеся вопросов секса. В половой морали молодежи происходят определенные перемены. Однакокак масштаб этих изменений, так и их значение оцениваются по-разному. Одниавторы считают, что налицо прогрессивный процесс освобождения человеческогосознания от религиозных табу, открывающий путь к более свободным и разумнымсексуальным отношениям. Другие, наоборот, говорят о катастрофическомпадении нравов, исчезновении глубоких чувств, низведении человеческойсексуальности до уровня животных. И те и другие подкрепляют своиутверждения примерами, фактами, статистическими выкладками. То, что традиционная половая мораль противоречива, несостоятельна илицемерна, было ясно уже в конце XIX века. В 1884 году Ф. Энгельс писал:"То, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами послепредстоящего уничтожения капиталистического производства, носит попреимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем,что будет устранено. Но что придет на смену? Это определится, когдавырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни непридется покупать женщину за деньги или за другие социальные средствавласти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаватьсямужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ниотказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономическихпоследствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, чтосогласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знатьсами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому своеобщественное мнение о поступках каждого в отдельности - и точка". В начале 1920-х годов эту мысль продолжил В. И. Ленин в известнойбеседой с Кларой Цеткин: "В эпоху, когда рушатся могущественныегосударства, когда разрываются старые отношения господства, когда начинаетгибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельногочеловека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия инаслаждения легко приобретает безудержную силу. Формы брака и общения половв буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половыхотношений близится революция, созвучная пролетарской революции". В чем же состоит эта революция и как она отражается в нашем моральномсознании? Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половойморали? Чтобы избежать субъективизма, необходимо начать с перечислениясоциальных процессов, происходящих в той или иной степени во всехиндустриально развитых странах. Начиная, как минимум, с ХVII века, всецивилизационные процессы в России проходили под влиянием и вовзаимодействии с Западом, «цивилизация» воспринимается как европеизация ивестернизация и вызывает прямо противоположные чувства. Одни видят в этомпрогрессивную индивидуализацию и обогащение жизненного мира, а другие -разложение и деградацию. Всевластие бюрократического государства иотсутствие четкого разграничения публичной и частной жизни затрудняетформирование автономных субкультур, являющихся необходимой предпосылкойсексуального, как и всякого другого, плюрализма и терпимости. Отношение ксексуальности и эротике в России всегда политизировано и поляризовано, ареальные проблемы частной жизни при этом нередко теряются. Тем не менее, в России ХIХ - начала ХХ в. происходили принципиальноте же процессы, что и в Европе, и обсуждались они в том же самоминтеллектуальном ключе. Особенно важную роль в развитии русской сексуально-эротической культуры сыграл Серебряный век Общая тенденция, от которой зависят сдвиги в сексуальном поведениисовременных людей,- ломка традиционной системы половой/гендернойстратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальныхролей. Гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность,большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половомупризнаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительноймере нивелируют различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин.Разумеется, эта тенденция не абсолютна. Все еще существуют преимущественномужские и женские профессии, сохраняется различие мужских и женских ролей всемье и т. д. Но такие различия все чаще воспринимаются не как"естественный закон", а как простой эмпирический факт или следствиеиндивидуальных различий, необязательно связанных с полом. Главная тенденциясовременной культуры - установка на развитие индивидуальности,безотносительно к какому бы то ни было заданному стандарту. Важные перемены происходят и в культурных стереотипах маскулинности ифемининности. Они становятся менее жесткими и полярными и более внутреннепротиворечивыми. Традиционные черты в них переплетаются с новыми. Кроме того, онизначительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальныхвариаций. Наконец, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, нои женскую точку зрения. Общая тенденция, лежащая в основе всех перечисленных процессов,-изменение ценностных ориентиров, центром которых становится не семейнаягруппа, а индивид. Эта переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение, и проституцию вцелом - результат длительного исторического развития, уходящего своимикорнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим ине воспринимал себя вне своей социально-групповой принадлежности. Глубокие перемены происходят и в культуре. Прежде всего это крахтрадиционных антисексуальных установок и их псевдонаучного обоснования.Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть всексуальности нечто постыдное и низменное. Реабилитированная эротиканаходит разнообразное выражение как в массовой, так и в "высокой" культуре,будь то литература, кино или изобразительное искусство. Здесь действуетподмеченная Д. С. Лихачевым общая закономерность художественного прогресса- сужение сферы запретного. Хотя проституция в них морально осуждалась, убедных советских женщин, живших на скромную зарплату и не могших покупатьдорогие модные наряды, этот образ жизни невольно вызывал жгучую зависть.Настоящим бестселлером стала повесть Владимира Кунина "Интердевочка" (1988)и снятый по его сценарию одноименный фильм Расширение диапазона сексуальных переживаний, символизируемых вкультуре,- часть процесса перестройки телесного канона и канона речевойпристойности, утвердившихся в начале нового времени. Ослабели культурныезапреты против наготы: достаточно вспомнить эволюцию купальных костюмов идругих видов одежды. Расширились границы речевой пристойности, некоторыеслова, еще недавно считавшиеся нецензурными, вошли в широкий оборот. В этомможно усмотреть признак падения нравов. Но возможность обсуждать ранеененазываемое означает, что люди перестали бояться данных явлений, сталисвободнее относиться к ним. Изменение отношения к телу связано с общим изменением отношения кэмоциям. В противовес викторианской установке на подавление эмоцийсовременная культура, включая научную психологию, подчеркивает ценностьсамораскрытия и пользу эмоциональной чувствительности. "Воспитание чувств"в сегодняшнем понимании - умение не только контролировать и подчинятьчувства разуму, но и выражать свои чувства, слушаться веления сердца. Нокак связать проституцию и чувства? Проституция (лат. prostitutio — предание разврату, обесчещение,осквернение), профессиональное удовлетворение сексуальных потребностейклиентов за вознаграждение; продажа женщинами своего тела с целью добытьсредства к существованию. Известна с глубокой древности. Не случайно еёопределяют как одну из "древнейших профессий". Есть сведения о еёсуществовании уже в рабовладельческих государствах, начиная с 3 — 2 вв. дон. э. Значительное распространение получила в Древней Греции и ДревнемРиме, Персии, Индии, где были созданы многочисленные дома терпимости(лупанарии). Существовала проституция и в эпоху феодализма. Сексуальное обслуживание за деньги имеет достаточно глубокиесоциальные, психологические и сексуальные функции. Оно упрощает и ускоряетсексуальное сближение, избавляя мужчину от необходимости ухаживать,соблюдать какие-то ритуалы. В принципе любовная игра сама по себедоставляет огромное удовольствие, но есть мужчины, которых она неинтересует или которые не умеют ее вести. Коммерческий секс избавляетмужчину от ответственности, как социальной (в случае беременности), так иэмоциональной. Нормальная сексуальная близость предполагает какую-толичную, эмоциональную вовлеченность, заботу о партнере. Однако некоторыемужчины к этому не способны. Им нужен именно отчужденный, анонимный секс,свободный не только от обязательств, но и от интимности. Коммерческий секспривлекает мужчин экзотическим разнообразием, возможностью приобретениянового опыта. Профессиональная проститутка обязана совершенствовать своютехнику, она не только учит своих клиентов, но и сама постоянно учится уних. Кроме того, она делает то, что клиент хочет. Сексуальные желаниямногих мужчин содержат нечто не вполне обычное. До тех пор пока секссчитается «грязным», «плохие» женщины всегда будут для некоторых мужчинсоблазнительнее «хороших», ибо «порядочность» ассоциируется с монотонностьюи скукой. Большое социальное (а не только медицинское) значение имеет появлениеэффективных противозачаточных средств-контрацептивов. Их наличиеосвобождает людей от страха перед нежелательными "последствиями" половойжизни, что особенно важно для женщин. Это повышает степень ее свободы, нотакже и ответственности. Как влияет все это на сексуальное поведение, егоритм, интенсивность и социальные формы? Однозначного ответа на этот вопроснет и быть не может вследствие социально-экономических, классовых,национальных, религиозно-культурных и многих других различий. Тем не менее,можно указать общие тенденции, которые, хотя и в разной степени, характерныдля всех индустриально развитых стран. В развитии мировой сексуальной культуры на пороге третьеготысячелетия присутствуют те же общие, глобальные тенденции, что в другихсферах общественной и личной жизни. 1. Происходит ее индивидуализация и приватизация, переход от внешнего социального контроля к индивидуальному саморегулированию; освобождаясь из-под власти церкви, семьи, общины и государства, сексуальность включается в систему индивидуальных, личных ценностей. 2. С ослаблением традиционных иррациональных страхов, противопоставления души и тела и табуирования телесных переживаний, сексуальное наслаждение, как и вообще чувственность, секуляризируется, признается положительной социальной и культурной ценностью, какой она всегда обладала в обыденном сознании, и включается не только в бытовую, но и в высокую культуру. 3. Демократическое общество отказывается от жесткой регламентации и унификации сексуальной жизни, предпочитая им плюрализм и толерантность. Сексуально-эротическая техника, мотивация, возрастные границы, количество и даже пол сексуальных партнеров все чаще признают частным делом индивидуального усмотрения каждого индивида или пары. 4. Женское равноправие и радикальная ломка полоролевых норм и стереотипов подрывает, делает проблематичными многие традиционные представления о природе пола и сексуальности. Это увеличивает разнообразие стилей сексуальной жизни и расширяет границы свободы личности. 5. Легализация однополой любви и рост политической и культурной активности сексуальных меньшинств также способствуют этим процессам, высвечивая коммуникативные и гедонистические аспекты сексуальности, принципиально несводимые к репродуктивной функции. Процесс этот глубоко противоречив. Становление новых норм и образцовсексуального поведения, а в частности и проституция, всегда значительноотстает от разрушения старых стандартов, которое поначалу везде и всюдувоспринимается как проявление аномии и анархии. Ослабление сексизма имногих традиционных табу расширяет индивидуальную свободу и избирательностьтолько при условии достаточно высокой общей и сексуальной культуры. Впротивном случае, социальные издержки этого процесса оказываются огромными.Об этом с новой силой напомнила человечеству эпидемия СПИДа. Нормы сексуального поведения и соответствующие моральные установкибыстро изменяются. Разница между старшими, и младшими возрастами в этомотношении очень велика. Молодежь чувствует и поступает не совсем так, какделали в ее возрасте отцы и деды, поэтому представления, основанные наопыте прошлых поколений, часто не соответствуют истине. Перечисленные тенденции являются глобальными, общими для всехиндустриально развитых стран. Однако существуют громадные национальные,социально-классовые, культурные и иные различия в степени их выраженности.Не следует недооценивать стабильность и историческую преемственностьсоциокультурных установок и поведения. В разговорах о "сексуальнойреволюции" долгосрочные, глубинные процессы часто смешиваются с временными,краткосрочными тенденциями, которые принципиально обратимы и имеютдостаточно четкие границы. Но самое главное - какие качественные сдвиги стоят за этимистатистическими тенденциями? Означает ли новая "сексуальная свобода"прогрессивную индивидуализацию любовной жизни или рост сексуальногоотчуждения и деиндивидуализации? "Секс" и "общество" часто мыслятся как равноправные стороныпротиворечия, и вопрос сводится к тому, какой из них отдать предпочтение. Втеории Фрейда либидо - это постоянный инстинктивный соблазн, а труд -суровая внешняя необходимость, и между ними всегда существует конфликт. Отчужденный, подневольный труд действительно заставляет человекаискать эмоциональное удовлетворение в каких-то иных сферах бытия. Но и сексбывает отчужденным, функциональным, лишенным индивидуальной эмоциональнойокрашенности. За перестановкой акцентов стоят глубокие социальные сдвиги, преждевсего перемещение личных идеалов из сферы труда и производства в сферудосуга и потребления. Ранний капитализм ставил во главу угла успех,обладание, накопление, призывая ради этого ограничивать личное потреблениеи сами потребности. Сексуальность тоже была разрублена на две части: "дело"- это прокреативный секс, составляющий долг, обязанность и осуществляемый врамках законного брака, а "потеха" - это уж как получится. С ростом общественного богатства и увеличением массы свободноговремени ценностные ориентации общества изменились: на первый план выходитпотребление, по отношению к которому труд является лишь средством. Если быречь шла только о том, что мотив потребления стал перевешивать мотивобладания, этот сдвиг можно было бы приветствовать. Что может быть нелепее,чем жить ради производства и накопления вещей? Не разумнее ли, потребляяих, жить в свое удовольствие? Но жить только для себя - значит жить сегодняшним днем, причемрастущая неустойчивость социального бытия побуждает индивидов гнаться зановыми и новыми удовольствиями. Применительно к нашей теме это значит, чтосекс с проституткой становится в первую очередь развлечением, котороеполемически противопоставляется серьезности, ответственности, долгу.Общество, где человек является прежде всего средством производства,неизбежно порождает репрессивную половую мораль. "Потребительское общество"подрывает репрессию, но одновременно низводит сексуальность до уровняразвлечения. В результате секс рассматривается то как важнейшая сфераиндивидуального самоутверждения, то как последнее убежище человека вобезличенном стандартном мире, то как развлечение, спорт, игра. Как пишет известный американский социолог Айра Рисе, "новаясексуальность" означает небывалое разнообразие и индивидуализацию формсексуального самовыражения. Старая половая мораль была прокрустовым ложем.Если индивид ему не соответствовал, общество не предлагало альтернатив, астаралось подогнать человека под заданные параметры. Главное преимущество"новой сексуальности" - возможность выбора, право личности самой выбиратьнаиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Достижения медицины вборьбе с венерическими заболеваниями и создание надежных контрацептивовтакже способствуют гуманизации сексуальных отношений, позволяя индивидуруководствоваться в принятии решений не страхом перед "последствиями", адругими, более высокими соображениями. Но многие люди оказались к этому не подготовлены. Сексуальноеповедение изменилось сильнее, чем моральные установки. В результатевозникла, по выражению Рисса, "смертельная смесь" новых форм сексуальногоповедения с сильными пережитками старой репрессивной идеологии,блокирующими реалистический подход к сексуальности. Иллюзия сексуальнойсвободы в сочетании с отсутствием элементарных знаний способствовалараспространению ложных представлений и мифов. И когда общество оказалосьперед лицом грозной эпидемии венерических заболеваний, а затем СПИДа,консервативные силы не преминули возложить всю ответственность за это наидеологов "сексуального освобождения": вот к чему приводит либерализм! Связь репрессивной половой морали с политическим консерватизмом неслучайна. Половая мораль относится к числу самых консервативных иустойчивых элементов культуры, поэтому защита статус-кво неизбежно являетсяи защитой этой морали. Лозунги охраны семьи и нравственности всегда находятживой отклик у населения, а играя на сексуальных страхах и предрассудках,легко скомпрометировать политического противника. Этот метод был известенуже в Византии XI века, где, по выражению английского историка ЭдуардаГиббона, педерастия была преступлением тех, кого нельзя было обвинить ни вчем другом. "Моральное большинство" на самом деле не является ни моральным (оностремится заменить нравственную саморегуляцию личности принудительнымконтролем извне), ни большинством (даже люди, голосующие за консерваторов,не поддерживают экстремистов правого толка). Задача не в том, чтобывернуться к стилю жизни, существовавшему когда-то, а в том, чтобы осмыслитьновые реалии и сблизить сексуальное поведение и моральные установки. Короче говоря, проституция соотносима к вопросам развития общества:будет ли государство по-прежнему все регламентировать (не слишкомэффективно) или же люди сами возьмут на себя ответственность за своеповедение, включая и его морально-половые и социальные издержки. Никому не нравится работать и зарабатывать деньги, да ведь приходится. Иной раз пожалеешь бедную девушку: она и устала, и не в духе, а тут нужно угождать мужчине, до котороого ей дела нет, какому-нибудь полупьяному дураку... Ради собственного удовольствия ни одна женщина не пойдет на эту работу; а послушать наших ханжей, так это сплошные розы! Бернард Шоу




Похожие:

Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconПсихология развития незрячих и слабовидящих людей
В связи с изменениями во всех сферах современного общества экономике, политике, науке и искусстве, изменяется и взгляд на человека....
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconПрагматика общественной морали
Даже если концепт общественной морали специально не проговаривается. Рассмотрим теперь основные концепции политической философии...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconСодержание введение. Взаимосвязь права и морали. Общие черты права и морали. Отличительные особенности права и морали. Заключение. Введение
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconТема. Функции морали
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной,...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconУправление корпоративными изменениями Цель курса
Сформировать систему знаний о разнообразии форм управления изменениями в компаниях, а также о роли ит в управлении изменениями в...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconРеферат «Соотношение политики и морали. Сократ, Аристотель, Эпикур, Макиавелли, Кант, Ильин» По дисциплине: «Политология»
В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconЗакон термодинамики. Вариант Как изменяется внутренняя энергия идеального газа при изотермическом сжатии? А. Увеличивается. В. Не изменяется. Б. Уменьшается. Г. Ответ неоднозначен
Какое выражение соответствует первому закону термодинамики в изохорическом процессе?
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconПроблема разделения труда по А. Смиту
В своих философских взглядах он примыкал Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе не симпатизировать,...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconПроблема разделения труда по А. Смиту
В своих философских взглядах он примыкал Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе не симпатизировать,...
Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? iconКнига Аласдера Макинтайра «После добродетели»
Аристотеля и Фомы Аквинского являются примерами первого типа морали, то Кант и Джон Ролз дали примеры этических систем, основанных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы