Данилевский Понятие «цивилизация» icon

Данилевский Понятие «цивилизация»



НазваниеДанилевский Понятие «цивилизация»
Дата конвертации28.06.2012
Размер46.88 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /1.doc
2. /10.doc
3. /12.doc
4. /14.doc
5. /15.doc
6. /16.doc
7. /17.doc
8. /18.doc
9. /19.doc
10. /2.doc
11. /20.doc
12. /21.doc
13. /22.doc
14. /23.doc
15. /27.doc
16. /28.doc
17. /29.doc
18. /3.doc
19. /30.doc
20. /31.doc
21. /32.doc
22. /33.doc
23. /34.doc
24. /35.doc
25. /36.doc
26. /38.doc
27. /39.doc
28. /4.doc
29. /40.doc
30. /41.doc
31. /42.doc
32. /43.doc
33. /5.doc
34. /6.doc
35. /7.doc
36. /8.doc
37. /9.doc
Общество как целостная социальная реальность
10 Модель символического интеракционизма. (Дж. Мид 1863-1931, Ч. Кули 1864-1929)
12 Социальные статусы, социальная роль
14 Сеть взаимодействий
3. Социальная организация
№16 Социальная структура
17 Теория структурного функционализма
18 Теория Зеркального Я
№19 Социальные институты: характеристики и общее значение для общества
2 Взгляд О.
Конт на социальную эволюцию человека

№20 Первичная и вторичная социализация
№21 Агенты институты и механизмы социализации
Психофизиологическая идентичность
№23 Социализация и социальный контроль
№27 Разновидности социальных общностей
28 Социальные группы: характеристики, виды, функции
Соломон Эш и Стэнли Милгрем проводили эксперименты по конформизму
№ Эволюционизм Герберта Спенсера
5 компонентов культуры по Масионису
Гипотеза Сепира-Уорфа
Классификация ценностей
Ценности повседневной жизни и ценности в идеологии
34 Девиантное и делинквентное поведение
Понятия субкультуры и контркультуры
Маргарет Мид
Данилевский Понятие «цивилизация»
39 Арнольд Тоемби
Социал-дарвинизм
Идеационный тип
Традиционное общество
Происхождение глобализации
За словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание
№5 Социологический реализм Эмиля Дюркгейма
Понимающая социолгоия Макса Вебера
Микросоциология
8 Социальное взаимодействие
9 Теории социального взаимодействия: I. Модель соц. Обмена (Хоменс)

38 Данилевский и Шпенглер

Данилевский

Понятие «цивилизация» как социокультурная целостность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась различными авторами. Н. Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций или историко-культурных типов: 1/египетский, 2/китайский, 3/ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический, 4/индийский, 5/иранский, 6/еврейский, 7/греческий, 8/римский, 9/новосемитический или аравийский, 10/германо-романский или европейский, 11/мексиканский, 12/перуанский.

Каждый из этих типов существует изолированно, так как культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой. Такие народы как гунны или монголы играют роль разрушителей умирающих цивилизаций. Полностью «неисторические» народы оказываются лишь «этнографическим материалом,» который может обогатить великие культурные типы, но никогда не будет претендовать на создание собственного.

Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов:

  1. каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану;

  2. жизнь цивилизаций имеет свой предел, и что одна цивилизация сменяет другую;

  3. сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя- средневековая- современная) как приближающуюся к этой своей кульминации. В реальности общей хронологии, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.

Историю творят люди, но их исторические роли различны. Соответственно существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

  • Позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) - египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, римскую, арабскую и германо-романскую (европейскую);

  • Негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки);

С другой стороны, есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала»- пассивной, распыленной популяции.

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях. Т.е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах: для греческой цивилизации- красота, для семитской- религия, для римской- закон и администрация, для китайской- практика и польза, для индийской- воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской- наука и технология.

Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации. Первый период, иногда весьма продолжительный- это период возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация полностью развивается и раскрывается её творческий потенциал. Этот период обычно относительно короток (Данилевский оценивал его в 400-600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации ослаблении инновационного потенциала, ненастной жажде власти и доминирования над миром. В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации. Таков финал несколько этноцентричной истриософии Данилевского.


О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-еврoпейская). В качестве девятой культуры, он называл зарождающуюся русско-сибирскую.

Шпенглер строит свою культурную физиогномику, исходя из идеи существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми состовляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах — первофеноменах. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первофеномену, объявляя сущность культуры его выражением. Так, ограниченный однолинейный путь является символом Древнего Египта, а путь неопределенного блуждания — символом Китая; богослужение в пещере или под вечным небесным куполом, символизирует магическую культуру, а бесконечная равнина символизирует русскую культуру и так далее.

Каждая отдельная культура переживает цикл детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка именуется «цивилизацией». Агонизируя, культура проявляет определенные характерные качества: космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный и абстрактный подход вместо естественной религиозной чувственности, массовые ценности вместо народных, деньги вместо истинных ценностей, секс вместо материнства, политика грубой силы вместо консенсуса. Такое состояние упадка или агонии может длиться долго, но когда-то культура все же обрекается на распад и исчезает.

Например, «первичный символ» греко-римской культуры- культ чувственного, тема Аполлона. В китайской культуре- это «Дао», неопределенный, блуждающий, многолинейный «путь» жизни. Для западной культуры «первичным символом» является «безграничное пространство» и концепция времени, простирающегося в бесконечность, как предназначение, «Фаустовская тема». Очевидно, что Шпенглер ищет «дух» культуры для данного периода. Естественно, каждый дух проникает во все её сферы поскольку он оживляет все компоненты культуры, постольку любой факт и событие служат символом её духа. Таков был культурный релятивизм по преимуществу. «Истины истинны лишь по отношению к конкретному человечеству».

Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были весьма мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет «мегаполис», мировой город, окруженный провинциями. «Внутри этого мира-города проживают новые кочевники, паразитирующие городские жители, без корней, без традиций, без прошлого. Городская популяция- это масса, а не люди или раса». Не удивительно, что в ближайшее время этот мир «будет лежать в обломках, наши железные дороги и пароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантские города и небоскребы окажутся в рунах, как древний Мемфис и Вавилон. История созданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу».




Похожие:

Данилевский Понятие «цивилизация» iconНиколай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (по старому стилю) 1822 г в селе Оберец Ливенского уезда одном из "дворянских гнезд" богатой литературными и научными талантами Орловщины. Родители Н. Я
Данилевский, Данилевский!", и я увидел, как около высокого молодого человека, одетого не в студенческую форму, образовалась и стала...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconТема: «Скользящие по мирам. Цивилизация геймеров»
Это своего рода цивилизация. Цивилизация геймеров. На сколько, сегодня, современная молодежь зависят от виртуальности, кто кем управляет,...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconСредневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви
За это время западная цивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconПротоиндийская цивилизация. Общая характеристика Протоиндийская цивилизация. Общая характеристика
Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс до нашей эры
Данилевский Понятие «цивилизация» iconВозможна ли единая европейская или мировая цивилизация
Для того чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconРеферат по теме: «Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация?» Коляда Алексей
Для того чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconРеферат по дисциплине «Культурология» на тему: «Этрусская цивилизация»
Цивилизация (от латинского языка – государственный, гражданский) – особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической,...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconКонтрольная работа по культурологии Вариант №8 студентка 1 курса, вечернего отделения, специальность бух учёт
Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1 микенская цивилизация и 2 античная цивилизация
Данилевский Понятие «цивилизация» iconИсследовательский проект «Эволюция геометрических построений» Номинация математика
Воистину, современная цивилизация это Цивилизация Геометрии. Геометрические знания и умения, геометрическая культура и развитие являются...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconРеферат по философии цивилизация. Кризис современности исполнитель: Консультант
Любое становление — это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация — не единственная и не уникальная...
Данилевский Понятие «цивилизация» iconТипы цивилизаций понятие цивилизации
Цивилизация (от лат сivilis – гражданский, государственный) – тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы