Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок icon

Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок



НазваниеАнны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок
Дата конвертации21.07.2012
Размер72,5 Kb.
ТипУрок
скачать >>>



Урок- мастерская

по творчеству Анны Андреевны Ахматовой

11 класс


Цель урока:

  • учить учащихся мыслить творчески и раскованно

  • развивать у учащихся навык самостоятельного выстраивания своего знания


Оснащение урока:

  • справочники

  • учебники

  • фотографии поэтессы и поэтов Серебряного века

  • музыка И.С. Баха

  • проигрыватель



В этой жизни я немало видела,

Только пела и ждала.

А. Ахматова


Ход урока


  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проводим урок в творческой мастерской поэтессы Серебряного века А.А. Ахматовой. Сафо 20 века- титул этой великой поэтессы. Её поэзия строгая и классически соразмерная. Русская Сафо обладала точным и реалистическим зрением.


Заслуги её в поэзии отмечены высокими премиями и званиями:

  • 1964- премия в Италии

  • 1965- в Лондоне ей присудили почётную докторскую степень

  • 1965- книга «Бег времени» стала подлинным событием года

  • 100- летний юбилей поэтессы по решению ЮНЕСКО был отмечен во всём мире


Признание пришло к ней, к сожалению, только на закате жизни (умерла она в 1966 году). А жизнь её была большим испытанием даже для сильного духом человека.


Задаёмся вопросом, какой была А.А. Бережно перебираем брошюры, статьи. Находим воспоминания современника, близкого друга поэтессы К.И. Чуковского: «Главнейшая черта её личности- величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально- важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, своей высокой писательской миссии… Замечательна в её характере и другая её черта: она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые ей были нужны самой. Близкие друзья её знали, что стоит подарить ей какую- нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или через два эта нарядная шаль украсит другие плечи. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были её вечными спутниками…»


1


Особенности стихосложения Ахматовой


Часто любителям поэзии интересно узнать, каков поэтический почерк поэта. Что свойственно только эму? Что, например, характерно для поэтического мира А. А. Ахматовой?

Находим статью Б. Эйхенбаума «Анна Ахматова. Опыт анализа». Каков подробный анализ! Вот он:

  • Основа её метода: скупость слов, лаконизм- определилась уже в первом сборнике.




  • А. утвердила малую форму: господствуют 3-4 строфы. Интереса к изысканным строфам у Ахматовой нет.




  • Очень часто мы находим у А. точку среди строки. Таким образом разбивается ритмическая и интонационная цельность строки, что приближает стихи к прозе:

Я только села. Собирать

Придут другие. Что же!


  • Скупость на прилагательные. Роль прилагательных часто выполняют наречия: «в шапке набекрень»




  • Эпитеты встречаются редко. Роль эпитетов выполняют прилагательные, определяющие цвет и форму, которые не соприкасаются:

И густо плющ темно- зелёный

Завил высокое окно.

Роль эпитетов могут выполнять повторы в двух последних строках, что удваивает внимание к образу:

Расскажи, как тебя целуют,

Расскажи, как целуешь ты.


  • Встречается переход прилагательных в существительные:

Оркестр весёлое играет.


2



  • Избегает метафор: они уводят нас от слова к представлению. Есть только прозрачные метафоры:

Засыпаю. В душный мрак

Месяц бросил лезвие.


  • Много сравнений: «Словно тушью нарисован»




  • Часто встречается оксюморон: «весело грустить»




  • Цветовых определений очень много в стихах. Преобладает жёлтое и серое, до сих пор самые редкие в поэзии. Ахматова подчёркивает бедность, неяркость предмета: потёртый коврик, выцветший флаг, стоптанные каблуки. Почему? А нужно видеть мир милым и простым.




  • Ритмика:

    • Паузы- помогают выделять самые нужные слова в строке

    • Стихи не мелодичны, не напевны, их нелегко было бы положить на музыку. Это не значит, что в них отсутствует элемент музыки, но он не преобладает

    • Любит пользоваться неполными рифмами

    • Любит соединять двудольные и трёхдольные стопы в одной строфе или даже строке, добиваясь психологизма. Её стихи производят впечатление не песни, а изящной, остроумной беседы, интимного разговора. Но! Поэзия возвращает нас к строгим метрам.




  • Она почти никогда не объясняет, она показывает.




  • Сознательно стремится к словам повседневным: «Ты письмо соё, милый, не комкай!»



3


Давайте остановимся и проверим сказанное на практике. Перед вами два отрывка из разных по времени написания стихотворений. Определим особенности стихосложения.


Как велит простая учтивость,

Подошёл ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво

Поцелуем руки коснулся-

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово.

И сказала его - напрасно.

Отошёл ты, и стало снова

На душе и пусто и ясно.

1913.

- О чём оно?

- О любви, ревности, обиде. Но в стихах очевидна благожелательность к людям, хорошим и не очень.

- В коротком стихотворении выражена гамма чувств. Он уже не любит: то, что подошёл, не более чем учтивость. Действием вполовину (полуласково, полулениво) выражены высокомерие, надменность.

- Скупо, но много сказано о чувствах героини. «Загадочные очи»пробудили её воспоминания, наверное, тяжёлые, если в них предстали «Десять лет замираний и криков», «Все… бессонные ночи»

- И две последние строки раскрывают трагедию героини. Ей ясно, что ничего не возвратится. Десять непростых лет истерзали её. Вот почему так пусто на душе.

- До Ахматовой у поэтов была тоска по идеалу женственности, у Ахматовой- тоска по идеалу мужчины- мужественности.

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

- Стих- е производит впечатление доверительного разговора. Как это ей удалось? Попытаемся определить размер.


- Здесь соединены трёхдольные стопы (анапест) с двухдольными стопами (ямб), что приближает стих- е к речи разговорной. В конце строки- неполные рифмы, затушёваны, перекрёстные.

4


Отрывок из стихотворения «Реквием»

Тихо льётся тихий Дон,

Жёлтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит жёлтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

1935- 1940

- Поделитесь впечатлениями.

- Пронзительное стихотворение. Человеку очень- очень плохо.

- Мы знаем, что А. пишет о себе. Использует жёлтый цвет. Что он значит? Что обозначает Дон?

- Жёлтый цвет- вестник чего- то плохого.

- В русских ист. песнях образ льющейся реки часто связывается со слезами. Так о близких- отце, матери, молодой жене- казнённого стрелецкого атамана в песне поётся:

Они плачут- что река бьётся,

Возрыдают- как ручьи шумят.


- Тихий Дон- устойчивый фольклорный образ. Можно предположить, что образ Дона возникает в сознании А. в связи с судьбой О. Э. Мандельштама, который с 1935 года находился в ссылке в Воронеже, бывал на Дону. Ахматова посещала ссыльного поэта, о таком посещении оставила стих. «Воронеж» (1936), где за словами о Куликовской битве встаёт образ Дона.


Жёлтый цвет у А.- цвет насилия. У поэта жёлтый лунный цвет часто сопутствует смерти:

Если плещется лунная жуть,

Город весь в ядовитом растворе.

  1. 10. 1928.

В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Жёлтый цвет луны усиливает ощущение трагичности происходящего. А в «Реквиеме» жёлтый цвет имеет ещё и значение предательства.

Ритм строгий, классический, трёхдольный хорей.

В конце строки- неполные рифмы, смежные.

В первом четверостишии неполные рифмы мужские, они помогают передать ощущение беды. Во втором- женские, что способствует передаче предельного состояния героини.

5


Метафора- тень, которая подчёркивает состояние героини.


Роль эпитетов выполняют повторы в двух соседних строчках, что удваивает внимание к образу (Эта женщина больна, эта женщина одна)


В мастерской нас окружают фотографии.

Автопортрет. 1913.

На шее мелких чёток ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут.


И кажется лицо бледней

От лиловеющего шёлка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая чёлка.


И не похожа на полёт

Походка медленная эта.

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.


А бледный рот слегка разжат,…

Неровно трудное дыханье.

И на груди моей дрожат

Цветы небывшего свиданья.


Критики о поэтессе.

«У вас теперь трудная должность: вы и Горький, и Толстой, и Леонид Андреев, и Игорь Северянин- всё в одном лице, даже страшно»

К. И. Чуковский, 1922

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу.»

О.Э. Мандельштам




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconЛичность и творчество Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). «Императрица русской поэзии»
Родилась под Одессой в большой (3 сестры и 2 брата) семье морского инженера-механика А. А. Горенко и внучки татарской княгини Инны...
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconРецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием Рассохина Настя, 11 А. kozyavka@inbox ru Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием" 30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых испытаний

Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconУрок по русской литературе в 11 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»
Ф. Ш. Шаймарданова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче, г. Нижнекамск
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconТворчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие любовной лирики курсовая

Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconС чем у Вас ассоциируется имя Анны Ахматовой? Возрастная категория: 13 – 14 лет

Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconДокументи
1. /Анализ стихотворения Анны Ахматовой.doc
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconСамостоятельная работа Студентки у э ф дневного отделения 214 группы Литвиненко Анны Андреевны Шифр № Вариант задания №13
Особенности расчета сырья для холодных блюд и закусок из мяса. Санитарно-гигиенические требования при их приготовлении
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconТема «Ранняя лирика Анны Ахматовой»
Составила учитель русского языка и литературы Рунгинской средней общеобразовательной школы Буинского муниципального района Республики...
Анны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок iconОсобенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием Поэзия Анны АхматовойА. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальныхпотрясений, революций и войн

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы