Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы icon

Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы



НазваниеЭ. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы
Дата конвертации21.07.2012
Размер93.63 Kb.
ТипАнализ
скачать >>>


Э. М. Перимова

аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы


В статье рассматриваются особенности развития в России системы управления корпоративными отношениями при взаимодействии коммерческих структур с органами государственной власти.


Ключевые слова: корпоративные отношения, российская компания, GR, органы государственной власти, менеджмент, стейкхолдеры


Abstract: This article reveals the peculiarities of development of corporate affaires management in Russia while building up relations between commercial companies and state bodies.


Key words: corporate affaires, Russian company, GR, state bodies, management, stakeholders


Особенности управления корпоративными отношениями

в российских компаниях

Peculiarities of corporate affaires management in Russian companies


Управление корпоративными отношениями представляет собой новый для российского бизнеса тип современного менеджмента. В целях более глубокого понимания природы и стоящих перед данным типом менеджмента задач, а также с учетом важности выявления его особенностей и значимости для деятельности российских компаний, полагаем целесообразным рассмотреть в первую очередь характерные особенности формирования системы управления корпоративными отношениями в различных компаниях. При этом отметим, что специфика становления и последующего развития систем управления корпоративными отношениями во многом определяется национальными особенностями страны принадлежности компании.

Анализируя тенденции последних лет, можно уверенно говорить о зарождении и активном развитии в России специальной отрасли управления, непосредственно ориентированной на формирование и укрепление связей с органами государственной власти, которую в международных корпоративных отношениях принято называть «Government Relations».

Бесспорно, такие специфические процессы, как «толкачество», лоббизм, продавливание решений в органах государственной власти были известны и в период существования Советской России, и в течение переломных 1990-х гг., но именно за последнее время этот вид деятельности начал приобретать профессиональный, цивилизованный характер, чему способствовали следующие факторы.

Во-первых, произошло усиление роли государства и государственных факторов в экономике России. Эта тенденция заключалась в активной деятельности государственных компаний по приобретению и консолидации частных активов («Сибнефть», «Русснефть»), по созданию государственных корпораций, получивших значительные бюджетные и административные преференции и т.д.
Внедрение государственных структур в частно-правовые отношения и расширение сферы влияния государства в разных секторах экономики поставило в прямую зависимость успешное развитие любой крупной компании от того, насколько эффективно будут выстроены ее отношения с органами государственной власти1.

Во-вторых, в российских компаниях обозначилось некоторое ускорение процессов по формированию профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти. Проведенное в начале 2008 г. Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти исследование показало, что указанные департаменты возникли в большинстве крупных российских компаний. Наиболее прогрессивными и быстрыми в вопросах создания профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти стали компании, работающие в сферах с повышенным государственным вмешательством и регулированием. Это национальные компании в сфере топливно-энергетического комплекса и металлургии, а также крупные совместные предприятия, созданные с участием иностранного капитала в телекоммуникационной отрасли, в пивной и табачной промышленности.

В-третьих, на процесс развития систем управления корпоративными отношениями существенно повлиял приход в Россию международных лоббистских фирм. За последние годы в России появилось значительное число известных американских и европейских лоббистских компаний (Cassidy&Associates, PBN Company, Mmd и др.). Этот приход обусловлен потребностью международных компаний, ведущих бизнес в России, в получении оказанных по принятым в мировой практике стандартам консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти. Имея многолетний опыт работы с органами государственной власти в США и Европе и апробированную временем и практикой систему методов укрепления взаимоотношений коммерческих структур и органов власти, международные лоббистские компании, внедряя профессиональные стандарты в сферу управления корпоративными отношениями, оказывают позитивное влияние на развитие отрасли GR в России.

В-четвертых, комплексный процесс по управлению корпоративными отношениями стал усиленно проявлять свои очертания как особого, самостоятельного процесса в общей системе управления в связи с образованием в ведущих российских ассоциациях (некоммерческих объединениях) специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Положительное влияние на развитие комплексных методов управления корпоративными отношениями оказало появление GR-комитетов в Российской Ассоциации по связям с общественностью и в Ассоциации менеджеров России. В состав названных комитетов вошли специалисты, заинтересованные в усилении роли GR в России.

В-пятых, весомое значение для успешного развития типа менеджмента, ориентированного на управление корпоративными отношениями, оказывает разработка и внедрение академических программ, курсов по повышению квалификации и мероприятий по профессиональной переподготовке работников российских компаний.

Учитывая отмеченные тенденции, характерные современному состоянию системы управления в России, полагаем, что процессы, связанные с расширением сферы влияния государства в экономике и усилением значимости стабильных и понятых взаимоотношений между государственными и коммерческим структурами, особенно в стратегических отраслях, способствуют формированию новой профессии «специалист по связям с органами государственной власти».

Между тем надо признать тот факт, что сегодня в общественном, да и нередко в деловом сознании в России сфера «связей с госорганами» и «лоббизма» все еще определенным образом ассоциируется с коррупцией и взяточничеством. Однако в странах Западной Европы и в США специалист в области Government Relations – уважаемая и высокооплачиваемая профессия. GR-специалист в этих странах – это высококвалифицированный посредник, который доносит пожелания и предложения бизнес-сообщества до государственного чиновника, тем самым, делая управление государством ответственнее и эффективнее.

Специалист по связям с органами государственной власти – это либо штатный сотрудник соответствующего департамента в любом ранге, либо просто штатная единица в компании, если отдельный департамент по связям с государственными органами в компании не создан. Сфера ответственности такого специалиста – укрепление и расширение связей своей компании с органами государственной власти, оказывающими непосредственное влияние на развитие отрасли, в которой работает компания. Сегодня GR-менеджеры весьма востребованы, но поскольку вузы стали готовить сотрудников по этой специальности совсем недавно, то основную массу работников подобных департаментов составляют бывшие госслужащие, PR-специалисты и юристы.

Разветвленность структуры GR-департамента в основном зависит от того, как в рамках компании организовано управление внешними корпоративными связями: существуют ли отдельные направления по PR, HR, маркетингу, информационно-аналитическому обеспечению.

Цель функционирования GR-департамента состоит в интенсивном оказании влияния на внешнюю среду так, чтобы тем самым обеспечить более успешное выполнение бизнес-задач другими департаментам и подразделениям компании2. Если повлиять на развитие ситуации затруднительно или вовсе невозможно, то GR-департамент призван заблаговременно предупредить подразделения компании о возможных проблемах, чтобы можно было вовремя адаптироваться к происходящим изменениям в бизнес среде и консолидировать усилия для преодоления трудностей.

GR-специалист должен быть готов решать следующие задачи:

  • проводить регулярный мониторинг изменений в законодательстве, и прежде всего в законодательстве, регулирующем отраслевые отношения,

  • строить прогнозы исходя из статистических и иных методов, и на базе результатов информировать профильные подразделения компании в целях своевременного принятия управленческих решений;

  • высказывать экспертное мнение в отношении законопроектов, подготавливаемых для регулирования отраслевых отношений;

  • принимать участие в обсуждениях вопросов, подпадающих по государственное регулирование;

  • участвовать в разработке проектов и программ, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства;

  • формировать и поддерживать имидж компании во властных структурах, бизнес объединениях и сообществах.

Наиболее активно GR развивается в нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслях. При более детальном рассмотрении кадрового наполнения этих отраслей было выявлено около 200 специалистов, которые на профессиональной основе занимаются выстраиванием отношений с органами государственной власти.

Таким образом, управление корпоративными отношениями является сравнительно новым, активно развивающимся в российских компаниях типом менеджмента. Несмотря на свою молодость, данный тип менеджмента находит все более широкое применение и активно внедряется в новых компаниях, стремящихся к ведению предпринимательской деятельности на условиях взаимопонимания с государственными структурами, имеющими властные полномочиях регулировать отраслевые отношения.

Основная цель управления корпоративными отношениями заключается в обеспечении эффективного взаимодействия не только между структурными подразделениями компании, но и в целом между компанией и государством.

В итоге, комплексная система управления корпоративными отношениями – Corporate Affairs (CA) – призвана решать четыре основные задачи:

  1. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании правил игры на рынке.

  2. Развитие корпоративных отношений в компании и формирование эффективной командной работы.

  3. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.

  4. Обеспечение позитивных отношений с основными стейкхоледрами компании и формирование бренда компании.

Объектами управленческого воздействия CA-менеджмента являются разнородные внешние и внутренние целевые аудитории компании. В то же время объектами CA-менеджмента являются и все основные функциональные подразделения, бизнес-единицы, региональные отделения компании.

Что касается методов и технологии управления корпоративными отношениями, то первоначально, опираясь на методы и технологии в основном PR-менеджмента, управление корпоративными отношениями в процессе своего формирования выходит за пределы PR-менеджмента и, расширяясь, постепенно вбирает в себя различные подходы, методы и технологии, свойственные тем различным видам менеджмента, которые стали сопряженными с СА-менеджментом.

Так, в управлении корпоративными отношениями активно используются технологии работы с органами власти, технологии управления человеческими ресурсами, бенчмаркинг, методы управления по результатам (execution), методы управления стоимостью компании, методы управления рисками, оценка организационного капитала компании и некоторые другие.

В связи с этим можно сделать вывод, что управление корпоративными отношениями является примером реализации современных управленческих подходов, ориентированных исключительно на конкретные результаты деятельности компании.

Отметим, что управление корпоративными отношениями является менеджментом исключительно высокого уровня в иерархии компании. Как правило, в компаниях создается специально организованная подсистема (например, департамент по корпоративным отношениям), руководитель которой имеет статус топ-менеджера компании и входит в качестве полноправного члена в корпоративный орган управления самого высокого уровня.

Вбирая в себя основные направления управления связями с общественностью и некоторых других типов менеджмента, CA-менеджмент, тем не менее, имеет и свои существенные, отличные от других видов менеджмента черты.

Управление корпоративными отношениями является «всепроникающим» в том смысле, что выстраивание эффективных корпоративных отношений и управление ими в конечном итоге всегда приносит весомые выгоды для любой компании независимо от вида или масштаба ее деятельности.

Другие типы менеджмента существенно отличаются от управления корпоративными отношениями в первую очередь тем, что имеют жестко определенные объекты управления и абсолютно конкретные, четко поставленные цели и сопутствующие процессы. Управление же корпоративными отношениями гораздо шире по спектру задач и имеющимся возможностям воздействия, причем основной целью этой деятельности является обеспечение устойчивости положения компании на рынке, укрепление стабильности основных бизнес показателей работы компании и способствование росту капитализации компании в целом3.

Для достижения названной цели решающее значение имеет выполнение следующих четырех основных задач CA-менеджмента.

Задача 1. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании «правил игры» на рынке.

Задача 2. Развитие внутрикорпоративных отношений компании и организация эффективной командной работы.

Задача 3. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.

Задача 4. Обеспечение лояльных отношений с основными «аудиториями» компании.

Подводя итог отметим, что роль департамента по корпоративным отношениям в структуре компании начинает все более возрастать и расширяться. Названный департамент становится центром управления основными коммуникациями компании как с внешними, так и с внутренними аудиториями, что позволяет с уверенностью говорить о дальнейшем развитии практики управления корпоративными отношениями в российской деловой среде.


1 Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. – М.: Волтерс Клувер, 2006. 


2 Евсеев В.А., Барсукова С.Ю., Литовченко С.Е. Основы управления взаимодействием с органами власти в России. «Ассоциация менеджеров». – М., 2004.    


3 Ульяновский А. Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. – М.: Эксмо, 2008





Похожие:

Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconЭ. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы
В статье рассматриваются особенности развития в России системы управления корпоративными отношениями при взаимодействии коммерческих...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconДепартамент образования города москвы восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Правительства Москвы, Главного управления внутренних дел по городу Москве, Московского городского совета общественных пунктов охраны...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconМэр москвы ректору Московского государственного института международных отношений (университета) мид россии
От имени Правительства Москвы и себя лично сердечно приветствую участников юбилейной XX московской Молодежной Модели оон, которая...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconМэр москвы ректору Московского государственного института международных отношений (университета) мид россии
От имени Правительства Москвы и себя лично сердечно приветствую участников юбилейной XX московской Молодежной Модели оон, которая...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconЖурнал "Научные труды Московского гуманитарного университета" Журнал «Научные труды Московского гуманитарного университета» издается с ноября 2002 г. В настоящий момент выпущено 66 номеров издания
Аук, аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета. Кроме того, в сборнике публикуются работы ученых и аспирантов...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconПрограмма государственного экзамена по математике для студентов математического факультета Московского городского педагогического университета Алгебра и теория чисел Группы
Программа государственного экзамена по математике для студентов математического факультета Московского городского педагогического...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconДепартамент образования города москвы юго – Восточного окружного Управления
Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-пп "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы icon" утверждаю" Руководитель Департамента образования города Москвы Л. П. Кезина 2005 г. Устав
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа для больных детей и детей-инвалидов (школа надомного...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 13. 05 «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления» по техническим наукам Введение
Российской Федерации по управлению, вычислительной технике и информатике при участии Московского инженерно-физического института...
Э. М. Перимова аспирант Московского городского университета управления Правительства Москвы iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского авиационного института (государственного технического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы