Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» icon

Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании»



НазваниеИнститут развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании»
Дата конвертации21.07.2012
Размер149,49 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>

Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –
Высшая школа экономики


Институт развития образования


Программа курса

«Использование ИКТ и управление ими в общем и профессиональном образовании»


Магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»


Автор: Калашников С.П.

E-mail: s.paly4@gmail.com


Утверждено Ученым Советом

Института развития образованием


_______________ И.Д. Фрумин

«___» _______________ 2011 г.


2011

Тематический план учебной дисциплины






п/п


Раздел

дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Введение

12

2




4

2

Информационные и компьютерные технологии в преподавании разных предметов

28

6

10

20

3

Управление и планирование использования информационных и компьютерных технологий.

36

6

10

20

4

Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школах

32

6

10

20

5

Подготовка итогового эссе

54

4

10

34




ИТОГО

162

24

40

98



1. Аннотация дисциплины.


Основная цель курса – формирование у слушателей навыков анализа процесса информатизации в общем и профессиональном образовании, использования ИКТ в управлении образовательным учреждением.


Задачи:

  • Дать представление о проблемах использования информационных и компьютерных технологий в образовании на уровне учебного предмета и школы в целом

  • Познакомить слушателей с принципами стратегического планирования использования информационных и компьютерных технологий в обучении на местном и общегосударственном уровне

  • Обсудить юридические и этические аспекты, связанные с использованием информационных и компьютерных технологий в обучении

  • Дать критический обзор имеющихся исследований по проблеме эффективности использования информационных и компьютерных технологий в обучении



Формы организации учебной работы


Учебная работа сочетает в себе лекционные, семинарские и практические занятия (в том числе с использованием информационной учебной среды), а также самостоятельную работу слушателей в соответствии с графиком работы по курсу. Формы практических занятий (проведение дискуссии, анализ документов и материалов исследований, экспертиза документов, разработка и анализ кейсов и др.) моделируют современные методы управленческой деятельности. Работа по каждой теме заканчивается коллективными выводами. На занятиях будут использоваться разные приемы и формы обучения, в том числе лекции, практикумы, работа с компьютерным программным обеспечением, поисковые методы, подготовка письменных работ.


Место дисциплины в учебном плане

Дисциплина читается студентам магистерской программы «Управление образованием», разработанной Институтом развития образования НИУ ВШЭ. Дисциплина читается на втором году обучения и является курсом по выбору.

Для изучения дисциплины необходим минимум владения английским языком (чтение), пользовательские навыки поиска информации в Интернет.


Образовательные результаты:


Успешно овладев содержанием данного курса, слушатели научатся:

  • Предвидеть возможные последствия различных стратегий использования информационных и компьютерных технологий в образовании

  • Выявлять наиболее эффективные стратегии использования информационных и компьютерных технологий в процесс обучения отдельным предметам

  • Выявлять эффективные методы использования информационных и компьютерных технологий для совершенствования деятельности преподавателей

  • Оценивать эффективность внедрения информационных и компьютерных технологий в учебный процесс


В рамках данного курса у слушателей будут формироваться следующие полезные умения и навыки: умение выступать перед публикой, критическое мышление, аналитические навыки, умение решать задачи, умение работать в группе, навыки общения, исследовательские умения и навыки, навыки работы с компьютером и информационными ресурсами.


Слушатели овладеют базовыми понятиями, научатся соотносить их с практикой, разовьют свои коммуникативные способности, владение устной и письменной речью. На каждом этапе обучения слушателей будут поощрять использовать получаемые знания в своей профессиональной и учебной деятельности.


3. Формы контроля


Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ слушателей по практическим заданиям к темам курса и активности в электронной среде поддержки обучения.

Итоговый контроль: контрольная работа и зачет, выполняемый слушателями в виде письменной работы.

Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ слушателей по практическим заданиям и активности в электронной среде поддержки обучения, оценки контрольной работы и зачета. Итоговая оценка вычисляется как округленная средневзвешенная сумма с учетом следующих весов:


Wпракт.з.=0,3, Wконтр.раб.=0,3; Wзач. =0,4.


4. Содержание дисциплины


Введение

Цели и задачи курса. Ожидаемые образовательные результаты. Организация учебного процесса и формы контроля.


Тема 1. Информационные и компьютерные технологии в преподавании разных предметов.


«Ревизия» собственных представлений о возможностях применения ИКТ. Специфика влияния ИКТ на изменение содержания программ обучения школьников. Отечественный и зарубежный опытом внедрения ИКТ в образовательных учреждениях. Принципы внедрения ИКТ в образовательный процесс.


Практические работы:


Задание 1. Рассмотрите 3 предложенные программы развития ОУ.

  1. Заполните предлагаемую таблицу, ответив на следующие вопросы:

    1. какое место ИКТ занимает в представленных программах развития?

    2. определяется ли из текстов программ развития влияние ИКТ на:

      1. программы обучения школьников

      2. направления повышения квалификации учителей

    3. имеются ли не описанные возможности использования ИКТ (если Да, то Какие?)

    4. можно ли представленные программы считать управленческим инструментом администратора ОУ? Если да, то почему? А если нет?

  2. Выберете в любой из программ ключевые фразы (объем фразы не более 1-2 предложений), отвечающие на следующие вопросы:

    1. Выявлены ли приоритетные предметные области, в которых используется ИКТ?

    2. Обозначены ли перспективны использования ИКТ?


Задание 2. Рассмотрите предлагаемые сайты ОУ и оцените с позиции внешнего эксперта не используемые образовательным учреждением возможности использование ИКТ в настоящее время


Основная литература к теме:

  1. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении процесса информатизации школы. – М.: РФРДПО, 2006.

  2. Zachman J.A. A Framework for Information Systems Architecture.- IBM Systems Journal.- v.26, No.3, 1987.

  3. Sowa J.F.and Zachman J.A. Extending and Formalizing the Framework for Information Systems Architecture.- IBM Systems Journal/- v.31, no.3.- 1992


Дополнительная литература к теме:

  1. Федеральная Программа развития образования.

  2. Аналитический обзор 27-ой Национальной конференции-выставки National Educational Computing Conference (NECC-2006).

  3. Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Классификация и модели использования Интернет-технологий в высших учебных заведениях России. http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&CounterThesis=1&id_thesis=2156&PHPSESSID=e3ff21375bd937f37

  4. Иван Карташев. Сколько американцев имеют доступ в Интернет. http://top.gala.net/tcu/1/node/155.html

  5. Популярность сетевых услуг (Гуманитарные исследования в Интернете). О.А. Арестова и др. стр. 182). http://www.edc.samara.ru/~infcult/pop_set_uslug.htm

  6. Система организационно-методической поддержки информатизации региональной системы образования. <www.ntf.ru >

  7. Собкин В.С. Евстигнеева Ю.М. Социальная оценка. Международный банк реконструкции и развития, проект «Информатизация системы образования» - М. : Всемирный банк, 2003, Март 2003

  8. Социальная эффективность Интернет - образования: трансформации в российском учительстве. Аналитический отчет по результатам социологического исследования. http://fsio.ru/programs/center-rep-1.doc

  9. IT in schools fails to raise standards http://www.vnunet.com/News/1138036

  10. Frumin I., Avdeeva S., Vasiliev K. Information Technologies as a Means for School Transformation. http://confifap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/tezisEn_540.doc



Тема 2. Управление и планирование использования информационных и компьютерных технологий.

Специфика моделирования процессов информатизации в условиях ОУ.Специфика планирования использования информационных технологий в образовательном учреждении с ИКТ насыщенной средой. Отечественный и зарубежный опыт создания аналитического инструментария для определения состояния информатизации ОУ. Собственное понимание принципов управления использованием ИКТ в образовательном процессе.


Практические работы:

Задание 1. «Выбираем и описываем наиболее подходящую стратегию использования ИКТ». Для представленного в презентации образовательного учреждения составляем и обосновываем наиболее подходящую стратегию использования ИКТ.


Задание 2. «Создаем и анализируем презентации «Управление образовательным учреждением в ИКТ - насыщенной среде». С учетом прочитанных материалов составьте презентацию (не более 5 сладов), описывающую особенности управления школой в ИКТ-насыщенной среде.


Основная литература к теме:

  1. Гаврилин А.В., Лученков А.В., Сергоманов П.А. Программы и программирование информатизации образования: школьный и муниципальный уровни. Учебно-методический комплект и материалы для стратегических команд. - Красноярск: Гротеск, 2005.

  2. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. Harvester Press 1993



Дополнительная литература к теме:

  1. Ильенко Л.И. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы.-М.: Аркти, 2001

  2. Ковалева Г.С. Пути реализации стратегических целей обновления школы. Москва, 2000.

  3. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем/ Под редакцией А.М.Моисеева, М.: Педагогическое общество России, 2001

  4. Сергоманов П.А. Качество проекта. Результаты и методы оценки. Презентация. <http://stupeni.univers.krasu.ru/res>

  5. Уваров А.Ю. Инструмент для разработки программ и оценки процессов информатизации школ. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» РАН, г. Москва <http://ito.edu.ru/2004/Moscow/IV/IV-0-4637.html>



Тема 3. Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школах

Оценка влияния ИКТ на изменение содержания, форм и результатов обучения разных категорий участников образовательного процесса. Определение критериев результативности работу образовательного учреждения в ИКТ-насыщенной среде. Международный опыт оценки эффективности использования ИКТ в образовании.


Практические работы:

Задание 1. Познакомившись с результатами анкетирования образовательных учреждений, слушатели выбирают задание А или Б:

А) проводим экспресс-опрос – подтверждаем или опровергаем приведенные выше результаты анкетирования.

Б) высказываем экспертное мнение


Задание 2. Определяем критерии эффективности работы образовательного учреждения в ИКТ-насыщенной среде.

Основная литература к теме:

  1. Гаврилин А.В., Лученков А.В., Сергоманов П.А. Программы и программирование информатизации образования: школьный и муниципальный уровни. Учебно-методический комплект и материалы для стратегических команд. - Красноярск: Гротеск, 2005.

  2. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении процесса информатизации школы. – М.: РФРДПО, 2006.


Дополнительная литература к теме:

  1. Духанина Л. Н. Качество специалиста - знак престижа государства <http://www.owl.ru/cgi/Content/runbroker.cgi?broker=Brokers::Showcontent&action=printversion&id_news=58941>

  2. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2005.

  3. Тенденции развития образования: проблемы управления современной школой: материалы III Международной научно-практической конференции Центра изучения образовательной политики.-М.: Университетская книга, 2006

  4. E-Learning. Putting a World-Class Education at the Fingertips of All Children. The National Educational Technology Plan // U.S. Department of Education, 2000.

  5. Schooling for tomorrow: What schools for the future? Paris: Organization for Economic Cooperation and Development. OECD. 2001. pp. 77-98.



Требования к написанию зачетной работы.


Пояснения к жанру выполнения работы (критический анализ случая).

Слушателям следует учесть, что для выполнения зачетной работы необходимо проанализировать хотя бы один случай использования ИКТ в деятельности учебного заведения. При этом словосочетание «критический анализ» означает, что слушатель выберет собственную позицию критики.

Например, анализ может производиться с позиции критики качества связи «замысла» и «исполнения» случая применения ИКТ в образовательом учреждении. Лучше всего, если автор эссе осуществлял применение ИКТ самостоятельно или в составе школьной группы, добиваясь реализации тех или иных замыслов. Анализ случая с такой позиции является процессной оценкой проекта, суть которой состоит в оценке уместности, выполнимости и устойчивости проекта (замысла и его реализации). Подробнее об этом см. ресурс «Оценка проектных предложений. Руководство».

Кроме этого, критический анализ может быть проведен с позиции эксперта (оценщика) по содержанию, который причастен к реализации какого-либо проекта именно в таком качестве либо «изнутри» проекта, либо «извне» его. Например, автор может являться специалистом в Web-дизайне и программировании и проанализировать применение какого-либо конкретного средства в школе (например, сайта школы). При этом необходимо помнить, что анализ применения выводит специалиста за пределы круга узкоспециальных вопросов программирования и Web-дизайна и обращает его внимание на вопросы управления, изменений в школе или колледже и т.п.

Таким образом, позиционность автора работы задается всего в двух осях координат: тип анализа (оценки) – внешний или внутренний; предмет оценки: процессные или содержательные характеристики случая.

Представим это в виде таблицы.

Таблица 1. Позиционность критического анализа случая применения ИКТ в школе или в колледже.

Предмет анализа

Тип анализа

Процесс применения ИКТ

Содержание применяемой ИКТ

Внешняя оценка применения ИКТ

Внешний процессный эксперт (эксперт или консультант по проектированию)

Внешний специалист (эксперт или консультант проекта)

Внутренняя оценка применения ИКТ

Внутренний процессный эксперт (руководитель проекта)

Внутренний специалист (специалист проекта)

В целом, критический анализ выполняется как внешняя или внутренняя оценка конкретного случая применения ИКТ в школе или в колледже. Слушателю необходимо иметь в виду, что нужно выбрать не только конкретный случай, но и точно понимать собственную позицию при проведении анализа.


Формат зачетной работы (критического анализа случая).

  1. Титульный лист.

Оформляется по общим требованиям.

  1. Введение: позиционность автора и ее обоснование.

Данный параграф должен содержать описание позиции, с которой производится анализ, а также ее обоснование: почему выбрана именно эта позиция?

  1. Фабула (описание случая применения ИКТ в школе или колледже).

Данный параграф должен содержать описание случая, из которого понятно: кто участники, что происходит, почему происходит именно это, в чем противоречие и «интрига» ситуации.

  1. Критический анализ.

Данный параграф должен содержать ответы на вопросы a – c, а также факты из фабулы, их пояснения, интерпретации (оценки) и их обоснование.

    1. Восстановление замысла, планируемых результатов, структуры ответственности и отчетности.

      1. Кто, как и когда принимал решение?

      2. Какие есть конкретные результаты в отношении к первоначальному варианту (замыслу)?

      3. Имеют ли эти результаты оценку с точки зрения развития образовательного учреждения?

      4. Чья это оценка: ученик, учитель, администрация школы, управления разных уровней?

    2. Содержится ли «шаг», переход?

      1. Задачи школы (количественная и качественная оценка)

      2. Институты (количественная и качественная оценка)

      3. Инфраструктура (количественная и качественная оценка)

      4. Навыки персонала (количественная и качественная оценка)

    3. В чем разница, что изменилось?

      1. Ученики

      2. Учителя

      3. Администрация

      4. Управление

  1. Аналитические выводы.

Данный параграф должен содержать общие выводы (общие оценки) по случаю, описанному в фабуле. Общие выводы образуются по принципу содержательного и/или формального обобщения, суммирования частных оценок и выводов, приведенных в параграфе 4 «Критический анализ». Следует помнить, что критический анализ как в частных оценках, так и в общих оценках не является механическим процессом, слушателю нужно понимать, что это процесс догадок, творчества.

  1. Рекомендации для успеха.

Данный параграф должен содержать описание действий и решений, необходимых для успешной реализации первоначального или измененного замысла (если автор работы приходит к выводу о том, что причина неуспеха в неадекватном замысле).

  1. Заключение.

В отличие от параграфа 6 «Рекомендации для успеха», данный параграф должен содержать общую оценку проделанной аналитической и рекомендательной работы, пробу рефлексии выполненного автором критического анализа. Например, это может быть описание трудностей в проведении анализа и «выходе» на выводы и рекомендации, описание недостатка личных аналитических средств и т.п.


Информационные ресурсы и источники.

В качестве ресурсов выполнения эссе необходимо рассматривать материалы очных сессий, рекомендуемую литературу, передаваемую на занятиях, литературу на английском языке, самостоятельно найденные источники по теме.

При этом необходимо иметь в виду, что вся литература к курсу является лишь ресурсом, поставляющим основные представления по теме: понятия, схемы, таблицы и графики, тексты, описание удачных примеров применения ИКТ и т.д. Критический анализ не может быть выполнен как реферат литературных источников, он должен представлять действительные, собственные оценки реального случая и их обоснование.


Список ключевых понятий к курсу1:


Технологии; ИКТ (информационно-коммуникационные технологии); Использование (применение) ИКТ; Управление внедрением ИКТ; Управление использованием ИКТ; Принятие решений в области информатизации (применения ИКТ) в образовательном учреждении; Ресурсы и ресурсный подход; Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР); Гуманитарные проекты; Проектирование; Программа и [гуманитарное] программирование; Программа информатизации образовательного учреждения; Авторское право и ИКТ; Этика применения ИКТ и использования ЦОР; Информационная безопасность.


Возможный перечень тем работ:


  1. Анализ программы информатизации образовательного учреждения.

  2. Критический анализ использования ИКТ в деятельности учебного заведения .

  3. Критический анализ использования ресурсов сети Интернет при дистанционном обучении школьников

  4. Создание в образовательном учреждении структурного подразделения «Информационный центр»

  5. Критический анализ использования ИКТ в деятельности учебного заведения. Дистанционное обучение школьников на профильном уровне

  6. Влияние ИКТ на функционирование образовательного учреждения

  7. Создание единой информационной среды в образовательном учреждении на основе Web технологий.

  8. Использование цифрового лабораторного оборудования на уроке.

  9. Критический анализ использования ИКТ при проведении метапредметной олимпиады в школах.

  10. Критический анализ случая внедрения сетевой формы взаимодействия в работу районного методического объединения

  11. Критический анализ случая применения ИКТ для проведения сетевого мастер-класса «Школьный сайт»

  12. Психологическое консультирование родителей с использованием Интернет

  13. Критический анализ использования ИКТ в деятельности муниципального методического кабинета.

  14. Критический анализ изменения организации доступа к ресурсам сети Интернет в образовательном учреждении.

1 Слушателям следует учесть, что трактовки понятий, приведенные здесь, не являются академическими и не интерпретируются в рамках разработок тех или иных научных школ. Трактовки основных понятий приведены из расчета понимания того, как изменить ситуацию школы или колледжа в области применения ИКТ к лучшему, в расчете на решение проблем потребителя и вопросов качества образовательных результатов детей. Кроме этого, необходимо понимать, что предметом изучения в курсе являются не определения тех или иных понятий, а их рабочие смыслы, операциональные, применимые трактовки, которые вырабатываются слушателями на самом курсе.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconИспользование икт в образовании на всех трех ступенях развития
Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Но средства осуществления икт...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconИнститут развития образования Программа курса «Управление образовательными организациями в условиях изменений»
Цель курса формирование у слушателей навыков анализа процессов развития образовательной организации и структурирования методов принятия...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconГосударственне образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ленинградский областной институт развития образования»
Институт продуктивного обучения рао и журнал «Компьютерные инструменты в образовании» информируют о проведении Восьмого Международного...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconПрограмма развития информатизации на 2011 – 2014 годы. «Использование икт в образовательной деятельности»
Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной икт-компетентности всех участников образовательного...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconИспользование икт в начальной школе
Икт-компетентность современного учителя это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» icon«Омский юридический институт» Общие положения
Фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. №1474 "О дополнительном профессиональном...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconДокументи
1. /Марусова Т.Н. ИКТ в начальном образовании школьника/Использование ИКТ-технологий в начальном...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 Технология транспортных процессов Профиль подготовки «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»
В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем...
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconИнститут развития образования и социальных технологий положение о фестивале «икт в образовании Курганской области»
Фестиваль проводится с целью активизации использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности
Институт развития образования Программа курса «Использование икт и управление ими в общем и профессиональном образовании» iconПрограмма курса информатика и икт пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт»
«Информатика и икт», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы