Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» icon

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»



НазваниеОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»
Дата конвертации21.07.2012
Размер124.47 Kb.
ТипРеферат
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» Выполнил: Конюхов Игорь Анатольевич Приняла: Воробьёва Елена Олеговна г. Тверь, 1999г. Осип Мандельштам Вступление Когда-то Баратынский назвал счастливыми живописца, скульптора,музыканта : Резец, орган, кисть! Счастлив, кто в леком К ним чувственным, за грань их не ступая! Есть хмель ему на праздникемирском! Поэзия, увы, в этот маленький список не зачислена. Если даже намобратить внимание на то, как долго живут художники, какое им дарованодолголетие. Например, Тициан прожил 100 лет, Микеланджело жил 89 лет,Матисс – 85 лет, Пикассо – 92 лет… И всё-таки не будем огорчаться. Ведь именно им поэзии, прозе данавеликая способность проникнуть в глубину человеческой души, постигнутьтрагедию мира, взвалить на свои плечи все тяготы, всю боль, всю скорбь. И при этом не отчаяться, не отступить, не сдаться. Мало того! Вборьбе с историческим, общественным и личным роком поэзия нашла в себе силы(особенно русская поэзия 20 века)обрести и радость и счастье… Двадцатый век принёс человеку неслыханные страдания, но в этихиспытаниях научил его дорожить жизнью, счастьем: начинаешь ценить то, чтовырывают из рук. Характерно, что не в 30-е годы, в эпоху страшного давлениягосударства на человека, а в куда более лёгкие времена – в 70-е – проник внашу поэзию дух уныния, отрицания. разочарования. «Весь мир – бардак» –таков немудрёный лозунг, предложенный этой поэзией человеку. Оглядываясь назад, на 20-й век, хочется сказать, что в России онпрошёл не только «под знаком понесённых утрат», но и под знакомприобретений. Не материальные ценности накопили мы, не благополучие, неуверенность в себе, «не полный гордого доверия покой», - мы накопили опыт.Исторический, человеческий. Думать иначе – значит предать наших друзей,ушедших из жизни в эту эпоху, помогавших нам справиться с ней. Цель написания моего реферата - рассказать о человеке, прожившеготрудную, но вместе с тем прекрасную жизнь, оставив в наследие лучшую частьсебя в своих стихах, которые истинные ценители поэзии часто называлигениальными. Творчество Осипа Мандельштама принято относить к поэзии «Серебряноговека». Эта эпоха отличалась своей сложной политической и общественнойситуацией. Как и каждый из поэтов «Серебряного века», Мандельштам пыталсямучительно найти выход из тупика, создавшегося на рубеже веков. Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в ночь с 14 на 15января 1891 года. Но не Варшаву, а другую европейскую столицу – Петербург,считал он своим городом – «родимым до слёз». Варшава не была родным городоми для отца поэта, Эмилия Вениаминовича Мандельштама, далёкого отпреуспевания купца, то и дело ожидавшего, что его кожевенное дело вот-воткончится банкротством. Осенью в 1894 году семья переехала в Петербург.Впрочем, раннее детство поэта прошло не в самой столице, а в 30километрах от неё – в Павловске.
Воспитанием сыновей занималась мать, Флора Вербловская, выросшая веврейской русскоязычной семье, не чуждая традиционных для русскойинтеллигенции интересов к литературе и искусству. У родителей хватиломудрости отдать своего созерцательного и впечатлительного старшего сына водно из лучших в Петербурге учебных заведений – Тенишевское училище. Засемь лет обучения ученики приобретали большой объём знаний, чем даёт всреднем современный 4-ёх летний колледж. В старших классах училища кроме интереса к литературе, развился уМандельштама ёще один интерес: молодой человек пробует читать «Капитал»,изучает «Эрфуртскую программу» и произносит пылкие речи в массовке. По окончании Тенишевского училища Мандельштам осенью 1907 года едет вПариж – Мекку молодых артистически настроенных интеллектуалов. Прожив в Париже немногим более полугода, он возвращается в Петербург.Там истинной удачей для него было посещение «Башни» В. Иванова –знаменитого салона, где собиралось в лице наилучших своих представителейлитературное, артистическое, философское и даже мистическая жизнь столицыимперии. Здесь В. Иванов читал курс по поэтике, и здесь же Мандельштам могпознакомиться с молодыми поэтами, ставшими спутниками его жизни. В то время, когда летом 1910 года Мандельштам жил в Целендорфе подБерлином, петербургский журнал «Аполлон» напечатал пять его стихотворении.Эта публикация была его литературным дебютом. Сам факт первой публикации именно в «Аполлоне» являетсямногозначительным в биографии Мандельштама. Уже первая публикацияспособствовала его литературной известности. Обратим внимание, чтолитературный дебют состоялся в год кризиса символизма, когда наиболеечуткие из поэтов чувствовали в атмосфере эпохи «новый трепет». Всимволических стихах Мандельштама, напечатанных в «Аполлоне», ужеугадывается будущий акмеизм. Но понадобилось ещё полтора года, чтобы всвоих основных чертах эта школа полностью сложилась. Время, предшествующие выходу первой книге поэта («камень» 1930 год),возможно счастливейшее в его жизни. Этому маленькому сборнику(25стихотворений) суждено было оказаться одним из выдающихся достиженийрусской поэзии. В ранних стихах Мандельштама-символиста Н. Гумилёв отмечалхрупкость вполне выверенных ритмов, чутьё к стилю, кружевную композицию, ноболее всего Музыку, которой поэт готов принести в жертву даже саму поэзию.Такая же готовность идти до конца в раз принятом решении видна вакмеистических стихах «Камня». «Здания он любит так же, -писал Гумилёв,-как другие поэты любят горе или море. Он подробно описывает их, находитпараллели между ними и собой, на основании их линий строит мировые теории.Мне кажется, это самый удачный подход…» Впрочем, за этой удачей видныприрождённые свойства поэта: его грандиозное жизнелюбие, обострённоечувство меры, одержимость поэтическим словом. Как и большинство русских поэтов, Мандельштам откликнулся в стихах навоенные события 1914 – 1918 гг. Но в отличие от Гумилёва, видевшего вмировой войне мистерию духа и пошедшего на фронт добровольца, Мандельштамвидел войне несчастье. От службы он был освобождён по болезни (астенический синдром ). О своём отношении к войне он сказал одному из нашихмемуаристов: «Мой камень не для этой пращи. Я не готовился питаться кровью.Я не готовил себя на пушечное мясо. Война ведётся помимо меня». Напротив, революция в нём как в человеке, и как в поэте вызвалаграндиозный энтузиазм – вплоть до потери умственного равновесия. «Революциябыла для него огромным событием», - вспоминала Ахматова. Кульминационным событием его жизни было столкновение с чекистомЯковом Блюмкиным. Склонный к драматическим эффектам Блюмкин расхвасталсясвоей неограниченной властью над жизнью и смертью сотен людей и вдоказательство вынул пачку ордеров на арест, заранее подписанных шефом ЧКДзержинским. Стоило Блюмкину вписать в ордер любое имя, как жизнь ни о чёмне подозревавшего человека была решена. «И Мандельштам, который передмашинкой дантиста дрожит, как перед гильотиной, вдруг вскакивает, подбегаетк Блюмкину, выхватывает ордера, рвёт их на куски», - писал Г. Иванов. Вэтом поступке весь Мандельштам – и человек, и поэт. Годы гражданской войны проходят для Мандельштама в разъездах. Околомесяца живёт он в Харькове; в апреле 1919 года приезжает в Киев. Там он быларестован контрразведкой Добровольческой Армии. На этот раз Мандельштамавыручили из-под ареста поэты-киевляне и посадили его в поезд, идущий вКрым. В Крыму Мандельштам был опять арестован – столь необоснованно ислучайно, как и в первый раз, однако с той разницей, что теперь егоарестовала врангельская разведка. Далёкий от власть имущих любой масти,нищий и державшийся независимым, Мандельштам вызывал недоверие со сторонылюбых властей. Из Тифлиса Мандельштам пробирается в Россию, в Петроград. Обэтом четырёхмесячном пребывании в родном городе – с октября 1920 по март1921 года – написано много воспоминаний. Ко времени отъезда из Петроградауже был закончен второй сборник стихотворений «Tristia» – книга, принёсшаяеё автору мировую известность. Летом 1930 года он отправился в Армению. Приезд туда был дляМандельштама возвратом к историческим источникам культуры. Циклстихотворений «Армения» вскоре был напечатан в московскомжурнале «Новый мир». О впечатлении, производимым стихами, писала Е. Тагер:«Армения возникала перед нами, рождённая в музыке и свете». Жизнь была наполнена до предела, хотя все 30–е годы это была жизнь награни нищеты. Поэт часто находился в нервном, взвинченном состоянии,понимая, что принадлежит к другому веку, что в этом обществе доносов иубийств он настоящий отщепенец. Живя в постоянном нервном напряжении онписал стихотворения одно лучше другого – и испытывал острый кризис во всехаспектах своей жизни, кроме самого творчества. Во внешней жизни один конфликт следовал за другим. Летом 1932 годаживший по соседству писатель С. Бородин оскорбил жену Мандельштама.Мандельштам написал жалобу в Союз писателей. Состоявшийся суд чести вынесрешение, не удовлетворительное для поэта. Конфликт долго оставалсянеизжитым. Весной 1934 года, встретив в издательстве писателя А. Толстого,под председательством которого проходил «суд чести», Мандельштам дал емупощёчину со словами: «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моейжены». В мое 1934 года его арестовали за антисталинскую, гневную,саркастическую эпиграмму, которую он неосторожно читал своим многочисленнымзнакомым. Нервный, истощённый, на следствии он держался очень не стойко иназвал имена тех, кому читал эти стихи о Сталине, сознавая, что ставитневинных людей в опасное положение. Вскоре последовал приговор: три годассылки в Чердынь. Он жил здесь с сознанием, что в любой момент за ним могутприйти и увести на расстрел. Страдая галлюцинациями, в ожидании казни, онвыбросился из окна, расшибся и сломал плечо. Подробности этих дней мынаходим в воспоминаниях А. Ахматовой: «Надя послала телеграмму в ЦК. Сталинвелел пересмотреть дело и позволил выбрать другое место. Неизвестно, ктоповлиял на Сталина – может быть, Бухарин, написавший ему: «Поэты всегдаправы, история за них». Во всяком случае, участь Мандельштама былаоблегчена: ему позволили переехать из Чердыни в Воронеж, где он провёлоколо трёх лет. Воронежский период характеризуется необыкновенным подъёмом творческойэнергии. А. Ахматова говорила, что простор, широта, глубокое дыханиепроявились именно в стихах воронежского цикла. Контраст художественныхдостижений и повседневности в этот период разителен. В мае 1937 года срок ссылки кончился. По приезде в Москву строилпланы на будущее, радовался жизни. Но уже через несколько дней столкнулся смосковскими порядками: из-за судимости в столице ему оставаться неразрешили – не позволили поселиться в своей собственной квартире. В началеиюня гонимый поэт со своей женой поселился в Савёлово, посёлке на Волге. Онне мог знать, что ему остался только один год бродяжнической жизни до чутьболее полугода в аду сталинских тюрем, этапов и транзитных лагерей. В последний год жизни Мандельштам часто ездил в Москву, пытался найтиработу, но все двери для него уже были закрыты. «Нам не на что было жить, -вспоминала Надежда Мандельштам, - и мы вынуждены были ходить по людям ипросить помощи». В марте 1938 года с помощью Литературного фонда Мандельштам получилпутёвку в дом отдыха. Он взял с собой книги – Данте, Пушкина, Хлебникова.Жилось ему там спокойно: чтение, прогулки на лыжах. Утром второго мая егоразбудил стук в дверь. Мандельштам отворил, на пороге стояли двое в военнойформе, которые предъявили ему ордер на арест… Осуждён на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению вконтрреволюционной деятельности. Умирал поэт мучительно страшно. «Свет падал в ноги поэта – он лежал,как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар.Рукавицы давно украли: для краж там нужна была только наглость – воровалисреди бела дня. Время от времени пальцы рук двигались, щёлкали, каккастаньеты, и ощупывали пуговицу, петлю, дыру на бушлате и сноваостанавливались… Жизнь входила в него и выходила, и он умирал. Он вовсе не усталжить…, он верил в бессмертие своих стихов. Он писал и прозу – плохую, писалстатьи. Но только в стихах он нашёл кое-что новое для поэзии, важное, какказалось ему всегда. Вся его прошлая жизнь была литературной книгой,сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью… К вечеру он умер. Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям егоудавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвецподнимал руку, как кукла-марионетка.» На земле нет могилы Мандельштама. Есть лишь где-то котлован, куда вбеспорядке сброшены тела замученных людей, среди них, по-видимому, лежит иПоэт, как его звали в лагере. Хотя из других источников можно узнать, чтомогила Мандельштама уже найдена, но это лишь догадки и предположения. Особенности творчества. Первый свой поэтический сборник, вышедший в 1913 году, Мандельштамназвал «Камень»; и состоял он 23 стихотворений. Но признание к поэту пришлос выходом второго издания «Камня» в 1916 году, в который уже было включено67 стихотворений. О книге в большинстве восторженно писали многиерецензенты, отмечая «ю велирное мастерство», «чеканность строк»,«безупречность формы», «отточенность стиха», «несомненное чувство красоты».Были, правда, и упрёки в холодности, преобладании мысли, сухойрассудочности. Да, этот сборник отмечается особой торжественностью,готической архитектурностью строк, идущей от увлечения поэтом эпохойклассицизма и Древним Римом. Не в пример другим рецензентам, упрекавшим Мандельштама внесостоятельности и даже подражании Бальмонту, Н. Гумилёв отметил именносамобытность и оригинальность автора: «Его вдохновителями были толькорусский язык…да его собственная видящая, слышащая, осязающая, вечнобессонная мысль…» Слова эти тем более удивительны, что этнически Мандельштам не былрусским. Настроение «Камня» минорное. Рефрен большинства стихотворений –слово «печаль» : «О вещая моя печаль», «невыразимая печаль», «Я печаль, какптицу серую, в сердце медленно несу», «Куда печаль забилась, лицемерка…» И удивление, и тихая радость, и юношеская тоска – всё этоприсутствует в «Камне» и кажется закономерным и обычным. Но есть здесь идва-три стихотворения невероятно драматической, лермонтовской силы: …Небо тусклое с отсветом странным - Мировая туманная боль- О, позволь мне быть также туманным И тебя не любить мне позволь. Во втором большом сборнике «Tristia», как и в «Камне», большое местозанимает тема Рима, его дворцов, площадей, впрочем, как и Петербурга с егоне менее роскошными и выразительными зданиями. В этом сборнике есть цикл и любовных стихотворений. Часть из нихпосвящена Марине Цветаевой, с которой по свидетельству некоторыхсовременников, у Мандельштама был «бурный роман». Не следует думать, что «романы» Мандельштама походили на игру«трагических страстей». Влюблённость, как отмечали многие, почти постоянноесвойство Мандельштама, но трактуется оно широко, - как влюблённость вжизнь. Вдова поэта в воспоминаниях и Ахматова в «Листках из дневника»довольно подробно рассказали о «донжуанском» списке Мандельштама. Сам этотфакт говорит о том, что любовь для поэта – всё равно что поэзия. Любовная лирика для Мандельштама светла и целомудренна, лишенатрагической тяжести и демонизма. Вот одно из них посвящено актрисеАлександринского театра О. Н. Арбениной – Гильденбранд, к которой поэтиспытал огромное чувство: За то, что я руки твои не сумел удержать, За то, что предал солёные нежные губы, Я должен рассвета в дремучем акрополе ждать. Как я ненавижу пахучие древние срубы! Несколько стихотворений Мандельштам посвятил А. Ахматовой. НадеждаЯковлевна пишет о них: «Стихи Ахматовой – их пять… - нельзя причислить клюбовным. Это стихи высокой дружбы и несчастья. В них ощущение общегожребия и катастрофы». Мандельштам влюблялся, пожалуй, до последних лет жизни. Но постояннойже привязанностью, его вторым «я» оставалось беспредельно преданная емуНадежда Яковлевна, его Наденька, как он любовно её называл. Свидетельствомвлюблённого отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не толькописьма, но и стихи. Читатель может подумать, что Мандельштам во все времена писал толькоо любви, либо о древности. Это не так. Поэт одним из первых стал писать на гражданские темы. Революция быладля него огромным событием, и слово народ не случайно фигурирует в егостихах. В 1933 году Мандельштам первый и единственный из живущих и признанныхв стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочёл их не менее чемполутору десяткам людей, в основном писателям и поэтам, которые, услышавих, приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне этого нечитал.» Вот одно из них: Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны, И слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются глазища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полу людей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет. Как подкову, дарит за указом указ – Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него – то малина И широкая грудь осетина. Анализ лирического стихотворения. Это стихотворение до недавнего времени хранилось в архивахГосбезопасности и впервые было напечатано в 1963году на Западе, а унас –только в 1987-м. И это не удивительно. Ведькаким должен быть смелым поэт, решившийся на такой дерзкий поступок. Многие критики расценивали его антисталинские стихотворения как вызовсоветской власти, оценивая его смелость, граничащую с сумасшествием, но, ядумаю, такое мнение шло от желания видеть поэта с его сложной метафорикой,и как бы не от мира сего. Но Мандельштам был в здравом уме, просто ссовершенно искренними чувствами он рисует атмосферу всеобщего страха,сковавшего страну в тот период времени. Это доказывают первые две строкиэтого стихотворения. Поэт вовсе не был политиком и никогда не был антисоветчиком,антикоммунистом. Просто Мандельштам оказался инстинктивно прозорливее имудрее многих, увидев жестокую, разрушавшую судьбы миллионов людейполитику кремлёвских властителей. Это просто своеобразное сатирическоеобличение зла. Строка «Его толстые пальцы, как черви, жирны» выразительна, но,возможно, чересчур прямолинейна. А дальше? «И слова, как пудовые гири,верны, тараканьи смеются глазищья и сияют его голенища. В этих строкахМандельштам даёт полное описание «кремлёвского горца». И как к местуследующая деталь – «сияющие голенища» – непременный атрибут сталинскогокостюма. И вот пожалуйста – внешний портрет готов. Психологический портрет в следующих восьми строчках: двумя строкамисначала идёт оценка «тонкошеих вождей» – нукеров, окрещённых «полулюдьми».Трудно придумать более великолепную характеристику для этих, чьинравственные качества оказались ниже человеческих пределов, людей. Сталинрасстреливал их братьев, сажал в тюрьмы жён, и не нашлось ни одного, кто бывосстал и отомстил за себя и за страну. Читая это стихотворение, мне невольно вспомнилась сказка о царе-самодуре, который постоянно кричал: «Казнить, или повесить, или утопить!»Только здесь, конечно, всё гораздо более зловеще. Строчка «Что ни казнь у него – то малина», на мой взгляд, весьмавыразительна: здесь и сладострастие от упоения властью, и утолениякровожадности. А строчка «…и широкая грудь осетина» – прямой намёк напроисхождение Сталина. А именно на легенду, говорившую об его осетинскихкорнях. Сталин к тому же вообще намекал, что он чуть ли не русский.Мандельштам с сарказмом говорит о непонятной национальности советскогоправителя. Мне понравилось это стихотворение потому что оно бросает вызовполитической и социальной жизни России. Я преклоняюсь перед смелостьюМандельштама, который один среди всей толпы, изнемогающей от несчастья, ноживущей по принципу – «Нам всё не нравится, но мы терпим и молчим»,высказал всю свою критическую точку зрения на окружающее. Список использованной литературы.1. П. С. Ульяшов «Одинокий искатель»2. Н. Струве «Осип Мандельштам»3. И. И. Чкалов «Поэтика Мандельштама»4. О. Э. Мандельштам «Сохрани мою речь…»5. А. А. Ахматова «Воспоминания о Мандельштаме»




Похожие:

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconЭпоха серебряного века и Осип Мандельштам

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconЭпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра ш и семнадцатым годом. 1
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconОсип Эмилевич Мандельштам
Гумилёва способствовалитворческому росту Мандельштама, хотя их вкусы часто не совпадали. В прозе зрелых лет("Путешествие в Армению",...
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconВнеклассное мероприятие по литературе на тему: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем»
Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен...
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconРеферат по литературе на тему: «Лица серебряного века. М. И. Цветаева»
В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться,...
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconТеоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг. Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconРеферат по м Х к тема: Жизнь и Творчество Ван Гога Ученица 11
Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами....
Осип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество» iconЖизнь и творчество Н. С. Лескова Жизнь и творчество Н. С. Лескова Умом Россию не понять
«освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы