Русская культура второй половины XIII-XVI вв icon

Русская культура второй половины XIII-XVI вв



НазваниеРусская культура второй половины XIII-XVI вв
Дата конвертации21.07.2012
Размер284,2 Kb.
ТипРеферат
Русская культура второй половины XIII-XVI вв.


ОглавлениеВведение 3Глава I. 1. Просвещение. Накопление знаний 6 2. Фольклор. Литература 8 3. Живопись 14 4. Архитектура 19 5. Прикладное искусство 23Глава II.Быт 25Заключение 30Литература 32 Введение Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек,живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Беззнания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди втот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию,какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи,образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на еестановление и развитие (влияние разных стран на жизнь России былоогромным). В своем реферате я исследую русскую культуру второй половины ХIII-ХVIвв., потому что в это время Россия стала возрождаться после нашествиямонголов. Это нашествие нанесло страшный урон всему. Сожженные города иселения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерскихи увод в плен их хозяев – из тех, кто остался в живых; безвозвратная потерявыдающихся творений иконописцев, зодчих, авторов летописных сводов и житийсвятых, повестей и сказаний, русских и иноземных - таков был печальных итогкровавого смерча, обрушившегося на русские земли. Б.А.Рыбаков в книге оремесле Древней Руси убедительно показал гибельные последствия монголо-татарского погрома для ее судеб: многие ремесла пришли в упадок; некоторыеиз них возродились только в конце ХIV-ХV вв. По наблюдениям М.Н.Тихомирова,переписка книг, тоже, почти прекратившаяся после нашествия народов«незнаемых», начинает налаживаться в ХIV в. Широко известен факт замираниякаменного строительства, которое снова введется в Новгороде, Пскове,Твери, Коломне лишь с конца ХIII – начала ХIV вв. Повседневные потребности и заботы заставляли русичей после иноземныхвторжений браться за топор и соху. На место сожженных изб и хоромовставились новые, распахивались пашни. Там, где возможно, возобновлялиработу ремесленники. Жизнь, несмотря на горькие потери и новыекровопускания ордынцев, требовало свое, и потоки тех несчастных, чтопогибли в тяжкую годину ордынского нашествия или пострадали от него, ноостались в живых, могли одно-два столетия спустя с гордостью сказать, чтоРусь выстояла, более того – окрепла материально, политически и духовно. Пример возрождения культуры России я буду рассматривать на такихвидах искусства, как просвещение и накопление знаний, фольклор илитература, живопись, архитектура и прикладное искусство. В данном реферате я взял период с ХIII по ХVI вв. потому что, как ужеговорилось выше, Русь начала возрождаться после «Батыева нахождения»[1].Кроме того, в эти века жили и творили выдающиеся русские люди: А.Никитин,Ф.Грек, Сильвестр, И.С Пересветов, А.М.Курбский, Епифаний Премудрый,А.Рублев, М.Фрязин и многие другие, чьими творениями мы можем наслаждатьсяи сегодня. Когда я решил написать реферат на такую тему, то возникла небольшаяпроблема, где взять книги, которые бы лучше подошли для моейисследовательской работы. Первой попавшейся книгой была «История России сдревнейших времен до конца ХVII века» Н.А.Сахарова, А.А.Новосельцева,В.И.Буганова. В ней подробно описывается тот отрезок времени, который я могбы использовать при написании реферата. Прочитав то, что мне нужно, явыделил главное, вставил свои рассуждения и использовал это для написанияработы. Также в моем распоряжении была книга Ю.С.Рябцева «Хрестоматия поистории русской культуры ХI-ХVII вв». В ней довольно подробно описанытворения русских художников, иконописцев, архитекторов, летописцев. Вкнигах Л.П.Бущика «Иллюстрированная история России ХV-ХVII вв.» иА.Ю.Дворниченко «Русская история» я нашел, а потом и использовал, описаниежизни и быта выдающихся русских людей того времени. А понять глубину слова«культура» мне помогла книга А.А.Радугина «Культурология», в которой даетсяпонятие культуры в широком смысле этого слова. Целью моей исследовательской работы было показать, что русскаякультура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует самаистория. Хотя на нее оказывали влияние культура Запада и Востока, но онасоздавала свои собственные, отечественные традиции, не ограничиваяськопированием чужих образцов.Глава I. Просвещение. Накопление знаний Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счетатребовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности.Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятникиписьменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях(монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела,художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда непереводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников,купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди велиписьменные учет в своих хозяйствах; от ХVI в. сохранились различного родаучетные книги, документы духовных обителей – монастырей, копии с документовболее ранних времен. В распоряжении ученых, несмотря на все потери Батыевой эпохи и болеепоздних ордынских «ратей», имеется все же немало рукописного материала заХIV-ХVI вв. Это – документы (духовные грамоты, договоры великих, в томчисле московских, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии,епископских кафедр монастырей), жития святых, летописи и мн.др. Появляютсяруководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники,травники и др.). Накапливались практические наблюдения, знания по строительнойтехнике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчетыдальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; изпушек, которые появились в конце ХIV в.), прикладной физике (чеканкамонеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии(изготовление красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель,торговые дела и пр.). Описание явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольночасты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения –«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI в.),«Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Асторомическиенаблюдения приводятся в русских рукописных сборниках; медицинские – в техже летописях (описание болезней). А сборник ХV в., вышедший из Кирилло-Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II в.н.э., к сочинению Гиппократа, древнегреческого «отца медицины»[2] (V-IV вв.до н.э.). Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошномуписьму» (середина ХIV в.) – в ней описаны способы исчисления земельныхплощадей и налогов с них. Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Ониоставляли описания своих странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший вКонстантинополе (середина ХIV в.); Григорий Калика (вероятно, посетил тотже город в ХIV в.; позднее, под именем Василия Калики, стал новгородскимархиепископом); дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима (Константинополь,Палестина; 1420 г.); суздальский инок Симеон (Феррара, Флоренция; 1439 г.);знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец (Индия; 1466-1472 гг.); купцыВ.Позняков, Т.Коробейников (святые места, вторая половина ХVI в.). Русскиелюди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи»увиденных земель; послы – статейные списки со сведениями о зарубежныхгосударствах. Этапное значение имело появление в России книгопечатания. Еще ИванIII пытался наладить это дело – пригласил печатника Варфоломея Готана изЛюбека. Но тогда ничего не удалось сделать. Лишь в середине ХVI в., приИване Грозном, началось печатание книг, сначала – так называемойбезвыходной печати (с 1550-х годов), потом – с выходными данными. Перваятакая книга – «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым,дьяконом церкви в Московском кремле. Два года спустя он и его помощник ПетрМстиславец уехали в Литву. Сначала Федоров работал в белорусском Заблудове,затем – на Украине, во Львове (до кончины в 1583 г.). Здесь он издал тот же«Апостол», первый печатный букварь – «для пользы русского народа»[3]. А вМоскве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в дальнейшемразвитии просвещения, опубликовали около 20 книг богословского содержания. Фольклор. Литература После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордойстановится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новыхредакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина обИлье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина оженитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина оДобрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются вести в Ордудань, как приказывает князь Владимир («Не желаем везти от тебя дани-пошлины»; последние именуются также «выходами княженецкими»[4]). ИльяМуромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всегорусского крестьянства. В тексте конца ХV-ХVI в. Добрыня Никитич не только не везет даньБатуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси, так измениласьобстановка после 1480 г. когда Русь окончательно сбросила ордынское иго. Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе ХIV-ХV вв. Снею тесно связана другая – тема киевского и владимирского наследия,необходимости объединения русских земель. После Батыева нашествиясоставляются повести и сказания – о разорении Рязани, Евпатии Коловрате имн.др.; позднее – о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевомпобоище»[5] и пр.), нашествии Тохтамыша на Русь в 1382г. Эти и многие иныесочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второйполовины ХIII в., набирает силы в ХIV в., особенно в ХV в. Своды, в началекоторых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркиваютидею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен,составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость(Новгород Великий, Рязань и др.), утвердить себя в роли политическоголидера – объединителя земель Северо-восточной и Северо-западной Руси(Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в областилетописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первые летописныесводы возникают здесь в ХIV в. А в начале следующего столетия составляетсябольшой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов ХV-ХVI вв. – от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III,Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский имн.др.). Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевойсвод – та же Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Онисопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки,продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них,- своего рода «окно в прошлое»[6] Руси, России. Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописиТвери, Новгорода Великого и др. Обзор всемирной истории давали Хронографы ХV-ХVI вв. «Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых,прославляют их деятельности (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, СтефанПермский и др.) Для «житийной»[7] литературы характерны панегирическийстиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в нейвстречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей. Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а такжеразличных сборников (например, «Пчела» - свод афоризмов знаменитых авторов)образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля,Менандра и других мудрецов, писателей. В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков ХIV-ХVI вв. (они несохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов-ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые сужденияо необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие ипр.), икон. Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии.Писали о равенстве людей, народов, вер. А Феодосий Косой, смелыйвольнодумец середины ХVI в., обосновывал «рабье учение» с егокоммунистическими идеалами в духе Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить их вжизнь в рамках общины единомышленников. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушеныв начале и середине ХVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали накострах, ссылали, лишали церковного сана. Примечательная черта ХVI в. в области литературы – расцветпублицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеицентрализации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, оположении крестьянства и др. Окольничий Ф.И.Карпов, живший при Василии III, считал, что светскаявласть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять«злых, которые не хотят излечиться и любить Бога»[8]. В реальной жизни онвидит совсем другое. - Понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, сослепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий. - В наши времена начальники не заботятся о своих подвластных и убогих,но допускают, чтобы их притесняли несправедливые приказчики, которые незаботятся о том, чтобы пасти порученное им стадо, но заставляют жить втяжких трудах и терпении. Ему вторит Максим Грек (до пострижения – Михаил Триволик), егосовременник, знаток античной философии литературы. Афонский монах, приехавв 1518 г. в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался. Ученый иноктоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости(«правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своихподданных»), согласовывать пожелания духовенства, боярства, воинства-дворянства. Максим Грек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличаютмонастыри за жажду накопительства, ростовщичество, спекуляцию хлебом ипрочие грехи. «Ради имений и славы», - писал В.Патрикеев, - монахи забываюто Христовых заветах; плохо относятся к своим крестьянам: - Убогую братью, живущую в наших селах, всячески оскорбляем. Он же призывает к соблюдению евангельских принципов: - Не подобает монастырям владеть селами. - Сел не держать, не владеть ими, но жить в тишине и безмолвии,питаясь трудом своих рук. Отношение монахов к крестьянам возмущает и М.Грека: они «истязают ихбичами за большие процентные долги, которые они не в состоянии уплатить;или же лишают их свободы и записывают себе навсегда в рабство; или, лишивих имущества, изгоняют бедных с пустыми руками за своих мест»[9]. Он тоже против того, чтобы монастыри имели села и, тем самым,зависимых крестьян. В послании об Афонской горе пишет о монастырскихстарцах, которые живут своим трудом. В середине и третьей четверти столетия выступает со своими сочинениямицелая плеяда публицистов. И.С.Пересветов осенью 1549 г. подал предложения опроведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному. Изложены они в формечелобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда. Он – убежденныйсторонник сильной самодержавной власти в России. Монарх должен опираться насильное и постоянное войско, ибо «воинниками он силен и славен». «Вельмож»нужно держать в повиновении, страхе: - Царю нельзя быть без грозы; как конь под царем без узды, тако ицарство без грозы[10]. Для проведения успешной внешней политики (ее задачи, в частности, -присоединение Казани, освобождение славян от турецкого ига) необходимынововведения – денежное жалованье «воинникам» - опоре царя и его политики;централизация финансов, суда. Будучи гуманистом, он, как Карпов и др., -противник холопства, поборник «правды» в деятельности людей («Бог не верулюбит.[а] правду»), книжного учения, философской «мудрости». Монарх, по егопредставлению, должен быть мудрым, сильным человеком, а государство –светским и суверенным. Ермолай-Еразм, священник кремлевской церкви, иосифлянин по убеждениям,противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян(например, заменить все их повинности одним оброком – пятой частью урожая).«Больше всего полезны, - убежден ученый монах, - пахари, их трудамисозидается главнейшее богатство – хлеб»[11]. Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т.е.прибыли)исходит Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле,духовник царя, одно время очень близкий к нему (1550-е годы). Идеи этиразвиваются в «Домострое» - своде житейских, моральных правил, поучений,который он редактировал. Мысли о сильной самодержавной власти, централизации характерны длярада летописных, повествовательных памятников: Летописца начала царствацаря Ивана Васильевича (50-е годы). Лицевого свода (60-70-е годы),«Степенной книги» (1562-1563 гг., вышла из кружка митрополита Макария),Казанской истории (60-е годы). Макарий и его книжники составили «ВеликиеЧетьи-Минеи» - грандиозный свод из «житий» русских святых, богословскихсочинений, церковных уставов. Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры – не кто иной,как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский.Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точкизрения, устои «самодержавства», по существу – деспотии восточного склада.Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным ижестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методыправления в целом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа:миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Егооппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен правитьвместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченнымсамовластием-тираном. С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательногоприсоединения Пскова к России (1510) в Летописном своде 1567 г. Корнилия,игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах – вновгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г.). Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении СтефанаБатория на град Псков» (1580-е годы, автор – Василий, псковскийиконописец). В самом конце века появляются повести о царе Федоре Ивановиче(автор одной из них – патриарх Иов). Живопись Эпоха национального подъема времени Куликовской победы, включившая игоды подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е годы ХIV в.), и времяпосле подвига русичей в ожесточенной схватке с Мамаем, вызвала к жизнинебывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой,иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это – фрескиХIV в. на евангельские сюжеты церквей Федора Стратилата, Спаса на Ковалеве,Михайловской в Сковородском монастыре, Благовещенской на Городище,Рождественской на кладбище и др. Одни из них привлекают монументальностью,торжественностью; другие – мягкостью, лиричностью То же можно сказать и оновгородских иконах. Мощная кисть Феофана Грека (Гречина) прославила новгородское имосковское искусство. В Новгород он приехал в 1370-е годы. До этого работалв Константинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. В его творчестве сплавилисьвизантийские и русские черты живописного мастерства. Он оказал несомненное,и большое, влияние на русских живописцев. В Новгороде она расписывалфресками церкви Преображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине. Из егошколы вышли мастера, работавшие над упомянутыми выше фресками и церквейФедора Стратилата, а также Успения на Волотове, иконами «Донскаябогоматерь», «Спас». Его манера письма обладает удивительной,завораживающей внутренней силой, глубоким психологизмом, смелостью иуверенностью рисунка[12]. Недаром современники отмечают, что работал онсвободно, легко: находясь на подмостках и создавая свои гениальные фрески,он одновременно беседовал со многими посетителями, которые стояли внизу, свосхищением наблюдая за тем, что возникало на их глазах. Разговаривая сними, Феофан в то же время «обдумывал высокое и мудрое»; «чувственными жеочами разумными разумную видел доброту»[13]. В 1390-е годы Феофан Грек переехал в Москву. Здесь он расписывалкремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы и придел Лазаря к ней(вместе с Симеоном Черным), соборы Благовещенский (вместе с Прохором сГородца и Андреем Рублевым), Архангельский. Для Благовещенского собора в Нижнем Новгороде великий живописец создаликоностас; сохранилась, к сожалению, лишь его часть. А московские росписисовсем не дошли до нас. Известность и признание, которые Феофан получил на Руси,засвидетельствовал Епифаний Премудрый, известный автор «житий» святых, втом числе Сергия Радонежского. Он пишет о художнике, как «изографе»нарочитом и живописце изящном во иконописцах», «преславном мудреце»,«философе зело хитром»[14]. А на одной из летописных миниатюр Гречинизображен за работой. Его младший современник Андрей Рублев, величайший русский живописецсредневековой Руси, родился в 1360-е годы или 1370-е годы, скончался около1430 г. Его судьба тесно связана с двумя обителями – Троице-Сергиевой имосковской Андрониковой. В первой из них он был «в послушании» у преемникаСергия Радонежского – игумена Никона; вероятно, работал в иконописноймастерской. Затем перешел в Москву, и здесь расписывал, вместе с ФеофаномГреком и Прохором с Городца, Благовещенский собор в Кремле (в летописяхизвестие об этом – под 1405 г.; это – первое упоминание о нем). Три годаспустя он, уже в содружестве с близким ему Даниилом Черным, трудится надрукописями Успенского сбора во Владимире. Следующие его творения – фрески ииконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (середина 1420-х годов), вконце жизни – фрески Андроникова монастыря. Рублеву или его ученикам приписывают и другие работы, например, вЗвенигороде к западу от Москвы – росписи алтарных столбов Успенского соборана Городке, алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевскогомонастыря. Предания говорят и о многих других фресках и иконах, как будтоим же написанных. Но это весьма проблематично. Во всяком случае нельзя невидеть, что имя Рублева, его мастерство приобретали большую популярность,которая сохранилась и в более поздние времена. Самое прославленное произведение Рублева – «Троица» из иконостасаТроицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образы трех ангелов, явившихсяАврааму, написаны в благородных античных традициях, с безупречнойизящностью, мягкостью, лиризмом. В иконе проявился истинно национальныйрусский гений – ее гармоничность, нежность, прозрачность красок,поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера,лиричность русской природы. То же можно сказать об иконе «Спас» изЗвенигорода и других работах гениального мастера. Простота, ясность,мягкость красок, образов, идеи мира, гуманности, источаемые его иконами ифресками, делают творения Рублева высочайшими образцами живописногомастерства, национального духа русского народа эпохи собирания земельвокруг Москвы, открытой борьбы с Ордой, складывания великорусскойнародности[15]. Иконы и фрески Рублева, он сам упоминаются в летописях. Иконы егодарили друг другу знатные люди. А стоглавый собор 1550 г. постановил:«Писати иконописцем иконы… как писал Андрей Рублев и прочие пресловущиеиконописцы». Писание икон в ХV в. стало занятием многих людей, и они широкораспространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены иперсонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы.Мастера пишут на иконах природу, городские здания и, что еще интересней,реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин иего семья, всего девять фигур. На другой – новгородцы и суздальцы той поры,когда они сражались друг с другом на Ждане горе (1135). ИконописьНовгорода ХV в. переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точнойи тонкой прорисовкой фигур. Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу ХVстолетия. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и егошколы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой)монастырей и др. Их же трудами создан иконостас Успенского собора вМосковском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницейМосквы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность,декоративность, которые потом надолго станут отличительными чертами русскойиконописи ХVI-ХVII вв. Творения Дионисия, «хитрого» (искусного), по словамлетописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победноголикования, торжественности, уверенности. Они ярко отразили свое время –завоевание независимости от Орды, объединение русских земель и созданиеединого могучего государства во главе с Москвой. На рубеже ХV-ХVI столетий, с одной стороны, определяется преобладаниемосковской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традицийместных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусскогокультурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями,устремлениями. Парадность, торжественность, праздничность, ликующаявозвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного исложного времени. Но нарастали, и тогда, и позднее, черты официозности,возвеличения самодержавия. С этим причудливо сочетались черты реализма,пробивавшиеся сквозь толщу догматических, консервативных устоев в живописи,как и в целом в культуре. Например, в росписях царских палат, сделанныхпосле «великого» московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой самцарский Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, втом числе исторические, темы. Подобные «вольности» вызвали протестпоборников старины, традиционалистов. В частности, влиятельный царский дьякИ.Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, что Бог Саваоф ииные «духи» изображены на фресках по-земному, как обычные люди. Но его непослушали. В середине века, после взятий войсками Ивана Грозного Казани,появилась икона «Церковь воинствующая», посвященная этому важному событию.На ней изображен юный царь, скачущий с алым знаменем во главе своихратников. Многие «земные» сюжеты художники запечатлели на миниатюрах – в«Четьях-Минеях» митрополита Макария, Лицевом летописном своде,«Христианской топографии» Козьмы Индикоплова[16]. Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкостьрисунка характерны для икон «Строгановской школы». Ее представители«Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполнялизаказы сольвычегодских богачей Строгановых. Из произведения, яркие,красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали впоследующем большое влияние на развитие русского искусства; например, еетрадиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. В целом живопись конца ХV-ХVI в. дала русскому искусству немало –мастерство в рисунке, яркость красочной гаммы, радостное ощущение бытия,подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход отмогучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского«дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательноеразвитие живописи подготовило его будущие успехи. Архитектура В зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После егозахирения в конце 1330-х-1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустяили даже позднее. В конце ХIII-ХIV в. построили, например, белокаменнуюГородищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Калите, - соборыУспенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню ИоаннаЛествичника. Как правило, небольшие по размерам, московские храмы развивалитрадиции владимиро-суздальской архитектуры. Расписывали их русскиемастера: Архангельский собор – «русскыя писцы…, в них же бе старейшины иначалници иконописцем Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их» (1344);церковь Спаса на Бору – «мастеры старейшины и начялницы быша русским родом,а гречестии ученицы: Гойтан и Семен, и Иван, и прочих их ученицы и дружина»(1345-1346)[17]. На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великомкнязе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексейвозвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. Вконце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовыхсооружений – в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях,кремлевская церковь Рождества Богородицы. Соборы, церкви строятся и в других городах – Твери, Звенигороде,Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много – в НижнемНовгороде Великом. Новгородские бояре и купцы, люди богатые, именитые,заказывают постройку церквей, дают деньги. Восхищение современников ипотомков вызывали и вызывают церкви Николы на Липне (1292-1294),Благовещения на Городище (1342-1343), Спаса в Ковалеве (1345), Успения наВолотовом поле (1352), Федора Стратилата на ручью (1360-1361), Спасо-Преображения на Ильине улице (1374). Некоторые из них разрушены во времяОтечественной войны и позднее восстановлены, но, к сожалению, не все.Новгородские сооружения отличаются, с одной стороны, строгостью,сдержанностью пропорций; с другой, - наличием декоративных деталей,наружной фресковой росписи на фасадах, абсидах. Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а такжеПорхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своегорода каменные замки. Много строили в Новгороде ХV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии(вторая четверть – середина столетия) появились в кремле Грановитая палата,часозвоня, двухэтажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) началистроить детинец – каменную крепость, стены которой несколько разперестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел ужев число московский владений. Появились и каменные дома-палаты для бояр (втом числе – дом Марфы-Посадницы, жены И.Борецкого). Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старымобразцам, например ХII столетия. При этом новгородские заказчики стремилисьподчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли,московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, -под главенством своего государя. Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа ХV-ХVI в. сталовозведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройкизаменили новыми; это – Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы;храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Гранатовуюпалату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец,появились новые крепостные стены и стрельницы (башни). Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению(в плане и архитектурного мастерства, и оборонительных потребностей, иповышения престижа народившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), -дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и другихгородов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, МаркоРуффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения – сплавнациональных русских и итальянских традиций в архитектуре[18]. Естественно, с еще большим размахом строили в ХVI в. По всей страневозводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся местов отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковьВознесения в себе Коломенском под Москвой (теперь – в черте города). Онапостроена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сынаИвана, будущего царя Грозного. Образцом послужили старинные деревянныецеркви шатрового стиля («на деревянное дело»). Как чудо воспринимали еесовременники: «Вельма чудна», - записал пораженный летописец, - высотою икрасотою, и светлостью, такова же не бываша преже сего в Руси»[19]. Такоеже отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; известно,например, что в восхищении созерцал ее Гектор Берлиоз три столетия спустя.Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор, или храм ВасилияБлаженного, на Красной Площади в Москве, величайший памятник шатровойархитектуры, по существу – комплекс из девяти церквей. Строили его русскиезодчие. В разных концах обширного уже тогда государства растут крепости,опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же– по русскому пограничью. Защитниками России с юга стали крепости в Туле,Коломне, Зарайске; с востока – в Нижнем Новгороде; с севера – в Кирилло-Белозерском и Ферппонтовом монастырях. Крепостные, помимо прочих, функцииимели московский, новгородский, псковский и иные кремли. В столице, помимокремлевских, соорудили стены Белого города (зодчий Федор Конь, строивший ив Смоленске) – по нынешнему Бульварному кольцу; еревянного города, илиСкородома (современное Садовое кольцо; 1580-1590 годы). Прикладное искусство В ХIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладногоискусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, росписьглиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к ихтекстам и др. Правда, многое не дошло до нас по разным причинам (пожары,хищения ордынцев и пр.), но кое-что сохранилось. Например, к 1339 г.относится «Сийское Евангелие», переписанное «в граде Москове»; в 50-е годыдва мастера – Иоанн Тетеша и Лукьян – делают такую же работу, переписываютдва Евангелия. Многие книги изготовляют в ХIV-ХV вв. в монастырях Троице-Сергиевом, Андроникове, Кирилло-Белозерском, Симонове. Тверской мастер Прокопий, по заказу своего великого князя, пишетминиатюры к рукописи сочинения византийского хрониста Георгия Амартола.Лицевые (иллюстрированные) рукописи делали новгородские мастера; это –«Милятино Евангелие», «Пролог», «Апостол» (вторая половина ХIII в.). Имсвойственны тератологический («судовищный») стиль, бытовые детали(изображения воинов, гусляров, крестьян, охотников, скоморохов и др.)[20].Жители новгородской Людогощинской улицы заказали и поставили в церкви Флораи Лавра деревянный крест с прекрасными резными надписями и изображениями(1359). Делали и резные кресты из камня. Высоким мастерством отличаютсясеребряные кубки, сосуды новгородских бояр; имена их сохранила резьба наэтой посуде. Высокого совершенства достигают мастера сканого (филигранного),чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Резчиками по деревуславился в ХV-ХVI вв. Троице-Сергиев монастырь. Сохранилась пелена для этойобители, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III (1494). Из мастерскойЕлены Волошанки, жены его сына Ивана Ивановича Молодого, вышла пелена срисунком, на котором изображен молебен 8 апреля 1498 г.; на немприсутствовали Иван III и его великая княгиня, сын Василий и внук Дмитрий.В ХVI в. приобрели известность художественные вышивки из мастерскойкнягини Евфросинии Старицкой. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, скани, эмали.Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота(например, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей ИваномГрозным в 1561 г.). Глава II. Быт Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлымконсерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе.Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняласвои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том,что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в техприродных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. Тоже можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обиходанаших предков. Подавляющее большинство жилищ той поры – полуземляночные и наземные(срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них – земляные или деревянные.Часто имелись подклети – нижние помещения для скота, вещей. В таком случаесаму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей;горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, - светлицей.Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус – терем. Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положенияхозяина – бедняка или богатея. Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, спереходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки,прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшегоразмеров. Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянныестолы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых – те же предметы, еще табуретки,покрытые красивой резьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногамставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись впечную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальныесвечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли настолах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, илисветильники с растительным маслом. Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками идрагоценными каменьями; бедняки – в простых рубашках с поясом, короткиходеждах – из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носиломедвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта,новгородского епископа)[21]; его обувь – лапти из лыка. У богатых – шубы издорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, атакже кортели, летники, телогреи – для женщин; все это – из иноземныхатласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями,жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовномзавещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «нинемецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити». Митрополит Даниил (первая половина ХVI в.) укоряет молодых вельмож,которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красятщеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же – содеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому женеудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится«великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобыказаться выше ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернятглаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх) возводяще»;голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом волосы)круглую форму. Посуда бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва –лоток, чум – ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок,корчаге – большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлыдля варки еды, кипячения воды). У богатых – те же предметы, но больше –металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому жеразнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки,достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития – турьи рогав серебре). Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые – из пшеницы.Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей– капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясобольше было на столах богачей; у бедняков – рыба. Употреблялись молочныепродукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой. Дома изготовляли напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «назаедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи. Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, чтоназвано выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это –журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московскихупоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о«многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости»(мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковаливина «заморские»[22]. Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковныхпраздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них,как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы иплясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников,обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и«сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище»(зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются«скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети,и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»[23]. Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядетьна подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточениевызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя,как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезаровамонастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501)призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великийпраздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весьград взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны;женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверныепесни»[24]. Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи.«Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть надптицами дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти«утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного– церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый,продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царьИван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе смедведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах,одевал вместе с другими «машкеру»[25]. В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые –пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль;колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки(тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома,хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также иигрой в шашки, шахматы. Заключение Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические чертырусской культуры. Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает всебя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложномразвитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Узамечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека,переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный поглубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черномплатье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге»,она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствуетистория. Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира,в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русскаялитература – явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периодарабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму отобщинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодостирусская литература оказалась перед необходимостью интенсивногоисторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влияниемразличных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию.Но воспринимая и усваивая культурное население других народов, русскиеписатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решалисвои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда неограничиваясь копированием чужих образцов. Длительные период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами сталихрамостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад вмировую художественную сокровищницу России, вплоть до ХVIII века, вносиладуховной деятельностью, связанной с христианством. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру – процессдалеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофилаА.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух исущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияниярелигиозных догматов и переросла границы православия. Специфические черты русской культуры определяются в значительнойстепени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Обэтом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этогохарактера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решаласьв России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего впользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русскойдуши и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчкамиФ.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у нейособенная стать – в Россию можно только верить». Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений– сохранить и приумножать их. Литература 1. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории РАН. - М.: АСТ, 1996. 2. А.А.Радугин. Культурология. - М.: Центр, 1999. 3. Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.: Просвещение, 1971. 4. Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.- М.: Владос, 1998. 5. А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С- Петербург.: Лань, 1997.-----------------------[1] Буганов В.И., Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до концаXVII века. М.,1996.С.440[2] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 141.[3] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.126.[4] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.134.[5]Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. С.81.[6]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М.,1996.С.444[7] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997.С. 82.[8]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М.,1996.С.445[9] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997.С. 81.[10] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.132.[11]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.446[12] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 187.[13] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 188.[14]БугановВ.И., СахаровА.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.448[15] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 190.[16]Буганов В.И. , СахаровА.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.450[17] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.142.[18]Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.138.19Буганов, В.И.,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.453[19]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.455[20] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971.С.153.[21] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 66.[22] БугановВ.И, Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.456[23] Буганов В.И,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.457[24] Буганов В.И.,Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до концаXVII века. М,1996.С.458----------------------- [pic] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Реферат Русская культура второй половины XIII-XVI вв. Выполнил студент ФПМ 1 курса 17 группы Осадчий Александр Анатольевич. Научный руководитель Бороденко Вера Ефимовна, Кумпан Вадим Александрович. [pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconРусская культура в XV начале XVI вв. Особенности русской культуры XV — начала XVI вв

Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconXiii. Русская средневековая культура: определяющие ценности и доминанты национального развития
В идеях и образах русской культуры XIV-XVI вв воплотились настроения эпохи – времени борьбы за обретение независимости, свержения...
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconПроблема достоверности в библейской герменевтике второй половины XVI начала XVIII вв
Проблема достоверности в библейской герменевтике второй половины XVI – начала XVIII вв
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconА. Г. Прокофьева Оренбург, Оренбургский гос пед университет
В развитии литературной жизни Оренбургского края хронологически можно выделить ряд периодов: литература второй половины XVIII в.–...
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconXvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества
Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconКультура России второй половины 19 века

Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconКультура России второй половины 19 века

Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconМассовые репрессии второй половины 30-ых г
Как вы считаете можно ли считать политический режим в СССР второй половины 30-ых гг тоталитарным? Докажите свое мнение, подтвердив...
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconКрупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980 2000- х годов 10. 01. 01 русская литература
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы гоу впо «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва»
Русская культура второй половины XIII-XVI вв iconРусская музыка второй половины XIX века
Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы