Назначение наказания несовершеннолетним icon

Назначение наказания несовершеннолетним



НазваниеНазначение наказания несовершеннолетним
Дата конвертации21.07.2012
Размер372.19 Kb.
ТипРеферат
Назначение наказания несовершеннолетним


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический институт Кафедра уголовного права и процесса Допустить к защите в ГЭК Зав. кафедрой теории, истории государства и права, административного права, доктор юридических наук, профессор _____________ А.Ф. Волович «____» _____________ 2000 г. Вологдина Наталья Назначение наказания несовершеннолетним (Дипломная работа) Научный руководитель Канд. юрид. наук, ст. преподаватель _____________ А.М. Дягтерева Выполнила: Студентка 653 гр. Н.А. Вологдина Томск — 2000 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУЗАКОНОДАТЕЛЬСВУ 5 1.1. Сущность общих начал назначения наказания 5 1.2. Соотношение принципов и общих начал назначения наказания 7ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 14 2.1. Пределы назначения наказания по российскому уголовного законодательству 14 2.2. Учет характера и степени общественной опасности преступления при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте 25 2.3. Требования закона об учете личности при назначении наказания 31 2.4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства и их роль в индивидуализации наказания несовершеннолетним 38ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52ЛИТЕРАТУРА 53ПРИЛОЖЕНИЕ 55 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время население нашей страны серьезно обеспокоено явнымростом различных нарушений закона и преступностью и недостаточной, помнению многих людей, активностью властей в противодействии этому злу.Особую тревогу испытывают родители и иные родственники подростков. Ихопасения понятны: они бояться, что дети либо станут правонарушителями, либоокажутся жертвами правонарушений. И тут взрослые ждут помощи от юристов нетолько в борьбе с нарушениями закона, но и в предупреждении возможныхконфликтов с ним. Моя дипломная работа будет раскрывать один из многихвопросов этой проблемы — это назначение наказания несовершеннолетних. В предупреждении преступлений несовершеннолетних важная рольпринадлежит суду. Только он, осуществляя предоставленное ему право, можетпринимать решения о виновности лица и его ответственности. В ряде странправосудием по делам несовершеннолетних занимаются суды со специальнойюрисдикцией. Постановлением от 14 февраля 2000 года Пленум Верховного СудаРоссийской Федерации наконец-то признал необходимость специализации судейпо данной категории дел, что предполагает их профессиональнуюкомпетентность, опыт, обучение, повышении квалификации не только повопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Необходимо напомнить и роль прокурора в рассмотрении этого вопроса.Его деятельность имеет не менее важное значение. Участвуя в качествегосударственного обвинителя при рассмотрении уголовных дел в судах,прокурор должен добиваться, чтобы наказание, назначенное судом конкретномунесовершеннолетнему, не только бы соответствовало тяжести совершенногопреступления, учитывало личность подсудимого, но и обеспечивало бы егоисправление и перевоспитание с тем, чтобы не было повторных преступлений. В моей работе я изучала вопросы, связанные с назначением наказаниянесовершеннолетним. При рассмотрении этих вопросов был изучена специальнаялитература, нормативные материалы, а также материалы 80-ти уголовных дел поделам несовершеннолетних, рассмотренных Кировским судом за 99-й год. Эти вопросы, надеюсь, отображены мною глубоко и полностью. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВУ 1.1. Сущность общих начал назначения наказания В научной литературе содержатся немало определений понятия «общихначал назначения наказания». Так, Л.А, Прохоров характеризует общие началаназначения наказания как отдельные правила, содержащиеся в ст. 32 Основуголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 37Уголовного Кодекса РСФСР), и каждое такое начало определяет как «четкообозначенное в законе общее правило определения меры наказания, отвечающийобъективным и субъективным признакам преступления, а также личностивиновного»[1]. Да и в настоящее время очень важно, чтобы при определениимеры воздействия на совершившего преступления суд оценивал степень ихарактер самого деяния, так и степень и характер самого преступника. В этихцелях суд не ограничивается изучением всей обстановки совершенногопреступления, а изучает и личность преступника, поскольку это помогаетвыявить мотив, цель совершенного деяния, образ жизни. Это помогаетустановить, насколько само деяние в данных условиях времени и местанарушает основы общественной безопасности. Если проанализироватьсформулированные в литературе определения понятия общих начал назначениянаказания, то можно прийти к выводу, что, несмотря на некоторые в нихрасхождения, по своей сути они мало чем отличаются друг от друга. «Общиеначала назначения наказания характеризуются как правила, которыми долженруководствоваться суд в каждом случае при назначении меры наказаниявиновному»[2]. На основании изложенного общие начала назначения наказания Скрябинопределяет: «Как отправные требования уголовного закона о порядке ипределах назначения наказания, которыми обязан руководствоваться суд вкаждом конкретном случае». В ст. 60 Уголовного Кодекса РФ установлены общиеначала назначения наказания, которые можно рассматривать в качествеосновных принципиальных показаний, которыми должен руководствоваться судпри назначении наказания лицу, виновному в совершении преступления. Прежде всего, в статье 60 Уголовного Кодекса РФ конкретизируетсяпринцип справедливости, который изложен в ст. 6 Уголовного Кодекса РФ. Вней сказано: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера,применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми,то есть соответствовать характеру и степени общественной опасностипреступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто неможет нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».Общими началами назначения наказания установлена обязанность суда учитыватьпри назначении наказания те же обстоятельства, о которых сказано в ст. 6Уголовного Кодекса РФ. Справедливость наказания означает соответствие еготяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.Нарушение принципа справедливости наказания является основанием для отменыили изменения приговора (ст. 342 Уголовно-процессуального Кодекса). Наказание должно осознаваться несовершеннолетним преступником какнеобходимый результат его собственного деяния. И пределом наказания долженбыть предел его деяния. Чрезмерно мягкое наказание способно породить унесовершеннолетнего чувство безнаказанности. Оно не удерживает отсовершения новых преступлений, тем самым не достигает стоящей переднаказанием цели — предупреждения совершения новых преступлений. Завышенноеже наказание создает чувство обиды, несправедливости, и учитывая психикуподростка. Даже озлобления, недоверия в законность, что мешает исправлениюосужденного, то есть опять-таки достижению целей наказания. В части 3 статьи 60 Уголовного Кодекса РФ содержится понятие, всоответствии с которым «при назначении наказания учитываются характер истепень общественной опасности преступления и личность виновного, в томчисле обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания, а также влиянияназначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни егосемьи». Учитывая изложенное, содержание общих начал назначения наказания можносвести к следующим требованиям: во-первых, суд обязан определить наказаниев пределах, установленных статьей закона, предусматривающей ответственностьза совершенное преступление; во-вторых, суд обязан определить наказание вточном соответствии с положениями общей части Уголовного Кодекса; в-третьих, при назначении наказания суд обязан учитывать: 1) характер истепень общественной опасности совершенного преступления; 2) личностьвиновного; 3) обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.Требования общих начал назначения наказания находятся в неразрывной связимежду собой. Лишь неуклонное их соблюдение ведет к назначению законного иобоснованного, справедливого наказания. 1.2. Соотношение принципов и общих начал назначения наказания Проблем назначения наказания, определения понятия принципов и общихначал назначения наказания, их соблюдение в судебной практике приобретаютособое значение в настоящее время. Особенно в связи с вопросами,возникающими у судов при применении законодательства по делам опреступлениях несовершеннолетних. Принципы и общие начала назначениянаказания взаимосвязаны. На наличие такой взаимосвязи указывали многиеавторы. Однако суждения, высказанные ими по этому вопросу, разноречивы. Большинство авторов принципы права определяют через категорию идеи.А.А. Прохоров определял принцип назначения наказания как «руководящая идея,воплощающая в себе ту или иную характерную черту всех норм УголовногоКодекса, регламентирующих порядок назначения наказания»[3]. Спорным являлсявопрос о том, должны ли основные «руководящие идеи», чтобы считатьсяпринципами права, быть закрепленными в законе. По этому поводувысказывались мнения, что руководящие идеи являются принципами праванезависимо от того, получили они свое нормативное закрепление или нет[4].Была и другая точка зрения, сторонники которой считали, что основанием дляотнесения руководящих идей к числу принципов права является факт ихнормативного закрепления[5]. Новый Уголовный кодекс Российской Федерации в отличие от прежнегонепосредственно закрепляет принципы уголовного права. Это принципзаконности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости игуманизма. В связи с тем, что сейчас принципы определены и закреплены вуголовном законе, утратила значение имевшая место в прошлые годы дискуссияо подразделении принципов (общеправовые, межотраслевые, специальные).Принцип вообще — это основополагающее начало. Применительно к уголовномуправу считать « основополагающие идеи, которые закреплены в нормахуголовного права и определяют его содержание в целом и отдельныхинститутов, составляющих его систему»[6]. В соответствии со ст. 49Конституции РФ только суду предоставлено право сделать окончательный выводо виновности лица в совершении преступления и назначить за него наказание.Суд, принимая такое решение, излагает его в обвинительном приговоре еслиприходит к выводу, что нет предусмотренных законом оснований дляосвобождения совершившего преступление от уголовной ответственности инаказания. Назначая наказание, суд подводит итог всему судебномуразбирательству. Поэтому необходимо руководствоваться общими началаминазначения наказания, как основными положениями, но и необходимо соблюдатьпринципы назначения. Общие начала назначения показания определяют не толькоправовую возможность действия суда при назначении наказания, но и возлагаютна суд обязанность учитывать при этом соответствующие требования. Рассмотрим содержание принципов назначения наказания. Законность наказания означает, что назначается только при указанных вуголовном законе основаниях и в точном соответствии с уголовным законом.Этот принцип закрепляется в ст. 3 Уголовного кодекса. Таким образом,наказанию подлежит лицо, виновное в совершении преступления,предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Наказание можетбыть назначено лишь по приговору суда в строгом соблюдении уголовногозакона. Каждое наказание может назначаться лишь в порядке и приделах,указанных в Уголовном кодексе. Принцип законности пронизывает все нормыуголовного права, но поскольку в сфере назначения наказания законностьнаходит свое специфическое выражение, то выделение данного принципапредставляется обоснованным. Гуманизм наказания как принцип его назначения требует от судаприменения к подсудимому лишь таких мер наказания, которые в данном случаедействительно необходимы. Наказание не имеет целью причинение физическихстраданий или унижение человеческого достоинства (ст. 722 УголовногоКодекса). Оно должно исправлять осужденного, а цели наказания должныдостигаться гуманными средствами. Принцип гуманизма, как и принципзаконности проявляется во многих нормах уголовного права. Этот принципзакреплен в ст. 7 Уголовного Кодекса РФ. Его можно усмотреть в нормах,определяющих возможность применения отсрочки исполнения приговора,условного осуждения. Принцип гуманизма находит свое отражение в перечнесмягчающих обстоятельств и ряде других норм. Гуманизмом обусловлены и теособенности, которые должны учитываться при назначении наказаниянесовершеннолетним. Уголовное законодательство имеет своей цельюобеспечивать безопасность человека. Принцип гуманизма пронизывает многиенормы уголовного права. Принцип справедливости назначения наказания непосредственно закрепленв ст. 6 Уголовного Кодекса РФ. В ней сказано: «Наказание и иные мерыуголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершивших преступление,должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степениобщественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения иличности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дваждыза одно и то же преступление». Этот принцип справедливости конкретизируетсяв общих началах назначения наказания. Ими установлена обязанность судаучитывать при назначении наказания те же обстоятельства, о которых сказанов ст. 6 Уголовного Кодекса. Справедливость наказания означает соответствиеего тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личностивиновного. Прежний Уголовный Кодекс РСФСР 1960 г. не содержал прямогоуказания на необходимость назначения именно справедливого наказания. Однакотакой вывод вытекал из общих начал назначения наказания, которыеперечислялись в ст. 37 Уголовного Кодекса. Он зафиксирован также в ст. 347Уголовно-Процессуального Кодекса, в которой сказано: «…не соответствующимтяжести преступления и личности осужденного признается наказание, когда онохотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующим уголовнымзаконом, но по своему характеру является явно несправедливым как вследствиемягкости, так и вследствие суровости». И нарушение принципа справедливостинаказания является основанием для отмены или изменения приговора (ст. 342Уголовно-Процессуального Кодекса). Наказание должно осознаватьсяпреступником как необходимый результат его собственного деяния. Пределомнаказания должен быть предел его деяния. Чрезмерно мягкое наказаниеспособно породить как у самого преступника, так и у других лиц чувствобезнаказанности. И это чувство не удерживает от совершения новыхпреступлений. И, естественно, не достигает стоящей перед ним (наказанием)цели — предупреждения новых преступлений. Кроме того, оно не соответствуетцели восстановления социальной справедливости (ст. 43 Уголовного Кодекса).Завышенное же наказание создает чувство обиды, несправедливости, дажеозлобления, недоверия в законность. Принцип индивидуализации наказания, он находит свое выражение вомногих нормах уголовного права, обязывающих учитывать при назначениинаказания характер и степень общественной опасности совершенногопреступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающиеответственность. Основой для индивидуализации наказания при его назначениислужат прежде всего пределы санкций статей Особенной части УголовногоКодекса, по которой квалифицировано преступление. Они, как правило,позволяют учитывать различные обстоятельства, характеризующие особенностикаждого преступления. Общие начала назначения наказания обязывают судопределить наказание в соответствии с уголовным законодательством. Этиположения (ст. 60 Уголовного Кодекса) выражают принцип индивидуализациинаказания при его назначении. Принцип индивидуализации был отражен уже впервом кодексе — Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. в ст. 24, где говорилось,что «при определении меры наказания учитываются степень и характеропасности как самого преступника, так и совершенного преступления. Дляизучения этого изучается обстановка совершенного преступления, выясняетсяличность преступника, поскольку таковая выявилось в учиненном импреступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании егообраза жизни и прошлого, а также устанавливается, насколько самопреступление в данных условиях времени и места нарушает основы общественнойбезопасности». Далее принцип индивидуализации наказания был отражен и вУголовном Кодексе РСФСР 1926 г. (ст. 45) и в Основах уголовногозаконодательства СССР и союзных республик (ст. 32) и Уголовном КодексеРСФСР 1960 г. Индивидуализация наказания в уголовном праве, — «это принцип,закрепляющий в учете характера и степени общественной опасностисовершенного преступления, личности виновного, отягчающих и смягчающихобстоятельств, который позволяет посредством наказания, сочетающего в себецели кары и воспитания, добиться в конечном счете исправления иперевоспитания преступника, а также предупредить совершение новыхпреступлений как осужденным, так и другим лицам»[7]. В настоящее время большое внимание уделяется принципуиндивидуализации. Этот принцип пронизывает, как уже говорилось, многиенормы уголовного законодательства. Очень важно, что при назначениинаказания суд учитывает личность виновного. Ведь сознания человекаиндивидуально, у каждого своя система взглядов, убеждений, привычек, своеотношение к работе, семье и другим ценностям жизни. В настоящее время применение принципов назначения наказания являетсяобязательным условием рассмотрения дела в суде. Особенно важно «обратитьвнимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному икачественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних.Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгомсоблюдении требований материального и процессуального законодательства,максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных правнесовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждениюсовершения новых преступлений»[8]. ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2.1. Пределы назначения наказания по российскому уголовного законодательству Необходимость специальных норм об уголовной ответственностинесовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принциповсправедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду егофизической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране изаботе»[9], и потому общество не может предъявить ему требования, равные стребованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны,особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образомреализовать цели уголовного наказания. Часто оптимальный путь исправлениянесовершеннолетнего — применение мер воспитательного воздействия, неявляющихся уголовным наказанием. Раскрытие сущности и особенностейуголовной ответственности несовершеннолетних тесно связано с рассмотрениемформ, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовнойответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказанияэтой категории преступников. Установление уголовной ответственностипредполагают не только определение круга деяний, признаваемых общественноопасными и в силу этого противоправными, но и их порицание,общегосударственная отрицательная оценка; при том мера этой оценки заранееопределена в виде санкций соответствующих норм закона. Определяясуществующее здесь соотношение О.Э. Лейст считает, что «санкция иответственность соотносятся как содержание и форма»[10]. Мне думается,наоборот, санкция с предусмотренным ею наказанием является формой выраженияответственности. Такое соотношение сохраняется и при субъективномвосприятии и понимании уголовной ответственности правосубъектными лицами(субъектами ответственности). «Ответственное» состояние субъектапредполагает наличие у него представления об угрозе наказанием, которое онможет понести в случае нарушения закона, совершения преступления.Представление об ответственности связано с сознанием неотвратимостинаказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслима безнаказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет онесовершеннолетних. Новое российское уголовное законодательство, введя вдействие ряд новых институтов освобождения от уголовной ответственности инаказания, «дало богатую пищу для размышлений, поколебало традиционноепредставление о неотъемлемой связи наказания с преступлением, онемыслимости ответственности наказания»[11]. Особый интерес представляетзаконоположение, предусмотренное ч. 1 ст. 90 Уголовного Кодекса РФ, котороегласит: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой илисредней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, еслибудет признано, что его исправление может быть достигнуто путем примененияпринудительным мер воспитательного воздействия». Их этого положениявытекает очень важный вывод: привлечение несовершеннолетнего к уголовнойответственности не всегда заканчивается применением наказания; оно можетограничиваться применением судом принудительным мер воспитательногохарактера, не являющихся уголовным наказанием. И, как говорилось выше,происходит освобождение от наказания, но не от ответственности. Кроме того,предусматривая возможность замены уголовного наказания в отношениинесовершеннолетних мерами воспитательного характера, законодатель учитывалспецифику самой уголовной ответственности несовершеннолетних, обусловленнуювозрастными и психологическими особенностями личности преступника (ст. 89Уголовного Кодекса РФ). Итак, при решении вопроса о назначении наказаниянесовершеннолетним «суду следует обсуждать прежде всего возможностьприменения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду нетолько требования, изложенные в ст. 60 Уголовного Кодекса РФ (характер истепень общественной опасности совершенного преступления, данные оличности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия,предусмотренные ст. 89 Уголовного Кодекса РФ (условия жизни и воспитаниянесовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенностиличности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение оназначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда,когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательномотивировав в приговоре принятое решение»[12]. Суды не должны допускатьслучаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервыесовершившим преступление, не представляющие большой общественной опасности,если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем примененияпринудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90Уголовного Кодекса РФ. Необходимо также напомнить, что решение обосвобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или отнаказания и применения к нему принудительных мер воспитательноговоздействия, предусмотренных ст. 90 ч. 2 и ч. 2 ст. 92 Уголовного КодексаРФ, принимается судом коллегиально, в результате судебного разбирательства.А поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело вотношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнутопутем принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 2ст. 8 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР рассматривается судьейединолично. При этом в судебное заседание должны быть вызваны прокурор,несовершеннолетний, его законный представитель, защитник и заслушано мнениеучастников процесса о возможности ограничиться применением принудительныхмер воспитательного воздействия. В соответствии с Постановлением ПленумаВерховного Суда Российской Федерации № 7 «О судебной практике по делам опреступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля: «Судам следует иметь ввиду, что в соответствии со ст. 90 Уголовного Кодекса РФнесовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколькопринудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение ипередача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненныйвред и ограничение досуга». Необходимо обратить внимание, что при передаче несовершеннолетнего поднадзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, чтоуказанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильнооценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение иповседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимоистребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей илилиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.И несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, ихзаменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласиесудам должно быть получено. В постановлении суда о решении о прекращенииуголовного дела и применении к несовершеннолетнему мер воспитательноговоздействия передачи под надзор родителей (родственников, опекунов), либоспециализированного государственного органа или ограничения досуга иустановления особых требований к поведению, в нем необходимо указать срок,в течение которого применяется данная мера. Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним, важноопределить возраст уголовной ответственности. Наступление уголовнойответственности возможно только для лиц, которые осознают фактическийхарактер своих действий (бездействия) и понимают их социальное значение. Аопределенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний жеребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает ифактического значения своих действий, он не способен проследить развитиепричинных связей между своими действиями и последующими явлениями. «Тольковоспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственныйжизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые длянормальной жизни в обществе»[13]. Поэтому установление возрастных границ ответственности за своеповедение предполагает, что по достижении определенного возраста ужепонимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях ихдействия могут причинить вред. Итак, несовершеннолетним «признаются лица,которым по времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но неисполнилось восемнадцати лет»[14]. Судам необходимо иметь в виду, что всоответствии со статьей 329 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСРустановление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств,подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. При этом «нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, скоторого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а поистечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часовследующих суток»[15]. А при установлении возраста судебно-медицинскойэкспертизой днем рождения подсудимого надлежит считать последний день тогогода, который назван экспертами, и при определении возраста минимальным имаксимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемогоэкспертизой минимального возраста такого лица. В Уголовном Кодексе РФ впервые в истории русского права вопросамответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, запрещенные уголовным законом, посвящен специальный разделV в Уголовном Кодексе РФ. Вместе с тем, уголовное законодательство России изарубежный стран всегда предусматривало нормы, отмечающие правовыепоследствия за преступления, совершенные взрослыми лицами инесовершеннолетними. Итак, как уже было сказано выше, достижениеустановленного законом возраста — один из обязательных признаков субъектапреступления. И очевидно, что при определении возраста, с достижениемкоторого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, за основуберется уровень сознания человека, его способность понимать характерсовершаемых им действий, их общественную опасность и значение, а такжевозможность руководить ими. Следует также учитывать, что согласно части 3статьи 20 Уголовного Кодекса РФ «если несовершеннолетний достиг возраста, скоторого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет несвязанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии,ограничивающее его способность осознавать фактический характер иобщественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, онне подлежит уголовной ответственности»[16]. Законодатель установил, что при наличии данных, свидетельствующих обумственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 78 и79 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР назначается судебная комплекснаяпсихолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии илиотсутствии у несовершеннолетних отставания в психическом развитии. При этом«в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственнойотсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого несоответствует его возрасту»[17]. Как установление возраста, так и психического, умственного развитиянесовершеннолетнего является необходимо стадией в уголовном процессе прирассмотрении дела в суде. Ведь установление этих обстоятельств могутсущественно влиять на степень вины и, разумеется, на меру наказания. В случае совершения общественно опасного деяния лицом, не достигшимвозраста уголовной ответственности, либо несовершеннолетним, достигшимэтого возраста, который вследствие отставания в психическом развитии не могосознавать характер и опасность совершенного им деяния, отсутствуютпризнаки субъекта преступления, т.е. основание для уголовнойответственности. В этом случае принудительные меры воспитательноговоздействия применяются к этим лицам не в порядке, предусмотреннымадминистративным законодательством. Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статусапредполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: мерыэти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательноевоздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. Кнесовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовногонаказания. Так, в соответствии со статьей 59 Уголовного Кодекса РФ,смертная казнь не может быть применена «лицам, совершившим преступления ввозрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесенияприговора шестидесятилетнего возраста». Также к несовершеннолетним не можетбыть применена такая мера уголовного наказания, как пожизненное лишениесвободы. Лишение свободы несовершеннолетним не может быть назначено свышедесяти лет (ст. 88 Уголовного Кодекса РФ). Уголовный закон непредусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применениекоторых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социальногостатуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности,конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые квоеннослужащим). К примеру, за преступления против военной службы,совершаемые рядовым и сержантским составом в соответствии с Законом РФ от11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», могутотвечать лица, достигшие 18-летнего возраста, а в отношении офицерскогосостава возрастной «потолок» подымается еще выше. Субъектом преступленийпротив правосудия, совершаемых, например, судьями, может быть лицо,достигшее 25-летнего возраста[18]. Наряду с этими субъектами некоторыхпреступлений, связанных с особым характером действий, могут быть толькосовершеннолетние, например, при вовлечении лица, не достигшего 18 лет, всовершении преступлений или иную антиобщественную деятельность (ст. 150 и151 Уголовного Кодекса РФ). Не колеблет этой возрастной планки и появленияв гражданском праве института эмансипации (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).В силу статей 21 и 27 Гражданского Кодекса и ст. 13 Судебного Кодекса РФсамостоятельную ответственность за причиненный вред несутнесовершеннолетние, «которые в момент причинения вреда, а также в моментрассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладали полнойдееспособностью в порядке эмансипации либо вступили в брак до достижения 18-летнего возраста»[19]. Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются всоответствии со ст. 88 Уголовного Кодекса: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок. Штраф несовершеннолетним назначается в размере от 10 до 500минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногодохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев. Штрафназначается несовершеннолетнему только при наличии у него самостоятельногозаработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.Имущество это должно принадлежать несовершеннолетнему на правесобственности, т.е. должно быть им приобретено правомерно (см. ст. 218Гражданского Кодекса). Определяя размер штрафа «суд должен учитывать, чтоэто наказание не должно препятствовать ресоциализации несовершеннолетнего,который не должен лишаться необходимых для нормальной жизни материальныхблаг»[20]. В соответствии с частью третей ст. 88 Уголовного Кодекса обязательныеработы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполненииработ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им –в свободное отучебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного виданаказаний лицам в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день,а лицам в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день. Применяя этонаказание, суд должен учитывать, что «свободное от учебы время» не включаетвремя, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнениядомашних заданий, следует учитывать и факт дополнительного обучения(музыкальные школы, спортивные секции и т.п.). При назначении этогонаказания работающему несовершеннолетнему необходимо учитывать характер итяжесть труда его по месту основной работы. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одногогода. Наказания это принимается только к работающим несовершеннолетним.Данное наказание не должно по возможности препятствовать социальномуразвитию несовершеннолетнего (например, поступление в учебное заведение). Арест назначается несовершеннолетним в соответствии со ст. 88Уголовного Кодекса РФ, имея при этом в виду, что в силу ст. 393 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР, такая сила пресечения может быть избраналишь в исключительных случаях «как единственно возможная в данных условиях,когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличииоснований, указанных в ст. 89, 91 и 96 Уголовно-Процессуального КодексаРСФСР»[21]. В судебной практике нередко встречаются случаи необоснованногозадержания и привлечения к уголовной ответственности подростков. ПоэтомуПленум Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. признал, что арест(заключение под стражу) несовершеннолетнего носит исключительный характер.Это означает, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет может бытьподвергнут аресту в случае совершения убийства, кражи, грабежа, разбоя. Но при этом наказание не может превышать десяти лет лишения свободы.Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет может быть подвергнут ареступо всем составам, перечисленным (как уже было указано выше) в ст. 96Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР по мотивам одной лишь опасностипреступления. Если указанные выше требования органами следствия несоблюдены, то несовершеннолетний подлежит освобождению судом из под стражив зале суда в бесспорном порядке. Однако с учетом конкретных обстоятельстви данных о личности суд может применить иную меру пресечения, в частности,передать несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей,а воспитывающихся в закрытых детских учреждениях — под надзор администрацииэтих учреждений. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок несвыше десяти лет. Несовершеннолетним мужского пола, осужденным впервые клишению свободы, а также несовершеннолетним женского пола наказаниеотбывают в воспитательных колониях общего режима. А несовершеннолетниемужского пола, ранее отбывавшим наказание отбывается в виде лишения свободыв колониях усиленного режима. При назначении наказания несовершеннолетнему следует иметь в виду,«что в соответствии с ч. 4 ст. 18 Уголовного Кодекса РФ, судимости запреступления, совершенные лицом до 18 лет, не учитываются при признаниирецидива преступлений, в том числе в случаях, когда судимость не снята илине погашена. Также не учитываются судимости, снятые или погашенные впорядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного Кодекса РФ»[22]. В то же время следует иметь в виду, что судимости за преступления,совершенные в несовершеннолетнем возрасте, не снятые и не погашенные вустановленном законе порядке, образуют квалифицирующий признакнеоднократности (например, пункт «б» ст. 158, ч. 2 Уголовного Кодекса РФ) исудимости (например, п. «в» ч. 3 ст. 158 Уголовного Кодекса РФ). Особенности назначения наказания несовершеннолетним предусмотреныст. 89 Уголовного Кодекса. Руководствуясь общими началами назначениянаказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает условияего жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенностиличности, а также влияния на него старших по возрасту лиц. «Справедливымнаказанием в отношении несовершеннолетнего является наказание, наилучшимобразом обеспечивающее его исправление»[23]. 2.2. Учет характера и степени общественной опасности преступления при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте Эффективность назначения наказания, а следовательно, и достижение ихцелей, прежде всего, предупреждение новых преступлений, «находятся в прямойзависимости от дифференцированной оценки преступного деяния»[24]. Ст. 60Уголовного Кодекса РФ указывает на необходимость учитывать при назначениинаказания характер и степень общественной опасности совершенногопреступления. В отношении лиц, совершивших преступления, не предоставляющиебольшой опасности, должны широко применяться наказания, не связанные слишением свободы, меры общественного воздействий например. И наоборот, присовершении тяжкого преступления самым гуманным будет назначение судомстрогого наказания. «Наказание, — писал К. Маркс, — должно явиться в глазахпреступника необходимым результатом его собственного деяния. Пределом егонаказания должен быть предел его деяния»[25]. В литературе характер истепень общественной опасности трактуется неоднозначно. Своеобразнуютрактовку рассматриваемых понятий дает И.С. Ной. По его мнению, судназначая наказания в соответствии с характером и степенью опасностипреступления, должен оценивать лишь общественную опасность конкретногодеяния, учитывая особенности места и времени его совершения. При этом учетхарактера и степени общественной опасности деяния может проявиться лишь всмягчении наказания и даже освобождения от него. Такой вывод И.С. Цойобосновывает тем, что перечень отягчающих обстоятельств являетсяисчерпывающим, а учет характера и степени общественной опасностипредставляется в виде определенных обстоятельств[26]. И.И. Карпец, как имногие другие (Г.А. Кример, В.П. Малков, Я.М. Брайнин), считает, чтохарактер общественной опасности преступления обуславливается вредоносностьюопределенных групп или видов преступлений, а степень — опасностьюиндивидуального преступления. По мнению Н.Ф. Кузнецовой, понятие характераи степени общественной опасности следует рассматривать в свете философскихкатегорий качества и количества. «Характер общественной опасностисоставляет ее качество, степень же заключает в себе количество опасностипреступления для общества»[27]. На этом основании Н.Ф. Кузнецова характеробщественной опасности определяет как отличительное свойство, специфику,качество общественной опасности преступления. Степень же общественнойопасности ею определяется как количественная сторона материального признакапреступления. Таким образом, несходство изложенных в литературе позиций порассматриваемому вопросу объясняется тем, что авторы по разномуустанавливают «ранг» различий», определяемых учетом характера и степениобщественной опасности преступления. «Каждое преступное посягательство может быть рассмотрено какопределенное конфликтное отношение, которое выражает единство качественнойи количественной стороны общественной опасности»[28]. Исходя из этого,следует согласиться с тем, что характер общественной опасности преступления— это качественное своеобразие деяния, существенный и общий признак, наосновании которого определяется принадлежность преступления к определенномуроду или виду. Характер общественной опасности преступления выражается обязательнымипризнаками соответствующего состава. Он определяется путем установленияобъекта преступления и отнесения его к числу более или менее опасных дляобщества. По характеру общественной опасности преступления подразделяются наособо тяжкие, тяжкие, повлекшие особо тяжкие последствия и непредставляющие большой общественной опасности. С этой классификациейпреступлений связаны основные направления уголовной политики в сференаказания. Учет характера общественной опасности преступления неразрывносвязан и с учетом степени общественной опасности. Она представляет собойпризнак, характеризующий конкретное преступление. При определении степениобщественной опасности совершенного преступления следует исходить изсовокупности всех обстоятельств дела, при которых было совершено конкретноепреступное деяние (форма вины, мотивы, способ, обстановка и стадиясовершения преступления, степень и характер участия каждого из соучастникови т.д.). Обстоятельства, характеризующие степень общественной опасностипреступления, относятся к деянию, его объективным и субъективным свойствам.Таким образом, выполнить требования ст. 60 ч. 3 Уголовного Кодекса РФ обучете при назначении наказания характера общественной опасностисовершенного преступления — «значит учесть указанную в диспозиции статьиОсобенной части Уголовного Кодекса специфику объекта, объективной исубъективной сторон, а также субъекта»[29]. Тем самым, по характеру общественной опасности будут установленыпределы наказания за преступления определенной группы (вида). И выборконкретной меры в этих пределах производится на основе учета степениобщественной опасности деяния. Учет судами характера общественной опасности преступления приназначении несовершеннолетним наказания определенного вида можно показатьна основе данных таблицы 1, из которых видно, что при назначениинесовершеннолетним наказания суды, как правило, учитывают характеробщественной опасности совершенного преступления. За наиболее тяжкие похарактеру общественной опасности преступления применяются более строгиемеры наказания. Таблица 1 Учет характера общественной опасности преступления при назначении наказания|Виды преступления|Меры наказания (в %) ||(по УК РФ) | || |Лишение |Условное |Штраф || |свободы |осуждение | ||Ст. 158 |71,1 |28,9 |— ||Ст. 161 |81,8 |18,2 |— ||Ст. 228 |54,2 |45,8 |— | Но на меру наказания влияет не только характер общественной опасностипреступления, но и ее степень. Требования ст. 60 Уголовного Кодекса РФ обучете степени общественной опасности деяния означает для суда необходимостьвыяснения в каждом случае размера преступных последствий. Ущерб, нанесенныйодноименными преступлениями, обычно бывает разными. Что обязательноучитывать при назначении наказания. Характерной особенностью преступлений несовершеннолетних является ито, что они часто совершаются в группе. Общение со своими сверстниками дляподростка является важной потребностью. Так, например, за десять лет (1980-1989 гг.), средняя величина этого показателя составила в Томской области70,2%, т.е. абсолютное большинство осужденных несовершеннолетних в этихрегионах было осуждено за преступления, совершенные в группах[30]. Присовершении преступления несовершеннолетними в соучастии суд обязандифференцировать меру уголовного наказания в отношении каждого соучастника.В этой связи представляется важным решение вопроса о влиянии характера истепени соучастия несовершеннолетнего на вид и размер наказания. При оценкехарактера и степени участия несовершеннолетнего в групповом преступленииважно учитывать особенности самой группы. Возможны различные типологиипреступных групп несовершеннолетних в зависимости от основания выделения. М.М. Бабаев предлагает различать два типа групп. Эти группы онвыделяет по участию в них взрослых. Так к первому типу он относит группы,которые состоят только из несовершеннолетних. Для участников этих группхарактерно, что среди участников отсутствует четкое разделение наорганизаторов и подстрекателей, пособников и исполнителей. Здесь каждыйучастник группы является исполнителем. И при индивидуализации наказаниясуды учитывают лишь степень участия виновных в осуществлении преступногонамерения. Ко второму типу относятся группы, в которых наряду снесовершеннолетними участвуют взрослые. Взрослые, независимо от выполняемойроли, оказывают активное влияние на несовершеннолетних. Безусловно,«степень воздействия взрослого соучастника на несовершеннолетнего должнаучитываться при назначении наказания»[31] последнему. Так, зная, что «главное для любой группы — это ее структурнаяинтеграция и дифференциация, являющаяся конституирующим признаком любойгруппы»[32], можно этот признак рассматривать в качестве основания длятипологии групп. Если же в основании типологии положить признакустойчивости преступной группы, ведь именно этот признак чаще всегоиспользуется в качестве основания классификаций, то можно выделить три типапреступных групп. Первый тип представлен преступными группами несовершеннолетних,которые можно отнести к «ситуативным». Такие группы, как правило,малочисленные и нестойкие. Исследования в этой области показали, чтоудельный вес таких групп в Томске составил 58,4%. Такие преступные группыхарактеризуются незначительным периодом их жизнедеятельности и небольшимчислом совершенных участниками таких групп преступлений. В структурепреступлений, совершенными такими группами несовершеннолетних, преобладаютобщеуголовные корыстные преступления. Так, почти 80% всех преступлений,совершенных подростками в таких группах, в Томске были связаны сзавладением личным имуществом граждан (кражи, грабежи, разбои). Возрастнаяструктура «ситуативных» преступных групп несовершеннолетних характеризуетсяналичием в них значительного числа подростков в возрасте от 14 до 15 лет.Так, например, из 948 уголовных дел, рассматриваемых Кировским судом, 95 изэтих преступных деяний совершали несовершеннолетние, и в 80 из нихнесовершеннолетние действовали группой. Многие из подростков совершалипреступления в первый раз, т.е. ранее судимостей не имели. Второй тип представлен «преступными группами несовершеннолетних,которые условно можно назвать «переходными» от групп «ситуативных» кпреступным группам высокого уровня развития»1. Этот тип преступных группхарактеризуется большей численностью участников, более длительными периодомсуществования, большим количеством совершенных преступлений и изменением иххарактера. Такие группы организуются как для совершения одного преступления(преимущественно изнасилования, разбойного нападения, крупной кражи), так идля совершения преступлений систематически (кражи, грабежи). Наиболееактивными участниками преступлений, совершенных группами второго типа, былиподростки и юноши в возрасте 16-17 лет, а также юноши старшего возраста.взрослые лица, как правило, занимавшие лидирующее положение в группе икрайне редко совершали преступления. Третий тип преступных групп несовершеннолетних — это устойчивыеподростково-молодежные группировки, представляющие собой наиболее высокийуровень развития преступных групп, в которые входят несовершеннолетние,действующие на протяжении ряда лет в некоторых городах нашей страны. Я не буду расписывать особенности данных типов преступных групп.Необходимо лишь подчеркнуть, что каждый тип преступных группхарактеризуется определенной степенью общественной опасности. Так, степеньобщественной опасности групп несовершеннолетних первого типа будет меньше,чем второго и третьего, а второго — меньше, чем третьего. При совершениипреступления несовершеннолетними в соучастии «суд обязан дифференцироватьмеру уголовного наказания в отношении каждого участника»[33]. В этой связипредставляется важным решение вопроса о влиянии характера и степенисоучастия на вид и размер наказания. 2.3. Требования закона об учете личности при назначении наказания Как бы ни было велико для индивидуализации наказания установлениехарактера и степени общественной опасности совершенного преступления,однако «справедливое наказание может быть назначено виновному лишь послевсестороннего выяснения и учетом судом обстоятельств, характеризующих еголичность»[34]. Следующим общим началом, зафиксированным в ст. 60 Уголовногокодекса Российской Федерации, является учет личности виновного. Ведьнаказание всегда конкретно и индивидуально. Так же, как и личность, ккоторой применяется наказание, тоже конкретна и индивидуальна. В уголовномправе и, особенно, в криминологии большое внимание уделяется проблемеличности тех, кто совершает преступление. А изучение личности виновногочасто служит ключом к выяснению причин и условий совершения преступлений вобществе, а значит, и ликвидации их. «Без учета личности виновногоневозможно эффективно воздействовать на социальные свойства лица,совершившего преступление, изменить их в нужном направлении»[35]. Неадекватность общественной опасности деяния и личности виновногонаиболее ярко проявляется по делам о преступлениях несовершеннолетних.Личность подростка находится на стадии ее формирования. И процессформирования личности сложен и противоречив. В структуре личностинесовершеннолетнего легко уживаются положительные и отрицательные качества.Дагель П.С. отмечает, что «личность преступника, как и всякого другогочеловека, характеризуется множеством самых различных обстоятельств. Это егосоциальные связи (политические, трудовые, бытовые, семейные и т.д.); егоморально-политические качества (мировоззрения, убеждения, интересы); егопсихологические свойства и особенности (интеллект, волевые качества,эмоциональные особенности, темперамент); его демографические и физическиеданные (пол, возраст, состояние здоровья); наконец, это его биография, егожизненный опыт, образование, его заслуги и провинности передобществом»[36]. Часть из этих признаков включены законодательством в числообязательных элементов состава и характеризуют виновного как субъектапреступления (достижения определенного возраста, вменяемость). Эти признакиучитываются судом при решении вопроса об установлении уголовнойответственности и назначении наказания. Для того чтобы правильноиндивидуализировать наказание, «суду необходимо из бесконечного множестваобстоятельств, характеризующих личность виновного, выбрать и учесть лишь теобстоятельства, которые будут влиять на назначения наказания в сторону какего усиления, так и смягчения»[37]. Понятие личности виновного охватывает, как уже отмечалось, различныепо характеру признаки. Одна из них часть именует психологическую, другая —социальную природу. По делам о преступлениях несовершеннолетних особое значение имеет учетих возрастных особенностей. Несовершеннолетие охватывает относительнодлительный период развития личности. Оно включает в себя несколько этапов.И если периоды ограничить возрастными пределами, в рамках, которых возможнауголовная ответственность несовершеннолетних, то в этом случае можновыделить два этапа: подростковый и юность. С этими этапами связаны и двавозрастных рубежа, начиная с которых лицо подлежит уголовнойответственности [14, 16]. Каждый из этих этапов представляет качественноособый период развития, характеризуется множеством изменений, которыесоставят в совокупности своеобразие структуры личности несовершеннолетнегои определяют уровень социального взросления, «который предполагает развитиене только объективной, но и субъективной готовности несовершеннолетнего кусвоению требований к поведению в обществе взрослых»[38]. Уровень усвоения данных требований у разных возрастных группнеодинаков. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначениинаказания. Установление возраста виновного «входит в число обстоятельств,подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних»[39].Так осужденные поодному и тому же преступлению (ст. 158, п.I, п. а, б, в). Юдин МихаилАнатольевич (1979 г.р.) и Сапрыкин Станислав Борисович (1983 г.р.), былиосуждены, но к ним были применены разные были применены разные мерынаказания. По судебной практике видно, что при назначении наказания судыболее строго подходят к несовершеннолетним старшей возрастной группы. Изприговоров видно, что суды, указывая на возраст несовершеннолетнего придаютему в определенных случаях значение серьезного смягчающего обстоятельства.Но на поведение влияет не столько возраст несовершеннолетнего, но и другиеиндивидуальные особенности личности. Ввиду огромного количества признаков (свойств, черт), характеризующихличность, трудно понять и проанализировать ее. Проще это сделать на основеопределенной схемы, которая позволила бы сгруппировать и классифицироватьэти признаки. Такая схема структуры была разработана профессором П.С.Дагелем. П.С. Дагель все элементы и признаки, образующие структуруличности, разбил на пять подструктур (сфер) личности, к которым относятсясами признаки, характеризующие ту или иную сторону личности — социальную,психологическую или физическую. Под элементом личности П.С. Дагель понимаетотдельное свойство личности (например, воля), а под признаком личностихарактеристику этого свойства (например, сильная воля). Таким образом, одини тот же элемент может характеризоваться рядом признаков. Первую подструктуру составляют признаки, непосредственнохарактеризующие общественную опасность личности преступника. К нимотносятся: характер совершенного преступления, его тяжесть и преступныепоследствия, форма вины, мотив, цель преступления, способ совершенияпреступления и т.д. Вторую подструктуру составляют признаки, раскрывающие социальныеотношения личности в различных областях общественной жизни. Сюда П.С.Дагель относит общегражданские отношения (служба в армии, участие вполитических кампаниях и т.д.), трудовые отношения. Третью подструктуру составляют признаки, дающие нравственно-психологическую характеристику личности. Это направленность личности(жизненная ориентация), мировоззрение (система взглядов на жизнь), интересыличности и т.д. Четвертую подструктуру составляют признаки, характеризующиепсихологическую сторону личности, раскрывающие психологическую сторонуличности, ее психические особенности (особенности восприятия, памяти,эмоциональные процессы). И, наконец, пятую подструктуру составляют признаки, характеризующиефизические (биологические) свойства личности. Составляющими ее элементамиявляются пол, возраст, физическая конструкция и т.д. Необходимо сказать,что П.С. Дагель не ставил перед собой задачу выделить из всей большойгруппы признаков, характеризующих личность преступника, именно те признаки,которые в первую очередь будут влиять на индивидуализацию наказания. Прежде, чем продолжить мою работу, хочу отметить понятия «личностипреступника». Оно включает в себя наличие таких признаков, которые прирешении вопроса о назначении наказания далеко не всегда и не в полномобъеме могут приниматься судом во внимание. На поведение несовершеннолетнего оказывает влияние не только возраст,но и другие индивидуальные особенности личности «в частности, егопсихические аномалии»[40]. Как показали материалы изучения судебнойпрактики около 3% осужденных подростков страдали различными формамипсихических аномалий, которые не исключают вменяемость. При изучениисудебной практики, заметно, что большое внимание уделяется личностинесовершеннолетнего при назначении наказания. Так, более строгие мерынаказания применяются к лицам, которые не работают и не учатся, большинствоиз них уже имели судимости. 90% таких подростков были осуждены к лишениюсвободы. При назначении наказания учитываются все обстоятельства жизнинесовершеннолетнего. Его отношение к учебе, работе позволяют говорить осоциальной направленности личности несовершеннолетнего. Сведения об этихданных нередко отражаются в приговоре суда при оценке личностинесовершеннолетнего. Так, из уголовного дела, рассматриваемым Кировскимсудом, видно, что к делу были приобщены, при оценке личности осужденных,характеристики места работы несовершеннолетних. Соловьев НикитаАлександрович, 1981 года рождения, работающий на постоянной работе иимеющий хорошую характеристику, осужденный по статье 158, был оправдансудом. Так как другой несовершеннолетний, осужденный по той же статье,нигде не работающий, был осужден к двум годам лишения свободы. В приговоре судов часто указывается на положительную или отрицательнуюхарактеристику подростка с места работы или учебы. Так из изученных мноюуголовных дел, 97,2% подростков, которые ранее были судимы, наказывалисьлишением свободы. Совершение несовершеннолетним преступления послеприменения меры уголовного наказания за предыдущие деяния или в ходе егоотбывания свидетельствуют о повышенной общественной опасности виновного. Ктаким лицам следует применять более строгие меры. При осуждении несовершеннолетнего Рязанцева Сергея Юрьевича по ст. 158ч. II, п. «а», «б» Уголовного Кодекса Российской Федерации к трем годамлишения свободы, указывается, что подсудимый ранее уже совершилпреступление, но от уголовной ответственности был освобожден, из-подвлияния родителей вышел, и родители на правонарушения сына не реагировали.Оценивая личность несовершеннолетнего и определяемые меры наказания, судычасто обращают внимание на взаимоотношения подростков с родителями. Приэтом способность родителей влиять на поведение подростков судамирассматривается в качестве одного из условий возможности применения мерынаказания, не связанной с лишением свободы. Конфликт между детьми иродителями нередко является следствием вины последних, их нежелания инеумения считаться с потребностями личности в подростковом периоде. Взаимоотношения подростка с родителями, условия его жизни и воспитанияимеют криминологическое значение. Они помогают установит причины совершенияпреступления несовершеннолетним, определить меры его предупреждения вбудущем. Я согласна с мнением Г.С. Гаверова, что такие понятия как характери степень общественной опасности совершенного преступления применимы и кхарактеристике общественной опасности личности самого виновного «Характеробщественной личности виновного определяется характером общественнойопасности совершенного преступления»[41]. Устанавливая, что за тяжкиепреступления должны применяться строгие меры уголовного наказания законисходит из повышенного характера общественной опасности лиц, совершающихэти преступления. Но между общественной опасностью совершенногопреступления и общественной опасностью личности преступника существует иобратная связь. Закон устанавливает повышенную ответственность особоопасных рецидивистов. Так, например, кража, совершенная особо опаснымрецидивистом, по характеру своей опасности будет намного выше, чеманалогичное преступление, совершенное иным лицом. Именно поэтому, кража,совершенная особо опасным рецидивистом, выделена в




Похожие:

Назначение наказания несовершеннолетним iconНазначение наказания по совокупности преступлений и приговоров
Целью данной работы является изучение вопроса о разновидностиуголовного наказания наказания за несколько преступлений, совершенныходним...
Назначение наказания несовершеннолетним iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по Общей части уголовного права РФ для студентов озо ипсуб
И ответить на поставленные вопросы по следующим темам: 1). Российский уголовный закон; 2). Обстоятельства, исключающие преступность...
Назначение наказания несовершеннолетним iconНазначение наказания: обусловленность и критерии индивидуализации, относящиеся к преступлению

Назначение наказания несовершеннолетним iconДокументи
1. /Назначение наказания.doc
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом»
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 200 г
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом»
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 200 г
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 021100
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 2011 г
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 021100
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 2011 г
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс назначение наказания по российскому уголовному праву высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Назначение наказания несовершеннолетним iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 2010 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы