География в жизни и творчестве А. С. Пушкина icon

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина



НазваниеГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Дата конвертации20.07.2012
Размер84.05 Kb.
ТипРеферат
География в жизни и творчестве А.С.Пушкина


…Дальнейшее продолжение выясняется в голове все чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное. Из письма Н.В. Гоголя С.Т. Аксакову. 1840г. Вчитаемся в этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно ипонятно, кроме одного: «… кое-что колоссальное». Создается впечатление, чтоэто все замыслил в первом томе и «хитрит» с читателем, заведомо уводя отглавного развития сюжета сатирическим изображением действительности,обличительной стороной. Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где он нехочет ссориться со своим героем ибо «еще не мало пути и дороги придется импройти вдвоем рука в руку; две большие части впереди – это не безделица».«Две большие части впереди» – о чем это? Николай Васильевич Гоголь задумал роман, состоящий из трех частей.Встречались ли мы с такими трехчастными романами? Да, встречались. Это«Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад –чистилище – рай. Можно предположить, что и поэма «Мертвые души» виделасьГоголю именно такой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой… Но зачем? Что отличает Н.В. Гоголя от других писателей? Прежде всегото, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственнымсловам, он все больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая непокидала его в процессе написания произведения. Мне кажется, в этом онвидел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин он был «духовной жаждоютомим» и понимал свое высокое предназначение пророка. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным,религиозным видел, что в мире правит зло , которое распространяется согромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком ононачинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такойбыстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гогольискренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехии помочь избавиться от них. Но на какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считают лиего герои, что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается,никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним изсамых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума. Мне кажется, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живутправильно. Какое зло они несут в себе? Когда читаешь страницы произведения,все кажется серым, пошлым, ничтожным. И я думаю, именно серость и пошлость- это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменныечувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибооно беспредельно. Что возьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично всвоей необъятной пошлости. Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»:«Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?»Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это вселожные ценности, и у каждого из героев они свои. Это и книга у Манилова свечной закладкой на 14-й странице, это и знания о мире через голландскиерубашки, и французское мыло Чичикова. Зато сколько выпито, съедено, сколькоразговоров о копейках и рублях. Да это же целая среда обитания, это мир,мир плотный, заполненный предметами. К этим вещам человек как бы пришит. Водворе у Коробочки индейки, куры, свинки, огороды с капустой, луком,картофелем, свеклой… У Ноздрева - конюшня, стоила, домик для собак,мельница, кузница. Превзошел всех Плюшкин со своей знаменитой «кучей». Мнекажется, это конечный результат мирского пошлого накопления. Но для чего Н.В. Гоголь дает такие подробности? Именно подробностямиписатель подчеркнул то, что в мире считается главным. Душа здесьотсутствует. Поэтому в произведение нет ни одного красивого человека. Втакой среде обитания чаще всего «ни то, ни се», «ни то баба, ни то мужик»,старухи, держащие голову несколько набок, в чепцах и с фланелью на шее.Действительно, откуда здесь взяться здоровому телу, если поражена душа. Итак, можно подвести итог. Главным героем первого тома «Мертвых душ»является зло (пошлость, серость, глупость), завладевшее Россией и людьми,населяющими ее. Это мир бытовой, материальный. Во втором томе Н.В. Гоголь переходит к рассуждению о человеческойглупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена. «...Инойпочтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершеннаяКоробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и,может быть, в другом кафтане». Мне кажется, что я встречаю таких людей и внашей жизни. Зло – всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествуетсегодня, оно постепенно убивает живую душу. И в этом Н.В. Гогольдействительно пророк. Ведь зло – страшная и огромная сила. Когда читаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царятбездорожье и непролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, неможет найти дороги. От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу.И вообще здесь нет пути. Создается впечатление, что он едет по кругу.Только в финале он вырывается на прямую дорогу бесконечности. А как живет каждый персонаж, отдельно взятый? Каждый персонаж живеткак бы в своем собственном мире. Заборы, плетень, ворота, «толстыедеревянные решетки», границы поместья, шлагбаум - все замыкает жизньгероев. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здеськакая-то сонливость, неподвижность. Сюда даже вести доходят в виде мифов:есть какой-то разбойник капитан Копейкин, Наполеон сбежал с острова иявился антихристом среди людей… А главный герой? Его мы видим как путешественника, он все времяпересекает границы замкнутых «государств». Следует заметить, что границыэти иллюзорны, точно так, как сами «царства-государства». И жизнь в нихиллюзорна, призрачна. Но как живут герои? Ведь Манилов ничего не делаетцелыми днями, крестьяне его тоже ничего не делают. А жизнь вроде бы идет.Вот это и есть призрачное существование. Об этой призрачности говорят ицвета. Например, о неопределенности говорит «голубенький вроде серенький»,дни не то ясные, не то мрачные, даже лес «темнел каким-то скучно-синеватымцветом». Мне интересным и призрачным кажется то, что «царства» настолькоизолированы, что помещики порой даже друг друга не знают, хотя и живутрядом. Коробочка, например, «отказывается знать» Собакевича и Манилова, аведь соседи. Царства, действительно, изолированы наглухо. Поездка Чичикова заканчивается комнатой Плюшкина, в которойбыло холодно, как в погребе, нежилым повеяло. А на улице ведь в это времяжара - лето в разгаре. Значит, здесь остановилась жизнь. Часы стоят, в нихпоселился паук. Но как приспособились к этой жизни сами герои? Маниловживет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Его мужики сидят налавках перед воротами в своих овчинных тулупах. А ведь весна - времяполевых работ. Коробочка в это время урожай собирала. «…По огороду былиразбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями отсорок и воробьев.. несколько чучел». Значит, дело к сентябрю. У Плюшкина-лето. А в губернском городе - зима. Чичиков в теплом картузе, а Маниловпоявляется в медвежьей шубе. А ведь все действия поэмы ограниченынесколькими днями. Выходит, что у каждого - и свое время года. Оно тожепризрачно. Нет реальности времени внутри этих «царств». Значит, герои поэмы живут, приспособив себе время. Герои статичны, онине изменяются и никогда не изменятся. Так что же, они вечны? На этот вопроснам поможет ответить название поэмы. Что значит «Мертвые души»? Что надопонимать под словом «душа»? Теперь мы точно знаем, что человек состоит нетолько из тела, но и души. Должен ли человек, погрязший в грехахматериального мира, вспоминать о Божественной душе своей и воскреснуть? Чтовкладывает в смысл названия Гоголь? Может, это те самые мертвые души,которые Чичиков скупает у помещиков, а может, это символ живых душпомещиков, погрязших в тяжком грехе - «заблуждении ума»? Вопросы разные, номне кажется, что они взаимосвязаны. Здесь один мир невидимый, запредельный,мысленный, а другой - видимый. Но они как бы вместе проникают друг в друга,и граница между ними размывается. Примером является тот же Собакевич,который продает умерших крестьян, а говорит и пишет о них как о живых:«Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такогомужика...» Напротив фамилий Собакевич в реестре обязательно добавляет:«хороший столяр», «дело смыслит» и «хмельного не берет», «хорошего нрава ине вор». Все это как о живых! А в доме Плюшкина Чичикову показалось, чтодом нежилой - «никак нельзя было сказать, чтобы в комнате той обитало живоесущество». Про беглых крестьян Чичиков с сочувствием говорит: «...Вы хоть ив живых еще, а что в вас толку! То же, что и мертвые!». А в губернскомгороде о беглых крестьянах чиновники говорят как о живых. Здесь иСобакевича не смутили его каретником Михеевым, который давно умер. АСобакевич отвечал, что это не Михеев умер, а брат его. И другие умершие, поего словам, тоже живы, хотя и по дороге могут умереть. Собакевич сетует,что такой хороший народец «продал сдуру». Какие «души» покупает Чичиков? На вопрос Ноздрева, зачем ему нужнымертвые души, Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания онпридумал ответ: якобы для приобретения весу в обществе, так как не имеетбольших поместий. У него была и другая версия: задумал жениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди». Авот Собакевича он просит сохранить их разговор в тайне. Так за какими«душами» он приезжал? Чичиков смотрел на Собакевича, и ему показалось, что«в этом теле совсем не было души...». В доме Плюшкина он почувствовал запахнежилого. В конце поэмы неожиданно умер прокурор «ни с того, ни с другого,просто сел - и умер». Нарушаются границы между миром живым и неживым,бытием и небытием. А сам Чичиков, кто он такой? По сюжету - понятно. А если присмотретьсяс разных сторон? Чего о нем только не говорят чиновники: и разбойникРинальдо Ринальдино, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитанКопейкин или даже сам Наполеон! А в народе еще ходили слухи о нем как обантихристе. Мне кажется, что и происхождение героя «темно». Цель егопоявления никому не была известна, да и сам Чичиков скрывал, зачем емунужны «мертвые души. Дамы, наделавшие переполох в губернском городе,говорили, что Чичиков -требовал продавать мертвые души и кричал, что «онине мертвые» и что, мол, это его «дело знать, мертвые ли они, или нет...». Так кто же такой Чичиков? Не то ли самое растекшееся зло, котороепоражает душу людей? Если так считать, то пространственно-временныеотношения здесь стираются, выглядят не так, как в материальном мире.Почему? Во-первых, граница между мертвыми и живыми душами очень призрачна, ипорой непонятно, о каких душах идет речь. Во-вторых, граница между этим миром и миром иным исчезает вовсе, и вхаосе губернского города, в неразберихе, произведенной покупками Чичикова,вдруг показался какой-то Сысой Пафнутьич и Макдональд Карлович, о которых ине слышно было никогда. Все были объяты страхом. А сам Чичиков относился к купленным душам с любовью, называл их«сердечные мои», «мои голубчики», вздыхал: «Эх, русский народец! Не любитумирать своею смертью!» Во время бала Чичиков увидел губернаторскую дочку и долго смотрел нанее, ничего вокруг не замечая. По слухам дам, ведь именно за ней приехалЧичиков. Может быть, герой влюбился? Может, да, а может, нет. Ведь Н.В.Гоголь делает оговорку: «даже сомнительно, чтобы господа такого рода…способны были к любви». Невероятное происходит с губернаторской дочкой:после пристального взгляда на нее Чичикова она превращается в ведение.«Казалось, вся она походила на игрушку, отчетливо выточенную из слоновойкости; она только одна белела и выходила, прозрачною и светлою из мутной ине прозрачной толпы». А может ничего этого не было? Ведь выехал Чичиков из города,оглянулся, и «город N как будто не бывал в его памяти. Для чего приезжал,куда ехал, остается загадкой». Какие искривленные, глухие, узкие,непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество,стремясь достигнуть вечной истины! Как я это понимаю? Если человеческая душа будет стремиться не ввысь,а «прилипать» плотно к телу, погрязать в вещном мире, она потеряет связь сБогом, она только будет блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло.Да, человеческий разум заблуждается, живя лишь только куплей-продажей,накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно и оттого, что мынаблюдаем это сегодня. Все факты жизни, по Гоголю не есть еще смысл жизни,смысл следует искать за пределами фактов. Вот за этот предел и завет насГоголь. Его тройка вырывается из замкнутого круга, она лихо, с ветеркомуносится в запредельное. И тогда все вокруг приходит в движение… Совсем по-другому я вижу теперь Н.В. Гоголя. Он помог увидеть зло,царящее в как будто «обыкновенной» жизни, показал, что оно не имеет границ.Но в то же время он показал, что и добро не имеет границ. На небесах, в томмире. Это возможно, на земле – нет. Мне кажется, тайна в том, что Гогольдает надежду на спасение: человек выйдет из Ада, пройдет через пространствоЧистилища, а дальше его ждет Свет Истины. Действительно, с этой точкизрения Н.В. Гоголь - пророк, а произведение его «колоссальное». Еще древнерусские книжники отмечали, что русские святыепророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество.На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, еговзгляд - сверху: «Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасногодалека, тебя вижу...» Что же ему виделось оттуда? А то, что «дымом дымитсядорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть на земле, и,косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Онторопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертностьи полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.




Похожие:

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconI в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconВремена года в творчестве А. С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconРомантизм в творчестве А. С. Пушкина Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
«. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconРомантизм в творчестве Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconО назначении поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconТест№3 Жизнь и творчество А. С. Пушкина Часть Биография
Расставьте в хронологической последовательности важнейшие события жизни и творчества А. С. Пушкина
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconПоэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconУрок внеклассного чтения Природная стихия и судьба в повести А. С. Пушкина «Метель» 6 класс
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconТема урока: сказочный мир А. С. Пушкина (литературная игра) Дата проведения: 10. 2007г. Учитель: Гришина Н. В. Цели
Оборудование: выставка рисунков «В мире сказок А. С. Пушкина», рисованный портрет А. С. Пушкина; выставка книг; кроссворд на доске...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы