Международные стандарты в бухгалтерском учете icon

Международные стандарты в бухгалтерском учете



НазваниеМеждународные стандарты в бухгалтерском учете
Дата конвертации20.07.2012
Размер329.58 Kb.
ТипРеферат
Международные стандарты в бухгалтерском учете


В данной работе приведен основной перечень международных стандартовпо учету и ведению бухгалтерской деятельности, рассмотрена программареформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии смеждународными стандартами и сделан анализ соответствия отечественногобухгалтерского учета международными стандартам. Работа написана на основеанализа 9 литературных источников, содержит 3 раздела, 30 страниц, 3таблицы. С О Д Е Р Ж А Н И Е : Стр. ВВЕДЕНИЕ 5 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА 6 2. ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ 9 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30ВВЕДЕНИЕ Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовойотчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороныгосударственных структур, в том числе налоговых. Реформирование системыбухучета в России началось в 1992 году и, скорее всего, продлится до первыхлет нового тысячелетия. Но несколько решительных шагов на пути реформы ужесделаны. Сегодня многие наши предприятия (крупные и средние) все чаще выходятна международный рынок, главным образом на рынок внешних заимствований. А унего свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще кпартнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособнымипредприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор иликредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые допоследних лет в России были весьма специфическими и непонятными дляиностранцев. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночныеэкономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочныйкапитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности накраткосрочную и долгосрочную и т.д.Сегодня Минфином регламентирована масса вопросов, которые формируют позициипо обслуживанию рыночных форм хозяйственной деятельности предприятий,связанных с расчетами с участниками и учредителями, с возмещением ущерба, сфинансовыми вложениями, коммерческими банковскими кредитами. В настоящеевремя в России действуют шесть учетных стандартов или Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденных приказами Минфина в 1994-1997годах. Во всех документах закреплены принципы, отраженные в преамбуле кмеждународным стандартам финансовой отчетности, которые разрабатываетлондонский Комитет по международным стандартам бухучета. На сегодня этимкомитетом выпущено более 30 учетных стандартов.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА Основные принципы, предъявляемые к бухучету, - это его существенность(по-другому прозрачность), непротиворечивость, непрерывность, приоритетсодержания над формой и принцип начисления. Последний - новый и довольнонепривычный для российских бухгалтеров, но обязательный для формированияданных финансовой отчетности предприятия.
Реакция на введение принципаначисления неоднозначна. Однако говорить о преждевременности или неудобствеэтого нововведения некорректно. Почему в бухучете необходимо относитьрасчет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду, когда ониформируются, когда на них возникает право или обязательство вне зависимостиот фактического перечисления денежных средств? Потому что, не зафиксировавтакие данные, невозможно рассчитать, к примеру, ту массу прибыли, которая кдальнейшем пойдет на выплату дивидендов. Эти данные бухучета используютсядля определения рентабельности и ликвидности, при необходимости сделатьзаключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубофискальной стороне его деятельности, то есть о его обязан нести но уплатеналогов в государственный и местные бюджеты, то тут, помимо требованийбухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, вчастности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, дляисчисления НДС и т. д. может устанавливаться для предприятия и по кассовомуметоду, то есть по мере поступления денег на расчетный счет в банке. Вечпринципа начисления в бухучете невозможно определить истинную картинусостояния дел на предприятии, в организации, что очень важно прежде всегодля их потенциальных партнеров. В настоящее время действует 31 Международный стандарт по учету иаудиту, основная информация по которым и перечень приведены ниже. 1. Комитет международных стандартов учета (КМСУ) создан 29 июня 1973 г. всоответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады,Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевстваи Ирландии, а также США. Деятельность КМСУ направляется Советом из представителей 13 стран и 4организаций. 2. Задачи КМСУ определены в его Уставе следующим образом: а) формулировать и издавать в государственных интересах стандартыучета, подлежащие применению при составлении и представлении финансовойотчетности, стимулировать их принятие во всем мире и наблюдать за ихвнедрением; б) работать для совершенствования и гармонизации бухгалтерскихинструкций, стандартов и процедур, относящихся к представлению финансовойотчетности». 3. КМСУ имеет полную автономию по отношению к Международной федерациибухгалтеров в части разработки и издания Международных стандартов учета. 4. Члены КМСУ согласны решать его задачи, выполняя следующиеобязательства: «поддерживать работу КМСУ, публикуя в своих странах каждыйМеждународный стандарт учета, одобренный к изданию Советом КМСУ; способствовать тому, чтобы публикуемая финансовая отчетностьсоответствовала Международным стандартам учета по всем материальнымаспектам и раскрывала факт такого соответствия; убеждать правительства и органы по разработке национальных стандартовв том, что публикуемая финансовая отчетность должна соответствоватьМеждународным стандартам учета во всех материальных аспектах; убеждать контролирующие органы рынков ценных бумаг и деловоесообщество в том, что публикуемая финансовая отчетность должнасоответствовать Международным стандартам учета и отражать различные стороныэкономической деятельности; гарантировать аудиторам возможность убедиться в том, что публикуемаяфинансовая отчетность соответствует Международным стандартам учета по всемматериальным аспектам; способствовать принятию в отдельных странах Международных стандартовучета, их изучению и внедрению». Таблица 1.1. Перечень международных стандартов учета|Номер |Наименование |Дата вступления в силу ||п/п | | ||1 |2 |3 ||1 |Описание методов учета |01 января 1975 г. ||2 |Оценка и отражение в учете |01 марта 1976 г, || |материально-производственных запасов по | || |фактической себестоимости | ||3 |Консолидированная финансовая |июнь 1970 г. || |отчетность (заменена международным | || |стандартом учета 27) | ||4 |Учет амортизационных отчислений |01 января 1977 г. ||5 |Информация, подлежащая отражению в |01 января 1977 г. || |финансовой отчетности | ||6 |Учет воздействия изменяющихся цен |июнь 1977 г. || |(заменен международным стандартом учета | || |15 «Информация, отражающая влияние цен»)| ||7 |Отчет об изменениях в финансовом |01 января 1979г. || |положении | ||8 |Необычные статьи, статьи предшествующих |01 января 1979 г. || |лет и изменения в методах учета | ||9 |Учет научно-исследовательских и опытно -|01 января 1980 г. || |конструкторcких работ | ||10 |Непредвиденные статьи и статьи, |01 января 1980 г. || |возникающие после даты составления | || |баланса | ||11 |Учет контрактов на строительные работы |01 января 1980 г. ||12 |Учет налогов по доходам |01 января 1981 г. ||13 |Отражение оборотных активов и | || |краткосрочных обязательств | ||14 |Финансовая отчетность сегментов |01 января 1983 г. ||15 |Информация, отражающая влияние изменения|01 января 1983 г. || |цен | ||16 |Учет реальных внеоборотных активов |01 января 1989 г. ||17 |Учет в условиях аренды |01 января 1984 г. ||18 |Регистрация доходов |01 января 1987 г. ||19 |Учет пенсионных выплат в финансовой |01 января 1985 г. || |отчетности работодателей | ||20 |Учет правительственных субсидий и |01 января 1984 г. || |отражение информации о правительственной| || |помощи | ||21 |Учет влияния изменений валютных курсов |01 января 1985 г. ||22 |Учет слияния компаний |01 января 1985 г. ||23 |Капитализация затрат по использованию |01 января 1986 г. || |заемных средств | ||24 |Отражение информации об участниках, с |01 января 1986 г. || |которыми имеются деловые отношения | ||25 |Учет инвестиций |01 января 1987 г. ||26 |Учет и отчетность по пенсионным фондам |01 января 1988 г. ||27 |Консолидированная финансовая отчетность |01 января 1998 г. || |и учет инвестиций в дочерние компании | ||28 |Учет инвестиций в компанию партнера |01 января 1980 г. ||29 |Финансовая отчетность в условиях |01 января 1990 г. || |гиперинфляционной экономики | ||30 |Отражение информации в финансовой |01 января 1991 г. || |отчетности банков и аналогичных | || |организаций | ||31 |Финансовая отчетность о доходах в |01 января 1992 г. || |совместных предприятиях | |2. ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ В СООТВЕТСТВИИ СМЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ Для ускорения реформы бухучета разработана и утвержденаправительством «Программа реформирования бухгалтерского учета всоответствии с международными стандартами». Состоит она из трех большихблоков. Первый должен обеспечить реформу методологически, прежде всегобудет пересмотрен План счетов по всем организациям: коммерческим,бюджетным, банковской сферы, по организациям - профессиональнымучастникам финансового рынка (инвестиционным, брокерским и дилерскимфирмам, биржам и т.д.). Методологическое направление реформы, конечно,затронет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения идополнения в Закон "О бухгалтерском учете", уточнятся какие-то статьиГражданского кодекса и налогового законодательства. Обязательно будутразработаны ПБУ, связанные с движением имущества, обязательств икапитала, найдут свое отражение в правилах бухучета вопросы, которыхраньше у нас просто не возникало, к примеру, связанные с доверительнойсобственностью, трастовыми операциями, лизинговой собственностью. Второе направление, или составная часть реформы, заключается визменении самого института бухучета. Прежняя форма исключительногосударственного регулирования этой сферы сегодня невозможна, так какмножество предприятий и организаций у нас вышли из подчинения или никогдане были в подчинении министерств и ведомств. Поэтому действовавшие напротяжении последних 50-60 лет требования единого собственника -государства в области бухучета на них не распространяются. Однако вполнеестественно, что какие-то общие правила, рекомендации, основы должнысуществовать, это характерно абсолютно для всех стран. А вот болееконкретные, узкие, специфические нормы должны формироваться самимибухгалтерами, практически везде в мире это осуществляется черезобъединения профессионалов. Создание российского институтапрофессиональных бухгалтеров, введение порядка саморегулированияпрофессии - это второе направление реформы. Неразрывно с ним связано итретье - подготовка, переподготовка и аттестация профессионалов. Реформазаработает только в том случае, если все ее детали будут доведены доспециалистов всех уровней. По новым программам и учебным пособиямпредстоит подготовить около трех миллионов российских бухгалтеров, в томчисле от 100 до 400 тысяч главных и старших на правах главных. А эторабота на три-пять лет. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемойэкономики, была обусловлена общественным характером собственности ипотребностями государственного управления экономикой. Главнымпотребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета,выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств ипланирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая системагосударственного финансового контроля решала задачи выявления отклоненийот предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформациибухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системыбухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ вРоссии. В целях изменения такого положения дел разработана Программареформирования бухгалтерского учета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности (далее именуется - Программа). 1. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовойотчетности Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведениенациональной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиямирыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы заключаются в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающихполезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основнымитенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедренииреформированной модели бухгалтерскою учета. 2. Основные направления реформы В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета всоответствие с требованиями рыночной экономики и международнымистандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующимосновным направлениям: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания,комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество (вступление и активная работа вмеждународных организациях; взаимодействие с национальными организациями,ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета ирегулирование соответствующей деятельности). План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениямреформы бухгалтерского учета приведен в приложении. Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоятьв обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации,представляющей объективную картину финансового положения и результатовдеятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы: переориентации нормативного регулирования с учетного процесса набухгалтерскую отчетность; регулирования финансового учета; органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органовисполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенного использования международных стандартов в национальномрегулировании. По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиямрыночной экономики, степень участия профессиональных организаций врегулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурныетрадиции регулирования общественной жизни в России. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранениестабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условийпоследовательного, полезного, рационального и успешного выполнениясистемой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретнойэкономической среде. Будет обеспечена непротиворечивость российской системыбухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведениюбухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования ивзаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета,введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи синфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества иобязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности)бухгалтерской отчетности. В целях обеспечения поставленных задач предлагается: подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон"О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестациибухгалтеров, и иные нормативные правовые акты; в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) побухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требованиймеждународных стандартов; пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерскогоучета и иные документы, относящиеся к унифицированным системамбухгалтерской учетной и отчетной документации; пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по ихприменению, учитывая появление и особенности деятельности финансовыхинститутов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления; ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства. Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовойотчетности в соответствии с международными стандартами являетсяразработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) побухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Предполагаются создание ряда авторитетных и представительныхпрофессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системыпрофессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение кдеятельности соответствующих международных профессиональных организаций(Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкоеобщественное признание норм профессиональной этики, организацияобщественного контроля за профессиональной деятельностью и др. В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие вреформировании бухгалтерского учета Института профессиональныхбухгалтеров и иных профессиональных организаций. При этом ставится задача возрастания роли профессиональныхорганизаций в развитии методического обеспечения организациибухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров,консультантов, финансовых менеджеров и др.). Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международныестандарты включает в себя соответствующие изменения в работе поподготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета.Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров вучреждениях начального профессионального образования, среднегоспециального и высшего образования, где реализуются долгосрочныепрограммы, а также создание системы профессионального ускоренногообразования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки ипереподготовки. Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будетсоответствовать государственным образовательным стандартам и должнасодержать необходимые квалификационные характеристики по уровнямпрофессионального образования. Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможенбез активного сотрудничества как с соответствующими специализированнымимеждународными организациями, так и с национальными. Будет осуществленпереход от эпизодических контактов к систематической целенаправленнойработе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартамфинансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией побухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организациейэкономического сотрудничества и развития и др. Международное сотрудничество с целью реформирования национальнойсистемы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану.Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыгратьмеждународный центр по реформе бухгалтерского учета, который долженначать свою деятельность в 1998 году. В данной программе есть также приложение в котором раскрытыположения по бухучету. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбораи обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политикипредприятия. Под предприятием в дальнейшем понимаются предприятия иорганизации, являющиеся юридическим лицом по законодательству РоссийскойФедерации, включая учреждения и организации, основная деятельностькоторых финансируется за счет средств бюджета. Настоящее Положение является элементом системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета и Российской Федерации и должноприменяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету, 1.2. Для целей настоящего Положения под учетной политикойпредприятия понимается выбранная им совокупность способов ведениябухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения,текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставнойи иной) деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методыгруппировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашениястоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации,способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетныхрегистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы иприемы. 1.3. Настоящее Положение распространяется: в части формирования учетной политики на предприятия независимоот форм собственности; в части раскрытия учетной политики - на предприятия, публикующиесвою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласнозаконодательству Российской Федерации, учредительным документам либо пособственной инициативе, 2. Формирование учетной политики 2.1. Учетная политика предприятия формируется руководителемпредприятия на основе настоящего Положения, если иное не установленозаконодательством Российской Федерации. 2.2. При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно отимущества и обязательств собственников этого предприятия и другихпредприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущеми у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации илисущественного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательствабудут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывностидеятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательноот одного отчетного года к другому (допущение последовательностиприменения учетной политики); факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к томуотчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), вкотором они имели место, независимо от фактического времени поступленияили выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущениевременной определенности фактов хозяйственной деятельности). 2.3. Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственнойдеятельности (требование полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) ипассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытыхрезервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельностиисходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержанияфактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания передформой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетамсинтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателейбухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета(требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя изусловий хозяйственной деятельности и величины Предприятия (требованиерациональности). 2.4. При формировании учетной политики предприятия по конкретномунаправлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учетаосуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемыхзаконодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативногорегулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указаннаясистема не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета поконкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляетсяразработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего ииных Положений по бухгалтерскому учету. 2.5. Учетная политика предприятия подлежит оформлениюсоответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом,распоряжением и т.п.) предприятия. Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные предприятием приформировании учетной политики, применяются с первого января года,следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурнымиподразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс),независимо от их места расположения. Вновь созданное предприятие оформляет избранную им учетную политикув соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерскойотчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридическоголица (государственной регистрации). Избранная предприятием учетнаяполитика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица(государственной регистрации). 2.6. Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место вслучае: реорганизации предприятия (слияния, разделения, присоединения);смены собственников; изменений законодательства Российской Федерации илив системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РоссийскойФедерации; разработки новых способов бухгалтерского учета. Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляетсяв порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Положения. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменениемзаконодательства Российской Федерации, должны быть оценены в стоимостномвыражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетнойполитике производится на основании выверенных предприятием данных на дату(первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведениябухгалтерского учета. 3. Раскрытие учетной политики 3.1. Предприятие должно раскрывать избранные при формированииучетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенновлияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерскойотчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, беззнания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетностиневозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния,денежного оборота или результатов деятельности предприятия. 3.2. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым приформировании учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию всоставе бухгалтерской отчетности, относятся способы погашения стоимостиосновных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственныхзапасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции,признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) идругие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 3.1настоящего Положения. Состав и содержание подлежащей раскрытию в составе бухгалтерскойотчетности информации об учетной политике предприятия по конкретнымвопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующимиПоложениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация обучетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части,непосредственно относящейся к опубликованным материалам. 3.3. Если учетная политика предприятия сформирована исходя издопущений, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, то этидопущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики предприятия, исходя из допущений,отличных от предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, такиедопущения вместе с причинами их применения и оценкой их последствий встоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в бухгалтерскойотчетности. 3.4. Существенные способы ведения бухгалтерского учета Подлежатраскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерскойотчетности предприятия за отчетный год. Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетностьможет не содержать информацию об учетной политике Предприятия, если впоследней не произошли изменения со времени составления предыдущейгодовой бухгалтерской отчетности, раскрывшей учетную политику. 3.5. Изменения в учетной политике, существенно влияющие На оценку ипринятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном годуили в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений иоценка последствий их I стоимостном выражении подлежат обособленномураскрытию и бухгалтерской отчетности. 4. Заключительные положения Настоящее Положение применяется начиная с 1 января 1995 года. Учетная политика подлежит раскрытию в составе публикуемойбухгалтерской отчетности предприятий за первый после 1 января 1995 годаотчетный год. 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТ ВЕННОГО БУХУЧЕТА И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ 26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскомуучету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Институтапрофессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета врыночной экономике России (далее - Концепция). По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датойначала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета иотчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность МинфиномРФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету былапроявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновьразработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 иПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ,увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степеньюсущественности были переработаны (с целью приближения к международнымстандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, изобщего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскомуучету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее времяосуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ. Прежде чем переходить к характеристике современного состоянияотечественного бухгалтерского учета и его соответствия международнымстандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в светедействующих законодательных и нормативных актов. Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерскогоучета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики,была обусловлена общественным характером собственности и потребностямигосударственного управления экономикой. Главным потребителем информации,формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лицеотраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовыхорганов. Действовавшая система государственного финансового контроля решалазадачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственногоповедения хозяйствующих субъектов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформацииконцепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета иразрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведениябухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля задостоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементырыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частногоинвестирования, в том числе иностранных инвестиций. То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент нанеобходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов. Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причемотдельно определяется цель учета для внешних и для внутреннихпользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной-формирование достоверной информации для принятия управленческих решений -определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению втексте можно сделать вывод, что она является второстепенной. В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованныхпользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями могут быть реальные ипотенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики,покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом». Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона обухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации одеятельности организации и ее имущественном положении, необходимойвнутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям,учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а такжевнешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерскойотчетности. То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону обухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимостьорганизации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешнихпользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон обухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей,учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона обухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГКРФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности-деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказанияуслуг. То есть основным участником предпринимательской деятельностиявляются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капиталорганизации и имеющие исключительные права на распределение полученнойприбыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческойорганизации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того,предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), априбыль получают от использования авансированного капитала в части,оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятииуправленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияниередко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются всоответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочныхинтересов части собственников) Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений побухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением ипредставлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязываюторганизации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственнойдеятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, внормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данныхотчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций сучетом указанных фактов. Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепцииделает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, филиалы и представительства иностранныхорганизаций, осуществляющие деятельность на территории Российскойфедерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливатьсяупрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуютсядополнительные разъяснения. Министр по налогам и сборам А. П. Починок в интервью журналу«Accounting Report» Выпуск 2.5 (ноябрь/ декабрь 1999 года) подчеркнулнеобходимость перехода на МСФО, но при этом заметил, что нужно окончательноразвести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. «Пусть предприятияделают налоговую отчетность исходя из действующих налоговых законов, иисключительно для целей налогообложёния, а бухгалтерский учет ведутисключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учета ипоявится возможность глубокого всестороннего анализа деятельностисобственно предприятия». Практически это может означать, что термин «налоговый учет» внедалеком будущем будет узаконен и, весьма вероятно, в организацияхпоявится должность «бухгалтер по налогам». В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утвержденаПрограмма реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). В программе: • сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. • определены задачи реформы: • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета; • определены основные направления реформы: • совершенствование нормативного правового регулирования; • формирование нормативной базы (стандарты); • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). В целях обеспечения поставленных задач предлагалось: • подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты; • в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов; • пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации; • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции • по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления; • ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Нетрудно убедиться, что практически все перечисленные мероприятия посостоянию на 1 января 2000 года (то есть, по истечению отведенных сроков)остались либо полностью не исполненными (пересмотр планов счетов иинструкций по их применению), либо выполненными частично (разработкаположений стандартов по бухгалтерскому учету). Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовойотчетности в соответствии с международными стандартами должна статьразработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) побухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Обутверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности» распоряжениемПравительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений(стандартов) бухгалтерского учета в практику. В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана:|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически || | |выполнено ||Общие вопросы раскрытия информации ||Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; || |г. |06.07.99 ||Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| ||Прибыль на акцию |I квартал 1999 | || |г. | ||Информация по сегментам |IV квартал 1998 | || |г. | ||Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | || |г. | ||Прекращенные операции |IV квартал 1999 | || |г. | ||Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; || |г. |09.12.98 ||Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; ||деятельности |г. |25.11.98 ||События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; || |г. |25.11.98 ||Активы и обязательства организации ||Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; || |г. |03.09.97 ||Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; || |г. |15.06.98 ||Нематериальные активы |IV квартал | || |1999г. | ||Финансовые вложения |IV квартал 1998 | || |г. | ||Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; ||которых выражена в иностранной валюте |г. |13.06.95 ||Реорганизация организаций |III квартал | || |1999г. | ||Аренда основных средств |III квартал 1999| || |г. | ||Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина || |г. |РФ от 25.12.98 || | |№68н ||Финансовые результаты деятельности организации ||Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; || |г. |06.05.99 ||Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; || |г. |06.05.99 ||Договоры на капитальное строительство |I квартал 1999 |ПБУ2/94; || |г. |20.12.94 ||Расчеты по налогам |I квартал 1999 | || |г. | ||Государственная помощь |II квартал 1999 | || |г. | | Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод отом, что разработка положений по бухгалтерскому учету существеннопробуксовывает. Из общего количества положений (22), которые должны бытьразработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварталов - совторого квартала 1998 по четвертый квартал 1999 года) реально разработанотолько 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99.Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, снебольшой натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполненатолько на 36 процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ вбудущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена неранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе)претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандартыбухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами. Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - неединственный недостаток процедуры перехода на МСФО. В настоящее время в мире существует две наиболее распространенныхсистемы международных стандартов - IAS (на основе которых и производитсяреформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основномгосударствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США). IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываютсяна единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAPявляются более детализированными и фактически могут применяться всемиучастниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний иразъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы кформированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработкенормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организациюбухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, чтосистему IAS в мире использует значительно большее количество государств икорпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик итрадиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретныхприемах и методах учетной работы. Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должнасопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций илиуказаний, основной целью которых является унификация учетных процессов вмасштабах государства. В настоящее время существует только один такойдокумент - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн. Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс переходаотечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности намеждународные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ вотношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по ихприменению. Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и ввыступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражомвсего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников встране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимостьиздания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на конецянваря стоимость книги (в комплекте с поставляемыми практически «внагрузку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5официально утвержденных прожиточных минимума. Разумеется, при таких ценахсколько-нибудь широкое распространение стандартов весьма сомнительно. Кроме того, текст МСФО предваряется, в общем-то обычной в такихслучаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но есть одна неувязочка - всоответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве исмежных правах» не могут являться объектами авторского права официальныедокументы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного,административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Таким образом, либо МСФО не являются официальным документом, либоиздатели (и их идейные вдохновители) в вопросах авторского права вообще неразбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых своих нормативныхдокументах обязывает организации (в определенных ситуациях)руководствоваться МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. То есть,тем самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам. О деятельности (точнее бездеятельности Минфина РФ и Институтапрофессиональных бухгалтеров) в части разработки методических рекомендацийпо обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше.|№№ МСФО |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий || | |введения|нормативный документ || | | |бухгалтерского учета РФ||1 |2 |3 |4 ||1 |Представление финансовой |01.07.98|ПБУ 4/99 || |отчетности | | ||2 |Запасы |01.01.95|ПБУ 5/98 ||4 |Учет амортизации |01.01.97|ПБУ 6/97 (раздел 4) ||7 |Отчет о движении денежных |01.01.94|ПБУ 4/99, Инструкция о || |средств | |годовой отчетности ||8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95|ПБУ9/99, ПБУ 1/98, || |период, фундаментальные | | || |ошибки в учетной политике | | ||9 |Затраты на исследования и |01.01.95|Типовые методические || |разработки | |рекомендации по || | | |планированию, учету и || | | |калькулированию || | | |себестоимости || | | |научно-технической || | | |продукции, утвержденные|| | | |Миннауки РФ, || | | |Минэкономики РФ и || | | |Минфином РФ 15.06.94 № || | | |ОР-22-2-46 ||10 |Условные события и события, |01.01.80|ПБУ7/98, ПБУ8/98 || |происшедшие после отчетной | | || |даты | | ||11 |Договоры подряда |01.01.95|ПБУ 2/94 (в части || | | |договора строи тельного|| | | |подряда)** ||12 |Налоги на прибыль |01.01.98|Инструкция || | | |Госналогслужбы РФ о || | | |порядке исчисления || | | |налога на прибыль* ||14 |Сегментная отчетность |01.07.98|Информация, отражающая || | | |влияние цен ||15 |Информация, отражающая |01.01.83| || |влияние цен | | ||16 |Основные средства |01.07.99|ПБУ6/97 ||17 |Аренда |01.01.99|ПБУ6/97 (раздел 6) ||18 |Выручка |01.01.95|ПБУ9/99 ||19 |Вознаграждение работникам |01.01.99| ||20 |Учет правительственных |01.01.84| || |субсидий и раскрытие | | || |информации о | | || |правительственной помощи | | ||21 |Влияние изменения валютных |01.01.95|ПБУЗ/95** || |курсов | | ||22 |Объединение компаний |01.07.99| ||23 |Затраты по займам |01.01.95|Положение по ведению || | | |бухгалтерского учета и || | | |бухгалтерской || | | |отчетности, п.73 ||24 |Раскрытие информации о |01.01.86| || |связанных сторонах | | ||25 |Учет инвестиций |01.01.87|Положение по учету || | | |долгосрочных инвестиций|| | | |(приказ Минфина РФ от || | | |30.12.93 № 160) ||26 |Учет и отчетность по |01.01.88| || |программам пенсионного | | || |обеспечения (пенсионным | | || |планам) | | ||27 |Сводная финансовая отчетность|01.01.99|приказ Минфина РФ от || |и учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 || |компании | | ||28 |Учет инвестиций в |01.01.90| || |ассоциированные компании |(кроме | || | |параграф| || | |ов 23 и | || | |24) | ||29 |Финансовая отчетность в |01.01.90| || |условиях гиперинфляции | | ||30 |Раскрытие информации в |01.01.91| || |финансовой отчетности банков | | || |и аналогичных финансовых | | || |институтов | | ||31 |Финансовая отчетность об |01.01.92|приказ Минфина РФ от 25|| |участии в совместной | |декабря 1998 г. № 68н || |деятельности | | ||32 |Финансовые инструменты: |01.01.96| || |раскрытие и представление | | || |информации *** | | ||33 |Прибыль на акцию |01.01.98| ||34 |Промежуточная финансовая |01.01.99|ПБУ4/99 || |отчетность | | ||35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99| ||36 |Обесценение активов |01.07.99| ||37 |Резервы, условные |01.07.99|Инструкция о || |обязательства и условные | |бухгалтерской || |активы | |отчетности, ПБУ8/98. ||38 |Нематериальные активы |01.01.99|Положение по ведению || | | |бухгалтерского учета и || | | |бухгалтерской || | | |отчетности, пп. 55-57 ||39 |Финансовые инструменты: | | || |признание и оценка *** | | | * По заявлению руководителя Департамента налоговых реформ Минфина РФ, сделанного на 2 съезде профессиональных бухгалтеров и аудиторов, работа над соответствующим ПБУ начнется не ранее утверждения части 2 НК РФ ** По нашим данным в Минфине РФ заканчивается работа над новой редакцией ПБУ *** МСФО 32 и 39 применяются совместно, однако МСФО 39 применяется с 1 января 2001 г. При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеютдату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующимипорядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состояниипостоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь,обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавшихстандартов. Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемыхМСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ иМНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или инойстепени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Однако,методологические принципы, заложенные в эти документы отличаются отметодологии МСФО. На вопросах различий между МСФО и документами системызаконодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета иотчетности в РФ более подробно мы остановимся в следующих (нечетных)номерах журнала «Бухгалтерский учет и налоги». При этом, наряду с характеристикой состояния нормативной базы исоответствия ее международным стандартам, в публикациях будут даватьсяконкретные рекомендации по организации бухгалтерского учета и устранениюпротиворечий между финансовым и налоговым учетом.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемойэкономики, была обусловлена общественным характером собственности ипотребностями государственного управления экономикой. Главным потребителеминформации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступалогосударство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих,статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственногофинансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанныхмоделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформациибухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системыбухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ вРоссии. Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерскогоучета на предприятиях в условиях становления рыночной экономики являетсяориентация его на Международные стандарты учета и отчетности. Внедрение Международных стандартов учета позволит значительно повыситькачество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определеннуюсамостоятельность в использовании более обоснованной системы учета сотражением его особенностей, специфики техники и технологии в организациипроизводства, труда и управления. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с. 2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с. 3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с. 4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с. 5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с. 6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с. 7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9. 8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10. 9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.




Похожие:

Международные стандарты в бухгалтерском учете iconБухгалтерские стандарты их сущность и роль в бухгалтерском учете
Бухгалтерские стандарты, используемые при организации бухгалтерского учета на предприятии
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconБухгалтерские стандарты их сущность и роль в бухгалтерском учете

Международные стандарты в бухгалтерском учете iconЗакон о бухгалтерском учете
Бухгалтерские стандарты, используемые при организации бухгалтерского учета на предприятии
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconРезервы в бухгалтерском учете
Российской Федерации (далее Положение n 34н) в бухгалтерском учете для целей равномерного включения предстоящих расходов в издержки...
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconКурсовая работа «Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учёте»
Теоретические основы сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учёте
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconРабочая программа дисциплины информационные технологии в бухгалтерском учете
...
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconПрактическая ситуация
...
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconПлан Введение Понятие, цели и периодичность проведения инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Заключение Список использованной литературы Введение
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной...
Международные стандарты в бухгалтерском учете iconПрактическая часть
Оставшийся срок действия исклю­чительного права на товарный знак составляет 5 лет. Отразить операции в учете ООО «Дружок» со ссылками...
Международные стандарты в бухгалтерском учете icon3. Практическая ситуация. Вариант №5 ООО «Солнышко»
Отразить расходы на реконструкцию здания склада в учете ООО «Солнышко» со ссылками на требования нормативных документов, действующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы