Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Б.С. Кузнецк
Дата конвертации20.07.2012
Размер203.79 Kb.
ТипРеферат
Христианство


Школа №3 РЕФЕРАТ по истории на тему: «Христианство» Выполнил: Северчуков Р.В. Проверил: Губин Б.С. Кузнецк 2000 г. ПЛАН: 1. Раннее христианство. 2. Православие. 3. Католицизм. 4. Протестантизм. 5. Вывод. 6. Литература. Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, эторелигия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Богпришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресениеиз мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положиланачало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом былоне слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие слюдьми, бытие на кресте. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан беззла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попалпод искушение сатаны — одного из ангелов, восставших против Божией воли, —и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбучеловечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как бог».Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность,человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христианевидят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение. Человек был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица твоего будешьесть хлеб...». Потомство первых людей — Адама и Евы — населило землю, но спервых дней истории существовала пропасть между Богом и человеком. Чтобывернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу —иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал «заветы» (т. е. союзы) со«Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни. Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии — того, ктосможет избавить мир от зла, а людей — от рабства греху. Для этого Богпослал в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупилпервородный грех всего человечества — бывшего и будущего. ВоскресениеХриста знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённуювозможность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человекобожился», — говорил св. Афанасий Великий. С той поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. ЭтоЗавет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего)Завета заключается в самом понимании Бога, Который, по словам апостола,«есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога ичеловека — закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любитедруг друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви. Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум невмещает представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца,Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божественной любви,посылающей Сына Божия на смерть.
Тайной является соединение ( «неслиянное инераздельное» ) божественной и человеческой природы во Христе, рождениеСына Божия от Девы. Непостижима для рационального ума возможностьвоскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременноБога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки зренияобыденной логики одно из главных таинств христианства — причастие,основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа),и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу. Эти тайны можно постичь, только уверовав, а вера, по определениюапостола Павла, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр. 11.1). Господь просветляет разум человека и преобразует всё егосущество, давая ему возможность непосредственного видения духовнойреальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых иправедников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророковиудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Егоземной жизни, составили Священное Писание христиан — Библию (греч.«книги»). Библия — это не изложение вероучения и не история человечества. Библия— это рассказ о том, как Бог искал человека. Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совершилипервый грех, они «услышали голос Господа Бога... и скрылся Адам и жена егоот лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму исказал ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9). Итак, Библия — это речь Бога, обращённая к людям, а также рассказ отом, как люди слушали — или не слушали — своего Творца. Этот диалог длилсясвыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тыс. доРождества Христова (Р. X.). Большинство книг Ветхого Завета составлено сVII по III в. до Р. X. К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были присоединены книгиНового Завета. Это четыре Евангелия (греч. «благая весть») — описанияземной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а такжекниги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый ЗаветОткровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Этукнигу часто называют также Апокалипсисом (греч. «откровение»). Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке — иврите. КнигиНового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, наего диалекте — койнэ). Более 50 человек в разные времена принимали участие в написанииБиблии. И при этом Библия оказалась единой Книгой, а не просто сборникомразрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своём опытевстречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем онивстречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразноговоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам вСыне... Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1, 13.8). Ещё одна характерная особенность христианства как религии заключаетсяв том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь — этосообщество людей, верящих во Христа: «...где двое или трое собраны во имяМое, там Я посреди них» (Мф. 18.20). Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообществоверующих, объединённых общим местом проживания, одним священнослужителем,одним храмом. Такая общность составляет приход. Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, которыйв этом случае воспринимается как «дом Божий» — место совершения таинств,обрядов, место совместной молитвы. Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За дватысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различныхтрадиций (конфессий), каждая из которых имеет свой Символ веры (краткаяформула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд иритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийскаятрадиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви(традиция Реформации XVI в.). Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих воХриста, и понятие Небесной Церкви — идеального божественного устроениямира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые иправедники, окончившие свой земной путь; там, где земная Церковь следуетзаветам Христа, она составляет единство с небесной. Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в.,христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в однойпровинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, приимператоре Деции) поднималась волна преследований: разрушали храмы,арестовывали священнослужителей и простых верующих. Раба-христианинапреследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство. Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двумвеликим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себяверующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказатьсячеловек униженный и бедный. А спустя ещё 17 веков — в XX столетии — другая империя вновь объявилавойну христианам. И вновь — поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотнитысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, сталаРоссия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только сеё политикой, но и с её философией, с её мировоззрением. Ни одна из волнгонений на христиан в Римской империи не пролилась более десяти лет. ВСоветском Союзе преследования продолжались семь десятилетий. Возле одного из сибирских лагерей есть могила, в которой лежат 50священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстроили на еёкраю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Нучто, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал выстрел. Неотрёкся ни один. В XX в. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистскойГермании и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Китае, вАлбании (где религия была запрещена конституцией) и Югославии, Румынии иПольше... Так непросто складывались отношения Церкви с властями земными. Но ивнутри самой Церкви на протяжении всей истории её существования происходиломножество драматических, а порой и трагических событий. Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причиныполитического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная сIV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разныхпоместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. Сразделением Римской империи на два самостоятельных государства образовалисьи два центра христианства — в Риме и в Константинополе (Византия). Вокругкаждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаясяна Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римскогопервосвященника — главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этимне согласилась Церковь на Востоке. Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е.направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) — православиеи католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия — протестантство. В свою очередь ПравославнаяЦерковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую иправославную церкви. Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которыхделится на множество деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильноразличающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большаячасть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловныйавторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение черезИисуса Христа, признают единое Священное Писание — Библию. Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общиестатистические данные дают следующие цифры. Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (административносамостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независимых) инасчитывает в своих рядах около 120 млн человек. Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн верующих. Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяютоколо 350 млн. человек. П Р А В О С Л А В И Е Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова«ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть вотличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значенииэто слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV — VIII вв.), когдапредставители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих егоидей (религиозных и философских) , доктрин, формулировали положениеизначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение,православными были и церкви, его содержащие. В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила вобщецерковное исповедание веры («Символ веры») принципиально новоеутверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось однойиз причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени сталиназываться православными, а все западные епархии (области), подчиненныеРиму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви. В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е.самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру,общую для всех них. Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных внастоящее время христианских конфессий (исповеданий)? Отметим лишь наиболее существенные специфические положенияправославного учения. Православные церкви в современном мире В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви.Римской, возглавляемой одним первосвятителем — папой Римским, православныецеркви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е.принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, гдебольшое число приверженцев православия, церкви имеют подчас, национальныйхарактер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными. Старейшими самостоятельными являются Константинопольская,Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви, возглавляемыепатриархами. Константинопольский патриарх, называемый также вселенским,т.е. всемирным, не только является главой православных в Турции, но емуподчиняются отдельные епархии и верующие в Греции и некоторых другихстранах Европы, в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии.Также имеют свои епархии и паству в различных странах и другиеавтокефальные церкви. Александрийская церковь объединяет православныхАфрики. Антиохийская и Иерусалимская церкви имеют большое числоприверженцев на Ближнем Востоке, среди арабов, греков, людей другихнациональностей. Наиболее многочисленной среди православных церквей является Русскаяправославная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси,объединяющая также Украинскую и Белорусскую православные церкви. К Русскойправославной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашейстране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии(Автономная Японская церковь) и др. Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Сербская церкви,возглавляемые патриархами, Грузинская церковь с католикосом-патриархом воглаве, Греческая (Элладская), Кипрская, Польская, Чехо-Словацкая и другиеправославные церкви, возглавляемые митрополитами и архиепископами.Существует также и созданная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельнаяРусская зарубежная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом. С конца XVI в. на Западной Украине, в Польше и некоторых другихстранах существует греко-католическая или униатская церковь, которая присохранении православной обрядности и славянского богослужения признаетсвоим главой папу Римского и разделяет католические догматы веры. Особоеместо среди христанских церквей, занимает Армянская церковь,придерживающаяся так называемого монофи-зитства (греч. «монэ фисис» —единое естество), руководители которой не приняли канона Халкидонскогособора 451 г. о двойной, божественной и человеческой природе Христа.Армянская церковь возглавляется католикосом-патриархом в Эчмиадзине(Армения). Кроме того, существуют армянские патриархата в Иерусалиме,Стамбуле и в Ливане. Значение христианизации Руси Распространение христианства на Руси вначале только в городах ипригородных усадьбах, затем с XII — XIII вв. и в деревнях способствовалообогащению местной славянской культуры достижениями древней общеевропейскойсредиземноморской культуры. На Руси стали читать, причем часто в готовыхславянских переводах, сделанных просветителями Кириллом и Мефодием и ихучениками, многие античные и византийские сочинения, осваивая достижениямировой цивилизации в области литературы, хронографии (летописания),природоведения, календаря и прежде всего в христианском вероучении ибиблейской истории. Славянская письменность, применявшаяся преждеограниченно, с принятием христианства получила широкое распространение, таккак новая. религия, перенесенная из Средиземноморья, была религиейписьменной культуры в отличие от язычества, носителя культуры устной.Вместе с христианством на Руси стали строить большое число деревянных икаменных церквей, получила распространение храмовая архитектура, былозаложено производство эмалевых изделий, стекла, мозаик, появилосьиконописание и настенная живопись (фрески), изготовление книг, написанныхна пергаменте. Вместе с тем христианство, принесшее на Русь новые церковныепеснопения, боролось с традиционным народным искусством, связанным сязычеством. Преследовались и уничтожались народные музыкальные инструменты— гусли, гудки (скрипки), жалейки и другие духовые инструменты. Изгородского быта стремились вытеснить народные пляски, считавшиеся«бесовским скаканием». Практически была предана забвению древнерусскаямифология — легенды о славянских богах и создании мира, которая в отличиеот греческой и римской мифологии не была записана в свое время. При всем том христианство не смогло вытеснить связанные с природой,сельскохозяйственным календарем, местными условиями языческие обряды ипредставления полностью, особенно в деревне. В народном восприятииправославия до новейшего времени сохранились отдельные элементы поклонениясилам природы, остались древние праздники: весны — масленица, лета —Троица, Иван Купала и зимы — Святки и др. Такое сохранение в христианскойвере обрядности языческих черт называется двоеверием. КАТОЛИЦИЗМ В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900млн. последователей, что намного превышает число последователей другихнаправлений христианства. Латинская традиция западного христианстваизвестна как католическая (с греч. — универсальная) церковь, однако точнееиспользовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоитримский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VIв. этот термин закрепился за главой христианской общины «вечного города»,Рима, столицы огромной империи. Римские епископы, называющие себя«наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение,претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостоламиПетром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи) первенствосреди всех христианских церквей. Термин «латинский» подчеркивает, что использование латыни в качествеофициального языка Западной Римской империи определило связанность историиэтой христианской традиции с историей народов и государств Западной Европы.Латинская традиция западного христианства прослеживается примерно с IV в.;латинизация европейских народов шла одновременно с их христианизацией.Римско-католическое направление развивалось не столько на основе особойтеологии, сколько на религиозно-политических и правовых прецендентах. Христианизированные народы империи стали римскими гражданами ипризнали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Скандинавия-Карпаты-Дунай превращалась в целостное христианское сообщество, связанноеобщим для всех латинским языком и признанием верховенства папскогопрестола. Эта западноевропейская общность в средние века осознавала себякак «Христианское царство». Становление латинской традиции шло одновременно с процессамиразделения Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорскойвласти на западе. В ранее едином христианстве с IV—V вв., как мы ужеговорили, начали обособляться два направления: западное (латинское) ивосточное (греко-православное). Формальное разделение произошло в 1054 г.,когда римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий,отказавшийся признать притязания Рима на верховенство над греческойцерковью, наложили друг на друга анафему. С V — VI вв. началось усиление роли римскихпервосвященников:возрастало их экономическое и политическое могущество.Сначала в Италии, а затем и далеко за ее пределами расширяется юрисдикцияпапской Церковной области. Пытаясь утвердить свое верховенство не тольконад церковными иерархиями, но и над светскими феодальными правителями,папство кропотливо создавало свою латинскую Римско-католическую духовно-светскую империю. Тактика союза с победителем и обращения в свою верузавоевателей приносила папству успех в период средневековья: евангелизациянорманнов, «деяния Бога через франков», союз с германскими императорами,крестовые походы, Реконкиста и конкиста. В средневековой Западной ЕвропеРимско-католическая церковь превращалась в опору всей феодальной системы.Умело пользуясь угрозой отлучения и закрепляя юридическими нормамилатинского канонического права и папскими буллами свои духовные и светскиепривилегии, папство пыталось объединить раздробленную, погрязшую вмеждоусобных войнах Европу в единую теократическую монархию под властьюпапы. Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католическихмонастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местнойфеодальной власти. Создавались и активно действовали многочисленные военно-религиозные и нищенствующие католические ордена. Эта жизненная артериальнаясистема папства превращалась в уникальную абсолютную монархию. Благодарягибкому приспособлению к региональному множеству конфликтующих между собойсеньоров она сумела создать строго иерархизированную и одновременноунифицированную наднациональную структуру. Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народовЗападной Европы сыграла латынь, официальный язык права, религии иобразования. Еще долго после того, как латинский язык утратил функциюразговорного, его значение и роль в церкви, суде и университетесохранялись. Народы Западной Европы пришли к общей вере и к общемукультурному наследию одновременно; позднее они - передавали и то и другоетакже одновременно и другим народам,жившим за пределами Европы. Этоспособствовало формированию чувства общности, сознания принадлежности кединому универсальному сообществу и наднациональной христианской церкви. Вто же время религия со «специальным» языком способствовала концентрациивласти и могущества в руках особого религиозного сословия — католическогодуховенства, которое поставило себя в привилегированное положение поотношению ко всем остальным верующим. Средневековая идея о том, что европейское «Христианское царство»;состолицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего«знаемого мира», получила реальное воплощение в;XV — XVI вв. вместе сосвоением Атлантики и началом колониальной экспансии Европы. Это позволилоРимско-католической церкви компенсировать в Новом Свете потери, которые ейнанесла Реформация на еворпейском континенте. Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победереформаторов и созданию в XVI в. северной, или протестантской, традициизападного христианства. С этого времени церкви латинской традициисосредоточились на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусамидоминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредитьцеркви латинской традиции не только в Центральной и Южной (Латинской)Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных регионахАзии. Миссионерская деятельность и колониальная экспансия XIX — XX вв.способствовали еще более широкому географическому распространению Римско-католической церкви. Иммиграция из Ирландии, Италии и других европейскихстран с латинской традицией христианства привела к формированию латино-христианских анклавов в Северной Америке, Австралии и других регионах сдоминирующим протестантским влиянием. Борьба за утверждение капиталистических отношений, начавшаяся именно врусле реформационного движения, сопровождалась делением Европы накатолические и протестантские государства. Победа буржуазии впротестантских государствах привела к соглашению (Вестфальский мирныйдоговор 1648 г.) о признании принципа «Чье правление, того и религия».Однако этот принцип не мог быть долговременным, и впоследствии европейскиестраны развивались уже с гетеротипными в религиозном отношении обществами. В первой половине XX в. сначала в Италии, а затем в других странахактивно развивались социально-политические формы деятельности католиков-мирян. Роль простых верующих в жизни Римско-католической церкви стабильновозрастала. Наряду с конфессиональными (с лат. — вероисповедными)политическими партиями были созданы многочисленные профсоюзные, рабочие,крестьянские, профессиональные, молодежные, студенческие, женские и другиеорганизации верующих католиков. Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке иАфрике привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии,ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных изависимых странах. Латинская традиция западного христианства вошла в периодкачественных перемен. Прежде всего это касалось все возраставшей степениотказа от латинского языка — литургия стала вестись на национальных языках,Библия была переведена и начала изучаться также на местных языках, в жизньмножества национальных церквей были введены элементы местных культур иобычаев. Возникло сильное напряжение между латинским центром и начавшейколичественно доминировать многоязычной неевропейской периферией, междууниверсализмом доктрины и множественностью национальных форм ее выражения.Встал вопрос о, том, как и до какой степени латинская традиция можетприспособиться к этой множественности, не разрушая своих основообразующихструктур. Сказывался и многовековой груз традиционного консерватизма икумулятивный (т.е. готовившийся шаг за шагом в течение многих лет и дажедесятилетий) способ выработки и принятия официальных документовисключительно в центре. Римско-католическая церковь остается уникальной для современного мираиерархической структурой, в которой сложно и причудливо переплелисьрелигиозные, экономические, политические и социальные элементы. Ни однахристианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права ипрактической политики. У Римско-католической церкви накоплен огромный опыт пропагандистскойработы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные типографиии издательства, радиостанции и телекомпании, издаются международные иприходские газеты и журналы, общая и специальная религиозная литература.Много пишут о финансовой империи Ватикана. К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е.национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. — союз сВатиканом. Униатские церкви принимают вероучение и руководство Римско-католической церкви, но сохраняют национальные особенности в богослужении иобрядовой практике. Униатские церкви придерживаются различных обрядов:греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского и коптского.В Советском Союзе действуют церкви греческого (восточного) обряда,расположенные преимущественно на Западной Украине. ПРОТЕСТАНТИЗМ Протестантизм — одно из трех основных направлений христианства,возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г.группа глав небольших государственных образований (преимущественногерманских земель) и представителей свободных городов, участвовавших вработе имперского сейма в г.Шпейере, где большинство делегатов составляликатолики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленнойна пресечение движений за реформу Римско-католической церкви. Хронологически захлестнувшее Западную Европу реформационное движениесовпадало с кризисом феодального строя и ранними буржуазными революциями.Антифеодальные выступления широких народных масс и движения нарождающейсябуржуазии приобретали религиозную окрашенность. Практически невозможноотделить в них религиозные требования от требований социально-экономическихи политических: все было тесно переплетено. В плане религиозном Реформацияпривела к самому глубокому кризису в истории Римско-католической церкви, отлатинской традиции западного христианства откололась значительная частьверующих, образовавших новую, протестантскую, или северную, традициюзападного христианства. Термин «северная традиция» вводится потому, что это направлениехристианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и СевернойАмерики, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены повсему миру. Термин «протестант» не является термином специальным, а самиучастники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами.Различные протестантские церкви принято классифицировать по деноминациям,т.е. по группам религиозных объединений с аналогичными принципамиорганизационной структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономныони или объединены на национальном, религиозном или международном уровне.Протестантские деноминации обладают высочайшей степенью адаптации к местнымусловиям за счет столь же высокой степени рассеяния. Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, завершиласьотказом от признания верховенства римского папы и от использованиялатинского языка в качестве единственного официально допускавшегося длярелигиозного общения языка. Если отличительной чертой католицизма являетсястрого централизованная иерархическая церковь, то своеобразиепротестантизма состоит в существовании множества различных независимыххристианских движений-церквей, общин и сект, автономных в своей религиознойжизни. Северная, или протестантская, традиция западного христианства — этотрадиция национальная, местная, локальная. Исходя из императива болееглубокого и осознанного восприятия веры всеми верующими, реформаторыотказались от мертвой и непонятной широким массам латыни и начали процесспереосмысления христианства в категориях национальных культур инациональных языков. Кальвин наиболее последовательно выражал буржуазную направленностьРеформации, интересы и настроения боровшейся за власть буржуазии. В центреего учения — доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой вселюди делятся на избранных и осужденных. В период Реформации в протестантской традиции уже прослеживаются дваосновных течения, которые получат дальнейшее развитие в последующиестолетия. Первое, собственно протестантское направление стремилось создатьреформированный вариант латинской церкви. Сторонники этого направленияотвергали руководство папского престола, формировали национальные церкви,создавая новое выражение христианской веры в категориях национального языкаи культуры, освободились от всего, что с их точки зрения диссонировало сосмыслом Священного Писания. Радикальных протестантов, особенно в период Реформации, преследовалипочти во всех европейских странах. Более гостеприимными для них сталиНидерланды; в Англии XVII в. непродолжительное время они сами имелидоминирующие позиции, но настоящей родиной радикального протестантизмастала Америка. Однако уже начиная с XVIII в. консервативное и радикальное теченияначали сближаться и смешиваться друг с другом, создавая новыепротестантские церкви, общины и секты. К ним можно отнести мормонов ипятидесятников. В XVIII в. в рамках протестантской традиции родились такиерелигиозно-нравственные течения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение).Эти движения, особенно среди церквей, именующих себя евангелическими,придавали особое значение различиям между формальными и настоящимихристианами, налагающими на себя в силу личной веры определенныеобязательства. Протестантская, или северная, традиция способствовала значительномуобмирщению западного христианства. Библия как единственный источниквероучения и личная вера как инструмент спасения качественно уменьшили рольдуховенства и место таинств в религиозной жизни. Косвенно обмирщение религиозной жизни в протестантизме способствовалосекуляризации (с лат. — освобождение от церковного влияния), после того какмотивы и стимулы для освящения повседневной жизни верующих утратили своезначение. Однако если в странах с доминирующим протестантским влияниемтемпы секуляризации общества выше, то в странах с доминирующей латинскойтрадицией намного сильнее атеистические и антиклерикальные движения. Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способствовалиактивной разработке протестантскими теологами вопросов, связанных с такимипонятиями, как «откровение», «вера», «психология веры». В век Просвещенияпротестантская теология оказала влияние на появление и развитиерационализма. Позднее протестантская мысль воздействовала на философиюлиберализма, в XX в. протестантские теологи оказали влияние на развитиеэкзистенциализма и диалектической теологии. Из крупных протестантскихтеологов ОО в. можно назвать К.Барта, Р.Бультмана, Д.Бонхёффера иП.Тиллиха. Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении заобъединение всех христианских конфессий. Это движение носит названиеэкуменического (греч. «экумена» — мир, Вселенная) и имеет своей цельювосстановление утраченного в период средневековья христианского единства. ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994 2. Энциклопедия для детей. Т.6.-М.: Аванта+,1998 3. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси.-М.:Знание, 1992.-64с. 4. Христианство: Энцикл. Слов.:В 2-х т.-М.,1993-




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы