1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения



Название1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения
страница1/3
Дата конвертации28.06.2012
Размер442,23 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения.

Теология условна. Теологический подход – апологетический подход (апологетика – защита истинности). Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом». Отражается в названии:

Православие – правильная защита Бога. Других христиан они называют кривославные, а нехристиан – иноверные.

Католицизм (католикос вселенский). Папа Римский – главный христианский пастор мира.

Пуритане – чистые + Гугеноты = кальвинизм.

Ислам – «мир». Мусульмане – преданные истинному Богу. Есть понятие «Зимнии» - это люди книги (Библии). В исламе есть понятие «джихад» («моральное превосходство»), борьба с неверными.

Иудаизм – «религия избранного народа».

Буддизм – самая толерантная к другим религиям. Буддизм не запрещает находиться одновременно в нескольких религиях. Дхарма – это буддийская истина.

Наука смотрит на религию как на многообразный опыт человечества. Светский ученый при анализе религии руководствуется принципом «свободы совести» (ст. 28 конституции РФ: каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

Основные разделы

Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии—совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии # них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа—материализма, экзистенциализма, феноменологии,' герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее /возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.


2. Широкий и узкий смысл понятия религия. Светская религия и ее формы.

Религия – от латинского – объединять, связывать.

Широкий смысл: Религия понимается как система высших абсолютных священных ценностей и смыслов, которые определяют смысл жизни. Фромм говорил о религии чистоты.

Узкий смысл: Религия – это мировоззрение, мировосприятие и мироотношение, которые основываются на признании высшего, абсолютного священного начала.

Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.

Светская трактовка: Религия понимается как наделение священными качествами на уровне массового сознания различных явлений и процессов из политической, экономической, культурной и спортивной жизни.

Фанатские движения + культ политических лидеров, классов, партий. Новые формы сейчас – киберрелигия. Была, например, битломания. Если рассматривать в более широком смысле слова, то социологи утверждают, что в действительности отсутствуют «светские общества», и что слово «нерелигиозный» зачастую просто неправильно употребляют. Социологи говорят о том, что «нерелигиозные люди» - это просто те люди, кто получает сведения и оценивает систему, прежде всего, сначала с позиции альтернативы, то есть со стороны светских, культурных или иначе представленных систем (то есть религий), а не традиционных религиозных система. Что интересно, так это то, что подобно традиционным религиозным учениям, «светские религии», такие как коммунизм, учение Платона, Фрейдистская психология, нацизм, пантеизм, атеизм, национализм и так далее одобряют многие ораторы. В таких странах ораторы и лидеры государства утверждают, что они представляют народу универсально действительную и применимую Правду. Подобно традиционным религиям, светские системы подчинены как быстрым, так и постепенным изменениям. Эти изменения могут касаться популярности, модификации, и исчезновения. Эти факторы являют немногими из факторов, которые помогают сделать оценку размера «светской религии» в обществе, то есть атеистов, агностиков и просто нерелигиозных людей.


3. Религиозное сознание. Его уровни.

Существует 4 основных элемента в религии:

- религиозное сознание

- религиозное действие

- религиозные отношения

- религиозные организации

Р. Сознание – это главный элемент, основанный на вере. Вера, по определению Апостола Павла, - это уверенность в невидимом и осуществлении ожидаемого. В религиозной вере объект не подлежит сомнению.

Есть 2 уровня религиозного сознания: 1) теоретический - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-экономические, 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Священное писание и интерпретация. Самый старый – Веды (индуизм). Библия писалась более 1500 лет. В православном Ветхом завете 50 книг, 11 из них отмечены звездочкой, так как они считаются не каноническими (например, книги об иудеях). В католицизме те же книги, но некоторые соединены, так получается 45 книг. У протестантов – 39 книг (канонических). У иудеев в Священном Писании тоже 39 книг. В новом завете – 27 книг. В западном христианстве есть доказательство существования Бога, а в православии – нет.

2) обыденный уровень, конкретный опыт. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, влечений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.


4. Религиозные действия. Культовые и внекультовые действия.

Религ.деятельность представляет собой"движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе

общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. С точки зрения христианства действия культовые – это все, связанное с почитанием Бога, святых и молитвы, совершение таинств: крещение, миропомазание, причастие, исповедование, священство, брак, соборование. Грехи – чревоугодие, похоть, гнев, лень, гордость, зависть, жадность. Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).


5. Религиозные отношения. Их виды и формы.

Религиозные отношения, как и другие виды общественных отношений, характеризуются наличием статусов и ролей. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Имеются различные способы фиксации и опосредования религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих и т.д.

Виды отношений

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения. Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отношения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских собеседований. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Религиозные отношения подразделяются на внутрицерковные, межцерковные и внецерковные.

Внутрицерковные отношения складываются в процессе культовой деятельности: между рядовыми верующими; между мирянами, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений; между священнослужителями различных рангов. Межцерковные отношения включают в себя отношения между организациями различных вероисповеданий, их руководящими органами. Внецерковные отношения возникают в тех случаях, когда поведение людей в различных областях общественной жизни определяется религиозными нормами и установлениями.


6 Религиозные организации

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, форми­рование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизиро­ванного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осу­ществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполне­нием религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государствен­ным аппа­ратом.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, ха­ризматический культ и деноминацию.

Церковь - это тип религиозной ор­ганизации со сложной строго центра­лизованной и иерархизированной системой взаимо­действия между священнослужителями и верующими, осу­ществляющей функции выра­ботки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведе­нием людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рож­дения в той или иной религиоз­ной среде, на основе определённого обряда индивид авто­ма­тически включается в данную религиозную общ­ность. В церкви отсутствует посто­янное и строго контролируемое членство.

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священно­служителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты явля­ются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других рели­гиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценно­стей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомысля­щим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организа­ции.

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирова­ния. Данная религиозная организация создаётся на ос­нове объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных ка­честв (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изо­ляционизм, фанатизм, мистицизм.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образова­ния и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духов­ного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сек­той же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой  контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.


7Статистика религиозной принадлежности современного населения мира.

Христианство(2 млрд):

1) Католицизм(более 1 млрд) - Франция Лат. Америка, Испания, Португалия, Польша. Самый строгий – в Польше и Португалии – запрет абортов.

2) древне-восточное христианство(15 млн африка)

3) православие(200 млн). Основная часть – Европа. Самая большая по численности православных страна – Россия. Существует 15 поместных церквей, для которых характерна эесткая иерархия: главный патриарх – Константинопольский, затем – Александрийский (в Африке), затем – Антиохийский (всея Востока), иерусалимский, московский и всея Руси.

4) Лютеранство(более 80 млн) - Швеция. Норвегия, Дания, север Германии

5) Протестанизм(более 700 млн):

1 Пятидесятники (более 500 млн)

2 баптизм 80 млн США. Обама – баптист. В Вашингтоне – совет баптистов. По численности баптистов в Европе 1 место – Украина.

3 кальвинизм Швейцария

4 англиканство ЮАР и Южная Африка (более 60 млн)

5 методисты США. Буш и Клинтон были методистами.

6 мормоны восточное побережье США. Основной город – Солт-Лейк-Сити.

7 адвентисты 20 млн. Самые крайние – адвентисты седьмого дня (канун перед Рождеством 4 недели ведут ЗОЖ)

8 Свидетели Иеговы 15 млн. Они отрицают ад. Их центр – в Бруклине.

Ислам 1млрд300млн

1Мусульмане-Сунниты 90% - Индонезия, Сев Кавказ, Узбекистан

2Шииты - Иран Азербайджан Таджикистан

Индуизм 1 млрд

Буддизм 400 млн юго-восточная Азия, но не Индия.

Даосизм и Конфуцианство. Их численность постоянно растет. Сейчас около 300 млн чел.

Традиционное верование (более 30 млн)

Иудеи 15 млн Сша

Сикхи индия – 20 млн.

Атеисты – 1 млрд 200 млн. основная часть – в Китае.


14. Лютеранство. Кальвинизм. Англиканство. 16 век – возникновение протестантизма. Его история начинается 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер на ворота храма повесил док-т, где он сформулировал 95 тезисов против католической церкви. Источник веры – священное писание. Из таинств только крещение и причащение. Мартин Лютер сказал «Твоя профессия- это призвание перед Богом». Главное положение этого учения: существует один истинный Бог в трёх Ипостасях — Отец, Сын, и Святой Дух. Лютеране считают, что после грехопадения Адама все люди рождаются грешными, то есть в состоянии прирожденной неспособности не нарушать Божью волю. Посему, неизбежно все они навлекают на себя Божье осуждение, перед которым никто из людей не в состоянии оправдаться своими собственными силами или поступками.

Кальвинизм: Жан Кальвин: Возник в 1630-х гг. в Женеве. В конце 16 — начале 17 вв. Крещение и причащение только символы. Нужно следовать принципа мирского аскетизма. Есть учение о «божественном предопределении»: все люди разделены на избранных и неизбранных, если тебе в твоих делах не везет, ты либо неизбранный, либо это не твое призвание. Кальвин делает вывод, что если ты бедный и больной – ты грешный. Кальвинизм распространился за пределы Швейцарии, во Франции получает название гугеноты, в Германии – реформаты, в Англии – пуритане. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).

Англиканство. 1534г - возникновение англиканской церкви. Повод – папа римский запретил развод королю Англии, и он создал церковь. Это 1ая протестантская церковь, которая в качестве епископов признает женщин. Это королевская церковь, духовный архиглава – епископ Кентерберийский. Первые общины возникли в начале 18 в. Признают полное погружение в воду в крещение, крещение признается только после достижения совершеннолетия. Существует учение «О церкви на белом престоле», (про апокалипсис – они его избегнут).


8 религиозная ситуация в современной России

Православие — 75 %. Самая крупная и влиятельная конфессия — Русская православная церковь (Московский патриархат) — имеет около 12000 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий, образовательных и иных учреждений. Согласно социологическим опросам, до 70 процентов россиян считают себя православными, при этом приблизительно 7 процентов из них регулярно посещают храмы и соблюдают основные православные обряды и предписания.

Ислам — 5 %. Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает Ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 3650 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 % и меньше. Старообрядческие, иудейские, католические и буддистские объединения насчитывают соответственно 257, 248, 228 и 190 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации, имеющие незначительное количество последователей и исчисляемые всего несколькими зарегистрированными приходами. Это молокане, духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы и другие.

Неверующие — 8 % .

Протестантизм. Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой множество самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий, по данным независимых экспертов и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, составляет до полутора миллионов человек.

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconФилософия и религия вступление
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии,...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconОсобенности религии древних славян
Цель моей работы – проследить за развитием язычества на Руси, наметить предпосылки принятия христианства в связи с несостоятельностью...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconВопросы религии и религиоведения. Выпуск 2 исследования. Книга 1 ( II). Религиоведение в России в конце ХХ – начале ХХI в
И как складываются взаимоотношения алтаря и трона в современных условиях? Чтобы лучше понять сегодняшнюю ситуацию, необходимо, хотя...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconВопросы религии и религиоведения. Выпуск 2 исследования. Книга 1 ( II). Религиоведение в России в конце ХХ – начале ХХI в
И как складываются взаимоотношения алтаря и трона в современных условиях? Чтобы лучше понять сегодняшнюю ситуацию, необходимо, хотя...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconКостецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «История религий»
...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconОсновные разделы учебной программы «Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями»
Современное информационное общество. Новая реальность: социальные сети. Особенности коммуникаций в интернете. Специфика продвижения...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconВопросы к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» 2006г. Предмет философии науки. Познавательный статус науки. Наука и философия. Методология научного исследования
Особенности традиционалистического и техногенного типов цивилизации. Проблема рациональности в философии и современной науке б. Возникновение...
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon4. Основные разделы философского знания и их характеристика
Философия изучает четыре основные раздела: онтология, гносеология, человек, общество
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения icon2. Основные философские вопросы современной физики: а неисчерпаемость и бесконечность материи
Особенности развития современной науки влияют на структуру и характер научного познания. Именно они составляют ис
1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения iconМногогранность понятия «текст» в свете различных научных подходов (лингвистический, семиотический, культурологический)
Текст – это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц. Подходы к оценке текста. (Когда ты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы