Социология и ее изучение в высшей школе icon

Социология и ее изучение в высшей школе



НазваниеСоциология и ее изучение в высшей школе
Дата конвертации20.07.2012
Размер228.34 Kb.
ТипРеферат
Социология и ее изучение в высшей школе


Социология и ее изучение в высшей школе Предпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины. Объект, предмет, структура и функции социологии. Место социологии в структуре современного знания. 1. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука,каковы предпосылки и условия ее развития, возрастающего значения вжизнедеятельности людей, своего рода «второго рождения» в конце XX в. внашей стране? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сутии содержания этой науки. Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны,отражением качественного изменения социальных отношений, реальныхвозможностей и потребностей людей, с другой — следствием прогресса самогонаучного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий,диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения. Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине XIXв.? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала? Знания об обществе, вернее о разрозненно существовавших многиетысячелетия обществах-государствах, могли превращаться в единую науку осоциуме лишь в условиях промышленной революции, перерастающей в научно-техническую и затем информационную. Выделим особенно значимые условия развития социологии. Первые предпосылки развития социологии связаны с первоосновой жизничеловека — с биосферой, природой, материальными, экономическими,производственно-техническими, энергетическими факторами. Именно благодаря гигантскому росту производительных сил в условиях промышленной революции возникает возможность создать материальный базис свободного человечества и осуществить переход от системы с преобладанием естественной обусловленности к социально-исторической, социально- культурной. Научно-техническая революция XX в., информатизация общества означают следующий качественный скачок в развитии производительных сил. Конец XX в. отмечен глобальным экономическим бумом, когда от торговли, экономического взаимообмена между отдельными странами мир втягивается в процесс становления единой экономики. Но на фоне колоссальных достижений в сфере материального производства ужасает пропасть в уровне жизни людей в разных регионах мира, да и неблагополучие многих членов общества в самых развитых странах. Гонка вооружений и «гонка за комфортом», часто бессмысленным и даже отягощающим жизнь, варварское отношение к природе, эгоцентрическое потребительство со всей очевидностью обнаружили пределы экстенсивного роста производства, антигуманизм технократической парадигмы развития общества. Экологический кризис может быть преодолен, а человечество спасено, если мы научимся заботиться не только о своем превосходстве, но и о сбережении, возвышении природы, если победит гуманистический тип отношения к ней.
Таким образом, к концу второго тысячелетия меняются приоритеты: не экономика, а социокультурные факторы прежде всего определяют прогресс человечества, в том числе и в сфере природных, производственных процессов. Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизниобщества связаны непосредственно с системой общественных связей, сособенностями политических, правовых, нравственных отношений, ихдемократизацией. Организуется, вернее самоорганизуется социум в масштабахвсего человечества в направлении к единению многообразного бытия разныхнародов и наций, в борьбе сил централизации и децентрализации, демократии итоталитаризма, национальных и транснациональных тенденций. Меняютсявременные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей.Жилище человека все более включается во всеобъемлющую информационную сеть,охватывающую всех людей планеты независимо от национальности, верования,языка. Возникает универсальный образ жизни. Мир становится космополитичным.Мы все заметнее влияем друг на друга. Острой становится нужда в мировомуниверсальном языке. Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональныхсообществ обостряются и националистические настроения. Нарастание «тесноты»общественных связей, создание всечеловеческого экологического,экономического, информационного пространства превращаются в основаниеразрешения глобальных проблем. Становится ясно, что освобождение человека водной части Земли без свободы всех землян так же невозможно, как наличиечистого воздуха во всей акватории. Гармонизация тенденций куниверсальности, с одной стороны, и к культурному национализму,уникальности — с другой — условие существования и развития мировогосообщества. К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные,культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношенийнаиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмысовременной социологии. Информационный прогресс касается в большей степениинтеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку,культуру, в целом сферу Разума и шире — сферу Духовного. Проблема выживания общества, в частности российского, упирается вспособность людей достаточно оперативно перестроить систему нравственныхмотивов и ценностей, норм отношения к природе и друг к другу. Возникновение коллективных форм сознания, преодолевающих границылокальных общностей, развитие символического и культурного взаимодействия,сотрудничество, сотворчество в деле реализации всеобщих интересовчеловеческого рода — все это сочетается (хотя и крайне противоречиво) стенденцией возрастания роли субъективного фактора, с «триумфом личности».Отдельные личности в настоящее время способны осуществлять изменения вобществе значительно эффективнее, чем большинство социальных институтов. НаXII Всемирном социологическом конгрессе подчеркивалось, что впостмодернистском обществе ведущую роль играет социальный субъект. Именносубъект как личность, как социальная общность (народ, территориальнаяобщность, профессиональная или любая другая), руководствуясь своимиинтересами, определяет цели и средства их достижения. Отсюда идеясубъективации всех социальных процессов, движение в направлении большейсвободы любого социального субъекта, но в первую очередь личности. Отсюда иструктура предлагаемого курса социологии: после историко-методологическойчасти следует раздел, посвященный анализу субъектов социальной жизни, азатем раскрываются проблемы их взаимодействия, механизма регуляции,организации, управления социальной жизнью. Развитие социологии связано и с ее институализацией, общественнымпризнанием, возникновением исследовательских центров в отдельных странах имеждународных центров, а также с утверждением этой науки как предметапреподавания в учебных заведениях практически всех стран мира. Богатыетрадиции имеет социологическая мысль в России, которая развивалась какчасть общеевропейской и в то же время отличалась яркой самобытностью. Онапредставлена именами известных русских социологов: Н. И. Кареева, М. М.Ковалевского, Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, П. А. Сорокина и др. В первые годы советской власти, как и в дореволюционный период,развитию теоретической и прикладной социологии уделялось большое внимание.Перед Социалистической академией общественных наук одной из первоочередныхстала задача организации ряда социальных исследований. Были созданы кафедрасоциологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. вПетроградском университете открылся первый в России факультет общественныхнаук с социологическим отделением во главе с П. А. Сорокиным. Строительствонового общества нуждалось в многосторонней информации о сложных социальныхпроцессах, в социальных экспериментах. В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы,социология практически была «упразднена». Для тоталитарного государствасоциология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальностиоказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявилибуржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладныеисследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленноеизоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причинтого, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватноепредставление о его социальной структуре, социальных отношениях и связях. В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возниклаСоветская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институтконкретных социальных исследований, который в результате преобразованийныне именуется Институтом социологии. Но развитие социологии в 60— 70-егоды было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизнив условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирическиеисследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носилиформальный апологетический характер, увеличивался разрыв междутеоретической и прикладной социологией. Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов,когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой,социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметомакадемического преподавания. В Америке она преподается более ста лет нетолько в высшей, но и в средней школе. Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательнаядисциплина получает в России «второе рождение». Однако, складываетсяпротиворечивая ситуация. С одной стороны, «мода» на социологию растет, но сдругой — снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется сэмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средствамассовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросовобщественного мнения, появились рубрики «Глазами социолога», «В зеркалесоциологии» и др. Использование социологических данных стало «козырнойкартой» в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация онаблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется какмощное средство формирования массового сознания нередко в определенномнаправлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они покадолжного развития не получили. Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, являетсянаучным основанием практических общественных преобразований. Социология —своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понятьобщество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможностисамосовершенствования и влияния на социальный прогресс. 2. «Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (отлатинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающаяобщество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействиесоциальных общностей разного типа и уровня, социальные институты исоциальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой иусловием социального анализа является взгляд на общество как на систему,состоящую из объективно взаимосвязанных элементов. Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект наукипонимается нами как определенная область действительности, обладающаяотносительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общихобъектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всехнаук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, чтообъектом исследования социологии как науки является общество. В этой связивполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой обобществе, которая «вмещает в себя всю область специальных социальных наук».Социология — обществоведческая наука, задача которой состоит в познаниинеобходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающихиз духовной природы человека (С. Франк). Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотябы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия,история, политология, правоведение — все это науки, изучающие общество.Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, «срез», специфическуюкачественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличиеот историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предметсоциологии. Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется нецеликом, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки.Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычнопредмет науки есть результат теоретического абстрагирования, позволяющийвыделить вполне определенные закономерности функционирования и развитияизучаемого объекта. Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наукасоздавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основнымусловием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. Насовременном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстоялаправо на самостоятельное существование как наука, что она имеет свойпредмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчасскорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различныхсоциологических школ и направлений, сближения общественных наук и появленияна их стыке интересных исследований. Но это не исключает необходимостиопределения предмета социологии. Большинство ученых считают, что предметом социологии являетсясовокупность проблем социальной сферы общественной жизни. В западной литературе социология понимается чаще как наука о социальныхобщностях или социальных системах. Другие социологи считают главным предметом исследования социальныеотношения. Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы неучитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек.Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человекявляется субъектом социальных отношений и социального поведения. Социологияидет от анализа личности к исследованию закономерностей функционированияобщества и социальных общностей. Обобщая вопрос о предмете социологии, хочется отметить, чторазнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат друг другу,сколько взаимно дополняют друг друга, составляя таким образом целостноепредставление о предмете социологии. Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностяхразвития и функционирования социальных систем как глобальных (общество вцелом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а такжезакономерностях социального поведения людей. Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этотпредмет, определяют структуру социологического знания, осями которойявляются: а) теоретическая и эмпирическая социология (основанием деления служитуровень знания); б) фундаментальная и прикладная социология (основанием деления служитфункция знания); в) общая и отраслевая социология (основанием деления служит объектисследования: общество в целом или отдельная его часть). Теоретическая социология, по мысли П. Сорокина, изучает явлениячеловеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она решает научно-теоретические задачи, связанные с формированием знания о социальнойреальности, описанием, объяснением и пониманием процессов социальногоразвития, разработкой концептуального аппарата социологии и др. Онаотвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?». Практическая (эмпирическая) социология отвечает на вопрос «для чегопознается?». М. Вебер точно определил задачи эмпирической социологии,которая может определить: а) необходимые для практики средства; б)неизбежные побочные результаты предпринятых действий; в) обусловленную этимконкуренцию между Возможными различными оценками и их практическиепоследствия. Теоретическая наука выявляет смысл таких оценок, конечнуюсмысловую структуру и смысловые следствия, может указать на их место в рядуценностей и провести границы в сфере их смысловой значимости. Иначе говоря,теоретическая и практическая социология — две взаимообусловленные ивзаимосвязанные части одной науки, две стороны одной медали. Эмпирическаясоциология, как подчеркивал П. Сорокин, подобно прикладной медицине должнабыть опытной системой общей и индивидуальной этики, указывающей точныесредства для борьбы с социальными болезнями. Но индексы, статистика,анкеты, опросы — еще не вся социология. Это — инструменты, средства, но нив коем случае не цель. Нельзя судить о социальной действительности толькопо мнению случайно опрошенных людей, которые вовлечены в ход событий, но вто же время являются пристрастными свидетелями. Эти данные — лишь материалдля дальнейшего исследования, исследования глубоко теоретического ифундаментального. Успех развития социологии как науки зависит отвзаимодействия теоретической и прикладной социологии. Главное в социологии— теоретический генофонд и интеллектуальное содержание. Отечественная социология долгое время существовала (и положение покасущественно, к сожалению, не изменилось) именно как прикладная социальнаянаука, чьей главной задачей является обслуживание господствующей элиты ирешение различного рода социально-практических проблем. Отечественныедостижения в социологии относятся главным образом к области методологии иметодики эмпирических исследований. В области фундаментальной социологииэти достижения невелики, а в США и в Западной Европе именно это направлениеисследования является ведущим. Опыт преподавания социологии в этих странахговорит о том, что в вузах изучается «общая» или «теоретическая»социология, а прикладную изучают только специализирующиеся по ней студенты.Университетская академическая среда является там главным интеллектуальнымисточником развития социологии как автономной дисциплины. В последнее время в России появились попытки изменить ориентацию наукив сторону углубления теории, стремление актуализировать теоретические,гуманистические, системные представления в социологии. Путь этот оченьсложен, так как есть немало противодействующих факторов, в частности,коммерциализация наук вообще, в том числе и социологии. Фундаментальнаянаука не может существовать ни в одной стране без поддержки государства,аккумулирующего в своей политике долгосрочные потребности общества. Вусловиях кризиса в России ассигнования на поддержку науки резкосократились. Работники науки превратились в одну из самых обездоленныхкатегорий населения, многие из них уходят в коммерческие организации, чтоотнюдь не способствует развитию фундаментальной науки. Выход из этойкритической ситуации пока не найден. Мы говорили выше о теоретической и эмпирической, фундаментальной иприкладной социологии. Теперь несколько слов об общей и отраслевойсоциологии. Общая социология традиционно развивает две теории: теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп,общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследуетявления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство ифакторы, вызывающие распад; теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальныйпрогресс, регресс и т. д. К этим двум теориям в последнее время добавились: теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыкепсихологии и социологии; она изучает установление закономерностей междусоциальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действийиндивидов в различных ситуациях и т. д.; теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведениятолпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д. Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией)исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующиеразделы: исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленныхразделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей,территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностейи др.); исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, каксоциология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии,промышленности и труда и т. д.); исследование социальных процессов (таких как миграция и социальнаямобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании идр.). Как и в любой другой науке, в социологии со времени ее возникновениясуществовала проблема законов и закономерностей, которая тоже решаласьнеоднозначно. Социология возникла в XIX в. как позитивная социальная теория, котораядолжна была стать доказательной и общезначимой наукой об обществе, а,следовательно, предполагалась возможность отыскать повторяющиесязакономерности общественной жизни и построить общие понятия обществознания.О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменныхсостояний, устойчивых условий существования любого социального явления) изаконы динамики (закономерности изменений, социального развития). С возникновением в конце XIX в. так называемой понимающей социологииизменился взгляд на проблему социальных законов. М. Вебер (родоначальникэтого направления) считал, что социологические обобщения не являютсяотражением действительных процессов социального мира: исследовательконстатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаютсяобъективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Веберотказывался от попыток формулировать социальные законы. Г. Зиммель допускал наличие естественных законов для движения каждогоконкретного общественного элемента, но считал, что для целого (дляобщества) законов социального развития нет. Социальный закон есть выражение существенных связей социальных явленийи процессов и прежде всего связей социальных отношений и социальнойдеятельности людей. Социальные законы складываются в естественном ходесобытий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактическогоповедения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действиясоциальных законов требует необходимости соотнесения субъективного собъективным. В этом, скорее всего, и состоит суть социологического подхода.С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметомсоциологии, выступают как субъекты сознания и действия, более или менееполно осознающие свои интересы. Но, с другой стороны, эти общности людейзанимают объективно сходное положение в системе общественных отношений.Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результатвзаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов. Социальные законы часто проявляются в виде законов-тенденций. Тенденциявыражает определенную направленность движения социального субъекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, колебаний. Поведениекаждого человека случайно в известной степени, но за счетвзаимоуравновешивания случайных факторов в системе обнаруживаются особыесистемные качества. Если действие социального закона изобразить в видепрямой линии, то средние равнодействующие различных индивидуальных величинбудут представлять собой веер линий, отклоняющихся в разные стороны от этойпрямой. Социальные законы, таким образом, проявляются чаще всего вприближении, в тенденции, в среднем. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группыкатегорий: общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении(«социальная система», «социальное развитие» и др.); собственно социологические категории («стратификация», «институт»,«организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.); категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья»,«культура» и др.). Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, безсомнения, выступает понятие социальное. Социологическая традиция, котораяидет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального черезкатегорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертахподдерживается и в современной американской социологии (например, «теориясоциального действия» Т. Парсонса). Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальныеотношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупностьотношений между различными социальными группами и общностями, куда относятклассы, профессиональные, формальные организации, территориальные,поселенческие группы и социальные институты. Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальныеотношения» дается в социологии характеристика всех других социальныхобразований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа»,«социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др.фундаментальной категорией социологии является также категория «общество»(рассматриваемое как социокультурная система). Социологическая наука, как и всякая другая наука вообще, служитудовлетворению каких-либо потребностей человека, имеет практическоезначение или, как отмечал С. Булгаков, коренится в практической нужде, впотребности ориентироваться с целью практического действия. Практическаязначимость науки находит отражение в ее функциях. Функции любой гуманитарной дисциплины можно было бы разделить на двегруппы: гносеологические и социальные (имея в виду, что на практике онивзаимосвязаны и неразделимы). Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологиизаключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальнойжизни, в понимании ее как целостного явления. Это — накапливание знаний,систематизация их. Суть социальных функций социологии — в нахождении путей и способоввоздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основепознания и изучения закономерностей социального развития. К основнымсоциальным функциям можно было бы отнести: критическую, гуманистическую,прогностическую, прикладную. Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, содной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить всоциальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальныхпреобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы,ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путейвосстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикойсоциальных болезней. Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что оназанимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальныхгрупп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социологияобъясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смогреализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобныхусловий может привести к социальной напряженности, разобщенности,конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества. Прогностическая функция социологии предполагает воспроизводствоперспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найтиправильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развитиясоциума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальноепредвидение всегда было частью социологического знания, что находиловыражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т. д.Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективычеловеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальнуюжизнь в желательном для людей направлении. Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических(конкретных) социологических исследований действительности. Она, безсомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции,как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществеопросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи сэтим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной методисследования социологии как науки. Здесь мы подходим к чрезвычайно важнойпроблеме: методы науки «не меньше, чем содержание, разделяют науки друг отдруга» (Ф. Гиддингс). В понимании метода социологии существует различие между крайними еетечениями: позитивистской и понимающей социологией. Позитивизм рассматривает общество по аналогии с природой, используяметоды естественных наук. Его основатели пользовались так называемымобъективным методом, т. е. рассматривали социальные факты и процессы кактаковые в их объективной реальности, наблюдали, описывали исистематизировали их (О. Конт). Этот метод основывается на отрицаниинеобходимости философского осмысления социальной жизни. Э. Дюркгейм писал,что «метод социологии независим от всякой философии... Социальные фактысуть вещи, а задача социолога ...выражать факты». Понимающая социология (М. Вебер) анализирует смысловые элементысоциальной жизни, делает акцент на понимании изменений, движений. Этонаправление тяготеет к «субъективному методу». Исследователь констатирует иприводит в систему социальные явления объективного мира на основе своихсубъективных оценок. «Объективный метод» признается ими настолько,насколько он имеет значение для теории. Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменениюметодов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развитиясоциологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих методсоциологического познания: во-первых, это введение временного параметра в саму методологиюмышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципомисторизма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчаспереходить к изучению процессов социального развития; во-вторых, учет изменений структуры социального пространства;наблюдается эффект пространственной трансформации обществ, выход из береговсоциальных процессов (локальные перерастают в региональные, региональные —в глобальные); глобализм — важнейший признак современной и завтрашнейсоциологии; в-третьих, все более активное участие социологии как науки в реальнойжизни, в социальном процессе, а отсюда — ориентация социологии нанахождение путей решения социальных проблем, на выявление конфликтаинтересов («социология конфликта»), на прогнозирование и проектированиесоциальных решений. 3. Социология относится к группе гуманитарных, а точнее, общественныхнаук, хотя имеет связи не только с науками этой группы, но и сестественными (например, с биологией). Ф. Гиддингс утверждает, что«социология является посредницей между органическими науками, с однойстороны, и политическими и историческими науками, — с другой». Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом.Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающуюпроцесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень вразвитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущуюкак свою необходимую предпосылку. «Иерархия» основных наук такова:математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное,вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения напоследующие. В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии сдругими науками. Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность исоциальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы этоделают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь вовсем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию,ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаикисоциальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социологияоказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и Углублять уровниобобщения. Социология и история. Они имеют один объект исследования — общество,которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения иотношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Оченьважно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории исоциологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивалособенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходовэтих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс postfactum, а социология — in factum. Иначе говоря, история пытаетсяреконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости,индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем болеепрогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибоона есть созидание нового. Задача социолога — «схватить», зафиксировать этоновое на уровне социально типичного. Социология и политология. Политология изучает политические процессы,политические отношения, политические ценности, политическую систему,политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизниобщества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет делос гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством икоторое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развитиячеловеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новуюпозицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и восознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношенияс государством и с политической системой в целом — это есть та грань, покоторой проходит взаимодействие социологии и политологии. Социология и психолого-педагогические науки. Вся история становлениясоциологии свидетельствует о тесной органической связи проблем собственносоциальных и психолого-педагогических. Нет практически ни одной работы,претендующей на целостное освещение социальных явлений, в которых незатрагивались бы вопросы воспитания, образования, психологии. Что же является общим для педагогики и социологии? Их диалектикуобъединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разныххарактеристик взаимодействия общества и личности, органическая связьпроцессов социализации и воспитания личности. Этим определяется близостьключевых понятий данных дисциплин, а также общность методов полученияинформации (социометрия, использование тестов, разного вида опросов). Главная задача педагога — научить своего воспитанника жить в обществе,достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой. Решить эту задачу учитель не может, если не знает закономерностейфункционирования социума, не понимает истоков, причин конфликтных иликризисных ситуаций, не пытается определить свое место в общественномразвитии. И в этом смысле социология наряду с философией является базой дляметодологии психолого-педагогических наук. Социология — своего родаинструмент педагога. Знание закономерностей развития социума,взаимодействия общества и личности — теоретическая основа целенаправленнойвоспитательной деятельности. Социология, соответствующая современному социальному запросу, призванараскрыть перед человеком стратегию его жизни в контексте развития социума иМира в целом, помочь обществу и личности избрать тактику, найти способы,механизмы социокультурных преобразований. Можно назвать еще ряд наук, с которыми у социологии тесные связи: правои правоведение, этнология и этнография, антропология и география,статистика и демография. Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанныхпроцесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, методаисследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция(установление межпредметных связей). В XIX—начале XX в. эта наука толькосоздавалась и обособлялась, и в этот период важно было прежде всегообосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитиютеоретического знания, появлению учебных курсов социологии, кафедр и др.Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета,специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденцияк интеграции общественных наук. Ведь общество — это целостная система, иисследование его только тогда может быть успешным, когда оно будетосуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но неизолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Неслучайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас впограничных науках: экономической социологии, социальной экологии,социальной психологии, политической социологии и др. Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарнойподготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и гуманитаризацияучебного процесса, ориентация его на развитие интеллекта, способности ктворческой инновационной деятельности, на проблемы личности являютсяпотребностью современной цивилизации.




Похожие:

Социология и ее изучение в высшей школе iconО введении в действие Положения об организации контроля знаний в Государственном университете – Высшей школе экономики
...
Социология и ее изучение в высшей школе iconПриказ №31-04/814 от 31. 07. 2009 г. О введении в действие Положения об организации контроля знаний в Государственном университете Высшей школе экономики
...
Социология и ее изучение в высшей школе iconПрограмма дисциплины демография для специальности 040201. 65 «Социология»
Изучение курса предполагает знание экономической географии, высшей математики (математического анализа, математической статистики),...
Социология и ее изучение в высшей школе iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Требования к студентам. Изучение курса «Экономическая социология» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными...
Социология и ее изучение в высшей школе iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Требования к студентам. Изучение курса «Экономическая социология» предполагает предварительное знакомство студентов с такими учебными...
Социология и ее изучение в высшей школе iconСоциология как наука Развитие социологического знания
Социология научное изучение явлений общественной жизни в диахроническом и синхроническом аспектах
Социология и ее изучение в высшей школе iconПриказ №31-04/1595 от 24. 12. 2009 г. О введении в действие изменений в «Положение об организации контроля знаний в Государственном университете – Высшей школе экономики»
В государственном университете – Высшей школе экономики, утвержденное ученым советом гу-вшэ и введенное в действие приказом от 31....
Социология и ее изучение в высшей школе iconЛейсан Ильгизаровна Халиуллина
Государственного университета Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург (преподаваемые курсы общая социология, экономическая социология,...
Социология и ее изучение в высшей школе iconЛейсан Ильгизаровна Халиуллина
Государственного университета Высшей Школы Экономики, Санкт-Петербург (преподаваемые курсы общая социология, экономическая социология,...
Социология и ее изучение в высшей школе iconКомпьютерно-лингафонный кабинет мбоу «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»
В нашей школе изучение английского языка ведется со второго класса. С 2008-2009 учебного года начиная с пятого класса в школе введено...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы