Экологические правонарушения и наказания icon

Экологические правонарушения и наказания



НазваниеЭкологические правонарушения и наказания
Дата конвертации20.07.2012
Размер371.66 Kb.
ТипРеферат
Экологические правонарушения и наказания


СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Старооскольский филиал Кафедра Трудового права ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: "Борьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениями" Научный руководитель: Одиноков г. Старый Оскол, 2000г. Содержание:Введение. 3Глава I. Экологическая ответственность. 6 1.1. Понятие и виды экологической ответственности. 6 1.2. Экологические преступления. 14Глава II. Деятельность правоохранительных органов в области экологии18 2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел. 18 2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 27Заключение. 44Библиография 48 Нормативные акты: 48 Научная литература: 50 Введение. Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствиисознательной деятельности человеческого общества. Научно-техническийпрогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежноприводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природныхресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связьмежду человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровьелюдей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки,жизненное пространство. Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологическойситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вредэкологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов,ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны.Экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды.Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин запоследние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождаетсяумственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генномуровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинствепромышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формыиммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФнаходится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоныэкологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленнымнормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды неотвечает гигиеническим требованиям.[1] Список подобных данных довольнообширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятнойи богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемогобезлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить:деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. Впротивном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но иблагополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природнуюсреду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существованиячеловека, современная форма каннибализма. [2] В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительныхорганов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологическийправопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее. Избранная в работе тема, просвещенна деятельности правоохранительныхорганов в области экологии. В основу работы легли нормативные акты, трудывидных ученых – юристов в области экологии, а также журнальные статьи,опубликованные в печати. Глава I. Экологическая ответственность. 1.1. Понятие и виды экологической ответственности. Юридическая ответственность за экологические правонарушения ипреступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологическойбезопасности населения, охраны природной среды и рациональногоиспользования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими,политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерамипо возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.[3] В комплексном виде законодательное закрепление ответственности поэкологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. "Об охране окружающей природной среды".2 Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностныелица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную,гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,учреждения, организации - административную и гражданско-правовую всоответствии с названным законом и иными законодательными актами РоссийскойФедерации и ее субъектов. К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственностиправонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное ипородоресурсное законодательство: - Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.[4] - Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.[5] - Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.[6] - "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.[7] - Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.[8] - Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.[9] - Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.[10] - Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др.[11] Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАП)субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливатьадминистративную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства;правил осуществления других видов пользования животным миром; решений повопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантинуживотных; ветеринарных правил.[12] В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие нормуголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится кведению Федерации.[13] Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесноезаконодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природнойсреды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросовюридической ответственности за экологические правонарушения. Задачами юридической ответственности за экологические правонарушенияявляются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказаниеправонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частноепредупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общеепредупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону исложившемуся экологическому правопорядку. Ответственность за экологические правонарушения основана на принципахзаконности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (заисключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источникомповышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовойответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного еевозложения, экономии мер государственного принуждения. Как указывалось, деяние – объективное основание юридическойответственности, формальным основанием выступает правовая норма,закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективнымоснованием. Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известноймере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реальногопривлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным идостаточным юридическим основанием ответственности является наличие вдеянии правонарушителя предусмотренного нормами права составаэкологического правонарушения. В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправноедеяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вредокружающей природной среды и здоровью человека.[14] Данное определение содержит основные отличительные признакиэкологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны невсе признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние,нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности,составляющие предмет экологических правоотношений, 2которым причиняетсявред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объектправонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологическогоотношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические ииные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья,должностные и т.д.). Более удачным представляется определение экологического правонарушениякак общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством подугрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного напричинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологическогоправонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект. Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий,учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнениепланов и мероприятий по охране природы и рациональному использованиюприродных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природнойсреды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и занарушение иных требований природоохранительного законодательства приисполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Обохране окружающей природной среды").[15] Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяетсятрудовым законодательством, законодательством о государственной службе,иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовымисоглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающиеположение работников по сравнению с действующим законодательством, включаяусловия ответственности, являются недействительными. Отличительнымпризнаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнениетребований экологического законодательства одновременно являетсяневыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемойдолжностью или договором (контрактом). Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицодисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора,увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).[16] Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актамидля отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены идругие дисциплинарные взыскания. Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться:полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод нанижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина илизвания; объявление о неполном служебном соответствии. Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передатьвопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива илиобщественной организации. Общие положения о возможности применения к нарушителю экологическогозаконодательства материальной ответственности содержатся в ст.83 ЗаконаРСФСР "Об охране окружающей природной среды".[17] Порядок ее применениярегулируется трудовым законодательством. Материальная ответственностьзаключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместитьрасходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятиеили иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовыхотношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреданесет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не болеесвоего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностьювозмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовыхобязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвомсостоянии; когда в соответствии с законодательством или договором наработника возложена полная материальная ответственность. При определении размера ущерба учитывается только прямойдействительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб,который может быть отнесен к категории нормального производственного риска(ст. 118 КЗОТ).[18] Административная ответственность за экологические правонарушенияприменяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства,должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (впроекте нового КАП РФ -мировым судьей или судом). С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране,распространенности экологических правонарушений в проект нового КАП РФвключены в качестве органов, наделенных правом рассматриватьадминистративные дела, контрольные органы по охране окружающей природнойсреды, органы геологического контроля, органы Министерства сельскогохозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам иземлеустройству (Роскомзем рф), органы, осуществляющие охранугосударственных природных заповедников и национальных природных парков. Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовомзаконодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, гдеони группируются в главе "Административные правонарушения в области охраныокружающей природной среды, памятников истории и культуры". За совершение экологических административных правонарушений могутприменяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершенияправонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управлениятранспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудиемсовершения правонарушения. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены ииные, кроме указанных в ст.24 КоАП РСФСР виды административных взыскании. 1.2. Экологические преступления. Введение специальной главы об ответственности за экологическиепреступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было болеедесятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, восновном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемойглаве семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятыхпод охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах,создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды(ст.237 УК).[19] Эти составы преступлений размещены в других главах УК, ноони устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинениемвреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкоеопределение в законе круга экологических преступлений, позволяющеевыстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств,прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменилсяподход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений ипреступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном былоориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Онорассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природныхбогатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономическихинтересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь вблагоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защитыздоровья человека, экологического благополучия населения при решениихозяйственных, военных, научных и иных проблем. В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как идругих, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей,принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество,государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы ссовременными формами и видами экологической преступности. УК ориентированна признание окружающей природной среды биологической основой жизни,здоровья, деятельности человека.[20] С этих позиций экологическиепреступления есть по сути преступления против человека и всего живого наземле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются ипредставления об общественной опасности данных преступлений, тогда как досих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил исредств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программахборьбы с преступностью они не значились. В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологическихпреступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности взависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личностивиновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкцияуголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда,причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность занезаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм обответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинениивреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и тепрактически не применялись.[21] Например, в последние годы за рыбноебраконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологическиепреступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубкулеса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов онисоставляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления,была еще меньше.[22] В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вредаприродной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) Глава II. Деятельность правоохранительных органов в области экологии 2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательноопределила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду идостоверную информацию о ее состоянии. Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводятрегламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающуюприродную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет правограждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющихэкологические функции, требовать от соответствующих органов предоставлениясвоевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающейприродной среды и мерах по ее охране.[23] Владение этой информацией, свободный доступ к ней является тойосновой, которая реально может создавать и уже создает необходимыепредпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного правана жизнь в условиях благоприятной окружающей среды. В последние годы государством, его исполнительными властнымиструктурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане РоссийскойФедерации владели этой информацией. Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояниеокружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи вобласти ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.[24] В соответствии с экологическим законодательством и во исполнениеприказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохраннойдеятельности в МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечиватьвзаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России идр.[25] В области охраны окружающей природной среды они в объеме своейкомпетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологическихпреступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают засоблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорийнаселенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей;оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охранеи защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством инарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работупожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядоксовместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию,учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств,принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляютподразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природныхкомплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектовприроды). Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП)МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщаетдеятельность периферийных органов милиции по оказанию содействиясоответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите отзагрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениямиправил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФправомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы сбраконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспеченияобщественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения попроектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств,регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов. ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует сГосударственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД).Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП),Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел.Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службойлесного хозяйства и другими органами государственного управления,осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием иохраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраныокружающей среды и природных ресурсов РФ. В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах поулучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИНи ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующиекомиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованныхслужб для организованного контроля и координации природоохраннойдеятельности в регионах.[26] Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутреннихдел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.)являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержанииправонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способовохоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация ипроведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудийнезаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и гражданобъяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства;составление протоколов и т.п. Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальныхотраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своейкомпетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационноправовых средств, реализация которых направлена на укреплениеэкологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности натерритории РФ. Важным направлением деятельности органов внутренних дел в областиохраны природы является профилактика экологических правонарушений. Еслиисходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовойдеятельности органов внутренних дел проявляется в определенном сниженииэкологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявлениепричин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, иразработка мер по их предупреждению. При этом органы внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь тепричины и условия, способствующие совершению правонарушенийприродоохранительного законодательства, которые должны и могут быть имизвестны с учетом их компетенции. К числу основных причин преступного нарушения природоохранительногозаконодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работниковлеспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленныеправила, или у работников промысловых организаций, производящих лов рыбы сгрубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявлятьсяв стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконныхдополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой реализовать незаконнодобытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечениеорганами внутренних дел такого рода противоправной деятельности являетсяодним из условий предупреждения природоохранительных нарушений. В соответствии с действующим законодательством органы внутренних делправомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами повыявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующихприродоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработалиразличные формы и методы профилактики правонарушений в области охраныприродных ресурсов. Действенной формой профилактики нарушений природоохранительногозаконодательства является внесение органами внутренних дел представлений всоответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемомпредставлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия,способствующие нарушению природоохранительного законодательства, ипредложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления,носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает.Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры непринимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе.В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чегоследует обязательно ставить в известность вышестоящие органы. Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первуюочередь правового характера, имеет важное значение в профилактическойработе органов внутренних дел. В предупреждении органами внутренних дел нарушенийприродоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственноймилиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения,рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами. Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядомособенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но иустанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие изпредоставленной им компетенции, зависящей от особенности охраннойдеятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходятиз государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы.Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяетспособы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция играет оченьважную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений ещеи потому, что она специально для этих целей создается. Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органывнутренних дел решают совместно с другими государственными и общественнымиформированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной иперспективной, в настоящее время назрела необходимость в: 1) создании специального аппарата, который бы координировалдеятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другимивидами нарушений природоохранительного законодательства; 2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболееобильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп иподразделений (экологической милиции); в компетенцию которых входили бынепосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанныхс охраной природных ресурсов; 3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работупо охране природы; 4) упорядочении нормативных актов органов МВД РФ, регламентирующихобеспечение надзора охраны природных объектов и рациональногоприродопользования. Особое место в природоохранной деятельности органов внутренних делотводится исправительно-трудовым учреждениям. На них как наприродопользователей возлагается широкий круг обязанностей по охранеприродных объектов, рациональному природопользованию иприродовосстановительным работам. Содержание обязанностей исправительно-трудовых учреждений какприродопользователей по охране природы зависит от объектаприродопользования. При землепользовании во исполнение ст. 101 Земельногокодекса РСФСР ИТУ должны заниматься рекультивацией земель. Кроме работ по рекультивации, исправительно-трудовые колонии обязаныпроводить и другие восстановительные работы. Это может быть осушение,обводнение, расчистка и т.д. В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г."Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы" колонии, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондомРоссийской Федерации и дальнейшей переработке ценной древесины в единомтехнологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиямихозяйственной деятельности.[27] В области лесопользования лесные исправительно-трудовые колонии наосновании ст. 35 Основ лесного законодательства Российской Федерацииобязаны вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв,исключающими отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние ивоспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природныхобъектов. Большое значение при лесопользовании имеет охрана лесов отпожаров, так как пожары вызывают наиболее тяжкие последствия в природнойсреде. При использовании водных ресурсов на исправительно-трудовые учреждениявозлагается обязанность проводить технологические, лесомелиоративные,агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия,обеспечивающие исполнение требований Водного кодекса РФ по охране вод отзагрязнения и истощения. Говоря об обязанностях начальника исправительно-трудовых учреждений вобласти природопользования, необходимо отметить и то обстоятельство, чтодолжностные лица этих учреждений за нарушение правил охраны природы несутвсю полноту ответственности, вплоть до уголовной. Действующеезаконодательство не содержит на этот счет никаких исключений для органоввнутренних дел.[28] 2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора заисполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры. Они призваны вместе со специально уполномоченными на тогосударственными органами в области охраны окружающей природной средыобеспечивать экологический правопорядок. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природнойсреды является одним из главных направлений их деятельности. Оносуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуреРоссийской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (вдальнейшем — Закон о прокуратуре РФ).[29] В нем излагаются общие задачиорганов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора заисполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение вдругих нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях,указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурораРФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемымиЗаконом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ". В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратурыосуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательнымисполнением природоохранного законодательства органами представительной иисполнительной власти, государственного управления и экологическогоконтроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностнымилицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранениювыявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а такжезащиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природнуюсреду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного их здоровью экологическими правонарушениями. При этом прокуроры используют преимущества единой централизованнойсистемы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет удругих природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастанияэкологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши,которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этойцелью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности вэкологической сфере созданы и успешно функционируют специализированныеприродоохранные прокуратуры. Все это не означает, что прокуратура подменяет в этих вопросахсоответствующие контрольные природоохранные органы. Основные усилия идействия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываютсяполномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезныхправонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей изатрагивающих интересы большого количества населения. Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дело варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей средыи других экологических преступлениях. За последние годы по протестампрокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органовпредставительной и исполнительной власти субъектов федерации, местногосамоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов повопросам природопользования. Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь иразмещение экологически опасных объектов без заключения экологическойэкспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах,изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы,присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое. В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшееповышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным,своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органамэкологического контроля, и активного требования от этих органов проведенияпроверок. Другой важной задачей прокуратуры следует считать организациювзаимодействия с этими органами. При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранныеорганы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению,пресечению и устранению нарушений природоохранительного законодательства иведомственных актов, привлечению к ответственности виновных лиц и принятиюмер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры,как уже отмечалось, не вправе подменять природоохранные органы, дублироватьих деятельность, выполнять функцию контроля. В-третьих, прокурорскийнадзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности,распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемуюприродоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требоватьот указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок,выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражныесуды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений.Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнениезаконов природоохранными органами и, с другой — призваны всяческиспособствовать активизации и совершенствованию их деятельности поосуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы.Это положение характеризуется следующими особенностями. Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняетсязаконодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно егоосуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом ибез вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируютприродоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания дляпрокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могутотсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительногозаконодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе стем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство,вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно.Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранныхорганов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности длявыявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительногозаконодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранныеорганы не принимают меры к установлению и устранению нарушенийзаконодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняютвозложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос,кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства,решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений онарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает,кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, еепроведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокурорыдолжны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия. Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийсяв их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полноговыявления и устранения нарушений природоохранительного законодательства, откого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры повозмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, попривлечению к ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной,преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанногозаконодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочияи правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре. Воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять напринимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет засобой установленную законом ответственность. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существунаходящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять ихкому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке,предусмотренном федеральным законодательством. Никто не вправе безразрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органамипрокуратуры, до их завершения. В зависимости от характера нарушений природоохранительногозаконодательства, их причин, распространенности правонарушений, ихповторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степенивины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяетсяодин из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление,постановление. Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23Закона о прокуратуре РФ на противоречащий закону правовой акт в орган илидолжностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Практикапрокурорского надзора свидетельствует, что издание правовых актов(приказов, инструкций, положений и других) в нарушениеприродоохранительного законодательства допускается, к сожалению, многимиорганизациями, начиная с министерств и кончая самыми малыми предприятиями идругими органами. Наиболее часто принимаются незаконные или необоснованныепостановления о привлечении к административной ответственности за нарушенияэкологического законодательства административными комиссиями, а такжегосударственными санитарными врачами. Это обычно выражается в превышенииполномочий при наложении административных взысканий, в привлечении кответственности при отсутствии или недоказанности вины, при отсутствиипричинной связи между действиями лица и наступившими последствиями,наложении взысканий по истечении сроков их применения, установленныхзаконом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем вдесятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесенияпротеста на решение представительного (законодательного) органа субъектаРоссийской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшемзаседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленногоустранения выявленного нарушения, закон разрешает прокурору устанавливатьсокращенный срок рассмотрения протеста. Закон обязывает о результатахрассмотрения протеста незамедлительно сообщать прокурору в письменнойформе. Представление прокурора является наиболее распространенным средствомреагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Оновносится прокурором или его заместителем, согласно ст. 24 Закона опрокуратуре РФ, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранитьдопущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки илинескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующихим обстоятельств. Законом установлен месячный срок для принятия конкретныхмер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, имспособствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору вписьменной форме. Постановление прокурора выносится, как сказано в ст. 25 Закона опрокуратуре РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом.[30]Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступленияим выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного внарушении природоохранительного законодательства к административнойответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другомакте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждениипроизводства об административном правонарушении, которое подлежитрассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок,установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору вписьменной форме. Кроме того, прокуроры обязаны принимать меры к обеспечению возмещенияматериального ущерба, причиненного нарушениями природоохранительногозаконодательства. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, прокурор вправепредъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересахпострадавших. В последние годы число таких актов имеют тенденцию кросту.[31] Вместе с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды иарбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы.Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судамиуголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на тоорганами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местнымиорганами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять искипреимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состояниисделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствоватьактивизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущербаэтими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски всудах и арбитражных судах. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражнымпроцессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФвправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а варбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор илизаместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или ихзаместители (ст. 41).[32] Это означает, что районные и межрайонныепрокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. Врезультате данная оговорка в законе несколько осложняет положениемежрайонных природоохранных прокуратур. К примеру, природоохранныепрокуратуры Поволжья, расположенные по всей территории, где протекает Волгаи втекающие в нее другие реки, должны направлять все материалы дляпредъявления исков в арбитражный суд своей области сначала в Волжскуюприродоохранную прокуратуру, приравненную к областной. Ко всему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль зареализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора,добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно ив полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольныепроверки фактического устранения нарушений природоохранительногозаконодательства. Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнениетребований прокурора. В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Еслитребования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, имставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной илиадминистративной ответственности. К задачам органов прокуратуры следует также отнести необходимостьширокого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Всядеятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности. Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее времятребует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии,захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов иприборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п. Особой задачей прокуратуры является систематическая проверкаисполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеетсямножество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, какизвестно, созданы для решения неотложных природоохранных задач. Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор заисполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальныхэкологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своейкомпетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямыесвязи с соответствующими органами других государств и международнымиорганизациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросамправовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработкемеждународных договоров, в т.ч. и по вопросам экологическойбезопасности.[33] Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно безпостоянного совершенствования работы по руководству нижестоящимипрокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроровоказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организациинадзора за исполнением законов об охране природы. Проверки исполнения законов проводятся, как сказано в Законе опрокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации офактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.[34] Подинформацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах независимо от формы их представления За последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участиемприродоохранных и территориальных прокуроров были проведены проверкиисполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичныхотходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ;незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морскойэкономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельногозаконодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства онедрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другимэкологическим вопросам. По результатам вносились представленияруководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ,Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретныхвопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительногозаконодательства, устранении противоречий в законах, о разработкезаконодательных актов, усиливающих ответственность за экологическиеправонарушения. Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски,связанные с загрязнением рек стоками с городских свалок, сбросами сточныхвод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ;незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства,санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными искипрокуроров о признании недействительными актов органов местной властиуправления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическоезаконодательство. Например, в г. Белгороде было принято незаконноепостановление: "О закреплении охотничьих угодий за обществом охотников ирыболовов" (в местах, которыми не вправе распоряжаться местнаяадминистрация).[35] Органами прокуратуры только в 1994 г. выявлено 13587 нарушенийприродоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовыхактов, принятых органами власти субъектов федерации. Наиболее характернымиэкологическими нарушениями являются: — выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов взапретных зонах; — изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группыпод застройку; — необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды; — выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов; — использование денежных средств экологических фондов на цели, несвязанные с охраной природы; — присвоение функций и компетенции федеральных органов органамисубъектов Федерации. К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок посведениям, поступающим из контролирующих органов, при наличии признаковпреступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа ввозбуждении уголовного дела нередко не оповещаются органы экологическогоконтроля для привлечения нарушителей природоохранительного законодательствак иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными. В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду стерриториальными прокуратурами, сложились и функционируютспециализированные природоохранные прокуратуры. Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльскаятрагедия вынудили государство усилить контроль за исполнениемприродоохранительного законодательства. Были приняты меры ксовершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучныхтерриториях, увеличена штатная численность прокурорских работников, созданаКаспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), а такжемежрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатскойобластях. Создание и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на этапеих становления, сопровождалось определенными сложностями организационногопорядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью.Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не менее, десятилетний опытпоказал жизнеспособность и более высокую результативность природоохранныхпрокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностьютерриториальных прокуратур. Образование специализированных надзорных структур в сфере экологиипозволило обеспечить: — заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местнойвласти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполненияприродоохранительного законодательства; — большую координацию и согласованность следственно-прокурорскихдействий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальныхединиц; — усиление взаимодействия с п8риродоохранными и контролирующимиорганами в обеспечении исполнения экологического законодательства; — повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счетцеленаправленной специализации кадров. Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушенияприродоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическимпоказателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чему территориальных прокуратур.[36] Заключение. В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологическихпреступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют насостояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают факторомполитической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред нетолько экономике страны, но и подрывают сами биологические основысуществования человека. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных,в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановленииестественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствуето том, что только силами природоохранных и контролирующих органовостановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть,принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силузависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакатьместническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельныхконтролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах впоследнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневойэкономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайненегативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослаблениепрокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работыприродоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимостидальнейшего совершенствования их деятельности, укреплениивысококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми иэкономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитетаприродоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельностии взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- иприродоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активноеучастие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в областиэкологии. Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также наисполнение международных договоров России в области охраны окружающейприродной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямоедействие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы идругие нормативно-правовые акты. Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующихв сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природнойсреды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов иуказов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратуройдейственной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфереэкологии представляются возможными только специализированнымиприродоохранными прокуратурами. Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать заисполнением экологических требований законодательства в пределах территорий(акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности,за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов,издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросамзащиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина иисполнением иных экологических предписаний федерального законодательства. Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы неограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости отсложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологииодновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированныхприродоохранных прокуратур. Из вышеизложенного следует что координация усилий всех государственныхорганов, общественных организаций, будет способствовать комплексномуподходу в организации борьбы с правонарушениями в областиприродопользования. Одним из путей комплексного подхода в организации природоохраннойдеятельности является принятие межведомственных нормативных актов,охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды. Данная работа позволяет сделать вывод, что экологическая функцияправоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии исовершенствовании. Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новыеструктуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как отэтого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков. Библиография Нормативные акты:1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид. лит, 19962. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991.3. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985.4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. – М.: Юрид. лит, 1999.5. Кодекс законодательства о труде РСФСР. – М.: Спарк, 1998.6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит, 1999.7. Уголовный кодекс РСФСР. – Ярославль: изд. ЯГУ, 1996.8. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета от 17 апреля 1993г.9. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г10. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10.11. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ. Российская газета от 19 декабря 1995г.12. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г.13. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от 01 марта 1995г.14. Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская газета от 4 мая 1995г.15. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года. Российская газета №№64, 65 от 16 апреля 1999г.16. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-1 (в ред. 21 июля 1998г) СЗ РФ №8 ст 11423-1.17. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти №39 о 1993г.18. Архив Белгородской городской прокуратуры. Постановление №66-17 Научная литература:19. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.20. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.21. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.22. Адиханов В.Х Экологическое право. – Барнаул, 1994.23. Голиченков А.Х. Экологический контроль. Теория, практика правового регултрования. – М., 199224. Петров В.В Экологической право в России. – М.: БЕК, 199825. Возняк В.Я. Экологическое оздоровление экономики. // Наука №4, 199426. Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды, - Государство и право, 1994, N4.27. Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3.28. Галкин Ю. “Зеленые” - кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26.29. Данилов-Данильян В.И. Природоохранная система сейчас достаточно едина. - “Зеленый мир”, 1994 г., N1.30. Петров В.В. Экономика и среда обитания. - “Экология и бизнес”, 1993 г., N3.-----------------------[1] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология ибизнес, 1993, N3.[2] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАОБизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4[3] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАОБизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.42 Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №10.[4] Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ.Российская газета от 19 декабря 1995г.[5] Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 гN 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г.[6] Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от01 марта 1995г.[7] "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за1991г.[8] Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газетаот 17 апреля 1993г.[9] Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985.[10] Закон РФ "О животном




Похожие:

Экологические правонарушения и наказания iconЮридическая ответственность за экологические правонарушения

Экологические правонарушения и наказания iconПравовые меры ответственности за экологические правонарушения

Экологические правонарушения и наказания iconНазначение наказания по совокупности преступлений и приговоров
Целью данной работы является изучение вопроса о разновидностиуголовного наказания наказания за несколько преступлений, совершенныходним...
Экологические правонарушения и наказания iconСодержание Введение Экологические преступления и правонарушения
Эта область управления превратилась в межотраслевую. Она прямо или косвенно затрагивает интересы каждого человека
Экологические правонарушения и наказания iconПлан введение Понятие правонарушения Состав и виды правонарушения Ответственность за правонарушения Заключение Список используемой литературы Введение
Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правона-рушений....
Экологические правонарушения и наказания iconНалоговые правонарушения
Параграф § Налогоплательщики и налоговые правонарушения. Виды и классификация
Экологические правонарушения и наказания iconПравонарушения и юридическая ответственность
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует...
Экологические правонарушения и наказания iconРеферат на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует...
Экологические правонарушения и наказания icon1. Понятие, задачи, система уг права как отрасли
Уп – совокупность юридических норм, установленных высшими огв, определяющих преступность и наказуемость деяния, оснований уг ответ-ти,...
Экологические правонарушения и наказания iconЭкологические преступления
Российской Федерации экологический правопорядок и экологическую безопасность (Уголовный кодекс РФ. Глава 26. Экологические реступления....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы