Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора icon

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора



НазваниеТема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Дата конвертации20.07.2012
Размер47,34 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Мишина Наталия Владимировна


г.Калининград МДОУ д/с №24

воспитатель


ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора


Цель: Развитие речи детей средствами малых форм фольклора


Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Изучив теоретические исследования педагогов: Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,

Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк, мы пришли к выводу, что лучшим средством развития речи детей младшего дошкольного возраста являются малые формы фольклора.

Для успешной работы по развитию речи нами были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей, организована систематическая работа и поставлены задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору

  2. Познавательные: познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

  3. Развивающие: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Колыбельные песни, внедряясь в подсознание, формируют фонетический обзор родного языка.

  4. Художественные: вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.



Например, содержание такого текста, как:

"Дон – дон – дон – дон,

Загорелся кошкин дом" –

передает тревогу, волнение по случаю происшедшего события.


Для реализации поставленных задач в группе был создан уголок русского народного творчества.

Система работы по развитию речи ведется в двух направлениях:

1. Обучение на специально - организованных занятиях.

- Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения нами используются упражнения на звукоподражание.

Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания.

Например,

"Наши уточки с утра:

Кря – кря – кря!…"

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Мы обращаем внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д.

- Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм– забавам с использованием фольклора. Мы стараемся вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (пример «Петушок», «Большие ноги»).

  • Широко используем малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, народные игры, кукольный театр, праздники).




2.Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.


Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

- На улице ребенок знакомится с закличками и приговорками. Закличка - обращение к солнцу, дождю, птицам: « Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»


Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гущи.

Выйду на крылечко.

Дам огуречка!


Дождик, дождик, поливай.
Выше будет урожай.



- Во время умывания:


Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели.


- Собираясь на прогулку, мы загадываем детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети отгадывают, о каких предметах говорится в загадках.


- Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем этот процесс словами потешек.

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.


- При укладывании спать поются колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.    

Баю – баю – баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать.


Огромное внимание нами уделялось и работе с родителями. На первом этапе нами было проведено анкетирование и родителей. Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока – белобока…".

Нами был заведен альбом для записи фольклорных произведений. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнают какие-то новые пословицы и поговорки, просят альбом домой и вместе со своими детьми записывают их.

С родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации на различную тематику в рамках малых форм фольклора («Как укладывать ребенка спать»).


Проведенная диагностика показала, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора проходит успешно.

Работа по данному направлению продолжается.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconКоноваленко В. В., Коноваленко св. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс»
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconПсихологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет содержание
Теоретические аспекты изучения психологического развития детей дошкольного возраста 10
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconЗанятие по развитию речи в младшей группе. «В гости к Дедушке и Бабушке»
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconЗанятие по развитию речи в младшей группе. «В гости к Дедушке и Бабушке»
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного...
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconКнига для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999
Пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconИсследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов > Старший дошкольный возраст как сензитивный период развития связной речи ребенка
Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора icon«Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании» Автор: Шибаева Татьяна Петровна Преподаватель дополнительного образования Компьютерный Центр Технического творчества Московского района Санкт Петербург
«Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconТема: «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста»
У детей этого возраста многие функциональные системы, в частности система терморегуляции, ещё недостаточно развиты, поэтому при неблагоприятных...
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора iconВопросы для повторения к экзамену
Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы