Высокопетровский монастырь icon

Высокопетровский монастырь



НазваниеВысокопетровский монастырь
Дата конвертации29.07.2012
Размер122,85 Kb.
ТипРеферат
Высокопетровский монастырь


[pic] “История Высокопетровского монастыря.” [pic]Монастырь Высокопетровский. (Петровский, Петра Великого или Петровский на Высокой)Мужской, 2-ого класса необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 года,когда будущий его настоятель архимандрит Иоанн сопровождал посланца Русскойправославной церкви Митяя (Михаила) в Константинополь для положения санамитрополита.Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князьМосковский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимоВысокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боярину Кучко, вдруг увиделперед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновениеснег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным смитрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег -митрополит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть,митрополит уйдет из жизни раньше князя.Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить наэтом месте церковь Боголюбской Божьей Матери, строительство которойзавершили в 1379 году. Она и стала основой для создания монастыря,основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты - ДмитриюДонскому по возвращении с Куликова поля в 1380 году.Однако есть и другая версия, согласно которой монастырь основан еще прижизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогдана месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для еенасельников. Известно также, что митрополит Петр скончался в 1326 году,отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в1326 году, вскоре после того, как князю Ивану Даниловичу Калитепредставилось видение. Видимо, у князя и митрополита были основания не/откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калитавелел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а неБоголюбской Богоматери.Отсюда и наименование Петропавловской обители. Это предположениеподтверждается тем, что через 14 лет умер и сам князь Московский ИванДанилович Калита.Если следовать информации, что строительство церкви, заложенной им,закончено в 1379 году, т.е. через 53 года, то следовательно, и созданиемонастыря должно было растянуться на эти годы. В то же время по архивнымматериалам монастырь уже упоминается с 1377 года т.е. за два года дозавершения строительства церкви Боголюбской Божьей Матери.Сопоставляя эти даты, убеждаешься в обосновании предположения о созданиимонастыря в 1326 году, тем более что на строительство деревянной церквитребовалось всего несколько дней, но никак не полвека.В этой связи становится правомерным предположение, что церковь БоголюбскойБожьей Матери построил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович в 1379 году,незадолго до выхода его на Куликово поле, как гаранта победы, а не по еговозвращении.Москва при своем основании заключалась в одном Кремле. Затем, когдаумножилось число жителей, и город сделался столицей сперва княжестваМосковского, а потом и всего государства Российского, обыватели началистроиться около Кремля, и это их поселение называлось Посадом, из коего в1534 году образовался Китай-город. Но, как и вне Китай-города было ужедовольно много строений, то эти строения назывались Московскими слободамиили загородьями, которые преимущественно образовывались из разныхпредместий, жалованных боярам царями. К царствованию Федора Ивановича, (годы правления 1584 - 1598 гг., последний представитель династииРюриковичей )сына Ивана Васильевича Грозного, московские слободы илизагородья, значительно распространились. Желая оградить и эту часть Москвыот нашествия врагов, повелено было обнести ее каменной стеной.Работа началась 1587 году и окончена в два с небольшим года. Онапроизведена русским зодчим Федором Конем. Стена начиналась от нынешнегоЯузского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешнихулиц: Покровки , Мясницкой, Сретенки , Петровки , Тверской , Никитской ,Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевскогодевичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась вМосква - реку .Все, что находилось внутри за стеной получило название - Белый город. СтенаБелого города имела девять ворот и одни из них получили названиеПетровских, так как находились напротив Высокопетровского монастыря. Стенабыла построена по инициативе Бориса Годунова, который был фактическийправитель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когдабыло окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнееПетровских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен идолгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 годупо велению князя Московского Василия Ивановича в связи с его восшествием напрестол монастырь перестроили и, как указывает Амвросий в “Историироссийской иерархии “, назвали Петровским на Высоком в честь митрополитамосковского Петра. После смерти митрополит был причислен к лику святых, амощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однакочерез девять лет после переименования обители эту маленькую церквушкуразобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новыйпостроил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517) , но уже с престоломво имя святого Петра Митрополита.XVII столетие занимает особое место в истории нашей страны. Это было времязарождения новых отношений в экономике, окончательного оформлениякрепостнической системы и вместе с тем крестьянских войн, иностраннойинтервенции, многочисленных городских восстаний.В 1612 году монастырь был оплотом борьбы с польской шляхтой. Как толькоМосква освободилась от литовско - польских интервентов , вокруг обителивозвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 году ,по всей вероятности с согласия митрополита Филарета ( в миру Романов ФедорНикитич (1554 - 55 - 1633), государственный деятель , патриарх с 1619г.,отец первого царя из династии Романовых — Михаила. В 1610 г. учавствовалв свержении царя Василия Ивановича Шуйского. При Михаиле стал фактическимправителем страны. Похоронен в Успенском соборе Кремля. ) в севернее храмасвятого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова ПресвятойБогородицы , надо полагать , в честь возведения его сына Михаила Федоровичана царский трон .Без малого еще через полсотни лет в этой церкви захоронили братьев царицыНатальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра 1) Ивана и Афанасия, убитыхстрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 года. Восстание 1682 г. “Хованщина “ (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкогодвижения, начальника Стрелецкого приказа) , антифеодальное восстание ,главным образом стрельцов и солдат Москвы, явилось следствием усиленияфеодально - крепостнического гнёта , роста злоупотреблений боярско -дворянской администрации и притеснений стрельцов и солдат. Восстание 1682года было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Брожение встрелецких полках вымелось в восстание, ускореное смертью царя ФедораАлексеевича (27 апреля 1682 года ).Оплакивая братьев, царица решилапостроить над их могилами большой каменный собор. Выполняя ее волю, в 1684году на месте разобранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имяБоголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами и уже наследующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кирилловны освятилсобор, а через некоторой время отслужили торжественную панихиду по убитымбратьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 году, Петр 1 уделялмонастырю особое внимание. После завершения строительства Боголюбскогособора начались большие работы по обновлению монастыря. Правда, ещепродолжалась постройка собора святого Петра Митрополита, которую царицазатеяла в ознаменование победы ее сына Петра 1 над его старшей сестройСофьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильинечны Милославской). Впроцессе работ вокруг собора возвели галерею - гульбище, огражденнуюпарапетом, придавшую зданию особую стройность. Открытие собора состоялось 8мая 1690 года. Большое строительство развернули в юго - западной части монастыря натерритории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители вознаменование рождения наследника престола Петра Алексеевича в 1715 году. На подклети каменных палат построили кирпичный корпус Братских келий,ограничивающих территорию монастыря по линии Петровской дороги и Старо -Серебряного (ныне Крапивенского) переулка. Новый корпус своей оригинальнойотделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа,расчлененного на равные части колонками, подчеркнуто строгой линиейкарниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту иизящество. Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупостьоформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные частис прорубленными в них окнами - бойницами. Он как бы продолжает плоскостьпрясел монастырских стен опоясывающих территорию. Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братскогокорпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образуетархитектурное единство южной хозяйственной части обители. Тогда же в 1690 году, в память о спасении молодого Петра в Троице -Сергеевом монастыре 8 августа 1689 года от расправы восставших стрельцов,заложили южнее собора святого Петра большую теплую пятиглавую трапезнуюцерковь во имя Сергия Радонежского ( Сергий Радонежский (около 1321 - 1391)— основатель и Троеце - Сергиева монастыря. Активно поддерживалобъединительную и национально - освободительную политику Дмитрия Донского)и завершили ее строительство 1694 году. После освещения 1 декабря 1695 годаона была открыта для насельников обители и прихожан. Величественное трехярусное здание храма с двухэтажной трапезнойпалатой, окруженное стройным арочным гульбищем на уровне второго этажа, сдекорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами сталоукрашением двора монастыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярноподновлялась (1777 , 1778, 1808, 1896 гг.), а в 1836 году в ней устроилипредел святого Алексея Митрополита (меирополит Алексий (1290 - 1378)поддерживал политику московских князей. Фактический глава московскогоправительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском) ) , а несколькопозднее - придел святого Митрофания Воронежского. До развертывания крупного строительства в монастыре в 1680 годуначали возводить святые трехарочные ворота. Как только в 1691 году над нимипоставили “ нарышкинский “ четверик , туда сразу же переместили церковьПокрова Пресвятой Богородицы , а к 1694 году над воротами возвысилисьстройные ярусы восьмигранной колокольни - звонницы с луковичной главкой ,установленной на изящной шейке . Строительством колокольни и каменных стенкомпозиционно и архитектурно завершили западную сторону монастырскогоансамбля , которым вот уже 300 лет любуются москвичи . Причем все затратына обновление и строительство оплатили Нарышкины . В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровныпо проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы БожьейМатери . Небольшой храм , строительство которого завершилось через 11 лет ,дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими кельями ,встроенный западной стороной в прясло стены . Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными воротами , выходящими вКрапивенский переулок , рядом с Братскими кельями поставлена церковьсвятого Пахомия Великого . После пожара 1812 года ее упразнили и передалипод хранилище фондов епархиальной библиотеки . Но 13 сентября 1914 года насредства некой Ф.В.Лесковой восстановили , но освятили уже во имя святыхапостолов Петра и Павла . Все возвращается на круги своя . В одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконыБожьей Матери . Казанская Божья Матерь явилась в городе Казани в 1579 г .эта икона была найдена земле под печью згоревшего дома, завернутая в староесукно. На месте явления её выстроен женский монастырь. Икона была привезенаиз Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступилв столицу в 1613 году и освободил город от поляков. По изгнанью враговкнязь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя КазанскойБожьей Матери, где и поставил икону (храм, разрушен в 1930 г . ныневостановлен). Эта икона сейчас находится в Петербурге в Казанском соборе. Известно , что в конце 19 века художник М.В.Нестеров в одной изцерквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского(Храповицкого)- потомка знаменитого стас - секретаря Екатерины второй ,автора известных записок об отделении церкви от государства . Изображен онбыл стоящим на амвоне перед царскими вратами и произносящим проповедь .Очевидцы свидетельствуют , что портрет был очень красив по колориту: цветацерковного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладомиконостаса . Монастырь принадлежал к числу богатых особенно в 17 - 18 веках . Вего подчинении находились земельные вотчины и мелкие загородные монастыри. Если в 1678 году за ним числилось 519 крестьянских дворов , то через 22года их уже было 612 . К 1744 году монастырь владел 5998 крестьянами .Правда , после реформы Екатерины второй за ним к началу 20 века оставалосьвсего 50 гектаров пахотной земли . Губернская реформа 1775 г . и “ Грамотана право вольности и преимущества благородного российского дворянства “представили этому сословию, монопольное право на владение крестьянами иземлей. В то же время на содержание обители государственная казна ежегодновыплачивала жалованье в сумме 1249 рублей 37 копеек . Какой-то доходприносили также вклад и пожертвования прихожан . Петровская обитель получила архимандрию во второй половине 17 века справом участия в деятельности церковных соборов . Во времена секуляризациив 1764 году ее причисляли ко второму классу с возведением в степеньставрогиального монастыря (Ставрогиальный монастырь — находящийся в прямомведении патриарха или Синода), а с 1775 года он стал епариальным . В егопомещениях разместили духовный цензурный комитет и склады , а позднее иепархиальную библиотеку Московского общества любителей духовногопросвещения . Нельзя не отметить и тот факт , что в период эпидемии чумы 1771 годав монастыре открыли карантин и лечебницу . В сентябре 1812 года трибуналфранцузского маршала Мортье казнил несчастных горожан , подозреваемых вподжогах , и тут же у колокольни их хоронили . Обитель разграбили , святыниосквернили . Лишь через 50 лет была восстановлена церковь ПокроваПресвятой Богородицы. Итак , после стрелецкого бунта 1682 года Боголюбская церковь сталаусыпальницей бояр Нарышкиных . Первыми , как упоминалось , здесь былипогребены дяди Петра 1 - Иван и Афанасий , над могилами которых он в 1690году поставил белокаменные гробницы . Здесь же покоятся его бабушка - АннаЛеонтьевна и мать - Наталья Кирилловна , скончавшаяся в 1694 году 43 лет отроду . Сюда же привезли из Кирилло - Белозерского монастыря тело его дедаКирилла Полуэктовича , умершего при загадочных обстоятельствах 30 апреля1691 года. В 1662 году сторонники Милославских насильно постригли его вмонахи и сослали в далекую обитель . По желанию Петра останки КириллаНарышкина захоронили в склепе часовни , поставленной по этому случаю рядомс собором Боголюбской Божьей Матери . К концу 19 столетия в соборе было 18памятников - гробниц , не сохранившихся до наших дней . Тогда онирасполагались в трапезной по три в ряд - девять мужских справа и девятьженских слева . На надгробных камнях - черные дощечки с надписями . После1771 года здесь уже не хоронили . Согласно решению Моссовета , монастырь закрыли в 1926 году . Церквиже его закрывали поочередно: в 1921 году - Сергия Радонежского , в 1926году - Покрова Пресвятой Богородицы и где-то ближе к осени 1927 года -Боголюбской Божьей Матери . Последнюю вечерню в ней отслужил владыкаВарфоломей . Самой последней в 1928 году прекратила сосуществование часовняКазанской иконы Божьей Матери . Итак , какие памятники архитектуры особенно ценны на территорииВысокопетровского Монастыря? Ансамбль включает в себя комплекс памятниковархитектуры , построенных главным образом на средства бояр Нарышкиных конец17 века - начало 18 века . В прясла стен вписаны Нарышкинские палаты -великолепный памятник московского борокко , а также также трапезная инекоторые другие строения . В центре ансамбля - главный храм , кубическийобъем которого увенчан пятиглавием , возведен в 1684 году над родовойусыпальницей Нарышкиных . Рядом церкви Сергея Радонежского (1629 год) иПетра Митрополита (1690 год). В ансамбль входят памятники и 18 века:миниатюрная Томская церковь (середина 18 века , архитектор Мичурин И.Ф.) ,надвратная церковь Пахомия и надвратная ярусная церковь “ под колоколы “ .Ансамбль в стадии научной реставрации , руководитель работ - архитекторБ.Дедушенко . В Нарышкинских палатах - экспозиция ГосударственногоЛитературного музея , посвященная истории русской литературы от 18 века до1917 года . Как мы уже отмечали, к монастырю вела Петровская дорога -прародительница улицы Петровки (одной из немногих московских улиц никогдане менявшей своего названия) . Петровка и сама является памятникомархитектуры . Она шла от стен Китай-города и перспективу улицы замыкает ееглавная вертикаль - многоярусная колокольня Высокопетровского монастыря . Вначале Петровки частично сохранился дом , принадлежавший в первой половине18 века поэту и философу А.С.Хомякову (1822 - 1824 годы , архитектор О.Бове, надстроен 1866 году) . Квартал напротив занимает ЦУМ . Старый корпус былвозведен для магазина крупных торговцев “ Мюр и Мерилиз “ (1909 год ,архитектор Р.Клейн) . Фасады оформлены в готическом стиле . Стрельчатыеокна , башенки , детали декора причудливо сочетаются с огромными витринамии каркасной конструкцией . Через Кузнецкий мост дом 8 построен дляфранцузской виноторговой фирмы Депре (1900 год , архитектор Р . Клейн) . Кнему примыкает дом с высокими арками . Это Петровский пассаж , с двумядвухъярусными торговыми линиями (1906 год , архитектор Калугин С.) . Рядомбывшая усадьба Раевских (начало 19 века) . На соседнем участке два пышнодекорированных дома (1870 год , архитектор Б.Фрейнберг , инженерК.Шестаков) . Угловое со Столешниковым переулком здание с широкими окнами ичетким пятиэтажным и вертикальным членением фасадов - бывший дом страховогообщества “ Якорь “ (1902 год, архитектор Э.Розен) . Соседнии по Петровкемногоэтажные дома: с эркерами (1913 год , архитектор Г.Гельрих) и с высокойаркой (1899 год , архитектор И. Кондратенко) . Расположенное напротивугловое здание с мощной колонадой (1914 год , архитектор И.Иванов - Шиц) .Эти дома определяют характер застройки центральной части улицы . По левойстроне за литой оградой бывший дом купца Кирьякова (конец 18 века ,архитектор М.Казаков) . Рядом дом бывшего купца Губина . Украшенный аркадойи колоннадой коринфского ордера , он отличается изяществом пропорций игармоничностью (конец 18 века , архитектор М.Казаков) . И замыкает этучасть улицы , входящую в Белый город , ансамбль Высокопетровского монастыря, основанного , по одной из версий , в 14 веке в память Куликовской битвына гребне возвышающегося над рекой Неглинной холма и входившего в системусеверного полукольца монастырей - сторожей Москвы .Шедевры Московского зодчества, выдержав ураганы столетий, стали ныне непросто памятниками архитектуры и старины. Сегодня, любуясь куполамисоборов, мы воздаем должное талантливым и трудолюбивым предкам нашим,испытываем гордость за свое отечество.Тем дороже россиянам все, что удалось сохранить для будущих поколений.Москва готовится сейчас вступить в XXI век. Генеральный план ее развития иреконструкции связывает наши дни и грядущие. Многие из бесценных памятниковархитектуры ныне переживают второе рождение.И вновь золотятся под солнцем, поседевшие за многие века купола, утверждаявеликую истину: подлинная красота неподвластна времени. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Ю.Н. Бураков “Под сенью монастырей московских”2. Иван Забелин “История города Москвы”3. И.К. Кондратьев “Седая сиарина Москвы”4. М.И. Пыляев “Старая Москва”5. Ф.Л. Курлат “Москва от центра до окраин”6. К.Л. Стародуб “Я люблю этот город вязевый”7. Ю.А. Федосюк “Москва в кольце садовых”8. Энциклопедия Москвы.9. Г.К. Ефемова “Имена московских улиц”




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Высокопетровский монастырь iconПутешествия нашей семьи этим летом мы ездили по монастырям и храмам городов Тюмени и Тобольска
Иоанно Введенский монастырь г. Тобольск Установка купола над входом в Абалакский монастырь г. Тобольск
Высокопетровский монастырь iconВиртуальная экскурсия в недавно возрожденный из руин и запустения Николо-Угрешский монастырь (Московская область)
Монастырь впечатляет каждого, кто впервые посещает его своей красотой и величественностью, а пребывание на его территории осветляет...
Высокопетровский монастырь iconPage4651-issakmassaosmute1
Лев Сапега; и обложил кругом Москву и занял все монастыри и деревеньки в окрестностях, также осадил Симонов монастырь. Меж тем Сапега...
Высокопетровский монастырь iconНикольская улица
Возникновение Никольской улицы относится к XIII веку, когда на месте современной улицы появилась дорога к Кремлю и посаду из Ростова...
Высокопетровский монастырь iconРеферат по москвоведению тема: Донской Монастырь Афонина Валерия 1см 1998 Донской Монастырь
Охватывает стены монастыря. Не только старинные сооружения вводят нас в иную атмосферу-старая липовая аллея, лиственницы перед западным...
Высокопетровский монастырь iconДонской монастырь

Высокопетровский монастырь iconЗачатьевский монастырь

Высокопетровский монастырь iconИверский монастырь

Высокопетровский монастырь iconНоводевичий монастырь

Высокопетровский монастырь iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Семинар Пространства культуры Средневековья: монастырь, феодальный замок, деревня
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы