Процесс и стадии формирования личности icon

Процесс и стадии формирования личности



НазваниеПроцесс и стадии формирования личности
Дата конвертации29.07.2012
Размер154.95 Kb.
ТипРеферат
Процесс и стадии формирования личности


Введение. Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих вобществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего вовзаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающихпотребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризуеткачественную определённость общества, но и общество формирует человека каксущество мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленнойтворческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человеккак основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и бытьне может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальныхотношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то,что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливозамечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продуктобщества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть,именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединенылюди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что обществовсецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но этозначит, что человек является одним из факторов, которые определяютобщество. В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является лиличность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам можетстать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности. Что такое личность ? Первичным агентом социального взаимодействия и отношений являетсяличность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос,необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,«индивид», «личность». Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущихвсем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в миретакой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,человечество, которое отличается от всех иных материальных систем толькоему присущим способом жизнедеятельности. Итак, существует человечество как специфическая материальнаяреальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует.Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителейчеловечества выражается понятием «индивид». «Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретныйноситель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется взначении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируютсякак особенности действия различных биологических факторов (возрастныхособенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условийжизнедеятельности человека.
Индивид в данном случае рассматривается какотправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто– и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболееполное воплощение всех человеческих качеств. Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продуктприроды, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имееткатегория «личность». Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущностичеловека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт икачеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ееабстрактная физическая природа, а социальное качество». Личность – социальный облик человека как субъекта общественныхотношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые ониграет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу вомногих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируютсясоответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции,представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые всовокупности и образуют то, что называем личностью. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, преждевсего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личностьс точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания итворчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостностипсихических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,способностей, волевых качеств. Социологический же подход выделяет в личности социально -типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана спроцессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывнойсвязи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции исамо регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связиличности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторыенаиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуальноотражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность каксовокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявитьсоциальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание исоциальные функции, существующих в обществе типов личностей, то естьизучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека,проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельностиблагодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующегостабилизации и развитию общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальноеначало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человекреализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни впроцессе взаимодействия с другими людьми. Социальное и биологическое. Личность – это сложная система способная воспринимать внешниевоздействия, отбирать из них определённую информацию и оказыватьвоздействие на окружающий мир по социальным программам. Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства междупонятиями личность и человек, личность и индивид. Человек – существобиосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властновлияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя вличность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственнонеполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода историческойличностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают вструктуре личности как социально обусловленные. Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание,ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении кобществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью нерождаются, а становятся. На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует какнечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопическойгомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывалисьнаследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человекгениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником илиблагородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденнаягениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получитсявеликая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда иатмосфера, в которую попадает человек после рождения. Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- частьприроды. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт,что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек –существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другимиживыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшейступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весьреальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Этоособенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек– это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо,пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое,принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальнымикачествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг сдругом. Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободитсяполностью от свойств, присущих животному. Определяющим в егожизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которогообусловлено включённостью человека в систему общественных отношений.Человек использует биологические качества не только для обеспечениявыживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации.У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научитьсямыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывноеединство биологических и социальных качеств показывает, что человек –существо биологическое и социальное. В своей действительности сущность человека есть совокупность всехобщественных отношений. В соответствии с сущностью человека, каксовокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, новместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое. Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сутиантропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социальногов человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философскойлитературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому,природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не толькосоциальна, но и биологически нагружена. Включенность человека только в два мира – в мир общества и мирорганической природы – порождает немало проблем существования людей.Аристотель назвал человека политическим животным, подчёркивая наличие вчеловеке двух начал: животного и социального (политического). Вформировании способностей, чувств, поведения, действий человека играют рольи политическое и природное. Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение егообщественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенностиотдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей,наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек естьнепосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, анаоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её. Формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, ипритом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим«личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говоримо личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социальногоокружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического исоциального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральноевыражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» –бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные.Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленнаягенотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личностьотносительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетическогоразвития человека. А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства междупонятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особоекачество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Тольковключаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальнуюсущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностныеориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность.Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно втруде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. Наформирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективнойорганизации, общественная значимость результатов, технологический процесструда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,творчества. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как«узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельногоиндивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция наэкран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов. Формирование личности, то есть становление социального “Я” - этопроцесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда однасоциальная группа обучает “правилам жизни” другую. Человек более универсален, его биологическая организация позволяет всравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкомудиапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелойстадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - всоциально - сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем длянего “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальноепристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место вмире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучениясвоему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийсяв младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоениясоциальных норм. У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различатьсобственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я».Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладениепрямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование,познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – этостадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я». Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это нетолько границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальнойценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своихродителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что немогут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с нимсчитаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильноони меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать?Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательстворовесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни? Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признакзавершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность ужепроклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности можетпродолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественныхграниц. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образомчеловек из существа биологического превращается в существо социальное,общественное, становиться личностью. Социализация, как процесс формирования личности. Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие иформирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношенийрассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов -социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данномобществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обученияи воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу испособность участвовать в социальной жизни. В процессе социализациипринимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники вдетских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Дляуспешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимодействие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремлениесоответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по егомнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копированиядетьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведениекак исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатсяпонимать, что от них ждет целая группа людей. Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается втечение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослыхотличается от социализации детей несколькими моментами: социализациявзрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализациядетей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или инойобщности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцыповедения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоениеценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Процесс социализации достигает определённой степени завершённости придостижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуетсяобретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как тойчасти процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболееобщие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически -организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью,где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация – сложный, многосторонний процесс общественногоформирования и развития личности, происходящий под воздействием социальнойсреды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида сего природными задатками и потенциальными возможностями социальногоразвития в полноправного члена общества В процессе социализации человек формируется как творец материальныхблаг, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можнопонять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект исубъект социального воздействия. Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеетвоспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека состороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формированииличности, её социальной активности и сознания – внешне высшиесверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепцияхнаибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения«вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовногообщения. Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остаетсяне только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но ипродолжает нести основную нагрузку по формированию человеческойсоциальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека внаправлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –деятельность по передаче новым поколениям общественно – историческогоопыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающееформирование личности, её подготовку к общественной жизни ипроизводительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовкивыполнения им той или иной общественной роли путём передачи емунакопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт икачеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителясоциальности с определенными мировоззренческими, нравственными,эстетическими установками и жизненными устремлениями в результатевоспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны,воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностямкультуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, вобретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельностирешающее значение для формирования личности с сознательными чертами,принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условийжизни. Заключение. Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественныхотношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретаетличностные качества и становится социальным субъектом. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мывсерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многоеприобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продуктперекрещивания биологических и социальных факторов. В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленнаягенотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенноевлияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становлениясоциального «Я». Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие ссебе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своегосоциального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелаяличность. Главными временными точками формирования личности является:осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальнаясоциализация и формирование личности. Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоениямнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенокприходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описалЧ.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровнестановление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норми социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренниеправила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, ив принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Онарасширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность нетолько существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся всети взаимных отношений. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальныйфактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена наобщество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, нотолько такие, которые реализуются в деятельности. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненныйпуть (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинствои свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности,выделить ее среди прочих. Используемая литература:1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. научных трудов. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая школа, 1995 г.5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995. Содержание. 1. Введение. 2. Что такое личность ? 3. Социальное и биологическое. 4. Формирование личности . социализация, как процесс формирования личности; . воспитание, как процесс формирования личности. 5. Заключение. 6. Используемая литература. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет экономики и права Кафедра экономики и экономической безопасности РЕФЕРАТ По курсу: Введение в специальность. Выполнила: Бренич Светлана Геннадьевна Группа: ЭдН – 220 Проверила: Киселёва Валентина Александровна Нижневартовск 1998




Похожие:

Процесс и стадии формирования личности iconВоспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

Процесс и стадии формирования личности iconМетодические рекомендации
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности, подготовки ее к активному участию...
Процесс и стадии формирования личности iconПланируя воспитательный процесс в нашей школе, мы не раз задумались над тем, как помочь ученикам в саморазвитии, становлении всесторонне развитой гармонической личности
Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится более безнравственным, живёт, отступая от нравственных и...
Процесс и стадии формирования личности iconМетодические рекомендации по организации наставничества в образовательном учреждении санкт-Петербург 2011 год
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности, подготовки ее к активному участию...
Процесс и стадии формирования личности iconОсобенности ультраструктуры флоэмных волокон на стадии формирования вторичной клеточной стенки м. В. Агеева, В. В. Сальников, Т. A. Горшкова
Особенности ультраструктуры флоэмных волокон на стадии формирования вторичной клеточной стенки
Процесс и стадии формирования личности iconИнтеллектуальное самовоспитание
Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходи­мыми компонентами...
Процесс и стадии формирования личности iconПроблема социализации личности слабовидящих школьников в средних и старших классах посредствам преподавания литературы
Проблема гармоничной реализации системы формирования социализации личности ребенка всегда была актуальна. Этот вопрос особенно остро...
Процесс и стадии формирования личности iconПроцесс законотворчества и его стадии в России

Процесс и стадии формирования личности iconСодержание введение Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности Стадии, способы и средства социализации личности Вопрос Заключение Список используемой литературы Введение
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в со­отношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человече­ской личности...
Процесс и стадии формирования личности iconПедагогика Педагогика
Объект педагогики – воспитание в широком смысле. Процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы