Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования icon

Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования



НазваниеПонятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования
Дата конвертации29.07.2012
Размер126,41 Kb.
ТипРеферат
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования


Реферат по педагогике студентки III курса МГЛУ 304 а/в факультета ГПН Яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Понятие образования ( весьма сложное и многоаспектное. В самом общемопределении образование ( это процесс и результат усвоения человекомсистематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства,формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованнымчеловеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами иметодами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов иявлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умениемприменять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрелмного знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у когопонятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания,навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить,творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг какпроцесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с емуже подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие видыдеятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане)понимается следующее. Образование ( это общественное организуемый и нормируемый процесс (иего результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующимсоциально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом планестановление личности в соответствии в генетической программой исоциализацией личности. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучениепредставляет собой триединый процесс, характеризующийся такими егосторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое иумственное развитие. Тем самым образование детерминировано определеннымипредставлениями о социальных функциях человека. В современной отечественной педагогической науке, о чем подробноговорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержанияобразования, корни которых уходят в прошлое ( в теорию формального и теориюматериального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкойместа и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояниядиктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, сдругой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций: человек( цель или средство, общество для него или он для общества? Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользуконцепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественногоразвития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону отгуманизма. Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержанияобразования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют тринаиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрениясоответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящегочеловека демократического общества. Одна из концепций содержания образования трактует его какпедагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя встороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству,умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п.Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, ноне к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.Фактически человек выступает здесь как фактор производства. Другая концепция рассматривает содержание образования каксовокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоеныучениками. “Под содержанием образования следует понимать ту систему научныхзнаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих инравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся впроцессе обучения” (И.Ф. Харламов. Педагогика. М., “Высшая школа”. 1990,с.128). Это определение вполне согласуется с конформистскими установками,поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано наанализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладениезнаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук)позволит человеку адекватно функционировать внутри существующейобщественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал иумел ( не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие:необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки породному языку, математике, физике и другим учебным предметам. В современных условиях развития Российской общеобразовательной школывсего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированиемотдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладенияопределенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, каксила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны,за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия,бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому иобщественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно такихкачеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно значимыхзапросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию ( вотфакторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни,одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистическогомышления концепция содержания образования как педагогически адаптированногосоциального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знанийи опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включаеттакже опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностныхотношений. Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собойспецифический вид содержания образования: - знания о природе, обществе, технике, мышлении и способахдеятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознаниишкольника верной картины мира, вооружает его правильным методологическимподходом к познавательной и практической деятельности; - опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихсявместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт.Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений,составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретныхдеятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений ксохранению социальной культуры народа; - опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем,возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранееусвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способовдеятельности на основе уже известных. Этот вид социального опытаобеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшемуразвитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, какпоказатели сформированности у человека умений творчески работать,складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать ихнадо уже в содержании образования; - опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельностичеловека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям всовокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятиеличностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этотэлемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя ипредполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себепредполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность вих истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется вповедении человека, в деятельности практического и интеллектуальногохарактера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоениешкольником перечисленных элементов социального опыта направлено натрансформацию его в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное наоснове особым образом организованной деятельности учащихся. Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны ивзаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельностьосуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений.Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которойустанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладениеповеденческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социальногоопыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, бытьхорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто“вписываться” в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтомушкольное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, ксуществующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых,человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок,вплоть до его реформирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентируетучителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системыобщечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям. Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны,является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся,так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой( оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимисяэтой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностейиндивида в обучении. Источниками формирования содержания школьного образования, как ужеотмечалось, является культура или социальный опыт. Однако содержаниесоциального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяетсодержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимонайти более определенные источники, формирующие содержание школьногообразования. Они определяют факторы отбора материала, принципыконструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковымиявляются наука, производство материальных и духовных благ, опытобщественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания,сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последнимотносятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная,ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектованиесодержания образовательного материала из перечисленных источниковосуществляется с учетом конкретно-исторических и психологическихтребований. В соответствии с этими требованиями содержание социальногоопыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций егоценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы вжизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детскойличности. Наконец, при формировании содержания образования учитываютсятребования инидивидуально-личностного развития детей, их способностей,дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образованияпредусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы длясвободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такойподход способствует углубленному познанию и развитию профессиональныхинтересов, склонностей учащихся. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формированиесодержания школьного образования, выступают потребности общества вобразованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательнойшколой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальныевозможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся,а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигаеттребования к образованию, которое время от времени изменяется под влияниемтребований производства, развития науки и техники, потребностей и интересовобщества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право наего выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательныепотребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование,дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобыобеспечить образование, соответствующее государственным стандартам вобразовании ( обязательному минимальному объему знаний по той или инойобразовательной программе и необходимый уровень ее усвоения. Основанием для отбора содержания школьного образования служат общиепринципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающиев качестве инструментария определения конкретного наполнения содержанияучебного материала в учебных дисциплинах. Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования?Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернери М.Н. Скаткин, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, чтокаждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, чтосодержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом,который помогает обеспечить достижение целей, стоящих передобщеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисляемыеими принципы могут указывать только общее направление для отбораконкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлениисамого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Онисводятся к следующему: - в содержание образования включаются основы всех наук, определяющихсовременную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наукпонимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий иобусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой,ее методы; - в содержание образования включается все, что имеетобщеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфердеятельности; - в содержании образования необходима оптимально доступная иэкономная логика развертывания основных знаний при изложении информации отеориях, процессах и их механизмах, принципах действий; - в основах наук необходимо раскрыть основные области практическогоприложения теоретического знания; - сознательность усвоения и развития научного мышления требуетвключения в содержание образования методологических знаний, раскрытияпроцесса и истории познания, движения идей; - в содержание образования для ознакомления включаются как основные,так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного иличностного развития в целом; - необходимо реализовать межпредметные связи. Несколько в иных формулировках, но мало отличающимися по содержанию,постулируются принципы отбора содержания школьного образования Б.Т.Лихачевым. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципыформирования содержания среднего образования и специальные принципыформирования содержания из области науки; из области искусства; из областитруда; из области физического развития. К общеметодологическим принципам формирования содержания общегосреднего образования Б.Т. Лихачев относит: - общеобразовательный характер учебного материала; - гражданская и гуманистическая направленность содержания; -связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе; - основообразующий и системообразующий характер учебного материала; - интегративность изучаемых курсов; - развивающий характер учебного материала; - гуманитарно-этическая направленность содержания образования; - взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов; - эстетические аспекты содержания образования. Среди специальных принципов формирования содержания школьногообразования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, вчисле которых значатся: - принцип соотнесения учебного материала с уровнем развитиясовременной науки; - принцип политехнизма; - принцип единства и противоположности логики науки и учебногопредмета. Принципы формирования содержания из области искусства, кудаотнесены: - принцип единства идейного содержания и художественной формы; - принцип гармоничного культурного развития личности; - принцип идейной общности и взаимосвязи искусств; - принцип учета возрастных особенностей. Принципы формирования содержания из областей труда и физическогоразвития, в состав которых включены: - принцип общественно-экономической целесообразности и необходимостидетского труда, его включенности в производственную деятельность; - принцип связи труда с наукой; - принцип соответствия детского труда требованиям современныхпрофессий. Легко заметить, что вся представленная выше номенклатура принциповполностью отражается в следующих трех основных принципов, а именно: - принцип соответствия содержания образования во всех его элементахи на всех уровнях его конструирования уровню современной науки,производства и основным требованиям развивающегося гуманистическогодемократического общества; - принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения приформировании и конструировании содержания учебного материала. Реализацияэтого принципа предполагает представленность всех видов человеческойдеятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана; - принцип структурного единства содержания образования на разныхуровнях его формирования с учетом личностного развития и становленияшкольника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность игармонию компонентов содержания образования. Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует,а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии сперечисленными факторами и принципами формирования и конструированиясодержания школьного образования в педагогической науке разработанаследующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин). 1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся. 2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях ( что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой. 3. Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста. 4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. 5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования. 6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. Таковы принципы, факторы и общедидактические критерии формированиясодержания общего школьного образования. Наряду с изложенными существуютеще детерминанты структуры, отражающие иерархические уровни учебных курсов,учебных дисциплин, а также уровень учебных занятий. Они относятся ккомпетенции частных методик. Кроме них существуют еще и факторы,определяющие структуру специального и политехнического образования, которыетакже не рассматриваются здесь. Но необходимо отметить, что на сегодняшнийдень четкого представления объекта и предмета политехнического образованияв педагогической науке нет.Литература.Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическоеагентство, 1996.Дидактика средней школы (под ред. М.Н. Скаткина). М., 1982.Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера). М., 1983.Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М.,1984.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconЭкологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология

Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconКонтрольная работа по дисциплине : транспортная логистика. Выполнил студент III курса факультета э m и ап
Сущность терминальной доставки грузов(понятие терминала, терминальные сети, тенденции в развитии терминалов)
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconТема №1: «Понятие, сущность, источники и система международного права»
Понятие современного мп: предмет, метод. Альтернативные регуляторы международных отношений
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconТема Понятие, предмет и источники административного процесса
Понятие и сущность административного процесса. Особенности возникновения и развития. Характерные черты административного процесса,...
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconТема конституция РФ основной закон государства и общества 4 часа
Понятие и сущность Конституции, ее социальная ценность. Понятие, сущность Конституции РФ
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconСодержание Введение Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconIii курс, 5 семестр тематика контрольных работ по педагогике
Проблема содержания образования и обучения в педагогической теории и школьной практике
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconIii курс, 5 семестр тематика контрольных работ по педагогике
Проблема содержания образования и обучения в педагогической теории и школьной практике
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconВопросы к экзамену по международному праву, III курс миу
Понятие, сущность и система международного права. Его кодификация и прогрессивное развитие
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования iconВопросы к экзамену по международному праву, III курс миу
Понятие, сущность и система международного права. Его кодификация и прогрессивное развитие
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы