Денежная реформа 1991 года icon

Денежная реформа 1991 года



НазваниеДенежная реформа 1991 года
Дата конвертации29.07.2012
Размер125.94 Kb.
ТипРеферат
Денежная реформа 1991 года


Государственный университет управления Институт заочного обучения Специальность — Бухгалтерский учет и аудит История экономики Реферат Денежная реформа 1991 года Преподаватель Толмачева Р. П. Выполнен студентом. Студенческий билет № Группа №5 Адрес: Дата выполнения работы - 09.02.99 г. Содержание1. Введение2. М. С. Горбачев и начало перестройки3. Попытки преобразования экономики4. Валентин Павлов и денежная реформа5. Заключение6. Литература Введение Начиная разговор о денежной реформе 1991 года, т. н. «Павловскомобмене купюр», нельзя не отметить, что этот шаг был очередным и, ксожалению, а может быть к счастью, таким же неудачным, как и все предыдущиев попытке восстановить нормальное функционирование национальной экономики.Поэтому было бы неверно рассматривать это примечательный факт в отрыве отпредшествующих экономических и политических событий в СССР. Также нужносказать, что с точки зрения сегодняшнего дня эта последняя денежная реформав истории Советского Союза оказалась логическим звеном, приведшим к егораспаду. М. С. Горбачев и начало перестройки В марте 1985 года, после смерти К. У. Черненко, генеральным секретаремЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскореназвание «перестройка». Здесь нужно сделать маленькое лирическое отступление. События, которыемы будем рассматривать, создают крайне негативный фон вокруг персоныМихаила Сергеевича, но мне хотелось бы предварительно высказать свою личнуюточку зрения о нем. Вне всякого сомнения, у него, как у государственногодеятеля, было много ошибок и просчетов, но, несмотря на это, я считаю, чтоего плюсы, все-таки «перевешивали» минусы, и сейчас, по прошествиинескольких лет, я оцениваю его роль в нашей истории, скорее какположительную. В период с 1917 года до развала СССР, вышесказанное можно,пожалуй, и то с некоторой натяжкой, отнести к Н. С. Хрущеву. Но это,подчеркиваю моя личная точка зрения. Итак, новое руководство страны встало перед необходимостью остановитьраспад системы государственного социализма. Для этого стали проводитьсяосторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике,поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы. К середине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения составлялоколо 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать лишь на уровеньразвивающейся страны. Прирост производительности труда вплотную приблизилсяк нулевой отметке. На единицу национального дохода в советской экономикерасходовалось в 1,5-2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и другихресурсов, чем в промышленно развитых странах. И это неудивительно, так каку нас, по различным причинам, предпочтение отдавалось экстенсивным путямразвития. Необходимо отметить, что в тогда обществе преобладала точка зрения опреимуществах социалистической системы, и о возможности ее реформирования исовершенствования.
Получила распространение иллюзия и о том, что этиреформы можно провести легко и безболезненно. Ярким примером воплощенияэтих иллюзий явилась антиалкогольная компания (не первая, кстати,предыдущая была объявлена летом 1972 года, дата же ее бесславногозавершения не была официально провозглашена). Понятно, что неумеренное потребление алкоголя порождает большоеколичество проблем: некачественная работа, преступность, прогулы,сокращение продолжительности жизни, распад семьи и т. д. Однако нельзязабывать, что при государственной монополии на производство продажуспиртных напитков, так называемые «пьяные деньги» приносили колоссальныйдоход в бюджет. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Верховного Совета СССР от 17мая 1985 года резко сокращалось производство и продажа алкоголя.Закрывались пивные заводы, сворачивалось производство стеклянной тары и т.д. Искусственно создавались зоны трезвости, пропагандировалисьбезалкогольные свадьбы, юбилеи и иные торжества, где водку, для маскировки,пили из самоваров. В Москве, потратив час-полтора, в принципе можно былокупить все что угодно, но на периферии… Всего два примера: в Пермскойобласти в каждом районе ежемесячно провозглашалась декада трезвости,впрочем в остальные дни спиртного купить было тоже невозможно - его простоне было. Но если оно все же появлялось в продаже, то очередь за ним можносравнить лишь с колонной демонстрантов, входящих на Красную площадь. Вгороде Луцке, областном центре Волынской губернии, ныне незалежной Украины,очередь в момент открытия магазина, сбила с ног и затоптала насмертьинвалида войны прямо на моих глазах. Вроде бы благое начинание довольно скоро обернулось большими потерями.За два года были просто вырублены тысячи гектаров виноградников(перевыполнение плана!). Как результат резко возросло подпольное самогоноварение, потреблениеалкоголя практически осталось на прежнем уровне, фактически исчез изрозничной торговли сахар (это был первый продукт, на который появилисьталоны), но что самое главное резко упали доходы бюджета (примерно на 9миллиардов рублей в год). Нельзя не упомянуть о таком событии в нашей стране как авария наЧернобыльской АЭС в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. Оставляя в стороневлияние этого события на экологию, здоровье людей и пр. необходимоотметить, что на ликвидацию последствий этой аварии только в первые месяцыбыло потрачено 8,5 миллиардов рублей. Еще одна попытка, которую мы можем охарактеризовать крылатой фразойВиктора Степановича Черномырдина — «хотели как лучше, а получилось каквсегда». Речь идет об одном из первых шагов по выходу страны из кризисногосостояния — курсе на «ускорение социально-экономического развития страны».Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национальногодохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижениямировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений. Для достижениятакого роста национального дохода следовало за пятилетие увеличить добычутоплива и сырья на 15%, инвестиции — на 30 – 40%, вовлечь дополнительно впроизводство до двух миллионов человек. Но таких ресурсов у страны не было.Значит, надо было обеспечить существенный рост производительности трудапутем внедрения прогрессивного оборудования за счет увеличения темпов ростамашиностроения в 1,5 – 2 раза, сосредоточив инвестиционные ресурсы именно вэтой отрасли. В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор»,как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы,снова стали раздаваться голоса не сводить все к рублю, не дожидаться новойтехники, а мобилизовывать «скрытые резервы» и энергию молодежи, добиватьсямаксимальной загрузки имеющегося оборудования в три – четыре смены.Следовало укреплять трудовую дисциплину (вспомним Андропова Ю. В.),поддерживать местных рационализаторов в их усилиях по механизации иавтоматизации производства и т. д. Таким образом, Горбачев и егосподвижники опять обращались к субъективным факторам, стараясь незатрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность«социалистическому выбору». Раз уж тут упоминалась гонка вооружений, мне кажется, было бы уместнопривести несколько цифр, которые, правда, относятся к концу 80-х годов, но,на самом деле, мало изменялись за весь период правления Горбачева. На конец1990 года в Вооруженных силах страны насчитывалось 4,5-4,7 млн. человек(для сравнения, в китайской армии в это время было 4,1 млн. человек). Числовоеннослужащих в расчете на 1000 человек населения составляло у нас 15,6человек, тогда как в Китае — 3,8, в США — 8,9, Великобритании — 5,5 и т. д.Хотя, можно отметить, что существовали и более милитаризованныегосударства. Этот показатель на Кубе составлял 33,3 человек, в КНДР — 38,5,Сирии — 38,8, Израиле — 47,8, Ираке —57,5 человек и т. д. Добиваясь военного паритета с США, СССР производил, тем не менее, вконце 1980-х годов в несколько раз больше танков, БТР, ракет малой исредней дальности и др. На нужды армии направлялись миллионы тонндизельного топлива, в то время как его остро не хватало в сельскомхозяйстве. Кроме того, Советский Союз осуществлял ежегодную военную помощьАнголе, Афганистану, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Сомали и другим странам«ставшим на социалистический путь развития» примерно на 15 млрд. руб.Выступая на XXVIII съезде партии (1990) министр иностранных дел Э.Шеварнадзе сообщил, что «идеологические потери» СССР за последние 20 летсоставили 700 млрд. руб. Лукавая официальная статистика упорно сообщала, что на прямые военныерасходы идет не более 7% государственного бюджета, хотя всем было ясно, чтовместе с косвенными расходами они составляют до 50% государственногобюджета (для сравнения, 52% госбюджета тратил Советский Союз в 1943 году, вразгар Великой Отечественной войны). Все эти немыслимо огромные военныезатраты существенно подрывали экономический потенциал страны, ведь данныесредства можно было направить на строительство жилья, развитие сельскогохозяйства, социальные нужды и т. д. Нельзя не вспомнить об еще одном затратном механизме — о такназываемой «Госприемке», созданной, вроде бы с благой целью — повышениекачества продукции, полное отсутствие которого уже стало «притчей воязыцех». По сути же Госприемка оказалась искусственной надстройкой над ОТК,совершенно ничего не изменила и, потратив немалую толику бюджетных средств,тихо отошла в небытие. Попытки преобразования экономики Первоначально перестройка увязывалась с концепцией «совершенствованияхозяйственного механизма», то есть с предоставлением предприятиям большейсамостоятельности в развитии производства, обновлении продукции,материальном стимулировании работников в зависимости от финансовыхрезультатов работы предприятия, то есть с фактическим возвратом к идеямреформы А. Н. Косыгина 1965 года. При этом оставалось обязательным одноусловие: незыблемость социалистической (государственной) собственности. По-прежнему в экономике не предусматривалось появления реального собственникана микроуровне, а также формирования реального механизма установленияравновесия между спросом и предложением. Собственно говоря, экономическая перестройка началась с июня 1987года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которомуруководителям и коллективам государственных предприятий были предоставленыисключительно широкие полномочия, в частности, право самостоятельноговыхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности синостранными партнерами и др. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободураспоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышатьзаработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, чтобыло заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания вперспективе научно-технического потенциала, что в свою очередь делало ихпродукцию неконкурентноспособной. К тому же вместе со свободой непоявлялась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточныепредприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейсяспросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такуюдисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов. Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когда предприятия в любомслучае могли получать государственные средства и при этом не прилагатьусилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса.В результате такой политики средний уровень заработной платы в страневозрастал быстрее, чем цены. За 1985-1991 годы реальная заработная платавыросла на 51%, но купить на эти деньги в магазинах было нечего, так какчем выше были заработки, тем острее ощущался товарный дефицит. В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалосьоткрывать частные предприятия в более чем 30 видах производственнойдеятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализованбольшой сектор «теневой экономики», где по самым скромным подсчетампрокручивалось до 90 млрд. руб. (в масштабах цен того времени), доставшихсяих владельцам самыми различными путями, включая уголовно наказуемые. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «Оконцепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд другихдокументов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация,децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерныхобществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовойторговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частногопредпринимательства и т. д. Правда реализация этих законодательных актовоткладывалась на год, поскольку правительство опасалось их влияния наухудшение обстановки в стране. О положении в сельском хозяйстве. М. Горбачев, как инициатор и ведущийавтор продовольственной программы, продолжал настаивать на увеличенииинвестиций сельское хозяйство. Но при этом даже не обсуждался вопрос окоренном пересмотре форм хозяйствования в этом секторе экономике. В ноябре1985 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета МинистровСССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленнымкомплексом», в соответствии с которым на земле появился единый «хозяин» —Агропромышленный комитет (АПК) и его многолюдные структуры управления(РАПО, ОблАПО и пр.). Последовали многомиллиардные капиталовложения избюджета. Так в 1990 году за счет повышения закупочных цен, очередногосписания долгов с совхозов и колхозов, дотаций и пр. в АПК было направленоболее 100 млрд. руб. Тем не менее, продовольственная проблема в стране все обострялась. С1989 года стал нарастать дефицит на самые необходимые продукты питания.Были введены различные регламентации на продажу не только продовольствия,но и на многие другие товары. В 1990 году по всей стране, включая Москву,появились карточки, талоны, купоны, визитки, которые регулировалираспределение мяса, масла, сахара, табака, муки, различных круп, детскогопитания, вино-водочных изделий и т. д. А в 1991 году в страну сталапоступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций.Так закончилась реализация Продовольственной программы. Кстати, сегодняшние последователи идеологии КПСС постоянно твердят онеобходимости дополнительных инвестиций в сельское хозяйство. В частностиг. Зюганов неоднократно высказывал эту мысль, мотивируя ее тем, что во всеммире сельское хозяйство дотационно, забывая при этом упомянуть, что вразвитых странах доплачивают производителям сельскохозяйственной продукции,дабы они не выпускали продовольственных товаров более установленных норм, ау нас — чтобы произвели хоть сколько-нибудь. Так же бесславно, как и продовольственная программа закончились идругие программы: Жилищная (каждой семье — квартиру или дом к 2000 году),Комплексная программа развития производства товаров народного потребления исферы услуг на 1986-2000 годы. Но жилищная проблема только обострялась, аполки магазинов пустели. Валентин Павлов и денежная реформа Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуациюдействовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение СоветаМинистров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об ихповышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на этозаявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на всетовары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На СоветМинистров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.Другим примером непоследовательности действий правительства было введение вконце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнениягосударственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби)правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогомпродукции и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов вправительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативныхэкономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежныетенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никакихразговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран втом, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. ПрезидентГорбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственнуюдеятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкомусокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала натерритории СССР. 23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело втом, что операция рубль—форинт—доллар и рубль—злотый—доллар приносила кудабольший доход, чем рубль—доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению крублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупныхрублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павловназывал цифру в 100 млрд. руб. Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячногооклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной частивкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же наканунеобмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплатызаработной платы почти исключительно крупными купюрами. (На томпредприятии, где я работал, 23-го числа был аванс, так его всему заводупытались оплатить теми самыми 50 и 100-рублевыми купюрами). Из-заотсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денегпенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменятьденьги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмеракрупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государстваот обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб.,в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее,обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежногообращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорвандальнейшими шагами правительства. Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной,срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. Намомент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результатыянварского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в трираза выросли государственные розничные цены, был достигнут пределпокупательной способности населения и произошло снижение кооперативных ибазарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплатузначительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок былзапущен и уже больше не останавливался. Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а нынесуверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этихусловиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзногозаконодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственногобанка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. Врезультате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шагинфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла вгиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительскомрынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. КабинетМинистров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций емуудастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобысохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет иэкономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг. Заключение Весьма неудачные попытки консервативной стабилизации привели частьруководителей Советского Союза к созданию 19 августа 1991 годаГосударственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), что было посуществу, попыткой государственного переворота. Лидеры ГКЧП выступили сочень популистской и практически невыполнимой программой выхода из кризиса.21 августа 1991 года путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.Горбачева на подписание нового Союзного договора (Ново-Огаревский процесс),целью которого была реформация Советского Союза на иных принципах. Именно сэтого момента начался процесс фактического распада СССР как единогогосударства. Литература 1. Тимошина Т. М. «Экономическая история России» 1998 г. 2. Бокарев Ю. П. И др. «Русский рубль. Два века истории» 1994 г. 3. Гайдар Е. Т. «Экономика переходного периода» 1998 г. 4. Первышин В. «Да я силен, к чему скрывать» Комсомольская правда, 19.01.1991 г.




Похожие:

Денежная реформа 1991 года iconДенежная реформа 1991 года
Ссср. Также нужно сказать, что с точки зрения сегодняшнего дня эта последняя денежная реформа в истории Советского Союза оказалась...
Денежная реформа 1991 года iconДенежная реформа 1991 года
Ссср. Также нужно сказать, что с точки зрения сегодняшнего дня эта последняя денежная реформа в истории Советского Союза оказалась...
Денежная реформа 1991 года iconДенежная реформа и становление денежного рынка Украины (Грошова реформа та становлення грошового ринку України)

Денежная реформа 1991 года icon“финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте.” Выполнил студент Кособоков А. Л., факультет э и М, группа 102, шифр 96090 г. Москва 1997 г финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте содержание: Финансовая систе
Финансовая и денежно-кредитная система в России в XIX веке. Денежная реформа С. Ю. Витте
Денежная реформа 1991 года iconДенежная реформа на Украине

Денежная реформа 1991 года iconДокументи
1. /Денежная реформа в Украине.doc
Денежная реформа 1991 года iconОглавление 1 вступление 2 становление личности 3 путь к власти 3 реформы витте; курс на индустриализацию 7 Денежная реформа. 7 Экономическая реформа.
В известной степени это является следствием того, что историки неохотно и с большим трудом откликаются на запросы общества. Их оправдывает...
Денежная реформа 1991 года iconИнструкция о порядке изъятия должностным лицом государственной
Настоящая Инструкция издается в соответствии со статьями 5, 7 и 8 Закона рсфср "о государственной налоговой службе рсфср" от 21 марта...
Денежная реформа 1991 года iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание Александр II до коронации и в первые годы царствования «Великие реформы» 1863-1874 годов а. Необходимость реформ б. Отмена крепостного права в. Земская реформа г. Городская реформа д. Судебная реформа е. Военная реформа ж

Денежная реформа 1991 года iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание: Александр II до коронации и в первые годы царствования. «Великие реформы» 1863-1874 годов. А. Необходимость реформ. Б. Отмена крепостного права. В. Земская реформа. Г. Городская реформа. Д. Судебная реформа. Е. Военная реформа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы