Государственная политика занятости в России icon

Государственная политика занятости в России



НазваниеГосударственная политика занятости в России
Дата конвертации29.07.2012
Размер161.69 Kb.
ТипРеферат
Государственная политика занятости в России


1. Введение. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовымиресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей,определяемых общей направленностью экономики на преимущественноэкстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров,изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектованиярастущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпаниютрудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин илиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССРдлительное время существовало такое явление, как нерациональнаясверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел местораздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантныхрабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами. Три миллионадипломированных специалистов "распределялись" в СССР ежегодно и числовакантных мест не уменьшалось. Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам виспользовании трудовых ресурсов. 2. Причины безработицы и ее формы. Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица -временная не занятость экономически активного населения. Причины данногоявления разнообразны: 1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрениеновых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; 2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателейснижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда:повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержкипроизводства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; 4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отрасляхэкономики; 5. Изменения в демографической структуре населения, в частности ростчисленности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труди, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы. Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работына другую, из одной местности в другую. причина этой формы безработицы втом, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуетсяопределённое время для "взаимного поиска". Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а такжес тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новыетовары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связипредприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности,ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит кувольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства,выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть водни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие -уменьшается.
К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмовпроизводства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросомна товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, гдеэти товары производятся. Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики.Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия,вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, апереводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделяили рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактическиони являются таковыми. 3. Определение полной занятости. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершеннонеизбежной( следовательно, «полная занятость» определяется как занятость,составляющая менее 100 ( рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицыпри полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурнойбезработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятостидостигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровеньбезработицы при полной занятости называется также естественным уровнембезработицы. Полный, или естественный, уровень безработицы возникает присбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущихработу равно числу свободных рабочих мест. Естестве уровень безработицыпредставляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь«фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующиевакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобыприобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимодля получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиесявакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы( при этомнаблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другойстороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочейсилы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количестворабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицыниже естественного уровня. Необычайно «напряжённая» ситуация на рынкахрабочей силы связана с инфляцией. 4. Безработица как социально – экономическое явление. Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономическиепотери, которые она порождает, очевидны:1. Не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. 2. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом. 3. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. 4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д. 5. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни. В этой связи одной из функций государства становится регулированиезанятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, вкаждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняютследующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработнымнайти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. Вэтих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся безработы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку темпредприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения илимодернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговыельготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённыегруппы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы"). Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзяоднозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека,оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точкизрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость.Другое дело, что государство должно "амортизировать" её негативныепоследствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовоймобильности ради получения работы. Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономикане в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, ктохочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряетсябезвозвратно. Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, АртурОукен математически выразил отношение между уровнем безработицы иотставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна,показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественныйуровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Этоотношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы котставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции,связанные с любым уровнем безработицы. В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятостипотребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. Вконце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось пятьбезработных. Уменьшение числа занятых в регистрируемой сфере общественногопроизводства сопровождается увеличением занятых вне его. Это обстоятельствокосвенно свидетельствует о том, что источники жизнеобеспечения,расположенные вне легального производства, приобретают всё большеезначение: происходит разрушение официального рынка труда, всё большее числоработников вынуждено трудится не по основной профессии, в теневойэкономике, на чёрном рынке. Ликвидация монополизма государственныхпредприятий на рынке труда также создаёт новую ситуацию, частично этоповышает гибкость и эффективность использования рабочей силы, а частичносоциально – трудовые отношения принимают криминальный характер. Официально признанная в начале безработица 90-х годов сталареальностью нынешней России. Её рост может усилится в связи с новымипроцессами высвобождения “излишней” рабочей силы из производственной сферы,используемой там формально и неэффективно. Эти работники имеют наибольшиешансы попасть под увольнение по экономическим причинам. 5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда. Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством нарынке труда. Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложениемтруда, а также его активной и резервной частями, при котором, с однойстороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения,а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой,квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовыхресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всейрыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную системуразделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию всфере производства, науки и техники, организации управления. Государство на рынке труда должно осуществлять систему мерцеленаправленного воздействия на количественные и качественные аспектыразвития и потребления работников, достижение большего соответствия ихпрофессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, внастоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия междудостигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников иневозможностью их применения в условиях экономического спада, изменениестатуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного»,возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу ивозрасту, положению в иерархической системе российского общества. 6. Политика занятости и регулирования рынка труда Согласно российскому закону о занятости, государственная политиказанятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободноизбранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки,повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан,сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышенияэффективности государственной службы занятости и реализации других мер,направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровняхуправления являются федеральные, территориальные и местные (городские,районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости вроссийском обществе должно стать сохранение и до известных пределовповышение уровня занятости населения, одновременно не блокируявысвобождение лишней рабочей силы с предприятий. В “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на1998-2000 год” предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшейперспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с однойстороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствоватьвысвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкойэкономики. Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятостинаселения;переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовыхотношений;достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочихмест;предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения,переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;рост мобильности трудовых ресурсов. К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ порешению проблем занятости относится:преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированнойинвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полноеиспользование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий,направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли,так и в отрасли традиционной занятости;экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого исреднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, преждевсего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики,обеспечение государственного контроля за соблюдением трудовогозаконодательства в этой сфере;разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах снапряжённой ситуацией на рынке труда;развитие гибких форм занятости;последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальнойподдержки населения, направленной в том числе на снижение потребности вработе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболеепрогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда,зарплаты и использования рабочего времени;сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников,эффективное использование рабочих мест;проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивноетерриториальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защитуроссийского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемыхчерез государственную службу занятости населения и направленных напредотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, кактивному труду Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматриватькак многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можнопредставить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня имикроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной властипризваны решать следующие основные задачи: 1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной,внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. Кэтой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах изакупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного,экологического и социального назначения, о государственных инвестиционныхпрограммах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах,направленных на поддержание и развитие производства в приоритетныхотраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей винтересах занятости. 2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик сцелями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блокавходят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничениенежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятостизарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулированиедоходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда. 3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятогонаселения. В число задач данного блока входят организационное развитиеМинистерства труда и социального развития, в том числе службы занятости идругих структур. Основой данного блока является политика Министерства трудаи социального развития (службы занятости) на рынке труда. 7. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондовзанятости различных уровней. На федеральном уровне - это ГосударственныйФонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуютрегиональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах инаселенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местныеслужбы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятостиподчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительнойвласти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведениемероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органамгосударственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения,необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют правозапрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, упредприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые дляразработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития сучастием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программызанятости, которые после согласования утверждаются представителямисоответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительнойвласти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятыхпрограмм. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями,работниками или их представителями - строится на принципах социальногопартнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: 1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; 1. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 2. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; 3. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; 4. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; 5. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения; 6. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; 7. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости; 8. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; 9. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы; 10. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств; 11. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда. Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечениемзанятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий,связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственнойфедеральной собственностью и находятся в оперативном управлении ираспоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов. Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН надепозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценныебумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости,освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защитынаселения Средства фонда занятости направляются на:1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;1. организацию общественных работ;2. выплату пособий по безработице и материальной помощи;3. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;4. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;5. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости. Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование,оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям,пропагандируя их сведения о вакансиях. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленномрегионе обусловлены спецификой формирования экономически активногонаселения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционнойактивностью и привлекательностью территории, характером поддержкипредприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Этаподдержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетамиструктурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолениювременных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнемрегиональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятостинаселения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или иномпредприятии, особенно если оно является градообразующим. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когдасредства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются вполной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходовпреобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и созданиедополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела,покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку ипрофориентацию. 8. Заключение. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращаетсвои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиесяорганизационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы,высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращениюобщего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочуюсилу. Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденныеотпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовоевысвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих ивновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройствамолодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из местлишения свободы; выпускников учебных заведений. Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда,отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны бытьнаправлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций,смягчение напряженности на рынке труда. Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещёнуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в послекризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации отположения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятсятенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжитсярост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающейпромышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платыизменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примернона нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработныхспециалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случаепроведения активной политики занятости (и повышение самостоятельнойактивности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективностисистем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения среднихсроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить восновном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличиваясьво время циклических спадов производства. В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен вотраслевой структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами.Увеличится занятость в “экологических” отраслях, информационныхтехнологиях. Возрастёт доля “домашних” рабочих мест, основанных накомпьютерных технологиях и соответствующих средствах связи. Будетсокращаться продолжительность рабочей недели и величина рабочего временисреднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадровспециалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличитсяподготовка специалистов в области экономики и управления, социологии исоциальной работы, психологии и ряде других мест. Возрастёт общий уровеньобразования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёнойстепенью. Средняя продолжительность обучения россиянина трудоспособноговозраста приблизится к показателям наиболее развитых стран. Список литературы.1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996.2. Л.П. Кураков / Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва 1999 г.3. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 1998.-№2.




Похожие:

Государственная политика занятости в России iconГосударственная политика в области занятости Содержание
Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости 5
Государственная политика занятости в России iconОглавлени е. Введение 2 Сегодняшняя ситуация в области занятости населения. 4 Внутрифирменная безработица 8 Безработица 9 Государственная политика занятости 11 Заключение 15 Список литературы 17 введение
Становление системы эффективной занятости поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью...
Государственная политика занятости в России iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Государственная политика занятости в России iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Государственная политика занятости в России iconГосударственная политика занятости в странах рыночной экономики

Государственная политика занятости в России iconРеферат на тему "государственная служба занятости и ее фуhкции" содержание введение Проблемы занятости населения на современном этапе Предпосылки создания службы занятости населения
Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
Государственная политика занятости в России iconПолитика эффективности занятости в России

Государственная политика занятости в России iconГосударственная академия сферы быта и услуг
Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике....
Государственная политика занятости в России iconГосударственная служба занятости и ее функции
Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
Государственная политика занятости в России iconГосударственная научно-техническая и инновационная политика России в сфере сотрудничества с зарубежными учеными и учеными-соотечественниками, проживающими за рубежом
Государственная научно-техническая и инновационная политика России в сфере сотрудничества с зарубежными учеными
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы