Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове icon

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове



НазваниеСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове
Дата конвертации20.07.2012
Размер369.33 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове


Министерство образования Республики Молдова Славянский Университет, кафедра экономических дисциплин Курсовая работа по макроэкономике на тему: «Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы становления». Курс: I - Бак Форма обучения: дневная Факультет: экономический Специальность: ББД Студент: Комарицкий Р.О. Научный руководитель: Белоус А.И. Кишинев, 2001 План:1. Введение……………………………………………………………….12. Сущность свободной экономической зоны 1. Общие сведения об СЭЗ……………………………………..2 2. Подходы, используемые в создании СЭЗ…………………..4 3. Цели создания СЭЗ…………………………………………...5 4. Льготы, используемые в СЭЗ………………………………..73. Основные виды свободных экономических зон 1. Торговые СЭЗ……………………………………………….10 2. Промышленно-производственные СЭЗ…………………...13 3. Технико-внедренческие СЭЗ……………………………….17 4. Сервисные СЭЗ 1. Содержание и виды оффшорных операций………………19 2. Налоговая гавань и центр «офф - шор»…………………...22 3. Оффшорная компания……………………………………...27 5. Другие виды СЭЗ……………………………………………324. Обзор существующих моделей свободных экономических зон в мире 1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире…34 2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке……………..36 3. Модель развития СЭЗ в Китае……………………………..38 4. Выводы об общих чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в мире……………………………………………..405. Становление свободных экономических зон в Молдове………….426. Заключение…………………………………………………………...477. Список литературы…………………………………………………..51 1. Введение Получение, использование и распределение созданных материальных благтребуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, нотакже и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операциймежду странами обусловила формирование международных экономическихотношений как отдельной экономической категории, а также привела кинтенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственноукреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных итехнологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностьюговорить о том, что международное разделение труда и международныеэкономические отношения при их рациональном и правильном использованиимогут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день естьнемало подтверждений тому, что, несмотря на относительно успешный ростмировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся намеждународном разделении труда, развивается более быстрыми темпами. (№6,стр.3). Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономикиявляется создание свободных экономических зон. Их функционированиесвязывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономическойдеятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степеньоткрытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимблагоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого дляактивизации экономических процессов внутри страны, созданиепроизводственных свободных экономических зон увязывают с тремя основнымизадачами: o Стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств; o Рост занятости; o Превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Важной причиной образования свободных экономических зон является то,что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притокаиностранного капитала или всеобъемлюще особый инвестиционный климат ипоэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. (№1,стр.83). 2. Сущность свободной экономической зоны 2.1. Общие сведения о СЭЗ За последние несколько десятилетий развитие свободных экономическихзон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Вмировой практике они появились в конце 50-х – начале 60-х годов и получилиширокое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон.(№7, стр.180). Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, аработает в них более 3 миллионов человек. (№5, стр.282). Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не существуетединой оценки и даже общепринятого определения свободной экономическойзоны. В самой общей форме можно утверждать, что свободная экономическаязона – это территория, обладающая выгодным географическим положением,наделенная своим политическим центром более льготным по сравнению собщепринятым для данного государства режимом хозяйственной деятельности.Иными словами, она являет собой анклав[1], где осуществляется выборочноесокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е.составляет обособленную часть национального экономического пространства, накоторой применяется определенная система льгот, не используемая на другихтерриториях данного государства. Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоныбыло дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней говорилось, чтопод свободной экономической зоной следует понимать часть территориигосударства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары,находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импортаи соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенномуконтролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной частигосударственного пространства является не абсолютной, а относительной.Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на неетовары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видовконтроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательствомстраны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территорииэтой страны. Это означает, что товары, ввозимые в свободную экономическуюзону из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающейстраны. Но в тоже время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторовот существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связис этим свободные экономические зоны следовало бы именовать не свободными, аспециальными экономическими зонами. (№7, стр.181).2.2. Подходы, используемые в создании СЭЗ История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода – территориальныйи функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принциппредоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, междуними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласнопервому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации,расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференцииприменяются к определенным видам предпринимательской деятельности внезависимости от места из размещения. (№7, стр.181). Примером реализации первого подхода являются свободные экономическиезоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственныезоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются«точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы,магазины «дьюти фри»). (№1, стр.85). Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач,которые должны быть решены в результате организации свободных экономическихзон. Так, территориальный подход в большей мере применим при решениипроблемы развития какого-то региона, а функциональный – при крупнойперестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер.Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать такназываемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. В силуэтого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, неограничивая их местоположением соответствующей фирмы в стране. Однако вреальной жизни преобладает территориальный подход. (№7, стр.181).2.3. Цели создания СЭЗ Мировая практика организации и функционирования специальныхэкономических зон свидетельствует, что они создаются для достиженияразнообразных целей. Во-первых, главной целью создания свободных экономических зон являетсяболее глубокое включение стран в процесс развития международного разделениятруда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции наэкспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. И эталогика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не можетобеспечить широкое открытие экономики для иностранных предпринимательскогокапитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии[2], то она всостоянии это сделать в рамках свободных экономических зон, когда ееправительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционныйклимат для иностранных вкладчиков. Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынказаинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередьимпортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на анклавнойтерритории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающеепроизводство. В-третьих, организация специальных экономических зон предусматриваетболее глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и вобласти туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что, впрочем, такжеведет к увеличению валютных поступлений. В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение впроизводство отечественных и иностранных научно-технических разработок сдальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономикестраны. В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон дляразвивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированныхрабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров. В-шестых, важная цель организации СЭЗ – стимулирование экономическогоразвития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например,в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале80-х гг. для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах.На этих территориях предпринимателям предоставлялось большая, чем в другихместах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовыельготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации напривлечение иностранного капитала. С той же целью превращения ранее отсталых регионов в динамичноразвивающиеся проходила организация свободных экономических зон вслаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитыхстран при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранногокапитала. Наконец, в-седьмых, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются какрегиональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода отадминистративных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китаеспециальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер.В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы крыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономикив целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется напримере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципывытесняют отношения, основанные на государственной собственности, они болееэффективны, динамичны. Следует отметить, что при создании свободных экономических образованийчисло целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требованияпредопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственнойдеятельности. Множественность целей ведет к неоправданному распределениюльгот на все сферы экономики от сельского хозяйства до банковских операцийи на деятельность разных субъектов СЭЗ – от входящих в СП частных лиц дофилиалов транснациональных корпораций. (№7, стр.182). 2 Льготы, используемые в СЭЗ Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зонявляется наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себятаможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению собщим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонамразных стран; по существу они, как правило, сходны. (№1, стр.90). Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, чтокаждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. Вэкономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот: Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин; Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов; Фискальные льготы, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности; эти льготы могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг. Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах,дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорениеразвития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработкиместного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типаинвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение другихконкретных задач. Все упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях.Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительныхпреимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующихздесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы неявляются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. Присовременных масштабах распространения свободных экономических зон болееважными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии,качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность полученияна внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур.Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показываетмировая практика, остается политическая стабильность в стране размещенияСЭЗ. Организация специальных экономических зон – дело хлопотное садминистративной точки зрения и требует значительных финансовых средств.Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук,проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по привлечениюиностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежныхинвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг.превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд.долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зонзанимаются либо специально создаваемые правительствами административныеструктуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваютсянеобходимые для обустройства инвестиции. Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многихстранах мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое времяоставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим,экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации,переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку встране и не способствуют притоку и нормальному функционированиюиностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было вЛиберии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическимобстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий,необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось наФилиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимогочисла рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшимтормозом в развитии экономических зон является и всякого родаорганизационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранногокапитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другиедеструктивные факторы. (№1, стр. 95, №7 стр.184). 3. Основные виды свободных экономических зон По своей общей цели специальные экономические зоны, как правило,сходны, но их функции достаточно многообразны. В научной литературевыделяются до 30 разновидностей СЭЗ. Большое разнообразие специальныхэкономических зон предопределено множество факторов воздействия на ихвозникновение и развитие. Хотя зоны проявились давно, тем не менее,общепринятой типологии этого распространенного экономического феномена досих пор нет. (№7, стр.185). Однако российскими специалистами была разработана примернаяклассификация по признаку хозяйственной специализации – по профилюдеятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. (№1, стр. 85). 1. . Торговые свободные экономические зоны Одной из форм специальных экономических зон являются свободные торговыезоны (СТЗ) или зоны свободной торговли (ЗСТ). Это ограниченные участкитерритории морского порта, аэропорта или расположенные в непосредственнойблизости от них, которые выведены за пределы национального таможенногопространства. Здесь могут осуществляться операции по складированию,хранению, сортировке, упаковке, маркировке и др. В СТЗ предусматриваетсятакже возможность демонстрации товаров в выставочных центрах с цельюдальнейшей их продажи. При этом товары могут быть реализованы только оптом.Розничная торговля допускается лишь для экипажей и пассажиров морских ивоздушных судов, а в остальных случаях запрещается. Эти зоны не требуютзначительных инвестиций и быстро окупают затраченные средства. (№7,стр.185). В соответствии с существующим законодательством США свободные торговыезоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общегоназначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимаютнебольшое пространство (несколько кв. км) и находящиеся за пределаминациональной таможенной территории. В них осуществляются операции поскладированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка,маркировка, доработка и т.п.) Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которыхвыходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортнаяили импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использованиякомбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающихпроизводственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500зон свободной торговли. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальныемагазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах, портах. С точкизрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределамигосударственных границ. К зонам свободной торговли относятся также итрадиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом. (№1,стр. 86) . Одной из версий свободных торговых зон является широко распространенныев США так называемые зоны внешней торговли (ЗВТ – Foreign Trade Zones). Онибыли созданы в соответствии с законом 1934 г. для активизации внешнейторговли США. Это было время глубокого экономического кризиса, ипосредством создания ЗВТ предполагалось значительно снизить уровеньбезработицы в стране. Компании, действующие в зонах внешней торговли, могутотсрочивать выплаты, снижать тарифы на проходящие через зону товары и т.д.Эти товары не выступают объектами таможенного контроля, однако в случае ихперемещения из зоны на таможенную территорию США подлежат прохождению всехпредусмотренных таможенных процедур. Доставка товаров через свободнуюторговую зону может происходить в самых различных направлениях. Напрмер,одни товары импортируются в зону и затем доставляются в третью страну или вСША, а товары отечественного производства направляются в зону для ихдоработки перед окончательным вывозом за рубеж. (№7, стр.186). Второй формой торговых специальных экономических зон являются свободныетаможенные зоны. Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первогопоколения. Они существуют с XVII - XVIII вв. (№1, стр. 86). Свободная таможенная зона – это ограниченный участок таможеннойтерритории страны, где устанавливается особый режим предпринимательскойдеятельности. Согласно таможенным кодексам различных стран иностранныетовары размещаются и используются в свободной таможенной зоне без взиманиятаможенных пошлин, налогов, а национальные товары размещаются ииспользуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможеннымрежимом экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможеннымитерриториями. (№2, стр. 376). 2. . Промышленно-производственные зоны Идея беспошлинного режима внешнеторговой деятельности, характерного длясвободных торговых зон, в конце 50-х гг. была применена для поощеренияпромышленного производства в отдельных странах. С этого времени начинаетсясоздание зон производственной направленности, за которыми вскорезакрепилось название экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Первоначальнотакая зона была создана в ирландском аэропорту Шэннон. В связи с открытиемтрансатлантических линий, которые минуют промежуточную посадку самолетов вШэнноне, над аэропортом повисла серьезная угроза потери работы. Поэтомуправительство Ирландии пошло на применение беспошлинного режима, чтобыпривлечь иностранных инвесторов в промышленность, торговлю и туризм.Ирландской компании в 1959 году было поручено формирование специальной зоныв регионе аэропорта Шэннон на площади 15 га для создания 300 рабочих мест.Через 15 лет их там уже насчитывалось 23 тысячи. (№7, стр.186). Впоследствии многие развивающиеся страны, особенно те государства Азии,которые прошли стадию индустриализации, воспользовавшись ирландским опытомв целях скорейшей интеграции в мировую экономику. Вместо несостоявшейсястратегии развития на основе импортозамещения они стали применять политикупоощрения экспортного производства. Суть этого курса состоит в том, чтомашины, оборудование, материалы импортируются на территорию данной страны,обычно расположенную около международных портов, без таможенного контроля.Здесь поступившая продукция подвергается обработке и затем экспортируетсяопять-таки без вмешательства таможенных властей принимающей страны.Распространение практики создания ЭПЗ способствовало быстрому взлету новыхиндустриальных стран, который подтвердил существование зависимости междузначительным притоком инвестиций в свободную зону и общими экономическимиуспехами страны. Экспортно-производственные зоны сформировались вследствие поощренияэкспортного производства на анклавной территории некоторых стран. Однако,несмотря на ограниченный ареал их действия, они оказали ощутимое влияние навсю национальную экономику, которое осуществляется несколькими путями.Прежде всего, ЭПЗ воздействует на отечественные предприятия, расположенныев ее таможенных границах. Контактируя с зарубежными инвесторами,руководители отечественных фирм повышают их технологический иуправленческий уровни до иностранных. Кроме того, ЭПЗ обеспечивают «эффектобучения» для национальных кадров. Десятки обученных в экспортно-производственной зоне инженеров, мастеров и рабочих, намеревающихсяработать на отечественном предприятии вне зоны, способны неузнаваемоизменить его деятельность. Наконец, экспортно-производственные зоны могутсыграть решающую роль в ускорении перехода от закрытой к открытойэкономике. При этом процесс постепенного «открытия» может проходить болееускоренными темпами, чем при общей либерализации внешнеэкономическойполитики страны. Далее, по мере развития ЭПЗ заработная плата рабочих ислужащих благодаря высокой производительности труда и сверхурочным работамоказывается значительно выше, чем на аналогичных отечественных предприятияхвне зоны. А это обеспечивает принимающей стране большую часть ее валютныхпоступлений. Таким образом, развитие экспортного производства на анклавнойтерритории какой-либо страны обеспечивает рост объема ее экспорта,повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации иускоренное освоение новых технологий. Эти достижения и обусловили тотинтерес, который проявили многие страны к организации на своей территорииЭПЗ. (№7, стр. 187). В 1980 году в Соединенных Штатах Америки появилась так называемая зонапредприятия (Enterprise Zones). Это специальная территория, на которойфункционирующие предприятия получают от местных, штатовских или федеральныхвластей определенные преференциальные права. Суть этих прав заключается вналоговых и неналоговых стимулах. Налоговые скидки распространяются напроизводство, строительство и торговлю. Неналоговые стимулы относятся ксфере управления, к стандартам по окружающей среде и т.д. Сроки действияпреференциальных прав в зонах большинства штатов составляют от 10 до 20лет. Федеральные зоны первоначально ориентируются на двадцатилетний срок,который впоследствии может быть продлен. Число зон в некоторых штатахлимитируется. Например, в штате Коннектикут можно создать шесть таких зон,а в штате Кентукки – семь. Многие штаты проявляют активность в создании новых зон и предоставленииим новых стимулов для развития. Принимая решение по организации зоныпредприятия, власти пользуются несколькими критериями. Наиболее важными изних являются: - процент безработицы в районе должен значительно превышать национальный уровень; - более 70% жителей района должны иметь доход на семью ниже 80% среднего национального уровня. Концепция зон предприятия постоянно меняется. В конечном счете,подобные образования являются финансовой обузой для местных, штатовских ифедеральных властей, но в виде компенсации вследствие активизирующегосяпредпринимательства и растущей занятости в этих зонах власти территорийснижают расходы на социальные программы. (№7 стр.187). В последнее десятилетие западные экономисты выделили еще один видпромышленно – производственных экономических зон – «Макиладорас». Первые «макиладорас» появились в Мексике в 1965 году. «Макила» – старыйиспанский термин, обозначавший плату мельнику за помол зерна. Крупныеамериканские корпорации получили право создавать в приграничной зонеМексики свои предприятия для использования дешевой рабочей силы, кудабеспошлинно завозили свое сырье и полуфабрикаты, а увозили готовые изделияили узлы для окончательной сборки на головных предприятиях в США. В Мексикеоставалась «плата за помол» – заработная плата, оплата энергии и другихзатрат, увеличивалась занятость, росла квалификация рабочей силы. В 1993году в Мексике было зарегистрировано уже 2142 предприятия – «макиладорас» счислом занятых 532 тысячи человек (17% всех занятых в обрабатывающейпромышленности) и добавленной стоимостью продукции 5,9 млрд. долларов. Приэтом, хотя абсолютное большинство «макиладорас» принадлежало корпорациямСША (более 50%), многие предприятия были созданы капиталами Мексики (40%),Японии, Германии, Испании, работавшими на американский рынок. Основнаяпродукция - трудоемкие компоненты, узлы и аппараты электротехники иэлектроники (36%), автомобильной промышленности (28%), швейные изделия,обувь, деревообработка. Около 70% предприятий размещены в приграничных ЭПЗ. Начиная с 80-х годов «макиладорас» распространяются и на другие странырегиона. В 1993 году в Латинской Америке действовало около 200 экспортно-производственных зон – в Мексике, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Ямайке, Колумбии, Эквадоре. Ниже приводятсяданные о динамике значения ЭПЗ в товарном экспорте некоторых стран.|Страны |Доля ЭПЗ в экспорте, % || |1980 |1985 |1990 |1992 ||Мексика |16,1 |19,0 |34,6 |40,9 ||Доминиканская |10,8 |22,5 |53,3 |67,8 ||Республика | | | | ||Коста-Рика |0,4 |13,7 |18,4 |20,9 ||Ямайка |- |11,5 |21,8 |30,1 | Интересно отметить, что в последние годы на англоязычных Ямайке,Гренаде, Сент – Люсии корпорации США развивают совершенно новую отрасльэкспортной переработки – компьютерную обработку информационных массивов,которые принимаются и передаются обработанными обратно с помощьюпараболических антенн через спутники. В середине 90-х годов на Ямайке былозадействовано около 2500 операторов ПК, и еще около 300 человек проходиликурс обучения. (№8, стр.362). 3.3. Технико-внедренческие СЭЗ В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемыетехнико-внедренческие, или научно – технологические зоны. Этот процесс вотдельных странах имеет заметные национальные особенности. В разных странахони носят оригинальные названия – технопарки, технополисы, инновационныецентры и другие. Но как бы они не именовались, они всегда, как правило,создаются вокруг какого-то научного ядра с особой инфраструктурой,обеспечивающей процесс ускорения передачи новой технологии впромышленность. Идея создания этих зон, хотя и под другим названиемвозникла и получила определенное воплощение в России. К числупредшественников современных научно – технологических зон можно отнестиАкадемгородок под Новосибирском, города науки Дубну и Обнинск вПодмосковье. Опыт их создания тщательно изучался, к примеру, японскимиспециалистами при разработке собственной концепции научно-технологическихзон. Современные научно-технологические парки впервые появились в США еще вначале 70-х гг., но значительный рост их наблюдался в 80-е года. Научныепарки США – это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичныхпредприятий, находящихся вблизи крупных научных институтов илиуниверситетов. Особенностью развития научных парков США является то, чтопервоначально они возникли спонтанно благодаря сочетанию ряда факторов –экономического, социального, географического и других. Так, рядом с городомСанта – Клара, около университета, возникла научно – технологическая зонаКремниевая Долина (Силикон Вэлли). Это наиболее крупная в США научно –технологическая зона, которая дает 20% мирового производства средстввычислительной техники и компьютеров. Всего в США насчитывается свыше 80технопарков, где трудятся более 140 тысяч рабочих и 45 тысяч ученых.Аналогичные технопарки стали создаваться во Франции, Великобритании иГермании. (№7, стр.189). В Японии научно – технические центры получили название технополисов (отгреческого techne – мастерство + polis – город). Под технополисомпонимается город и прилегающая к нему территория, где размещены органическивзаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности,научно – исследовательские институты, вузы, готовящие для технополисанаучные и инженерские кадры, и жилая застройка с современнойпроизводственной и социальной инфраструктурой. Программа создания технополисов преследовала следующие цели:перераспределение промышленности из центра на периферию; интенсификациянаучных разработок за счет активизации деятельности местных университетов;переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающихтехнологий; ускорение внедренческого процесса и др. Для достижения этихцелей предусматривались различные меры кредитного и налоговогостимулирования. К примеру, предприятиям с высокой технологией разрешалосьсписывать в первый год функционирования 30% стоимости оборудования и 15%стоимости зданий и сооружений. При этом государство брало на себя третьрасходов по проведению исследований расположенными здесь научнымилабораториями и местными фирмами. (№7, стр.189). Основным достижением американских технопарков и японских технополисовявляется создание локализованной научно – производственной среды, котораяпостоянно генерирует передовые технологии, высококвалифицированныхспециалистов и предпринимателей и систематически получает поддержку отсовременной сети научно – исследовательских, учебных и коммерческихорганизаций. Однако, несмотря на очевидные достижения научно –внедренческих зон, им так и не удалось достичь некоторых ожидавшихсяэффектов. Ни в США, ни в Японии так и не произошло перераспределениеэкономического потенциала страны в пользу отстающих районов, хотя это былоключевой целью национальных программ создания технопарков и технополисов.Это означает, что в очередной раз была доказана непредсказуемостьрезультатов осуществления крупных экономических проектов. (№1, стр.88, №7,стр.189). 3.4. Сервисные СЭЗ Среди множества специальных экономических зон появились и такие, вкоторых развивается какой-либо один вид деятельности – банковская, аграрнаяв агрополисах, экологическая в экопарках, туристическая и др. К примеру,зона одного вида деятельности расположена в Израиле близ Тель-Авива. Здесьидет торговля алмазами и функционирует алмазная биржа страны. (№7,стр.190). Такие зоны получили название сервисных экономических зон. Но наиболеераспространенным видом сервисных СЭЗ являются оффшорные зоны. 3.4.1. Содержание и виды оффшорных операций Возникновение оффшорных операций вызвано реализацией уменьшения налоговна доходы от предпринимательской деятельности в законодательном порядке. Предприниматель – резидент[3] обязан уплатить налоги с оборота и сприбыли, полученных от своей деятельности внутри страны и за рубежом. Предприниматель, участвующий во внешнеэкономической деятельности,платит налоги дважды. Двойное налогообложение – это обложение налогом прибыли иностранногоучастника в совместном предприятии при ее переводе за границу и обложениеэтой же прибыли в стране иностранного участника. Поэтому для избежания двойного налогообложения и для стимулированиявнешнеэкономической деятельности предпринимателя многие государствазаключили между собой соглашение (конвенцию, договор) об исключениидвойного налогообложения. (№2, стр.339). Например, по состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Молдовадействуют соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения срядом стран (Румыния, Болгария, Чехия, Польша, Германия, Япония и др.)[4] Кроме устранения двойного налогообложения для стимулированиямеждународного коммерческого оборота используется принцип минимизацииналогов на легальной основе, который положен в основу оффшорных зон. Оффшорные операции (англ. off - chore – находится на расстоянии отберега, вне территории страны) представляет собой законодательную основумеждународных финансовых и торговых операций, осуществляемых предприятиями,зарегистрированными на территории, имеющей статус налоговой гавани,разновидностью которой является центр «офф - шор». Оффшорные операции по своему содержанию представляют собой финансовыйинструмент, который, не нарушая действующее законодательство, используетсядля планирования и минимизации налогообложения и для защиты коммерческойтайны. Оффшорные операции включают: 1. Консультационные услуги по минимизации налогообложения, выбору оффшорной зоны и др.; 2. Услуги по созданию и регистрации оффшорных предприятий (компаний), по открытию банковских счетов, по продаже этих предприятий и др.; 3. Услуги по эффективному использованию оффшорных компаний в международном коммерческом обороте; 4. Услуги по управлению оффшорной компанией через доверительного управляющего; 5. Спекулятивные операции по управлению капиталом (валютный дилинг, инвестиции, владение и распоряжение зарубежным имуществом, операции с недвижимостью, трансфертные, трастовые операции и т.п.); 6. Консалтинговые услуги по налоговому планированию. Налоговое планирование означает использование разнообразных факторов(географических, правовых, экономических) с целью снижения налоговыхпотерь. Налоговое планирование представляет собой выбор оптимального сочетанияи построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретациив рамках действующего налогового законодательства. Другими словами,налоговое планирование есть выбор между различными вариантами методовосуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижениевозможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Процесс налогового планирования включает 4 стадии:1) Решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения места нахождения (регистрации) самой организации, ее руководящих органов, основных, производственных и коммерческих подразделений и т.п.;2) Выбор правовой организации и ее структуры с учетом характера и цели ее деятельности;3) Правильное и полное использование возможностей налогового законодательства и налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств, а также их взаимной увязки с правовыми формами оформления сделок;4) Рациональное с налоговой точки зрения размещение полученных прибылей и других денежных накоплений, использование оборотных средств. В основе оффшорных операций лежит конфиденциальность оффшорногопредпринимательства. Во многих оффшорных юрисдикциях[5] приняты специальныезаконы, предусматривающие уголовную ответственность за разглашениеконфиденциальной информации для лиц, имеющих к ней служебной доступ. Защита коммерческой тайны обычно сводится к неразглашению именифактического владельца оффшорной компании. Такая защита обеспечиваетсяпутем выпуска акций на предъявителя либо на основе использованиядоверительного управляющего (т.е. номинального владельца) оффшорнойкомпании. Доверительный управляющий (номинальный владелец, номинальный партнер) –это фактически подставное лицо, вводимое в состав владельцев фирмы изанимающее пост директора, но по условиям учредительного договора и уставалишенное практически всех прав. Конфиденциальность также связана с наличием банковских счетов иоффшорной компании, информацию о которых банк может выдать только в случаесудебного разбирательства (например, при уголовных делах по торговленаркотиками и т.п.). (№2, стр.340).3.4.2. Налоговая гавань и центр «офф – шор» Все страны мира можно разделить на три большие группы, различающиеся поуровню налогообложения и государственного контроля за коммерческойдеятельностью, по размеру затрат на создание дочерних фирм. В первойгруппе, в которую входят крупнейшие промышленно развитые страны (США,Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия), налог на прибыль можетсоставлять 40-50% чистой прибыли. Деятельность хозяйственных субъектовстрого регламентирована, действуют специальные правовые нормы,ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм сцелью уклонения от налогов. Законы этих стран обычно устанавливают большойминимальный уставной капитал акционерных обществ: в Германии – 100 тыс.марок, во Франции – 500 тыс. франков. Для обществ с ограниченнойответственностью этот капитал значительно меньше. (№4, стр.30). Страны, входящие во вторую и третью группу, рассматриваются как зоныналоговых льгот. Ко второй группе относятся юрисдикции, где при достаточно высокомуровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот,касающихся: a) Деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; b) Механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриированиидивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видовдохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются либеральнымивалютными и таможенными режимами. Дочерние фирмы стран второй группы обычноосуществляют «транзит» капиталов и дохода от них. В число стран с умереннойналоговой системой входят Нидерланды, Швейцария (некоторые кантоны),Ирландия, Люксембург, Австрия, Лихтенштейн и некоторые другие. К третьей группе относятся государственные образования иадминистративные территории, в которых предельно упрощен порядокрегистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налогина прибыль, - «налоговые гавани».(№4, стр.32). «Налоговая гавань» (налоговое убежище, фискальный оазис) представляетсобой небольшое государство или территорию, проводящую политику привлеченияиностранных кредитных капиталов путем предоставления налоговых и другихльгот. «Налоговая гавань» предоставляет льготы иностранным и местнымпредпринимателям (фирмам, компаниям). Иногда льготное налогообложениераспространяется только на отдельные виды получаемого дохода, например, вЛюксембурге – это льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии иЛихтенштейне – для холдинговых посреднических и торговых компаний; наБагамских островах – полное освобождение от подоходного налога. Законодательства государств, имеющих «налоговые гавани»,предусматривают для коммерческих структур полное освобождение их от налога(Ирландия, Либерия) или обложение их небольшим паушальным[6] налогом(Лихтенштейн, Антильские острова, Панама и др.). В Швейцарии установленболее низкий размер налога, который при определенных условиях может и невзиматься. (№2, стр.341) К важнейшим преимуществам размещения фирм в «налоговых гаванях»,делающих их привлекательными для иностранных инвесторов, относятсяследующие: 1. Налог на прибыль в «налоговых гаванях» отсутствует, или не превышает 1 – 2%, или заменен ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150 – 1000 долларов в год и не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов – дивиденды, банковский процент, платежи роялти – отсутствуют. 2. В «налоговых гаванях» максимально упрощена процедура регистрации: минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению. 3. В «налоговых гаванях» отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте без каких- либо ограничений. 4. Процедура управления фирмой также предельно упрощена. Иногда она условна – управление в этом случае осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца. В некоторых «налоговых гаванях» анонимность владельца обеспечивается также возможностью выпуска акций на предъявителя. 5. Большинство стран «налоговой гавани» не считает нарушение налогового кодекса и таможенного законодательства уголовным преступлением. Предоставление фирмами отчета по ведению учета или налоговых деклараций здесь не требуется. Единственная форма отчетности – ежегодный финансовый отчет. (№4, стр.35). Разновидностью налоговой гавани является центр «офф – шор». Центры «офф – шор» - это небольшие государства и территории,расположенные в основном на морских побережьях и в местах развитогомеждународного туризма и проводящие политику привлечения иностранныхкредитных (старое название – ссудных) капиталов, и в отличие от налоговыхгаваней, предоставляющие налоговые и другие льготы только для финансово –кредитных операций с иностранными резидентами в иностранной валюте. К наиболее известным центрам «офф – шор» относятся Белиз, Панама,Либерия, Кипр, Мальта, Сингапур, Гибралтар, Штат Делавэр в США и др. Вестикоммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорнойкомпании, как правило, запрещено. Центы «офф – шор» принципиально отличаются от зон свободной торговли.Зоны свободной торговли предоставляют налоговые и прочие льготы всемпредприятиям, действующим внутри зоны, а центры «офф – шор» - толькопредприятиям (оффшорным компаниям), ведущим деятельность вне их территории. Центры «офф – шор» имеют определенную специализацию, в основу которойположены различные типы юрисдикции. Юрисдикции бывают банковские, трастовые (доверительные), страховые.Среди страховых юрисдикций имеются также и такие, которые больше подходятдля внутрифирменного страхования, и такие, которые больше подходят дляперестрахования. На рынке одного профиля может конкурировать между собой несколькоцентров «офф – шор». Например, регистрация оффшорных судовладельческихкомпаний осуществляется в Либерии, Панаме, на островах Кипр, Мэн и другихместах. В центрах «офф – шор» требования к обязательным резервам коммерческихбанков смягчены по сравнению с другими странами, а в ряде центров созданиерезервов банками вообще не требуется. Также отсутствует прямая зависимостьстоимости кредитных ресурсов с учетными ставками центральных банков стран. В центрах «офф – шор» финансово – кредитные учреждения (национальные ииностранные) осуществляют операции с нерезидентами и в иностранной дляданной страны валюте. Внутренний рынок кредитных (ссудных) капиталовизолируется от международного (внешнего) путем отделения счетов резидентовот счетов нерезидентов, предоставляя последним налоговые льготы, освобождаяих от валютного контроля и т.п. Указанные финансовые центры привлекательны для валютных операций тем,что здесь не ущемляются интересы посредников в операциях с иностраннойвалютой. Центры «офф – шор» иногда называют оффшорными зонами. Страны, создавшиетакие зоны, приобретают целый ряд социально-экономических выгод. А именно:они привлекают иностранный капитал, получают дополнительный источникналоговых платежей, сборов и других взносов, увеличивают занятость местногонаселения и, прежде всего адвокатов, бухгалтеров, секретарей, сотрудниковбанков, средств связи, страховых компаний и др. Отрицательной стороной создания центров «офф – шор» является то, чтоэти центры могут служить местом отмывания “грязных денег” и проведенияразного рода финансовых афер. (№2, стр.343). 3.4.3. Оффшорная компания Коммерческие предприятия, созданные в центрах «офф – шор», получилиназвание «Оффшорные компании». Термин «оффшорная компания» не является юридическим термином. Понятиеоффшорной компании и ее статус определяется специальным законом или другимианалогичными нормативными актами. Оффшорная компания - это компания, являющаяся по отношению к странерегистрации не резидентской и полностью освобожденной от налогов. Однакотакая компания обязана ежегодно платить фиксированную пошлину за этоосвобождение. В оффшорных компаниях ведение бухгалтерского учета и отчетности сведено к минимуму (Ирландия, Швейцария). В некоторых центрах требования вести бухгалтерский учет вообще отсутствует (Антильские и Нормандские острова, Либерия, Лихтенштейн, Панама). Оффшорным компаниям предоставлена полная свобода в распоряжении своими средствами, как в интересах их участников, так и в собственных интересах компании. Они могут осуществлять любые финансовые и торговые операции по всему миру. Большим преимуществом деятельности оффшорных компаний являются: . возможность заключения торговых сделок на льготных условиях; . осуществление в кратчайшие сроки международных финансовых операций в соответствии с валютой покупателя и продавца; . списание на месте всех затрат, связанных с заключением сделок; . анонимность владельцев, что по разным причинам может иметь большое значение в выдаче лицензий и предоставлении эксклюзивных прав определенной фирме, не исключая при этом возможности сбыта товаров в другие страны или под другой маркой в той же стране. Оффшорная компания создается с четко определенными целями. Такимицелями могут быть: - сведение уплаты налогов до минимума; - осуществление специальных бизнес – функций профессиональной ориентации; - организация холдинговых компаний; - создание имиджа (национального или международного); - приобретение и содержание недвижимости от имени оффшорной компании; - обеспечение конфиденциальности создания оффшорной компании, т.е. секретности имени владельца, банковских счетов и др.; - коммерческая необходимость, связанная с обходом различных организаций и эмбарго по отдельным видам деятельности и товаров; - увеличение эффективности финансовых и торговых операций. Формы регистрации оффшорных компаний (см. таблицу) определяютсяналичием в мире двух глобальных правовых систем (№2, стр.349):|Формы регистрации оффшорных компаний ||Континентальная |Островная ||Индивидуальное предприятие |--- ||Полное товарищество |Полное партнерство ||Коммандитное товарищество |Ограниченное партнерство ||Закрытое акционерное общество |Частная компания ||Открытое акционерное общество |Публичная компания | . островной, или англо – саксонской; . континентальной, или франко – германской Местные правовые нюансы зависят именно от принятой в данной юрисдикциисистемы. Основные принципы, положенные в основу классификации форм ведениябизнеса и определяющие деятельность оффшорной компании, в островной иконтинентальной юрисдикции во многом аналогичны. К ним относится: 1) Принцип юридического лица, который означает, что субъект правоотношений существует независимо от учредителей. Владелец оффшорной компании вступает в правоотношения не непосредственно, а через контролируемое им юридическое лицо, несущее ответственность только в пределах своих активов;2) Принцип «ограниченной ответственности», который означает, что все организационно – правовые формы предпринимательства подразделяются на предприятия с полной ответственностью и на предприятия с ограниченной ответственностью владельцев. Могут существовать и комбинированные формы предпринимательства: товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с дополнительной ответственностью;3) Принцип «открытости/закрытости», означающий, что «закрытая» компания является частной компанией, а «открытая» компания – это публичная компания с открытой продажей акций. Налоговый статус любой компании определяется критерием резидентности икритерием территориальности. Критерий резидентности предполагает, что компания является резидентомданной территории. Резидентские компании данной страны подлежат в нейналогообложению относительно всех своих доходов, извлекаемых как натерритории этой страны, так и за ее пределами. Критерий территориальности предполагает, что налогообложению в даннойстране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории. Большинство стран применяют различные сочетания этих двух критериев: заоснову берется критерий резидентности, дополняемый системой обложениядоходов «у источника». Иностранная компания, собирающаяся вести активную деятельность встране, обязана зарегистрироваться в налоговых органах. Если в большинстве стран компания должна зарегистрироваться только имеяна это желание, то в странах СНГ она не сможет даже открыть счет в банке,не встав на учет налоговой инспекции. Если иностранная компания не собирается вести активную деятельность вданной стране, но будет получать в ней какие-либо доходы, то она облагаетсяналогом «у источника», который должен удерживаться при выплате ей этогодохода. Например, для получения льготного налогообложения на Кипре, вЛихтенштейне, Швейцарии необходимо отвечать следующим условиямнерезидентности по отношению к государству регистрации: - Постоянное место ведения бизнеса и управления компанией находится за пределами страны регистрации; - Источник происхождения доходов находится за пределами страны регистрации, т.е. на территории страны регистрации компания не ведет никакой коммерческой деятельности; Возможны три вида оффшорных компаний: . Нерезидентская (Non – Resident) . Компания, освобожденная от налогов (Exempt) . Компания международного бизнеса (International Business Company) Нерезидентская компания – это фирма, владельцем которой являетсянерезидент. Главный (головной, центральный) офис этой компании официальнозарегистрирован в другой стране. Для такой компании вводятся налоговыельготы. Она обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку, по результатамкоторой платятся налоги. Компания, освобожденная от налогов – это нерезидентская компания, длякоторой введено льготное налогообложение (или полностью освобождена отуплаты налогов, или платит небольшую процентную ставку налога на прибыль) икоторая обязана ежегодно проводить аудиторскую проверку. Компания международного бизнеса – это, по существу, и есть оффшорнаякомпания. Она также является нерезидентской, полностью освобождена отналогов, но обязана ежегодно выплачивать фиксированную пошлину. Крупные компании с международными активами организуют своюсобственность путем создания оффшорного холдинга. Основной функциейоффшорного холдинга является ведение управления иностранными дочернимипредприятиями в качестве промежуточного звена между ними и окончательнымвладельцем. Такой финансовый центр может минимизировать воздействияразличных налоговых систем и политических рисков, накапливать прибылидочерних предприятий; контролировать их состояние, реинвестироватьнакопленные средства. Такая форма холдинга является оптимальной дляинвестирования за рубежом не напрямую, а через собственного посредника, вуставные капиталы компаний, в недвижимость и т.п. Оффшорные компании часто занимаются торговым реинвойсингом. Реинвойсинг – процесс движения товаров от поставщика к покупателю, вкотором оффшорная компания используется лишь для оформления контрактов исчетов. Головная (материнская) компания заключает с оффшорной компаниейконтракт на весь товар по единой цене, а оффшорная компания заключаетконтракт на партии этого товара с покупателями в различных странах. Головная компания получает фиксированную прибыль, а на счете оффшорнойкомпании остается разница, получаемая от отдельных контрактов, котораяполностью выводится из-под налогообложения.Оффшорные компании не только занимаются торговым реинвойсингом. Они владеютсудовым флотом, создают свои страховые филиалы для страхования собственныхрисков (если имеют возможность включить страховые премии в себестоимостьпродукции или ее перевозки), создают лизинговые оффшорные компании (еслиинвестированные ресурсы оффшорной компании используются на приобретениеоборудования для головной компании). (№2, стр. 351).3.5. Другие виды СЭЗ Наряду с СЭЗ, ориентированными на один вид деятельности, получилираспространение свободные экономические зоны многоотраслевого назначения,или комплексные зоны. Практически они обладают характерными чертами всехдругих зон. В этом отношении представляет большой интерес свободная зона«Манаус» в Бразилии. В 1967 году в бразильской Амазонии на площади 3,6 млн.кв. км. был выделен «промышленный округ свободной зоны «Манаус». Здесьпостепенно складывается уникальный хозяйственный комплекс, который являетсявпечатляющим примером мощного экономического подъема территории практическис нулевого стартового уровня развития. Особенность свободной зоны «Манаус»состоит в том, что она направляет на экспорт только 3-5% производственнойпродукции, а остальная потребляется в самой Бразилии. В эту зону вложеноболее 13 млрд. долларов инвестиций. В 30 отраслях производства, развиваемыхздесь, организовано 600 промышленных предприятий с общей численностьюработающих около 80 тысяч человек. (№7, стр.191). В конце 70-80 гг. в Китае получили развитие специальные открытыерайоны. Еще в 1978 г. на высшем партийном уровне там было принято решение осоздании СЭЗ в 14 прибрежных городах с общей численностью населения более20 млн. человек. Фактически эти территории включают в себя весь приморскийпояс страны и значительно распространяются вглубь страны. Они формируютсяпутем льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности. Воткрытых районах размещаются экспортоориентированное производство,технопарки, торговые предприятия. По существу они являются разновидностьюзон комплексного типа. Производство Китая затратило большие средства наобустройство этих районов. В общей сложности с учетом негосударственныхсредств в каждый гектар зоны вкладывалось 15-17 млн. долларов. Поофициальным данным, через экономически зоны Китая проходит 2/3 его внешнегооборота. (№7 стр.191). В 90-е годы активизируются процессы по формированию международныхсвободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальнойэкономической зоны «Туманган» (Туманцзян). Эта свободная экономическая зонадолжна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитанна 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд.долларов. СЭЗ «Туманган» предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии,Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупныйпорт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской икорейской рабочей силой. Россия должна будет поставлять на эти предприятиясырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство всвободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию всовместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. (№1,стр.91). Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональномуровне привела к появлению так называемых еврорегионов, как формыорганизации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляетсобой добровольное объединение пограничных областей различных государств,прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг сдругом. Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей своюдеятельность в рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия,способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей.Активную роль в создании еврорегиона играют Польша, Словакия, Чехия,Венгрия, а также Украина и Беларусь. (№1, стр.92). 4. Обзор существующих моделей СЭЗ в мире 4.1. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, ужепревышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. Вбольшинстве своем это свободные торговые (беспошлинные) зоны в морскихпортах для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с транзитнымигрузами. Примером такого рода могут служить шесть «свободных портов» ФРГ –Гамбург, Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. «Вольная гавань» вГамбурге специализируется также на судостроении, судоремонте,нефтепереработке; в ней занято 60 тысяч человек. Для Великобритании болеехарактерны предпринимательские зоны, для Швейцарии – страховые ибанковские. В некоторых странах региона возникли также научно –внедренческие зоны и экспортно-промышленные (ирландское изобретение,связанное с аэропортом Шеннон). В странах Восточной Европы свободные экономические зоны стали возникатьв конце 70-х – начале 80-х годов. К концу 80-х годов их было уже более 40,в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. Как и вЗападной Европе, это были преимущественно зоны свободной торговли,расположенные в морских и речных портах (Риека, Силит, Белград, Будапешт,Русе, Щецин). В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них наиболее распространенызоны свободного предпринимательства и научно – внедренческие СЭЗ. Такие жезоны характерны и для Японии. В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли всередине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в Индии.Сначала их было немного, но затем начался настоящий бум. Хотя существующиеоценки числа таких зон в развивающихся странах очень противоречивы (от 100до 300), в любом случае они свидетельствуют об их весьма широкомраспространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек. Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон истали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всегоориентирующиеся на морские порты и аэропорты. Цель их создания –форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, стимулированиеэкспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техникитехнологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных инвесторов,то они, как правило, еще большие, чем в странах Запада. Надо иметь также ввиду, что этих инвесторов здесь в особенности привлекает наличие дешевой,но дисциплинированной и готовой к напряженному труду рабочей силы. Больше всего специальных экономических зон в развивающихся странахАзии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. На СЭЗСингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторыеавторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, кактерритория, в целом являют собой свободные экономические зоны. Велико числозанятых т




Похожие:

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconКафедра экономических дисциплин Курсовая работа по макроэкономике
«Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы становления»
Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы