Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века icon

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века



НазваниеКодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века
Дата конвертации20.07.2012
Размер270.69 Kb.
ТипРеферат
Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение - начало XX века


ПЛАН1. Введение2. Соборное уложение 1649 г.3. Уложенная комиссия 1754-1766 гг.4. Уложенная комиссия 1767 г.5. Кодификационная работа в первой половине XIX в.6. Кодификационная работа Сперанского 1809 - 1832 гг.7. Кодификация уголовного права в первой половине XIX в.8. Развитие права в период неоабсолютизма9. Развитие права в начале XX в.10. Заключение11. Список использованной литературы1. ВВЕДЕНИЕ Создание единого правового пространства -важнейший элемент становлениягосударства. Главной целью систематизации в настоящее время провозглашаетсяпостроение общенациональной правовой информатизации России, обеспечивающуюдоступность правовой информации для каждого государственного органа,гражданина, да и вообще - для любого заинтересованного лица. Естественно, что такие задачи стояли перед русским обществом и вдревности. С незапамятных времен проводились попытки кодифицировать,упорядочить действующие документы. В данной работе, автор пытаетсяразобрать наиболее яркие попытки кодификационной работы, удавшиеся инеудавшиеся. Первой значимой попыткой систематизации я считаю «Соборноеуложение» 1649 г.2. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. В 1648 г. в Москве вспыхнуло массовое восстание. В этой сложнойситуации был созван Земский собор. В 1649 г. на нем было принято знаменитоеСоборное уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия,его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно.Напечатанный текст был разослан по приказам и на места. Впервые быласделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включаяСудебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей.Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность визложении сохраняется. Источники Уложения, судя по пометам, можно разделить на такие основныегруппы, как: 1) Кромчую книгу, 2) Литовский статут, 3) судебники, 4)царские указы, 5) думские приговоры, 6) решения Земских соборов, 7)«Стоглав», 8) византийское законодательство. В сущности это скорее ссылкина основания, почему вводится то или иное узаконение, опирающееся наавторитет Кромчей книги, как общепризнанного в России церковно-юридическогопособия. В высшей степени любопытно то, что особенно много ссылок сделанона градский закон с его жестокими византийскими наказаниями, несмотря наархаичность его постановлений. Из иностранных источников значительное количество ссылок сделано наЛитовский статут. Это заимствование очень показательно для характеристикиУложения как кодекса законов, утверждавших дворянское господство вгосударстве, так как Литовский статут возник в условиях победы шляхетства вРечи Посполитной. Некоторые статьи взяты из судебника 1550 г. и «Стоглава». Но основнымиисточниками являлись царские указы, «уложения», и т.д., обозначенныегодами: «...в уложении 1635 года написано...», «...в уложении 1642 годанаписано...» и т.д., то есть ссылками на постановления 1635, 1642 и другихгодов.
В значительной мере была использована судебная практика - царские ибоярские приговоры. Так, источником 66 статьи XX главы «Соборного Уложения»считают «Боярский приговор» 1634 г. Таким образом, «Соборное Уложение» 1649 г. явилось своего рода сводомправительственных указов и приговоров, следовательно, отразило на себепредшествующую ему правительственную политику, главным образом временицарствования Михаила Федоровича. «Уложение» начинается предисловием, в котором утверждается, что оносоставлено «по государеву указу общим советом, чтобы Московскогогосударства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд ирасправа была во всяких делах всем ровна». Составление Уложения былопоручено боярину Никите Ивановичу Одоевскому, «а для того своего государеваи земского великого царственного дела» было поручено выбрать «добрых исмышленых людей». 3 октября 1649 г. царь вместе с Думой и духовенствомслушал «Уложение», а выборным людям оно было «чтено». СО списка Уложениябыл «список в книгу, слово в слово, и с тое книги напечатана сия книга». Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм «Уложения» вошли«Новоуказные статьи» о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях ивотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. и 1677 г.) В «Уложении» определялся статус царя - самодержавного и наследногомонарха - главы государства. Наказывался даже преступный умысел противперсоны царя. «Уложение» содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отраслигосударственного управления (эти нормы можно отнести к административным):прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, изменившая положение«белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья, регламентация органовместного самоуправления, режим въезда и выезда - все эти меры составилиоснову административно - полицейских преобразований. Судебное право в «Уложении» составило особый комплекс норм,регламентирующих организацию процесса и суда. Подробно описываетсяпроцедура суда. Суд начинался с подачи челобитной грамоты. Затем происходилвызов ответчика в суд. Ему предоставлялось право дважды не являться в суд,если на то имелись уважительные причины, но после третьей неявки онавтоматически проигрывал процесс. Доказательства, которые использовались и принимались во внимание судомв состязательном процессе были многообразны. Процессуальными мероприятиями,направленными на получение доказательств, были «общий» и «повальный» обыск.Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в«судебном списке». Каждая стадия оформлялась особой грамотой. Розыск или «сыск» применялся по наиболее серьезным уголовным делам.Особое внимание отводилось государственным преступлениям. Применение пыткирегламентировалось: ее можно было применять не более трех раз сопределенным перерывом. Показания, полученные при пытке, должны были бытьперепроверены. Показания пытаемого протоколировались. Объектами преступления «Соборное Уложение» считало церковь,государство, семью, личность, имущество, нравственность. Системапреступлений выглядела следующим образом:а) преступления против церкви: богохульство, совращение православного виную веру, прерывание литургии в храме;б) государственные преступления: любые действия (и даже умысел),направленные против личности государя, его семьи,, бунт, заговор, измена;по этим преступлениям ответственность несли не только совершившие их лица,но и их родственники и близкие;в) преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суди сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов, печатей,самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество и другие;г) преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательствобеглых, незаконная продажа имущества, недозволенная запись в заклад,обложение пошлинами освобожденных от них лиц;д) должностные преступления: лихоимство (взяточничество), «неправосудие»,подлоги по службе, воинские преступления;е) преступления против личности: убийство, нанесение увечья, побои,оскорбление чести, однако никак не наказывалось убийство изменника или ворана месте преступления;ж) имущественные преступления: татьба (кража) простая и квалифицированная,разбой, грабеж, мошенничество, поджог, порча чужого имущества,насильственный захват чужого имущества;з) преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказсодержать престарелых родителей, сводничество, блуд жены (но не мужа),половая связь господина с рабой. Для системы наказаний было характерно следующее:1. Индивидуализация наказания.2. Сословный характер наказания.3. Неопределенность в установлении наказания. «Уложение» отличалось большой жестокостью. Смертная казньпредусматривалась в 60 случаях, была сильно развита системачленовредительских наказаний. Предусматривались тюремное заключение,ссылка. К представителям привилегированных сословий применялось «лишениечести и прав». Широко применялись имущественные санкции. «Соборное Уложение» 1649 г. во многих отношениях отличается отпредшествующих ему законодательных памятников. «Судебники» XV-XVI вековпредставляли собой свод постановлений преимущественно процедурного,процессуального свойства. «Соборное Уложение» 1649 г. значительно превосходит предшествующиепамятники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охватаразличных сторон действительности того времени - экономики, формземлевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и независимыхслоев населения, государственно-политического строя, судопроизводства,материального, процессуального и уголовного права. Второе отличие - структурное. В «Уложении» дана довольно определеннаясистематика норм права по предметам, которые расположены таким образом, чтолегко могут быть объединены по разновидностям права - государственное,военное, правовое положение отдельных категорий населения, поместное,вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовныепреступления. Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в неизмеримобольшем объемом «Уложения» в сравнении с другими памятниками. Наконец, «Уложению» Принадлежит особая роль в развитии русского прававообще. И «Русская Правда», и «Судебники» прекратили свое существование идействие, оказав на «Уложение» довольно скромное влияние, по сравнению сдругими его источниками. «Уложение» же как действующий кодекс, хотя идополняемое многими новыми установлениями, просуществовало свыше двухсотлет. Впервые в истории русского законодательства в светские разделы правабыли включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикциицеркви. В системе преступлений они были поставлены на первое место. Также впервые дано систематическое описание государственныхпреступлений и определен процесс по ним. Таким преступлениям переданполитический характер; они квалифицируются как измена государю и Русскомугосударству. В особый разряд выделены военные преступления, основным изкоторых считались переход на сторону неприятеля и любые формы сношения сним. Впервые введено понятие умысла и наказания за него. Впервые в истории Руси дана классификация преступления. По систематикепреступлений и их правовой квалификации «Соборное Уложение» - несомненный шаг вперед. Будучи действующим сводом права своего времени, «Соборное Уложение»1649 г. служит крупным памятником юридической мысли. В целом, перваяпопытка систематизировать право России прошла успешно, насколько это быловозможно в то время.3. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИИЯ 1754-1766 гг. C 1754 г. начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которойвновь становится переработка старой и создание новой системы права. УказомСената был намечен план деятельности комиссии. Новое «Уложение» должнобыло состоять из четырех частей:1) судопроизводство и организация суда;2) о правах состояния;3) об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность);4) уголовное право (преступления и наказания). Традиционным материалом для кодификационной обработки были нормы осудоустройстве и уголовном праве. Имущественные права кодифицировались вкомиссии 1720-1727 гг. Что касается норм о правах состояния, то это былновый массив, которым должны были регламентироваться формирующиесясословные права. В 1755 г. первая и четвертая части «Уложения» были представленыСенату, которые после обсуждения их совместно с Синодом передал наутверждение императрице. Однако в связи с политическими событиями -семилетней войной - работа над «Уложением» приостановилась. С 1760 г. она возобновилась: во вторую часть проекта были внесеныизменения, в частности, связанные с проектами отмены смертной казни. В1761 г. Сенат издает указ о созыве сословных представителей (от дворянстваи купечества) для обсуждения и утверждения проекта. К весне 1762 г.сложилась ситуация, при которой стал возможным созыв всесословногоуложенного земского собрания. В 1762 г. была доработана третья частьпроекта - о правах дворянства, о расширении его привилегий, о правах другихсословий. Государственный переворот, в результате которого Екатерина IIвзошла на престол, вновь прервал работу над «Уложением». Комиссия былапереведена в Москву, а в начале 1763 г. распущена. Официально она былаликвидирована в 1766 г. Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырехзапланированных частей:1) "О суде"2) "О состоянии подданных вообще"4) "О розыскных делах"Манифест о вольности дворянской 1762 г. Был непосредственно связан с третьей частью проекта «Уложения» 1754-1766 годов и отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеейМанифеста стало закрепление принципа вольного характера государственнойслужбы. Служба монарху и государству стала рассматриваться как почетныйдолг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считаласьобязанностью. Считалось, что стремление к государственной службе"вкоренилось" в сердце дворянства и принуждать к этому больше нет смысла.Однако круг дворянского сословия постепенно сужался. Уложенная комиссия 1754-1766 гг. Не закончила свою деятельность - порезультатом ее работы не было создано «Уложение», однако подготовленные исистематизированные в процессе ее работы нормативные акты были использованыв дальнейшем.4. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767 г. Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что однимиз существенных недостатков русской жизни является устарелостьзаконодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, ажизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица виделанеобходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина IIрешила составить новое «Уложение». Она читала множество сочиненийиностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, онапонимала, что далеко не все применимо к русской жизни. В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан рядспециальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законнойвласти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской(позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции,в 1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проектызаконов, определявших государственный строй: от фундаментальных законовотличались законы текущие. Императрица считала, что законы должны быть согласованы спотребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено былосозвать выборных (депутатов) из различных сословий государства длявыработки нового «Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссиейдля составления проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщитьправительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проектыновых, лучших законов. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина IIсоставила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта новогоуложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составленоновое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. “Наказ”был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится вюрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над“Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина IIговорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании ипрочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям.Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения кчеловеку. “Наказ” был встречен с восторгом. В частности, Екатерина IIтребовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношениясуть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”.Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческоетело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пыткувредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего несовершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку иизбежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей -“лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одномудрое изречение Екатерины: “гораздо лучше предупреждать преступления,нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чли законы истремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средствосделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотитепредупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялосьмежду людьми. Текст "Наказа" состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пятьразделов:а) общие принципы устройства государства;б) основы государственного законодательства и общие формы правовойполитики;в) уголовное право и судопроизводство;г) основы сословно-правовой организации;д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы. В 1768 г. текст "Наказа" был дополнен двадцать первой главой,содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцатьвторой о регулировании государственных финансов. "Наказ" обосновываетполитические принципы абсолютистского государства: власть монарха,бюрократическая система организации, сословное деление общества. Этипризнаки выводились из "естественного" положения России и обосновывалисьссылками на русскую политическую историю. Девизом Уложенной комиссииназывалось стремление обеспечить "блаженство каждого и всех" в обществе,однако никаких ограничений для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура обществасоотносилась с "естественным" делением на профессиональные классы:земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особоеместо, признавая тем самым особую важность его функций - военную службу иотправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются"Наказом" как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одинаковомподчинении уголовным законам, хотя это и не означает одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная деятельность комиссиибыла направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработкуединого уложения на новых началах. Закон должен обеспечивать полное исознательное повиновение. В "Наказе" была разработана юридическая техника, ранее не известнаяроссийскому праву, выработаны новые представления о системезаконодательства: а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,регламентируя его посредством наказов и уставов;в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными иотменяемыми. Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству игородскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождениикрестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права несостоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться скрестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые незаставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время онараспространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно датьсвободу. Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматьсяразличными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многиедепутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутатыотносились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, чтообщее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило кдругому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрестисоответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела Комиссию вПетербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила ксоставлению нового «Уложения», но даже не разработала ни одного вопроса.Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 годудолжны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила озакрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работуеще несколько лет. Тем не менее, хотя Комиссия не составила «Уложения», но зато онаознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссииЕкатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она“получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещисьдолжно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно. Правовая система “законной монархии” заключалась в создании системысословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственныхпорядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичьобщественного спокойствия через полицейское регулирование на основе“принуждения к добродетели” путем исполнения справедливых законов.Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепокопировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мировогополитического знания. Она стремилась использовать европейский опыт дляреформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазногогражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитоегосударственное хозяйство, господствовало крепостное право. Итак, в 1766 г. после подготовки "Наказа" в Москве создается новаяКомиссия по подготовке проекта нового «Уложения». В состав комиссиинаправлялись депутаты от разных районов страны, однако более 70% населенияв выборах депутатов не участвовали. Депутатский ценз устанавливался длякаждого сословия отдельно. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Выборыбыли многоступенчатыми и проходили под контролем местной администрации. Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II вМоскве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (откаждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлыхинородцев. В 1768 г. в Уложенную комиссию было направлено "Начертание оприведении к окончанию комиссии проекта нового уложения", в котором былисформулированы теоретические принципы будущего «Уложения». Все норма праваподразделялись на "право общее" и "право особенное". В конце 1771 г. работа частных комиссий была прекращена, однакоУложенная комиссия 1767 г. продолжала существовать, и Екатерина II дажепредполагала превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган. Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончиласьпровалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможностиреализации теоретических построений европейских философов на русской почве.Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями вобласти внутренней политики.5. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос оновом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой былоне составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бысобраны все действующие законы из области уголовного, гражданского игосударственного (административного) права. За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав изсферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права. В 1801 г. с приходом к власти Александра I создается новая комиссия,однако в 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерствоюстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всейкодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссиибессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.Новыми задачами кодификации объявлялись:а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;б) они определять все части государственного управления, пределыкомпетенции государственных органов, права и обязанности подданных всоответствии с «духом правления, политическим и естественным положениемгосударства и народным характером»;в) они должны располагаться по строгой системе;г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия. Комиссии поручалось составить общие государственные законы,действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующихзаконов надлежало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа исоответствуют духу нации и естественным условиям страны». Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:1) «законы органические и коренные», определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подчиненными;2) «общие основания и начала права», т.е. формы права, его действие в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения;3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности;4) уголовные законы и устав благочиния;5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве, о разделении судебного процесса на части;6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны. Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. всостав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал спреобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление игруппу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 г.он становится директором комиссии.6. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг. В основу реформы государственного устройства и правления М.М.Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей.Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга законодательную,исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимыхорганах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.Для того, чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать впервую очередь законодательные акты, попытаться как-то ихсистематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение куложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет.Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учрежденийрассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы,требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннегоуправления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений.Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложениюСперанского создается специальный комитет по рассмотрению проектагражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого исенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормыправа, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения вРоссийской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве,неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для пониманияне только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить ксозданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). ВГосударственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновьвозобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей,предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, осталисьбез изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующиедоговорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г.М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок спредложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского былипризнаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделениясобственной его величества канцелярии. Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должнобыло быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления«Свода» основывалась на следующей методике:а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми жесловами, которые содержатся в тексте и без изменений;б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указас дополнениями и пояснениями из других указов;в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний. В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов,содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять извосьми разделов:1) основные государственные законы;2) учреждения: а) центральные; б) местные; в) устав о государственной службе;3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях; б) устав о податях и пошлинах; в) устав таможенный; г) уставы монетный, горный и о соли; д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;4) законы о состояниях;5) законы гражданские и межевые;6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный,торговый, промышленный; б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный,положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме насельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьихселениях, о колониях иностранцев на территории империи;7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении,врачебный; б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении ипресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;8) законы уголовные.Кодификационная работа проводилась следующим образом: Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестрывсех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже послеэтого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг,содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись сподлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать впрактических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» былопомещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всегото, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод»включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы,ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны длямногих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиесябогатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Сводезаконов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и,несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившегопредставленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстамисуществующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить всилу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи». В целом, данную попытку кодификации российского права можно считатьуспешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М.Сперанского.7. КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В 1845 г. был принят новый кодекс «Уложение о наказаниях уголовныхисправительных». Все еще сохранялся сословный подход к определению санкций.«Уложение» перечисляло основания, по которым приговор не выносился:малолетство, случайность, безумие, сумасшествие, ошибка, беспамятство,принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Различались умысел(заранее обдуманный, внезапный, непредумышленный) и неосторожность(последствия могли быть легко предвидены и те, которые невозможно былопредвидеть. Различали соучастие (по предварительному соглашениюсоучастников и без предварительного соглашения). Система наказаний составляла сложную иерархию наказаний уголовных иисправительных. Предусматривалось 11 родов наказаний, разделенных на 35ступеней, расположенных по степени тяжести. Система преступлений включаладвенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения.Важнейшими были преступления против веры, государственные, должностные.8. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА В этот период были изданы второе и третье «Полное собрание законов».Основой для них послужили материалы кодификаций, проведенных вдореформенный период. Сюда вошла значительная часть нового пореформенногозаконодательства. Эти же новые документы включались и в «Свод законов». Егодесятый том пополнился «Судебными уставами», «Положением о земскихначальниках», «Временными правилами о волостном суде» и другими актами инормами. Применение обычая в случаях непредусмотренных правом стало нормой,но оно не должно было противоречить существующему законодательству. С 1863 г. издается периодическое «Собрание узаконений и распоряженийправительства», издаваемое под контролем Сената. Толкование законов ирешение юридических коллизий находилось в ведении Сената. РазъясненияСената стали обязательными для юридической практики. Некоторые положения,после утверждения императором, приобретали статус законов.Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц,учреждения. Вещи делились на движимые и недвижимые, родовые иблагоприобретенные. Давалось определение собственности: «Власть,установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лицпосторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно ипостоянно» Право собственности защищалось исковой давностью, срок которойустанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось спостановлением законодательного органа, с актами экспроприации иконфискации. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на правособственности. Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших наперераспределение имуществ и капиталов. При отсутствии завещания или егонедействительности вступало в силу право наследования по закону. В семейнойпаре более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов,при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество.Заключение и расторжение брака регулировались церковью, а имущественныеотношения в семье - государством. Осуждались смешанные браки и браки безсогласия родителей. Расторжение брака, возможное лишь при наличиинеобходимых оснований, осуществлялось церковным судом. Основаниями для обязательства служили: договор, «как бы договор»,правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». На практикевстречались следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда,имущественного найма, займа, ссуды, товарищества. Обеспечение обязательствосуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Система уголовного права строилась на основе «Уложения о наказанияхуголовных и исправительных», новые редакции которого появились в 1857,1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2тысяч составов преступлений). Разработка нового уголовного уложения была стимулирована рядомсущественных недоработок в предыдущем «Уложении». К ним относилипротиворечия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций иотсутствие четкой иерархии наказаний. В 1865 г. делается попытка сочетать«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» с «Уставом о наказаниях,налагаемых мировыми судьями». В редакции 1885 г. «Уложение» содержит болееширокий круг актов, однако противоречия, различие организующих принципов ибоязнь теоретических обобщений сохранилась в этой редакции. Кроме того, внее проникает «принцип аналогии», дающий право суду дополнять закон вслучаях пробелов в праве. В течение двадцати лет разрабатывалась новое уголовное «Уложение»(подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот жепериод были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (в редакции1885 г.), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.),«Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.). Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние,заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектомпреступления до 1904 г. могли быть юридические лица, например, крестьянскаяобщина. Различались тяжкие преступления, преступления, проступки.Предусматривались случаи, когда ответственность за убийство исключалась -когда убивший выполнял приказ, осуществлял профессиональную обязанность,действовал в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны. Законразделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - насовершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Наказывалась такженеосторожная вина. Виды соучастия по «Уложению» 1885 г. делились на скоп (виновники,участники, образовался на месте преступления), сговор (зачинщики,сообщники, подстрекатели, пособники) и шайка (виновники, сообщники ипособники). Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственностиопределялся в семь лет, а в редакции 1903 г. - десять лет. Наказаниясмягчались преступникам, не достигшим 18-ти лет. Наказания делились на главные (смертная казнь, поседение, заключениев тюрьму, крепость, арест, штраф), дополнительные (лишение всех илиособенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, право на участиев выборах, прав заниматься определенной деятельностью, помещение в работныйдом, конфискация имущества) и заменяющие (принудительное лечение, опека). К уголовным и исправительным наказаниям не относились применяемыемеры полицейского воздействия. В «Уложении» 1885 г. предусматривался ряддругих мер, таких как отдача под надзор, высылка за границу, запрещениежить в определенных местах, выговор, розги. В целом же система преступленийв своей основе сохранялась прежней, включая 11 родов и 37 степеней. В 1903 г. вступило в силу новое «Уголовное Уложение», котороесостояло из 37 глав и 687статей. Число составов преступлений было сокращенов нем до шестисот пятнадцати. Разработка проекта была закончена в 1895 г. Проект был представлен вМинистерство юстиций, где обсуждался особым совещанием при министре.Обсуждение завершилось в конце 1897 г., а в начале 1898 г. проект былнаправлен в Государственный совет. Здесь также было образовано Особоесовещание, которое дополнило и исправило проект, и в конце 1901 г. онпоступил на рассмотрение Особого присутствия департамента Государственногосовета. В начале 1904 г. проект был подписан императором, позже «Уложение»вступило в законную силу. В новом «Уложении» четко различались общая и особенная части. В общейчасти давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления,покушения, соучастия. Давалось формальное определение преступления:«Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхомнаказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказаниябез указания на то законе - nulla crimen, nulla poena sine lege». Новое«Уложение» в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный ивнезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежностьи преступную самонадеянность. Приготовление к преступлению, как и покушениена преступление наказывалось лишь в случаях, указанных законом.Добровольный отказ исключал наказание. Соучастниками признавались лица,действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния,учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя,подстрекателя, пособника. При совершении проступка наказывался толькоисполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо. При применении необходимой обороны, превышением ее пределовпризнавалась чрезмерность или несвоевременность защиты. Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные,дополнительные и заменяющие. В «Уложении» предусматривалось восемь родовглавных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принадлежностьпреступника и жертвы учитывались судом при определении приговора. Особенная часть «Уложения» состояла из 36 глав, большинство изкоторых включало нормы, предусматривающие ответственность а религиозные,государственные и должностные преступления. Вступление в силу «Уложения» было отложено, но в действие постепенновводились главы и статьи, содержавшие новые составы политическихпреступлений. Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте противверховной власти, о государственной измене, о смуте. В целом, благодаря усиленной кодификационной работе русскийнормативно-правовой пласт был достаточно подробно пересмотрен исистематезирован.9. РАЗВИТИЕ ПРАВА В НАЧАЛЕ XX в.Система источников права в этот период пополняется новыми элементами -постановлениями «Совета министров» и «мнениями» «Государственного совета».Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательнуюсилу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов,именуемых «временные правила». Появляясь как чрезвычайные, направленные навполне конкретную ситуацию акты, приобрели характер законов. В большомчисле издавались указы, как правило, направленные на проведение вполнеконкретных правовых акций и преобразований. Кодификационная работа проводилась в ряде учреждений: особоеотделение государственной канцелярии, департаменты Сената, Государственныйсовет и Государственную думу, Совет министров и отдельные министерства иуправления. Руководил этой работой Сенат, во время революции было созданоЮридическое совещание, выполнявшее функции руководителя всейкодификационной деятельности. В 1882 г. учреждена комиссия для составления Гражданского уложения,которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характерторгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всехграждан закон в рассматриваемый период становился главным источником права.Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежаласовместная власть: Государственной думы, Государственного совета иимператора. Но указ мог исходит только от одного монарха. По своемухарактеру законы делились на предписывающие (в форме повеления илизапрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц). Правовое регулирование экономики становится одной из основных задачзаконодателя. Четко определяется понятие юридического лица. Изменения всудебном праве, происходившее в начале ХХ в. Уходит корнями в прошлое.После периода контрреформ вновь началась либерализация суда и процесса. Ужев 1885 г. отменена смертная казнь, в 1886 г. расширяются права присяжных напроцессе - они получают возможность участвовать в постановке вопросов. С1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. Вгоды войны процессуальное и судебное право подвергается изменениям,вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевыхсудах осуществляется в исключительном порядке: краткосрочное слушание,отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования. Нововведением была административная юстиция - прототип арбитража,появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственныхотношений и связей. В связи с политическими событиями, в этот период появилось большоеколичество нормативных актов, которые пересекались с существующими -системность права ухудшилась.10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проследив за развитием и систематизацией русского права с 17 века идо начала советской эпохи, видно, что право, как и все в нашей странеразвивалось как бы «волнами» - то делая громадные «прыжки» вперед, тооткатываясь назад. Плохо это или хорошо - в любом случае, историю неисправишь. В целом, к 1917 г. в России сложилась достаточно четкая правоваясистема, упорядоченная и достаточно близко приведенная к общемировымстандартам того времени, хотя и имеющая свои специфичные особенности,характерные для нашей страны.11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ12. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - М.: Панорама, 1991.13. Исаев И.А. «История государства и права России» - полный курс лекций ,- М.: Юрист, 1994.14. Реферат студента первого курса Ростовского Государственного Университета Гневанова М.В. по Истории Отечественного Государства и Права на тему: «Внутренняя политика Екатерины II» (преподаватель Стариков Н.В.)15. Реферат студентки первого курса Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой Гамезы И. По Истории Государства и Права России на тему: «Реформы М.М. Сперанского» (преподаватель Дорохов Н.И.




Похожие:

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconКодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconКодификация Русского Права в первой половине XIX века

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСкладывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСоборное Уложение 1649 года
Начало 17-го столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны...
Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСкладывание крепостного права на Руси. Соборное уложение 1649 г
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной...
Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСоборное Уложение 1649 года

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСоборное Уложение 1649 года

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconВ. Ю. Жуков примерная тематика реферат
Этапы закрепощения крестьян: общерусские Судебники 1497 и 1550 годов и «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.)
Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconВ. Ю. Жуков примерная тематика реферат
Этапы закрепощения крестьян: общерусские Судебники 1497 и 1550 годов и «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.)
Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение начало XX века iconСоборное Уложение 1649 г и его значение
Правительство вынуждено было уступить домогательствам дворян и верхушки посада, и созвало Земский собор для выработки нового судебника...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы