Право средневековых стран Востока icon

Право средневековых стран Востока



НазваниеПраво средневековых стран Востока
Дата конвертации28.07.2012
Размер268.63 Kb.
ТипРеферат
Право средневековых стран Востока


История государства и права зарубежных стран относится к числу техобщественных наук, которые принято называть историко-правовыми, посколькуони имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке огосударстве и праве. В силу конкретно – исторического подхода к государственно-правовымявлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или иномэтапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперируетмножеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельностигосударств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства иправа не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства иправа.Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развитиягосударства и права. Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственнуюисторию. Особенности развития государства и права в странах среднего Востока. Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем,отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определялокрайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мереусловными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этимобществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду ихдревней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной ролив общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, анекоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды идревнему, и средневековому Востоку. Представления о Средневековье сформировались в буржуазнойисториографии вместе с понятием новая история в результате эпохиПросвещения и революционных перемен XVII – XVIII вв. Новая история ЗападнойЕвропы при этом противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь,воспринималось как смена двух предшествующих периодов: античной древности исредневековья. Эта трех этапная схема получила законченные формы, когдаантичная древность стала связываться с рабовладением, а феодализм – сосредневековым, рассматриваемым в буржуазной историографии в основном какособый социально-политический строй, политическая организациясредневекового общества с характерной централизацией и системой вассально-ленных отношений. Жесткую социально-экономическую детерминированность понятие феодализмприобрело в марксистской литературе, в учении о формации как особом способепроизводства. При формационных подходах в качестве основных выделяютсяпроизводственные отношения, а каждое конкретное общество рассматриваетсякак система, в которой все иные общественные связи считаются производными«надстроечными» над ними. Это и определило монистически-материалистическийвзгляд формационной периодизации исторического процесса, в котором сзакономерной якобы последовательностью на смену рабовладению приходитфеодализм, затем капитализм и коммунизм как «конечное светлое будущее всегочеловечества».
Полная невозможность уложить в эту схему историю многих обществпривела самого К. Маркса в его ранних произведениях к учению об особом«азиатском способе производства», споры, о котором велись в нашей научнойлитературе до недавнего времени. До безоговорочного признания социально-экономической и социально-политической специфики и древнего, исредневекового восточных обществ с их замедленным характером развития,стойкой многоукладностью, глубоким на общественное развитие традиций,религиозной идеологии и пр. Феномен этих обществ свидетельствует омноговариантности самой общественной эволюции не только от базисныхизменений. Так как в Европе средневековье синоним феодализма, то столь жеусловными надо считать и применение понятия средневековье к восточнымобществам в силу крайней трудности определения его нижних и верхниххронологических границ. Между тем в чисто методическом планенеобходимость определенной периодизации столь длительного периода в историиВостока эти границы связывают с комплексом исторических факторов. Скачественными изменениями в политической структуре, с созданиемцентрализованных империй, с завершением формирования крупнейшихцивилизованных центров, мировых религий и их мощным влиянием напериферийные зоны и пр. Если говорить о средневековом Китае, то низкий хронологический рубеж(V – VII вв.) здесь можно выделить достаточно четко.Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая«азиатская» социально-экономическая и социально-политическая структура страдиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян,укрепляется централизованное государство в форме империи, складываетсянормативная основа традиционного права. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействияраннеклассовое общество и государство Японии. Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии.Если условно брать те же V-VII вв., то их можно, во-первых, связать сопределенной перестройкой традиционной варново-костовой системы,происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессовразделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийскойцивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры, Индии намногие регионы, прежде всего Юго-восточной Азии и пр. Нижний предел японского средневековья определяется VI-VII вв. в связис усилившимся социальным рассмотрением государства, а для большинства странближневосточного региона тот же VII в. стал вехой утверждения мировойрелигии ислама, формирование нового образа жизни, для многих нарядов. В этовремя уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает«волнствующая религиозная община» государство Арабский халифат, давшееначало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям. Определенные качественные социально-экономические изменения,связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странахВостока не одновременно, что затрудняет определения и верхнегохронологического рубежа восточного средневековья. Для Китая такой вехойможно считать время революционных перемен XX в., для Японии - середину XIXв., для восточных колониальных стран и, прежде всего Индии, этот пределможно связать с установлением колониального господства, постепенной ломкойтрадиционных структур, втягиванием экономики этих стран в мировойкапиталистический рынок. Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономическойэволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этихстран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднегофеодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистическиеотношения. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскимистранами резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных,рыночных отношений. В более схожей с европейскими обществами средневековогообщества Японии лишь в XVIII – первой половине XIX в. зарождаются элементыкапитализма в форме мануфактурного производства. Замедленный характерразвития определил устойчивую многоукладность восточных средневековыхобществ, длительное сосуществование потриархально-родовых, клановых,рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов. Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востокаоказало широкое распространение государственной собственности на землю,которая сочеталась с другой формой собственности – общинный и ссоответствующим ей частным землевладением общиной и с соответствующим еечастным землевладением общинников и с соответствующим ей частнымземлевладением общинников-крестьян. Государственная собственность в ееузком понимании включала лишь обширное землевладение монарха игосударственной казны. К широком же смысле она не сводилась к собственностимонарха, а охватывала и земельные пожалования, проистекающие изгосударственного фонда, лицам, причастным к власти, обладающим правом сбораи присвоения ренты – налога с определенной территории. Владельцыгосударственных пожалований могли стать и фактическими частнымисобственниками, добивались расширения своих владельческих прав, превращениеих в постоянные, передаваемые по наследству. Но в средневековых обществах Востока государство всемерно охранялосьгосударственную собственность на землю с присущей ей традиционной системойэксплуатации подобных крестьян, сдерживало развитие частной собственности,препятствовало созданию здесь западноевропейской системы барскогохозяйства. Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражения, прежде всегов особой структуре господствующего класса, во всех неевропейскихсредневековых обществах. Если в западной средневековой Европе сложившийсякласс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимыхкрестьян, опираясь на феодальное государство, объективно выражающее еговолю, то государствующий класс в странах Востока – это само государство влице сановно-бюракротического социального слоя, причастного к власти,который жил за счет ренты-налога главным образом с формально - свободныхземледельцев – крестьян. Необходимо при этом учесть, что конкретные средневековые общества встранах Востока характеризуются разной степенью совпадения господствующегокласса с бюрократией в соответствии с разной степенью вмешательствагосударства в экономику, с разной степенью развития частного крупногоземлевладения. Наибольшую степень такого совпадения демонстрируетсредневековый Китай. Для средневековых обществ Востока характерна и меньшая степеньзависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно большийобъем их прав, связанных с распространением своим земельным участком.Отсутствия барского хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьянене были прикреплены, в этих странах определялось их связанностью налоговымбременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата,чиновничества. Эта зависимость, выражавшая в сословной неполноценности«простолюдина», скреплялось правами, религией, общинными порядками. Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкийуровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражениев том, что город здесь не стал организующей и направляющей силойобщественного прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибоприбавочный продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, нестановился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукцияшла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюрократических, в том числе и военных кругов. Купеческий же капиталвыполнял при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками– производителями. Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутыйхозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка с разделениемремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота междугородом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан,купечества городского типа. Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточномгороде. Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократическогогосударственного аппарата, был скован правовыми, религиознымипредписаниями, сословными, кастовыми ограничениями. В восточномсредневековом городе не существовало особого городского права. Правовойстатус городского жителя не отличался от деревенского. В Индии, например,административные границы города, часто были едва намечены. Здесь можно быловстретить ремесленные деревни и города со значительным земледельческимнаселением. Городская семья в Китае считалась таким же двором, как исельская, которая вносилась в общегосударственный налоговый реестр. В отличие от европейского восточный город не стал ареной политическойборьбы, непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал исильной опорой центральной власти все борьба с раздробленностью, как этоимело место в Европе. Специфические черты социально-политического развития, стран Востокаопределялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственныеформы, свойственные феодальной Западной Европы. Здесь не было сеньориальноймонархии как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих сувереннымиправами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться вобществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Немогла сложиться и сословно-представительная монархия в обществе, в которомгород был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где несформировалось сословие горожан, выступающее со своими сословными целями иинтересами. Распространенной формой восточного средневекового государства сталанаследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формыограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы небыли идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах,степень применения военно-деспотических средств и методов осуществлениягосударственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапахразвития конкретных восточных средневековых государств. Всесилиебюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация,тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функцийгосударства и прочее дают основания, например, для применения термина«восточная деспотия» при определений формы государства средневековогоКитая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико-правовых порядков, которые сложились еще в древности. Бесспорную специфику социально-политической структуре восточногообщества придавала господствующее в том или ином обществе религиознаяидеология, само отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря оконфуцианстве как определяющем элементе китайского средневековогогосударства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условноможно назвать религией. Это, скорее, этикополитическое учение, философскаятрадиция, что объясняет не самой природой конфуцианства, а сложившимися вглубокой древности традиционными представлениями китайцев о власти с еебезусловной сакрализацией в лице правителя «сына неба». При этом к религиямони относились как к учениям, которые могли быть использованы лишь на благоэтой власти. Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательномусредству управления, призванному преображать народ ненасильственнымиметодами воспитания во имя достижения гармонии, определяло подчиненноеместо церковных учреждений в средневековых учреждений в средневековомКитае. Конфуцианству с его рациональной моралью удалось занять особое местосреди других религий, несмотря на все сложности борьбы с легизмом, в силуособой практической ценности этого учения, призванного, по утверждениюзнаменитого конфуцианства VI в. Вэй Чжэне «выправлять отношение междугосударством и подданными», «отверзать глаза и уши простого народа». Религиозный плюрализм, отношения к религии как к простому учению,отсутствия прямой связи между государственной властью и ортодоксальнойсистемой определяли и другие специфические черты средневекового общества игосударства Китая. Здесь, например, отсутствовал такой институт, каквероисповедания, что, в сою очередь, делало невозможным существование судовинквизиций. Не было сложившегося сословия духовенства и засилья, как наЗападе, духовенства в государственном аппарате в качестве единственногограмотного слоя лиц. Полное, неограниченное господство государства с его сакральнымавторитетом над религиозными организациями в политическом,административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательнозакреплено в Китае в империи Тан, в которой ни один из религиозныхинститутов не имел хотя бы номинальной автономии. Своеобразия государства Арабского халифата и других государствмусульманского мира также было непосредственно связанно с их ригидной.Универсальной религией-исламом, исходящим из неделимости духовной исветской власти, что было органически связано с их ригидной, универсальнойрелигией-исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, чтобыло органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии инеделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране: «Нет Бога кромеАллаха, и Мухаммед – пророк его». Ислам определял в мусульманском мире ихарактере социальной структуры, и государственных учреждений, и правовыхинститутов и морали – всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальнаяструктура, характеризующаяся определенной обязличенностью господствующегокласса, отсутствием системы наследственно передаваемых титулов ипривилегий, избранности и пр. Здесь были все равны, а скорее в равнойстепени бесправны перед теократическим государством, его главной – халифом,султаном. В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскуювласть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликтамежду духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против негонельзя было выступать ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельнымположениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, апотому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманскогообщества. Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии иполитической теории о слитности духовного и светского определили и особоеместо государства в исламском обществе, его безусловное абсолютноегосподство над обществом, его теократическо-авторитарную форму. Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилиягосударства, которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскомухалифату. Индия характеризовалась, например, значительной прочностьюобщиной, кастовой организации относительной слабостью контроля центральногобюрократического аппарата над широкими крестьянскими массами, надсаморазвивающейся системой сельских общин. Не государственный чиновник, аучебный брахман, выполняющий функцию воспитания своих учеников в духенеукоснительного следования дхарме, кастовым нормам и ритуалу, имел здесьособую социальную ценность. На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японииогромное влияние оказали и другие факторы-завоевания Индии в XIII в.чужеземцами мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в.«великим полководцем» - сёгуном. Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютноймонархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сёгунату, позволяетговорить о своеобразной автократической форме относительноцентрализованного государства, в котором существовала военная диктатурафеодальной верхушки. Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можновыяснить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр.Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточнойчеткостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата.Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил. Значительная часть правящего класса была представлена здесьнеофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китаедеятельность официальных звеньев государственного аппарата не шла дальшеуезда. На более низком уровне действовали неофициальные органы местногоуправления, в которых огромная роль принадлежала представителям«образованного» слоя шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов.Не вписывались и в Индии в официальную структуру власти органы сельскогосамоуправления, общинные и кастовые панчаяты во главе со своими старостами. Эти особенности государственного аппарата восточных обществ во многомможно объяснить властными полномочиями крайне разнообразных группэксплуататорского класса, их стремлениями получать свою долю прибавочногопродукта, производимого крестьянами. На этот прибавочный продуктпретендовала и родоплеменная знать, и верхушка сельской общины, и средние икрупные наследственные землевладельцы, и представители различных звеньев,административного аппарата, и священнослужители. Соответственно прибавочныйпродукт изымался в виде ренты – налога в пользу государства в форме данивождю клана, в форме поборов местной администрации за выполнение судебныхи иных функций, в форме штрафов за нарушение религиозных кастовыхпредписаний и пр. Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативнымсистемам, праву средневековых стран Востока. Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность,традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаясяотражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людейубежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правилобщественного поведения. В самой отношении членов восточного общества к традиционным нормамправа и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратноговоздействия на экономическую сферу. Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и ихтесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а так жевнутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний.Драхма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силойгосударства, была одновременно нормой морали, выполнения которой освещалосьавторитетом религии. Индийской драхме в основном соответствовали японскойчири, предписывающие индивидуумам нормы поведения на все случаи жизни. В Арабском халифате, Делийском султанате и Монгольском Индии, как иво всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права.Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которыемогла лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнениеммусульманских богословов «неизменяемым» считалось и основное на «священныхвидах» право дхармашастр у индусов. В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, ноосновной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобраннаяконфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в долгу образцыповедения, нормы конфуцианской морали. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждалинеравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочнорегламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни. 1. Мусульманское право. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации наВостоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, котораясо временем приобрела мировое значение. Шариат с самого начала сложился и развивался как строгоконфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама,пронзало его религиозно-этическими представлениями. Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерновнимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широкопредставлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверногомусульманина. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права былаего относительная целостность. Вместе с представлениями о едином богеАллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальныйхарактер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове,мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено своедействие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, аконфессиональный принцип. Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического правав странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченныесферы общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей ивсеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии иАфрики. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего иСреднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и частьЗакавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, наряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространениеислама и шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местныхособенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов ирешений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двухглавных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол вшариате, где наряду с ортодоксальным направлением возникло и другоенаправление – шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеетдоминирующие позиции в Иране, а так же частично в Ливане и Йемене.Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и вправовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства иобщества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачигосударственной власти по наследству, сосредоточения светского ирелигиозного авторитета в руках духовных лиц – имамов, считавшихсянепогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророкеМухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которыевосходили к праведному последнему халифу Али. Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариатасгруппировались в четыре основных полка, представлявших собой по существусамостоятельные правовые шкалы, связанные с именами перечисленных вышечетырех виднейших мусульманских правоведов: Ханифиты, маликиты, шафииты,ханболиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от АбуХанифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, какЕгипет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исламом,джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариатдоктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпеласущественные изменения, с той чрезвычайно сложным и необычным правовымявлением. 2. Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книгамусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророкуМуххамеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованыиз более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламскойАравии. Составления Корана растянулось на несколько десятилетий.Канонизирование его содержания и составления окончательной редакциипроизошло при халифе Омаре (644 – 656 гг.). Большая часть положений Корана носит казуальный характер ипредставляет конкретное толкование, данные пророкам в связи с частнымислучаями. Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могутприобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в нихвкладывается. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источникомправа была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях ипоступках самого Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного инаследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах ит.д. Третье место в иерархии источников мусульманского права занималаиджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины».Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источниковшариата. Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана илиСунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались сМуххамедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения истановились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев имуджтахидов. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывалисьострые разногласия между разными направлениями, был кияс – решение правовыхдел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне илииджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этихисточниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новыеобщественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом,ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей киясчасто становился и орудием откровенного произвола. Наконец, производным от шариата источником мусульманского права былиуказы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в другихмусульманских государствах с развитием законодательной деятельности вкачестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающуюроль законы – кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречитьпринципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующимидеятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. 3. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений. Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса».Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица,исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положениии были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Развитиесоциальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они непризнавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев веститорговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов – мусульман на волюрассматривался как благородное дело. Характерной чертой правового статусаличности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы,регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего, в правовой доктринебыло закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особуюкатегорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться всоответствии мусульманина (воздух, море, мечети и др.). Не признаваласьсобственность мусульман и на так называемые «нечистые вещи» - вино,свинину, книги и т.д. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношенийсобственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальнуютерриторию мусульманской общины, которые называли хиджаз. На эти землимогли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья,охотиться и т.д. Частная феодальная собственность в Арабском халифате имелаподчиненное значение по сравнению с государственной собственностью иобщинным землепользованием и не получила широкого распространения. Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, былвакуф, представлявший собой имущество, переданное собственникам на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Лицо, установившее вакуф,теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой правовыступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенныхдоход с вакуфа для себя и своих наследников. В шариате в отличие от римского права не формулировалась общаяконцепция обязательства, но практические вопросы договорного права,опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннююразработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные,двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным длямусульманского общества было распространение односторонних специфическихобязательств-обетов. Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимногосоглашения сторон, которая, однако, в условиях имущественного неравенстваимело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены влюбом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенныедоговоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «своидоговоры» рассматривалась в Коране как священная. Недействительнымисчитались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием«нечестных» или изъятых из оборота вещей. Договор купли-продажи допускался в отношении реально существующихвещей, и только в ханифитском мазхабе признавалось продажа вещей, которыедолжны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатковвещи покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждалирасточительство. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениямимущественного найма, прежде всего аренде земли. Широкое распространение варабском обществе получили договоры союза и товарищества. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие какнежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина.Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговаясумка. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех женодновременно. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилищеи одежду, которое соответствовали его положению. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положениеженщины в семье. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа,но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее правоучаствовать самостоятельно в имущественном обороте, было крайне ограничено. Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое ктому же имела существенные различия в разных правовых школах. Признавалисьдва порядка наследования: по завещанию и по закону. Особенно разработаннымбыл порядок наследования по закону. Из имущества умершего преждепокрывались расходы, связанные с его потреблением, затем выплачивались всеего долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали толькоимущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходитьнаследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; ониделились на несколько категорий, внутри которых устанавливалось свояочередность и призвание к наследству. Так, в первую очередь наследствополучили дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доляженщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенныесупруги, лица, которые хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смертьнаследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей,если он руководствовался справедливыми мотивами. 4. Преступление и наказание. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработаннуючасть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкийуровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления,слабо были разработаны такие институты, как покушения, соучастие,смягчающие и отягощающие вину обстоятельства и т.п. Наказание по мусульманскому праву отразили как архаичные идогосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные мерыцеленаправленной уголовно-правовой репрессии. 5. Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительныйхарактер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, азаинтересованными лицами. Различие между уголовными и гражданскими деламипрактически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно вмечети, где могли присутствовать все желающие, стороны должны были самивести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.Основными доказательствами были признание сторон, показания свидетелей,клятвы. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшойкатегории дел, обладал свободой усмотрения, что давало ему возможностьруководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положениесторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебноерешение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. Основные черты права средневековой Японии. 1. Источники права. Для раннесредневекового права Японии было характерно повсеместноераспространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах илив той или иной складывающейся сословной группе. Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм,если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связанны спредставлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японскихисточниках они выступают в виде «семи небесных грехов и «восьми» небесныхгрехов». За которое полагались или кара, или очищение. Становление писаногоправа происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовойидеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовыеинституты не потеряли, своей специфики. Первые записки правовых норм, как это имело место, например, вконституции Сётоку-тайси 604 года, носили характер наставлений, моральныхзаветов правителей своим чиновникам. В ведение надельной системы в VII в., строгое деление общества наранги привело к появлению законодательных документов, получивших, как и вКитае, название «кодекс». Первым кодексом был кодекс «Тайхо рё»(701), а в718 году он появился под новым названием «Ёро рицу рё». Две версии кодекса «Тайхо» и «Ёро» представлены в исторической наукев качестве единого свода. В Своде нет деления права на частное и публичное. Нельзя здесь обнаружить и четного деления на отрасли права. Вместе с тем свод – правовое произведение, а не собраниеморалистических наставлений более позднего периода. Вместе с кодексами среди источников права этого периода широко былопредставлено текущее нормотворчество императора в виде указов ипостановлений. Указы объединялись в сборники. В XV-XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшегопредела. Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своимисобственными установлениями, нормами обычного права, которое лишь иногда,главным образом в виде моральных заповедей, инструкций, поручений,объединялись в сборники. Законодательство оживилось в Японии в период третьего сёгутанаТокугавы, в период относительного объединения стороны в XVII-XVIII вв., нои в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретныхсословий. 2. Уголовное права. В Японии средневековом праве не было четких различий между деликтам ипреступлением, нормами уголовного и административного права и пр. В традиционном понимании рё – это закон, за нарушение которого, вотличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний, которыеследовали за явные поступки и нарушения. В период «правового государства» право Японии основывалось натребованиях «законности». Уголовный кодекс «Тайхо рицу рё» состоит из 12 разделов. Пятичленная система наказаний включала в себя смертельную казнь черезповешенье или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых,каторгу, битье палками, сечением розгами. От общих наказаний отличались специальные наказания для военных игражданских чинов. Совершивший преступление или проступок чиновник,независимо от того, приговаривался ли он к смертной казни, получал липрощение от императора или право откупа от наказания, подвергался лишению втой или иной мере своих должностных прав: понижению в должности или ранге,разжалованию или увольнению с одной или всех должностей и т.д. Специфической чертой уголовного права Японии было распространениеего норм на представителей буддийской церкви. 3. Регулирование имущественных отношений. С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формысобственности на землю: казенная, общественная и большесемейная. Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которыеполучали не только свободные, но и холопы, рабы, а также казенные дворы иказенные рабы, которые в отличии от всех других надельщиков не платилиналоги в государственную казну. Выделялись среди казенных земель и «дворцовые» поля, которыеобрабатывались в порядке трудовых повинностей. В Японском раннесредневековом праве не сформировались четкого делениявещей на движимые и недвижимые, но предусматривался особой статусной деннойвещи, которое через 30 дней после объявления о находке переходила всобственность нашедшего ее. Слабое развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что всредневековом праве Японии не сложилось четкого представления обобязательстве в юридическом смысле слова. Частная торговля считалась не престижной в Японии даже длякрестьянина. Она запрещалась чиновникам, начиная с пятого ранга, самураеми буддийским монахом. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займазерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбранялось лишьбуддийскому клину. Заем обеспечивался займом и поручительством. Не получили широкого распространения и договор найма рабочей силы,так как существовало трудовая повинность, широкая сеть различных отработок. 4. Брачно-семейные права. Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связно срелигией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапахсредневековой истории страны. Браки заключались семьями, согласия родителей и ближайшихродственников было обязательным условием действительности брака. Требовалсятакже сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачныхотношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчин в15 лет, для женщин в 13 лет. Порядки патриархальной семьи были отражены в праве Японии, нопроявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положениеженщины в семье. Развод не только разрешался, но и прямо предписывался приопределенных обстоятельствах помимо воли супругов. В Японском праве появилось относительная терпимость кнезаконнорожденным детям и детям, родители которых были неровны по своемусоциальному статусу. Бездетными семьями с целью продолжения рода предоставлялось правоусыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал всеправа законнорожденного. Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки,поскольку преобладала большесемейная собственность. 5. Судебный процесс. Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «Тайхо Ёро рё» процесс носилсмешанный обвинительно - инквизиционный характер. Судебное дело начиналоськак с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широкопрактиковались доносы «публичные» и «тайные». Донос был обязателен для близких родственников жертвы. Расследование проводилось специально назначенными следователями. Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалосьвозбуждать по месту прописки истца. В ведении министерства юстиции было два управления: управлениевзысканий, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользуказны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, запринудительными работами заключенных, за исполнением приговоров. В обязательном порядке в Министерство юстиции передавались дела,сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнениемчиновников с исключением их из списков. Некоторые дела направлялись длярассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощьюспециальных законоведов – следователей дополнительное расследование ипрекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственныйсовет проводил также с помощью своих специальных инспекторов. О делах,связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновниковиз списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшейапелляционной инстанции.




Похожие:

Право средневековых стран Востока iconПраво средневековых стран Востока
История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми,...
Право средневековых стран Востока iconТематика курсовых работ Опыт таможенной политики стран Запада (Востока) в период перехода к индустриальной цивилизации
Таможенные обрядности в средневековых мирах России и Запада (Востока): сравнительный анализ
Право средневековых стран Востока iconНовая история стран Запада и Востока
Отказываться от преподавания «Истории стран Запада и Востока» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами...
Право средневековых стран Востока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Право средневековых стран Востока iconТематика курсовых работ по дисциплине «История стран Азии и Африки»
Выдающиеся востоковеды и их вклад в изучение истории стран Востока (Г. М. Бонгард –Левин, Б. Тураев, Н. И. Конрад, М. Казем Бек,...
Право средневековых стран Востока iconПрограмма дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока  для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Право средневековых стран Востока iconПрограмма дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока  для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Право средневековых стран Востока iconКонцессионное соглашение в гражданском праве России и зарубежных стран
Специальность 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Право средневековых стран Востока iconФеодальное государство
Более тщательное изучение фактов истории стран Востока, а также истории России и славянских стран постепенно заставило наиболее передовых...
Право средневековых стран Востока iconРабочая программа дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» Предназначена для студентов 4 курса, по специальности
Охватывает развитие двух крупнейших континентов в ХХ в. Он завершает изучение истории стран Азии и Африки, начатое с «Истории Древнего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы