Бюджетное устройство Российской экономики icon

Бюджетное устройство Российской экономики



НазваниеБюджетное устройство Российской экономики
Дата конвертации20.07.2012
Размер391.11 Kb.
ТипРеферат
Бюджетное устройство Российской экономики


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕФЕРАТ ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Бюджетное устройство российской экономики Выполнил: студент Сунгуров Денис Юрьевич, группа 103 Научный руководитель: Харламов Андрей Викторович Санкт-Петербург 2002 Содержание1.Введение……………………………………………………………….32.Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы России…………………..………43.Бюджеты Российской Федерации……………………………………84.Бюджетное планирование…………………………………………...155.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнениебюджета)….…………………………………………………………….236.Расходы бюджета: планирование и финансирование…………..…327.Целевые бюджетные фонды………………………………………...338.Финансовая помощь субъектам федерации и муниципальнымобразованиям…………………………………………………………..359.Система внебюджетных фондов……………………………………3610.Формы и методы бюджетно-финансового контроля…………….4011.Заключение……………………………………………………….....4212.Список используемой литературы………………………………...471.Введение. Одним из важнейших институтов государства является бюджетнаясистема. На протяжении тысячелетий существования государств финансовыересурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным итерриториальным органам власти выполнение возложенных на них функцийбюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических исоциальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометрего экономического и социального состояния и политического положения. Ведьс разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетнойсистеме падают духовность, нравственность и культура в обществе. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностейгосударства оказывать влияние на экономические процессы в стране,значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейшихинструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяетместо, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.2.Основы бюджетного устройстваи построения бюджетной системы России. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяютсяКонституцией страны и ее государственным устройством как федера-тивной республики, субъектами Федерации которой являются рес-публики в составе Российской Федерации, края, области, автономныеокруга. В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюд-жетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Россий-ской Федерации состоит из трех уровней:• федерального бюджета и бюджетов государственных вне-бюджетных фондов;• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональныхбюджетов) и бюджетов территориальных государственныхвнебюджетных фондов;• местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральныйбюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы иСанкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местныхбюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Фе-дерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е.бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются вфедеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-гиональные бюджеты. Принципы функционирования бюджетной системы РоссийскойФедерации следующие:• единство бюджетной системы;• разграничение доходов и расходов между уровнями бюд-жетной системы;• самостоятельность бюджетов разных уровней;• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов;• сбалансированность бюджета;• эффективность и экономность использования бюджетныхсредств;• общее покрытие расходов бюджета;• гласность;• достоверность бюджета;• адресность и целевой характер использования бюджетныхсредств. 1. Единство бюджетной системы означает единство правовойбазы, денежной системы, форм бюджетной документации,принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюд-жетного законодательства, а также единый порядок финансиро-вания расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ве-дения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, ре-гиональных бюджетов и местных бюджетов. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетнойсистемы Российской Федерации — это закрепление (полностьюили частично) соответствующих видов доходов и полномочий поосуществлению расходов за органами власти Российской Феде-рации, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления. 3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:1) право законодательных (представительных) органов госу-дарственной власти и органов местного самоуправления на каж-дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлятьбюджетный процесс;2) наличие собственных источников доходов бюджетов каж-дого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже-тов, полномочий по формированию доходов соответствующихбюджетов;4) право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно определять направления расхо-дования средств соответствующих бюджетов;5) право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно определять источники финан-сирования дефицитов соответствующих бюджетов;6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен-ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, суммпревышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономиипо расходам бюджетов. 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюдже-тов государственных внебюджетных фондов означает, что все до-ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюд-жетных фондов и иные обязательные поступления подлежат от-ражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетныхфондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государ-ственные и муниципальные расходы подлежат финансированиюза счет бюджетных средств, средств государственных внебюд-жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет долженбыть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.6. Эффективность и экономность использования бюджетныхсредств означает, что при составлении и исполнении бюджетоворганы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источникефинансирования его дефицита.8. Гласность — это обязательное опубликование в открытойпечати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти,органов местного самоуправления; обязательная открытость дляобщества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе повопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либомежду законодательным (представительным) и исполнительныморганами государственной власти.9. Достоверность бюджета означает надежность показателейпрогноза социально-экономического развития соответствующейтерритории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.10. Адресность и целевой характер бюджетных средств -бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретныхполучателей бюджетных средств с обозначением направления ина финансирование конкретных целей.3.Бюджеты Российской Федерации.Консолидированный бюджет.Понятие консолидированный бюджет было включено в ЗаконРСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднениемГосударственного бюджета Российской Федерации, в которыйвходили все звенья бюджетной системы России.В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет-ной системы обеспечивается не только единой правовой базой,единством бюджетной классификации и документации, но ипредставлением необходимой статистической и бюджетной ин-формации для составления консолидированных бюджетов. В ст.165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон-солидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации — это сводбюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РоссийскойФедерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РоссийскойФедерации, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской федерации исубъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут-верждаются законодательными (представительными) органамивласти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередьстатистическим сводом бюджетных показателей, ха-рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,источникам поступления средств и направлениям их использо-вания по территории в целом Российской Федерации и отдель-ных субъектов Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации.Основные функции управления государством возложены нацентральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-приятий формируется централизованный финансовый фонд —федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,что в ведении Российской Федерации находятся федеральныйбюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-гионального развития. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения иперераспределений внутреннего валового продукта и созданного на-ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства,регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-жет возложено финансирование общегосударственных органов властии управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-цированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источни-ком финансирования структурной перестройки экономики, кон-версии предприятий военно-промышленного комплекса, развитияперспективных направлений в сфере производства, пионерногоосвоения новых территориально-производственных комплексов.Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании иразвития искусства, культуры, средств массовой информации.Доходы федерального бюджета1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которыхопределяются налоговым законодательствон РоссийскойФедерации, а пропорции их распределения в порядкебюджетного регулирования между бюджетами разныхуровней бюджетной системы Российской .федерации ут-верждаются федеральным законом о федеральном бюдже-те на очередной финансовый год;• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-женные платежи;• государственная пошлина в соответствии с законодатель-ством Российской федерации;2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:• доходы от использования имущества, находящегося в го-сударственной собственности, доходы от платных услуг,оказываемых бюджетными учреждениями, находящимисяв ведении органов государственной власти РоссийскойФедерации;• доходы от продажи имущества, находящегося в государ-ственной собственности, — в порядке и по нормативам,которые установлены федеральными законами и другиминормативными правовыми актами органов государствен-ной власти Российской Федерации;• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогови иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли-ваемых Правительством Российской Федерации;• прибыль Банка России — по нормативам, установленнымфедеральными законами;• доходы от внешнеэкономической деятельности;• доходы от реализации государственных запасов и резервов.Расходы федерального бюджета.1. В соответствии с действующим в Российской Федерациизаконодательством исключительно из федерального бюджетафинансируются следующие виды расходов (основные):• обеспечение деятельности Президента Российской Феде-рации, Федерального Собрания Российской Федерации,Счетной палаты Российской Федерации, Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации, феде-ральных органов исполнительной власти и их территори-альных органов;• функционирование федеральной судебной системы;• национальная оборона и обеспечение безопасности государства,осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;• обеспечение осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на другие уровни власти;• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;• официальный статистический учет и др.2. Кроме того, средства федерального бюджета используютсядля финансирования мероприятий регионального и местного значе-ния, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органамивласти совместно за счет средств федерального бюджета, средствбюджетов субъектов Российской Федерации и средств местныхбюджетов финансируются следующие виды расходов:• государственная поддержка отраслей промышленности,строительства и строительной индустрии, сельского хо-зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи идорожного хозяйства, метрополитенов;• обеспечение правоохранительной деятельности;• обеспечение противопожарной безопасности;• научно-исследовательские, опытно-конструкторские ипроектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч-но-технический прогресс;• обеспечение социальной защиты населения;• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох-раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-ние гидрометеорологической деятельности;• обеспечение предупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре-гионального масштаба;• развитие рыночной инфраструктуры;• обеспечение развития федеративных и национальных от-ношений;• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ-ектов Российской Федерации в соответствии с законода-тельством Российской Федерации;• обеспечение деятельности средств массовой информации;• финансовая помощь другим бюджетам;• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос-сийской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований. Федеральный бюджет является важным инструментом меж-регионального перераспределения общегосударственных средств.За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовойподдержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос-сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.Региональные бюджеты.Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-ской Федерации.В современных условиях все в большей степени региональ-ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитиерегионов, пропорциональное развитие производственной и не-производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-чительно возрастает их координационная функция в экономиче-ском и социальном развитии территорий. В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-мических и социальных процессов. Все в большей мере функ-ции регулирования этих процессов переходят от центральныхуровней государственной власти к региональным. Поэтому рольрегиональных бюджетов усиливается, а сфера их использованиярасширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводитэкономическую политику. На основе предоставления регио-нальным органам власти средств для увеличения их бюджетовосуществляется финансирование промышленности, сельскогохозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши-ряется. С помощью региональных бюджетов государство осуществ-ляет выравнивание уровней экономического и социального раз-вития территорий, которые в результате исторических, геогра-фических, военных и других условий отстали в своем экономи-ческом и социальном развитии от других районов страны. Дляпреодоления такой отсталости разрабатываются региональныепрограммы, финансируемые из региональных бюджетов.В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио-нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули-рующих доходов. Собственные доходы включают следующие региональные на-логи и сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.К собственным доходам относятся также доходы от исполь-зования имущества, находящегося в собственности субъектовРФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч-реждениями, находящимися в ведении органов государственнойвласти субъектов РФ.Регулирующие доходы включают отчисления от федеральныхналогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджетысубъектов Российской Федерации по нормативам, определен-ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред-ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий итрансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. Местные бюджеты.Местное самоуправление — обязательный компонент демокра-тического государственного строя. Оно осуществляется самим на-селением через свободно избранные им представительные органы.Для выполнения функций, возложенных на местные представи-тельные и исполнительные органы, они наделяются определен-ными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовой базой местных органов власти являются ихбюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленныеэтим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан-ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Местные бюджеты — один ид главных каналов доведения донаселения конечных результатов производства. Через них общественные фондыпотребления распределяются между отдельными группами населения. Из этихбюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслейпроизводственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности,коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являютсяважным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется вих назначении. Они выполняют следующие функции:• формирование денежных фондов, являющихся финансо-вым обеспечением деятельности местных органов власти;• распределение и использование этих фондов между от-раслями народного хозяйства;• контроль за финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятий, организаций и учреждений, подведомст-венных этим органам власти. Рост городских поселений, увеличение числа городских жи-телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одногожителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут засобой увеличение расходов городских бюджетов, темпы ростакоторых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражаетпоследствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти —разработка и осуществление планов экономического и социальногоразвития на подведомственной им территории. Увеличение числапоселений, особенно в новых районах освоения, осуществле-ние мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяй-ства и улучшению благоустройства населенных мест, влекутрасширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходовсвязано с новым строительством и с повышением уровня затратна содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительноиз местных бюджетов финансируются следующие функциональ-ные виды расходов:• содержание органов местного самоуправления;• формирование муниципальной собственности и управле-ние ею;• организация, содержание и развитие учреждений образо-вания, здравоохранения, культуры, физической культурыи спорта, средств массовой информации, других учреж-дений, находящихся в муниципальной собственности илив ведении органов местного самоуправления;• содержание муниципальных органов охраны обществен-ного порядка;• организация, содержание и развитие муниципальногожилищно-коммунального хозяйства;• муниципальное дорожное строительство и содержаниедорог местного значения;• благоустройство и озеленение территорий муниципаль-ных образований;• организация утилизации и переработки бытовых отходов(за исключением радиоактивных);4.Бюджетное планирование.Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс. Выполнение государством возложенных на него функций связано сналичием у него необходимых финансовых ресурсов, а этов свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж-ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации вбюджет этих средств и их использования возникают финансовыеотношения между государством, налогоплательщиками и полу-чателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся всоответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабаты-ваемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и тер-риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной,ценовой и других областях финансов. Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий имероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовыхотношений для выполнения ими своих функций и управлениюбюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определениецелей и задач в области финансов, разработку механизма моби-лизации денежных средств в бюджет, выбор направлений ис-пользования бюджетных средств, управление финансами и бюд-жетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и со-циальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главнымобразом в ходе работ, производимых органами власти по моби-лизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд-жетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органоввласти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли-тики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс. Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре-деляется в Бюджетном послании Президента Российской Федера-ции Правительству Российской Федерации. На территориальномуровне она определяется решениями соответствующих органоввласти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых иналоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования(Банк России), контрольно-счетных органов (контрольнр-счетныепалаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера-ции, другие контрольные органы исполнительнойвласти). В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время со-вершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 январяпо 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным го-дом. Продолжительность бюджетного процесса значительнобольше бюджетного периода, так как в бюджетный процессвключается время, необходимое для бюджетного планирования,последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюд-жетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участни-ков бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.Такими полномочиями наделены:• органы представительной и исполнительной власти;• финансовые и налоговые органы;• органы денежно-кредитного регулирования и органы го-сударственного финансового контроля;• главные распорядители бюджетных средств и распоряди-тели бюджетных средств;• государственные целевые внебюджетные фонды. Представительные органы власти рассматривают и утвер-ждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное фи-нансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесе-ние проектов бюджетов на рассмотрение представительных ор-ганов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-полнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с ПравительствомРоссии разрабатывает и представляет на рассмотрение Государ-ственной Думы основные направления денежно-кредитной по-литики государства, обслуживает денежные счета КазначействаРоссийской Федерации, счета государственных целевых вне-бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядитель бюджетных средств — это органисполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств,имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям,доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждаетим сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы,осуществляет контроль за рациональным, целевым использованиембюджетополучатслсм бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительнойвласти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит доних уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов ирасходов бюджетополучателей, контролирует целевоеиспользование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, соз-данная органом исполнительной власти для осуществления функцийнекоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядкеиз бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РоссийскойФедерации, контрольно-счетные палаты субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований) осуществляют кон-троль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджет-ных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнениибюджетов и внебюджетных фондов. Все перечисленные выше органы власти и учреждения явля-ются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процессвключает:• сводное финансовое планирование и прогнозирование;• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;• исполнение бюджета в течение бюджетного года;• анализ и контроль исполнения бюджета.Составление проектов бюджетов. Следующий этап бюджетного планирования — процесс со-ставления проекта бюджета. Главная задача разработки проектабюджета — определение объема денежных средств, централи-зуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,возложенных на органы государственной власти и органы мест-ного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогно-зом экономического и социального развития государства и тер-ритории. Составление проекта бюджета является прерогативой Прави-тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла-сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо-ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми-нистерством финансов РФ и территориальными финансовымиорганами. Для составления проекта бюджета Министерство финансовРФ и территориальные финансовые органы должны быть обес-печены необходимой информационной базой, которая поступаетим от соответствующего правительства, статистических, налого-вых органов и других учреждений. Главным источником инфор-мации для составления проекта бюджета служит прогноз социаль-но-экономического развития государства или территории, кото-рый в свою очередь разрабатывается на основе данных экономи-ческого и социального развития за отчетный период, тенденцийразвития на планируемый год и других показателей. При разра-ботке проекта бюджета учитываются также основные положенияфинансово-бюджетной политики, принятой на соответствующийплановый период. Проект федерального бюджета разрабатывается Министерст-вом финансов РФ по поручению Правительства РФ. Работа надпроектом бюджета начинается за двенадцать месяцев до началапланируемого года. В задачу Министерства финансов входит разработка:• проекта федерального бюджета;• проектировок основных показателей федерального бюд-жета на среднесрочную-перспективу, которые разрабаты-ваются на базе среднесрочной программы ПравительстваРоссийской Федерации, среднесрочного прогноза соци-ально-экономического развития России и сводного фи-нансового баланса;• проекта федерального закона о федеральном бюджете напланируемый год. В основу разработки проекта федерального бюджета закла-дываются направления планируемой финансово-бюджетной по-литики, определенной в Бюджетном послании Президента РФПравительству Российской Федерации» и показатели разработанногоМинистерством экономики РФ прогноза социально-экономического развитияРоссии на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогнозасоциально-экономического развития России, показателей сводного финансовогобаланса. Кроме того, используются показатели денежной программы,составляемойЦентральным банком Российской Федерации, и показателидолгосрочных федеральных целевых программ, перечень кото-рых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных исреднесрочных прогнозов социально-экономического развитиястраны. 1) На первой стадии формирования проекта бюджета феде-ральными органами исполнительной власти разрабатываютсясценарные условия экономического и социального развития на пла-нируемый год, в которых отражены главные макроэкономиче-ские показатели и материалы для уточнения параметров средне-срочного прогноза экономического и социального развитиястраны. После одобрения Правительством РФ этих сценарных усло-вий Министерство финансов РФ разрабатывает основные харак-теристики доходов и расходов федерального бюджета на плани-руемый год и проектирования размеров основных доходов ирасходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных раз-мерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработнойплаты работников бюджетной сферы и пенсий в планируемомгоду и на среднесрочную перспективу. Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрениеПравительства РФ. После их принятия Правительством онимогут быть представлены в Совет Федерации и ГосударственнуюДуму по их запросу. Затем Министерство финансов РФ направляет основныехарактеристики по доходам и расходам федерального бюджета фе-деральным органом исполнительной власти, а также доводит доорганов исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции методику формирования межбюджетных отношений Рос-сийской Федерации с субъектами Российской Федерации наплановый год и среднесрочную перспективу. 2) На второй стадии разработки федерального бюджета феде-ральными органами исполнительной власти производится рас-пределение предельных объемов бюджетных средств по показа-телям бюджетной классификации, также адресное распределе-ние финансовых ресурсов между главными распорядителямибюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ оп-ределяет федеральные целевые программы, подлежащие финан-сированию, и согласовывает объемы их финансирования в пла-новом году и в среднесрочной перспективе. Для проведения работы по составлению проекта бюджета вМинистерстве финансов РФ используются материалы, расчеты иобоснования, поступающие от субъектов Российской Федера-ции, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти мате-риалы сначала анализируются специалистами, закрепленными засоответствующими министерствами. В ходе анализа уточняютсярасчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетовтерриторий, выявляются возможности мобилизации дополни-тельных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесен-ными поправками рассматриваются у руководителей департа-ментов Министерства, а затем направляются в бюджетный де-партамент, который рассматривает представленные расчеты,вносив в них в случае необходимости поправки и направляет нарешение руководства Министерства финансов РФ. В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласияпо показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этимпоказателям выносятся на рассмотрение Межведомственной пра-вительственнойкомиссии. Все работы по подготовке и согласованию с федеральнымиорганами исполнительной власти показателей проекта феде-рального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектовзаконодательных актов и др.) должны быть завершены до15 июля года, предшествующего планируемому. После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствамии субъектами Федерации бюджетный департамент Министерствафинансов РФ составляет окончательный проект федеральногобюджета, который представляется в Правительство РоссийскойФедерации. Проекты территориальных бюджетов составляются финансо-выми органами субъектов Российской Федерации и муници-пальных образований. Для составлении проектов бюджетов территориальные фи-нансовые органы имеют право на получение информации нетолько от территориальных органов исполнительной власти, нои от вышестоящих финансовых органов. Финансовые органы субъектов Российской Федерации полу-чают из Министерства финансов РФ следующие материалы:• предполагаемые изменения налогообложения;• расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объе-мы передаваемых соответствующих средств;• порядок формирования Фонда финансовой поддержкисубъектов РФ и распределение его средств;• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъек-там РФ. Финансовые органы муниципальных образований получаютот финансовых органов субъектов Российской федерации сле-дующие материалы:• предполагаемые изменения отчислений по закрепленнымза местными бюджетами доходам;• порядок формирования регионального фонда финансовойподдержки муниципальных образований и распределениеего средств;• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче мест-ным, бюджетам. Порядок организации и проведения работ по составлениюпроекта территориального бюджета аналогичен работам, прово-димым в Министерстве финансов РФ. В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае не-сбалансированности доходов и минимально необходимых расхо-дов территориальных бюджетов территориальный исполнитель-ный орган власти представляет в вышестоящий исполнительныйорган власти необходимые расчеты для обоснования размеровнормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций,субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передачеиз вышестоящего бюджета, а также данные об изменении соста-ва объектов, подлежащих бюджетному финансированию. Исполнительный орган субъекта Федерации имуниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный органвласти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящиморганом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этимвопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органевласти.Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляе-мом протоколе, в котором содержатся обоснование предложе-ний и обоснование отказа. В случае необходимости решенияэтих вопросов на паритетных началах создается согласительнаякомиссия, решение которой доводится до сведения ниже-стоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное ре-шение принимается вышестоящим представительным органомвласти. Кроме составления проекта бюджета на планируемый год,исполнительные органы власти субъектов Федерации и муници-пальных образований в целях составления консолидированногобюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансо-во-бюджетной политики государства должны подготовить ипредставить в вышестоящий орган исполнительной власти сле-дующие документы и материалы:• прогноз социально-экономического развития субъектаРоссийской Федерации и муниципального образованияна очередной год;• основные направления бюджетной и налоговой политикисубъекта Российской Федерации и муниципального обра-зования на очередной год;• прогноз сводного финансового баланса по территориисубъекта Российской Федерации и муниципального обра-зования на очередной год;• прогноз консолидированного бюджета субъекта Россий-ской Федерации на очередной год;• адресную инвестиционную программу на очередной год;• программу приватизации государственных предприятийна очередной год. Дополнительно к этим материалам исполнительные органысубъектов Российской Федерации подготавливают:• структуру внутреннего долга субъекта Российской Феде-рации и программу внутренних заимствований, преду-смотренных на планируемый год для финансированиядефицита бюджета субъекта Российской Федерации;• программу предоставления гарантий исполнительногооргана субъекта Российской Федерации на планируемыйгод;• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Рос-сийской Федерации за текущий год.5.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнение бюджета).Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов,органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносятпоправки и дополнения. Правительство Российской Федерации до 15 августа года,предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетовгосударственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса иматериалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год. После изучения этих документов и работы с ними Правительствовносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете напланируемый год. Вместе с этим проектом Правительство вносит вГосударственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственныхфедеральных внебюджетных фондов, и другие проекты, реализация которыхтребует осуществления расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджетена планируемый год. Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступившихматериалов по проекту бюджета проводится депутатами совместно сприглашаемыми для этой работы экономистами, учеными, представителямиминистерств, ведомств, которые готовят заключения по разделам проектабюджета, вносят предложения по доходам и расходам. Проект федерального закона о федеральном бюджете напланируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство РФ, если состав представленных материалов не соответствует требованиямзаконодательных документов о бюджете. Доработанный проект вновь поступает на рассмотрение Совета ГосударственнойДумы. Затем проект направляется Президенту, в Совет Федерации,комитеты Государственной Думы для внесения замечаний, предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. После этого проект бюджета с замечаниями и предложениямидепутатов выносится на обсуждение Государственной Думы.Исполнение бюджета. Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процессадействия по мобилизации и использованию бюджетных средств, впроцессе исполнения которых участвуют органы исполнительнойвласти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения.юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет,получатели бюджетных средств. Исполнение бюджета основано на следующих принципах:1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех по-ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществлениевсех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределахфактического наличия средств на едином бюджетном счете. Исполнение бюджета начинается после его утверждения ор-ганом представительной власти. В финансовых органах готовит-ся организационный план, в котором предусматриваются задачиподразделений каждого финансового органа по обеспечениювыполнения бюджета. Далее проводится работа по покварталь-ному распределению бюджета, направленная на равномернуюмобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечениеденежными средствами мероприятий, финансируемых из бюд-жета. В финансовом органе на основании показателей бюджета со-ставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утвер-ждается исполнительным органом власти. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащийдетальные показатели доходов, средств заимствований и расходовутвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификациейпо срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетныхсредств, и направляется для сведения в органы представительной власти иконтрольно-счетные органы. Роспись доходов и расходов составляется по каждому глав-ному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам,главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатыва-ется на основании; балансов доходов и расходов, смет расходовбюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходовбюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей вбюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий,предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами набюджетных счетах по зачислению доходов бюджета И платежам за счетбюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального ка-значейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счетбюджета. Исполнение бюджета по расходам означает обеспечении фи-нансирования мероприятий, предусмотренных росписью расхо-дов, и имеет ряд этапов. 1)Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до рас-порядителей и получателей бюджетных средств. На основаниибюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утвержденияФинансовый орган и главные распорядители бюджетных ассиг-нований на период действия утвержденного бюджета доводятобъемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядитсялями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и по-лучателей через федеральное казначейство посредством пред-ставления утвержденного распределения средств федеральногобюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюд-жетов). 2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателямиправо предъявления требования к бюджету. На основании доведен-ных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обяза-тельств они имеют право принятия обязательств на осуществлениерасходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансо-вым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджет-ных обязательств получатель средств бюджета обладает правомосуществления закупок, начисления установленных денежныхвыплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обяза-тельств при осуществлении закупок оформляется соответствую-щими договорами с поставщиками продукции, исполнителямиработ и услуг. 3) Подтверждение а выверка исполнения бюджетных обяза-тельств. Расходование бюджетных средств не может быть про-изведено без завершения исполнения бюджетных обязательсхв.Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый органдокументы, подтверждающие реализацию бюджетных обяза-тельств. 4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обяза-тельствам. Расходование бюджетных средсте осуществляется вформе списания денежных средств бюджетных счетов в целяхисполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юриди-ческих и физических лиц. Основанием для расходования бюд-жетных средств является платежный документ, оформленный впорядке, установленном финансовым органом. При этом объемрасходуемых бюджетных средств не может превышать испол-ненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма де-нежных средств, списанных с бюджетного счета в целях испод-нения платежного обязательства, представляет собой кассовыйбюджетных расход. В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское ис-полнение федерального бюджета. Для его осуществления в соста-ве Министерства финансов РФ образовано Федеральное казна-чейство. Основные функции Федерального казначейства в бюджетномпроцессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за сто исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.При казначейском исполнении федерального бюджета реги-страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня-тия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осу-ществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осу-ществление платежей от имени бюджетополучателей возлагают-ся на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:• отражения Федеральным казначейством всех операций исредств федерального бюджета в системе балансовых счетов;• централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федераль-ного бюджета;• совершения Федеральным казначейством всех кассовыхопераций с использованием единого счета и управленияэтим счетом. Кассовое исполнение федерального бюджета РоссийскойФедерации возлагается на Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право открытия изакрытия счетов федерального бюджета, а также определения ихрежима. ЕДИНЫЙ счет федерального бюджета — он же единыйсчет Федерального казначейства находится в Центральном банкеРоссийской Федерации. Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходамвключает:• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже-та на единый счет Федерального казначейства;• распределение в соответствии с утвержденным федераль-ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;• возврат излишне уплаченных сумм доходов;• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо-дах федерального бюджета в соответствии с Бюджетнойклассификацией. Исполнение расходов федерального бюджета предусматриваетосуществление процедур санкционирования и финансированияэтих расходов. Санкционирование расходов федерального бюджета включает всебя:• утверждение и доведение бюджетных ассигнований изфедерального, бюджета;• утверждение и доведение лимитов обязательств феде-рального бюджета;• принятие обязательств федерального бюджета;• подтверждение платежных обязательств федерального бюд-жета. Финансирование расходов федерального бюджета осуществляетсяФедеральным казначейством. Действия по финансированию расходов такжевключают разрешение на формирование платежного документа и осуществлениесамого платежа. Федеральное казначейство может также осуществлять испол-нение территориальных бюджетов при заключении бюджетныхсоглашений между органами Федерального казначейства и тер-риториальными органами власти. В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величинырасходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными вуведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя можетбыть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главнымраспорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий. Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнова-ний — невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижениепоступлений доходов бюджета или источников покрытия дефи-цита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденнымбюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, торуководитель финансового органа вправе самостоя-тельно принять решение и ввести режим сокращения рас-ходов. При этом в решении о введении режима сокращения рас-ходов должны быть указаны Дата, с которой вводится режим со-кращения, а также размеры сокращения. Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижениепоступлений доходов бюджета или источников покрытиядефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвер-жденным бюджетом финансированию расходов не более чем на10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение иввести режим сокращения расходов. При этом в решении о вве-дении режима сокращения расходов должны быть указаны дата,с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокра-щения, В этом случае сокращение расходов осуществляется водной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджете-получателей, а также объектов, включенных в адресную инве-стиционную программу. Решения о сокращении расходов обнародуются в источникеофициального опубликования нормативных актов либо доводят-ся до всеобщего сведения в порядке, установленном закономсубъекта Российской Федерации или решений муниципальныхобразований. Уведомления распорядителей и получателей бюд-жетных средств о режиме сокращения расходов бюджета произ-водятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения. В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходитснижение поступлений в бюджет, что может привести к непол-ному финансированию по сравнению с утвержденным бюдже-том более чем на 10% от годовых назначений, то исполнитель-ный орган власти должен представить представительному органувласти проект закона об изменениях и дополнениях в закон обюджете. Представительный орган власти рассматривает указан-ный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Еслиэтот законопроект не принимается в указанный срок. то испол-нительный орган имеет право на пропорциональное сокращениерасходов бюджета впредь до принятия законодательного реше-ния по данному вопросу. При перевыполнении плана по доходам дополнительно по-лученные средства могут направляться финансовым органом науменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокра-щающие долговые обязательства бюджета, без внесения измене-ний и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этомподготавливается и утверждается дополнительная бюджетнаяроспись. Во всех Других случаях финансирование расходов сверхутвержденного бюджета осуществляется после внесения измене-ний и дополнений в утвержденный бюджет. Главный распорядитель бюджетных средств также может пе-ремещать ассигнования между бюджетополучателями в пределахсвоей компетенции но не более 5% от объема ассигнований,доведенных бюджетополучателю. Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюд-жетных средств в расчете на финансовый год могут отличатьсяот утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ас-сигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетныхассигнований. В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого от-дельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могутотличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюд-жетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденныхбюджетных ассигнований. Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюд-жета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все опера-ции регистрируютсй в бюджетном учете, организуемом и осуще-ствляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется наоснове плана счетов бюджетного учета в обособленных регист-рах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливает-ся Правительством Российской Федерации. Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчет-ность. Отчетность об исполнении бюджета может быть опера-тивной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации. Единство отчетности об исполнениибюджета основывается на единстве структуры, единообразииформ и показателей, сроков ее формирования и предоставления. Бюджетный контроль. Контроль за исполнением бюджета — важный этап бюджетного про-цесса, осуществляемый представительными органами власти. СчетнойПалатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами наместах, финансовыми и налоговыми органами. Две формы коитроля за исполнением бюджета. В РоссийскойФедерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы— парламентский и административный. Парламентский контроль осуществляется соответствующимипредставительными органами. Он предполагает:• право соответствующих представительных органов властина получение от органов исполнительной власти необхо-димых сопроводительных материалов при утвержденийбюджета;• право соответствующих представительных органов властина получение от органов, исполняющих бюджеты опера-тивной информации об исполнений бюджета;• право соответствующих представительных органов властина утверждение (неугвсрждение) отчета об исполнениибюджета;• право создавать собственные контрольно-счетные органы(Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъек-тов Российской Федерации и местного самоуправления),для проведения внешнего аудита бюджетов;• право вынесения оценки деятельности исполнительныхорганов по исполнению бюджетов. Административный контроль осуществляется Министерством ФинансовРоссийской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовымиорганами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главнымираспорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетныхучреждений. Административный контроль предполагает:•право проведения проверок главных распорядителей иполучателей бюджетных средств;• право получения информации, необходимой для контро-ля за соблюдением бюджетного законодательства;• право требовать устранения выявленных нарушенийбюджетного законодательства;• право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законо- дательства, оформлять документы, являющиеся основа-нием для наложения мер ответственности. 1) Казначейство Российской Федерации осуществляет кон-троль за операциями с бюджетными средствами главных распо-рядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетныхсредств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, другихучастников бюджетного процесса. 2) Министерство финансов Российской Федерации осущест-вляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, рас-порядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может такжеосуществлять аудит бюджетов субъектов Российской Федерациии местных бюджетов в части средств, получаемых ими из феде-рального бюджета. 3) Министерство финансов Российской федерации органи-зует финансовый контроль и аудит юридических лиц - получа-телей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджет-ных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций. 4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации иместного самоуправления осуществляют контроль за операция-ми с бюджетными средствами главных распорядителей бюджет-ных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополу-чателей, уполномоченных банков, других участников бюджет-ного процесса. 5) Главные распорядители бюджетных средств осуществляютконтроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевогоиспользования бюджетных средств, своевременного их возвратаи предоставления отчетности. Главные распорядители бюджет-ных средств проводят аудит казенных предприятий. 6) Контроль за исполнением федерального бюджета осущест-вляют Совет Федераций и Государственная Дума ФедеральнбгоСобрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счет-ная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Феде-рации и Государственной Думы она проводит в министерствах,ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов,связанных с формированием и исполнением доходной части фе-дерального бюджета и использованием бюджетных средств. ВСовет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартальнопредставляются отчеты о ходе исполнения федерального бюдже-та и дается ежегодное заключение по Отчету Правительства РФоб исполнении бюджета.6.Расходы бюджета: планирование и финансирование. Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на-зываются бюджетными. Выделению средств этим учреждениямпредшествует бюджетное планирование. Основные методы планирования бюджетных расходов:• программно-целевой;• нормативный. Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю-чается в системном планировании выделений бюджетныхсредств в соответствии с утвержденными целевыми программа-ми, составляемыми для осуществления экономических и соци-альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсовспособствует соблюдению единого подхода к формированию ирациональному распределению фондов финансовых ресурсов поконкретным программа и проектам, и их концентрации и целе-вому использованию, улучшению контроля. Все это повышаетуровень эффективности освоения средств. В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджет-ного планирования и финансирования неуклонно расширяется.Этому способствуют разработка и осуществление многих феде-ральных и региональных экономических, социальных, экологи-ческих и других программ. Следует полагать, что в перспективеэтот метод будет находить все более широкое распространение. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятийи проектов, определяется на основе сметного порядка планиро-вания и финансирования. В основе расчетов смет бюджетныхучреждений лежат объемные показатели деятельности (числокоек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), времяфункционирования учреждений и финансовые нормы. При пла-нировании мероприятий по социальной защите населения(пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.7.Целевые бюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень междубюджетной формой перераспределения средств и внебюджет-ной. Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г.когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее вне-бюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого ис-точника финансирования отдельных государственных расходов,и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступления-ми средств. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники ицелевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет всепрочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджетпридает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности какограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданнойстоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете болеесущественно с позиции изменения перераспредели-тельной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или кон-солидации в бюджет. Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, ипрежде всего таких, как распыление государственных средств и ослаблениегосударственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда,случай нецелевого использованийсредств является нередким и для бюджетных средств. В свою оче-редь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к ихиспользованию на другие нужды, не связанные с целевым характе-ром средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целе-сообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причи-на тому — нецелевое использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог Представляется, что использование всех трех форм организа-ции государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюд-жетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной вдинамично меняющихся условиях переходного периода весьмаактуально, а несоблюдение финансового законодательства недолжно быть фактором, определяющим форму функционирова-ния государственных финансов. Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджетене постоянен. Так, в бюджет на 1999г. включены сле-дующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы спреступностью, развитая таможенной системы, воспроизводстваминерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водныхобъектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводстваводных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФпо атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ поналогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ.Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюд-жетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появ-лением целевых источников. Чаще всего это платежи за использо-вание какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так,появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождаетсявведением налога на водопользователей и платы за пользованиеводными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном ко-дексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектамиживотного мира и водными биологическими ресурсами. Операции по средствам этих фондов (за исключениемсредств дорожного фонда), включенных в состав федеральногобюджета, проводятся только через органы Главного управленияФедерального казначейства Министерства финансов РФ. Дляучета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главномуправлении Федерального казначейства открываются специаль-ные бюджетные счета, управление которыми осуществляютуполномоченные государственные органы.8.Финансовая помощь субьектам федерации и муниципальным образованиям. Согласно принятому законодательному акту, регламентирующемураспределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественномотношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налогитерриториальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целомместных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселко-вых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%. Однако нагрузка на территориальные бюджеты постояннорастет, что обусловлено не только тенденцией к передаче с фе-дерального на территориальные бюджеты многих расходов пофинансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удоро-жается содержание этих объектов и возрастают затраты, связан-ные с социальной защитой населения. Финансовая помощь территориям в Российской Федерацииосуществляется несколькими методами (формами).1. Основной способ передачи средств из вышестоящих бюд-жетов нижестоящим — отчисления в процентах от налогов, за-крепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовойпомощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ,основные из которых — единство бюджетных источников длявсех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уров-ней в их мобилизации.2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточногоналогового потенциала и поэтому не имеется возможности от-регулировать территориальные бюджеты за счет отчислений отналогов, использует




Похожие:

Бюджетное устройство Российской экономики iconБюджетное устройство Российской Федерации Бюджетное устройство
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов,...
Бюджетное устройство Российской экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет Высшая школа экономики
Изучаются принципы работы с цифровой видеокамерой, устройство и использование современного светового и звукового оборудования
Бюджетное устройство Российской экономики iconБюджетное устройство Российской Федерации и проблемы его совершенствования

Бюджетное устройство Российской экономики iconБюджетное устройство Российской Федерации и проблемы его совершенствования
Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации
Бюджетное устройство Российской экономики iconСодержание стр. Введение Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Бюджетное устройство Российской экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Бюджетное устройство Российской экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Бюджетное устройство Российской экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Одобрена на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики
Бюджетное устройство Российской экономики iconИ бюджетное устройство РФ 4
Бюджетный кодекс Российской Федерации (бк рф) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных...
Бюджетное устройство Российской экономики iconИ бюджетное устройство российской федерации 4
Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы