Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы icon

Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы



НазваниеТема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы
Дата конвертации20.07.2012
Размер170,91 Kb.
ТипРуководство
скачать >>>

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


ЗАНЯТИЕ №1.


Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы.

Цель занятия: Формирование представлений о структурно-функциональной организации ЦНС, рефлекторном принципе ее деятельности.


Вопросы для самоподготовки

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Физиологические свойства и функции нейронов, глии. Гематоэнцефалогичесий барьер.

  2. Синаптическая организация ЦНС. Виды синапсов, характеристика медиатров. Механизмы формирования ВПСП, ТПСП.

  3. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС. Межнейронные взаимодействия.

  4. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение различных форм торможения.

  5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминаты.

  6. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  7. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС (понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце). Рефлекс и функциональная система. Классификация рефлексов.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации.

  1. Вызвать сгибательный рефлекс на действие раздражителя (опыт на спинальной лягушке).

  2. Определить время рефлекса в зависимости от силы раздражителя (по Тюрку).

  3. Произвести анализ рефлекторной дуги сгибательного рефлекса путем последовательного выключения отдельных его звеньев.

  4. Проделать опыт, демонстрирующий центральное торможение (И.М. Сеченов).



Литература:

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В.М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 62-65, стр. 66-91.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 39-43, 45-46, 48-50, 52-54.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под. ред. Н.А. Агаджаняна, А.В. Коробкого. Изд. «Высшая школа». М.,1983, стр. 177-179, 181-184.

  4. Методические рекомендации кафедры. Часть I. Ставрополь, 1998.


Контрольные вопросы


  1. В чем заключается преимущество нервной регуляции функций по сравнению с гуморальной?

  2. Какой принцип лежит в основе деятельности ЦНС? Нарисуйте схему его реализации.

  3. Какие нейроны называются полисенсорными? Какие процессы обуславливают их сложную интегративную функцию?

  4. От чего зависит время рефлекса?

  5. Какая форма торможения лежит в основе регуляции деятельности мыщц-антагонистов?



ЗАНЯТИЕ №2.


Тема: Физиология спинного мозга, структур ствола мозга, участие их в регуляции мышечного тонуса, движений.

Цель занятия: Формирование представлений о физиологической роли спинного, продолговатого, среднего мозга, центральных механизмах регуляции мышечного тонуса.


Вопросы для самоподготовки


  1. Нейронная и синаптическая организация спинного мозга, его функции.

  2. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Клинически важные рефлексы спинного мозга.

  3. Участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса, роль гамма-эфферентной системы в этих процессах.

  4. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса.

  5. Структурно-функциональная организация среднего мозга.

  6. Ретикулярная формация, ее функции.

  7. Нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации на структуры ЦНС.

  8. Системы мозга, участвующие в организации тонических рефлексов. Значение установочных и выпрямительных рефлексов в координации двигательных реакций организма (см. таблицу)



Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положение тела в пространстве).



  1. Статические рефлексы проявляются при изменении положения, не связанного с перемещением тела:

Рефлексы позы

Выпрямительные рефлексы

Возникают

при изменениях положения головы по отношению к туловищу в пространстве:

с рецепторов лабиринтов,

с проприорецепторов мышц шеи и сухожилий.

при нарушении нормальной позы:

выпрямление головы (с рецепторов лабиринтов), выпрямление туловища

(с рецепторов мышц шеи, кожи, туловища, с рецепторов сетчатки глаза).


Направлены

на сохранение нормальной позы при угрозе ее нарушения

на восстановление нормальной позы в условиях ее нарушения

Выражаются

в перераспределении мышечного тонуса разгибателей, предотвращающем нарушение равновесия.

в последовательном восстановлении нормального положения головы и всего тела в пространстве.




  1. Стато-кинетические рефлексы проявляются при ускорениях прямолинейного и вращательного движений.




Рефлексы при вращении тела

Рефлексы при прямолинейном движении в вертикальном направлении.

Возникают

при вращении тела в пространстве (с лабиринтов полукружных каналов)


при быстром подъеме и спуске – лифтные рефлексы.

при приземлении – рефлексы приземления

(с рецепторов лабиринтов, отолитового аппарата и полукружных каналов).

Направлены

На сохранение положения тела в пространстве при вращательном движении

На сохранение положения тела в пространстве при подъеме, спуске и приземлении

Выражаются

В изменениях тонуса мышц головы и глаз (нистагм глаз, головы), а так же туловища и конечностей

При подъеме – в сгибании и последующем разгибании головы, туловища и конечностей; при спуске – в обратной последовательности тех же реакций; при приземлении – конечности принимают положение, способное поддержать равновесии тела при встрече его с землей.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Наблюдать явление спинального шока на лягушке.

  2. Изучить различные спинальные (на лягушке) и сухожильные рефлексы (на человеке).

  3. В опытах на морской свинке пронаблюдать рефлексы позы при изменении положения головы по отношению к туловищу (демонстрация).

  4. Изучить выпрямительные и установочные рефлексы при изменении положения головы в пространстве (демонстрация)

  5. Наблюдать нарушения статических рефлексов после выключения вестибулярного аппарата (опыт на морской свинке).



Методические указания к заданию № 3

Наблюдают на морской свинке постановку тела в норме: конечности согнуты и приведены к туловищу; голова, шея и туловище находятся на одной прямой. При насильственном поднимании головы вверх передние конечности вытягиваются, передняя часть тела поднимается и активно следует за движениями головы. Если положить животное на спину, то все 4 его конечности находятся в полусогнутом состоянии. При повороте головы вправо по горизонтальной оси правые конечности вытягиваются, левые сгибаются, при приведении головы в прежнее состояние конечности также принимают исходное положение.

Если взять животное за задние конечности и опустить его головой вниз, то, несмотря на изменение положения тела, голова будет сохранять нормальное положение – теменем вверх.


Методические указания к заданию № 4

Посадить морскую свинку на доску и быстро опускать ее, конечности животного выпрямляются. При быстром подъеме доски конечности сгибаются (лифтный рефлекс).

При быстром опускании животного передние конечности вытягиваются, как бы приготавливаясь к прыжку (рефлекс подготовки к прыжку).


Методические указания к заданию № 5

У морской свинки выключают один из лабиринтов. Для этого, положив животное на бок, вливают ему в наружный слуховой подход несколько капель хлороформа и удерживают в этом положении в течение 3-5 минут. Через несколько минут животное начинает поворачивать голову. При попытке вернуть голову в нормальное положение встречаем сопротивление со стороны сокращающихся мышц шеи. Изменяется поза животного и распределение тонуса мышц конечностей. Отмечают появление нистагма и манежных движений. Исследуют шейные и лабиринтные рефлексы поддержания и изменения позы. Обращают внимание на положение глаз при насильственном удержании головы в нормальном положении.

Вливанием хлороформа в другое ухо выключают второй лабиринт. При этом восстанавливается симметрия в распределении тонуса и утрачиваются лабиринтные рефлексы. При опускании животного головой вниз, голова уже не принимает нормального положения – теменем вверх.


Литература:

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В.М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 92-105.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 54-55, 57-58, 60-65.

  3. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под. ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. Изд. «Медицина». М., 1988, стр. 106-114.

  4. Методические рекомендации кафедры. Часть I. Ставрополь, 1998.



Контрольные вопросы

  1. Почему спинальные животные не могут поддерживать нормальную позу?

  2. Какие нейроны спинного мозга участвуют в осуществлении вегетативных рефлексов?

  3. Какое влияние на ядро Дейтерса оказывает красное ядро и как это влияние отражается на тонусе мышц мышц-экстензоров?

  4. Почему продолговатый мозг является жизненно важной структурой мозга? Какие центры расположены в нем?

  5. В какой последовательности совершаются выпрямительные рефлексы у кошки в воздухе при падении спиной вниз?

  6. В чем заключается суть и физиологическое значение зрительного нистагма при изменении скорости движения животного?

  7. У собаки 2 месяца тому назад удален мозжечок. Какие изменения, симптомы нарушения двигательной функции можно обнаружить у этого животного?



ЗАНЯТИЕ №3.


Тема: Физиология структур промежуточного мозгамозжечка, базальных ганглиев, коры больших полушарий.

Цель занятия: Сформировать представление о структурно-функциональной организации мозжечка, промежуточного, конечного мозга, интегративной деятельности этих отделов ЦНС.


Вопросы для самоподготовки:

  1. Морфо-физиологическая характеристика мозжечка. Симптомы частичного и полного удаления мозжечка, его роль в регуляции моторных и вегетативных функций организма.

  2. Таламус – коллектор аферентных путей. Функциональная классификация его ядер, их роль в интегративной деятельности мозга.

  3. Гипоталамус – высший подкорковый вегетативный центр интеграции соматических, вегетативных и эндокринных функций организма. Его роль в формировании мотивационно-эмоционального поведения.

  4. Структурно-функциональная организация лимбической системы мозга, ее роль в саморегуляции вегетативных функций, в сохранении вида и индивидуума, механизмах памяти.

  5. Базальные ганглии, их участие в формировании мышечного тонуса сложных программ. Синдром Паркинсона, роль дофаминергических путей в его генезе.

  6. Современные представления о структурно-функциональной организации коры больших полушарий. Функциональная организация корковых областей.

  7. Полифункциональность, пластичность корковых областей. Понятие о функциональной асимметрии у человека.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Наблюдать нарушения мышечного тонуса, позы у лягушки после одностороннего разрушения мозжечка (демонстрация).

  2. Проделать мозжечковые пробы на человеке.



Методическое указание к заданию №1

У лягушки вскрывают черепную коробку. Для этого сначала делают поперечный разрез кожи немного позади носовых отверстий, затем латерально с обеих сторон на 1,5-2 см кзади, кожный лоскут отрезают. Таким же поперечным разрезом рассекают тонкую костную покрышку, для чего кончик лезвия ножа вводят в полость черепа, скользя по внутренней поверхности кости, чтобы не поранить мозг, и рассекают кость возможно латеральнее с каждой стороны. Затем поперечным разрезом удаляют этот костный отрезок. Тщательно останавливают кровотечение ватным тампоном, тонким скальпелем перерезают мозжечок вдоль и одну половину вырезают. После операции лягушке дают 5-ти минутных отдых и наблюдают за ее поведением. Прежде всего,отмечают изменение позы животного при спокойном положении. Лягушка сидит, наклонив голову и изогнув туловище в сторону повреждения. При прыжке она иногда переворачивается в воздухе и падает на спину. При этом, прыгая или переползая, она движется не по прямой линии, а по кругу, т.е. осуществляя манежные движения.


Методические указания к заданию №2

Мозжечковые пробы

  1. Поза Ромберга (статическая). Поставить пятки и носки вместе, закрыть глаза, вытянуть руки, раздвинуть пальцы.

  2. Пальце-носовая проба. Вначале с открытыми, а потом с закрытыми глазами указательным пальцем левой и правой руки попадают в кончик носа.

  3. Дизметрия. В позе Ромберга опустить одну руку, затем поднять ее до уровня второй. Проба проводится с закрытыми глазами.

  4. Адиадохокинез. Кисти вытянутых рук быстро вращают. При поражении мозжечка движения будут асинхронными.



Литература:

    1. Нормальная физиология под ред. профессора В.М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 105-118.

    2. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под. ред. Г.И.

Косицкого, В.А. Полянцева. Изд. «Медицина». М., 1988, стр. 116-117.



    1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 58-60.

    2. Методические рекомендации кафедры. Часть I. Ставрополь, 1998.



Контрольные вопросы

      1. Повреждение какой структуры мозга дает симптом болезни Паркинсона?

      2. От специфических и неспецифических ядер таламуса в коре больших полушарий направляются нервные волокна. Чем отличается ход этих волокон?

      3. При раздражении какой структуры мозга наблюдается расширение зрачков и глазных щелей, учащение сердцебиения, сужение сосудов и повышение артериального давления, а также увеличивается уровень адреналина, норадреналина в крови, тормозится моторная функция желудка и кишечника?

      4. При раздражении каких ядер гипоталамуса наблюдается у кошки ярко выраженная реакция мнимой ярости, резко увеличивается потребность в воде, возникает жажда?

  1. При раздражении каких ядер гипоталамуса наблюдается у

кошки ярко выраженная реакция мнимой ярости, резко увеличивается потребность в воде, возникает жажда.

  1. При раздражении каких ядер гипоталамуса наблюдается у кошки ярко выраженная реакция мнимой ярости, резко увеличивается потребность в воде, возникает жажда?

  2. Какая система мозга оказывает на кору больших полушарий восходящее активирующее влияние, в чем это проявляется на ЭЭГ?

  3. Раздражая электроды, вживление в мозг, во время глубокого сна, кошка пробуждается, одновременно регистрируются изменения на ЭЭГ. В какие структуры мозга вживлены электроды? Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ во время сна у кошки и при пробуждении? Кто впервые провел этот эксперимент?

  4. Какой из медиаторов выполняет тормозную функцию на уровне спинного мозга, в синапсах головного мозга? Какие еще медиаторы вам известны?



ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Нервная регуляция вегетативных функций. Метод исследования функций центральной нервной системы.

Цель занятия: Формирование представлений об организации и основных физиологических свойствах, функциях вегетативной нервной системы. Знакомство с современными электрофизиологическими методами исследования функций ЦНС.


Вопросы для самоподготовки

    1. Роль вегетативной нервной системы (симпатического и парасимпатического отделов) в регуляции функций организма.

    2. Структурно-функциональные особенности рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.

    3. Ганглии вегетативной нервной системы, их замыкательная функция.

    4. Особенности синапической передачи импульсов в вегетативной системе.

    5. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.

    6. Современные электрофизиологические методы исследования функций ЦНС (методы ЭЭГ, ЭКоГ, вызванных патенциалов, микроэлектронная техника, микроионофорез).

    7. Стереотическая техника.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации

      1. Наблюдать холодовую пробу у человека.

      2. Изучить принцип и технику введения электродов в различные структуры мозга при помощи стереотаксического прибора (демонстрация)

      3. Познакомиться с принципом и техникой регистрации электрической активности мозга.

      4. Наблюдать поведенческие и вегетативные реакции у кролика при электрической стимуляции различных структур головного мозга (демонстрация).



Методическое указание к заданию №1

Холодовая проба

В положении больного лежа подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. После этого кисть другой руки опускают на 1 минуту в холодную воду температуры 4 0С, затем вынимают руку из воды и каждую минуту регистрируют артериальное давление и частоту пульса до возвращения к исходному уровню. В норме это происходит через 2-3 мин. При повышении артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. реакция оценивается как выраженная симпатическая, менее чем на 10 мм рт. ст. – как умеренная симпатическая, а при снижении давления – как парасимпатическая.


Литература:

  1. Нормальная физиология под ред. профессора В.М. Смирнова, М., изд. «Академия» 2010 г. стр. 118-121, стр. 128-143.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 264-270.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под. ред. Н.А. Агаджаняна, А.В. Коробкого. Изд. «Высшая школа». М.,1983, стр. 184-193, 201-193, 201-204, 205-207.

  4. Методические рекомендации кафедры. Часть I. Ставрополь, 1998.



Контрольные вопросы

  1. При активации какого отдела вегетативной нервной системы наблюдается учащение пульса, дыхания, повышение уровня адреналина в крови, защитных свойств крови?

  2. В чем заключается отличие эфферентной части рефлекторной дуги вегетативного рефлекса от эфферентной части дуги соматического рефлекса?

  3. Где локализуются центры регуляции симпатического отдела вегетативной нервной системы?

  4. Время какого рефлекса – вегетативного или соматического длиннее?

  5. В каких областях коры больших полушарий регистрируются первичные ответы?

  6. Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ в состоянии бодрствования?

  7. Каковы методические возможности метода микроионофореза?



Вопросы коллоквиума

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Физиологические свойства и функции нейронов. Гематоэнцифалический барьер.

  2. Межнейронные взаимодействия. Синаптическая организация ЦНС. Виды синапсов, характеристика медиаторов, медиаторные системы мозга.

  3. Механизмы формирования ВПСП, ТПСП. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС.

  4. Полисенсорные нейроны, процессы гетерогенной конвергенции как основа их интегративной функции.

  5. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение различных форм торможения.

  6. Основные принципы Координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

  7. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  8. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС (понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце). Рефлекс и функциональная система. Классификация рефлексов.

  9. Спинной мозг, его нейронная и синаптическая организация. Функции спинного мозга.

  10. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Клинически важные рефлексы спинного мозга.

  11. Рефлекторная деятельность спинного мозга, участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса. Роль мотонейронов в этих процессах.

  12. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса.

  13. Структурно-функциональная организация среднего мозга, его участие в осуществлении позно-тонической деятельности мышц. Статические и стато-кинетические рефлексы (М. Магнус).

  14. Ретикулярная формация, ее характеристика, функции. Роль РФ в регуляции вегетативных функций организма.

  15. Нисходящие ( И.М. Сеченов, Г. Мегун) и восходящие (Г. Мэгун, Д. Моруцци) влияние ретикулярной формации на структуры ЦНС.

  16. Мозжечок, его функции. Симптомы частичного и полного удаления мозжечка.

  17. Таламус – коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика ядер таламуса, их роль в интегративной деятельности мозга.

  18. Гипоталамус – высший подкорковый центр интеграции соматических, вегетативных и эндокринных функций организма. Его роль в формировании мотивационно-функциональных поведенческих реакций.

  19. Структурно-функциональная организация лимбической системы мозга, ее роль в саморегуляции вегетативный функций, в сохранении вида, индивидуума, механизма памяти.

  20. Базальные ганглии, их участие в формировании мышечного тонуса., сложных программ. Синдром Паркинсона, роль дофаминергических путей в его генезе.

  21. Современные представления о структурно-функциональной организации коры больших полушарий, характеристика корковых полей (функциональная и цитоархитектоническая).

  22. Полифункциональность, пластичность корковых областей. Понятие о функциональной ассиметрии полушарий у человека.

  23. Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.

  24. Вегетативные ганглии, их замыкательная функция.

  25. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции организма, их относительный антагонизм.

  26. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций, их иерархия.

  27. Современные электрофизиологические методы исследования функций ЦНС. Метод ЭЭГ, вызванных потенциалов. Стереотаксическая техника.



Семинарского занятия по теме

«Физиология эндокринной системы»


Цель занятия: Сформировать у студентов представления об основных особенностях эндокринной регуляции, механизмах действия гормонов, роли отдельных желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма.


Вопросы для реферативных докладов

  1. Понятие о железах внутренней секреции, эндокринной системе, гормональной регуляции.

  2. Функциональное значение гормонов, их структурно-функциональная характеристика.

  3. Этапы биологической жизни гормонов.

  4. Основные свойства гормонов.

  5. Механизмы действия гормонов (прямое действие, действие на генетический аппарат клетки, внутриклеточные ферментные системы).

  6. Непрямое действие гормонов.

  7. Взаимоотношения желез внутренней секреции, механизмы их саморегуляции.

  8. Методы исследований функций желез внутренней секреции.

  9. Гипоталамо-гипофизарная система ее структурно-функциональная организация. Характеристика гипоталамо-заднегипофизарной системы.

  10. Характеристика гипоталамо-переднегипофизарной системы.

  11. Эндокринная функция поджелудочной железы и ее роль в регуляции обмена веществ.

  12. Щитовидная железа, ее гормоны, механизмы действия их на обменные процессы, функции организмв.

  13. Физиология паращитовидных желез.

  14. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.

  15. Характеристика и физиологическая роль женских половых гормонов.

  16. Мужские половые железы, гормоны, их физиологическое значение на разных этапах онтогенеза.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что является точкой приложения гормонов?

  2. Могут ли гормоны животных действовать в организме человека?

  3. Где вырабатывается соматотропный гормон?

  4. Где вырабатывается тиреотропный гормон?

  5. На какие органы действует адренокортикотропный гормон?

  6. Какие гормоны относятся к гонадотропным?




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconТема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы
Цель занятия: формирование представлений о структурно-функциональной организации цнс, рефлекторном принципе ее деятельности
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconКалендарный план практических занятий по анатомии человека для студентов 1 курса эколого-биологического факультета по специальности «биологи-бакалавры»
Функциональная анатомия центральной нервной системы. Функциональная анатомия периферической и вегетативной нервной системы
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconНейронные комплексы и их роль в деятельности центральной нервной системы
Нервная клетка является простейшей структурной и функциональной единицей нервной системы 
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconОбщая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconОбщая физиология центральной нервной системы
Понятие о процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Виды торможения в ц н с
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconКонтрольная работа по предмету «Теория физкультурно-спортивной деятельности»
Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconДубынин Вячеслав Альбертович, д биол н., ст н. с. Физиология центральной нервной системы. Часть I. Общая физиология нервной системы учебное пособие
Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова и кафедра психологии Московского экономико-лингвистического института
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Микроструктура нервной ткани; онтогенез цнс; строение цнс; проводящие пути цнс и черепные нервы; вегетативная нервная система. Основная...
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconАнатомия центральной нервной системы
Нервные волокна белого вещества делят на ассоциативные, комиссуральные и проекционные
Тема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconС. П. Боткин – выдающийся русский врач и ученый
Исследование влияния центральной нервной системы, "психического фактора" в развитии болезней
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы