Культура Украины в I половине XIX столетия icon

Культура Украины в I половине XIX столетия



НазваниеКультура Украины в I половине XIX столетия
Дата конвертации20.07.2012
Размер198.98 Kb.
ТипРеферат
Культура Украины в I половине XIX столетия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по истории Украины на тему: «КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В I ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ» студентки 1-го курса заочного отделения группы «А» ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ Донецк – 2001 ПЛАНГлава 1. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в западно- украинских землях.Глава 2. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в Российской империи.Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве, архитектуре. Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале ХIХ веке в западно- украинских землях. В это время украинский этнос на западно-украинских землях представлялобольшей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этническийхарактер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активнойобщественной силой. Многочисленные выступления против повинностей носиливооруженный, антигосударственный характер. Такими же были и массовыебегства крестьян, и подпалы господских имений, да и крестьянские волнения,которые не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях ВосточнойГалиции, Северной Буковины, Закарпатья. Они подавлялись только с помощью военных частей и специальныхкарательных отрядов. А судебные процессы сельских и городских обществ спомещиками, коллективные жалобы в административные органы свидетельствовалине только о тяжелой доле народа, но и про гибкость системы, котораяпринимала конституцию и пробовала управлять законом. Существенным было то, что в процессе борьбы росла и развиваласьсолидарность трудового селянства, как внутри общин, так и между ними,вырастали сознательные крестьянские ватажки. Особенно страшным был тот духнепокорности, который жил в душе народа. Отношение народа к власти находило проявление и в его устномпоэтическом творчестве. Вопреки официальной политике, галичские,буковинские, закарпатские крестьяне своей традиционной культурой исамоназванием “русин”, “руснак” удостоверяли чувство духовной связи со всемукраинским народом. Этим отрицается утверждение современного польскогоисследователя Яна Козика о том, что люди Галиции в первой половине ХІХ векане имел национального сознания. (1) Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленностьнарода влияла на формирование общественной мысли на западно-украинскихземлях. Понятно, что украинское панство и церковная греко-католическаяиерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. Однако, и они немогли не призадуматься над тем, что ассимиляция украинцев, возрождениесамобытности, культуры – это потеря грунта под собственными ногами. Этопонимало низшее духовенство, которое повседневно сталкивалось спростонародьем. Уже в конце ХVІІІ века здесь поднимались вопросы о необходимостиобучения на родном языке. А в 1816г. в Перемышли возникло общество с цельюподготовки книжек для народа образовательного и религиозного содержания.Там же для подготовки сельских учителей в 1818г. была основана дьяко-учительская школа.
Но этой работе совершали всяческие препятствияофициальные власти и в особенности отчаянное сопротивление - помещики. Ониотдавали в рекруты дьяков-учителей, совершали расправу над крестьянами,которые поддерживали школу и посылали в нее своих детей. На интерес жизнью народа, его образованием, традиционно-бытовойкультурой имели влияние идеи просвещения, наполеоновской войны,революционное польское движение, пропагандированные романтизмом постулатынародности, интенсивное развертывание народоведческой робот в славянскихстранах. Отголосок всех этих событий, идейных тенденций достигал и западно-украинских земель. Это отразилось на характере мышления и деятельностиопределенной части интеллигенции. Именно на это указывает Я. Головацкий вписьме к Осипу Бодянскому в ноябре 1844г. Он говорит про обстоятельствазарождения народоведческого движения в Галиции: «Ні геній не пробудивздрімалу народність, ні жодне важке проісшествіє не потрясло народом, хібагрім, котрий у сусідстві загремів або приклад других словенських народівпрочумав і нас» (2) Пример культурного самоутверждения славянских народов послужил, вчастности, толчком к научному исследованию украинского языка, написанию егограмматики, складыванию словарей. Такая работа уже довольно широкогоразворачивалась в 20-х годах ХІХ века. Ее результатом были филологическиеработы Ивана Могильницкого и огромный, на то время, шеститомный словарьИвана Лавривского, чистовая рукопись которого датирована 1826г. Польские и австрийские члены правительства считали непригодной купотреблению украинский язык в народных школах, так как она есть“необразованным наречием” русского или польского языка. (3) Ведь И.Могильницкий в своем трактате “Сведение о русском языке” с научнойаргументацией показал историческую глубину и самобытность украинскогоязыка, его общность для населения всей Украины, пригодность длялитературного употребления. В связи с этим ученый рассматривает ВосточнуюГалицию как “знакомиту часть Малой Руси”, определяет равноправиеукраинского языка в семье славянских языков, трактует язык как одну изважнейших признаков народа. (4) Положительно сказалась в Галиции деятельность Зориана Доленги-Ходаковского, его народоведческие странствия по этому краю, его знаменитаястатья “О Славянщине перед христианством”, напечатанная в Кременце в 1818г.Высокая оценка им произведений устной народной поэзии оказывала содействиеусилению внимания в Галиции к фольклору. (5) В 1822-1823гг. На страницах двух выпусков альманаха “Львовскийпилигрим” впервые в Галиции были напечатаны подборка украинских и польскихпесен, статьи про народные песни, написанные профессором Львовскогоуниверситета Карлом Гютнером и будущим галичским историком ДенисомЗубрицким. Отдельные представители западно-украинской интеллигенции обнаружилиживой интерес к развитию новой украинской литературы на Приднепровье, крусской литературе и науки, поддерживали личные связи со славянскимидеятелями науки и культуры. В начале 30-х годов возникает кружок “Русская троица”, который былсоздан М. Шашкевичем, И. Вагилевичем и Я. Головацким. Организатором кружкабыл М. Шашкевич, который не был равнодушным к народной поэзии. Он принесживой интерес к ней и в муры львовской семинарии, в которую вступил в1829г. Во Львове он стал одним из участников общего собирательногофольклорного движения 20-30-х годов. Уже в начале пребывания в семинарии М.Шашкевич сблизился со своим ровесником И. Вагилевичем, который принес изродного карпатского села увлечения народно-поэтичным словом. В 1831г. всеминарию вступил Я. Головацкий. Своей разносторонней деятельностью “Русская троица” осуществилапереход от фольклорно-этнографического этапа национального движения ккультурническому, сделала первые шаги в направлении политического решениянациональных проблем. Члены кружка находились под влиянием идей романтизма, произведенийисториков, этнографов и литераторов Приднепровской Украины, поэтомустремились поднять народный дух, просветить народ. Исследователь истории этой организации Р. Кирчев справедливо замечает,что все сделанное “Русской троицей” в области этнографии и фольклористики,- большая и очень важная часть обще-украинского народоведческого задела Іполовины ХІХ ст. Не регионального галичского или западно-украинского, аименно всеукраинского. (6) В конце 1836г. в Будапеште увидела мир “Русалка Дністрова” – сборниклитературных, фольклорных работ членов “Русской троицы”. Это былоноваторское произведение и по форме, и по смыслу. Он написан на народномукраинском языке, фонетическим правописанием, “гражданским” шрифтом. Этоделало сборник понятным украинскому читателю. Три идеи пронизывают сборник:признание единства украинского народа, разделенного границами разныхгосударств, и призыв к его возобновлению; положительное отношение кобщественным движениям и установкам народных предводителей восстаний;пропаганда идеи собственной государственности и политической независимости. Буржуазная революция 1848г. в Западной Европе – “Весна народов” – иреформы в Австрийской империи. В 1848г. волна революционного духа охватила всю западную половинуевропейского материка. В Австрийской империи это движение откликнулосьболее громко, чем в других странах: восстала Венгрия, восстали славянскиенароды Австрии, которые были подготовлены предшествующим культурническим иобщественным движением. Сначала это были чехи и словаки, которые создалифедеративный сейм в Праге. Борьба порабощенных народов Центральной иВосточной Европы за свободу и дала название революции – “Весна народов”. Венское правительство быстро пошло навстречу требованиям народовимперии. По отношению к Галиции эта скорость была большей, потому чтоАвстрия рассчитывала найти в русинах во время революции противовес болеенастроенным полякам. Цесарские милости посыпались на украинцев как из рогаблагосостояния. Сразу же было уничтожено крепостное право. Для народаГалиции была написана конституция. То есть русины получили сразу полноту нетолько гражданских, но и политических прав. Был снова открыт Львовскийуниверситет, и на кафедрах богословия, украинской словесности и украинскойистории снова началось преподавание на украинском языке. 13 апреля 1848г. был создан поляками Центральный Народный Совет какорган самоуправления для координации всех революционных действий в г.Львове. 15 апреля 1848г. была ликвидирована барщина в Галиции, на пять месяцевраньше, чем в самои Австрии. Для противопоставления Центральному Народному Совету в начале мая1848г. был создан украинцами Главный Русский Совет во главе с ГригориемЕфимовичем. В мае 1848г. Главный Русский Совет передал петиции губернаторуграфу Франсу Стадиону с требованием распределения Западной и ВосточнойГалиции и объединение последней с Закарпатьем и Буковиной, как отдельнойУкраинской провинции. (7) В этом же 1848г. во Львове вышла в печать первая украинская газета“Зоря Галичская”, а также была созданная культурно-просветительскаяорганизация “Галицько-Руська матиця”. Главный Русский Совет через “Звезду Галичскую” пропагандировала своюпрограмму политической деятельности, которая потом надолго оставаласьпрограммой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о “добреи счастье народа” в демократическом значении этого слова. В особенностиподчеркивалось то, что под добром и счастьем имеется в виду защита правверы и религиозного обряда. Далее идет “развитие и подъем народности вовсех ее частях”, то есть усовершенствование языка, введение его в школах,издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охранаконституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизнь лишь вграницах конституции. (8) Реформы в Австрии завершились в 1848г. отменой барщины, принятиемконституции и созывом парламента.Глава 2. Культурное возрождение в Украине в начале XIX века под властью Российской империи Украинское национальное возрождение так же как и возрождение другихславянских народов, имело своим источником с одной стороны историческиетрадиции, а с другой – пробуждение чувств своей народности. Оно началось вконце XVIII века как противовес тяжелому политическому и социально-экономическому положению и культурному упадку, в котором оказался в этовремя украинский народ. В начале ХІХ века центром культурной жизни на Левобережной Украинестановится Харьков. Здесь в 1805г. по инициативе местного общественногодеятеля Василия Каразина на средства местного дворянства и купечества былоснован университет, который собрал вокруг себя лучшие культурные силыукраинского общества. Ректором университета стал известный украинский поэтПетр Гулак-Артемовский. В Харькове начали выходить журналы «Украинскийвестник», «Украинский журнал» и др. Во главе литературного движения стоялГригорий Билета. Харьковский университет и те интеллектуальные силы,которые образовались вокруг него, положили начало духовному возрождениюукраинского общества. Позднее, в связи с основание в 1834г. университетаСв. Владимира интеллектуальный центр Украины переместился в Киев. Состав, ставший основой для формирования первого поколения украинскойинтеллигенции, в первую очередь создавался из обедневших дворян,происходивших из старой казацкой старшины, сыновей священников, мещан иказаков. Очень редко встречались выходцы из крестьян. Большую роль в усилении интереса к историческому прошлому украинскогонарода сыграли события 1800г., когда имперская канцелярия поставила подсомнение право потомков старшин на статус дворян. На почве защитыдворянских интересов возникает целое движение, которое опирается наисторические традиции и все свои требования основывает на историко-правовыхдоказательствах. Это вызывает особый интерес к истории казацкой Украины.Как отмечает историк украинского дворянства Д. Миллер: «Все эти люди,которые воспитали свой патриотизм на изучение истории Украины, которыесобирали летописи и разные документы из истории края. На свои занятиядворянским вопросом они смотрят как на подвиг, начатый для славаотечества». (9) Борьба за признание прав на дворянство растянулась на десятилетия изакончилась более или менее положительно только после царского указа1835г., однако свое дело в вопросе оживления украинских историческихтрадиций она выполнила успешно. В этот период появляются серьезные исторические исследования. Так, в1822г. вышла в свет основательно документированная четырехтомная «ИсторияМалоросии» Дмитрия Бантыш-Камеронского, а также «История Русов». Еще раньшеразработкой украинской истории занимались Афанасий Шафонский, МихаилАнтоновский, Андриан Чека, Михаил Марков и ряд вторых. Они кладут началонаучному исследованию украинского прошлого, популяризируют его средишироких слоев украинского общества. В первых десятилетиях ХІХ века много молодых интеллигентов начинаютходит по селам, где ищут, собирают, а затем и публикуют украинскийфольклор. Так известный украинский историк Костомаров вспоминал, как онмолодым ходил в этнографические экспедиции по селам в окрестности Харькова,слушал рассказы, пословицы, записывал интересные слова и высказывания,вступал в разговоры, расспрашивал людей о жизни, просил их спеть своипесни. (10) В 1819г. выходит в свет первый сборник украинских исторических дум,собранных князем Николаем Церетели под названием «Попытка собрания старыхмалороссийских песен». В 1827г. появляется публикация «Малороссийскиенародные пески» профессора Московского университета Михаила Максимовича, в1832-38 годах Измаил Средневский издает в Харькове свою «ЗапорожскуюСтарину», в которой собраны исторические думы и песни. Усиливается внимание и к украинскому языку. Так, в 1818г. АлексейПавлович пишет «Грамматику малороссийского наречия», а в 1823г. появляетсясловарь Ивана Войцеховича. Все это готовит почву для развития украинского языка, появленияпроизведений, написанных народным языком. Самым первым произведением,написанным на украинском языке была «Енеїда» Котляревского, которую онрассматривал как курьезный литературный эксперимент. Ее появление в 1798г.ознаменовало собой рождение украинского языка как литературного, а такжеположило начало современной украинской литературе. Продолжателем этого деластановится И. Гулак-Аретемовский, который в 1834г. написал «Малоросійськірассказы Грицька Основ'яненка». Появление этого произведения было расцененокак начало украинской прозы. Стараясь дойти до более широкого читателя,некоторые украинские писатели начинают обращаться к Московским иПетербургским журналам, которые с охотой публиковали их произведения, в томчисле и на украинском языке. Среди этой плеяды украинских писателей и поэтов особое местопринадлежит Т.Г. Шевченко – выходца из крепостных крестьян Киевщины. Судьбазакинула его в Петербург вместе с другими крепостными-слугами господина.Передовые люди России – художник Карл Брюллов, поэт Василий Жуковский,композитор Михаил Виельгорский, поэт Евгений Гребенка и др. – выкупилиШевченко из крепостничества и помогли вступит в Петербургскую академиюискусств. Во время обучения Т. Шевченко включился в общественно-политическое движение, воспринял освободительные идеи декабристов иреволюционных демократов. Его революционные взгляды впервые нашли мир всборнике “Кобзарь” (1840г.) и поэме “Гайдамак” (1841г.). Выход в светсборника «Кобзарь» становится событием уникального значения в историиукраинской литературы. Благодаря ему, по оценке критиков, украинский языкдостиг литературного совершенства. Поэзия Т.Г. Шевченко будила среди егосовременников новые мысли и чувства, заставляя другими глазами смотреть насвой народ. Историк Костомаров писал: «Шевченкова муза сорвала покровы,которые закрывали от нас жизнь народа и видеть его было страшно, сладко,больно…» (11) Рассматривая социально-экономическое развитие Украины в первойполовине XIX века, необходимо отметить, что основным содержанием этогопериода был распад феодально-крепостнической системы и зарождение в еенедрах совершенно нового вида товарно-денежных отношений. Идет перестройкаэкономических отношений в сельском хозяйстве, начинает развиватьсяпромышленность, появляется рынок свободной рабочей силы. Усиливаетсярасслоение среди крестьян, в украинском обществе появляются новыесоциальные слои населения. Украинская интеллигенция начинает объединятьсвои усилия, постепенно переходя от культурничества к политическим формампротеста против царского самодержавия. Этот, переходный от одной формы хозяйствования к другой, период вжизни украинского общества, усиливаемый феодальной эксплуатацией, вызываетактивный протест украинского народа, заставляя его с оружием в рукахбороться за свои права. Все эти процессы с небывалой остротой ставят передцарским правительством и австро-венгерской монархией вопрос об отменекрепостного права. Формирование украинской политической элиты в ХІХ ст. Под влиянием обострения противоречий в Европе между абсолютизмом идемократией в І половине ХІХ века усилилось гражданское и общественноедвижение и в Украине. Вершиной его стало возникновение в конце 1845г. вКиеве Кирилло-Мефодиевского братства. Его основателями были: профессористории Киевского университета М. Костомаров, чиновник канцелярии генерал-губернатора М. Гулак и учитель Полтавского кадетского корпуса В.Белозерский. В скором времени к ним присоединился П. Кулиш – писатель иэтнограф, а за ним и Т.Г. Шевченко, к этому времени уже видающийся поэт. Программные положения братства изложены в «Книге бытия украинскогонарода» и в «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Самаяформа организации была заимствована в церковных братств. Программаотстаивала общечеловеческие ценности – справедливость, свободу, равенство ибратство. Предлагалось также создать федерацию славянских государств сцентром в Киеве. Основные идеи этой программы были разработаныКостомаровым. Он писал в своей прокламации «К братьям украинцам»: «Мысчитаем, что все славяне должны объединяться, но так, чтобы каждый создалсвою отдельную республику и управлял своими делами независим от остальных,чтобы каждый народ имел свой язык, свою литературу и свой собственныйстрой» (12) Ведущую роль национальных идей в организации защищал П. Кулиш,Т. Шевченко вместе с М. Гулаком отстаивал необходимость свержениясамодержавия, а христианские и общечеловеческие идеи пропагандировал М.Костомаров. По доносу одного из студентов, в начале 1847г. всех участниковбратства без всякого суда было сослано. Наиболее тяжело был наказан Т.Г.Шевченко – его отдалили в солдаты без права писать и заслали на Аральскоеморе. Кирило-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта и использовалоидеи западноевропейского вольнодумства в своих национальных условиях. Имбыли сформулированы основные постулаты украинского возрождения, определеныформы и методы достижения поставленной цели. Деятельность братства сталаначалом перехода от культурнического к политическому этапу борьбы загосударственность Украины. Это была попытка новой национальной элитыопределить место и роль украинского народа в современном историческомконтексте. Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве и архитектуре Начальное и среднее образование В начале ХІХ века были проведены реформы в области просвещения. Ониимели своей целью приспособить обучение и воспитание к новым потребностямсоциально-экономического и политического развития России при непременномсохранении самодержавно-крепостнических порядков. И в дальнейшем царизмпридерживался подобного реакционного курса. Новая система образования состояла из четырех ступеней, преемственносвязанных между собой. Ее основу составляли приходские училища, которыесодержались за счет благотворительных пожертвований. В начальных церковно-приходских школах детей обучали чтению, письму,основам арифметики и правописания. Преподавание велось на русском языке. Всередине XIX века на той части Украины, которая входила в состав Российскойимперии, действовали 1300 начальных школ. В них обучались 67 тыс. детей (1учащийся приходился на 200 жителей). (13) Второй ступенью были двухклассные (с 1828г. - трехклассные) уездныеучилища. В них обучались преимущественно дети дворян и чиновников. Ониизучали русский язык, географию, историю, арифметику, естествознание,физику и рисование. Ярко выраженные сословный характер имели гимназии, куда принималипочти исключительно детей дворян и чиновников. В середине XIX века наУкраине было 19 гимназий, в которых обучались четыре тысячи человек. Промежуточное положение между гимназиями и университетами занималилицеи. На Украине их было три: Ришельевский в Одессе, Кременецкий на Волынии Нежинский. В ряде школ Полтавщины и Черниговщины продолжали действовать школы,которые содержались на средства родителей. В них дьяки обучали детей чтениюбукваря, часослова и псалтыри, а также церковному пению. Преподавание здесьвелось преимущественно на украинском языке. Таким образом, в развитии просвещения в Украине имелись определенныеположительные сдвиги. Однако подавляющее большинство населения Украиныоставалось неграмотным. Это являлось непосредственным результатомреакционной политики в этой области. Отсутствие необходимых средств исословный характер образования, его русификация, удушающая опека помещикови чиновников, а также многое другое обрекало народное просвещение вРоссийской империи на застой. В состоянии настоящего упадка состояло образование в Западной Украине.В Галиции проводилась политика онемечивания и полонизации украинцев, наБуковине – онемечивания и румынизации, на Закарпатье – мадьяризация.Австрийская монархия и правящие классы не допускали в школах преподаванияна украинском языке, подчинили их римско-католической церкви, переложилирасходы по содержанию школ на плечи крестьянства. При этом в обучениеповсеместно был введен немецкий язык. Лишь в отдельных селах ещесуществовали православные приходские школы. Немногочисленные средние школы и гимназии были предназначены для детейпомещиков, духовенства и чиновников. Занятия в них велись на латинском инемецком языках. Развитие высшей школы и науки. В XIX веке на Украине были открыты новые университеты. Они являлисьосновными центрами науки и подготовки педагогических кадров. Так,Харьковский университет был создан в 1805г. Первоначально он имел 4факультета: словесный, этико-политический, физико-математический имедицинский. За полвека в его стенах получили образование около 3 тысяччеловек (преимущественно дети дворян и чиновников). Обучение в Харьковском университете велось на русском языке. Однако,среди прогрессивно настроенных его преподавателей зрели мысли опредоставлении украинской молодежи права обучаться на родном языке. Так,родоначальник отечественного славяноведения профессор И.Я. Срезневскийсмело выступал против русификаторской политики царизма. Он писал: «Внастоящее время нечего доказывать, что язык украинский … есть язык, а ненаречие русского или польского, как указывали некоторые, и многие уверены,что этот язык есть один из богатейших языков славянских…». Это мужественноезаявление было сделано в 30-е годы в условиях разгула крепостническойреакции и великодержавного шовинизма. В 1834г. открыт Киевский университет, первым ректором которого являлсяизвестный ученый М.А. Максимович. Он поощрял и сам лично принималдеятельное участие в изучении памятников старины и собирании украинскогофольклора. М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинскихпесен. Развитие университетского образования способствовало прогрессуотечественной науки. Ряд научных трудов по математике, физике и астрономиисоздал профессор, ректор Харьковского университета Т.Ф. Осиповский. Крупныеоткрытия в области математического анализа и математической физики былисделаны М.В. Острогардстким. В 40-е годы XIX века в Киеве начала действовать Временная комиссия пособиранию, изучению и публикации документов об историческом прошломУкраины. Вышли в свет исследования по украинской истории. Среди них особоеместо занимают многочисленные труды Н.И. Костомарова, в которых онкритиковал «казенную историю», отстаивал самобытность украинского народа,его право на свободное национальное развитие. Искусство В изобразительном искусстве первой половины XIX века начинаетсяпереход от академического классицизма к реализму. Это нашло конкретноевыражение в портретах В.А. Тропинина, пейзажах И.М. сошенко, зарисовкахприроды и быта украинских крестьян В.И. Штернберга. Основоположником критического реализма и народности в украинскойживописи являетяс Т.Г. Шевченко. В многочисленных картинах и гравюрах отправдиво отразил тяжелую жизнь крепостнического крестьянства, солдат-рекрутов, обездоленных женщин и детей. Т.Г. Шевченко выполнил сериюпрекрасных портретов и пейзажей, воссоздал в живописи многие страницыисторического прошлого Украины. Пейзажные, бытовые и портретные полотна на украинскую тему быливыполнены И.Н. Крамским, В.Е. Маковским, И.К. Айвазовским и другимиизвестными русскими художниками. В украинской живописи широкое распространение получил бытовой жанр,который непосредственно отражал различные стороны народной жизни. Подъемисторического жанра был обусловлен ростом интереса к прошлому Украины.Продолжалось становление пейзажного жанра. Творчество западноукраинских художников, которые получили образованиев Кракове, Вене и Мюнхене, развивалось под влиянием академических традиций.Но постепенно и в их живописи утвердились принципы реализма. Театр. В начале XIX века наряду с домашними, любительскими труппами возниклипостоянные профессиональные театры в Одессе, Киеве, Полтаве, Харькове идругих городах. Театральные коллективы на Левобережье были преимущественнорусскими, на Правобережной Украине – русскими и польскими, в Галиции –немецкими и польскими. Начало украинскому профессиональному театру былоположено в Полтаве. Здесь в 1819г. при участии М.С. Щепкина были поставленыпьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль-Чарівник». Выдающимся оперным певцом и композитором стал С.С. Гулак-Артемовский.В 1862г. он создал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем». В жизни простого люда по-прежнему важное место занимали песни и думы висполнении бандуристов, лирников и кобзарей. Среди них особенно прославилсяуроженец с. Сокиренцы на Черниговщине Остап Вересай. Сын крепостного,незрячий с четырехлетнего возраста, он около 70 лет странствовал по Украинеи пел под аккомпанемент кобзы. Своим искусством Остап Вересай пробуждалдобрые чувства, воодушевлял народ на борьбу за справедливость. Становление украинского национального театра проходило в условияхпостоянных административных и цензурных притеснений царского правительства.Несмотря на это театральное искусство достигло высокого уровня. Творцамиукраинской драматической классики стали М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий,И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич). Они написали многочисленные драмы,трагедии, водевили, либретто оперетт и опер, в которых поднимались важныепроблемы жизни украинского народа. В тесной связи с театральным искусством развивалась музыка. Украинскиекомпозиторы традиционно увлекались профессиональной обработкой фольклора инаписанием песен на стихи отечественных и зарубежных поэтов. Архитектура Первая половина XIX века характеризуется в украинской архитектурезначительным возрастанием объема строительства, распространением иутверждением нового стиля – классицизма. На развитии украинской архитектурыв настоящее время сказались общие класические тенденции европейской и вособенности стилистическая направленность архитектуры, с которой она былатесно связана. Классицизм сказался на структуре зданий, более четкой организации ихвнутреннего простора, а также на новом понимании комфорта (высотапомещений, освещение, вентиляция и т.п.). Пластические формы, которыесоздавала резкие контрасты света и тени, скульптурные украшения,характерные для украинского барокко, уступают местом спокойной глади стены,а живописные силуэты бань храмов приобретают сферические формы. Четкостьзамысла, присущее сооружениям этой поры, переносится и на планирование изастройку городов, где появляются прямые улицы, прямоугольные кварталы иплощади. Кроме мотивов античной классики в украинской культуре этогопериода заметное и романтическое направление с использованием формготического стиля, а на юге Украины и в Крыма – мотивов народной молдавскойархитектуры и мусульманских сооружений. Развитие архитектуры большой мерой предопределяется прогрессомстроительной техники. В настоящее время постепенно внедряются встроительство металлические конструкции, устанавливаются общие стандарты наразмеры кирпича, улучшается и его качество. Тем не менее, как и раньше,было распространенное и деревянное строительство. Широко вводитсятынкование стен известью. Сложным был вопрос о типизации частных жилых зданий. Если в концеXVIII столетия очень распространенный был тип традиционного крестьянскогодома “на две половины”, то теперь увеличиваются его размеры и усложняетсяпланирование. Господские дома в городе имели предпокои, приемную, столовую,зал, гостиную, спальню. Некоторые хозяева устраивали в жилом доме такжемагазины или комнаты для приезжих. Постепенно выработался тип и такназываемого прибыльного дома, который собственники сдавали в аренду.Появляются двух и трехэтажные жилые сооружения. Правительство, не вмешиваясь в подробности планирования жилых домов,вменило в обязанность их собственников строить фасады, которые выходят наулицу по типовыми проектам. СНОСКИ Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 284. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 285. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 286. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 286. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 287. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 288. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 290. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 290.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – С.117.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – С.117.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – С.118.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – С.119.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – С.134. ЛИТЕРАТУРА Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21 століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – 480с.Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ- пресс, 1994. – 416с. Історія українського мистецтва. У 6 т. – К.: Мистецтво, 1969. – Т.4. – кн.1




Похожие:

Культура Украины в I половине XIX столетия icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Культура Украины в I половине XIX столетия iconКультура России начала XIX века
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,...
Культура Украины в I половине XIX столетия iconРабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв
Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний об истории распстранения православия в Сибири в xviii-1 половине XIX...
Культура Украины в I половине XIX столетия iconУкраинские земли во второй половине XIX ст
На протяжении почти всего 19 столетия в центре внимания европейце, а значит и украинцев, пребывали новые идеи, политические перевороты...
Культура Украины в I половине XIX столетия iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Культура Украины в I половине XIX столетия iconВопросы и тестовые задания для итогового контроля по дисциплине «Культура Китая»
Во второй половине XIX – начале XX вв сформировалось несколько – немецко-голландская, французская и английская – синологических школ,...
Культура Украины в I половине XIX столетия iconXix в. Кузнецова Олеся Юрьевна Институт Истории, Социологии и Управления
Здравоохранение Приамурского генерал-губернаторства во второй половине 80-х гг. XIX в
Культура Украины в I половине XIX столетия iconОбщественные движения в России XIX века
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития
Культура Украины в I половине XIX столетия iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Культура Украины в I половине XIX столетия iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы