Налоги: их сущность, виды и функции icon

Налоги: их сущность, виды и функции



НазваниеНалоги: их сущность, виды и функции
Дата конвертации28.07.2012
Размер151.48 Kb.
ТипРеферат
НАЛОГИ: ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Дальневосточный Государственный Университет Институт Менеджмента и Бизнеса Кафедра экономической теории РЕФЕРАТ НАЛОГИ: ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ Выполнил: студент I курса Экономического факультета Специальности «Финансы иКредит» КовалевичИ.О. Проверил: Доцент к.э.н. Бобер А.А. Спасск-Дальний 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Понятие налога. Появление налогообложения………………….3 2. Функции налогов…………………………………………………..3 3. Принципы налогообложения……………………………………...4 4. Прямые и косвенные налоги………………………………………5 5. Виды налогов……………………………………………………….5 6. Таможенная пошлина как вид налогообложения………………..8 7. Налоговая система России………………………………………...8 1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАЛОГА. ПОЯВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд вопределенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разныхвидов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуютсяопределенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Насамых ранних ступенях государственных организаций начальной формойналогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что онобыло основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение былонеписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой илисбором. По мере развития государства налоговая система стремительноразвивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странахраспространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая изтого, что налоговые поступления являются продуктом двух основныхфакторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремениможет приводить к росту государственных доходов только до какого - топридела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом частьнационального производства. Когда этот предел будет превышен, ростналоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие странымира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швецияи некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение инакопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целяхснижена ставка налога на прибыль корпораций. Например в США ставкакорпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании -с 45 до35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%; вЯпонии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 годуначалось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формированияналоговой системы Российской Федерации. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этиденежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическоеобщественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжениегосударства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономическойкатегории с присущими ей функциями. 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования наопределенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутрибюджетной системой. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налогараспределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяетпервичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляетсяподдержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налоговотдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль задеятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективностьзависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как всефункции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формамипроявления категории налога являются виды налоговых платежей,устанавливаемыми законодательными органами власти. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укреплениерыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства иодновременно служить барьером на пути социального обнищаниянизкооплачиваемых слоев населения.[1] 3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. - Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия. - разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использованиеразнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положениеналогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострениякризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнениябюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемойбазой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия; - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых,одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственнойдеятельности, не зависящие от видов собственности, организационно -правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковыйподход к исчислению величины налога вне зависимости от источникаполученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики; - однократность обложения, состоящая в том, что один и тот жеобъект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде-ленный законом период; - научный подход к определению конкретной величины ставки налога,состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъектуналога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научныйподход исключает как механический перенос на нашу страну ставокналогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальныйподход к их установлению - дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования; - стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа; - использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; - четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные. - 4.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара ( услуги ), выступающий посредником между государством и плательщиком ( потребителем товара или услуги ). Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые сотдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физическихлиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налоговуплачиваются только юридическими лицами, другие - толь-ко физическими, атретьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; вих состава выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными ( поотдельным видам и группам товаров ) и универсальными, фискальные монополиии таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; ихприменение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения иметодам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнеереализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействиемоказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническуюоснову их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов,и рабочая сила, и получаемый доход. Налоговая система имеет следующий вид.2 5.ВИДЫ НАЛОГОВ. Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог наприбыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночногохозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становитсяважнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должениспользоваться не только в фискальных целях, но и для созданиязаинтересованности предприятий в повышении эффективности производстваулучшении его материально - технической оснащенности. К сожалениюсистема исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность накоммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространятся также на страховыеорганизации, получающие доходы от страховых видов деятельности. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природныересурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из нихвносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названныхплатежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующуюфункцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективноеиспользование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобномстимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства,требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов.Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительногоуменьшения становятся все дороже. Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однакоэффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристальноговнимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей -субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий,разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружениипромышленных объектов, нерациональные жилищные и административныезастройки в городах - все это было логическим следствием бесплатностиземли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользованиеземлей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог ( зааренду земли - арендная плата).В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играетплата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод. Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости произведенных затрат выдвигают задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем. Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства на воспроизводство древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает по- пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей. В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технологической ) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее. Основное место в системе налогообложения физических лиц занимаетподоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки дляроста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивноеналогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изыматьу них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые дляпроведения социальных программ. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога наимущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только,фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог наимущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства де- нежныесредства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее кгражданамв порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когдаграждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры,дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирныеизделия и так далее. Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется отстоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже еслибы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышало егооценку на день открытия наследства. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены вдокументе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не нижестраховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества,определенной по свободной цене. Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим средикоторых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленнуюстоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимостисоздаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой какразница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг истоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства иобращения. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенногоналогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенныеналоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной ценытоваров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются,как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доходгосударственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.[2]6. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ВИД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины. Таможенныепошлины бывают ввозные и вывозные. Ввозные таможенные пошлины выполняют трифункции:1. Протекционистскую - защита национальных производителей от иностранныхконкурентов. 2. Фискальная функция. 3. Обеспечение национальных потребителей товарами которые непроизводятся внутри страны, или производятся в недостаточном количестве.Пошлины бывают следующих видов: - Сезонные - для оперативного регулирования ввоза и вывоза товара. 1- Специальные - в качестве защитной меры, если товары ввозятся натаможенную территорию в количествах и на условиях наносящих ущерботечественному производству или конкурирующим товарам. - Антидемпинговыепошлины: а) Если ввоз товара осуществляется по цене более низкой, чем ихноминальная стоимость в стране ввоза. Ь) Если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественнымпроизводителям. с) Если такой ввоз препятствует организации и расширениюпроизводства подобных товаров в стране ввоза. - Компенсационные пошлины - в случае ввоза товара при производствеили вывозе которых прямо или косвенно используются субсидии. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговаясистема. Она выступает главным инструментом воздействия государства наразвитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социальногоразвития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России былаадаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировомуопыту. 7. Налоговая система России. В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, нанестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок,порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождаетзначительные трудности в организации производства и предпринимательства, ванализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив,исчисления бюджетных платежей. Система налогов введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабоадаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений итенденций, практически она устарела уже к моменту начала своегофункционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынкуприменялись старые понятия о налогах. Одним из основных остался налог соборота, который применяется лишь при жестком государственном установлениицен. Уже с появлением договорных цен его начисление и взиманиестало весьма сложным. А свободные розничные цены, определяемые спросом ипредложением, вообще исключают необходимость налога с оборота. В такой же малой степени приспособлен к рынку налог на приростсредств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограничениероста заработной платы плохо сопоставимо со стремлением развернуть иактивизировать предпринимательскую деятельность и просто не целесообразнопри либерализации цен с их неизбежным высоким первоначальным повышением.Налоговая система 1990 - 1991 годов совсем не учитывала при переходе крыночным отношениям новых объектов налогообложения. Не принималось вовнимание, что свобода предпринимательства, появление частнойсобственности, приватизация государственных и муниципальных предприятий,отмена ограничений на заработную плату и возможность зарабатывать деньгиприведут к значительному увеличению недвижимого и иного имущества вовладении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи,обмена, дарения, наследства. Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговаясистема России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономическогоразвития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так ипорожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощьюналогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру иобъемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающуюэкономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам,проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму,изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста цен.Одновременно налоговая система выступает регулятором личных доходовграждан. Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировойопыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечаетосновным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеетопределенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезныхнедостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованнойкритике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Законом " Об основах налоговой системы в Российской Федерации "предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налогиподразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономныхобразовании, и местные налоги.4 Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формированиябюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов междуними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, аего инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них. Налоги в России впервые разделены на три вида. Федеральные налогивзимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должнызачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этомсумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края,автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территориикоторого находится предприятие.Из местных налогов ( а их всего 23 ) общеобязательны только три - налог наимущество физических лиц, земельный налог, а также регистрационные сборы сфизических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Остальныедвадцать устанавливаются ( или не устанавливаются ) по решению местныхорганов управления. По большинству местных на-логов предельная ставка ограничена законодательством Российской Федерации. В условиях спада производства, продолжающейся инфляции иограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие вналоговом законодательстве мер по стимулированию инвестиционнойдеятельности. Освобождена от налогообложения прибыль всех предприятий иорганизаций, направляемая на инвестиции, включая развитие собственнойпроизводственной и непроизводственной базы при условии полногоиспользования сумм начисленного износа ( амортизации ). Для сдерживания роста цен на продукцию детского питания не будетоблагаться налогом прибыль, полученная предприятием от производствапродуктов детского питания. В целях стимулирования развития исовершенствования образовательного процесса установлены дополнительныельготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений, получившихлицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу введены дляпредприятий, направляющих прибыль на другие социально - культурныенужды. Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципиальныеизменения претерпел порядок взимания подоходного налога. Объектомналогообложения теперь является не месячный заработок, а совокупныйгодовой доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений впонятие совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральнойформе, оплачиваемые предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям. Существенно изменена прогрессия шкалы подоходного налога. Новымявляется то обстоятельство, что от уплаты налога никто не освобождается,хотя многим категориям граждан предоставлены значительные льготы. Знание налогового законодательства перестало быть уделом узкогокруга специалистов и становится обязательным для каждого гражданинаРоссии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Гукасьян Г. И. Экономическая теория. Ключевые вопросы.- М.:- «Инфра- М»,1998,-284с. 2. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: «Инфра-М, 2001,-XXXIV,-974с. 3. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997,-608с.-----------------------[1] Мамедов.О.Ю. Современная экономика.,1997.-608с.2 Макконелл.К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 2001.-974с.3 Мамедов.О. Ю. Современная экономика.,1997.-608с.4 Гукасьян Г.И. Экономическая теория, 1998.-284с.




Похожие:

Налоги: их сущность, виды и функции iconНалоги: их сущность, виды и функции
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность...
Налоги: их сущность, виды и функции iconДокументы
1. /Налоги их виды и сущность (11).doc
Налоги: их сущность, виды и функции iconСущность функции и виды денег

Налоги: их сущность, виды и функции iconАкционерное общество, понятие, виды, сущность, функции

Налоги: их сущность, виды и функции iconДеньги: возникновение, сущность, функции. Виды денег

Налоги: их сущность, виды и функции iconДокументы
1. /Деньги возникновение, сущность, функции. Виды денег.doc
Налоги: их сущность, виды и функции iconФедеральные налоги, основные виды федеральных налогов, мето­дика их расчета; местные налоги, роль налогов в местном самоуправлении, основные их виды Федеральные налоги с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость
С) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и...
Налоги: их сущность, виды и функции icon12. Система налогов и сборов в РФ и их классификация
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и...
Налоги: их сущность, виды и функции iconАкционерное общество, понятие, виды, сущность, функции
...
Налоги: их сущность, виды и функции iconЛекций
Физиология крови. Понятие о системе крови. Функции крови. Количество крови, ее состав, гематокрит. Клеточный состав крови. Эритроциты,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы