Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов icon

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов



НазваниеСравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов
Дата конвертации28.07.2012
Размер171.98 Kb.
ТипРеферат





Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов


Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов


Введение
Россия, как объект изучения экономической географии делится на 12 крупных экономических районов, среди которых Волго-Вятский и Западно-Сибирский занимают своё специфическое место, определённое рядом объективных факторов.
Задача данной работы — дать сравнительную характеристику территориальной организации хозяйства этих двух экономических районов и показать возможности использования исследования географического положения района, как методологической основы для анализа экономико-территориального состояния какого-либо района, обоснования его развития в историческом плане, прогнозирования тенденции и динамики социально-экономического развития на различную перспективу, проведения сравнительного анализа экономического состояния районов.
Глава 1. Сравнительная характеристика
условий развития хозяйства регионов.
1.1. Экономико-географическое положение.
Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.
Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Вятскую области.
На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.
Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.
Западно-Сибирский экономический район (ЗСР) расположен в северных и умеренных широтах. Южная часть находится в непосредственной близости от центра зарождения Сибирского антициклона. Экономико-геогра-фическое положение (ЭГП) его менее выгодно, чем у Волго-Вятского района, но всё же лучше, чем у Восточной Сибири, к тому же, район лучше обеспечен топливными ресурсами, а поставки топлива в другие районы являются важной статьёй дохода региона.
ЭГП внутри района резко дифференцировано, так как из-за резко различающихся географических условий регион получил неравномерное по зонам развитие транспортной инфраструктуры.
Более выгодное положение занимают южные районы, находящиеся на транссибирской железной дороге и обладающие широким комплексом обрабатывающих предприятий, предприятий машиностроительных отраслей, в том числе — высокотехнологичных. В тоже время, северные районы, испытывающие недостаток в транспортных коммуникациях, получили развитие узкоспецилизированных отраслей добывающей промышленности и связанного с ними трубопроводного транспорта. Другие виды транспорта (речной, автомобильный) носят сезонный характер.
ВВР в этом отношении занимает несомненно более выгодное положение, так как расположен на крупных транспортных узлах и в непосредственной близости от Центра.
Анализ географического положения того и другого района позволяет говорить о том, что наряду с проблемами социально-экономического развития, общими для страны в целом, они имеют свои, характерные только для них, проблемы. Например, если ВВР исторически развивающийся как обрабатывающий и машиностроительный центр с высокой концентрацией производства и населения, в сегодняшних условиях испытывает потребность в сырье и избыток трудовых ресурсов.
ЗСР, имея узкую специализацию на добывающую промышленность, стоит сегодня перед проблемой развития обрабатывающих отраслей, чтобы обеспечить рабочими местами людей, отселение которых в настоящее время затруднено по экономическим причинам. Концентрация населения влечёт за собой необходимость развития социальнобытовой инфраструктуры.
1.2. Природные условия и ресурсы.
Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.
Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.
Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.
Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссуше-нием почв.
Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.
Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незна-чительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.
Западная Сибирь — один из богатейших при-родными ресурсами регионов страны. Здесь открыта уникальная нефтегазоносная провинция. На терри-тории района сконцентрированы уникальные запасы каменного и бурого угля, железных руд и руд цветных металлов. В районе имеются крупные запасы торфа, также сконцентрированы большие запасы древесины, преимущественно хвойных пород. По запасам рыбы Западная Сибсрь, как и Волго-Вятский район, относится к богатейшим районам страны. Но в отличие от ВВ района ЗС обладает значительными запасами пушнины. Лесная и лесостепная зоны распологают большими массивами плодородных земель, что создаёт благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
Климатические условия почти всюду, кроме высокогорий, благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур северной и средней полосы. Зимой на большей части территории маловетренная, ясная и сухая погода. ЗС в целом получает достаточное для сельского хозяйства количество атмосферной влаги (400—600 мм/год — в тайге), но на юге её обычно недостаточно (300 мм/год). Интенсивность солнечной радиации в южных районах на 20—25% больше чем в Москве, поэтому почвы весной прогреваются быстро, что также способствует росту сельскохозяйственных культур.
ЗС имеет (как и ВВР) обильную гидрографическую сеть (в основном Обь-Иртышской системы). Весной реки сильно разливаются и имеют продолжительное половодье, что благопиятствует судоходству и сплаву леса. Но в северных районах судоходство затруднено сравнительно небольшим периодом навигации. В горах реки очень порожисты, что затрудняет судоходство и сплав лесо, но благопиятствует строительству гидроэлектростанций. Хотя ВВР и имеет более сглаженый рельеф, но гидроэнергетика там развита лучше чем в ЗСР, так как в последнем используется более дешёвая — тепловая (газ) электроэнергия.
Плодородные почвы ЗС представлены чернозёмами и (на крайнем юге) тёмно-каштановыми.
1.3. Историко-экономические условия.
Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Из кустарных промыслов в Нижегородской области (XVIII в.) возникли первые железоделательные предприятия, из которых впоследствии возникли металлургические заводы.
В советское время в районе сложился крупнейший комплекс автомобильной промышленности на долю которого приходилось 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых и 1/4 автобусов. Головным предприятием стал Горьковский Автомобиль-ный Завод (ГАЗ) в г. Нижний Новгород.
Гипотеза о нефтегазоносности Западно-Сибирской равнины впервые была выдвинута в 1932 году академиком И. М. Губкиным. Долгие годы у сторонников этой идеи было много авторитетных противников.
В 1953 г. было открыто первое — Берёзовское газовое месторождение. В 1960 г. около посёлка Шаим было открыто первое в Сибири нефтяное месторож-дение.
Поначалу геологоразведочные работы произво-дились только в южных районах Западно-Сибирской равнины, но потом исследования распространились на всю территорию до подзоны средней и южной тайги.
В 1961 г. была открыта группа нефтяных месторождений в среднем приобье и газовых месторождений в Берёзовском газоносном районе. В 1965 г. открыто Самотлорское месторождение нефти. Этими открытиями было положено начало разработки крупнейшей нефтегазоносной провинции мирового значения.
После сооружения в конце XIX века Сибирской железной дороги началось широкое аграрное заселение края. В годы развития капитализма в России район превратился в крупнейшего поставщика в европейскую часть и на экспорт, пшеницы и животного масла. Имелись в ЗС и центры горнорудной, угольной и пищевой промышленности, но размеры их были очень малы.
В 1924 году первый кузнецкий кокс пошёл на уральские заводы. ЗС край образован в результате разделения Сибири в 1930 году. В 1960 г. в состав была включена Тюменская область.
В годы войны сюда было эвакуировано 210 предприятий.
Волго-Вятский район имеет более глубокую историю чем Западно-Сибирский. Исторически сложилось, что ВВР стал одним из главных промышленных районов, так как он расположен в непосредственной близости к Центру. История первого заселения юга Западной Сибири относится ко времени первого освоения новых земель. Промышленно же он стал развиваться после того как в других районах (напр. ВВР) не стало хваиать топлива. В масштабах нашего времени можно сказать, что ЗС повторяет исторический путь ВВР.
1.4. Население.
Численность населения Волго-Вятского района на 1 января 1990 года составляла 8473.8 тыс. человек. Численность городского населения постоянно увели-чивается и составляло на тоже время 59%. Населён район неравномерно. Более освоена территория Правобережья.
Рост городов в районе в значительной мере определён наличием водных путей, а в последние 40 лет и строительством транзитных магистралей железных дорог.
Общее число жителей Западно-Сибирского района составляет 15141.3 тыс. человек. Естественный прирост положителен и составляет 2.7 чел. на 1000 жителей, велика роль миграционного притока населения.
Доля городского населения свыше 70%.
В целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах.
В последние 20 лет ВВР отдаёт трудовые ресурсы, а ЗСР наоборот принимает, постепенно увеличивая плотность. Если допустить развитие в будущем транспорта, то плотность населения ЗС приблизится к плотности населения ВВР.
Глава 2. Структура и территориальная организация хозяйства районов.
2.1. Сравнительная характеристика отраслей структурных районов.
Кратко рассмотрим хозяйство каждой области.
Вятская область. Ведущие отрасли промыш-ленности здесь — машиностроение, электроэнергетика, химическая, лесная и деревообрабатывающая, кожевенная, обувная, меховая промышленности.
Промышленность области использует привозное (и отчасти местное) сырьё, производит высококачествен-ную сталь, прокат чёрных и цветных металлов, подъёмно-транспортное оборудование, кабель, лесопо-садочные и сельскохозяйственные машины, суда, измерительные приборы, фосфоритную муку (на местном сырье), автопокрышки, кожу, обувь, меха, фанеру, мебель, техническую бумагу.
Сельское хозяйство специализируется на молочном и мясном животноводстве, производстве зерна, льна, картофеля.
Главная железнодорожная линия — широтная транзитная магистраль Москва—Вятка—Екатеринбург. Кроме: Котельнич—Нижний Новгород, Вятка— Котлас, Яр—Лесной. Судоходство по реке Вятке и её притокам. Автодороги с твёрдым покрытием Вятка—Уржум, Вятка—Котельнич—Советск и др.
Нижегородская область. Здесь преобладает тяжёлая индустрия использующая привозное сырьё и топливо. Главной отраслью является машиностроение и металлообработка. Главное предприятие — Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ). Другие предприятия — в основном его смежники (их более 1000). Вторую группу производств представляют нефтепереработка и нефтехимия, основная химия и лесохимия. лесная и деревообрабатывающая промыш-ленность производит пиломатериалы, древесно-стружечные плиты (ДСП), мебель. Третьеместо в России по производству и поставкам бумаги и четвёртое по производству картона. В третьей группе лёгкая промышленность, выпускающая хромовые, подошвенные и технические ткани, трикотажные изделия. Имеются мукомольная, макарон-ная и молочная фабрики, завод шампанских вин.
Электроэнергетика на местном торфе и топочном мазуте. Также электричество поступает по ЛЭП Москва—Самара.
Животноводство Молочно-мясного и молочного направлений.
Железные дороги Москва—Нижний Новгород— Вятка, Москва—Арзамас—Казань и др. Главная автодорога — Москва—Арзамас—Казань; проходят нефтепровод и газпроводы.
Республика Мордовия. Главные отрасли — машино строение и металлообработка. Далее по значимости: лёгкая, пищевая, пр. стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная.
Электроэнергия — тепловая.
Область производит полупроводники, освети-тельную аппаратуру, автосамосвалы, экскаваторы, кабель, металлообрабатывающий инструмент, хими-ческое и медицинское оборудование. Центры — Саранск и Рузаевка. Традиционно — деревообработка, лесопиление, производство мебели и бумаги. Лёгкая промышленность производит швейную продукцию. Пищевая промышленность представлена мясным, маслосыродельным, сахарным и консервным производствами.
Сельское хозяйство — зерновое и животно-водческое. Большие посевы пшеницы и кормовых культур. Крупные поставки товарного картофеля в другие области. Животноводство молочно-мясного направления. Также традиционная отрасль — пче-ловодство.
Железные дороги: Москва—Самара, Нижий Новгород—Пенза, Красный Узел—Казань.
Республика производит поставки в другие районы продукции машиностроения, цемента, шифера, медицинских препаратов, сахара, топлива, металла, лесоматериалов.
Республика Марий Эл. Ведущими отраслями являются, как и во всём ЭР, машиностроение и металлообработка. Имеются инструментальный завод, заводы торговых машин, полупроводниковых приборов, экскаваторов.
Лесная промышленность на местном лесе и сплаве по волжским притокам. Производит мебель, древесную муку и стружку, детали домов.
Марий Эл — крупнейший поставщик искус-ственной кожи.
Имеется стеклозавод.
Сельское хозяйство производит рожь, гречиху, зернобобовые, овёс, пшеницу, картофель. Животно-водство молочно-мясного направления — мясо, молоко, шерсть, яйцо.
Имеются железные дороги. Судоходство по Волге и Ветлуге.
Поставки: технической бумаги, электронных приборов, холодильного оборудования, витаминов, металлорежущего инструмента, искусственной кожи. Ввоз: топлива, промышленного сырья, изделий лёгкой промышленности.
Республика Чувашия. Энергетика: ТЭЦ (в Чебо-ксарах, Новочебоксарске, Алатыре, Конаше, Шумерле).
Машиностроение преимущественно трудоёмкого профиля (реле, магнитные станции, низковольтовая аппаратура, Электроизмерительные приборы, кабель, инструмент). Выпускает также ткацкие станки, специальные автомобили, автофургоны.
Химическая промышленность специализируется на производстве ядохимикатов, красителей, лакокра-сочной продукции, полимерных изделий, продукции бытовой химии.
Пищевая промышленность перерабатывает в основном местное сырьё (мясокомбинаты, завод сухого молока, и макаронная фабрика). Лесная и деревообрабатывающая промышленность производит мебель, технологическую щепу, музтовары.
Центр стройиндустрии — Новочебоксарск (железо-бетон, кирпич).
Сельское хозяйство (пшеница, рожь, ячмень, гречиха, горох, хмель, махорка, конопля).
Большая ориентация на животноводство.
Поставки продукции машиностроения, химической индустрии, ткани, одежду, хмель.
Ввоз топлива, техники, металлов, оборудования.
Новосибирская область. В хозяйстве сочетаются мощное промышленное и крупное сельскохозяй-ственное производство. Вообще производство представ-лено высокой выработкой электроэнергии, чёрной и цветной металлургией, разносторонней машиностро-ительной и металлообрабатывающей промышлен-ностью, химической, лесной и деревообрабатывающей, стройматериалов, пищевой и лёгкой промышленностью.
На первом месте находится машиностроение и металлообработка, производящие кузнечно-прессовые мшины, в т. ч. тяжёлые уникальные станки, электро-техническое оборудование, ткацкие станки, сельско-хозяйственные машины. Второе место у пищевой промышленности (мясная, жировая, мукомольная, кондитерская, спиртовая отрасли). Третье место — лёгкая (швейная, хлопчато-бумажная, обувноая).
Электроэнергетика базируется на углях Кузбасса и гироэнергии Оби (Новосибирская ГЭС), но часть электричества поступает и Восточной Сибири.
Металлы поступают из Кузбасса и Урала.
Сельское хозяйство имеет зерново-животновод-ческое направление.
Транспорт: Нефтепровод Башкирия—Омск—Но-восибирск—Иркутск, Транссибирская железнодо-рожная магистраль — главная, а также Новоси-бирск—Барнаул, Новосибирск—Кузбасс и др. Судо-ходство по реке Оби.
Омская область. Преобладают отрасли обраба-тывающей промышленности, базирующиеся главным образом на привозном сырье и топливе.
Главные отрасли — машиностроение и металло-обработка, лёгкая и пищевая промышленности. Уголь привозят с Кузнецкого и Экибастузского бассейнов, металл — с Урала и Кузбасса. Пищевая, лёгкая и деревообрабатывающая промышленности базируются на местном сырье.
Через Омскую область проходит транссибирская железнодорожная магистраль и линии от Омска на Тюмень и Екатеринбург.
Томская область. Ведущие отрасли: машино-строение и металлообработка (элекротехника, при-боростроение, инструментальное и подшипниковое производство, а также производство горно-шахтного оборудования), Лесная промышленность (пилома-териалы и деловая древесина для Новосибирской и Кемеровской областей), Пищевая промышленность (мясная, маслосыродельная и молочная промышлен-ности), лёгкая промышленность на привозном сырье (обувная, швейная и текстильная), нефтяная промыш-ленность.
Сельское хозяйство мясомолочного направления. Главные виды транспорта: водный и автомобильный. Железные дороги: Тайга—Томск—Асино—Белый Яр.
Тюменская область. Основа экономики — нефте-добывающая промышленность (основные месторож-дения: Самотлорское, Уренгойское и Медвежье). Нефтепроводы: Усть-Балык—Омск, Шаим—Тюмень, Самотлор—Анжеро-Судженск, Нижневартовск—Сама-ра. Сургутская ГРЭС работает на попутном газе.
Развиты машиностроение и металлообработка, судостроение, а также производство станков, прибо-ров, автотракторов, строительных машин, электро-оборудования, медицинского и кузнечно-прессового оборудования, аккумуляторов. Имеются судоремонтные предприятия.
Развивается лесная промышленность, лесопиле-ние, производство домов, фанеры, мебели, ДСП. Область занимает видное место по запасам и улову рыбы и морского зверя. Важна промышленность стройматери-алов. Лёгкая промышленность предста-влена камвольно-суконным комбинатом, овчинно-меховой, прядильно-сетевязальной, обувной и ков-ровой фабриками.
Сельское хозяйство животноводческо-зернового направления (животноводство — 60%).
В южной части проходит Транссибирская же-лезнодорожная магистраль. В связи с освоением нефтяных месторождений построена железные дороги Тюмень—Тобольск—Сургут—Нижневартовск и Сур-гут—Уренгой. Для разработки лесных массивов также построены железные дороги. Судоходство по Оби, Иртышу и Тоболу. В обскую губу заходят морские суда. Важное значение играет воздушный транспорт.
Алтайский край. Главные отрасли промышлен-ности — машиностроение и металлообработка и пи-щевая. Также получила развитие лёгкая промыш-ленность.
Машиностроение (главным образом в Барнауле, Рубцовске, Новоалтайске) производит тракторы, электрооборудование, сельскохозяйственные машины, двигатели, моторы, котлы, вагоны, электропечи, кузнечно-прессовое и геологоразведочное оборудова-ние.
Ведётся добыча нерудных стройматериалов, повареной соли, а также золота, ртути, цветных металлов.
Сельское хозяйство молочно-мясного и мясо-шерстного направления. Выращивают пшеницу, овёс, кормовые. Имеется пчеловодство.
Основные линии железных дорог: Новоси-бирск—Барнаул—Павлодар, Алтайское—Камень-на-Оби—Карбышево. Судоходство — по Оби и её притокам. Из автодорог главными являются Чуйский тракт и Новосибирск—Барнаул.
На основе рассмотрения отдельных областей можно сравнить оба района в целом.
Сходство районов выражается, в основном, в производстве продукции деревообрабатывающей промышленности. Также в обеих районах выпускаются сельскохозяйственные и строительные машины. Лёгкая промышленность имеет внутреннее значение. Сельское хозяйство преимущественно молочно-мясного типа. Оба района поставляют на российский рынок картофель.
При всех этих сходствах нужно отметить, что обрабатывающая промышленность Волго-Вятского района более развита по отношении к Западно-Сибирской, так как основной упор экономики ЗС делается на добывающую промышленность.
Районы также различаются по выпуску станков (ЗСР), химической продукции (ВВР), а также по разнообразным отрослям машиностроения и металлообрабатывающей промышленности лёгкой и химической промышленностей, сельского хозяйства.
2.2. Внутрирайонные и межрайонные связи.
В топливном баллансе ВВР на первом месте стоит уголь, на втором — газ. Всвязи с невысокой обеспеченностью топливом, оно закупается в других районах. Несмотря на относительно низкую долю торфа в топливном баллансе, район занимает первое место в России по его добыче. Значительную роль играет мазут с нефтеперерабатывающих заводов в Нижнем Новгороде и Кстово. Нефть на эти заводы поступает из других районов, в частности из Западной Сибири, где в качестве топлива используется в основном газ.
ВВР имеет недостаток электроэнергии, когда ЗСР полностью обеспечивает себя тепловой электроэнергией. Чёрная металлургия лишь на 10% обеспечивает ВВР прокатом, но машиностроение, в отличие от ЗСР, имеет общероссийское значение.
Эти факты указывают на то, что ЗСР вынужден закупать продукцию машиностроения, лёгкой и иногда пищевой промышленности, отдавая взамен сравнительно дешёвое топливо, а ВВР вынужден закупать практически все виды топлива и электроэнергию, но продавать продукцию трудоёмких производств различных отраслей.
Внутрирайонные связи ВВР значительно крепче и слаженней, чем у ЗСР. Это наглядно показывает организация производства на заводе ГАЗ, который является головным предприятием для 1000 других заводов.
Внутрирайонные связи ЗСР в основном просма-триваются в области сельскохозяйственных отноше-ний, так как из-за различий разных областей в климате и природных ресурсах одни специали-зируются на добыче нефти и газа, а также пищевой промышленности, — другие на добыче угля и производстве сельхозпродукции.
Заключение. Место Волго-Вятского(ВВР) и Западно-Сибирского (ЗСР) районов в экономике Российской Федерации.
Уровень развития хозяйства можно измерить с помощью трёх показателей: индекса общепромыш-ленной специализации (удельный вес производи-тельности промышленности района к аналогичному показателю по стране), индексу развития обраба-тывающей промышленности и индекса развития внутренних и внеших перевозок.
У ВВР эти индексы значительно выше 1. У ЗСР они примерно равны 1.0, поэтому ВВР относят к районам высшего, а ЗСР к районам среднего типа.
Доля ВВР в промышленном производстве страны составляет 8%. На душу населения здесь производится значительно больше промышленной продукции, чем по стране в целом. Эти показатели у ЗСР гораздо ниже, но он занимает первые места по добыче нефти (70%), газа (60%), угля (50%). В России также выделяется производством чёрных металлов, животного масла, зерна и картофеля.
В силу своего исторического развития ВВР стал центром подготовки кадров и научного обслуживания.
Валовой сбор культур ВВР и ЗСР на 1991 г.
---------------------------------------------------------------------------------- Культура ВВР ЗСР
тыс. т % тыс. т %
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Зерно 3133 5.76 10293 11.5
Сах. свекла 314 1.29 650 2.68
Подсолнечник 1 0.03 82 2.83
Льноволокно 11.3 11.9 5.1 5.5
Картофель 3523 10.26 4089 11.91
Овощи 677 6.49 876 8.4
--------------------------------------------------------------------------------------------------
% даны от общего сбора по России.
Таким образом, сравнение имеющихся данных о территориальной организации хозяйств ВВР и ЗСР, объективных и субъективнех особенностей и условий их развития показывает как более выгодное географическое положение ВВР обеспечило более высокий уровень экономического развития района, наложило отпечаток на специализацию хозяйства, его территориальное распределение. Вместе с тем, более раннее развитие ведёт и к более раннему «старению хозяйственного организма» района (ВВР). Это позволяет предположить, что ЗСР является более перспективным, как в плане развёртывания индустриальных производств на современных техно-логиях, в плане более лучшего финансирования развития всей инфраструктуры региона, так и, учитывая, что этот район более благополучный в экологическом плане.
Анализ данных, приведённых в работе и характеризующих направленность существующей на сегодня экономической деятельности, структуры хозяйства экономических районов и тенденций их развития, в том числе в историческом плане, показывает, что среди объективных факторов, влияющих на весь комплекс жизнидеятельности районов, и связанные с этим географические понятия из различных отраслей системы географических наук (климат, ландшафт, положение, гидрография, социально-территориальные комплексы и т. п.) занима-ют доминирующее, а зачастую — определяющее место. Иными словами, географическое положение и его системный анализ можно использовать как алгоритм при исследовании регионов по различным аспектам, составляющим предмет изучения всей совокупности географических наук.




Похожие:

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительный анализ Северо-западного и Западно-Сибирского районов
Цель данной работы – сравнительный анализ демографических показателей Северо-Западного и Западно-Сибирского районов
Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительный анализ Северо-западного и Западно-Сибирского районов

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconВолго-Вятский экономический район
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская...
Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconРеферат по Экономической географии на тему: «Волго-Вятский экономический район»
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская...
Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconЕсли бы я был руководителем западно-сибирского района
Если бы я был руководителем Западно-Сибирского района и был наделен всей полнотой власти, я бы постарался провести глубокие преобразования...
Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительная характеристика экономических районов центральной России

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительная характеристика северного и Уральского экономических районов

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительная характеристика хозяйственного комплекса Центрального и Северо-Кавказского экономических районов

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconСравнительная характеристика хозяйственного комплекса Центрального и Северо-Кавказского экономических районов

Сравнительная характеристика хозяйства Волго-Вятского и Западно-Сибирского районов iconГеологический факультет
Исмагилов Р. И. (4 курс). Литолого-петрографическая характеристика пород пласта бс-10 Северо-Конетлорского месторождения Западно-Сибирского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы