Государственная служба РФ icon

Государственная служба РФ



НазваниеГосударственная служба РФ
Дата конвертации28.07.2012
Размер349,06 Kb.
ТипРеферат
Государственная служба РФ


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Хабаровская государственная академия экономики и права Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права [pic] КУРСОВАЯ РАБОТА по административному праву на тему: «Государственная служба РФ» Хабаровск 1997 ПЛАН:1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации1.2 Виды государственной службы1.3 Принципы государственной службы2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:5.1 Порядок поступления гражданина РФ на государственную службу итребования, которые в связи с этим к нему предъявляются5.2 Порядок прохождения государственной службы: а) исполнения служащими должностных полномочий; б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов; в) прохождение аттестации5.3 порядок оставления государственной службы ВВЕДЕНИЕ: Государство, являясь особой организацией публичной политическойвласти господствующего класса (социальной группы, блока классовыхсил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредствомконкретных действий личного состава, находящегося на службе угосударства - государственных служащих. Государство приобретаетреальность и силу именно в этих кадрах в контингенте егослужащих. Задачи и функции государства становятся, при ихпрактической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства. Государственная служба продолжает и завершает организациюмеханизма государства, делая её готовой и пригодной к практическойреализации задач и функций государства. В каждое звеногосударственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер,средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. Встановлении государственности любого вида государственная службавыступает в качестве первейшего организационного средства выполнениягосударством своих целей. В структуре государственной службы различаются чётко двестороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий. Организация государственной службы означает её формирование длядеятельности и включает большоё круг вопросов: установлениедолжностных наименований и определение полномочий по каждойдолжности, выработка правил поступления на государственную службу,подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвиженияпо службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и инойответственности, правил прохождения службы и прекращения служебныхотношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели дляпрактической деятельности. Другая сторона государственной службы - это практическаядеятельность государственных служащих по реализации порученных имполномочий. Каждый служащий занимает должность, определяющую объём егополномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материальногосодержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властнойдеятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов,работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.). Государственная служба представляет собой один из правовыхинститутов, нормы которого регулируют обе стороны государственнойслужбы (организацию государственной службы и осуществлениегосударственными служащими практических полномочий). Как правовойинститут государственная служба объединяет нормы различных отраслейправа - административного, трудового финансового и некоторых другихотраслей и потому относится к сложным правовым институтам. В настоящее время данная тема широко обсуждается в научныхкругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит массазаконов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно сновыми подходами к пониманию и месте государственной службы всовременном российском государстве, а также с реформамипроводящимися в данном направлении. 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:1. 1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации. Понятие государственной службы стало складываться в эпохупросвещённого абсолютизма в 18 веке. В царской России состоящимина государственной службе считались не только собственногосударственные служащие, но и лица занимающие некоторые выборныедолжности по земскому и городскому самоуправлению, а также вдворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённаяещё Петром 1 «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности каки гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов.При поступлении на государственную службу подробно регламентировалсяпорядок прохождения по лестнице чинов. Февральская революция 1917 г. не отразилась на положениичиновничества. Чиновничий аппарат был разрушен Октябрьскойреволюцией. Декрет от 12 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословийи гражданских чинов» установил, что «всякое … наименованиягражданских чинов (тайные статские и прочие советники) уничтожаютсяи устанавливается одно общее для всего населения Россиинаименование - гражданин Российской республики». «Служба является одним из важнейших видов целенаправленнойдеятельности человека. Служба состоит в управлении, осуществлениигосударственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей»[1] Традиционно советская государственная служба рассматривалась какособый вид государственной деятельности, осуществляемой напрофессиональной основе работниками государственных органов в целяхвыполнения задач и функций государства и оплачиваемая им. При таком подходе к определению государственной службы,выделяются , с одной стороны задачи и функции государства, которыеоно выполняет в лице государственных органов и служащих, а сдругой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций ирешению конкретных задач. Необходимость создания государственной службы и её правогорегулирования обусловлена самим существованием государства с егозадачами и функциями, а также потребностью в организациикадрового потенциала государственных органов (законодательной,исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют какперсонал в многочисленных структурах государственных органов,учреждений и организаций, внутри институтов управляющей иуправляемой систем; именно их компетентность определяет реальноеиспользование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе. Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба ворганах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории,под государственной понимается служба в государственных учреждениях,предприятиях, организациях и объединениях. В самом широком теоретическом понимании государственная служба- это осуществление государственными органами кадровой функцииуправления и практической деятельности всех лиц, получающихзаработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно иливременно должности в аппарате государственных органов, включаяорганы законодательной, исполнительной и судебной власти,прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрациюгосударственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М.сводят понимание государственной службы в широком смысле квыполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственныхорганизациях: в органах государственной власти, на предприятиях,учреждениях, иных организациях; государственная служба в узкомсмысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащимисвоих обязанностей только в государственных органах. Сюда же можноотнести и существование и осуществление функций децентрализованногогосударственного управления лицами занимающимися должности в органахместного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя напрактике современное законодательство отделяет государственную службуот муниципальной. Традиционным в научной литературе стало определениегосударственной службы, данное Манохиным В.М. : «государственнаяслужба представляет собой одну из сторон деятельности государствапо организации и правовому регулированию личного составагосударственных органов и других государственных организаций, атакже сама деятельность этого личного состава - государственныхслужащих по практическому и непосредственному осуществлению задач ифункций государства». Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служениегосударству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от негодеятельности по реализации задач функций государства вгосударственных органах».[2] С точки зрения современного законодателя, государственнаяслужба в РФ - это профессиональная деятельность, состоящая ввыполнении государственными служащими федеральных органовгосударственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах. Статья 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» понимает под государственной службой профессиональнуюдеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственныхорганов. В этом определении можно выделить следующие аспекты: 1)государственная служба представляет собой профессиональнуюдеятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственногослужащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий; 2)в рамках осуществляемой деятельности происходит реализациякомпетенции государственных органов; 3) эта деятельность направленана обеспечение функционирования государственных органов; 4) такаядеятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей,т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятиягосударственной службы, так как обязанности принадлежат негосударственной службе, не должности, а самому государственномуслужащему. Закон относит к государственной службе исполнения должностныхобязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий«Б» и «В». Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном законе «Обосновах государственной службы РФ») истолкование понятиягосударственной службы позволяет утверждать, что государственнаяслужба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственныхорганов представительной исполнительной и судебной власти, состоящуюв реализации государственной власти в различных сферах общественнойжизни в целях выполнения задач и функций государства. Общими признаками государственной службы являются: 1) замещениеслужащих государственной должности государственной службы,предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2)исполнение полномочий государственного органа, специфическихдолжностных обязанностей с установлением служащему денежногосодержания. 2. Виды государственной службы: В соответствии с действующим ФЗ «Об основах государственнойслужбы», основанном на конституционно-правовом принципе федерализмавыделяются:1) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ и 2) государственная служба субъектов РФ находящихся в их ведении. В положении о федеральной государственной службе, утверждённомУказом Президента РФ 22 декабря 1993 г., понятие федеральнойгосударственной службы не формулируется. Однако из текста следует,что под федеральной государственной подразумевается деятельностьгосударственных служащих по реализации своего государственно-правовогостатуса и принадлежащих им полномочий, а также компетенциифедеральных государственных органов в соответствии с положениямиКонституции РФ и федеральными законами. Федеральная государственнаяслужба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органовпредставительной, исполнительной и судебной власти. Согласно п. 1 Положения о федеральной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ,аппарат палат Федерального собрания РФ, Конституционного Суда РФ,Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральнойизбирательной комиссии РФ, Счётной палаты РФ, федеральныегосударственные органы, подведомственные Президенту РФ иПравительству РФ, а также иные должности устанавливаемые всоответствии с законодательством РФ. Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами,принимаемые органами законодательной власти каждого субъекта РФ.Поэтому для выяснения правового положения государственной службыкаждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации. Данная в ФЗ «Об основах государственной службы» классификациявидов государственной службы не единственная. Существуют и другиеклассификации видов государственной службы. Каждый видгосударственной службы имеет своё правовое оформление,характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.Содержание каждого вида государственной службы установленосоответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовоеположение. В соответствии с конституционно-правовым принципом разделениявластей государственная служба может быть подразделена на службу ворганах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остаётся служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть государственной. В специальной литературе общепризнанно подразделениегосударственной службы в зависимости от характера деятельностигосударственных органов, на гражданскую и милитаризованную. Гражданская служба может быть: обще функциональной - этоосуществление общих традиционных для всякой сферы деятельностигосударственно-служебных функций, не отличающихся отраслевойспецификой (например: деятельность персонала в администрации края,её отделах и департаментах, в министерствах, государственныхкомитетах и т.д.); специальной - это реализация особоустановленных в нормативных правовых актах полномочий служащих,занимающих должности в государственных органах, имеющих ярковыраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток напрактическую деятельность персонала (например: судейская,дипломатическая, служба на железнодорожном транспорте и т.д.). Гражданская служба регулируется только ФЗ РФ «Об основахгосударственной службы РФ» и рядом подзаконных актов. Милитаризованная государственная служба - это государственнаяслужба на должностях в органах государственного, управления, ввооружённых силах, в органах внутренних дел в органахгосударственной безопасности, в органах налоговой полиции иналоговой инспекции, в органах федерального агентстваправительственной связи и информации, в органах федеральнойпограничной службы, т.е. всех силовых милитаризованных ведомствах. Милитаризованная служба имеет множество отличительных отгражданкой службы признаков, устанавливающих правовое положение этихвидов государственной службы и соответствующих государственныхслужащих. Такими признаками, по мнению Бахраха Д.Н., являются: 1)наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений одисциплине; 2) эти служащие имеют особые условия поступления наслужбу, её прохождения, присвоения, специальных званий, проведенияаттестации и прекращение службы; особый порядок привлечения кправовой ответственности; и др. В качестве примера милитаризованной государственной службы можно привести службу в милиции. Служба в милиции, кроме Конституции РФ и ФЗ «Об основах государственной службы РФ» регулируетсяспециальным законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г.: «Задачами милиции являются: - обеспечение личной безопасности граждан; - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; - раскрытие преступлений; - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; - оказание помощи в пределах, установленных настоящим Законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов».[3] «Милиция имеет право применять физическую силу, специальныесредства и огнестрельное оружие…»[4] «Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, атакже периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств иогнестрельного оружия…».[5] 3. Принципы государственной службы: Принципы государственной службы это основополагающие идеи,установления выражающие объективные закономерности и определяющиенаучно - обоснованные направления реализации компетенции, задач ифункций государственных органов, полномочий государственных служащих,действующих в системе государственной службы. Принципы государственной службы обуславливают значимость,законность и социальную ценность отношений, возникающих в системегосударственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности,бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости ибезнравственности».[6] Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретногоправового опыта и правовой культуры в стране базируются наосновных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровняразвития отраслевого законодательства. Принципы современной государственной службы закрепляются вразличных законодательных и других нормативных правовых актах:Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях уставах и иныхзаконодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуютсягосударственными служащими посредствам их практических действий.Принципы государственной службы, установление в ФЗ «О основахгосударственной службы РФ», являются моделью для всех другихзаконодательных и иных нормативных правовых актов, которые такжеопределяют систему принципов публичной службы. Принципы государственной службы можно подразделить наконституционные и организационные. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ,которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения ифункционирования государственной службы, государственного аппарата иего звеньев, разделения управленческого труда, обеспеченияэффективной деятельности в государственных органах. К конституционным принципам государственной службы относятся: 1) принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов наднормативными правовыми актами, должностными инструкциями приисполнении государственными служащими должностных обязанностей иобеспечении их прав; 2) принцип приоритета прав и свобод человекаи гражданина, их непосредственного действия; 3) принцип единствасистемы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; 4) принцип разделения законодательной,исполнительной и судебной властей; 5) принцип равного доступаграждан к государственной службе в соответствии со способностями ипрофессиональной подготовкой; 6) принцип внепартийностигосударственной службы, отделения религиозных объединений отгосударства. Прочие принципы государственной службы, содержаться в ст. 5 ФЗ«Об основах государственной службы РФ» можно отнести корганизационным принципам государственной службы. Это: 1) принципобязательности для государственных служащих решений, принятыхвышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; 2) принципединства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 3) принцип профессионализма и компетентности государственныхслужащих; 4) принцип гласности в осуществлении государственнойслужбы; 5) принцип стабильности кадров государственных служащих вгосударственных органах. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. В научной литературе относительно понятия «должность» и егосодержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должностькак простейший элемент государственной администрации, как первичнуюи основную клеточку её организационной структуры. «Государственно-служебная должность - это часть организационнойструктуры государственного органа (организации), обособленная изакреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностныхокладов и др.), с соответствующей частью компетенциигосударственного органа (организации предоставляемой лицу -государственному служащему в целях её практическогоосуществления».[7] Таким образом, должность характеризуется следующими признаками:1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа,установленной в правовых актах. С организационной точки зрения должность представляет собойопределённую структурную единицу, находящуюся в системегосударственной службы. В этом смысле должность является независимойот самого государственного служащего, то есть от конкретного лица,её занимающего. Должность также определяет круг задач, которыепередаются одному государственному служащему или группе служащих,занимающих однотипные должности в государственных органах.Государственный служащий не является «собственником» занимаемой имдолжности. При осуществлении должностных функций он должен исполнятьсодержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебныефункции и задачи. Внутренняя структура государственного органа представляет собойсистему различных по своему характеру, значению и уровнюдолжностей, включённых в утверждённый штат должностей.Государственные должности - это учреждённая в установленном порядкегосударственная организация (путём принятия коллегиального решенияили единоличного распоряжения должностного лица) первичнаяструктурная единица, которая отражает содержание и объём полномочийзанимающего её лица и содержится за счёт финансовых средствгосударственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего,занимающего данную должность её техническое обеспечение,установленные льготы и привилегии и пр.). Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью.Она принадлежит государственной администрации. Назначениегосударственным, органом (должностным лицом) служащего на должность,соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классномучину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных закономправил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангови степеней, с одной стороны, и должностей - с другой. «Государственной является должность в федеральных органахгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнениюи обеспечению полномочий данного государственного органа, денежнымсодержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей»[8]. Законодательное определение государственной должностигосударственной службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основахгосударственной службы РФ»: «Государственная должность государственной службы - государственная должность категории «Б» или «В»,включённая в Реестр государственных должностей государственной службы РФ». Государственными должностями государственной службы являютсятолько государственные должности категорий «Б» и «В», включённые вРеестр государственных должностей государственной службы в РФ. Такимобразом, среди государственных должностей ФЗ «Об основахгосударственной службы РФ» выделяет и государственные должностигосударственной службы, и государственные должности РФ. Государственные должности категории «Б» учреждаются вустановленном законодательством РФ порядке для непосредственногообеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории«А». Государственная служба на государственных должностях категории«Б» ограниченна сроком, на котором назначаются или избираютсясоответствующие лица, замещающие государственные должности категории«А». Государственные должности категории «В» учреждаютсягосударственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. В реестре государственных должностей федеральных государственныхслужащих утверждённом Указом Президента от 11 января 1995г. №33установлен перечень наименований государственных должностей. Часть 1Реестра включает наименования государственных должностей федеральныхгосударственных служащих, замещаемых в порядке назначения дляобеспечения деятельности лиц, избранных для назначения на должности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами: ПрезидентаРФ и Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации илиФедерального Собрания и его заместителей, Председателя СоветаФедерации Федерального Собрания и его заместителей, ПредседателяГосударственной Думы Федерального Собрания, его заместителей иорганов Государственной Думы Федерального Собрания и т.д. Часть 2 Реестра определяет должности кадрового корпусагосударственных служащих, непосредственных специалистов – управленцев,ориентированных на службу государству, а не какому-либо частномулицу или какой-то конкретной политической партии. Этогосударственные должности федеральных государственных служащих вАдминистрации Президента РФ, в Аппарате Совета ФедерацииФедерального Собрания, в Аппарате Государственной Думы ФедеральногоСобрания, в Аппарате Правительства и т.д. Государственные должности государственной должностигосударственной службы классифицируются на виды по ряду оснований: а) по видам деятельности в государственных органах иорганизациях, в администрации государственных предприятий иучреждений, на воинской службе. В свою очередб, в каждой из этихсфер государственной деятельности различаются должности тоже повидам, например, в государственном аппарате - должностиуправленческие, конторольные и т.д.; б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) ииндивидуальные (например, руководитель структурного подразделения вАппарате Президента РФ); г) по замещению в данное время - занятые и вакантные; д) по признаку взаимоотношений государственных служащихзанимаемые ими должности разделяются в ст. 6 ФЗ «Об основахгосударственной службы РФ» на пять групп: - высшие государственные должности государственной службы (5 – я группа); - главные государственные должности государственной службы (4 – я группа); - ведущие государственные должности государственной службы (2 – я группа); - старшие государственные должности государственной службы (1 – я группа). 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИЩИХ. Государственный служащий - это физическое лицо, граждан РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющийпрофессиональное образование. Государственный служащий является однойиз сторон государственно-служебного правоотношения. Междугосударственным органом и служащим заключается трудовой договор,согласно которому служащий выполняет полномочия государственногооргана, государственные функции, решает специальные задания длядостижения определённой цели государственного строительства, агосударство, в свою очередь, имеет обязанности перед служащим:устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежноесодержание и т.д. Государственный служащий является представителемадминистрации, части государственной бюрократии, без которой несуществует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются от имени государства и по его поручению;государство же ведёт контроль за деятельностью государственногослужащего и в соответствующих случаях применяет к нему мерыпринуждения. Государственный служащий занимает государственную должностьтолько в государственном органе. ФЗ «Об основах государственнойслужбы РФ» не считает деятельность служащих государственныхпредприятий и учреждений государственной службой. Не являетсягосударственной службой, по мнению законодателя, и деятельностьПрезидента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц,замещающих политические государственные должности государственныедолжности категории «А». Государственный служащий должен отвечать требованиямзаконодательства о государственной службе. Государственный служащий занимает оплачиваемую должностьгосударственной службы в установленном законом порядке. Специальныефедеральные законы определяют содержание деятельности служащего, егоправовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности служащего, права, обязанности, ограничения, запреты ответственность,гарантии и т.д. Государственные должности могут занимать только государственныеслужащие. Государственному служащему присваивается в установленномпорядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс,ранг и т.д.). Государственный служащий выполняет государственные функции,полномочия государственных органов, решает государственные задачи вэкономической, социальной, административно-политической сфере. Государственный служащий совершает во многих случаях действия,которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и используются в качестведоказательств или документов. Эти действия государственных служащихизменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сферегосударственной и общественной жизни. Деятельность государственных служащих носит, как правило,непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей,влияет на экономическую жизнь, на технологические процессыпроизводства, организацию и деятельность трудовых коллективов. Многие законодательные акты, регулирующие государственно-служебные отношения, содержат ещё один признак государственногослужащего: принятие им присяги на верность государству - РФ.Однако ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не устанавливаетнеобходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в трудовом договоре, заключаемом государственным служащим сгосударственным органом содержится обязательство гражданина,поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнениеКонституцией РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ. Существует масса классификаций видов государственной службы.Наиболее существенное теоретическое и практическое значение имеетклассификация государственных служащих по: 1) роду их деятельности;2) признаку объёма должностных полномочий. Классификация государственных служащих по роду и месту ихслужбы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности:государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим всегосударственные служащие подразделяются на две группы: служащие вгосударственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь, можнопроводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащиегосударственного аппарата делятся по органам, в которых онитрудятся: служащие в органах представительной власти, служащие ворганах управления, служащие в органах судебной власти, работникипрокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и родувооружённых сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), вслужбах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба идругих структурах). При классификации государственных служащих по объемудолжностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализациифункций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в)вспомогательный персонал. К группе руководителей относятся руководители органов,организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители.В их задачи входит непосредственное осуществление функций данногооргана (организации). К группе специалистов (основному составу - как почисленности, так и по роли в реализации функций органа)относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующиеполномочия лично и непосредственно: инженеры, техники,преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделенийи т.д. К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие. Продолжением классификации служащих по объёму должностныхполномочий является их разделение по признаку обладания в рамкахдолжностных полномочий полномочиями распорядительного характера. Поэтому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1)служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативныеакты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые. К первой группе в этом случае относятся руководителипредприятий и учреждений и структурных подразделений в них,работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами. ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицируетгосударственных служащих по видам государственной службы всоответствии с конституционно-правовым принципом разделения властейна: государственных служащих исполнительной власти, государственныхслужащих судебной власти. 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО. Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан.Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, атакже несут обязанности на перед обществом на ровне со всемиправами и свободами, а также несут обязанности перед обществомнаравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могутиметь место только законом о государственной службе, в связи собеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебныхполномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности). Государственный служащий имеет определённое правовое положение.Для него определены особые условия поступления на государственнуюслужбу прохождение и прекращение службы. Государственный служащийреализует предоставленные ему полномочия и функции как внутригосударственной администрации, так и по отношению к внешнимсубъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.). Правовое положение служащего, находящегося на федеральнойгосударственной службе (в министерствах, государственных комитетах,аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличаетсяот правового положения, например, военнослужащего характеромслужебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмомпривлечения к правовой ответственности. Правовое положение государственных служащих зависит также отусловий, в которых протекает государственная служба. Поэтомуособенности правового положения государственных служащих могутопределяться и объективно возникшей общественно-политической либогосударственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайногоположения или военного положения; объявление мобилизации; другиеустановленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственногослужащего существенным образом может изменяться; служащие могутполучать дополнительные полномочия, права; для них могутустанавливаться специальные обязанности и особые условия прохожденияслужбы и юридической ответственности. Правовое положениегосударственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей. Права государственного служащего перечисленные в ст. 9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно объединить в две группы.В первую из них войдут те права государственного служащего,которые реализуются в процессе непосредственного осуществлениядолжностных полномочий: - ознакомление с документами, определяющими его должностное положение; - получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности; - посещение в установленном порядке предприятий и учреждений независимо от форм собственности; - принятие решений и участие их в подготовке в соответствии с должностным положением. Ко второй группе можно отнести те права государственногослужащего, которые имеют целью обеспечение выполнения служащим егодолжности: - участие в конкурсе на замещение должности; - продвижение по службе; - ознакомление с материалами своего личного дела; - повышение квалификации; - проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; - объединение в профсоюзы и некоторые другие.Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.10 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно такжесгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанностипо непосредственному осуществлению должностных полномочий: - обеспечить поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ; - добросовестно исполнять должностные обязанности; - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; - исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; - в пределах своих полномочий рассматривать жалобы и другие обращения граждан в соответствии с законодательством. В другую группу обязанностей государственного служащего входятте обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболееэффективное исполнение должности: - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в государственном органе, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; - поддерживать необходимый для должностей уровень классификации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственнымислужащим возложенных на него обязанностей, на государственногослужащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренныест. 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системегосударственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системегосударственной службы». Для некоторых видов государственных служащих существуютнекоторые дополнительные права и обязанности. Например,военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение ииспользования оружия в порядке, определяемом законодательством; дляних определены некоторые ограничения общегражданских прав исвобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности(например, согласно правовым нормам общевоинских уставов ВооружённыхСил РФ), материальная и гражданско-правовая ответственностьвоеннослужащих. Пункт 3 ст.26 ФЗ «О статусе военнослужащих»определяет, что материальная ущерб, причинённый государству приисполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением оматериальной ответственности военнослужащих. В правовое положение государственного служащего входят нормы,устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи сгосударственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст.11 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Государственныйслужащий не вправе: - заниматься другой оплачиваемой должностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; - быть депутатом законодательного органа (представительного органа) всех уровней; - заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц; - состоять членом органа коммерческой организации; - принимать участие в забастовках; - быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе; - использовать в неслужебных целях средства и имущество органа, в котором состоит на службе; - и другие ограничения. Кроме прав, обязанностей и ограничений правовое положениегосударственных служащих включает следующие составляющие: способызамещения государственных должностей; нормирование и организациютруда, требования предъявляемые к государственным служащим;прохождение государственной службы (аттестация, повышение по службеприсвоение квалификационного разряда, ранг, специального звания ит.п.); меры стимулирования и ответственности. Специфика выполняемых служащими задач и государственныхфункций определяет особенности правового положения различныхкатегорий государственных служащих. Так, для некоторых видовгосударственных служащих законодателем могут быть установлены особыеправила прохождения государственной службы, специальные права иобязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации,привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или,наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административнойответственности. Особенности правового положения различных категорий служащихобусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, вкоторых они проходят службу. Особое правовое положение различныхвидов государственных служащих устанавливается специальныминормативными актами, например: законами РФ «О прокуратуре», «Офедеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Оборганах федеральной службы безопасности в РФ», Положением офедеральной государственной службе. Правовое положение государственных служащих с изменениемусловий прохождения государственной службы также изменяется.Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительныеполномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительныезапреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлеченияк дисциплинарной ответственности. Указ Президента РФ от 4 апреля1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственный службы»установил, что государственным служащим запрещается: - заниматься предпринимательской деятельностью; - оказывать любое не предусмотренное законом, содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; - выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором состоит на службе; - самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами. Положение о федеральной государственной службе утверждённоеУказом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. также запрещает лицам,состоящим на государственной службе, одновременно занимать должностичерез доверенных лиц участвовать в управлении хозяйствующимсубъектом кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении специально предусмотрено законодательством. 5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: 1. Порядок поступления гражданина на государственную службу и требования, которые в связи с этим к нему предъявляются. В ст.2 Конституции РФ закреплён принцип равного доступаграждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов нагосударственно-служебные должности критерий один - профессиональнапригодность к исполнению должности, определение которой обусловленоконкретными показателями уровня образования, стажа и т.д. Правом поступления на государственную службу обладают гражданеРФ независимо от пола, национальности, расовой принадлежности,имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовымиактами РФ устанавливаются специальные требования к лицам,поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура,милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиесявозраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровьяи иные требования. «Гражданин не может быть принят или состоять нагосударственной службе в случаях:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособнымрешением суда, вступившим в законную силу;2) лишения его права занимать государственные должностигосударственной службы в течение определённого срока решением суда,вступившим в законную силу;3) наличия подтверждённого заключением медицинского учреждениязаболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, еслиисполнение должностных обязанностей по государственной должностигосударственной службы, на которую претендует гражданин, связанно сиспользованием таких сведений;5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и детисупругов) с государственными служащими, если их государственнаяслужба связанна с непосредственной подчинённостью илиподконтрольностью одного из них другому;6) наличия гражданства иностранного государства, за исключениемслучаев, если доступ к государственной службе урегулирован навзаимной основе межгосударственными соглашениями;7) отказа от представления сведений, предусмотренных ст.12 настоящего Федерального закона».[9] После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. На государственную службу принимают посредствам определённогоорганизационно-правового способа замещения должности. В настоящеевремя утвердились следующие четыре способа замещения должностей нагосударственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс. В порядке зачисления замещаются должности вспомогательногоперсонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу).Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.)обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделением(отдел кадров, бухгалтерия, и др.) трудовой договор или контрактзаключается в установленном законом порядке. При назначении на должность совершаются те же юридическиедействия. Особенность имеет административный акт: он обращен помимоназванных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут вподчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц,замещающих должность по назначению, ограничивается контингентомруководителей (организаций и структурных подразделений). Выборы на должность - способ тоже довольно распространённый.Основная особенность выборного способа в том, что избирают надолжность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, изчисла депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д.Лицо считается избранным после официального объявления итоговголосования. Административного акта на утверждение не требуется,трудовой договор (контракт) заключается на основе итоговголосования. Конкурс заключается в замещении должности в порядкесостязательности, соревнования. Проведение конкурса на замещениевакантной государственной должности государственной службырегулируется ст. 22 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», апроведение конкурса на замещение вакантной государственной должностифедеральной государственной службы регулируется кроме этого закона и одноимённым Положением утверждённым Указом Президента РФ от 29апреля 1996 г. № 604. В соответствии с п.2 этого Положения:«Конкурс провидится в государственном органе для граждан, впервыеили вновь поступающих на федеральную государственную службу. Конкурс проводится в форме конкурса документов на замещение старшейгосударственной должности или курса - испытания на замещениеведущей, главной и высшей государственных должностей». По конкурсу в настоящее время замещается большой круггосударственных служащих: работники образования, науки здравоохранения и т.д. При поступлении любым способом гражданин представляет документы предусмотренные п.4 ст.21 ФЗ «Об основах государственной службыРФ». Для гражданина принятого впервые на государственную службу,устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев. 5.2 Порядок прохождения государственной службы. Прохождение государственной службы государственным служащимохватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления нагосударственную службу, продолжающийся всё время исполненияполномочий по должности и заканчивается прекращением служебныхотношений, т.е. оставлением должности. Прохождение государственной службы государственным служащимзаполняется определёнными юридически значимыми действиями. К этим юридически значимым действиям относятся: 1) исполнениеслужащим должностных полномочий; 2) продвижение по службе, порядокприсвоения чинов, рангов; 3) порядок прохождения аттестации; 4)порядок оставления государственной службы. а) исполнение служащим должностных полномочий. Исполнение должностных полномочий составляет постоянное,повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретноесодержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией. б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов. Продвижение по службе в настоящее время определяется какнеотъемлемый элемент прохождения службы. Государственному служащему,при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижениепо службе. Это право государственного служащего закреплено в п.6ст.9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Можно выделитьследующие основные меры продвижения по службе:а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);б) присвоение очередного квалификационного разряда в установленномпорядке, с надбавкой к зарплате;в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данноморгане, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации;г) присвоение почётных званий (государственных и отраслевых) вустановленном порядке, с надбавкой к зарплате;д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не долее 3-х (6-ти,10-ти) лет в соответствии с условиями должности;е) другие меры, которые будут установлены высшими органамигосударственной власти. Классность государственных служащих охватывает такие категории:классы (например, нотариусов), ранги (для работников дипломатическойслужбы), звания (воинские, научных работников), всё этохарактеризует должностное положение служащего, уровень егопрофессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д. ФЗ «Об основах государственной службы РФ» вводит длягосударственных служащих форму классности - советник: действительныйгосударственный советник, государственный советник, советник и т.д. Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 утвержденоПоложение «О порядке присвоения и сохранения квалификационныхразрядов федеральным государственным служащим». Это Положениеопределяет порядок присвоения квалификационных разрядов федеральнымгосударственным служащим, для которых они не установлены. Согласно этого положения федеральным государственным служащим,замещающим государственные должности соответствующей группы,присваиваются квалификационные разряды в следующем порядке: действительного государственного советника РФ 1, 2, и 3класса, государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса -Президентом РФ по представлению соответствующего руководителяфедерального органа государственной власти или его аппарата, иногогосударственного органа образованного в соответствии с КонституциейРФ; советника РФ 1, 2, и 3 класса, советника государственнойслужбы 1, 2, и 3 класса, референта государственной службы 1, 2,и 3 класса - руководителем государственного органа в соответствиии нормативными актами РФ. Присвоение очередных квалификационных разрядов федеральнымгосударственным служащим производится на основании результатовгосударственного квалификационного экзамена или аттестации. При прекращении федеральной государственной службыквалификационный разряд, присвоенный федеральному государственномуслужащему сохраняется. в) порядок прохождения аттестации. Для определения уровня профессиональной подготовки исоответствия государственного служащего занимаемой государственнойдолжности государственной службы, а также решения вопроса оприсвоении государственному служащему квалификационного разрядапроводится его аттестация. Цель аттестации - проверка профессиональной подготовкислужащего, соответствия его занимаемой должности, определитьперспективы роста аттестуемого лица. Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации,подбора кадров и совершенствования государственной службы. Аттестация государственных служащих отведена ст.24 ФЗ «Обосновах государственной службы РФ». Порядок прохождения аттестации федеральными государственнымислужащими установлен Положением «О проведении аттестации федеральногогосударственного служащего» утверждённым Указом Президента РФ от 9марта 1996 г. №353. Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми вкаждом государственном органе (организации) из представителейруководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива.Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но нереже одного раза в четыре года. При необходимости аттестация может быть назначена для конкретного служащего и ранее этого срока. Врешении аттестационной комиссии делает одно из следующий заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежитпереаттестации через год, занимаемой должности не соответствует. 5.3 Порядок оставления государственной службы. Государственная служба прекращается в результате увольнениягосударственного служащего на основании и в порядке, установленномправовыми актами. Действующее законодательство различает основанияпрекращения служебных отношений. Основанием прекращения государственной службы может являетсяинициатива государственного служащего и инициатива руководителягосударственного органа. Основанием прекращен




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственная служба РФ iconГосударственная служба Рабочая программа
Государственная служба” разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Государственная служба РФ iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в марте 2009 г. Административное право. Общая часть Государственная служба 67. 621. 0 С 49
Служебное право (государственная гражданская служба) : учеб пособие / ред. И. Н. Барциц. М.; Ростов н/Д : МарТ, 2007. 479 с
Государственная служба РФ iconАнкет а кандидата-волонтера для участия в XX всероссийском фестивале студенческого творчества «Российская студенческая весна – 2012»
Предпочитаемая служба Фестиваля (служба встречи и проводов, служба этикета, служба питания и проживания, служба сопровождения жюри,...
Государственная служба РФ iconПрограмма дисциплины «Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации» для специальности 080504. 65
«Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации», студентам необходимо основываться на знаниях, полученных в результате...
Государственная служба РФ iconФедеральная государственная служба в РФ

Государственная служба РФ iconФедеральная государственная служба в РФ

Государственная служба РФ iconГосударственная налоговая служба РФ

Государственная служба РФ iconГосударственная служба занятости и ее функции

Государственная служба РФ iconГосударственная и муниципальная служба (понятия и виды)

Государственная служба РФ iconКомпьютерная безопасность, преступность и государственная служба

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы