Социально-философские взгляды Гегеля icon

Социально-философские взгляды Гегеля



НазваниеСоциально-философские взгляды Гегеля
Дата конвертации28.07.2012
Размер195.63 Kb.
ТипРеферат
Социально-философские взгляды Гегеля


СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Пункт дистанционного обучения Юридический факультет Юрист РЕФЕРАТ По предмету ”ФИЛОСОФИЯ”. Тема: Социально-философские взгляды Гегеля. Студент 1 курса ИЛЬИНОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ 2000 Н.Тагил. ПЛАН1. Немецкая классическая философия: возникновение и основоположники.2. Г.В.Ф. Гегель. 1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля. 2. Логика Гегеля. 3. Философия природы. 4. Философия духа.3. Заключение. 1. Немецкая классическая философия: возникновение и основоположники. В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую иполитическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобнотому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революцияпредшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкуюклассическую философию как немецкую теорию французской революции.Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достиженияестествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия,продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в областиматематики. позволившие понять процессы в их точном количественномвыражении, учение Ламарка об обусловленности развития организмаокружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологическиетеории, а также теории развития человеческого общества - все это со всейостротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития кактеорию и метод поз-нания действительности.Одним из величайших умов человечества, основоположником классическогонемецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804).Именно с Канта началась философия новейшего времени. Но не только вфилософии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемыбытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания иустановить его границы. Необходимые условия познания заложены в самомразуме и составляют основу знания. Они придают знанию характернеобходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явлениявещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так,как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знаниюдоступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашегоопыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувстввозникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силаминашего разума. Миру явлений со-ответствует независимая от человеческогосознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание ихневозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но не даннаяв опыте сущность.Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны преждевосприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственныевпечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которыхлежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть "чистологические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не егопредмет.
В своем учении о познании Кант большое место отводилдиалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый моментпознания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, онасубъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности.Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и ихлогическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы вих отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта"формальной".Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такимивыдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставлениефеномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некоторомедином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождествемышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорийдиалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого имногого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистическойдиалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большоевлияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию. 2. Г.В.Ф. Гегель. 2. 1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектикаГегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитиифилософии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философиянашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что онвпервые представил весь природный, исторический и духовный мир в видепроцесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании иразвитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения иразвития... .Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этойзадачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Каквидно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось втом, что в ней в систематической форме было изложено диалектическоемиропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всюисторию познания и исследующую наиболее общие закономерности развитияобъективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследоватьи всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способамышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой иосновательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда видеалистической форме, законы и категории диалектики.Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их,Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихсяв учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскуюпопытку исследовать человеческую способность познания вне историипознания, вне .реального ее применения как бесплодную схоластическую.Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте.Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, ачеловеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергаякантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущностьявляется, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явлениесущественно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления,Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; вприроде вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. "Скрытаясущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянииоказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед нимоткрыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своейприроды и дать ему наслаждаться ими".Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышленияи логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привелШеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом,Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своихближайших предшественников: для него, также как и для другихидеалистов, природа является производным от сверхприродного духа. Именнопоэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем,которые были поставлены предшественниками его собственной философии.Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриватьсякак первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, аматерия также невыводима из человеческого сознания, которое само должнобыть понятно как результат предшествующего развития абсолютногосубстанциального первоначала.Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно бытьмыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающеекакое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие -диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, поГегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначальноналичествует различие между объективным и субъективным, но само эторазличие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не толькосубъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человекаобъективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи,природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления,именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум неспецифическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует,что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам,внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разумрассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечестваабсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремитсядоказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не внемира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся вовсем многообразии явлений действительности.Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия,Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную,неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания,восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этогоабсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всегомирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, чтоабсолютное должно быть понято не только как предпосылка всегосуществующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух"- человечество, человеческая история.Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собойвысшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственновоспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами,воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открываетявления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни великозначение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания,мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственныхданных не увидел глубокого диалектического единства рационального иэмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мирамышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки),по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущеесодержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этойточки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, внемышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегельприходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишьодно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное,действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учениюГегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии:все действительное разумно, все разумное действительно.Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ееотражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляетотражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективнуюреальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений,этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности,и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняетсясовершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другойстороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегельабсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, поего учению, "есть начало всякой жизни" и представляет собой"бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полнотувсякого содержания и служит вместе с тем его источником". Выступаяпротив материалистического учения о понятии как высшей форме отраженияобъективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительноеотношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражаетбытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическоеотождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессумышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост иуглубление знаний о мире рассматриваются как развитие самойдействительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемыйчеловечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также запознание человечеством Бога и тем самым самого себя. 2.2. Логика Гегеля.Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы ифилософия духа, к которой непосредственно примыкают философия права,философия истории, эстетика, философия религии, история философии.Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философиисоставляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления ибытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, сутьподлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формахмышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е.формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследоватьнаиболее общие закономерности развития познания.Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому вгегелевской "Науке логики" кроме обычных для логики вопросов и понятий,суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальнаялогика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самойдействительности, о превращении количественных изменений в качественные, осоотношении философских категорий и т. д.Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носитидеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы сзаконами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманиемобъективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку отом, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичныотношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,"переливаются" друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в своюпротивоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которыеи составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет отабстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержаниемпонятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстверазличные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, чтоколичественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаютсяпутем скачка, прерыва непрерывности.Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятийкосвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальныхматериальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимоот познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог "выдумать" диалектикупонятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей вприроде и обществе.Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что кней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, чтоодинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегельутверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга,а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моментысущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря о различии,предполагаем тождество.Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном,исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретномтождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождествапредполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятиеконкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явлениеизменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит вдругое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание,зародыш будущего.Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть толькообщее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, чтоотличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальнойдействительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичноетакже неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрываямногократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, посколькусодержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные,стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истинынет, истина всегда конкретна. Понятие как. единство общего, особенного иединичного получает свое необходимое выражение в различных видах сужденийи умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение иосуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней основевсех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всемпротяжении истории.Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный вабсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразнойпрактической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистическиистолковывается Гегелем как творчество, самопознание "абсолютной идеи",обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхностивыступает как развитие природы и общества. Таким образом, признаваяразвитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его какпроцесс познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношениитеоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрытьединство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положениеКанта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, чтопреобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв.,которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект исоответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистскоепонимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку длядиалектического материализма практика есть применение материальныхсредств с целью изменения и познания материальной действительности. ПоГегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итогекосмическая деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познаваясебя.Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием "абсолютнойидеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие, сообщает ему движение, врезультате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживаетсебя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как"абсолютная идея", которая выступает как систематическое, многообразноеединство всех сторон, логических определений, характеризует не только миркак целое, но и его познание. 2.3. Философия природы.Если логика, по Гегелю, есть "наука об идее в себе и для себя", тофилософия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии".Гегель не объясняет, как происходит переход от "чистой" логической идеи кприроде, он просто декларирует, что "абсолютная идея", познав воесобственное содержание, "решается из самой себя свободно отпустить себя вкачестве природы". Значит ли это, что было время, когда еще несуществовало природы и "абсолютная идея" существовала сама по себе, таксказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. "Абсолютная идея", по Гегелю, существует вневремени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в такомслучае утверждать, что "абсолютная идея" предшествует природе? Ведь и самГегель вынужден признать, что "дух есть дух, лишь будучи опосредствованприродой". И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматомо сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой ладдля согласования с основными положениями своей идеалистической системы.Поэтому Гегель говорит: "Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечносотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира".Главными формами природного бытия "абсолютной идеи" являются механика,физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматриваетпространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистическиистолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логическивывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужденпризнать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства,из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время ипространство представляют собой формы существования материи.Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга.Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступнымчувственному восприятию проявлением, обнаружением "абсолютной идеи". Да исамо движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее кразвитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторениетого, что существовало раньше.В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и.т.п.,пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все ониобразуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей ихдуховную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольныхдопущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих онеспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегельотвергал в основном уже сложившееся в его время представление охимическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тотфакт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит кпониманию электричества как особой формы движения материи.Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии,ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход отнеживого к живому есть завершение природного процесса: "Дух выходит такимобразом из природы". Это значит, что природа есть лишь низшая ступеньобнаружения и самопознания "абсолютной идеи"; свое высшее адекватноевоплощение "абсолютная идея" получает лишь в человеке, в развитииобщества. Однако Гегель не признает реального процесса развитияорганической материи и живых существ: все эти природные формы, по егомнению, есть порождение "абсолютной идеи".Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в нейглубокие диалектические догадки, весьма далека от действительнодиалектического понимания природы как единого связного целого,изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеляоказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резковыразилось противоречие между идеализмом и науками о природе,невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научнымисследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философииГегель вынужден был рассматривать природу как "конечную" сферусуществования "абсолютной идеи", приписывая природе ту ограниченность,которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям.Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистическогопонимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных емуестествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы.Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвященарассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном этапе ее развития, когдаона, покидая природу, "возвращается" к самой себе в качестве "абсолютногодуха", т.е. "абсолютной идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшейсвое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества навсем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовноесодержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертнойматериальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение оразвитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитиичеловечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории егодуховного развития, оказывается в конечном счете историей познания исамопознания.Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,феноменология, психология), учения об объективном духе (право,нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступенисамопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия).В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности,об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческихвозрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, охарактере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного,Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенноезначение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никакихоснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нацииобразуют различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду чегоразличия между ними в области культурного развития в принципенепреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочномувыводу, что выступление личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе спереходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнениюГегеля, "работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован всохранении существующего порядка, а не в разрушении его...". 2.4. Философия духа.Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает вфеноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основеиндивидуального сознания лежит "объективный дух". Это понятие охватывает,по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкийидеалист относит также семью, гражданское общество и государство.Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается каквнутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но такжематериальных и политических отношений, различные формы которойрассматриваются как необходимые стадии развития объективногонравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ногна голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно,имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связиэтого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то правоопределяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этойточки зрения право противопоставляется феодальному произволу. ОднакоГегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волюгосподствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю,частная собственность, которая рассматривается не как определеннаяисторическая форма общественных отношений, а как необходимое,субстанциальное воплощение свободы.Гегель выводит из понятия права основные черты "гражданского общества",ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строеми надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитиеобъективного нравственного духа и подлинную основу экономическихотношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелюидеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этойидеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадкиотносительно действительной сущности общественных отношений. 3.Заключение.История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы,которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишьпостепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком,благодаря чему он и действительно становится свободным.Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, чтосвобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля,все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые ужеосознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличиеот тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалистГегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическимиусловиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит,следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставленоздесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, илихристианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, ипоэтому здесь все свободны.Искусство, религия и философия, по учению Гегеля высшие формы самосознания"абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разумполностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегельрассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя еев этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержитабсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного,образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержаниемрелигиозного учения, поскольку и там и тут предметом познанияоказывается "абсолютная идея", выражающая в системе Гегеля и Бога и мир вцелом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки ирелигии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которуювели естествознание и прогрессивная материалистическая философия противрелигиозного мировоззрения.В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственныеэтому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, ачастью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно наэтом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля.Его диалектический метод лег в основу более поздних философских работ. Литература1. Блинников Л. В. "Краткий словарь философов", Москва, 1994 г.2. Фролов И. Т. "Введение в философию", Москва, 1990 г.3. Гвозданный В. А., Гусев Г. А. "Основы философии: этапы развития и современные проблемы", Москва, 1994 г.4. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г.5. Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г.6. "История философии" (под редакцией Дынника), Москва, 1965 г.




Похожие:

Социально-философские взгляды Гегеля iconРеферат по философии на тему Философские взгляды Георга Гегеля
Гегеля и его предшественников было идеа­листическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними...
Социально-философские взгляды Гегеля iconРеферат по предмету "философия". Тема: Социально-философские взгляды Гегеля. Студент 1 курса
Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту. Маркс рассматривал немецкую...
Социально-философские взгляды Гегеля iconТехнический университет Кафедра философии тема: «Социально-философские взгляды славянофилов»
России. В напряженной полемике конца 30-х — 40-x гг. ХIX в о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество...
Социально-философские взгляды Гегеля iconРеферат по дисциплине Социальная философия на тему: Социально-философские взгляды славянофилов
Основоположники и представители славянофильской теории Error: Reference source not found
Социально-философские взгляды Гегеля iconI. Представление Гегеля о государстве Роль народных масс
Аристотеля; однако схема выполнения значительно приближает Гегеля затруднениям платоновского дуализма; то и другие, конечно, с сохранением...
Социально-философские взгляды Гегеля iconКурсовая работа по дисциплине «Социальная философия» На тему: «Социально-философские взгляды Н. К. Михайловского.»
«так сказать, проходящим через человеческие руки», человек чувствует свою ответственность, потребность нравственного суда над ними,...
Социально-философские взгляды Гегеля iconФилософские взгляды И. Канта

Социально-философские взгляды Гегеля iconРеферат на тему: «Социально-философские взгляды славянофилов» по дисциплине «Социальная философия»
Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществ, проявившееся, например, в учении...
Социально-философские взгляды Гегеля iconФилософские взгляды Платона в диалоге "Федр"

Социально-философские взгляды Гегеля iconРеферат по дисциплине "Социальная философия" Социально-философские взгляды А. И. Герцена
Герцен неуклонно приближался к познанию научных законов развития природы и общества. Его деятельность всегда была неразрывно связана...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы