Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси icon

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси



НазваниеСвободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси
Дата конвертации28.07.2012
Размер128.74 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси


Европейский Гуманитарный Университет Кафедра Экономики Доклад Тема: “Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси”.Исполнитель: студент 4 курса факультета экономики Двирнык А. И. Минск, 1999 СодержаниеОбщая характеристика свободных экономических зон в Европе 3Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. 4Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 7Резюме 8Литература 10 Общая характеристика свободных экономических зон в Европе. Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободныхэкономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромнойпопулярности подобных экономических образований в мире. Впервые онипоявились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру.Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зонрассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь винвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспортпродукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получитьдоступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новыевозможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практикепередового мирового опыта в сфере организации, управления, насытитьвнутренний рынок высококачественными товарами.” [1, с. 3.] Прежде чем перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ вРеспублике Беларусь, представляется необходимым сделать краткий обзор ужесложившейся ситуации в Европе. Это обусловлено тем, что, во-первых, Европанакоплен самый богатый опыт по работе в условиях СЭЗ; во-вторых, знакомствос методами и опытом работы соседей может оказаться полезным при созданиисобственных СЭЗ. СЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональнойполитики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые,таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточнобольшое число разновидностей СЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловленоразличными видами деятельности, осуществляемыми в этих СЭЗ, хотя нередкислучаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственнойдеятельности. Основными видами СЭЗ, распространенными в Европе, являются:таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны,ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зонысвободной банковской активности; зоны свободной страховой активности;отрасле-специфичные зоны. Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ:1. Свободные таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны.2. Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.3. Экспортно-ориентированные зоны.
Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.4. Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли.5. Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов. Привлечение капитала в СЭЗ и, как следствие, развитие СЭЗ обусловленыследующими стимулами:1. Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение налогов на прибыль корпораций.2. Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин.3. Наличие таможенно свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины.4. Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет речь об амортизационных отчислениях, наряду с политикой снижения налогов для предприятий малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон оживления.5. Немонетарные причины. К ним относится государственное регулирование предпринимательской деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования. Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельностипрактикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размерусобственного капитала. Для зон свободной страховой активностиблагоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования.Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, этильготы дополняют общий набор льгот. Таким образом, кратко охарактеризовав европейские СЭЗ, можно перейти крассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь. Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономическихзонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территорииРеспублики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовымрежимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычны, условияосуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь декабре 1996года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ“Брест”. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденцияхфункционирования СЭЗ в Беларуси по прошествии столь короткого периода.Однако уже имеется достаточно четкий круг проблем, с которыми сталкиваютсярезиденты этой СЭЗ, потенциальные инвесторы, а также администрация СЭЗ. Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которыеможно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные сфункционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:1. Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.2. Отсутствует Программа создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь, в которой, помимо перечня создаваемых зон, для каждой СЭЗ были бы четко указаны задачи и цели, этапы становления, приоритетные отрасли, объем инвестиций и источники их привлечения.3. Также отсутствует и методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно- импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности. В то время как необходимость создания СЭЗ в Республике Беларусь редковызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться вцелесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или инойСЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь$1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около$4 собственных средств, а первоначальные затраты на одно рабочее местосоставляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуютсябюджетные средства. Возникает вопрос: справится ли бюджет РеспубликиБеларусь с такой дополнительной нагрузкой в расходной части? Опыт созданияи функционирования СЭЗ в России показывает, что в условиях, когда цели изадачи СЭЗ четко не сформулированы или неконкретны (что, без сомнения имеетместо у нас), объем привлекаемых инвестиций невелик, а бюджету наноситсяневосполнимый урон в виде снижения доходов бюджета, в результатепредоставленных налоговых, таможенных и других льгот, и увеличениярасходов, связанных с созданием СЭЗ. Помимо глобальных проблем, процесс функционирования СЭЗ “Брест” выявилследующие проблемы:1. Налоговые и таможенные льготы. Основными налоговыми льготами в зоне являются: уплата всего 7 налогов и сборов резидентами зоны; сниженные на 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС; освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий; освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем отмечается, что для успешного функционирования этих льгот явно не хватает, так как они: a) Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала. b) Не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли. c) Не достаточно распространяются на участие национального капитала. Кроме того, есть и другая сторона проблемы. Поскольку эти льготы также распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так, например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели. [4, с. 16.]2. Валютное регулирование. На территории СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы в условиях СЭЗ.3. Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует пока только филиал Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.4. Источники финансирования СЭЗ. В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что касается финансирования создания и развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и формированием соответствующих статей. Кроме этого, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако, анализ доходных статей этого фонда показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций.5. Собственность на землю и рентные отношения. Администрация СЭЗ “Брест” имеет право заключать договор об аренде земельного участка сроком на 99 лет, в то время как срок функционирования зоны определен в 50 лет. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь. Все это, без сомнения, отпугивает потенциальных инвесторов. Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю. Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие факторы: размер земельного участка, направление землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее ограничение на ставку арендной платы за землю. Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессуэкономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в РеспубликеБеларусь. Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. Как уже отмечалось выше, процесс создания СЭЗ в Республике Беларусьначался сравнительно недавно. Уже создана и функционирует СЭЗ “Брест”. Сучетом опыта этой зоны предполагается создать СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”. СЭЗ “Минск”. Идея создания СЭЗ “Минск” родилась в результате анализа экономическойситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этогорегиона имеет высокие потенциальные возможности, которые настоящее времяиспользуются недостаточно эффективно. Аэропорт “Минск-2”, расположенный в Смолевичах, является самым крупнымаэропортом страны и работает круглосуточно в течение всего года. В егораспоряжении имеется автоматизированный грузовой склад с пропускнойспособностью 300 тонн в сутки. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 5миллионов пассажиров в год. В настоящее время эти возможности аэропортаиспользуются далеко не в полной мере, деловая активность слабая. Это непозволяет накапливать достаточно ресурсов для модернизации комплекса иподдержания качества услуг на мировом уровне. На юго-востоке Минска находится крупный промышленный узел “Шабаны”. Онпредставляет собой конгломерат строительных предприятий, предприятийтранспорта, а также комплектовочных и сервисно-складских баз. В этом районетакже имеются разветвленные инженерные и транспортные коммуникации, независимы от застройки территории. Сейчас загрузка имеющихся предприятийсоставляет от 40 до 60%, остается большим число недостроенных объектов. Предполагается, что в состав СЭЗ “Минск” войдут 8 территориальныхединиц, общей площадью 1390 гектаров. Среди них территории Минска, Минскогои Смолевического районов, аэропорта “Минск-2”. Для потенциальных резидентов зоны предусмотрены определенные налоговыельготы. Всего в СЭЗ “Минск” будут взиматься 6 налогов. Ставки налогов наприбыль и НДС снижены на 50%. Резиденты освобождаются на 5 лет от уплатыналога на прибыль, полученную от реализации продукции и услуг собственногопроизводства. Кроме того, прибыль, направляемая на инвестиции в РеспубликеБеларусь, будет также освобождаться от налогообложения. Планируется, что СЭЗ “Минск” будет функционировать 30 лет. СЭЗ “Гомель-Ратон”. Анализ предприятий и территории северного промышленного узла Гомеляпозволяет предположить, что трансформация этих территорий и объектов в СЭЗприведет к более экономически эффективному их использованию, чем внастоящее время. НПО “Ратон” – государственное предприятие, специализирующееся вобласти разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: от высокоточногоспециального радиотехнологического оборудования и измерительной техники дотоваров народного потребления. Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объемуперевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе будетспособствовать развитию внешнеэкономических связей, что может положительноповлиять на объемы, как грузоперевозок, так и увеличить пассажиропоток врегионе. Предполагается, что также будет расти объем международных грузовыхи автобусных перевозок. Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор тойтерритории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическимположением, развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близостьжелезнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС. Что касается налоговых льгот, которые будут предоставляться резидентамСЭЗ “Гомель-Ратон”, то они идентичны налоговым льготам, которые будутпредоставляться резидентам СЭЗ “Минск”. СЭЗ “Гомель-Ратон” планируетсясоздать сроком на 50 лет. Помимо этих льгот администрации обеих СЭЗ будут предоставлятьрезидентам дополнительные льготы в зависимости от объема инвестиций,качества создаваемых рабочих мест, экспортной квоты предприятий и глубиныпереработки продукции. Администрациям СЭЗ будут переданы земли ирасположенная на них недвижимость с предоставлением полномочий по сдаче ихв аренду или отчуждению от имени государства, либо местных органовуправления. Кроме того, необходимо особо отметить, что одним из принциповсоздания СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон” является то, что условияхозяйствования для резидентов СЭЗ не могут быль изменены в худшую сторону. Резюме. Представленный доклад имел своей целью охарактеризовать некоторыеаспекты проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь. В первой части дан общий обзор европейской практики. Представленынаиболее распространенные в Европе виды СЭЗ, а также стимулы,способствующие привлечению капитала в эти СЭЗ. Во второй части рассмотрены проблемы развития СЭЗ в РеспубликеБеларусь. Эти проблемы можно условно разделить на глобальные и проблемы,выявленные в результате функционирования СЭЗ “Брест”. К общим проблемам относятся:1. Не всегда адекватное понимание функций и задач, решаемых СЭЗ.2. Отсутствие Программы создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь.3. Отсутствие механизма расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Проблемы, выявленные в процессе функционирования СЭЗ “Брест”затрагивают следующие вопросы:1. Налоговые и таможенные льготы.2. Валютное регулирование.3. Страховое и банковское регулирование.4. Источники финансирования СЭЗ.5. Собственность на землю и рентные отношения. В третьей части рассмотрены перспективы развития СЭЗ в РеспубликеБеларусь на примере СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”. Представлена краткаяхарактеристика территорий и объектов, которые планируется включить в этиСЭЗ. Дан обзор льгот, которые планируется предоставлять резидентам этихСЭЗ. Литература.1. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.2. “Агентство по развитию” намерено развивать: интервью с главой администрации СЭЗ “Минск” Н. Цедриком // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.3. Рудковский И. Такими они должны быть … // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.4. Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.5. “Престижно и надежно вкладывать инвестиции в свободные экономические зоны”: интервью с первым вице-премьером Совета Министров Республики Беларусь Петром Прокоповичем // Человек и экономика. – 1997. - № 9.6. Кривецкий Н. “СЭЗ – это плацдарм для апробирования и внедрения новых экономических отношений” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.7. Кубатин Н. “Когда придет иностранный инвестор?” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.8. Петровская Л. Данильченко А. Что годится для Ирландии, не подходит Италии // Человек и экономика. – 1997. - № 9.9. Закон Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” // Национальная экономическая газета. – 1998. - № 51.




Похожие:

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси icon"Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси"
Тема: “Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси”
Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы