Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) icon

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)



НазваниеЖанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)
Дата конвертации28.07.2012
Размер217,67 Kb.
ТипИнтервью
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)


Министерство образования РФ Самарский государственный педагогический университет Институт филологического образования Кафедра журналистики Курсовая работа «Жанр интервью в региональной прессе» (на примере городской газеты «Чапаевский рабочий») Выполнил: Студент 34 группы Илясов Денис Научный руководитель: К.ф.н., доцент Выровцева Екатерина Владимировна Самара 2003 Содержание. С. Введение 3 Глава 1. Жанровая характеристика интервью. 6 Глава 2. Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий» 9 Глава 3. Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью. 14 Заключение 23 Список использованной литературы 24 Приложения 25 Введение Отличительная особенность интервью – его двуадресность: журналист(интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату(интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседыв расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый). Особая мера убедительности произведений этого жанра обусловлена тем,что информация идет в «прямом эфире» от политика или экономиста, ученогоили художника, чей авторитет в данной области несомненен. Интервью для журналиста – это, с одной стороны, способ полученияинформации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этойинформацией; а с другой – публицистический жанр в форме беседы, диалога, вкотором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому(источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрытьданную тему. Курсовая работа на тему «Жанр интервью в региональной прессе» напримере городской газеты «Чапаевский рабочий» для меня - возможностьпроанализировать востребованность жанра интервью в местной прессе. Потомучто именно интервью подкупает своей жизнеспособностью и степеньюдоходчивости. Поэтому тема курсовой работы актуальна для сегодняшнего дня. «Высшим пилотажем» называют интервью профессиональныежурналисты. При подготовке курсовой работы я, руководствуясь теориейжурналистики, изложенной в книгах В.А. Аграновского «Вторая древнейшая.Беседы о журналистике»1, В.И. Антонова «Информационные жанрыжурналистики»2, «Введение в теорию журналистики»3, В.В. Ворошилова«Журналистика»4, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, О.АСальниковой «Риторические основы журналистики»1, проанализирую интервьюкак жанр, его особенности. Это составит теоретическую базу курсовой работы.Анализируя жанровое разнообразие материалов, опубликованных в городскойгазете «Чапаевского рабочего», хочу определить место этого жанра врегиональной печати, имеющей, как известно свои особенности в отличие отСМИ другого масштаба. Особое значение в подготовке интервью играет сам журналист, егомастерство. Об этом идет речь в книгах Г.В. Лазутиной «Основы творческойдеятельности журналиста»2, У.И. Отта «Вопрос+ответ=интервью»3, М. Шостака«Интервью. Метод и жанр»4. Эмпирическую базу составят статьи, опубликованные в книге «Власть,зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российскойжурналистики». Целью работы является исследование интервью как жанра, которыйявляется одним из востребованных в современной журналистике. Для достиженияэтой цели поставлены следующие задачи: - проанализировать место интервью в современных СМИ на примере одной городской газеты; - определить особенности подачи интервью в рамках городской газеты. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложений. Во введении обосновываетсяактуальность темы, определяются цели и задачи курсовой работы, дается обзорлитературы по теме. В первой главе рассматриваются вопросы теорииприменительно к жанру интервью. Во второй главе анализируются публикациигородской газеты «Чапаевский рабочий» в жанре интервью, которыепредставлены в приложениях. В третьей главе предпринимается попыткапроанализировать роль журналиста и его профессиональное мастерство приподготовке интервью для городской газеты. В заключении представлены выводы.Список литературы отражает степень изученности круга проблем, очерченныхтемой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов. Глава 1. Жанровая характеристика интервью. Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная,зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (порадио, ТВ). Жанр интервью является одним из самых популярных в современныхсредствах массовой информации. И особенно популярен он стал в 90-х годах.Это объясняется многими факторами. Во-первых, с изменением политическихусловий и началом демократии, у интервьюируемого появилась возможностьвысказать в беседе с журналистом свою точку зрения. Ведь до этого с 1919 г.существовал институт цензоров, и они могли настоять на том, чтобы в любомматериале, в том числе и в интервью, была сделана правка – вымарывалисьстрочки и даже абзацы. В советское время собеседник выступал от лицаколлектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющаяобщества. А отсюда и придирки цензоров. С устранением института цензоров, свосстановлением определенных свобод, журналист получил возможностьобращаться к интервьюируемому как к индивидуальности. Современному массовому читателю, зрителю, слушателю преимущественнонеобходимы факты, сообщения о каком-либо событии, минимум или вовсеотсутствие комментариев, глубокого анализа. Кроме того, интервью – этожанр, позволяющий получить неискаженную корреспондентом информацию, чтотоже немаловажно. Интервью – особый речевой жанр. И строится в форме диалога междужурналистом и интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяются вгазетном тексте разными шрифтами. Диалогичность в интервью выступает не только как способ построениягазетного текста, но и как способ организации материалов на газетнойполосе. Общая схема текста интервью трехчастна. В основе – «логическая схемаописательного или событийного типа». В зависимости от первоначальной коммуникативной цели журналиста будет: а) либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельствокомпетентности мнения интервьюируемого; б) та или иная форма представления героя интервью. Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев«вопрос-ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цельи характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства1. На первый план выделяется один из смысловых центров: - либо это социально-психологический портрет личности (человек и время), - либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица. Особенность жанра интервью в том, что все формы высказыванийкорреспондента направлены только на получение информации. Обращение-вопрос,обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию, используемые винтервью, помогают донести до читателя дополнительную информацию. В теории журналистики оговариваются «бинарность понятия «интервью»:универсальный метод получения информации и публицистический жанр,характеризуемый диалоговой формой изложения материала. Нередко, выстраиваятекст, располагая вопросно-ответную информацию «по нарастающей», журналистстремится зафиксировать внимание читателя на главном. И на первом планедолжны быть ответы. Ведь именно с ответом приходит понимание. А понимание иответ диалектически слиты и взаимообуславливают друг друга, одно бездругого невозможно1». Глава 2.Место интервью в структуре городской газеты «Чапаевский рабочий» Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре городскойгазеты, надо отметить, что газета, выходящая в маленьком городе, имеет своиособенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы,соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требованияк информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читаетгазету. И конечно информация не должна содержать тех сведений, которые итак известны и старому, и малому. Интервью, один из тех жанров, которыесохраняют в газетной публикации «эффект подлинности и непринужденности, чтотак ценят люди, живущие в «глубинке». Проанализировав публикации в номерахгазеты за 8 месяцев 2002 г., заметил, что интервью – один из популярных в«Чапаевском рабочем» жанров. Еженедельно интервью публикуются в разныхформах. По пятницам это блиц-интервью или экспресс-интервью. Как правило,публикуются на первой странице, и от журналиста требуется четкосформулировать вопрос. А затем лаконично и конкретно передать ответыинтервьюируемых, чтобы читатель получил представление об их позициях. Такоеинтервью – своего рода инструмент изучения общественного мнения. Примерподобного интервью в приложении №1 С.25 Часто в «Чапаевском рабочем» используются такие формы жанра, как мини-интервью, экспресс-опрос. Особенно если эти материалы предполагаетсяразместить на страницах, обращенных к подросткам и молодежи - «Зебра» и«Молодежный клуб». Почему? Да потому что на вопросы отвечают сверстники,герои этих мини-интервью легко узнаваемы в школьной и студенческой среде. Ипотому интересны для тех, к кому это интервью обращено. Здесь допустимывыражения и слова, господствующие в подростковой и молодежной среде, сленг.Ведь это мировосприятие делает героя интервью «своим» - он тоже живет средитех же проблем – пьянство, наркомания, тусовки, «стрелки», - но это немешает ему оставаться собой, дистанцироваться от тех, кто бессмысленнопрожигает жизнь. То, как сделан текст в интервью, обращенных к подросткам имолодежи – как раз и образует эмоциональный климат беседы. Нарушениетрадиционных границ предложения, незавершенность фразы, некотораяразмытость стиля – все это помогает журналистам подчеркнуть характеробщения в молодежной среде. Редко, но встречается интервью – монолог, когда какое-то лицо отвечаетна вопрос, предложенный журналистом, цельным рассказом. В данном случаеиспользуется интервью как метод получения информации. Довольно распространена другая форма: интервью-знакомство. Часто ихсопровождает рубрика «Наш гость». При этом на первый план выдвигаетсяособый смысловой центр – показать социально-психологический портретличности – человек и его дело. Именно так сделано интервью «ВдохновениеВалерия Щежина»1. Журналист сразу объясняет читателю (в аннотации), длячего он берет интервью: «Через месяц Валерию Георгиевичу Щежину исполнитсяпятьдесят, как раз повод, чтобы подвести некоторые итоги. Не в смысле, чтопостроил, посадил, вырастил, а в плане музыкального творчества, благодарячему наш собеседник уже состоялся как музыкант и композитор». Интервьюразворачивается свободно, непринужденно, журналист мягко вводит героя вразговор, задавая традиционные вопросы и помогая герою сориентироваться, очем, необходимо обязательно рассказать горожанам, когда-то знавшим его повременам бардов. Используются и вопросы, предполагающие разговор об оченьличном: «Если не секрет, поделись как сочиняешь музыку…» , «Не обидно, чтомногие твои работы остаются невостребованными?», « Как ты планируешьотметить свой юбилей?». Журналист о многом, что касается интервьюируемого,осведомлен. Но это не мешает разговаривать. Даже напротив, способствуетраскрытию образа музыканта и певца как фигуры многозначной в искусстве.Характерно, что в этом интервью журналист, задавая вопросы, используетпредлог, так называемый информационный повод, что и позволяет выявить«философию личности» на фоне «философии профессии»1: Наиболее трудная часть интервью – личные вопросы - не остаются безответов. «Новик – значит «новый»»2 – такой же тип интервью, подтверждающийсказанное. Журналисты используют подачу материала в форме интервью и как способзнакомства с героем. Пример - «Его Величество Случай». Работает методистомв центре детского творчества Елена Будюкова. Интервью с ней, вМеждународный день театра, - попытка узнать «каково это, в двадцать двагода поступить в профессиональный театр, работать бок о бок с мастерами, ссамим Монастырским…»3 Интересное интервью дополняют фотоиллюстрации сосценами из театральных постановок и фотография актрисы. В тематической полосе «Служба здоровья» под рубрикой «Тема разговора»– пример аналитического интервью: «Итоги года. Прогноз на будущее». Его далгазете главный врач ЦГБ. В день памяти воинов–интернационалистов в России»газета поместила интервью «Печальный день», которое дал А.Г. Доронин,возглавляющий Чапаевский городской отдел Российского союза ветерановАфганистана4. Название интервью – эмоционально–смысловой фон публикации. Другой пример. Интервью под рубрикой «По вашей просьбе». Все вопросы внем составлены с учетом тех, что задают читатели газеты. Интервьюируемый –1-ый зам. главы администрации города - человек достаточно компетентный,который успел на разных должностях поработать во властных структурах, стоялу истоков многих начинаний. Сегодня он опять во власти. Как же он оцениваетсделанное, над чем сегодня считает важным поработать и что предпринимаетдля решения городских проблем, как лицо ответственное, и авторитетное убольшей части горожан. В интервью собраны те вопросы, которые волнуют в нашем городе всех. Иответы развернуты, понятны. Редакция сумела расположить интервьюируемого кдостаточно откровенному диалогу накануне профессионального праздникастроителей. Есть в интервью и вопрос, ради которого, возможно, и былзадуман материал: «Что в городе делается для того, чтобы поднять авторитетпрофессии строителя?» Дело в том, что в 80-е годы в городе был трест«Чапаевскстрой» и строительство велось хорошими темпами, но потом всерухнуло и профессионалы-строители, оставшись без работы, стали уезжать изЧапаевска в Самару и другие города, где они оказались востребованы. В логической схеме интервью «Космический марафон длиною в 747 суток» –не только продолжение темы «Наши именитые земляки», которую «Чапаевскийрабочий» ведет давно и уже рассказывал о земляке - космонавте СергееАвдееве. В интервью с этим человеком, предложенном в газете 18 января 2002-го года, подчеркивает журналист, есть ответы на вопросы, касающиесяроссийских приоритетов перед другими державами. На первый план в этоминтервью выдвигается помимо смыслового центра – человек и время - анализявления, которое волнует многих здравомыслящих людей: не уступили ли мыприоритетов в космической науке и практике освоения космоса? Удачноиспользуемый в интервью элемент – справка – делает все сказанное болеедостоверным и еще раз подчеркивает, насколько состоятелен авторитетчеловека, которого газета сделала интервьюируемым. Интервью в «Чапаевском рабочем» - удачный способ знакомства читателейс героями. И от того, какая коммуникационная задача решается, зависитмногое: либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельствокомпетентности мнения интервьюируемого; либо та или иная формапредставления героя. Установить контакт с читателем, подготовить к личному восприятиюдиалога не простая задача. Помогает решать эту ее эмоционально, конкретнои нестандартно аннотация к интервью. «И звезды становятся ближе» - этомуинтервью предпослана такая аннотация: «Поистине, где только ни встретишь выходцев из Чапаевска. Оказывается,есть «наши люди» и в самом крупном Российском научном центре по изучениюВселенной, так называемой Специальной Астрофизической обсерватории РАН(Российской Академии наук), расположенной в горах Северного Кавказа натерритории Карачаево-Черкессии»[1]. В коллективном опыте ввода в ситуацию, накопленном сотрудникамиредакции, используются всевозможные лиды: лид - определение (о герое), лид– деталь, лид – история, лид – вопрос, лид – цитата довольно частоприменяются в оформлении материалов с пресс-конференций, «Прямых линий» савторитетными людьми города или со специалистами, способными пролить светна проблему, волнующую всех. Глава 3. Роль журналиста, его профессиональное мастерство в подготовке интервью. Журналист, как правило, стремится построить свою беседу в зависимостиот характера конкретного материала и предполагаемой композиции интервью,учитывает индивидуальные качества собеседника, определяет тональностьматериала, основываясь на собственном творческом опыте. Во всем этом,несомненно, заметную роль играет индивидуальность журналиста. Важно иметь в виду, что как бы журналист не стремился побыстреепередать в редакцию «горяченькое» интервью, он не должен демонстрировать,что торопится. Суетой, лихорадочными действиями можно «смазать» стремлениечеловека отвечать на вопросы, а именно он, возможно, и есть главныйсвидетель происшествия, ценный очевидец события. Даже если произошло ЧП иесть объект для интервью, надо успокоиться самому, спокойно заданныевопросы помогут успокоиться и потенциальному интервьюируемому. Длятворческого коллектива «Чапаевского рабочего» характерен именно такойподход. Ибо многие опытные интервьюеры подчеркивают как важен душевныйнастрой журналиста. Ведь тогда можно рассчитывать на доверительностьинтонации. А это - одна из слагаемых убедительности интервью. Особенноесли оно имеет целью «пролить свет» на проблему. «В психологии под интервью понимают метод сбора информации, когдаанализируются речевые высказывания и другие доступные наблюдению реакцииинтервьюируемого в ходе специально организованной с ним беседы. Каждый изнас считает, что он владеет этим методом в той или иной степени. Вповседневной жизни человека, способного с ходу понять, «чем дышит»собеседник, мы называем проницательным, тонким психологом. Развитое «чутьена людей» как характеристика природного ума, как врожденное качество, этоявление, которое действительно встречается. Однако таких самородков средитех, кто проводит интервью не так много, как хотелось бы. Журналист, начавбеседу с вопросов о биографии или вопросов, не связанных напрямую с будущейработой, сможет снять напряжение, возникающее в первые минуты общения снезнакомым человеком. Когда интервьюируемый почувствует себя увереннее,можно переходить к более сложным вопросам. Когда вся необходимая информация получена, следуют расслабляющиевопросы, обеспечивающие мягкий, плавный выход из интервью, например, обувлечениях, отдыхе и т.п.»1 Исследователи выделяют следующие средства для стимулирования процессаинтервью, которые активно используются профессиональными журналистами: - выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, словесноеподдакивание); - использование коротких пауз; - повторение основного вопроса; - частичное несогласие. («Мне не совсем ясно. Не могли бы Выобъяснить, что вы имеете ввиду?», «Итак, Вы только что сказали… Уточните,пожалуйста»); - уточнение путем неправильного повторения ответа; - указание на противоречие в ответах; - повторение последних слов респондента (так называемый метод «эхо»); - нейтральное требование добавочной информации; - требование весьма определенной добавочной информации; - необходимость разобраться, что скрывается за ответом типа «незнаю»: действительное незнание, непонимание смысла вопроса, боязнь датьнеправильный ответ… Профессионалы советуют выбрать линию поведения: 1) задать несколько прямых, более подробных и детализированныхвопросов; 2) повторить вопрос, изменив его формулировку; - разрыв цепи вопросов. Вопросник, с которым отправляется журналист на интервью, не жесткийплан, от которого нельзя будет отклониться. Вопросник чаще всего нужен длясамоконтроля и проверки возможностей общения в течении беседы, котороеможет уйти, если его не регулировать, в другое русло. Но практикадоказывает, что «вопросник – это руководство к действию, в которомпредусматривается импровизация»1. И успех интервью «без провалов» во многомзависит от умения журналиста подать заготовленный заранее вопрос какимпровизированный, объединив его с предыдущим ответом, и представив каклогически вытекающий из него. Для собеседника оскорбительна чрезмерная «игра интеллекта» интервьюера- читатель недоумевает: более половины текста интервью занимают рассужденияжурналиста. Хотя «самовыражение интервьюера – не в долгих рассуждениях, а впрофессиональном умении вытянуть «новость» из собеседника»2 Как же удаетсярешать все эти непростые задачи журналистам городской газеты «Чапаевскийрабочий»? Читая материалы в жанре интервью в «Чапаевском рабочем», отмечаешь,что журналист чаще всего подготовлен к разговору, знает, на какие сведенияможет рассчитывать. Материал «Я пришел сюда работать» («Чапаевский рабочий, №8 от 16января 2002 г») подан в форме интервью – знакомства с новым руководителемслужбы водоканала. Проблема водоснабжения в городе с больной экологией, спочти 100% изношенностью водоводов – одна из острейших. Потому понятножелание горожан знать: кто пришел в службу водоканала – профессионал иливременщик. И журналист, представляя нового руководителя, знакомит его сгорожанами, задавая такие вопросы: «А с чего вы начинали в Отрадном?, «И вынадеетесь, что сможете что-то повернуть в заржавевшем механизме ЖКХ?» Настойчиво ведет газета линию, направленную на повышениеинформативности материалов информационного жанра. Этой цели отвечают«Прямые линии». В нынешнем году горожане, становясь интервьюерами, имеливозможность сами задать интересующие их вопросы, главе администрациигорода, начальнику паспортно-визовой службы, начальнику департаментакультуры и другим. Тема «Прямой линии» объявляется заранее. Так, главеадминистрации было предложено ответить на вопросы горожан, касающиесяпроблем благоустройства города, молодежной политики. Непросто ввестичитателей газеты в проблемы такого интервью, обозначить позиции участников,но журналистам «Чапаевского рабочего» это удается. И что несомненно удачно:газета обязательно информирует читателей о том, как глава администрацииотреагировал на тот или иной вопрос, какие меры принял. «Его Величество Случай» - пример интервью-зарисовки. Омастерстве журналиста позволяет судить уже то, что в композиционноепостроение интервью журналист вводит описание обстановки, в которойпроисходил разговор, внешности и обаяния героини. Этот помогает раскрытиюее характера, установлению контакта с читателем, готовя к активномувосприятию диалога. Ввести читателей в ситуацию эмоционально и конкретно помогает здесьлид – деталь, воздействия на читателя: «Живет в нашем городе девушка –Елена Будюкова. Работает методистом в центре детского творчества. Но этосегодня. А еще вчера… Помните спектакль «Моя жена лгунья», показанный насцене Дворца культуры имени В.И. Чапаева творческим объединением «Мастерасцены» из Самары, не раз выступавшим в нашем городе? Одну из ролей в немисполняла Лена. Каково это, в двадцать два года поступить впрофессиональный театр, работать бок о бок с мастерами, с самимМонастырским, а в двадцать пять… Но что думает об этом сама Лена? И что длянее театр?»1. Журналист активно использует многомерность и многообразиедиалогических единств: вопрос – стимул, реплика -размышление. Последний вопрос в этом интервью помогает поставить логическую точку:«Вы надеетесь вернуться? (в театр – авт.). И следует ответ «Когда я ушла сосцены, то первое время не знала, куда себя деть. Весь мир сразу сталпустыней. Все мысли только об одном: театр, театр, театр. Потом вроденашла, чем заполнить свою жизнь. Старые связи тоже не обрываю.Перезваниваемся. Если вдруг позвонит Петр Львович и предложит работать вТеатре на Безымянке – полечу как на крыльях. Я верю: судьба есть, и онаприведет меня куда-нибудь. Может быть, не в театр. Главное – найти своеместо в жизни. Свое и только свое. Сыграть одной тебе предназначеннуюроль»2. Журналисту удалось убедить читателей, что перед ними – неординарнаяличность, ему удалось показать человека, жизнь и устремления которогоинтересны если не всем, то многим. Есть в «Чапаевском рабочем» рубрика «Актуальное интервью», когда речьидет о получении информации на интересующие всех вопросы. Таким получилосьинтервью «Казначейство – от слова «казна»» (7 мая 2002года №70-71). В аннотации к другому интервью «Особая служба», тоже опубликованномупод этой рубрикой (5 июня 2002г, №87), автор активно использует приемпровокации, сообщая интервьюируемому информацию, которую получил отгорожан, а также собственные наблюдения за тем, как неудовлетворительновывозится из города мусор. Скорее всего, у читателей составится безотраднаякартина, основанная на беспомощности тех, кто призван бороться с мусором. Иэто подтолкнет к необходимости решать городскую проблему. Жанр интервью многофункционален. Позволяет быстро и точно рассказать отом, что волнует, - интервью: «В интересах квартиросъемщиков». Газета,выйдя на авторитетного собеседника – начальника Жилищной инспекции по г.Чапаевску, помогает горожанам разобраться, где и как они могут получитьпомощь, если их неудовлетворительно обслуживают служба ЖКХ. Это интервью,традиционный диалог - вопрос-ответ, рассчитано на соучастие читателей вобсуждении проблемы. Все это позволяет сделать вывод: успех любого материала зависит отмастерства журналиста, его личности. Не даром Ясен Засурский так сказал:«Сегодня люди хотят видеть в журналисте на нахала, который с апломбомразоблачает всех и вся, а честного порядочного человека»1. И при этомнеобходимо помнить: «Сила информационного воздействия интервью – внеформализованности интервью, в умении не подавлять собеседника эрудицией,а «сопрягать его видение предмета со своим собственным, не подталкиватьпартнера к тем фактам и явлениям, которые могут быть ему неизвестны»… Аизвестный телеведущий Урмас Отт советует: «не смущайся своейнеосведомленности в том или ином вопросе: частичное незнание скорее можетдаже активизировать беседу. Важна искренняя заинтересованность всехучастников беседы»2. Журналисты «Чапаевского рабочего» этим руководствуются и предполагаютреакцию скептически настроенных людей, стремясь избегать в интервьювысказываний типа «ожидается, что».., «известно, что…», говорят, что…» Ведьиначе скептик обязательно заметит с сарказмом: «Ожидается кем?», «Известнокому?», «Говорят кто?»… Разные журналисты готовят интервью для «Чапаевского рабочего». Отсюда– отличия в комбинации разного рода вопросов, их чередовании,последовательности. Это подтверждает высказывание Г.В. Лазутиной о том, что интервьюоказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности,если журналист: « 1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения,имеет представление о собеседнике как индивидуальности); 2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечаявозникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их; 3.Владеет достаточным количеством приемов, способныхстимулировать общение1». Валерий Аграновский в своей книге «Ради единого слова» тоже изложилряд принципиальных позиций поведения журналиста: «1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью,а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать иговорить). 2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимумдолжен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задаватьвопросы и по обязанности. Но получать на них ответы он может только прижелании собеседника. 3. Сам журналист как личность должен быть интересенсобеседнику»2. Анализируя интервью в «Чапаевском рабочем», замечаешь, что журналистыпредварительно обдумывают концепцию интервью, вопросы выстраивают так,чтобы соблюдалась последовательность в ответах.», учитывают, что «… следуетразвивать в себе умение трудное, но очень выгодное для интервью (жанраличностного, интересного именно «персонификацией» любой проблемы»); умениепредставить интервьюируемого в выгодном свете, подчеркивать его лидерство вбеседе, стараться передать его манеру общения, стиль речи, скрывая, повозможности, намеченные заранее контуры диалогического единства,выстраивать переход от одной мини-темы к другой и т.д.»1. В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Чтокасается интервью, то это – самый субъективный источник информации. Ведьразные люди, очевидцы одного и того же события, по разному о немрассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но в этом заключается иположительное свойство этого источника информации – возможность узнать инойвзгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения. Журналисты городской газеты помнят, что покушение на чью-то репутациюравнозначно вторжению в частную жизнь. При определенных обстоятельствахрепутация может пострадать от одного неосторожного замечания или неумелообработанного ответа интервьюируемого, неточно переданного сказанногочеловеком выражения. Особенно если интервьюер и интервьюируемый живут водном небольшом городе, как Чапаевск. В редакции «Чапаевского рабочего»считают правилом пригласить интервьюируемого, чтобы он прочитал текстинтервью до выхода в свет, сверил цифры и фамилии в своих ответах. Иподписал оригинал интервью, дав тем самым согласие на его публикацию. В журнале «Профессия – журналист» было опубликовано выступление СергеяТитова «Визави, визави, визави…» с пометкой «Ода интервью». Так убедительнонаписал автор: «Интервью – мой любимый жанр. Самый лучший. Самый классный,самый красивый. Я говорю про настоящее интервью, когда собеседник –незаурядный человек»1. И журналиста Сергей Титов сравнивает с актером.Потому, что «каждый раз должен быть разным. Ведь это не я должен быть передмоим визави. Лично я ему не нужен. Не для меня это интервью, не обо мне. Ялишь сконцентрированный читатель, телезритель, я – его лицо, каждый разразное. Потому что разные собеседники интересуют совершенно разных людей. Япишу вопросы и чувствую, что я – режиссер, я готовлю грандиозный спектакль,поскольку все это – слова, слова, как говорил Гамлет. На самом деле слова – это музыка. После встречи, ночью, усядусь заклавиатуру, чтобы перевести все метаморфозы на музыку слов. Хорошееинтервью – это симфония»2. Но "весь талант журналиста в финальном аккорде.Одна неверная нота – и смажется все. Именно финальный аккорд будет ещедолго звучать в душе читателя». Всеволод Богданов, секретарь Союза журналистов РФ, как-то сказал:«Сейчас на разных каналах ТВ есть во многих вариантах интервью с человекомв маске… Интервью дают бандит, проститутка, политик, бизнесмен. Все этозавлекательно, как игра, но порой начинаешь сомневаться в достоверности, вискренности того, кто в маске. Серьезные диалоги в телевизионном эфире дляменя, как зрителя, сослужили огромную службу. Они помогли мне разобраться,кто есть кто в нашем обществе, кому можно доверять и насколько, помоглисделать выбор»3. В региональной прессе, к которой относится и «Чапаевскийрабочий», нет возможности кого-нибудь скрыть под маской. Читатели этого непримут. Им нужен честный и открытый диалог. И четкая оценка фактов,событий. Заключение Жанр интервью имеет поистине неограниченные возможности. Недаромжурналисты высказывают такую точку зрения на интервью: «Это возможностьпродемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его всамоцель»1. В интервью проявляются характеры, время. И даже то, что невсегда могут объяснить историки и философы. Жанр интервьюмногофункционален. Он позволяет быстро и точно рассказать о взволновавшемсобытии, задав несколько вопросов очевидцам, и выйдя на авторитетногособеседника, развеять взбудоражившие многих слухи… Для верного поведения, гибкости интервьюера важны зоркость наблюденияза поведением и реакциями собеседника. Но это не помешает самой беседе.Интервьюируемый должен высказаться. Но неопытный журналист может допуститьошибку: не добившись внятных высказываний, передаст их, во многомприсочиняя. А одно из главных качеств хорошего интервью - реализованное,хотя бы отчасти, отражение высказываний интервьюируемого»2. При полном доверии к интервьюеру может получиться исповедальныйхарактер у интервью. И не поверить напечатанному будет уже невозможно.Только бы не слетались, как воронье, журналисты на беду, случившуюся вжизни человека или потрясшую страну, как было в Норд-Осте, только бы несмаковали леденящие душу подробности… И тогда достоверность будет обеспечена. А именно достоверностьпозволяет жанру интервью оставаться доступным и понятным для читателя слюбым образовательным уровнем. В отношении интервью справедлива оценка журналистов-профессионалов ичитателей: самый востребованный сегодня жанр в СМИ. Список использованной литературы: 1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999. 2. Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994. 3 Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. – М., 1992. 4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001 5 Гаврилов Э. Законодательство и практика СМИ. М., 2000. 6 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. 7 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993. 8 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997. 9 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. 10 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. 2т Издание СЖ России, 1998. 11. Профессия-журналист». 2002г. №№7,8… 12. Киселева Н.В. «Интервью как речевой жанр» -http://www.journ.ru/linkjournstud.shtml 13 Газета «Чапаевский рабочий». Выпуски номеров с 1 января по 30 июня 2002 года.-----------------------1 Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.2 Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.3 Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. – М., 1992.4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 20011 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторическиеосновы журналистики. М. 2000.2 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.3 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.4 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторическиеосновы журналистики. М. 2000. С. 1651 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторическиеосновы журналистики. М. 2000. С. 1681 Газета «Чапаевский рабочий». «Вдохновение Валерия Щежина»». Приложение№2. С.261 «Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». №10. 2002. С. 482 Газета «Чапаевский рабочий». «Новик – значит «новый»». Приложение №3.С.273 Газета «Чапаевский рабочий». «Его Величество Случай». Приложение №6. С.304 Газета «Чапаевский рабочий». «Печальный день». Приложение №4. С.28[1] Газета «Чапаевский рабочий». «И звезды становятся ближе». Приложение№5. С.291 Девятко В.В. «Как подготовиться к интервью» www.arsenalgroup.ru 1999.1 «Профессия – журналист.» «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 472 «Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 471 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай». Приложение №6.С.302 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай». Приложение №6.С.301 «Власть, зеркало или служанка?» Энциклопедия жизни современной российскойжурналистики. Т. 2. Издание СЖ России.2 Отт У.И. Вопрос + ответ = интервью. М. 1993. с. 91 Лазутина В.Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. -552 Аграновский В. Ради единого слова. М. 1988.1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. «Риторическиеосновы журналистики. Работа над жанрами газеты». М. 2000. С. 1981 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-82 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-83 «Репортаж и интервью: с чего начинается журналистика». Власть, зеркалоили служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики,издание СЖ России, 1998. С.1801 Т. Мишина. «Убийство жанра». Профессия-журналист. 2002. №9 С.452 Шостак М. «Дирижирование беседой». «Профессия-журналист» 2002. №10 С.47




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconЗаимствованные слова в региональной прессе на примере газеты Чапаевский рабочий

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconЖанровые особенности массовой прессы (информационные жанры)
Эти жанры актуальны в наше время и популярны, поэтому наша цель рассмотреть их подробно, выявить особенности и специфику и проанализировать...
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconТемы рефератов по дисциплине: Охарактеризуйте основные формы рекламных обращений в прессе. Каковы требования закона «О рекламе» к рекламе в прессе
Перечислите и охарактеризуйте основные факторы влияющие на эффективность рекламы в прессе
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconТемы рефератов по дисциплине: Охарактеризуйте основные формы рекламных обращений в прессе. Каковы требования закона «О рекламе» к рекламе в прессе
Перечислите и охарактеризуйте основные факторы влияющие на эффективность рекламы в прессе
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconНа примере архангельской губернии © 2012 А. Ю. Петров
«Попечительского общества о тюрьмах». На примере Архангельского общества показаны формы участия представителей региональной элиты...
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconИнтервью Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова московскому бюро межарабской газеты «Аль-Хаят» Р. Минниханов: Татарстан окно для сотрудничества России с арабскими странами
Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова московскому бюро межарабской газеты «Аль-Хаят»
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconОльга юдина, редактор газеты «Студент», пресс-центр Национального горного университета Здесь сочетают столетние достижения и современные реалии о традициях и новациях 110-летнего Национального горного университета/интервью с ректором Г. Пивняком
О традициях и новациях 110-летнего Национального горного университета/интервью с ректором Г. Пивняком
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconСодержание Введение. Свобода слова в современных российских сми (на примере издания «Российская газета»)
Свобода слова в российской прессе: зарождение, развитие, современное состояние
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconВведение Реклама в прессе
Основными средствами распространения рекламы можно считать та­кие: 1) реклама в прессе; 2) печатная (полиграфическая) реклама; 3)...
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий) iconЖанр автобиографии на примере "Автобиографии" Бенджамина Франклина

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы