Основные направления государственной политики занятости на современном этапе icon

Основные направления государственной политики занятости на современном этапе



НазваниеОсновные направления государственной политики занятости на современном этапе
Дата конвертации20.07.2012
Размер244.46 Kb.
ТипРеферат
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе


ОГЛАВЛЕНИЕ.ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 5 2. ВИДЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. 9 3. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. 11 4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ. 17 5. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. 21 6. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ. 24 1. Деятельность органов государственной службы занятости. 26 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ. 28 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 29 7. МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. 33ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 38 ВВЕДЕНИЕ. В 1991 году наша страна вступила в новый этап своего развития,начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи сэтим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиесяследствием несовершенства экономики. Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР былачетко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий(распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право натруд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым такгордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадомСоюза. В процессе решения вопросов занятости населения многие государства избывших республик СССР столкнулись с практически одинаковыми проблемами.Формирование новых экономических отношений, демократизация обществапотребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечениязанятости населения. Перед новыми руководителями государства встала проблемакатастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращениярабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовоевысвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады безработных. Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитиеэкономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение,на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысиласьэффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе:люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными. В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. Оних можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, исущественный отток средств из государственного бюджета на различныесоциальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.). Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведениеего до общеевропейского. А для этого необходима разработка действеннойгосударственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующаяна данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому встране ведется работа по ее усовершенствованию. 1. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях(федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поискпутей снижения безработицы и сглаживание ее последствий.
Реализация всехэтих функций осуществляется посредством политики занятости. Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенноговоздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждогоего члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшениераспределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом,зависят в определенной степени от уровня эффективности правовогорегулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих даннуюсферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства пообеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политиказанятости должна быть органически включена и согласована с общей концепциейреформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегииреализации. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицейв периоды экономического спада в других странах мира будет способствоватьскорейшему формированию оптимального отечественного механизмагосударственного регулирования занятости населения Российской Федерации,т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека отидеала. В процессе дальнейшего совершенствования системы государственногорегулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизмоценки эффективности политики занятости как на местном, так и нарегиональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов исанкций. Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своимиспособностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любуюне запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную свыполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнегохозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность ит.п.). Правовую основу регулирования указанных общественных отношенийобеспечивают: o Конституция Российской Федерации; o Кодекс законов о труде Российской Федерации; o Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; o Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; o Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; o Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.; o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; o Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. o и др. Каждый из указанных законодательных актов регулирует строгоопределенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовыеотношения. Так же, в соответствии с Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 8 мая 1996 года № 570 «О Федеральной целевой программесодействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» иУказом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 «ОКомплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынкатруда. Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынкутруда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшенияситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведениеэффективной политики занятости. 2. ВИДЫ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости:активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивнуюполитику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: o совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; o мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; o обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; o активный поиск и подбор рабочих мест; o финансирование создания новых рабочих мест; o организация новых рабочих мест через систему общественных работ. В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные напредотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочихмест и др. Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы:выплату гарантированного государством пособия по безработице, а поистечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплатна иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматриваетпредоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службузанятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, котораятакже предусматривает материальную поддержку безработных, но болееразнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест. Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущихгосударственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономическогоподъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда ирабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которыхвысока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случаесдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабымии могут только ухудшить реальную ситуацию. Проведение активной государственной политики занятости населенияосуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональнойпрограмм занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда ипрогноза его развития. 3. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. В соответствии с действующим законодательством о занятости населениягосударственная политика РФ в области содействия занятости населениянаправлена на: o развитие людских ресурсов для труда; o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; o создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; o поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; o обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; o предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; o сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; o координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; o координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; o международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: o федеральный или общегосударственный, o субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ); o местный или локальный (на территории органа местного самоуправления). Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков: o аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); o программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); o ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); o организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы). Политика занятости на федеральном уровне включает определениесовокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативныхактов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектамирынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономическихпоследствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимыйуровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулированиеприема на работу социально незащищенных групп населения, минимальнодопустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразныйуровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятостипредусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговойполитики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этойцелью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанскиеи региональные программы занятости. Определяются территории, где развитиерабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политикизанятости на всей территории России формируется Федеральная государственнаяслужба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализацииполитики занятости создан Государственный фонд занятости населения. Главными направлениями политики занятости на федеральном уровнесегодня становятся: o преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; o сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях; o создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; o обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; o дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; o смягчение последствий долговременной безработицы. Основная задача политики государства по экономике и поддержкезанятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных иперспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности,создающей новые рабочие места путем проведения институциональныхпреобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционныхи других целевых программ. Кроме того политика занятости федерального уровня предусматриваетсоздание системы правового регулирования и организации межгосударственныхотношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводумиграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного ивынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выездена временные заработки или откомандирование на работу в другое государство,т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм,обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международныйрынок труда. На региональном уровне политика занятости означает содействие полной,продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной насоздание условий для реализации права граждан на труд на территориях,находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня(республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на игорода). Региональный аспект государственной политика занятости реализуетсячерез ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программысодействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия,влияющие на состояние рынка труда в регионах. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамкахфедеральной программы, путем выполнения региональных и местных программсодействия занятости населения, учитывающих особенности демографического исоциально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на триуровня: o республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; o областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития; o районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда. 4. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ. Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многиеособенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретныецеленаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости отформ собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягченияситуации на региональных рынках труда может стать использованиенестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможностьвоздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы наоткрытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождениезанятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой,отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом. С позиции продавцов рабочей силы, особенно представляющих женщин имолодежь, НФЗ явились удобной формой сочетания необходимости работать сдругими видами общественно-полезной деятельности, например, учебой,воспитанием детей и семейными обязанностями, а также единственно приемлемымспособом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности(молодежь, инвалиды, пожилые и др.). Интересам предпринимателей эти формы занятости соответствуют поцелому ряду параметров: o в отдельные периоды использование НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее — наймом новой); o привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу; o интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ, оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график. На макроэкономическом уровне использование НФЗ открывает возможностьснизить остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда уязвимымкатегориям населения способа получения дохода и поддержания уровня своейквалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методовсмягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способоммобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодолениямобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды,пожилые, молодежь, женщины и т.п.). К настоящему времени в странах с развитой рыночной экономикой внестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых, сложиласьразветвленная и многообразная система организационных схем такой занятости,существует законодательная база, регулирующая социально-трудовые отношенияв сфере НФЗ. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: o частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); o занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; o чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками); o основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда; o самозанятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупрежденияи смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальнаятрудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны.Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многиеумышленно скрываются от властей с тем, чтобы сохранить социальные пособияили избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например). 5. НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ. Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государственном ичастном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населенияявляется деятельность в неформальном секторе экономики. Международнаяорганизация труда к неформальному сектору экономики относит небольшиезаведения по производству и продаже товаров и услуг с незначительнымкапиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильнойзанятостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно этизаведения не учитываются статистикой, не поддерживаются правительством, наних не распространены система социальной защиты, часто они не подпадают поднормы трудового законодательства и т.д. Появление неформального сектора в экономике особенно характерно дляразвивающихся стран. Виды неформальной деятельности многообразны, основныеиз них: o уличная торговля («с лотка»); o ремонтные работы; o деятельность, связанная с программным обеспечением компьютеров; o бухгалтерские работы и секретарские услуги; o работа по договору с предприятием формального сектора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; o домашние услуги и пр. Факторами роста неформальной занятости являются: o менее благоприятные условия для легального бизнеса (чем хуже эти условия, тем выше уровень неформальной занятости); o нехватка новых рабочих мест в формальном секторе экономики (чем меньше создано новых рабочих мест в регионе, тем выше уровень неформальной занятости); o уровень безработицы (масштабы неформальной занятости значительнее в регионах, где этот уровень выше). Большинство работников в неформальном секторе (около 65%) занимаютсяторговлей промышленными и продовольственными товарами на улице «с лотка», вкоммерческих ларьках, на рынке и т.д. Далее по значимости идутпосреднические и прочие услуги — 22%, производство и сбытсельскохозяйственной продукции — 8%, производство товаров — 5%. Положительные стороны занятости в неформальном секторе экономики: o уменьшение безработицы благодаря занятости в неформальном секторе; o небольшие предприятия, организуемые в неформальном секторе, являются начальной ступенью в создании собственного дела, которое может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число новых рабочих мест. Негативные стороны занятости в неформальном секторе экономики: o экономические и правовые трудности работников (большинство отношений в неформальном секторе экономики не регламентируется современным трудовым законодательством); o высокие налоги, которые приходится платить государству (!), а главное поборы рэкетиров и штрафы милиции; o большинство занятых имеют очень небольшой капитал, низкий технический и управленческий уровень, осуществляют свою деятельность в неприспособленных помещениях или на улице; o отсутствие социального страхования и других мер социальной защиты; o высокий риск финансовых потерь при совершении различных торговых или посреднических сделок. 6. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ. Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечениязанятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними вформировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многиеорганы и службы, функциональные обязанности которых связаны срегулированием социально-трудовых отношений.Наряду с государственными органами власти и органами местногосамоуправления в осуществлении политики занятости участвуютнегосударственные органы и организации. К таковым следует отнестиРоссийскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовыхотношений, функционирующую на постоянной основе (создана в 1992 г). Онасостоит из представителей общероссийских объединений работодателей,представителей общероссийских объединений профессиональных союзов ипредставителей Правительства Российской Федерации, которые образуют трисоответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссияпосредством ведения коллективных переговоров и подготовки текстагенерального соглашения содействует обеспечению единой согласованнойполитики в области регулирования социально-трудовых отношений, включаявопросы рынка труда. Правовая основа формирования и деятельности Российскойтрехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийопределена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ. Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах Российской Федерации, на отдельных территориях и составляют систему социального партнерства. Важным составным направлением обеспечения занятости населенияявляется организационно-координирующая деятельность и контроль выполнениямероприятий. Кроме государственных органов в процессе разработки,реализации и контроля выполнения программ занятости и защиты интересовработников принимают активное участие представители профессиональныхсоюзов. Среди основных задач профсоюзных органов в сфере труда и занятостиследует отметить разработку и реализацию конкретных мер по разъяснению иосуществлению прав работников в этой области, проведение профсоюзногоконтроля за занятостью и соблюдение законодательства в области занятости. В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующие стимулы и санкции. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. 1. Деятельность органов государственной службы занятости. Формирование отечественного рынка труда предопределило оструюнеобходимость создания государственного органа, ведающего вопросамизанятости населения. В апреле 1991 года на базе ранее функционировавшихбюро по трудоустройству населения была создана Федеральная служба занятостинаселения России. Организационная структура службы представляет собойсистему органов, охватывающих все уровни — федеральный, субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований. В августе 1996 года Федеральная служба занятости России вошла всостав Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вэтой связи в составе Минтруда вопросы проведения государственной политики вобласти занятости населения на федеральном уровне решаются непосредственнов: o департаменте народонаселения и политики занятости; o департаменте трудоустройства населения; o управлении финансового обеспечения программ занятости; o управлении социальной поддержки безработных. Вертикальная система органов государственной службы занятостипозволила полностью охватить все население Российской Федерации, обеспечитьобслуживание населения по единой методике практически в каждом городе ирайоне Российской Федерации. К основным функциям службы занятости населения Российской Федерацииможно отнести следующие: o изучение и анализ состояния, а также прогноз развития занятости населения, информирование его о положении на рынке труда; o разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения; o помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе работников; o организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; o осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения, а также оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам семей; o участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по регулированию занятости населения на соответствующих уровнях; o осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан,предоставляются органами системы службы занятости бесплатно. 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ. Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости исодержание самой системы органов государственной службы занятостиобеспечиваются за счет средств Государственного фонда занятости населенияРоссийской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населенияв Российской Федерации» от 20 апреля 1996 года. Формирование и использование средств этого фонда осуществляется всоответствии с Федеральным законом о бюджете фонда на соответствующийкалендарный год. Этим законом устанавливается тариф отчислений средств вГосударственный Фонд занятости населения. Основными источниками формирования фонда занятости являются: o обязательные страховые взносы работодателей, o обязательные страховые взносы с заработка работающих, o ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, o добровольные взносы юридических и физических лиц, o другие поступления, включая штрафные санкции. 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. В целях непрерывного наблюдения за ходом основных социально-трудовыхпроцессов и устранения негативных тенденций в этой сфере распоряжениемПравительства Российской Федерации от. 22 марта 1995 г. введен порядокосуществления Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы.Мониторинг регистрируемой безработицы является составной его частью. Воисполнение этого распоряжения Госкомстат России 12 сентября 1995 годаутвердил единую систему статистических показателей и краткиеметодологические пояснения к ним. Органы государственной службы занятости проводят работу по учетуобратившихся к ним граждан по поводу устройства на работу, установлениюстатуса безработных, выплате пособий и материальной помощи нуждающимся,направлению на переобучение и повышение квалификации, выдаче рекомендацийпо трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются инакапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и годам покаждому органу службы занятости, по территориям, субъектам РоссийскойФедерации и в целом по России. Затем полученные статистические данныеобобщаются, систематизируются и в дальнейшем используются при разработкепрограмм занятости на различных уровнях реализации политики занятости. Наряду с органами государственной службы занятости функционируюткоммерческие негосударственные организации, занимающиеся трудоустройством ипрофессиональной подготовкой безработных. Но по их деятельности отсутствуетчеткая система учета и отчетности, поэтому невозможно сделать какой-либообзор и анализ статистических данных. Положение на рынке труда обусловлено общим социально-экономическимфоном в стране, изменениями демографической структуры населения, а так жемиграцией трудоспособного населения (приток низкоквалифицированной рабочейсилы из государств СНГ, отток специалистов из страны). Таблица 1. Параметры предложения труда в динамике за 1994-1999 годы (млн. чел.)[1].|Показатели |Годы || |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||Экономически активное | | | | | | ||население |73,5 |72,8 |72,7 |72,2 |72,7 |73,0 ||Занятое |68.3 |66,2 |66,0 |65,4 |64,3 |64,0 ||Незанятое |5,2 |6,6 |6,7 |6,8 |8,4 |9,0 ||в т.ч. зарегистрировано в | | | | | | ||службе занятости |1,5 |2,3 |2,6 |2,3 |1,9 |2.3 | Данные таблицы 1 наглядно подтверждают негативную тенденцию вобеспечении занятости населения: количество занятых среди экономическиактивного населения из года в год падает. При этом необходимо отметитьнеадекватную тенденцию изменения численности безработных,зарегистрированных в службе занятости. Это объясняется низким уровнемвеличины пособия по безработице и тем, что многие безработные, отчаявшисьнайти хорошую работу через службу занятости, занимаются поискамисамостоятельно. Данные последних лет и прогноз, составленный в институтемакроэкономических исследований Минэкономразвития России, показывают, чточисленность населения в трудоспособном возрасте в ближайшие годы будетрасти, а затем будет наблюдаться спад данной численности. Таблица 2. Численность населения в трудоспособном возрасте в динамике за 2000–2015 годы (млн. чел.)[2].|Годы |2000 |2006 |2015 ||Численность населения в | | | ||трудоспособном возрасте |86,7 |89,6 |81,1 | По прогнозам российских ученых в ближайшие годы предполагаетсянекоторый рост численности экономически активного населения, а затем -резкий спад. Данный прогноз является результатом перепадов рождаемостипрошлых лет. Он показывает, что в ближайшие годы в стране обостриться ибудет требовать скорейшего разрешения проблема безработицы. 7. МОДЕЛИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицейв периоды экономического спада во многих развитых странах мира будетспособствовать скорейшему формированию оптимального отечественногомеханизма государственного регулирования занятости населения РоссийскойФедерации. Как и некоторые другие, аспекты занятости населения в РФ имеют рядособенностей, отличающих их от аналогичных аспектов, наблюдаемых в рядеразвитых стран. Поэтому слепо копировать модели политики занятости другихстран, успешно решающих эту проблему, безусловно, нельзя. Российским учеными политикам целесообразно учесть мировой опыт и принять его во внимание, нонеобходимо разработать свою адаптированную под сложные российские условияполитику занятости населения. В настоящее время можно выделить три основные модели политикизанятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. o Европейская модель. Данная модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда. Следствием таких мер является рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных. o Скандинавская модель. Данная модель основывается на обеспечении занятости со средними условиями оплаты труда практически всем трудящимся. Это достигается путем создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения. o Американская модель. Данная модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Использование той или иной модели влияет на политику занятости как намакро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политикезанятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходовна рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однакорасширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаютсядополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий.Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблемзанятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политикасдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочейнедели, более широко используются различные формы неполной занятости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоитперед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятостидалека от совершенства и не дает желаемых результатов. Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан Россиидалеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективныймеханизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы инегосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует рядобщегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить сповышением занятости населения, а также с расширением поля общественныхработ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды,озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зонмегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить черезреструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационногообеспечения в области социально-трудовых отношений. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицейв периоды экономического спада во многих странах мира будет способствоватьскорейшему формированию оптимального отечественного механизмагосударственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегосятяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этойработы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.1. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Н. Ю. Иванова. – М.: ИНФРА- М, 1991. – 480 с.2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.3. Рофе А. И., Стрейко В. Т., Збышко Б. Г. Экономика труда: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 2000. – 248 с.4. Чечевицина Л. И. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384 с.5. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – 720 с.6. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 1055 с.7. Экономика и жизнь №25 июнь 2001 г; «Рынок труда в демографическом разрезе (прогноз)» В. Костаков, директор Института макроэкономических исследований Минэкономразвития Росси.8. Курс лекций по дисциплине «Экономика и организация труда»-----------------------[1] Составлено по материалам государственных статистических отчетоврегиональных органов служб занятости по формам 1-т и 2-т (трудоустройство).[2] Составлено по материалам статьи «Рынок труда в демографическом разрезе(прогноз)» («Экономика и жизнь» №25 июнь 2001 г).




Похожие:

Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconРеферат на тему "государственная служба занятости и ее фуhкции" содержание введение Проблемы занятости населения на современном этапе Предпосылки создания службы занятости населения
Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconВнеконтинентальные направления внешней политики бразилии на современном этапе (1995 2006 гг.)
Внеконтинентальные направления внешней политики бразилии на современном этапе (1995 – 2006 гг.)
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconОсновные приоритеты внешней политики и дипломатии саудовской аравии на современном этапе
Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconПротокол №47, раздел I
На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования...
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconТематика контрольных работ по дисциплине
Основные тенденции развития государственной службы Российской Федерации на современном этапе: политико-правовой аспект
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconТемы контрольных работ по дисциплине “Государственная служба”
Основные тенденции развития государственной службы Российской Федерации на современном этапе: политико-правовой аспект
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconОтличительные черты безработицы и особенности развития занятости в РФ на современном этапе. Курсовой

Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconОсновы государственной политики занятости
Органы управления человеческими ресурсами в регионах основное внимание уделяют вопросам занятости, социальной политике, регулированию...
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе iconКонтрольная работа по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему «Характеристика и задачи налоговой политики на современном этапе в России»
Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления
Основные направления государственной политики занятости на современном этапе icon«Основные экологические проблемы на современном этапе. Экологическое состояние атмосферного воздуха в Белгородской области». Выполнил Преподавательстудент 20-й группыАтанов АндрейКовалева Л. И. г. Белгород 2001 г. ПланI. Особенности экологической обстановки Белгородской области
Основные экологические проблемы на современном этапе. Экологическое состояние атмосферного воздуха в Белгородской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы