Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта icon

Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта



НазваниеРационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта
Дата конвертации28.07.2012
Размер141.11 Kb.
ТипРеферат
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта


ВВЕДЕHИЕ 3.Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., ноуяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений вевропейской, прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения,начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего,можно сказать, общеевропейским явлением. С течением времени, по мереуспехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли(особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на землеприобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным икрасноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), родоначальник английского материализма и всей современнойэкспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-техническогопрогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры, нераз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация, сложившаяся в первойполовине ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна дляАнглии, где приближалась буржуазная революция. Хотя Франции было тогдадалеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия,во многом определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди такихусловий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистскогогосударства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе противстарой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации,все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкоедворянство, но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплениинационального государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную иторговую деятельность, вступавшего в военное противостояние с другимиевропейскими государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморскихстранах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный периодразвития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности всравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали развитиюнаучных исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании,военном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни водну из предшествующих эпох истории культуры, наука становиласьпроизводительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже вХV в., в последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и воФранции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей.Возможность практического применения научных открытий обращала к наукевзоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанныесообщества ученых - прообразы нынешних академий наук. 4 1. Ученье Рене Декарта. Его первые работы.Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; RenatusCartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), - 11.2.1650, Стокгольм], французскийфилософ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. В 1606 г.он был отправлен отцом в коллегию Ла Флеш.
Юный Рене обучался здесь более 9лет. Основное содержание программ обучения являлось традиционным,«гуманитарным». Было довольно интенсивное изучение математическихдисциплин: геометрии и арифметики, которое было изложено в Евклидовых«Началах». Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладныенауки, как фортификация и навигация. Вскоре после окончания коллегии, в1615-1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете г.Пуатье и,сдав экзамены получил степень бакалавра права. В Голландии , он в 1629году записался в университет во Франекёре как «студент – философ», а в 1630г. – в Лейденский университет как «студент – математик». После несколькихлет путешествий переселился в Нидерланды, где провёл 20 лет в уединённыхнаучных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - "Рассуждение ометоде..." (1637, рус. пер. 1953), "Размышления о первой философии..."(1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" (1644, рус. пер. 1950). Особо важную роль в те годы сыграла , завязавшаяся дружба с Мерсенном –монахом францисканского ордена, праподавателем философии и теологии. Мерсенстал организующим центром для французских и некоторых иностранных учёных.Кружок учёных, образовавшихся вокруг него, впоследствии, уже после смертиего и Декарта, превратился во Французскую академию наук. В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился вСтокгольм, где вскоре умер. 2. Философское мировоззрение.2.1. Соображения, касающиеся представлений о конечности мираОсновная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела,"мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением,Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространствостереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечностимира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, чтомировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеетпустот и делима до беспредельности 5(это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античнойатомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённыхпустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную ипассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел,возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др.телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декартаявляется бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем исохраняет их. 2.2. Физиологические вопросы Исследовал строение различных органов животных, а также строение ихзародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декартаоснованы на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попыталсявыяснить сущность "непроизвольных" и "произвольных" движений и описал схемурефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная ицентробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не толькосокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.2.3. Доводы, касающиеся бессмертия души, доказывающие существования богаУчение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связьбездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающеймышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, попредположению Декарта, посредством особого органа - т. н. шишковиднойжелезы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое местовыдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, поДекарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к какимподготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самымчеловека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучиавтоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как итело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложныймеханизм, созданный из материальных элементов и способный, в силумеханического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложныедвижения.Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создатьматериалистическую физику как учение о протяжённой субстанции иидеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующимзвеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение иобеспечивает инвариантность всех её законов. 6 3. Метод познанияВ круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенноезначение имел вопрос о методе познания. И не случайно именно Декартупринадлежит идея создания единого научного метода , который носит название«Универсальной математики» и с помощью которого, как и Ф. Бэкон, Декартвидит конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, воткрытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, вусовершенствовании самой природы человека Декарт ищет безусловнодостоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредствомкоторого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь жедостоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода онне находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Д.- сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все видызнания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Д., есть неубеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можносомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует лимоё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение жеесть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о.,сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существуетмышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: "...Я мыслю,следовательно я существую..." (Избр. произв., М., 1950, с. 282). Но чтобыэто суждение приобрело значение исходного положения философии необходимы,по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение вонтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувс-твенным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всегомир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственноетело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденноехристианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-ка", человеческой личности, отлившееся позднее в категорию"Я". В основу философии нового времени, таким образом, Де-карт положил не просто принцип мышления как объективногопроцесса, каким был античный Логос, а именно субъективно пе-реживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которо-го невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо,- пишет Де-карт,- полагать несуществующим то, что мыслит, в то время,пока оно мыслит..." 4. Кое-что о Солнце 7Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Длядоказательства реального существования мира, по Декарту, необходимопредварительно доказать существование бога. Это доказательство Декартстроил по образцу онтологического доказательства бога АнсельмаКентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенстваисключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существованиеобъективного мира также достоверно. Декарт последовательно останавливаетсяна вопросах касательных света, а затем кое-что о Солнце и неподвижныхзвёздах, откуда главным образом происходит свет, о небесных пространствах,через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые егоотражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные,или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Онговорит обо всём этом исходя из того , что Бог создал достаточноеколичество вещества, привёл это вещество в движение и предоставил емудействовать по законам им установленным. 5. Разум и процесс познания по мнению Р.ДекартаВ учении о познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился врезультате наблюдений над логическим характером математического знания.Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладаютвсеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта.Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, подкоторой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходныеположения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логическихвыводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полнойясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепизвеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидныеисходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно срассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления -интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знанияполной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.Правила рационалистического метода Д. состоят из четырёх требований: учениио познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился врезультате наблюдений над логическим характером математического знания.Математические истины, по Д., совершенно достоверны, обладают всеобщностьюи необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д.отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой онпонимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения(аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью иотчётливостью. Для ясного и отчётливого представления 8всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственноочевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительнос рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления -интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знанияполной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. 6. Четыре правила истин Р.ДекартаВ результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которыхпридерживается всю жизнь:1) допускать в качестве истинных только такие положения, которыепредставляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в ихистинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие еёчастные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного идоказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никакихпропусков в логических звеньях исследования.Хотелось бы подробнее остановиться на этих основных правилах.6.1. Первое правило Пеpвое пpавило - это пpавило очевидности Декаpт фоpмулиpует следующимобpазом: "Hикогда не пpинимать ничего на веpу, в чем с очевидностью неувеpен; иными словами, стаpательно избегать поспешности и пpедубеждения ивключать в свои суждения только то, что пpедставляется моему уму столь яснои отчетливо, что никоим обpазом не может дать повод к сомнению". Это непpосто пpавило, но фундаментальный ноpмативный пpинцип, именно потому, чтовсе должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем заключаетсяочевидность. Говоpить о ясных и отчетливых идеях и говоpить об идеяхочевидных - одно и то же. Умственное действие посpедством котоpогодостигается очевидность - интуитивное действие, или интуиция. Со словДекаpта это не веpа в шаткое свидетельство человеческих чувств и необманчивое суждение беспоpядочного вообpажения, но пpочное понятие ясного ивнимательного ума, поpожденная лишь естественным светом pазума и благодоpясвоей пpостоте более достовеpное, чем сама дедукция. Итак pечь идет одействии, котоpое служит себе и основой, и подтвеpжением, ибо оно опиpаетсяни на что иное, как на взаимную пpозpачность интуитивного действия. Речьидет о ясной и отчетливой идее, отpажающий "чистый свет pазума", еще несогласованный с дpугими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно даннойи не доказанной. Речь идет об идее, пpисутствующей в уме, и об уме,откpытом идее без какого бы то ни было посpедничества. Достичь этойвзаимной пpозpачности - цель тpех дpугих пpавил. 6.2. Второе правило 9Втоpое пpавило: "Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения, настолько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее pешения".Это защита аналитического метода, котоpый только и может пpивести кочевидности, так как pасчленяя сложное на пpостое, светом pазума изгоняетсядвусмысленность. Если для опpеделенности необходима очевидность, а дляочевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима пpостота,достижимая путем pасчленения сложного "на элементаpные части до пpеделоввозможного". Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.Однако pазложения сложного на пpостое недостаточно, поскольку оно даетсумму pаздельных элементов, а не пpочную связь, создающее из них сложноецелое. Поэтому за анализом должен следовать синтез.6.3. Третье правилоТаким обpазом цель тpетьего пpавила, котоpое фоpмулиpует Декаpт,опpеделяется так: "Распологать свои мысли в опpеделенном поpядке, начинаяспpедметов пpостейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как поступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование поpядка дажесpеди тех, котоpые в естественном ходе вещей не пpедшествуют дpуг дpугу".Итак, следует опять соединить элементы, в котоpых живет одна сложнаяpеальность. Зесь имеется в виду синтез, который должен отталкиваться отэлементов абсолютных, независемых от других, продвигаясь к элементамотносительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов освещая сложныесвязи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочкирассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью. Безочевидности не было бы интуиции, а переход от простого к сложному необходимдля акта дедукции. Может показаться, что в результате синтеза мы получаемтот же предмет с которого начинали, однако в действительности это ужереконструированный комплекс , ставший прозрачный под лучом прожекторамысли. И, наконец,чтобы избежать спешки,следует контролировать отдельныеэтапы работы. 6.4. Четвёртое правило Поэтому Декарт формирует последнее четвёртое правило: «Делать повсюдуперечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы бытьуверенным, что ничего не пропущено». Перечень контролирует полноту анализа,а обзор- корректность синтеза. 7. Врождённые идеи Знания и его обьём деляются, по Д., существованием в нас врождённых идей,разделяемых Д. на врождённые понятия и врождённые аксиомы.В учении о врождённых идеях по- новому было развито платоновское положениеоб истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когдаона прибывала в мире идей. К врождённым Декарт относил идею 10Бога как существа всесовершенного, затем- идеи чисел и фигур, а так женекоторые общие понятия, как, например, известную аксиому : « если к равнымвеличинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны междусобой», или положение « из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истинырассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.С конца ХVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способесуществования, о характере и источниках этих самых врождённых идей.Врождённые идеи рассматривались рационалистами того времени в качествеусловий возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки инаучной философии. 8. Новации в области геометрии В "Геометрии" (1637) Д. впервые ввёл понятия переменной величины ифункции. Переменная величина у Д. выступала в двойной форме: как отрезокпеременной длины и постоянного направления - текущая координата точки,описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная,пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образпеременной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Д.действительное число трактовалось как отношение любого отрезка кединичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон;отрицательные числа получили у Д. реальное истолкование в виде направленныхординат. Д. значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятыезнаки для переменных величин (x, у, z,...) и коэффициентов (a, b, с,...), атакже обозначения степеней (х4, a5,...). Запись формул у Д. почти ничем неотличается от современной. Д. положил начало ряду исследований свойствуравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительныхи отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней ивыдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции срациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого жерода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля илинейки, когда оно приводимо. В аналитической геометрии, которуюодновременно с Д. разрабатывал П. Ферма, основным достижением Д. явилсясозданный им метод координат. В область изучения геометрии Д. включил"геометрические" линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими),которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные("механические") кривые Д. исключил из своей геометрии. В "Геометрии" Д.изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связис исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-гопорядка, т. н. овалам Декарта. 11Заложив основы аналитической геометрии, сам Д. продвинулся в этой областинедалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросыаналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем не менее его"Геометрия" оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Д.содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведениекасательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали. Изрукописей Д. видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношениемежду числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников Заключение.Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в книгеего последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или искусствомыслить» (1662: так называемая «Логика Пор-Рояля»). Логика, приближенная кматематике, трактовалась здесь как наука обретения новых истин висследовании реальной природы. Отказавшись от тонкостей традиционнойформальной логики, авторы «Логики Пор-Рояля» видели главную цель логики встрогом формулировании суждений. Наибольшее влияние Декарта проявилось вданном произведении во введении учения о методе как самого важного разделалогики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь как методыанализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия новыхположений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и явлений,благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно отличные отнеопределенности и темноты схоластических универсалий. Большее, однако,значение авторы «Логики Пор-Рояля» придавали синтетическому (илитеоретическому) методу, посредством которого осуществляется переход отнаиболее общего и простого к менее общему и сложному. В контексте учения ометоде сформулированы правила для определений, аксиом и доказательств.Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его основателязавоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других университетахНидерландов, то общий дух его рационализма и положения метафизики оказаливоздействие на некоторых протестантских теологов. Во Франции в кругахянсенистов — полупротестантского движения в католицизме, возрождавшие поидеи Августина,— картезианство тоже стало влиятельной доктриной. Т.о.учение Декарта оставило яркий след в истории философской мысли и оказалосерьезное влияние на развитее науки эпохи нового времени. Литература 1. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Перевод с лат. И франц. Т. 1(Сост.,ред., встк=уп. Ст. В.В.Соколова.- М.: Мысль, 1989. 2. Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение.-СПб.:1994. 3. Фамус В.Ф. «Декарт» Гозиздат М, 1956. 4. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время.- ТОО ТК «Петрополис», 1996. 5. www/ sireo.narod.ru/12. Интернет ресурс., 2003 6. www.refs new.ru/347. , 2003 7. Р.Декарт и его «Рассуждение о методе» 8. Приоритет гносеологии. Проблема достоверности знания: рационализм Р. Декарта. 9. Р.Декарт . Правила для руководства ума. Пер. М.А. Гарнцева.




Похожие:

Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconФилософия Рене Декарта

Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconРеферат на тему: философия духа и материи рене декарта реферат выполнен студенткой 1 курса
Такая борьба была почти всегда неоднопла- новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconВнимание как условие сознательной деятельности
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта icon29. Емпіризм та раціоналізм філософії Нового Часу
Розвиток науки вплинув на формування філософської думки. Оскільки вчення про природу повністю перейшло в компетенцію науки, то в...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
Творчество Готфрида Вильгельма Лейбница представляет собой яркую страницу в истории европейской философии Нового времени. С его именем,...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
Творчество Готфрида Вильгельма Лейбница представляет собой яркую страницу в истории европейской философии Нового времени. С его именем,...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconА. Доброхотов
Августина. Однако, речь шла прежде всего о душе: эгология содержалась в этом дискурсе лишь потенциально. Начиная же с Декарта (во...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта icon27. Що таке емпіризм у теорії пізнання в епоху Нового часу? Чим він відрізняється від раціоналізму?
Розвиток науки вплинув на формування філософської думки. Оскільки вчення про природу повністю перейшло в компетенцію науки, то в...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconДжордж Беркли (1684 1753)
Однако за стенами университетского колледжа, в котором обучался Беркли, широкое распространение получили учения Декарта и Локка,...
Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта iconА. Доброхотов. Парадигмы проблемы я в философии и культуре
Августина. Однако, речь шла прежде всего о душе: эгология содержалась в этом дискурсе лишь потенциально. Начиная же с Декарта (во...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы