Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика icon

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика



НазваниеМесто Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Дата конвертации28.07.2012
Размер226.17 Kb.
ТипРеферат
Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика


Министерство общего и профессионального образования РФ Уральский государственный технический университет Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения” Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С. Преподаватель Ямпольская Н.М. Екатеринбург 2003 Содержание. 1. Введение 2. Особенности экономики двух государств. 3. Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи. 4. Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова. 5. Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. 1. Введение.В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходилоформирование: на севере страны просоветского – социалистического типаправления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на югепрозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.Север пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООНзащищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередьпомогали КНР и СССР.9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная ДемократическаяРеспублика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.Население: 21.687.55 тысяч чел.примечание: горные районы изолированы и скудно населеныВозрастные категории:0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)Средняя продолжительность жизни: 71 годмужчины - 68 летженщины - 74 годаНациональность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины иэтнические японцы) 1%Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционныеверования;Языки: корейский (официальный), китайскийУровень грамотности: 99 %Природные богатства: уголь, свинец, вольфрам, цинк, графит, марганец,железная руда, медь, золото, пирит, соль, флюорит, гидроэнергия;Использование земли:пахотная земля - 12%под постоянный урожай - 2%под постоянные пастбища - 0%заповедники и леса - 61%остальное - 23%.Столица: Пхеньян.Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрахконцентрации производства сложно судить. После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея сталазанимать площадь 98,48 тысяч км2.Столица: Сеул.Население 47.471 тысяч чел.Возрастные категории:0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.
190)Средняя продолжительность жизни: 75 летмужчины - 71 годженщины - 79 летНациональность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%,шаманство, чхондоге 1%Языки: корейский (официальный), английский широко используется ипреподается в средних и высших учебных заведениях;Уровень грамотности: 98 % Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,потенциальная гидроэнергия; Использование земли:пахотная земля - 19%под постоянный урожай - 2%под постоянные пастбища - 1%заповедники и леса - 65%остальное - 13%Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них своиособенности.Особенности экономики двух государств.Северная Корея.Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых иизолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительствапубликовать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации.Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режимпродолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерблегкой и остальным необходимым отраслям.Основная отрасль промышленности: военная промышленность.Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающимив политической и экономической системах. Милитаризация предусматриваетиспользование людских и материальных ресурсов общества для военных целей.Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всегонаселения, также как уровень военных расходов в НВП и государственныйбюджет.В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численностинаселения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетныхсредств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы насуществование их в условиях мирного времени. Любое регулированиераспределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи,опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике,ориентированной на восстановление экономики.Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны иразвивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время какизменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил.Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения,сокращению внутреннего производства и импорта.Существуют различные мнения по поводу экономического значения военныхрасходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в обороннуюпромышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживаетзанятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частномсекторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестицийзначительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственночастный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последнейточке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимостьинвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качествеприоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонныхрасходах, которые превышают эффективность экономики страны.Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонныхпредприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военногоназначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчикомХван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производствувоенной продукции даже после принятия плана «параллельного развитияэкономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовойпартии Кореи в 1967 году.Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях,когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникаетдефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказываетсяили не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В СевернойКорее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-промышленного комплекса.Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическаяпромышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда,магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое,сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии,устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годыулучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производствозерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Странувыручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В странеочень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванныхнедоеданиями.Южная Корея.Как один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигланевероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровеньдохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странамиАфрики и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 разИндию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитыхстран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многомблагодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом,включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорствоопределенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбиюнации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабыестороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабоеуправление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановитьфинансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года встремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговыегруппы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, аконгломераты средних размеров на осуществление разных экономическихпрограмм вместе с банками страны. Особенностью экономики Южной Кореи является значительная рольгосударства в управлении экономическими процессами. Правительственныйконтроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основнымзаконом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, иодновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизмапри повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивалоцентрализованное воздействие на сферу социально-экономических решений, чтопроявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияниябанковского и промышленного капитала, создании государственного сектора.Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобыизбежать переполнения рынка труда безработными.При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма всельском хозяйствеЮжная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привелострану к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкиеотрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическаяпромышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность,текстильная промышленность, производство одежды, обуви.Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновениюкрупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Онисформировались на базе торговых фирм и включают компании различныхразличных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 группиграют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,«Самсунг», «Деу».Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской,но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительновыше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранныедолги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам иот погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получалиотрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено намобилизацию ресурсов.С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранныхпроизводителей экономики. Этот процесс получил новый импульс послефинансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственнойструктуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, ониприблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременноувеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитнойсферой.Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительноотличаются друг от друга.Экономическое положение КНДР все годы существования этого государствазависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставлялиидеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Кореявынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейскаяпропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, ЗападнойЕвропе, США и Японии.СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывалоказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носилпогоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким ЧенИр - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, вовремя Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячисоветских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДРбыли оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДРзаключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени изсоюзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китаяэкономическую, технологическую и военную помощь.После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР,который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться.Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, вчастности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру,если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., тов 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизилсяна 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял$7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейскийдолг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью кмеждународному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДРвышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которомуприсоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры опредоставлении американской экономической помощи. В результатепосреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Кореясогласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры сСША. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязаласьзаморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязалисьснабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансироватьстроительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которыхневозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Японияи Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годовСеверная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По даннымАгентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for InternationalDevelopment, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере$620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателемамериканской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДРбыл собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостатокпродовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается виностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, еслиСША прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешнийядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получитьэкономическую поддержку от США и их союзников.Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всёостальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данныймомент такая позиция нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту иэкспорту.Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинноеоборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%,Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленныетовары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты)Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением еёвнешнеэкономических связей.Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима.Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой икосвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего временивнешнеторговая политика по существу представляла систему протекционистскихметодов развития экспорта и лицензирования импорта.Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономическихсвязей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпывнешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е- 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатомвоздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговойполитики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциаластраны.Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореина мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до1,1 в 1980 г., 1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченностьстраны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициентэластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной иимпортной квот. Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980г. - 30,1%) и несколько уступает соответствующим показателям некоторыхмалых развитых стран. Импортная зависимость остается традиционно болеевысокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспортно-ориентированное производство усилило зависимость страны от состояниямирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной.структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких инаукоёмких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения втоварной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги впроизводстве.Товарная структура экспорта, в %|Товарные группы |1980 |1990 |1995 |1998 ||Продовольствие |6,0 |3,5 |2,4 |,2,0 ||текстиль |28,2 |21,4 |13,8 |14,4 ||обувь |5,0 |6,2 |1,5 |0,3 ||химия |1,6 |3,7 |7,0 |7,6 ||. | | | | ||металлы |14,5 |8,7 |5,4 |7,5 ||машины и оборудование, |— |39,3 |52,5 |49,1 ||транспортные средства . | | | | ||Общее машиностроение |— |1,5 |2,3 |2,4 ||Конторское оборудование |— |4,1 |4,0 |4,1 ||Телекоммуникационные и |— |9,6 |7,0 |5,9 ||музыкальное оборудование| | | | || | | | | ||транзисторы |— |8,2 |15,5 |14,7 ||электромашиностроение | — |22,7 |18,5 |11,8 ||автостроение |— |5,1 |8.1 |9,2 ||судостроение |— |5,6 |4,4 |6,0 |Быстрый рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годовпозволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного видамашин и оборудования. наиболее динамичной и перспективной статьей экспортапродукции обрабатывающей промышленности стали электронные иэлектротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, кассетныемагнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроникии электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в егоструктуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годыэлектронные компании направили усилия на производство телекоммуникационногооборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годыпроизошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению сновой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокойконкурентоспособностью обладают полупроводники.В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывозавтомобилей и запчастей к ним — свыше9% всего экспорта.По отдельным товарам южно-корейские компании занялипрочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%,вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытываютрастущую конкуренцию со стороны других стран.В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленныхматериалов и топлива реэкспортируются. Удельный вес сырья и топливапревышает треть импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железнойруды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынкахвторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет еевысокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специальногооборудования и машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудованиядостигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спросана промышленное оборудование.В основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное времянаходились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенноесубсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, снятыпошлины На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производстватоваров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялисьльготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторовснизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата впромышленности увеличилась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8раза. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи сотчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищныхрасходов рабочих. У южно-корейских экспортеров понизился ценовой фактор.Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляютправящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализациивыступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиковтаких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбытапромышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компанийна мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР,странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1%импорта.Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обменетехнологией, Главной особенностью географической структуры обменатехнологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а неСША..Внешнеторговый оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чебольобеспечивают 25% экспорта страны, который реализуется через торговыекомпании.Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чемуспособствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитностьвнешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средствомподдержания внешнего баланса являлось использование иностранного капитала вразличных формах, которые значительно отличались в зависимости от периодахозяйственного развития страны.Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основноеместо, занимали государственные займы. С конца 70-х годов долягосударственных займов значительно сократилась. .Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешнейзадолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне —15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешнейзадолженности' возросли в результате финансовой либерализации, упразднившейразличные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г.превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной компоненте — 2/3, чтоявилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях сталоиграть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранныхпрямых капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает рядувосточно-азиатских и юго-восточных стран. По относительным показателяминостранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял1,34% валовых инвестиций в основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54,в 1991— 1998 гг.-3,2%.Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямыхкапиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовалобы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы,согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталомосвобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога сюридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держатьиностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые секторыэкономики их доступ был закрыт, включая средства информации,нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать толькоотделения, но не дочерние компании.Иностранные капиталовложения в основном были сосредоточены в экспортныхзонах, которые были учреждены в 1966 г. для производства товаров наэкспорт. На иностранных предприятиях в 1997 г. производилось 6% ВВП(Тайвань — 8,1% ВВП), 22,5% продукции обрабатывающей промышленности. Внекоторых отраслях промышленности компании, контролируемые иностраннымкапиталом, обеспечивали основную долю промышленного производства — вэлектромашиностроении и электронике —65—73%. В конце 90-х годов врезультате финансового кризиса позиции иностранного капитала усилились.Основными инвесторами выступают компании США, Нидерландов, Германии,Японии.Повышение уровня экономического и социального развития превратило ЮжнуюКорею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобноеизменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения вмеждународных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом,особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов,но это были эпизодические сделки. За 1966—1981 гг. кумулятивная суммапрямых инвестиций составила только 209 млн долл., с 1981 по 1989 гг,достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд долл., или 0,5% мировогообъем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.Если в 70-е годы южно-корейские компании вкладывали капитал в объекты,продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестициистран, то в последние десятилетия 75% зарубежных предприятий экспортируютбольшинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территорииразвивающихся стран вложены с целью перевести туда трудоемкие иматериалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, вразвитых странах — приблизить продукцию к рынкам, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.Заметное место в системе международных экономических отношений странызанимают строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годовдоходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступленийот невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страныБлижнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот периодстрана вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленныхзарубежных проектов — 6,1% контрактов.Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.На данном этапе своего развития Южная Корея значительно приблизилась куровню развитых стран во многом им не уступает. Но у неё остаютсянедостатки (цикличность экономики - наступление очередного кризиса,либерализация внешней торговли, меньше вмешательство в национальнуюэкономику и т. д.).Северная Корея пришла к переломному моменту, об этом свидетельствуютследующие доводы.Были, впрочем, у северокорейцев и объективные причины для того, чтобыположительно относиться к правящему режиму. Уровень жизни в КНДР повышалсядо конца 1970-х годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положениене с жизнью обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшегопредставления, а со временами японского колониального правления ипослевоенной разрухи. Северная Корея начала заметно отставать от Южнойтолько в семидесятые, и в течение долгого времени это отставание удавалосьскрывать от населения.В начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа.Пхеньянская пропаганда десятилетиями твердила о полной экономическойсамодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительнуюсоветскую и китайскую помощь (как прямую, так и косвенную, черезнесбалансированную торговлю и поставки стратегических товаров по заведомозаниженным ценам). Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалосьили даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение былоогромным.Наиболее серьёзным ударом для северокорейской экономики стало прекращениесубсидируемых поставок нефти. С 1990 года ситуация в КНДР стала быстроухудшаться. В 1990-1999 гг. страна испытывала «отрицательный экономическийрост». За эти годы ВНП КНДР сократился примерно в два раза (более точныхданных нет, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена ужепочти полвека).Следствием стал катастрофический голод 1996-2000 гг., который унесмножество жизней. По разным оценкам, число жертв голода составило от 200тысяч до 2 миллионов, то есть от 1% до 10% всего населения страны - этоозначает, что голод стал крупнейшей гуманитарной катастрофой в ВосточнойАзии со времен китайского «большого скачка». Официально в Пхеньяне заявили,что голод был вызван небывалым природным катаклизмом - катастрофическимиливнями и наводнениями 1995 г. Доля правды в этом заявлении есть, но те жесамые ливни не принесли существенного ущерба сельскому хозяйству ЮжнойКореи! Куда более важной причиной голода стали эксперименты с терраснымиполями, начатые по настоянию Ким Ир Сена, а также нежелание режимаотказаться от системы кооперативов-колхозов, которая позволяла держатькрестьян под надежным контролем.Однако развал индустрии и Великий Голод 1996-2000 гг. привели к серьёзнымизменениям в северокорейском обществе. Во-первых, фактически прекратиласвоё существование карточная система, которая стала всеобъемлющей ещё вконце 1950-х гг. Во многих районах страны продовольственные карточкиперестали отоваривать ещё в 1996 г., а к 1999 г. они повсеместнопревратились в бесполезные кусочки плохой шершавой бумаги. Во-вторых,власти перестали контролировать передвижение по стране. До середины 1990-хгг. гражданин КНДР должен был получать специальное разрешение на выезд запределы своего родного уезда. С началом голода сотни тысяч людей занялисьчелночной торговлей (в пределах КНДР, само собой), меняя продовольствие напромышленные товары. Таким образом, люди умудрялись выживать, иправительство смотрело на подобную экономическую самодеятельность сквозьпальцы. Однако необходимым условием успешной торговли была отмена былыхограничений на поездки по стране - и эта отмена произошла в 1997-1998 гг.(единственным исключением остался Пхеньян, въезд в который по-прежнемустрого контролируется). В-третьих, явочным порядком произошла легализациямелкого частного бизнеса. Довольно долго КНДР являлась единственной страноймира, в которой были запрещены рынки. Сейчас же в стране действуют тысячичастных гостиниц, закусочных, швейных мастерских и тому подобных заведений- не говоря уж о миллионах корейцев и кореянок, которые торгуют на рынкахили занимаются кустарным промыслом. В-четвертых, произошла «долларизация»экономики. По ряду причин КНДР и раньше отличалась необычно либеральным длякоммунистической страны отношением к валютному контролю, а с середины 1990-х годов доллары, евро, иены и прочие «империалистические деньги» во многомвытеснили из обращения постоянно обесценивающиеся северокорейские воны.Вдобавок, официальные организации и «компетентные органы» стали относитьсяк выполнению своих задач с куда меньшим рвением, чем в былые времена.Очевидно, недостаток средств сказывается и на них. Это не означает, что у«настоящего» диссидента, пишущего листовки или организующего кружки, естьшансы уцелеть. Однако расказанный не к месту анекдот или продолжительныйразговор с иностранцем на пхеньянской улице уже больше не являютсябезусловным основанием для ареста.Пхеньянский режим почти не сталкивался с враждебной пропагандой. Напротяжении долгого времени в Вашингтоне и Сеуле считали, что ведениепропаганды на Северную Корею невозможно в принципе. Действительно, донедавнего времени так дела и обстояли. Радиовещание было бы бессмысленным -владение радиоприёмниками со свободной настройкой в КНДР является уголовнонаказуемым преступлением. Невозможна была и передача литературы черезтуристов - северокорейского загрантуризма не существовало в принципе.Разумеется, не могло быть и речи об осторожном взращивании прозападной,либеральной, диссидентской интеллигенции - никаких контактов с Западом (идаже СССР) у северокорейской интеллигенции не было и не могло быть, аявному диссиденту даже самого умеренного пошиба в КНДР и поныне одно место- в лагере. Почти не существовало даже почтового обмена: во-первых, малокто из северокорейцев решался писать письма за границу, во-вторых, властипропускали только абсолютно невинные или сугубо деловые сообщения, да и ту- с немалым скрипом.Однако сейчас ситуация изменилась - причем произошло это безо всякогоучастия зарубежных пропагандистов и прочих мастеров информационных войн.Решающую роль играет фактически открытая граница с Китаем, через которуювот уже 7-8 лет идет настоящий поток людей и товаров. Конечно, КНДР неоткрывала границу формально. Однако после начала голода 1995-1996 годовдесятки и сотни тысяч корейцев стали тайно уходить в Маньчжурию, в ту еёчасть, что непосредственно примыкает к Корее. Граница с относительнодружественным Китаем никогда не была оборудована особо тщательно:подразумевалось, что перебежчиков в случае необходимости поймают и выдадутсами китайцы. Приграничные районы заселены преимущественно этническимикорейцами, которые относятся к своим попавшим в беду единоплеменникам ссимпатией. Вдобавок, у многих жителей северных провинций КНДР имеютсяродственники в Китае.В свое время претензии Пхеньяна во многом были основаны на реальных фактах.Вплоть до конца 1960-х годов Северная Корея по большинству экономическихпоказателей заметно опережала Южную. Однако «корейское экономическое чудо»1961-1988 годов в корне изменило ситуацию. Сейчас разрыв между двумяКореями огромен. По размерам ВНП на душу населения Южная Корея превосходитСеверную примерно в 15-20 раз - и разрыв в уровне жизни у нихсоответствующий. Северная Корея сейчас находится примерно на уровнеМозамбика, в то время как Южную Корею следует сравнивать, скорее, с Чехиейи Испанией. В Северной Корее символом богатства является возможность досытанаедатся белым рисом, в Южной Корее - возможность ездить на «Мерседессе»или его южнокорейском аналоге - «Грандёре» (обе возможности равнонедоступны большинству населения в соответствующей половине страны). Одинзнакомый перебежчик как-то заметил автору этих строк: «При всех своихпривиллегиях, северокорейский секретарь райкома живет примерно так же, какюжнокорейский грузчик». По-видимому, так оно и есть.Именно поэтому информационная блокада страны является важнейшим условиемсохранения северокорейского режима. Если рядовые северокорейцы узнаютправду о том, как живет Юг, для них это, в полном соответствии с логикойсамой северокорейской пропаганды, будет означать, что северокорейскоеправительство недееспособно и, по сути, недостойно своего места.Конечно, на активную поддержку существующего строя человека можетподвигнуть не только религия, но и национально-патриотические соображения.Многие готовы мириться и с относительно низким уровнем жизни, и спроизволом властей, если в компенсацию они получают уверенность в том, чтоони живут в «своей стране» и по «своим, национальным» законам иустановлениям.Однако использовать национализм в корейском случае весьма затруднительно.Дело в том, что многие десятилетия официальная пропаганда постоянно внушалажителям КНДР: Южная Корея НЕ является другим корейским государством. Юг иСевер - это части одной страны, и высшей целью всех корейцев должно бытьобъединение. При этом, разумеется, предусматривалось, что объединениедолжно быть достигнуто только под эгидой Севера - в силу якобысуществующего экономического, социального и культурного превосходства КНДР.На практике и Юг, и Север давно уже не стремятся к объединению, но сама этатема по-прежнему занимает исключительно важное место в пхеньянскойпропагандистской риторике. Два положения - о сверхценности объединения и опринадлежности Севера и Юга к одной нации - глубоко укоренены в сознаниисеверокорейцев.Под вышесказанным можно сделать следующие выводы:Северокорейское государство должно прекратить своё существование вближайшем будущемОно может сделать это с особой жестокость по отношению к остальному миру(никто точно не может утверждать, что у КНДР нет ядерного оружияКореи должны воссоединиться в достаточно мощную в экономическом планестрану, и после воссоединения развитие будет идти на основе южнокорейскогоопыта.Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.Темпы прироста ВВП % млрд долл. 1995г.|Страны и регионы |1981-1990 |1991-1999 ||США |3,1 |3,2 ||Япония |4,0 |1,3 ||КНР |9,1 |10,3 ||КНДР (прибл.) |- |-48 ||Южная Корея |9,4 |7,2 ||ВВП стран мира в 1999 году | ВВП |На душу ||млрд долл. | |населения ||Страна | | ||Россия |184,6 |2250 ||КНР |996,3 |780 ||Южная Корея |406,9 |8490 ||Бразилия |791,4 |4420 ||КНДР |12,6 |100 |7. Список использованной литературы.Ломакин В.К. «Мировая экономика», учебник М; 2003.Чо Пён Вон статья: журнал «Корея Фокус»Ланьков А. статья: журнал «Русский журнал» 13.08.2003. Сайты интернета www.travel.ru, www.kruzo.com.




Похожие:

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика icon«Финансовая система Кореи»
Прочное место среди них занимает Южная Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся развития, формирования и функционирования финансовой...
Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconСравнительная характеристика экономических учений

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconЭкономика Южной Кореи

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconСравнительная характеристика северного и Уральского экономических районов

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconСравнительная характеристика экономических районов центральной России

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconЭкономика Южной Кореи
День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства. Отмечается с 1948 г в память об основании в 2333 г до н э...
Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconСравнительная характеристика хозяйственного комплекса Центрального и Северо-Кавказского экономических районов

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconСравнительная характеристика хозяйственного комплекса Центрального и Северо-Кавказского экономических районов

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconКурсовая работа на тему: "Экономический рост Южной Кореи"

Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика iconКурсовая работа на тему: "Экономический рост Южной Кореи"

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы