Жизнь и творчество Герберта Уэллса icon

Жизнь и творчество Герберта Уэллса



НазваниеЖизнь и творчество Герберта Уэллса
Дата конвертации28.07.2012
Размер239.26 Kb.
ТипРеферат
Жизнь и творчество Герберта Уэллса


Курский Государственный Педагогический Университет Кафедра культурологии Реферат на тему: «Жизнь и творчество Герберта Уэллса» Выполнил: студент факультета иностранных языков А группы Проверил: доцент Ачкасов Андрей Валентинович Курск 2000 Содержание Введение1. «Опыт автобиографии» 1. Начало творческого пути 2. Характерные черты творчества 3. Фантастический роман в творчестве Уэллса2. Анализ семантики романов Уэллса 1. Полемика в романах Уэллса 2. «Война миров» на «Острове доктора Моро» 3. Тематика государства будущего 4. Общество по Уэллсу и связь с просветительством3. Уэллс в период Первой Мировой войны и после 1. Период творческого кризиса 2. Сатира Уэллса на современный ему образ жизни Заключение Список литературы Введение Знакомясь с писателем по критической статье, читатель обычно прежде всегоузнает его биографию. Иначе обстоит дело, когда в руки ему попадают толькочто вышедшие книги его вчера еще неизвестного современника. О человеческомоблике писателя на первых порах приходится судить по его произведениям.Именно так судили о молодом Уэллсе — он слишком быстро приобрел всемирнуюславу. Русский читатель тоже познакомился с Уэллсом-художником прежде, чемс Уэллсом-человеком. Его произведения начали переводить на русский языкпочти сразу после их появления в Англии. Когда Уэллс на старости лет взялся за перо мемуариста, он сумелрассказать сам о себе без особых прикрас. Но еще до этого он рассказал осебе во множестве романов. Перед нами раскрылся изменчивый и вместе с темцельный образ человека, принадлежащего своему времени, своей стране, своемуклассу и одновременно всему человечеству, ибо настоящая литература,рассказывая правду о своем времени, неизбежно находит новую частицу правдыо человеке и человечестве. Произведения Уэллса написаны человеком со своеобразным кругомжизненных представлений, своими достоинствами и недостатками, человеком,многого вокруг себя попросту не замечавшим. И вместе с тем они написанывеликим писателем. Мало кто так ограничен своими личными понятиями, какУэллс. И мало кто, подобно Уэллсу, умел так возвыситься над собой иперехлестнуть мыслью стандарты эпохи. Уэллс — яркая и многообразнаяличность. Он очень оригинален и очень типичен. И если его оригинальностьбросалась в глаза прежде его типичности, то лишь потому, что он во многомшел впереди своего времени. Иногда на шаг или на два. Иногда на целую милю. 1.1 Начало творческого пути Герберт Уэллс пришел в литературу из мира пауки. Почти двадцать летвыходили в свет его романы, повести и рассказы, а первая его книга —учебник биологии, изданный и 1892— 1893 гг. (I и II части) и выдержавшийпосле этого ещё пять изданий, продолжал оставаться популярным учебнымпособием. Герберт Джорж Уэллс (Herbert George Wells, 1866—1946) родился в Бромли —тогда маленьком провинциальном городке, недалеко от Лондона. Его отец имать, в прошлом садовник и горничная в богатом поместье, владели небольшойлавкой фарфоровых изделий, почти не приносившей дохода. Фактически семьяжила на деньги, которые отец зарабатывал как профессиональный игрок вкрикет. Герберт Уэллс был ещё подростком, когда отец сломал ногу и темсамым лишился заработка; мать вернулась на старое место - теперь уже икачестве домоправительницы, детей определили в мануфактурную торговлю.Четырнадцатилетний Герберт, мечтавший стать ученым, сделался уборщиком икассиром. В юности Уэллс переменил немало профессий. Он работал лаборантом ваптеке, пытался жить уроками — и снова вернулся в мануфактурную лавку;служил учителем начальной школы. Наконец, ценою упорных занятий, емуудалось сдать экзамены на стипендию в так называемой Нормальной школе —высшем учебном заведении, готовившем преподавателей естественных и точныхнаук. К двадцати трем годам он получил ученую степень по биологии. С начала 90-х годов Уэллс сотрудничает в периодической печати; частьстатей и очерков, тогда им написанных, впоследствии вошла в сборник«Избранные разговоры с дядей» (Select-Conversations with an Uncle and Twoother Reminiscences, 1895). В том же году был опубликован его научно-фантастический роман «Машинавремени» (The Time Machine: An Invention), а затем сборник новелл«Украденная бацилла и другие происшествия» (The Stolen Bacillus and otherIncidents, 1895). Эти произведения принесли молодому автору широкуюизвестность. Литературная слава Уэллса упрочилась после опубликованияроманов «Остров доктора Моро» (The Island of Dr. Moreau, а Possibility,1896), «Человек-невидимка» (The Invisible Man: аGrotesque Story, 1897) и«Война миров» (The War of the Worlds, 1898). С этого времени онокончательно посвящает себя литературной деятель нести. 1.2 Характерные черты творчества Творческое наследие Уэллса очень велико. Уэллсу принадлежит около сорокароманов, множество публицистических работ, киносценарии, из которыхнаиболее известен «Облик грядущего», написанный в сотрудничестве скинорежиссером Александром Корда. Уэллс — автор многочисленных рассказов,весьма разнообразных по тематике и форме,— от юмористического рассказа иволшебной сказки до рассказа-памфлета, посвященного важным социальным илитературным проблемам, и рассказа-пародии. Особое место занимает «Опытавтобиографии» (Experiment in Autobiography, 1934),— книга, в которойповествование художника о своей жизни перемежается с размышлениями опроблемах современности. Переход от научной деятельности к научно-популярному очерку, а затем и кхудожественной литературе был для Уэллса совершенно естественен. Утилитарный, научно-популярный элемент достаточно силён в творчествеУэллса. Дело даже не в объеме и степени достоверности специальных знаний,сообщаемых писателем в том или ином романе. Одни его построения основаны наточных научных положениях, другие лишь «наукообразны». Но в каждом случаеУэллс ставил себе задачу привить читателю научный склад мышления, увлечьего грандиозными перспективами, которые открывает пород человечествомразвитие науки. Впрочем, если бы только этим ограничивались цели Уэллса, творчество егоне выходило бы за пределы позитивизма. В действительности оно значительношире. Именно за рамками позитивизма творчество Уэллса приобретает своюхудожественную и общественно-познавательную ценность. «Быть художником — не значит ли это искать выражения для окружающих насвещей?— писал Уэллс и предисловии к первому русскому собранию своихсочинений (1909).— Жизнь всегда была мне страшно любопытна, увлекала менябезумно, наполняла меня образами и идеями, которые, я чувствовал, нужнобыло возвращать ей назад. Я любил жизнь и теперь люблю ее всё больше ибольше. То время, когда я был приказчиком или сидел в лакейской, тяжелаяборьба моей ранней юности,— всё это живо стоит у меня в памяти и, по-своему, освещает мне мой дальнейший путь». Конец XIX столетия ознаменовался большими научными открытиями,систематизацией ранее накопленных знаний. Но тот же период истории Англиибыл отмечен и резким обострением классовых противоречий. В какой связинаходятся оба эти процесса — такой вопрос настойчиво вставал перед Уэллсом,видевшим в науке средство улучшить жизнь людей. 1.3 Фантастический роман в творчестве Уэллса Уэллс, собственно, пишет романы не столько о науке, сколько об еёвозможностях и о тех силах, которые мешают ей служить людям. Последнийвопрос имеет такое большое значение для автора, что оттесняет на второйплан вопросы чисто научные. Но как бы ни были научно оснащены произведенияУэллса, важнейшая их тема — основные общественные проблемы современности.Уэллс с самого начала выступил как автор социально-политическихпроизведений, написанных в жанре научно-фантастического романа. Этот жанр имел большое значение для Уэллса. Фантастический роман давалвозможность писателю, рассказывая о будущем человечества, проследитьосновные тенденции современного общества в их развитии. Писатель широкоиспользовал и другие возможности фантастики — прежде всего в областитрадиционного для английской литературы сатирического гротеска (Свифт,Диккенс). Характер и особенности творчества Уэллса невозможно понять, не принимаяво внимание того подъема, который переживало в 80—90-о годы рабочеедвижение в Англии. В усилении активности рабочего класса — истокикритического отношения Уэллса к современному ему буржуазному обществу и егостремления охватить широкие перспективы общественного развития, глубокопроникнуть в суть социальных конфликтов действительности. Но, с другойстороны, реформистская идеология писателя объяснялась влиянием оппортунизмав английском рабочем движении. Для социально-политических взглядов Уэллса показательна история егоотношений с Фабианским обществом, в которое он вступил в 1903 г. Уже с 1906г. писатель начал ожесточенно критиковать Сиднея и Беатрису Вебб, а ещечерез два года он вышел из общества. Уэллс считал, что фабианцы крайне поверхностно судят о характереобщественных отношений. Романы Уэллса обычно делят на фантастические, бытовые и романы-трактаты.В каждом из этих литературных жанров нашли выражение не только разныестороны писательского дарования Уэллса, но и разные стороны его идейногооблика. Уэллс — художник исключительно чуткий к общественным переменам — посвятиллитературному труду более пятидесяти лет. В разных исторических условияхвыступали на первый план разные стороны идеологии и дарования писателя.Творчество Уэллса распадается на два больших периода. Первый охватывает4895—1913, второй — 1914—1946 годы. Значительно эволюционирует еготворчество и внутри каждого из этих периодов. 2.1 Полемика в романах Уэллса Романы Уэллса глубоко полемичны. Автор не просто высказывает свою точкузрения на происходящее. Он жестоко воюет с идейными противниками. Ужепервый его роман — «Машина времени»— представлял собой ответшовинистической пропаганде, пытавшейся убедить рабочий класс, что англичане— единая нация, противостоящая всем иностранцам, и в особенностиколониальным народам. В обществе далекого будущего, которое рисует Уэллс, трудящиеся иэксплуататоры представляют собой даже не «две нации», а две разные породылюдей. Рабочие, в течение многих тысячелетий лишенные благ культуры,выродились в звероподобных морлоков, а «высшие классы», привыкшие житьплодами чужого труда, превратились в изнеженных, нежизнеспособных элоев.Современное общество разделено на трудящихся и бездельников, и этонеизбежно ведет к его вырождению, предупреждает Уэллс. Правящие классыожидает историческое возмездие. Морлоки Уэллса продолжают кормить элоев, нопотому лишь, что употребляют их в пищу. В неменьшей мере полемичны и другие фантастические романы Уэллса.Каждый из них, ставя проблему, характерную для какого-нибудь значительногопериода истории, в то же время исторически конкретен и в более узком смыслеслова — находится в самом центре идейной борьбы своего времени. Роман «Первые люди на луне» (The First Men in the Moon, 1901) содержитострую критику философии Спенсера, популярной тогда в буржуазных кругах.«Лунное общество» организовано в полном соответствии с взглядами Спенсера,рабочие в нем действительно только «руки общества», правящие классы —только «мозг». Это общество функционирует безупречно, но как онобесчеловечно и холодно жестоко! В романе «Война миров» Уэллс выступаетпротив демагогии империалистов, заявлявших в те годы, что они «тожеколлективисты», поскольку стоят за единую Британскую империю и являютсяпротивниками системы «мелких», «разобщенных» государств. По мнению Уэллса,действительная идеологическая основа капиталистического общества — отнюдьне «коллективизм», а звериный индивидуализм. Эта мысль отражена в романе вобразе солдата-артиллериста, краснобая, разглагольствующего о будущемобъединении человечества, но на самом дело заинтересованного лишь в том,чтобы никто не подобрался к его запасам пищи. «Остров доктора Моро» явилсясвоеобразным откликом на «Книгу джунглей», к которой Киплинг, критикуябуржуазную цивилизацию справа, утверждал «Закон джунглей». Против идеологиизвериного индивидуализма направлен и роман «Человек-невидимка». Судьба Гриффина, главного героя произведения, до некоторой степенивыражает мысли Уэллса о тяжелом положении науки в буржуазном обществе.Гриффин совершает свое величайшее открытие, не только не пользуясьподдержкой общества, но и встречая прямое сопротивление с его стороны.Всем, чего он добился, Гриффин в буквальном смысле слона обязан только себесамому. Уэллс восхищается упорством Грнффина, его творческой силой. Но«Человек-невидимка» — не только роман о положении дерзновенного творца вобществе нищих духом. Основная тема романа — вопрос об общественной ролинауки. И если рассматривать Гриффина под этим углом зрения, то онсовершенно утрачивает признаки положительного героя. Гриффин противостоитобществу лавочников как человек смелой мысли, но не как человек иныхобщественных убеждений. Он использует свое могущество совершенно так же,как это сделал бы любой из его противников. Став, как ему представляется,выше окружающего общества, Гриффин оказался в действительности лишьнаиболее ярким выразителем его характерных свойств — индивидуализма,своекорыстия, жестокости. Борьба Гриффина с обществом — это не столкновениеразличных принципов, а одно из проявлений борьбы всех против всех,непрерывно кипящей в буржуазном обществе. Уэллс заканчивает роман замечательным художественным штрихом.Трактирщик Томас Марвел, в руках которого очутились гениальные трудыГриффина, мечтает сам сделаться невидимкой. Правда, в книгах покойногоученого он ничего понять не может, но мечты своей он не оставляет и каждыйдень на сон грядущий читает несколько строк, состоящих из каких-тотаинственных цифр, крестиков и закорючек. Создавая образ Гриффина, Уэллс осудил ницшеанский культ «сверхчеловека»,презрение к народу. Более того — он показал Гриффина — безумца, маньяка-убийцу, мечтающего о власти над человечеством, как плоть от плотибуржуазного общества, как его порождение. Восхищаясь силой и возможностями науки, Уэллс понимает, что прогресснауки не обязательно связан с прогрессом общества. В том, с. какой целью -на пользу или на вред человечеству — будут употреблены достижения науки, онсправедливо видит проблему политическую. Этой проблеме — центральной для всего раннего творчества Уэллса —посвящен его роман «Война миров». 2.2 «Война миров» на «Острове доктора Моро» «Война миров» дает наиболее полное представление о своеобразнойхудожественной форме ранних романов Уэллса. Рассказывая о вторжении наземлю марсиан, писатель ведет свое повествование в форме подробногонаучного отчета, окрашенного эмоциями рассказчика, который сообщает нетолько о своих выводах, но и о ходе наблюдений, и обстоятельствах, прикоторых они сделаны. Уэллс предусматривает самые различные возможныепоследствия вторжения марсиан на Землю, включая изменения людскойпсихологии, земной флоры и т. д. Но рассказчик — не безразличныйнаблюдатель. Он не просто очевидец интересного эпизода, добросовестно, нобесстрастно повествующий о нем, а один из тех, кто на собственном опытепережил крушение земной цивилизации. Правда, в отличие от других участниковэтих событий, он глубоко задумывается над происходящим и видит в победемарсиан не результат неожиданного вмешательства какой-то посторонней силы,а следствие внутренней противоречивости и слабости современного общества.Человечество оказалось на краю гибели потому, что оно было разобщено,закоснело в своих предрассудках, отстало в развитии технических и научныхзнаний. Более глубоко та же мысль раскрывается писателем через обобщенный образмарсиан. В этих фантастических существах воплотились тенденции современногособственнического общества, доведенные до предела. Уже в первой главеромана автор замечает, что жестокость марсиан, поставивших себе цельюистребить большую часть человечества, не может удивить того, кто достаточнознаком с нравами буржуазной цивилизации. «Прежде чем судить их слишком строго,— пишет Уэллс,— мы должныприпомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных... но исебе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, былиуничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеяннойиммигрантами из Европы. Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, чтоможем возмущаться марсианами, действовавшими и том же духе?» Прибытиепервого «цилиндра с Марса» застаёт героя романа за работой над статьей оразвитии нравственности в связи о общим прогрессом цивилизации. То, что онувидел во время вторжения марсиан, заставляет его оставить статьюнедописанной. Марсиане, которые в своих научных и технических познаниях намногоопередили человечество, совершенно лишены человеческих чувств.Единственного рода эмоция, которую они испытывают, это удовольствие припожирании пищи. Марсиане бесчеловечны, но их жестокость — лишь формаосуществления экономической (в данном случае физиологической)необходимости, и тем она страшнее. Картина «царства марсиан» списана Уэллсом с натуры. Для человека,воспитанного буржуазным обществом и принимающего его нормы, господствомарсиан не принесет ничего по существу нового. У него «нет мужества, нетсилы, нет гордости. А без них человек — ничто... Для таких людей марсианебудут просто благодетелями: чистые, просторные клетки, питательный корм,порядок и уход, полное спокойствие. Пробегав на пустой желудок с неделькупо полям и лугам, они сами придут проситься в клетку... Они будутудивляться, как это раньше жили без марсиан... Среди них появятся разныенаправления, секты... Найдется немало откормленных глупцов, которые простопримирятся с новым положением, другие будут мучиться тем, что этонесправедливо и что они должны что-нибудь сделать. Когда надо на что-нибудьрешиться, слабые и те, которые сами себя расслабляют бесконечнымирассуждениями, изобретают религию, бездеятельную и заносчивую,проповедующую смирение перед насилием, перед волей божьей. В этих клеткахбудут набожно распевать псалмы и молитвы. А другие, не такие простаки,займутся... эротикой... Может быть, марсиане воспитают из некоторых людейсвоих любимчиков, обучат их разным фокусам... Может быть, им вдруг жалкостанет какого-нибудь мальчика, который вырос у них на глазах и которогонадо зарезать. Некоторых они, быть может, обучат охотиться за нами...» Ужев романе «Остров доктора Моро» писатель впервые поставил вопрос орезультате развития современною общества. Молодой биолог Эдуард Прендик в результате кораблекрушения попал наостров, где в пределах жизни одного поколения протекает вся историяцивилизации. Действие романа развертывается сразу в двух планах—реальном ифантастико-символическом. Доктор Моро, которого встречает Прендик, — смелыйученый-экспериментатор, человек огромного творческого дерзания, не сумевшийужиться среди ханжей и филистеров и уехавший на необитаемый остров, чтобыпроизводить там свои опыты по очеловечиванию зверей. Но по ходу романаобраз Моро вырастает в грандиозную символическую фигуру, олицетворяющуютенденции буржуазного прогресса. Процесс роста человечества в условияхбуржуазного общества очень противоречив. В своей лаборатории, которуюобитатели острова назвали «домом страдания», Моро превращает зверей влюдей, нo звери очеловечиваются только до определенного предела. Чтобыдержать их в подчинении, Моро приставил к ним уродливое существо, именуемое«чтец закона», который грозит возвращением в «дом страдания» тем, ктонарушит «закон». Сцена чтения «закона» одна из самых сатирически-острых вэтом романе. «Не ходить на четвереньках», «не лакать воду языком», «неохотиться за другими людьми» - таковы предначертания «закона». Следом зачтецом люди-звери тянут в своей пещере эту полубезумную литию, повторяяпосле каждой фразы «разве мы не люди?» В буржуазном обществе человекочеловечен лишь отчасти. Наполовину он еще подчиняется законам животногоцарства, с его звериным законом борьбы всех против всех. В методах «очеловечивания» на острове доктора Моро скрытабесчеловечность, противная принципу, ради которого оно, по видимости,совершается. На острове вспыхивает возмущение, люди-звери освобождаются.«Мы любим Закон и будем соблюдать его, но для нас навсегда исчезлистрадания, господин и бичи»,— говорят они. Однако революция, по мнениюУэллса, тоже несет в себе внутреннее противоречие. Направленная противжестокости современного общества, она сама осуществляется черезжестокость. Этой мысли подчинена финальная часть романа. Несмотря на благиенамерения людей-зверей, человеческое в них исчезает в процессе революции.Они снова опускаются на четвереньки. Цивилизация гибнет. 2.3 Тематика государства будущего В романе «Когда спящий проснется» (When the Sleeper Wakes, 1899) Уэллсприбегает к своему излюбленному приему — фиксации тенденций современности вих предельно резком, крайнем выражении. Однако писатель отказывается отфантастической символики «Острова доктора Моро» и «Войны миров». Онпереносит нас в «реальное» государство далекого будущего с его классовымиконфликтами, показанными здесь в неопосредствованной форме. Развитие капитализма привело к образованию всемирного треста, главныйкомитет которого, так называемый «Белый совет», держит в подчинении всечеловечество. Высокое развитие производительных сил в этом государствесочетается с безудержной эксплуатацией и террором. Рабочие — на пути ксостоянию морлоков. Существует двенадцать видов полиции. Грандиозныевозможности, открывшиеся в результате прогресса науки, используются во вредчеловечеству. «Белый совет» не видит больше смысла прикрывать свое господствоавторитетом традиции и представительными учреждениями. Английский корольспился и подвизается на сцене второразрядного мюзик-холла. Парламентпревратился в простой пережиток старины. На него никто больше не обращаетвнимания. Создание «мирового государства» не привело к уничтожениюшовинизма, напротив, его всячески раздувают с целью ослабить сопротивлениетрудящихся. Прибегая и парадоксу, Уэллс показывает, что национальная розньявляется по существу лишь замаскированным способом осуществления классовыхинтересов буржуазии. Когда в Париже вспыхивает восстание рабочих,правительство привозит из Африки негров, и они с пением стихов Киплинга о«бремени белого человека» идут на штурм рабочих кварталов. Окончательновыродившаяся церковь с «ускоренным исполнением треб для занятых деловыхлюдей» тоже находит свое место в системе «мирового государства». Из персонажей романа наиболее интересен инженер Острог— своего родаГриффин, но показанный на более широком общественном фоне. Острогу, которыйведет демагогическую агитацию против «Белого совета», удается с помощьюобманутых рабочих организаций на время захватить власть. Острог —представитель научного знания, направленного против народа. Цель егоприхода к власти — предотвратить социальную революцию, которая грозит«мировому государству» в результате недальновидной политики «Белогосовета», и сохранить старый порядок вещей. Новая революция свергаетОстрога, На этот раз Уэллс не видит в революции угрозы цивилизации —напротив, она оказывается единственным способом сохранить достижениякультуры, спасти человеческую личность от гибели. Через несколько лет Уэллс снова вернулся к своему роману для того, чтобыподвергнуть его основательной редактуре. Переработанный роман, получившийнесколько иное название, «Спящий просыпается» (The Sleeper Awakes, 1910),не вытеснил, однако, вариант 1899 г. «Когда спящий проснется»; он продолжалпереиздаваться в своём первоначальном виде и после выхода в свет егопеределки. Свое представление о государстве будущего Уэллс излагает в романе-трактате «Современная Утопия» (аModern Utopia, 1905). Утопия — счастливоегосударство, организованное на основах фабианского социализма или, попростуговоря, государственного капитализма. В Утопии установлена государственнаясобственность на землю и природные ресурсы и муниципальная собственность наэнергию. Промышленность и сельское хозяйство отданы на концессионныхначалах частным владельцам и кооперации. Право наследования, отменено, иблагосостояние человека зависит исключительно от его трудолюбия. Но невсякий человек по природе трудолюбив, рассуждает Уэллс, и поэтому в Утопиинемало бедняков. Утопия создалась в результате целой эпохи политических потрясений,разрушивших старый общественный строй, что дало возможность интеллигентскойпартии, принявшей название «самураев Утопии», построить свое идеальноегосударство. Самураи Утопии — это одновременно и политическая партия,подчиненная строжайшей дисциплине, и что-то вроде высшей интеллектуальнойрасы. Место классовых различий заняла классификация по интеллектам. ВУтопии существуют четыре класса ума: поэтический, аналитический, тупой ипошлый. Всякий, кто сумеет доказать, что принадлежит к одному из двух высшихклассов и пожелает подчиниться строгому уставу «самураев», может войти вэту партию. Однако Уэллс сам не очень верит в возможность осуществления своей мечты.Способно ли современное общество преобразоваться и Утопию? «Суд Линча вСоединенных Штатах», «Погромы в царской России», «Бандитизм в Лондоне» —эти заголовки, прочитанные на газетном листе, заставляют автора кончитьсвою книгу нотой неумеренности и сомнения. «Огромная сила чувствуется вэтом мире,— пишет он в заключение книги.— Она бьет в нос, она сбивает сног. Какая польза, семеня мелкими шагами по тротуару, рассуждать... обУтопии, защищать ее, доказывать ее превосходство...» 2.4 Общество по Уэллсу и связь с просветительством Тем не менее в следующем романе-трактате «Новый Маккиавелли» (The NewMachiavelly, 1910) писатель призывает реформировать современное обществоусилиями капиталистов и ученых, не разрушая его. Фантастические романы Уэллса, написанные в начале XX в. — вплоть допервой мировой войны,— значительно слабее его ранних произведений. Каждыйиз них посвящен доказательству какого-нибудь определенного умозрительноготезиса, вытекающего из ошибочных теоретических построений Уэллса, и сильнотеряет из-за этого в своей художественной ценности. В романе «Пища богов» (The Food of the Gods, and How It Саше to Earth,1904) писатель говорит о тех возможностях построить счастливое общество,которые, по его мнению, таятся в биологическом улучшении человеческогорода. Сходный тезис лежит и в основе романа «В дни кометы» (In the Days ofthe Comet, 1906), в котором, как писал Уэллс в предисловии к первомурусскому собранию своих сочинений, «представлены все последствия внезапногороста нравственных чувств в человечестве». Прошедшая мимо земли кометаоставила в атмосфере зеленый газ, который морально преобразует каждогочеловека в отдельности и тем самым — все человечество целиком. С этогомомента на земле покончено со злобой, ревностью, со взаимным непониманием.Заодно покончено с войной и общественной несправедливостью. Шире охват социальных явлений в романах «Война в воздухе» (The War inthe Air, 1908) и «Освобожденный мир» (The World Set Free: а Story ofMankind, 1914), в которых писатель высказывает надежду, что надвигающаясявойна разрушит старый социальный строй, поскольку массы на собственномопыте поймут его порочность, а государственный аппарат окажется настолькорасшатанным, что не в силах будет противостоять стихийному образованиюнового порядка. В романе - «Освобожденный мир» писатель рассказывает о том,как собирается мировой конгресс, который объединяет мир. «Мы — несозидатели, мы — только следствие...— говорит один из его участников,король Эгберт. — Сегодня не мы значим что-нибудь, а тот дух убежденности,который собрал нас сюда». О характере нового социального строя Уэллс,впрочем, говорит скупо и неопределенно. Отказ от радикализма ранних романов, естественно, сказывается нахарактере критики современности. Ни один из этих романов не достигаетразоблачительной силы «Острова доктора Моро» или «Войны мирон». Творчество Уэллса но многом связано с, традициями литературы Просвещения. Фантастика является для Уэллса способом сатирического обобщения тенденцийсовременности. Сатира Уэллса лишена смягчающего юмора, она достигает силыгротеска и одновременно деловито-фактографична, как у Свифта. Мелкиеподробности часто являются средством характеристики больших социально-исторических категорий. Видимая наивность наблюдателя-рассказчикаприкрывает издёвку над современным обществом. Для Уэллса, как и для просветителей, существует понятие «естественногочеловека» в его философско-этическом смысле. Вера в способность человека кпостоянному умственному и моральному совершенствованию, борьба за то, чтобыон имел возможность раскрыть все неисчерпаемые силы своего духа и разума,роднят Уэллса с демократическими традициями английского Просвещения. Вранних романах Уэллса можно без труда обнаружить типично просветительскиемотивы критики современного общества, где нарушена «гармония чувства иразума». Эти просветительские, гуманистические стороны творчества Уэллсарезко противопоставляли его декадентской литературе, стремившейся опорочитьчеловека. Однако связь Уэллса с просветительством имела и свою оборотную сторону. КПросвещению Уэллс обращался не только в период своего творческого подъема,но и в годы упадка, заимствуя из идеологии просветителей ее наиболееограниченные, исторически изжитые стороны. Он безоговорочно принимает идеипросветителей о человеческом обществе как механической сумме индивидов,принимает их идеализм в понимании исторического процесса. Фантастика в этомслучае перестает служить Уэллсу средством концентрированного выражениятенденций современности; она отражает теперь фантастичность, нереальность,предвзятость социальных идей писателя. 3.1 Период творческого кризисаПервая мировая война и последовавшие за ней годы ознаменовались дляписателя тяжелым творческим кризисом. С начала военных действий Уэллс публикует серию статей, посвященныхпроблемам военного времени. Они были выпущены им вскоре отдельной книгойпод заглавием «Война, которая покончит с войнами» (The War that will endWar, 1914). Эта книга, отражавшая настроения широких слоёв интеллигенции,была написана смело и критично по отношению к английской буржуазии иправительству, но тем не менее объективно она служила английскомуимпериализму, помогая ему, в конечном счете, скрыть от народа истинныйхарактер и цели войны. В первых статьях сборника писатель целикомподдерживает официальную точку зрения, согласно которой война началась всилу международных обязательств Англии ради сохранения её престижа, иведется для того, чтобы уничтожить германский милитаризм. От грехов, вкоторых обвиняется Германия, по мнению Уэллса, несвободны и Англия, иАмерика, но надо уничтожить «источник заразы» - страну, в которой наиболееполно воплотились в жизнь идеи шовинизма и милитаризма, называемые Уэллсомвкупе «тевтонским кипленгизмом». Незадолго до войны Уэллс выражал надежду, что война разрушит старый мир иприведёт к установлению нового порядки на земле. Как ни скромна былапрограмма Уэллса, не затрагивавшая основ частной собственности, его никтоне желал слушать. Продолжалась война — но не война идей, не «война противвойны», а империалистическая война 1914—1918 гг. Из публицистики Уэллса данного периода выделяется книга «Россия во мгле»(Russia in the Shadows, 1920), представляющая собой запись впечатлений,вынесенных из его кратковременной поездки в Петроград и Москву осенью 1920года. Во время пребывания в Москве Уэллс был принят В. И. Лениным ибеседовал с ним. Период творческого кризиса Уэллса затянулся вплоть до конца двадцатыхгодов. После опыта военных лет новый удар реформистским иллюзиям писателябыл нанесен провалом широко разрекламированных английской буржуазией плановпослевоенного переустройства жизни. Но теперь, в обстановке нарастающихсоциальных конфликтов и приближающейся всеобщей забастовки, Уэллс делаетиные выводы, чем в период войны. Именно начиная с 1926 г. основное противоречие творчества Уэллсаприобретает наиболее острую форму. Как демократическая, так и реформистски-охранительная тенденция получают свое законченное выражение — первая вромане «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол» (Mr. Blettsworthy on RampolIsland, 1928), вторая — в трактате «Открытый заговор» (The Open Conspiracy,1928), где Уэллс полнее всего изложил идеи технократии. Эти идеи отразилисьв романе «Мир Вильяма Клиссольда» (The World of William Clissold, 1926) —первом из значительных произведений Уэллса послевоенного периода. Этоавтобиография человека, объединяющего в своем лице ученого и капиталиста.Клиссольд недоволен современным миром и мечтает перестроить его на разумныхоснованиях, руководствуясь велениями науки и здравого смысла. Подтверждениесвоим теориям он видит в накоплении знаний о мире и человеке, враспространении новых взглядов и новых отношении между людьми. Когда-нибудь, думает Клиссольд, неизбежно произойдет «созидательная революция».Передовые люди из разных классов общества, объединившись, возьмут в своируки управление хозяйством, отстранив людей отсталых и вредных, мешающихходу прогресса. Для того чтобы сделать это, лучшие люди должны сначалаосознать единство своих целей. Стремясь помочь этому, Клиссольд и пишетсвой труд. Реформистский, идеалистический характер идей Уэллса в этомпроизведении очевиден. Противоречивость философских предпосылок «Мира Вильяма Клиссольда»повлекла за собой и художественную противоречивость этого произведения.«Мир Вильяма Клиссольда» — это одновременно и роман, и трактат о романе,причем положения, высказанные в теоретической части, нередко не находятсвоего воплощения в его художественной ткани. Уэллс был прав, требуя создания реалистического романа, отражающего жизньво всем ее многообразии, во всей ее широте. Он был прав, требуя, чтобы вцентре романа стоял образ человека, заинтересованного в судьбах мира,мечтающего о переменах и перестраивающего мир. Подобный взгляд на роман ужесам по себе подчеркивал пустоту и никчемность декадентской литературы. Ноосуществить эту большую задачу Уэллс не смог. Картина мира, показанного широко и многосторонне, и образ рассказчика неслились в единое художественное целое потому, что Клиссольд, хотя он иназван человеком дела,— не более как сторонний наблюдательдействительности. Личный опыт Клиссольда и общественный опыт, который ондолжен воплощать, несоизмеримы. Клиссольд бесспорно представитель«определенной социальной группы», но не той группе, которую онпредставляет, дано переделать мир. Утопичность плана, предложенного Уэллсом, выявляется через образ героя,неспособного найти пути приложения своих идей к реальности, ибо его идеи ноотражают жизненной закономерности. В этом же заключалась причина неудачиромана. 3. Сатира Уэллса на современный образ жизни Крупной победой не только данного периода, но и всего творчестваУэллса явился роман «Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол», непосредственнымповодом к написанию которого явился процесс Сакко и Ванцетти в США. Этакнига, посвященная «бессмертной памяти Кандида», представляет собой злуюсатиру на «американский образ жизни». Но романист затрагивает не толькоСША. Америка для него — страна, в которой лишь наиболее наглядновоплотились принципы всей современной цивилизации. Молодой англичанин Блетсуорси в результате кораблекрушения попал надотоле никому не ведомый остров Рэмпол. Он тяготится жизнью па этомострове, ему грозят постоянные опасности со стороны дикарей-каннибалов; онмечтает вырваться оттуда и вернуться в цивилизованный мир. Но постепенновыясняется, что Блетсуорси никогда и не был на этом острове. Он простоходил по улицам Нью-Йорка, и окружающая жизнь рисовалась его помутившемусярассудку в уродливых формах острова Рэмпол. Вернуться в цивилизованный мирневозможно, потому что это был не реальный мир, а мир его детской мечты,его юношеских иллюзий. Возвратившись на родину, снова обретя здравый ум,мистер Блетсуорси и здесь на каждом шагу обнаруживает черты острова Рэмпол. Дикари острова Рэмпол создали целую систему условностей, которая, как имкажется, превращает их и цивилизованных людей. Они людоеды, но говорить обэтом не полагается. Человеческое мясо — это некий, полученный мистическимпутем, «дар друга». Нарушившего установления общества наказывают ударомдвухпудовой дубины по голове, после чего его съедают. Дубина, впрочем,носит ласковое название «укоризны». Дикари начинают войну против соседнегоплемени, скопившего большие запасы «жевательного ореха», без которогоостровитяне не могут обходиться. Но говорить об истинных причинах войныникто не рискует под страхом «укоризны». Официально она ведется ради того,чтобы внедрить цивилизацию у соседей, которых, в частности, обвиняют в том,что они людоеды. Единственный способ избежать войн в будущем — доказываютораторы на «митингах воя», созываемых для устрашения врага,— это довестиданную войну до победного конца. На острове почти нет супружеских пар,вступивших в брак по свободному выбору,— для этого надо иметь хижину.«Любовь здесь была насквозь пропитана неискренностью, отравлена ненавистнымподчинением и вынужденной воздержанностью. Любовник подозревал своювозлюбленную в самых низких побуждениях, в то время как она, уступив егожеланиям, думала только о том, как извлечь из этого выгоду». Процветаетмногоженство, «как и всюду, куда не проник свет христианства». А над всемэтим смрадным миром острова Рэмпол господствуют чудовища — мегатерии,которые «не желают ни размножаться, ни умирать», но захватили самуюплодородную часть земли и яростно ненавидят все живое. «Они пожирают пищу,предназначенную для молодых, и мрачно властвуют над ... всем миром».Мегатерии - это «пережиток» в самом обобщенном смысле слова. При видемегатерий мистеру Блетсуорси приходят и голову и устаревшие политические исоциальные институты, и те стороны сознания люден, которые привязывают их кпрошлому, всё темное, животное, что есть в их природе. Заключение. Творческое наследие Герберта Уэллса необычайно велико. Его романы,рассказы, публицистические работы очень разнообразны по мысли, по теме, пожизненному материалу, привлекавшему внимание художника, и оченьнеравноценны по своим достоинствам.В сознании читателя Уэллс остался по преимуществу автором фантастическихроманов. В них воплотились наиболее прогрессивные стороны мировоззренияУэллса, в них он оригинальнее всего как художник, сильнее всего каксатирик. Но немало ценного создал Уэллс и в других жанрах, по преимуществув области социально-бытового романа, который с течением времени всё болеенасыщался сатирическим содержанием. Отходя от фантастических обобщающихобразов, характерных для научно-фантастического романа первого периодатворчества, Уэллс в последних своих произведениях вместе с тем по-прежнемуобращается к магистральным темам действительности, по-прежнему беспощаден кносителям социального зла. Как ни был извилист творческий путь Уэллса,. какни значительны бывали его заблуждения, он остается в истории литературы какчестный писатель-реалист, наследник традиций английского критическогореализма.Список литературы 1. Кагарлицкий Ю. , «Герберт Уэллс», М., 1963 2. Замятин Е., «Герберт Уэллс», П. ,1922 3. Левцова И. М. , Парчевская Б. М. , «Г. Дж. Уэллс», М. , 1966 4. Успенский Л. ,«Записки старого петербуржца», Л. , 1970, с. 346-377 5. Перепелицын К. ,«Английская фантастическая литература», М. , 1982 6. Сборник статей и очерков, «Фантасты века уходящего», М. , 1990




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconЖизнь и творчество Герберта Уэллса
Именно так судили о молодом Уэлл­се — он слишком быстро приобрел всемирную славу. Русский читатель тоже познакомился с Уэллсом-худож­ником...
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconРеферат марсианская техника по роману Герберта Уэллса «Война миров»
Марса. Главный герой приезжает в обсерваторию и наблюдает приближающиеся неопознанные летающие объекты со стороны Марса. Далее многочисленные...
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconТеоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг. Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconРеферат по м Х к тема: Жизнь и Творчество Ван Гога Ученица 11
Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами....
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconЖизнь и творчество Н. С. Лескова Жизнь и творчество Н. С. Лескова Умом Россию не понять
«освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная...
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconФеренц Лист. Жизнь и творчество Ференц Лист. Жизнь и творчество
Доборьян (Венгрия), в семье школьного учителя Адама Листа и служанки Марии-Анны Лагер. Семья эта жила небогато: дом, в котором они...
Жизнь и творчество Герберта Уэллса iconУчебника по теме: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Проект разработан для изучения темы «Творчество Л. Н. Толстого» в 10 классе на уроках литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы