Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  icon

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска



НазваниеВыступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска
Дата конвертации28.07.2012
Размер59.03 Kb.
ТипРеферат
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА. История и современность. (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях "Русь святая, храни веру православную")


А.Н. Коваленко, зав. мемориальным отделом Гос.музея-заповедника М.Ю.Лермонтова ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА. История и современность. (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло- Мефодиевских чтениях «Русь святая, храни веру православную»). Тема выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени.Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска историки относят к 1780году, когда на Азово-Моздокской линии была построена Константиногорскаякрепость. Сохранившиеся планы этого военного укрепления дают представлениео том, что уже в XVIII веке на площади в центре крепости находилсянебольшой православный храм. Следующий этап в жизни Пятигорска – начало 20-х годов Х1Х века: уподошвы горы Машук начал стремительно застраиваться обывательскими домами иказенными зданиями небольшой поселок Горячие воды. Тогда еще не было здесьни одной храмовой постройки, о чем свидетельствуют воспоминаниясовременников. В фондах музея-заповедника М.Ю. Лермонтова хранится копия рукописи«Путешествия моего журнала из Рязани к Кавказским водам, предпринятой дляизлечения в 1825 г.» Оригинал обнаружил в рукописном отделе библиотеки им.Ленина известный лермонтовед И.Л. Андроников в 1964 году. Автор этого любопытного исторического документа записал в «Журнале»,а фактически, в своем дневнике: «13 июня … В семь часов вечера был я вздешней полковой церкви в субботу она в палатке во имя Святые Троицы уВсеношны; богослужение отправлялось с великим благоговением с певчими,полковой священник очень хороший и служит совниманием, я был сердечно обрадован – что нашел здесь церковь и непроминовал ни одного Воскресного и праздничного дня чтобы не быть; жальочень как до сих пор не построят и так мало заботятся о сем, ежегодноприезжают так много посетителей да и здесь много живущих христиан безцеркви». Автор этих строк не знал, что А.П. Ермолов, Главнокомандующий наКавказе, уделявший немало внимания устройству Кавказских Минеральных Вод, втом же 1825 году уже дал задание первым пятигорским архитекторам, братьямДж. и Дж. Бернардацци составить проект каменной церкви для Горячих вод. (Онхранится сейчас в Государственном архиве Ставропольского края). Прошло восемьдесят лет. Небольшой поселок давно уже превратился вокружной Пятигорск. В 1903 году здесь торжественно отметили столетие КМВ, ав статистических данных, составленных в этот период, появилась строка: «Вгороде шесть православных храмов».
Причем, в эти данные не была включенаУспенская церковь в станице Горячеводской и Покровская в поселкеАлексеевском, так как в то время они были самостоятельными населеннымипунктами и не входили в территорию города. Издатели различных «Путеводителей по КМВ» начала 20 века обязательноотмечали количество православных храмов, подтверждая, что населениеПятигорска в основной своей массе было православным. Какие же храмы действовали в Пятигорске до 1917 года? Проект каменной церкви, разработанный Бернардацци, не былосуществлен. Вместо нее в 1828 году на Горячих водах, как тогда называлсяПятигорск, появился деревянный храм Божией Матери Всех Скорбящих Радости,выстроенный по инициативе Архимандрита Александро-Невской Лавры Товии.Через тридцать лет благодаря Святителю Игнатию Брянчанинову она былаувеличена, храм был украшен куполом. Десять лет возводили каменную церковь на Пятигорском кладбище – воимя Христа Спасителя Воскрешающего Святого праведного ЛазаряЧетверодневного. Строительство завершилось в 1847 году, а на следующий годв ней отслужил службу святитель Игнатий. К сожалению, из-за неправильновыбранного места постройка дала трещину. В 1898 году пятигорский городовойархитектор В.В. Графф составил проект нового храма Святого праведногоЛазаря Четверодневного. При строительстве цокольной части использоваликамень первой кладбищенской церкви. В прошлом (2002) году Лазаревскомухраму исполнилось сто лет. Уже на первом «Генеральном плане» г. Пятигорска, составленномБернардацци, были нанесены места под строительство православных храмов. Самимператор Николай 1 собственноручно утвердил его, находясь в Пятигорске воктябре 1837 года. Он же обратил внимание на то, что Скорбященская церковьуже стала мала, и пообещал прислать проект новой каменной церкви для г.Пятигорска. Проект был составлен в 1842 году архитектором А. Андреевым иутвержден царем. Двадцать два года длилось полное драматических событий строительствоХрама Христа Спасителя Исцеляющего расслабленного при Овчей купели. Егокупола вознеслись над Пятигорском в 1869 году. А еще спустя некоторое время в одном из районов города –Константиногорской слободке был заложен еще один каменный храм –Архистратига Михаила. Документ, сохранившийся в одном из государственныхархивов, сообщает, что 10 мая 1884 года начата постройка каменной церкви вКонстантиногорской слободе. Для надзора за строительством приглашен бывшийначальник Пятигорского округа подполковник Д.Ф. Каринцев, с духовнойстороны – настоятель Спасского собора Василий Эрастов, священник МихаилЗапхеев и дьякон Львов. Следить за стройкой было поручено инженер-капитануП.А. Грязнову. Строительство окончательно завершилось в 1899 году. Это были основные храмовые постройки к началу ХХ века. Кроме них какв архивных документах, так и в путеводителях, упоминается церковь прибогадельне В.С. Зипалова, как удалось установить – во имя Василия Великого,и церковь при Мужской гимназии. Те храмы, которые были в это время всоседних с городом населенных пунктах, т.е. в станице Горячеводской,поселке Алексеевском и Ново-Пятигорске – в статистические данные невносились. События 20-30-х годов ХХ века нанесли огромный ущерб православнымхрамам в Пятигорске. Был разрушен Спасский Собор, разобрана на дроваСкорбященская церковь, церковь Василия Великого и гимназическая домоваяцерковь. Один лишь Лазаревский храм принимал молящихся православныххристиан. Возрождение православия началось в Пятигорске после того, как встране отметили тысячелетие крещения Руси. С 1991 года началось интенсивноеизучение местными краеведами и священниками истории пятигорскихправославных храмов. Эта работа очень важна, так как только с помощьюисторических документов, точных данных, возможно восстановление, а иногда иполное возрождение того или иного храма. Архивные поиски ведутся уже более двенадцати лет. Они дали своидействительные результаты. И сегодня мы уже можем подвести первые итоги. В 1992 году была создана инициативная группа по возрождению СпасскогоСобора, в нее вошли В.А. Стручков, В.В. Бурлак и некоторые другие верующие.Были исследованы документы в Государственном архиве Ставропольского края. Врезультате – фундамент Спасского Собора объявленпамятником истории и культуры, создан приход, первым священником которогостал отец Василий Бурлак, составлена подробная научно-историческая справка,обнаружен проект 1842 года и другие материалы, на основании которыхсоставлен эскизный проект реконструкции собора и смета на проектирование.Главная проблема теперь – изыскание средств на проведение реконструкции. Внастоящее время на территории двора Спасского собора, когда-то бывшегопустырем, находятся: Крестильная церковь Александра Невского, воскреснаяшкола, организован миссионерский отдел Кавминводского Благочиния, открытфундамент Спасского Собора, действует Скорбященская церковь. Ее возрождение началось почти сразу же после создания прихода,строительство длилось несколько лет. Храм освящен и открыт для прихожан вапреле 1998 года. Не менее драматической, чем у других храмов, оказалась историявозрождения храма Василия Великого, закрытого для богослужения около 1929года. Его удалось отстоять. Руководство Центрального Военного санатория, введении которого находится эта постройка, после долгих судебных тяжбсделало правильный вывод и отреставрировало храм. Теперь это домоваяцерковь санатория, открыта она в сентябре 2002 года, служит в ней о.Алексей (Дьячков), настоятель Лазаревской церкви. Если до сих пор историки считают проблемной дату основанияПокровского храма в поселке Свободы, - ни одного архивного документа о немпока нами не обнаружено – существуют только легенды о его строительстве, -то историю Михайло-Архангельского собора удалось дополнить новымисведениями, о которых уже упоминалось выше. Храм заложен 10 мая 1884 года,а это значит, что ему в этом году - сто двадцать лет. В марте этого годаМихайловский храм получил статус памятника истории и культуры, на основаниинаучно-исторической справки, разработанной в Пятигорском отделе культуры игосударственном музее-заповеднике Лермонтова. И еще одна знаменательная дата – сто лет назад, в ноябре 1904 годабыл освящен Второ-Афонский Успенский общежительный монастырь на гореБештау. Слава Богу, он уже действует, продолжается его развитие, а находкив архивах дали возможность издать в прошлом году книгу об историимонастыря, которая была признана в крае как одна из лучших по историиизучения Кавказских Минеральных Вод. Работы по изучению архивов продолжаются. Надеемся, что с помощьюновых находок удастся стереть и другие белые пятна в истории пятигорскихправославных храмов.




Похожие:

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconГерцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов
России. Восстание декабристов 1825 года положило начало, если можно так выразится, «революционному» периоду истории. Несомненно,...
Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconМузыка в начале XX века
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо...
Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconСмутное время, период истории России с 1598 по 1613 год, является важным моментом отечественной истории. Изучение Смутного времени вне связи с предыдущими явлениями в нашей истории невозможно
Целью моего исследования является раскрыть причины смуты в России в конце XVI- начале XVII века. Перед тем как начать исследования,...
Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconКурортные места Кавказских Минеральных Вод

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconПояснительная записка я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг геометрия. (Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ века.)
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия. (Французский архитектор...
Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconРазвитие санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconИсследование рынка туристических услуг на примере региона Кавказских Минеральных Вод

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconТрофимов Ярослав, Герасимов Александр
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо...
Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconМузыка в конце XIX начале XX века

Выступления охватывает период с 1825 года до настоящего времени. Мы поставили перед собой задачу проследить историю становления православияв Пятигорске – центре Кавказских Минеральных Вод в XIX веке и еговозрождения в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Как известно, начало основания Пятигорска  iconРоссия в конце XIX века
Целью дальнейшей работы является изучить прошлый период развития России на рубеже XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы