Факторы эффективного социального развития моногородов icon

Факторы эффективного социального развития моногородов



НазваниеФакторы эффективного социального развития моногородов
Дата конвертации28.07.2012
Размер82,5 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Факторы эффективного социального

развития моногородов


Максим ИГНАТЬЕВ

Заместитель директора Сибирской

угольно-энергетической компании

ignatyevmn@suek.ru

Олеся ЛЕЩЕНКО

НИУ Высшая школа экономики - СПб

lestchenko@mail.ru

Ключевые слова: стратегия социального развития, социальные инвестиции, моногород, социальное партнерство


Истоки множества проблем, с которыми сталкиваются жители моногородов, - в отсутствии налаженной системы широкого социального партнерства, эффективных внутренних и внешних социальных инвестиций, полноценной социальной политики (корпоративной и региональной), в неразвитости малого и среднего предпринимательства. Последствия мирового финансового кризиса усугубили ситуацию в поселениях этого типа: сокращение производства привело к росту безработицы, падению уровня жизни, усилению социальной дифференциации. Не секрет, что реакцией градообразующих предприятий на экономический спад становится сокращение социальных расходов и штатов, снижение производственной активности.

Вместе с тем в отечественной практике есть примеры конструктивного решения проблемы моногородов. В частности, об этом свидетельствует опыт работы компании СУЭК (”Сибирская угольная энергетическая компания”), которая не сокращает, а расширяет свою деятельность - и экономическую, и социальную. И это при том, что производственная база компании расположена преимущественно в моногородах.

Социально ответственный подход к решению проблем развития моногородов демонстрирует совместный проект Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ» и Фонда «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ» по реализации социальных программ для регионов в 2009 г. Ядро всех программ - оптимизация ресурсов развития моногородов посредствам диверсификации рынка труда, обеспечения занятости и самозанятости населения, повышения качества человеческого капитала, внедрения инновационных технологий в социальную сферу.

Основой успешной работы Фонда СУЭК стала рационально выстроенная стратегия социального развития. Особое внимание уделялось выявлению проблем и ресурсов развития территорий, нахождению «точек роста» на подготовительном и аналитическом этапах планирования. Оценка эффективности - важнейший элемент организации социальных инвестиций и социального партнерства, имеющий значение на всех этапах: при планировании конкретных программ и проектов, при их обосновании, при подведении итогов проведенной работы. Для повышения эффективности социальных программ в регионах необходимо постоянное воспроизводство условий для устойчивого социального развития территорий, для привлечения и удержания квалифицированных трудовых ресурсов, развития человеческого капитала. Чрезвычайно важным аспектом является оптимальное сочетание внутренних и внешних ресурсов.


Рациональные и эффективные социальные инвестиции

Основной задачей развития моногородов является налаживание эффективной системы взаимодействия бизнеса, региональных органов власти и некоммерческого сектора с ориентацией на основные потребности и проблемные зоны поселений. Участие предприятий в решении социальных проблем сегодня определяются экономической целесообразностью таких затрат. Инвестируя в человеческий капитал, в инфраструктуру городов, транспортные коммуникации, градообразующее предприятие преследует прагматические цели повышения производительности труда, уровня жизни населения моногорода, улучшения отношений с региональными властями.

Понятие социальных инвестиций в России связывают с любой социально значимой деятельностью предприятия, опирающейся на баланс интересов различных секторов общества. Но основными признаками стратегии социальных инвестиций является ориентация на бизнес-цели. Социальные инвестиции, будучи элементом стратегии развития бизнеса, который должен тщательно планироваться, оцениваться и анализироваться, предполагают не раздачу денег и прочих благ, а обоснованное и рационально организованное выстраивание социально ответственного партнерства.

Социальное инвестирование может преследовать цель решения социальных задач, так или иначе влияющих на деятельность предприятия или обусловленных результатами производственной активности, способствовать улучшению общественного мнения и отношений с местными администрациями, общественными организациями.

К внутренним социальным инвестициям, направленным в основном на работников и на улучшение внутрикорпоративной среды компании, можно отнести финансирование мер по социальной защите трудящихся, образовательных программ, программ повышения эффективности внутрикорпоративного взаимодействия и т.п. Сотрудники - это основной ресурс повышения уровня производительности, поэтому от их квалификации и степени удовлетворенности условиями труда зависят финансовые и имиджевые показатели предприятий.


Баланс интересов и государственно-частное партнерство

Основой эффективных партнерских отношений является баланс интересов, что подразумевает заинтересованность каждой из сторон в поиске путей решения социальных проблем. Необходима консолидация их усилий и ресурсов, ориентация на взаимоприемлемый учет и контроль интересов. Совместное формулирование целей и задач проектной деятельности, выработка четких правил действий в процессе сотрудничества дают кумулятивный эффект и приводят к взаимовыгодным успешным результатам. Проблема заключается в том, что интересы сторон иногда противоречивы, но все же необходимо, чтобы конструктивный и взаимовыгодный диалог стал повседневной практикой.

На современном этапе развития моногородов особую актуальность приобретает объединение усилий на основе межсекторального социального партнерства и ГЧП1, то есть конструктивное взаимодействие представителей всех трех секторов любого общества - государственного, коммерческого и некоммерческого при решении социально-значимых проблем. Представители каждого сектора обладают разными возможностями и ресурсами, у них разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, они обречены на сотрудничество, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в одиночку справиться с социальными проблемами отдельных поселений, обеспечить устойчивое развитие регионов.

Мировой опыт показывает, что ГЧП приносит большую пользу, способствуя ускорению социально-экономического развития различных регионов мира. Оно выгодно как органам власти (государственным или муниципальным), так и бизнесу. Государство, как правило, выступает регулятором отношений; бизнес - важнейший участник треугольника социального партнерства (причем современное понимание участия капитала бизнеса в этом треугольнике не сводится к благотворительности). Сильная сторона государства - его властные рычаги, бизнеса - способность обеспечения финансовыми ресурсами, «третий сектор» инициирует новаторские идеи. Отечественные примеры успешного сотрудничества бизнеса, власти и некоммерческих организаций демонстрируют столь же высокую эффективность, что и западные.

Реализация проекта компании СУЭК по устойчивому развитию территорий осуществляется именно на основе укрепления социального партнерства, при этом формируется положительный имидж всех его участников (местных администрации, Фонда «СУЭК – Регионам», региональных филиалов ОАО СУЭК, Фонда «Новая Евразия»). Объединение ресурсов и инициатив власти, бизнеса и НКО способствуют созданию: инфраструктуры социального развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; модели адаптации системы начального, среднего и дополнительного профессионального образования к требованиям рынка труда. Большое значение имеет и активизация местного сообщества через социальное проектирование и инициативы в сфере развития муниципальных систем ЖКХ.

В отношениях на основе социального партнерства объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом. Чрезвычайно важны разработка гибких практических мер для отдельных территорий на основе ГЧП, повышение компетенций представителей местного самоуправления и активное вовлечение местного сообщества в решение локальных проблем, помощь в его самоорганизации. Опыт успешно реализованных проектов должен распространяться и на другие территории.


Примеры реализации социальных программ

В последнее десятилетие тема социального партнерства является одной из наиболее обсуждаемых. Появляются отечественные публикации на тему социального проектирования, предпринимаются попытки создания конкретных механизмов эффективного социального развития бизнеса, проводятся конкурсы социальных проектов. Тем не менее, для большинства российских предпринимателей понятия социальных инвестиций, социального партнерства, ГЧП остаются непонятными. Поэтому настоятельно необходимо разъяснять их смысл, пояснять, какие преимущества дает социальная активность и какие методы реализации социальной политики градообразующих предприятий приводят к устойчивому развитию как самих компаний, так и территорий их присутствия.

Например, в Красноярском крае с 2005 г. ведется активная работа над проектом компании СУЭК «Трудовые отряды СУЭК» при поддержке краевого Агентства труда и занятости населения. Более 550 ребят в возрасте от 14 до 17 лет ежегодно заняты работами по приведению в порядок шахтерских городов Бородино, Назарово, Шарыпово, Рыбинского (отряды участвуют в благоустройстве и озеленении городов, оказывают помощь в ремонте школ, помогают ветеранам, в больницах, в библиотеках). Ребята получают за свой труд хорошую зарплату от СУЭК. Самым активным предлагается увлекательное путешествие на озеро Байкал в период осенних каникул.

При поддержке местной администрации и некоммерческих организаций в городе Бородино реализуется программа по созданию условий для развития малого бизнеса как сферы альтернативной занятости. Агентством труда и занятости Красноярского края подготовлено 22 бизнес-плана на субсидии по самозанятости (привлечено 3927840 руб.). Сотрудники Агентства оказали помощь в подготовке пяти бизнес-проектов, связанных с открытием собственного дела, для регионального конкурса на получение грантов. Бесплатные консультации получили около 60 жителей г. Бородино и Рыбинского района. К октябрю 2010 г. с помощью специалистов Агентства создано 46 рабочих мест. В качестве дополнительного ресурса развития моногорода Бородино разработан комплексный план его модернизации2.

В Хабаровском крае активно развивается партнерство Дальневосточного агентства содействия инновациям, Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, администраций Верхнебуреинского района и поселка Чегдомын. Действует благотворительная организация «Инициатива», проводятся конкурсы для детей и их родителей, осуществляется культурно-просветительская работа, открываются творческие клубы, организуются музыкальные мероприятия. Особое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства. Действуют 17 субъектов малого предпринимательства, из них 10 - в сфере услуг, 4 - в торговле, 2- в сельском хозяйстве, 1 - на производстве; на создание новых рабочих мест привлечено безвозмездных субсидий на сумму 1058400 руб.

Наличие малого и среднего бизнеса в моногородах необходимо для поддержания экономической стабильности территорий. Зачастую крупные градообразующие предприятия не в состоянии справиться с высоким уровнем безработицы, решить проблемы, связанные с самореализацией граждан. Поэтому финансовая и консультационная поддержка начинающих предпринимателей, а также налаживание системы профессиональной ориентации, повышение заинтересованности молодежи в конкретных профессиях объективно способствуют социально-экономическому развитию регионов.

Успешные проекты, основанные на взаимовыгодном партнерстве в моногородах, направлены также на создание условий для повышения комфортности среды, на вовлечение местного сообщества в развитие поселений и т.п.

Адекватно выстроенные партнерские отношения являются залогом стабильности и надежности компании, что так ценится всеми участниками рынка. При условии сохранения человеческого капитала предприятия, укрепления его репутации, связей с клиентами они способствуют повышению рейтинга компании на рынке труда. Успешно функционирующее предприятие является залогом стабильности и достойного уровня жизни жителей моногорода.

И западный опыт, и успешные российские примеры указывают на то, что ответственный и рациональный подход к социальным инвестициям градообразующих предприятий способствует повышению эффективности работы компаний, находит положительный отклик у их сотрудников и общественности, плодотворно влияет на экономическое и социально-культурное развитие региона в целом.


Сноски

1Термин государственно-частное партнерство (public-private partnership) означает объединение материальных и нематериальных ресурсов государственного и частного секторов на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг.

2Презентация плана прошла в Министерстве экономики и регионального развития Красноярского края в июне 2010 г. В ноябре презентация прошла на заседании межведомственной комиссии по моногородам в Министерстве регионального развития РФ.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Факторы эффективного социального развития моногородов iconФакторы эффективного социального развития моногородов
Ключевые слова: стратегия социального развития, социальные инвестиции, моногород, социальное партнерство
Факторы эффективного социального развития моногородов iconКлючевые факторы эффективного развития инновационного предпринимательства
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Факторы эффективного социального развития моногородов icon1. 1 Факторы роста и развития растения
Для того что бы растение начало расти и в дальнейшем благополучно развивалось необходимы определенные факторы развития. Самыми важными...
Факторы эффективного социального развития моногородов iconМинистерство социального развития
О внесении изменений в приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от
Факторы эффективного социального развития моногородов icon|поведение покупателей и принятие решения о закупке | Выполнила Студентка фуиэ гр. Оп-95 Чеоевкова Е. С. Проверил: Сатыбалды С. С. 2000 г. Алматы 2000 СодержаниеСодержание 2Модель покупательского поведения 3Характеристики покупателя. 4 Факторы культурного уровня 5 Факторы социального порядка 6 Факто

Факторы эффективного социального развития моногородов iconМинистерство социального развития
...
Факторы эффективного социального развития моногородов iconСущность и факторы устойчивого экономического развития Понятие устойчивого экономического развития. Факторы устойчивого развиия
Нестабильность экономической системы проявляется в периодических кризисах. Теория должна не только объяснить этот феномен, но и обосновать...
Факторы эффективного социального развития моногородов iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Социокультурные факторы экономического развития»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Факторы эффективного социального развития моногородов iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Социокультурные факторы экономического развития»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Факторы эффективного социального развития моногородов iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Социокультурные факторы экономического развития»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы