Немецкая классическая философия icon

Немецкая классическая философия



НазваниеНемецкая классическая философия
Дата конвертации19.07.2012
Размер219,77 Kb.
ТипРеферат
Немецкая классическая философия


|Министерство общего и профессионального образования. || ||Норильский Индустриальный институт ||Кафедра гуманитарных наук || || || || || || || ||Контрольная работа ||По философии ||На тему: «Немецкая классическая философия» || || || || || || || || || ||Выполнил: ||Студент группы 1 ИС-99 (У) ||Шифр: 899041 ||Пугачёв С. Е. || ||Проверил: ||Доцент: Смирнов Талибжан Анатольевич || || || || || ||НОРИЛЬСК 1999 год. | ПЛАН:| |Немецкая классическая философия. | || |Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической | || |философии. | || |Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. | || |Логика Гегеля. | || |Философия природы. | || |Философия духа. | | Оглавление:|1. |Введение |4 ||2. |Немецкая классическая философия. |5 ||3. |Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической |6 || |философии. | ||4. |Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. |7 ||5. |Логика Гегеля. |9 ||6. |Философия природы. |11 ||7. |Философия духа. |12 ||8. |Заключение |15 ||9. |Список используемой литературы |16 | 1. Введение.Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философовудаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым,какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубиневремени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Нолюбой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не толькоего поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинкизнаний не всегда просто. Если даже оставить в стороне случаи явнойнедобросовестности и фальсификации по отношению к философскому наследиюГегеля, нельзя не признать, что вся последующая человеческая философскаямысль, за исключением, может быть, небольшого числа правоверныхгегельянцев, полагавших, что только они понимают систему учителя целиком,только и занималась, что отрывала кусочки от его учения, выборочно и почастям принимая и опровергая положения гегелевской философии, делая этоодносторонне, фрагментарно и неадекватно. Я считаю так : или принимаешьфилософское учение целиком, либо целиком его отвергаешь, но так ксожалению в истории философской мысли не бывает. Всего лишь однаиллюстрация. В нашем веке наиболее цитируемым стал отрывок из введенияк «Философии истории», где Гегель обратил внимание наиндивидуальность, неповторимость исторического состояния и обстоятельствкаждой эпохи. Причины того, что именно этот отрывок был удостоенвнимания общественности прост - это наиболее соответствовало духу послегегелевского историзма, поставившего во главу угла принцип уникальности,несравнимости исторических состояний и непреложности к ним каких бы тони было общеисторических масштабов оценки. Не надо доказывать всюошибочность этого положения. Обобщения в истории зачастую не толькополезны, но и просто необходимы. Однако, все забыли, что в тексте Гегеляуказанное замечание сформулировано по вполне конкретному поводу в связи скритикой прагматической историографии, и он вряд ли согласился бы со стольширокой интерпретацией этого положения. 2. Немецкая классическая философия.В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую иполитическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобнотому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революцияпредшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкуюклассическую философию как немецкую теорию французской революции.(1.12)Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достиженияестествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия,продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в областиматематики. позволившие понять процессы в их точном количественномвыражении, учение Ламарка об обусловленности развития организмаокружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологическиетеории, а также теории развития человеческого общества - все это со всейостротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития кактеорию и метод познания действительности.Одним из величайших умов человечества, основоположником классическогонемецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804).(1.22) Именно с Кант началась философия новейшего времени. Но нетолько в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решитьпроблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческогопознания и установить его границы. Необходимые условия познания заложеныв самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характернеобходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явлениявещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так,как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знаниюдоступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашегоопыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувстввозникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силаминашего разума. Миру явлений соответствует, независим я от человеческогосознания сущность вещей - «вещи сами по себе». Абсолютное познание ихневозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но неданная в опыте сущность.Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны преждевосприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственныевпечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которыхлежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть «чистологические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не егопредмет. В своем учении о познании Кант большое место отводилдиалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый моментпознания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, онасубъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности.Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и ихлогическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта«формальной».(3.22)Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такимивыдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854) (1.25). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставлениефеномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некоторомедином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождествемышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорийдиалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого имногого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистическойдиалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большоевлияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию. 3. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектикаГегеля (1770-1831).(1.35) Характеризуя историческое место Гегеля вразвитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкаяфилософия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том,что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир ввиде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании иразвитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения иразвития... .Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этойзадачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее»(5.12).Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегелязаключалось в том, что в ней в систематической форме было изложенодиалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический методисследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку,обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерностиразвития объективной действительности. В особенности же Гегель стремилсяисследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектическогоспособа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокойи основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда,в идеалистической форме, законы и категории диалектики.Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их,Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся вучениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попыткуисследовать человеческую способность познания вне истории познания,вне .реального ее применения как бесплодную схоластическую.Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте.Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческоепознание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовскоесубъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, чтоявления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е.обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познаваяявления, мы тем самым познаем и сущность.Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления,Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; вприроде вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Скрытаясущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянииоказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед нимоткрыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своейприроды и дать ему наслаждаться ими».(3.27)Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышленияи логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привелШеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом,Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своихближайших предшественников: для него, также как и для другихидеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именнопоэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем,которые были поставлены предшественниками его собственной философии.Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриватьсякак первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, аматерия также не выводима из человеческого сознания, которое само должнобыть понятно как результат предшествующего развития абсолютногосубстанциального первоначал. 4. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля.Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно бытьмыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающеекакое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие -диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, поГегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначальноналичествует различие между объективным и субъективным, но само эторазличие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не толькосубъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человекаобъективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи,природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления,именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум неспецифическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует,что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам,внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разумрассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечестваабсолютная сущность природы, человек , всемирной истории. Гегель стремитсядоказать, что мышление, как субстанциональная сущность, находится не внемира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всеммногообразии явлений действительности.Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия,Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную,неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания,восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этогоабсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всегомирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, чтоабсолютное должно быть понято не только как предпосылка всегосуществующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.Эту высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух»- человечество, человеческая история.Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собойвысшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственновоспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами,воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открываетявления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни великозначение мышления, как ни беспредельны возможности теоретическогопознания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без негоневозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценкичувственных данных не увидел глубокого диалектического единстварационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятийвнешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления(содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишьмышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порожденомышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, чтосуществует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержаниямышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познаютсвое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. Вконечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческоемышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человекасуществующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное,божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом,согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисовгегелевской философии: все действительное разумно, все разумноедействительно.Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ееотражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляетотражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективнуюреальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений,этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности,и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняетсясовершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другойстороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегельабсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, поего учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой«бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полнотувсякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступаяпротив материалистического учения о понятии как высшей форме отраженияобъективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительноеотношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражаетбытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.(1.27)Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическоеотождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессумышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост иуглубление знаний о мире рассматриваются как развитие самойдействительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемыйчеловечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также запознание человечеством Бога и тем самым самого себя. 5. Логика Гегеля.Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы ифилософия духа, к которой непосредственно примыкают философия права,философия истории, эстетика, философия религии, история философии.Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философиисоставляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления ибытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, сутьподлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формахмышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е.формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильногомышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследоватьнаиболее общие закономерности развития познания.Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому вгегелевской «Науке логики» кроме обычных для логики вопросов и понятий,суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальнаялогика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самойдействительности, о превращении количественных изменений в качественные, осоотношении философских категорий и т. д.Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носитидеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы сзаконами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманиемобъективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку отом, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичныотношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,«переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в своюпротивоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которыеи составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет отабстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержаниемпонятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстверазличные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, чтоколичественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаютсяпутем скачка, перерыва непрерывности.(3.33)Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятийкосвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальныхматериальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимоот познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектикупонятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей вприроде и обществе.Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что кней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, чтоодинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегельутверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга,а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моментысущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии,предполагаем тождество.Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном,исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретномтождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождествапредполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятиеконкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явлениеизменяется, т.е. не остается с мим собой, всегда одинаковым, а переходит вдругое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание,зародыш будущего.(1.45)Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть толькообщее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем,что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальнойдействительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичноетакже неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрываямногократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, посколькусодержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные,стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет,истина всегда конкретна. Понятие как. единство общего, особенного иединичного получает свое необходимое выражение в различных видах сужденийи умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение иосуществление творческой мощи присущей «понятию» как внутренней основевсех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всемпротяжении истории.Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный вабсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразнойпрактической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистическиистолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи»,обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхностивыступает как развитие природы и обществ . Таким образом, признаваяразвитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его какпроцесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи».В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношениитеоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрытьединство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положениеКанта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, чтопреобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв.,которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект исоответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистскоепонимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку длядиалектического материализма практика есть применение материальныхсредств с целью изменения и познания материальной действительности. ПоГегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итогекосмическая деятельность «абсолютной идеи», которая творит мир, познаваясебя.(1.37)Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютнойидеи», которая вначале «отчуждает» свое бытие, сообщает ему движение, врезультате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживаетсебя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как«абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многообразноеединство всех сторон, логических определений, характеризует не только миркак целое, но и его познание. 6. Философия природы.Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», тофилософия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии».Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи кприроде, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав своесобственное содержание, «решается из самой себя свободно отпустить себя вкачестве природы». Значит ли это, что было время, когда еще несуществовало природы и «абсолютная идея» существовала сама по себе, таксказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вневремени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в такомслучае утверждать, что «абсолютная идея» предшествует природе? Ведь и самГегель вынужден признать, что «дух есть дух, лишь будучи опосредствованприродой». И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматомо сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой ладдля согласования с основными положениями своей идеалистической системы.Поэтому Гегель говорит: «Мир сотворен, сотворятся и теперь и был вечносотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранениямира».(2.12)Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика,физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство,время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковываяэти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материюиз времени и пространства. При этом он все же вынужден признать, что несуществует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопрекиего идеалистическому утверждению, следует, что время и пространствопредставляют собой формы существования материи.Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга.Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступнымчувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да исамо движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее кразвитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторениетого, что существовало раньше.В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и.т.п.,пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все ониобразуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей ихдуховную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольныхдопущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих онеспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегельотвергал в основном уже сложившееся в его время представление охимическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тотфакт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит кпониманию электричества как особой формы движения материи.(2.17)Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии,ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход отнеживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, такимобразом, из природы». Это значит, что природа есть лишь низшая ступеньобнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватноевоплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитииобщества. Однако Гегель не признает реального процесса развитияорганической материи и живых существ: все эти природные формы, по егомнению, есть порождение «абсолютной идеи»(2.22).Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в нейглубокие диалектические догадки, весьма далека от действительнодиалектического понимания природы как единого связного целого,изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеляоказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резковыразилось противоречие между идеализмом и науками о природе,невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научнымисследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философииГегель вынужден был рассматривать природу как «конечную» сферусуществования «абсолютной идеи», приписывая природе ту ограниченность,которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям.Поэтому Гегель не смог преодолеть и мет физического, механистическогопонимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных емуестествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-механистический подход к явлениям природы. 7. Философия духа.Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвященарассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когдаона, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютногодуха», т.е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшейсвое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества навсем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовноесодержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертнойматериальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение оразвитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитиичеловечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории егодуховного развития, оказывается, в конечном счете историей познания исамопознания.(2.30)Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,феноменология, психология), учения об объективном духе (право,нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступенисамопознания « абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности,об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческихвозрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, охарактере, темпераменте и т. п. Характеризуя отличие человека отживотного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает напервостепенное значение прямо хождения, давая, однако, чистоидеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовыеразличия не дают никаких оснований для расизма, Гегель тем не менееполагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения«абсолютного духа», ввиду чего различия между ними в области культурногоразвития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегельприходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующихобщественных порядков представляет собой юношеское увлечение, котороеисчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, «работает в пользу дела, а не во вред ему,заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в разрушенииего...».Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает вфеноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основеиндивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает,по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкийидеалист относит также семью, гражданское общество и государство.Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается каквнутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но такжематериальных и политических отношений, различные формы которойрассматриваются как необходимые стадии развития объективногонравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ногна голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно,имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связиэтого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то правоопределяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этойточки зрения право противопоставляется феодальному произволу. ОднакоГегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волюгосподствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю,частная собственность, которая рассматривается не как определеннаяисторическая форма общественных отношений, а как необходимое,субстанциальное воплощение свободы.Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общества»,ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строеми надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитиеобъективного нравственного духа и подлинную основу экономическихотношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелюидеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этойидеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадкиотносительно действительной сущности общественных отношений.История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы,которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишьпостепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком,благодаря чему он и действительно становится свободным.Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, чтосвобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля,все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые ужеосознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличиеот тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалистГегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическимиусловиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит,следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено здесьна голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, илихристианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, ипоэтому здесь все свободны.Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формысамосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история, имировой разум полностью осознает себя и само удовлетворяется. ФилософиюГегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнениюГегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, таксказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. поГегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает ссодержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметомпознания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Гегеля и Богаи мир в целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположностьнауки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы,которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философияпротив религиозного мировоззрения.(2.33)В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственныеэтому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, ачастью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно наэтом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля.Его диалектический метод лег в основу более поздних философских работ. Заключение.В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал,что философское обобщение действительности не есть дело произвола,капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того,как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержаниеположительных наук, просто философия не должна с ними считаться.Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический методпонимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения,развития и превращения количественных изменений в качественные,вопросы природы теоретического мышления, о логических формах икатегориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод,согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмовизобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит отпредмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения,развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание естьисторический процесс.Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный,она постоянно развивается; логические формы, в которых развиваетсяистина, имеют объективный характер. Список используемой литературы:1. «История философии»2. «Философия истории Гегеля». А. М. Каримский, М…, 19883. «Идеи к философии истории человечества», И. Г. Гердер, М…, 19774. Гегель. Сочинения. т 8 Л.СОЦЭКГИЗ, 1935.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Немецкая классическая философия iconКлассическая немецкая философия

Немецкая классическая философия iconНемецкая классическая философия

Немецкая классическая философия iconНемецкая классическая философия (Доклад)

Немецкая классическая философия iconВопросы к экзамену по философии
Немецкая классическая философия (И. Кант, и-г. Фихте, г-в-ф. Гегель, ф-в-й. Шеллинг, Л. Фейербах)
Немецкая классическая философия iconНемецкая классическая философия и её роль в историко-философском процессе содержание
С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и...
Немецкая классическая философия iconКурсовая работа по философии На тему: «Немецкая классическая философия»
С учётом всего этого Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что в Германии XIX в философская революция предшествовала политическому...
Немецкая классическая философия iconПрограмма дисциплины «современная философия» для направления 030100. 68 «Философия»
Философия в ХХ в живет и действует в совершенно ином мире, по сравнению с тем миром, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы...
Немецкая классическая философия iconУчебно-методические указания Специальность 0200100 Философия
Уму по курсу «История зарубежной философии», раздел «Философия Древнего Востока», подраздел «Индийская классическая философия» предназначены...
Немецкая классическая философия iconРеферат по философии Тема: "Категорический императив И. Канта". Работу Петрозаводск 2002
Фихте, Шеллинга заняли ведущее в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха,...
Немецкая классическая философия iconНемецкая классическая эстетикА в «Диалектике художественной формы» А. Ф. Лосева
Попробуем понять, зачем Лосеву понадобился такой въедливый анализ немецкой эстетики конца 18 начала 19 века
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы