Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) icon

Государственная и муниципальная служба (понятия и виды)



НазваниеГосударственная и муниципальная служба (понятия и виды)
Дата конвертации28.07.2012
Размер307,91 Kb.
ТипРеферат
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды)


Содержание1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды .1. Государственная служба.2. Виды государственной службы 2.1. Федеральная государственная служба 2.2. Государственная служба субъектов РФ 2.3. Другие виды государственной службы3. Управление государственной службой 1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды и правовые источники 1.1. Государственная служба Понять сущность и выявить основные черты государственной службыневозможно без предварительного определения видов общественно полезнойдеятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах: производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг; создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг,статей, постановка театральных спектаклей, разработка сценария, съемкифильма и пр.; социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение ит.д.); государственная служба, функционирующая практически во всех сферахжизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием,здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством,использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами икредитом, внешнеэкономической деятельностью); в) управление административно-политической сферой (обороной,безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией)*; служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных,международных, иностранных организациях; общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуальногоинтереса в различных сферах жизни общества на безвозмездной основе Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, атакже общества и государства является служба Это понятие употребляется по-разному как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, каксистема специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д.Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности,обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезнойдеятельности) является государственная служба. В учебниках поадминистративному праву государственная служба определяется как видтрудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основеработниками государственных органов в целях выполнения задач и функцийгосударства. При таком подходе к определению государственной службывыделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оновыполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудоваядеятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты,задачи и функции государственной службы можно определить лишь раскрываявзаимосвязи и взаимозависимость государственной службы с задачами,функциями, формами деятельности государства( При осуществлении служебной деятельности служащие различных органов иорганизаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависитот вида службы и от организации (органа), в которой (котором) онаосуществляется. Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественныхобъединениях( и иных негосударственных организациях (частных,коммерческих), в органах местного самоуправления Специфика службы как видадеятельности в различных организациях обусловливает установление в каждомконкретном случае особого статуса служащего. Например, по различнымпараметрам и признакам деятельности государственные служащие отличаются отслужащих аппарата политической партии, общественного объединения,коммерческих организаций, муниципальных служащих. В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какойорганизации они исполняют обязанности и осуществляют функции, можновыделить следующие виды этой категории работников: 1) служащие государственных органов; 2) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций иобъединений; 3) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органахместного самоуправления); 4) служащие негосударственных организаций; 5) служащие общественных объединений; 6) служащие органов управления международных, иностранных и смешанныхорганизаций. Под государственной службой может пониматься любая работа, выполняемаяв государственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от трударабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделениидвух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное созданиематериальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций поруководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнемслучае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функциигосударственных органов. В количественном отношении среди служащих ведущее место занимаютгосударственные и муниципальные служащие. Необходимость созданиягосударственной и муниципальной службы и ее правового регулированияобусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, атакже потребностью в организации кадрового потенциала государственныхорганов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именнослужащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственныхорганов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей иуправляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностейуправления с целью установления требуемого правового порядка в государствеи обществе. Государственная и муниципальная (или, точнее, публичная) службаобъединяет всех работающих лиц — сотрудников органов публичной власти, т.е.работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов(например, государственных органов или органов местного самоуправления),которые входят в структуру государственной администрации (органовмуниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле ивключающей в себя органы государственной власти на уровне РоссийскойФедерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странахЗападной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнениечиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических лицпубличного права. Государственную службу целесообразно исследовать с двух точек зрения:как теоретическую конструкцию и как практику законодательного (нормативно-правового) регулирования государственно-служебных правоотношений. Государственная и муниципальная служба может быть теоретическипредставлена и рассмотрена в следующих аспектах: социальном, т.е. «государственная служба как социальная категория — этопрофессиональное осуществление по поручению государства общественнополезной деятельности лицами, занимающими должности в государственныхорганизациях»(; политическом — как деятельность по реализации государственной политики,достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная служба— важнейший фактор стабильности в обществе, ибо от ее функционирования иэффективности зависит стабильность и устойчивость общественных отношений; социологическом — это практическая реализация функций государства,компетенции государственных органов; в этом смысле важно выявление степениэффективности государственной службы, практики и проблем еефункционирования. Орган управления представляет собой совокупность служащих— людей, объединенных формально установленными целями в рамкахопределенного типа административной (разновидности социальной)организации(; правовом — юридическое установление государственно-служебных отношений,при реализации которых и достигается практическое выполнение должностныхобязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.Государственная и муниципальная служба является сложным социально-правовыминститутом, изучение которого требует комплексного анализа его социальных июридических основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм,регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права,обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственностьслужащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения ипрекращения служебных отношений. Здесь отчетливо проявляетсяинституционность государственной службы. Государственная служба —комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права ивключающий в себя множество пединститутов; организационном — государственная служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного аппарата; она представляетсякак система, состоящая из следующих элементов: формирование организационныхи процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение иправовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование иответственность соответствующих работников'; государственная служба —правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственнуювласть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества; нравственном — рассмотрение этических основ государственной имуниципальной службы. Государственная и муниципальная служба — это публичная служба, т.е.служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теориипод государственной понимается служба в государственных учреждениях,предприятиях, организациях и объединениях. Служащих частных организаций,предприятий, банков и прочих учреждений и организаций лишь социологическиможно выделить в системе служебных отношений; такое выделение и соответствующая классификация служащих не будет иметьюридического основания. Аналогичный подход можно наблюдать и в отношении депутатовпредставительных органов государственной (публичной) власти, т.е.социологически депутатская деятельность во многих современных странах всеболее приближается к профессиональной работе. Однако депутаты не относятсяк государственным служащим Лица, занимающие высшие государственныедолжности РФ (Президент РФ, руководители палат Федерального Собрания РФ,руководители органов представительной или исполнительной власти субъектовРФ, министры и др ), также не состоят на государственной службе. Они имеютпублично-правовой должностной статус, но выполняют свои полномочия лишь втечение определенного периода времени Аналогичный статус высших должностныхлиц установлен и в странах Западной Европы и Америки, т е они также неотносятся к публичной службе. Однако в системе публичной службы этих странвозникает противоречие между «временным» характером исполнения чиновникамидолжностных полномочий и принципом пожизненного назначения нагосударственную должность. Важные государственно-административные функциимогут выполняться также и частными лицами (например, частными нотариусами),которые к государственной службе не имеют никакого отношения. В самом широком теоретическом понимании государственная служба — этоосуществление государственными органами кадровой функции управления ипрактическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату изгосударственного бюджета (т е от государства в лице его органов иподразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппаратегосударственных органов, включая органы законодательной, исполнительной исудебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрациюгосударственных (казенных) предприятий А П Алехин и Ю М Козлов сводятпонимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащимисвоих обязанностей (работы) в государственных организациях в органахгосударственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях;государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит ввыполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах'Сюда же можно отнести и осуществление функций децентрализованногогосударственного управления лицами, занимающими должности в органахместного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практикесовременное законодательство отделяет государственную службу отмуниципальной Не начиная дискуссии по этому вопросу, целесообразно уже внастоящее время объединить под термином «публичная служба» какгосударственную, так и муниципальную службу Традиционным в научной литературе стало определение государственнойслужбы, данное ВМ Манохиным государственная служба представляет собой однуиз сторон (частей) деятельности государства по организации и правовомурегулированию личного состава государственных органов и другихгосударственных организаций, а также сама деятельность этого личногосостава — государственных служащих по практическому и непосредственномуосуществлению задач и функций государства. Однако такое определениевызывает у некоторых авторов критические замечания Например, БМ. Лазареввыделяет в нем следующие недостатки 1) государственная служба определяетсячерез термин «государственный служащий», что является необоснованным, 2) неучитывается, что государственные служащие не только выполняют функциигосударства, но и решают другие социально необходимые задачи (врачи,научные работники, преподаватели, артисты и тд); 3) данное определениеобъединяет два различных явления — государственную службу и деятельность поее организации и правовому регулированию( Сам Б.М Лазарев определяетгосударственную службу как служение государству, те выполнение по егопоручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функцийгосударства в государственных органах. Государственная служба работников осуществляется в государственныхорганах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются различныепроцедуры в системе государственной службы (процессуальные вопросы) Однакосмешивать понятия государственной службы и одноименного правового институтанельзя, так как они отражают разные явления. Государственная служба — это один из основных видов деятельностигосударства по формированию кадрового потенциала управлениягосударственного аппарата и правовому регулированию всех аспектов работыгосударственных служащих, занимающих конкретные государственные должности вэтом аппарате и реализующих функции государственных органов в целяхобеспечения эффективности государственной деятельности. Иногда авторы,определяя понятие отраслевой (например, таможенной) службы, указывают, чтотаможенная служба представляет собой 1) определенную совокупностьтаможенных органов, учреждений и организаций, 2) правовой статусдолжностных лиц таможенных органов, порядок и условия прохождения службы вэтих органах. С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ —это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственнымислужащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФкомпетенции этих органов, установленной в законодательных и иныхнормативных актах. Такое определение понятия государственной службы предполагает выявлениеглавных структурных элементов, составляющих это понятие, а также раскрытиесодержания следующих категорий государственная должность — базовая структурная единица государственнойадминистрации, включающая часть компетенции государственного органа; всоответствии с законодательством не все лица, занимающие государственныедолжности, осуществляют деятельность, которую можно отнести кгосударственной службе, т е не все государственные должности являютсягосударственными должностями государственной службы; государственный орган — учрежденное в структуре аппарата государства вустановленном порядке образование, характеризующееся задачами, функциями,структурными особенностями и специальной компетенцией. По действующемузаконодательству государственной службой считается исполнениегосударственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей приусловии, что он занимает должность только в государственных органах(исключая учреждения, предприятия, объединения и т д) Вопрос об определениигосударственного органа постоянно привлекал внимание ученых. Этим понятиемв настоящее время государственная служба отграничивается от других видовдеятельности в системе организации и функционирования государственнойадминистрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятийи объединений Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация»Организация — это совокупность людей, их коллектив, организацияпредполагает деятельность этих людей, направленную на достижениеопределенных целей и решение конкретных задач. Орган представляет собойконкретную разновидность организации, т.е. всякая организация совершаетдействия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации,реализующая ее функции по ее поручению. Каждый государственный орган является частью государства и исполняетфункции государства. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; онипринимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную иправоохранительную деятельность**. Государственный орган получаетсоответствующий правовой статус после издания законодательного акта как нафедеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации послепринятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ илипостановлением Правительства, главой администрации и т.д.; учреждение — это конкретная разновидность организации, котораяосуществляет социально-культурную, воспитательную, перевоспитательную,образовательную, научную, лечебную и прочую деятельность с цельюудовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения (театр,кино, больница, школа, университет и т.п.). Государственные предприятия иучреждения не относятся к органам государства (хотя представляют собойразличные виды государственных организаций), так как их основной задачейявляется не властное руководство, не управление и не распорядительство,т.е. они не обладают государственно-властными полномочиями и потому неосуществляют деятельность по руководству внешними объектами.Государственные учреждения и предприятия сами служат объектами руководствасоответствующих органов государственного управления, которые наделенывластными полномочиями. Вместе с тем каждое предприятие или учреждениеимеет свой собственный орган управления; ______________________ ** Традиционно ученые выделяют следующие признаки государственногооргана 1) часть государственного аппарата, действующего по поручению и винтересах государства, 2) организационная ячейка людей, которые объединены общей целью,непосредственно осуществляющая государственную власть; 3) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыминормами и реализуется в строго установленном порядке; наличие собственнойструктуры; 4) организация, осуществляющая определенными методами задачи и основныефункции государства, 5) организация, которая проводит свою работу впределах государственно-властных полномочий, предоставленных ейгосударством на данном участке, те имеющая свой территориальный масштабдеятельности (см Государственное управление и административное право С.164). предприятие — организованный коллектив людей, главнейшая задачакоторого — осуществление непосредственного процесса производства,предпринимательская деятельность в целях удовлетворения общественныхпотребностей в товарах, работах и услугах предприятия и извлечения прибыли;ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, чтопредприятием как объектом прав признается имущественный комплекс,используемый для осуществления предпринимательской деятельности; профессиональная деятельность — вид деятельности, являющейся профессиейдля государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы иполучения специального образования. Государственная служба в этом смысле —одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки,убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соответствующихэкзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы напрофессиональной основе должно гарантировать постоянство и стабильностьгосударственно-служебных отношений, благосостояние общества и силугосударства, безупречность и эффективность управленческой деятельности, еенезависимость от возможных политических перемен; компетенция — принадлежащие государственному органу круг ведения,пределы его действия по осуществлению государственных функций и решениюгосударственных задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативнымправовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган; вкомпетенцию включаются полномочия государственного органа, егоответственность, правовые средства, формы и методы реализации прав иисполнения обязанностей; полномочия — принадлежащие государственному органу и государственномуслужащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции изадачи, направленные на выполнение компетенции государственных органов; должностные обязанности — обязанности, предусмотренные конкретнойгосударственной должностью, установленные в нормативном акте, всоответствующем положении о государственном органе, его структурномподразделении и в должностных инструкциях; государственно-служебная деятельность — работа государственных имуниципальных служащих, являющаяся постоянным видом деятельности,оплачиваемая из государственного (муниципального) бюджета и состоящая висполнении полномочий государственных органов (органов местногосамоуправления). Статья 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»также понимает под государственной службой профессиональную деятельность пообеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этомопределении можно выделить следующие аспекты: 1) государственная службапредставляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность,являющуюся для государственного служащего профессией, и, как правило, онасвязана с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальныхдолжностных полномочий; 2) в рамках осуществляемой деятельности происходитреализация компетенции государственных органов; 3) эта деятельностьнаправлена на обеспечение функционирования государственных органов; 4)такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей,т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственнойслужбы, ибо обязанности принадлежат не государственной службе, недолжности, а самому государственному служащему. Закон относит к государственной службе исполнение должностныхобязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и«В». Итак, законодательное толкование понятия государственной службыпозволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональнаядеятельность служащих в государственных органах представительной,исполнительной и судебной власти. Государственная служба может пониматься в функциональном смысле какконкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппаратагосударственных органов, деятельность административно-управленческихструктур. Персонал государственных органов реализует в соответствующихправовых формах и при помощи определенных методов управлениягосударственную власть в различных сферах общественной жизни. Деятельностьгосударственных служащих проявляется различным образом. В частности,государственные служащие: 1) реализуют полномочия распорядительного, регулирующего характера,т.е. функции так называемого положительного государственного управления вовсех сферах государственного строительства; следовательно, государственнаяслужба — это осуществление функций государства от его имени лицом,занимающим государственную должность государственной службы вгосударственных органах и их структурных подразделениях; 2) осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектовправа в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения,дают указания и т.д.); 3) реализуют юрисдикционные действия, т.е. применяют мерыгосударственного принуждения к юридическим и физическим лицам (к различнымсубъектам права); 4) совершают организационные действия и материально-техническиеоперации (проводят совещания, конференции, заседания и пр.); 5) осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав исвобод граждан. Деятельность государственных служащих имеет важные правовыепоследствия, поскольку она образует, изменяет и прекращает правоотношения.Все формы деятельности государственных служащих являются необходимымиэлементами государственного руководства и неразрывно связаны сосуществлением государственной власти. Служащие выполняют в большей мере административные функции (в широкомпонимании этого термина), например управление, организацию, контроль,планирование, учет, руководство. Управленческие работники занятыспецифическим по целям, задачам, содержанию и результатам общественнымтрудом. В процессе такой управленческой деятельности, как правило,материальные ценности непосредственно не создаются. Этот труд заключается ввыработке целей, задач и направлений социального развития, государственногостроительства, организации конкретного государственно-социальногоорганизма, регуляции общественной жизнедеятельности. Труд служащих —интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный, связанныйглавным образом с воздействием на сознание людей, их поведение ивоспитание, с осмыслением и продуцированием сложнейшей социальнойинформации. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством впрактически-функциональном смысле государственная служба представляет собойоснованную на законе деятельность персонала государственных органовпредставительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализациигосударственной власти в различных сферах общественной жизни в целяхвыполнения задач и функций государства. Общими признаками государственной службы являются: 1) замещениеслужащим государственной должности государственной службы, предусмотреннойштатным расписанием государственного органа; 2) исполнение полномочийгосударственного органа, специфических должностных обязанностей сустановлением служащему денежного содержания. Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерациии компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулированиягосударственно-служебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначноустанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведениюРоссийской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст.72Конституции РФ, в которой указывается, что к совместному ведению РФ и еесубъектов относится административное и трудовое законодательство, нормыкоторого главным образом и регулируют государственно-служебные отношения.Согласно п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и еесубъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектовРФ. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения РФ иполномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектовфедеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Такимобразом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются внастоящее время федеральным законодательством о государственной службе, атакже законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующимисубъектами РФ. 2. Виды государственной службы В соответствии с действующим законодательством о государственнойслужбе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма,выделяются следующие виды государственной службы: федеральная служба ислужба субъектов Российской Федерации. Законодатель определяет, чтогосударственная служба включает в себя федеральную государственную службу,находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов РФ,находящуюся в их ведении (ч. 3 ст.2 Федерального закона «Об основахгосударственной службы РФ»). Каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление,характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.Содержание каждого вида государственной службы, его правовое положениеустановлены соответствующими нормативными актами. Правовой статусгосударственного служащего приобретают и реализуют по действующемуФедеральному закону «Об основах государственной службы РФ» только те лица,которые занимают государственные должности категорий «Б» и «В». Должностныелица, занимающие государственные должности категории «А», имеют правовойстатус, устанавливаемый в специальных законах: «О статусе судей в РФ», «Опрокуратуре РФ», «О Правительстве РФ» (закон до настоящего времени непринят), «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т.д. Ксожалению, в современном законодательстве четко и однозначно не решенвопрос о правовом статусе служащих государственных предприятий, учреждений(особенно социально-культурных), организаций и объединений (концернов,консорциумов и т.д.).2.1. Федеральная государственная служба В Положении о федеральной государственной службе, утвержденном УказомПрезидента РФ от 22 декабря 1993 г., понятие федеральной государственнойслужбы не формулируется. Однако из текста следует, что под федеральнойгосударственной службой подразумевается деятельность государственныхслужащих по реализации своего государственно-служебного статуса ипринадлежащих им полномочий, а также компетенции федеральныхгосударственных органов в соответствии с положениями Конституции РФ ифедеральными законами. Федеральная государственная служба осуществляется на должностях ваппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебнойвласти. Согласно п.1 Положения о федеральной государственной службетаковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палатФедерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ,Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ,Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственныеПрезиденту РФ и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии сзаконодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем переченьфедеральных государственных служащих не является закрытым (исчерпывающим),и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения. Депутаты представительных органов государственной власти и судьи неотносятся к служащим федеральной государственной службы, например, анализнорм Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» и Положенияо федеральной государственной службе показывает, что судья не являетсяфедеральным государственным служащим, потому что он не находится нагосударственной службе и занимает государственную должность категории «А»;федеральными государственными служащими являются сотрудники аппаратовКонституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РоссийскойФедерации. В литературе высказывается мнение, что Положение о федеральнойгосударственной службе предусмотрело значительно более мощную социальнуюобеспеченность федеральных государственных служащих по сравнению с судьямисудов общей юрисдикции Поэтому предлагается распространить на работниковюстиции и на судей статус государственных (федеральных) служащих Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональнойоснове и не могут находиться на государственной службе (ч 2 ст 6Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая1994 г). В соответствии с принятым Президентом РФ 6 сентября 1995 г. Указом «Опервоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системегосударственной службы и реализации Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации»( в 1996 г. будет разработан ипринят федеральный закон «О федеральной государственной службе». 2.2. Государственная служба субъектов РФ Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами,принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ Поэтомудля выяснения правового положения государственной службы каждого субъектаРФ следует изучать и анализировать соответствующие региональные законы.Некоторые области (например, Свердловская и Воронежская) ужеприняли законыо государственной службе. Принимаемые в субъектах Российской Федерациизаконодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и рамочномуФедеральному закону «Об основах государственной службы РФ». Как правило, законы субъектов РФ о государственной (и муниципальной)службе соответствующих субъектов РФ определяют следующие важнейшие блокигосударственно-служебных вопросов и отношений: определение содержания иосновных элементов государственной службы субъектов РФ; перечисление иконкретизация определенных федеральным законодательством о государственнойслужбе принципов государственной службы субъектов РФ; рангированиегосударственных должностей в субъекте РФ с учетом соответствующих положенийфедерального (рамочного) закона о государственной службе; разработка иутверждение квалификационных требований по должностям, замещаемымгосударственными служащими субъектов РФ; уточнение перечня прав иобязанностей государственных служащих субъектов РФ; установление основанийи видов поощрения государственных служащих субъектов РФ; детализацияопределенных федеральным законодательством порядка, условий и мердисциплинарной ответственности государственных служащих; конкретизация установленных федеральным законодательством ограниченийдля государственного служащего; определение содержания государственнойтайны субъекта РФ; усиление и уточнение гарантий для государственныхслужащих, установленных федеральным законодательством; закрепление порядканазначения и размеров денежного содержания государственных служащихсубъектов РФ на основе норм федерального законодательства; дополнениефедерального перечня компенсационных выплат и пособий государственнымслужащим; установление условий предоставления и продолжительностидополнительных отпусков и отпусков без сохранения денежного содержания;определение процедуры поступления на государственную службу; установлениепорядка проведения государственных квалификационных экзаменов, испытаний,конкурсов на замещение вакантной должности, а также аттестацийгосударственных служащих; детализация правового механизма прекращениягосударственно-служебных отношений; определение условий и процедурыпрекращения государственной службы. Важной особенностью правового регулирования государственно-служебныхотношений в субъектах Российской Федерации является необходимость учетаположений федерального законодательства по вопросам государственной службы,а также установление вопросов, по которым в субъектах РФ можетосуществляться собственное правовое регулирование. К последним, например,относятся: квалификационные требования к государственным должностям;порядок ведения личных дел государственных служащих; поощрениегосударственных служащих; обеспечение гарантий для государственных служащих; финансированиегосударственной службы. Как видим, субъекты РФ могут устанавливать правовоерегулирование не самых важных (с точки зрения значимости для практики)государственно-служебных вопросов. Если субъекты РФ при регламентациивопросов государственной службы отступают от указанных вопросов и тем самымпревышают их полномочия, то принятый закон необходимо приводить всоответствие с федеральным законодательством. Законотворческая практикасубъектов РФ в области государственной службы позволяет выделитьхарактерные противоречия федеральному закону(. Таким образом, государственная служба в субъектах РФ должнарегулироваться федеральными законами, указами Президента РФ, законамисубъектов РФ, которые не противоречат федеральному законодательству. Является сомнительной точка зрения, согласно которой правовоерегулирование государственной службы в субъектах РФ относится кисключительному ведению субъектов РФ, так как этот вопрос не отнесензаконодателем ни к исключительному ведению РФ, ни к совместному ведению РФи ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Поскольку государственная службаприобрела в последние годы премущественно публичный характер правовойрегламентации и, следовательно, является частью административногозаконодательства, то в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ можетбыть отнесена к совместному ведению Федерации и субъектов РФ. 2.3. Другие виды государственной службы В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властейгосударственная служба может быть подразделена на службу в органахпредставительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамкамиостается служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры,которая также должна быть (и является по существу) государственной. ВФедеральном законе «Об основах государственной службы РФ» и в Положении офедеральной государственной службе в числе органов, в которыхосуществляется государственная служба, прокуратура РФ не упоминается; взаконе не устанавливаются также государственные должности, которыеотносятся к государственной службе. Если следовать логике законодателя, топрокуроры — это «другие» лица, непосредственно исполняющие полномочиягосударственных органов и занимающие государственные должности категории«А». Сотрудники прокуратуры (помощники прокурора, следователи) могут бытьотнесены к лицам, занимающим государственные должности государственнойслужбы категорий «Б» и «В». Современная государственная служба организуется и осуществляется сучетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственнойдеятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу,службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, ворганах налоговой полиции и т.д. Правовое регулирование этих и другихспециализированных видов государственной службы характеризуетсясистемностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу всоответствующих отраслях (сферах) в целом. В специальной литературе общепризнано подразделение государственнойслужбы на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органахРФ и ее субъектов, в администрации области) и милитаризованную (например,военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции,таможенных органах, железнодорожных войсках, горноспасательная служба)(.Гражданская служба может быть общефункциональной — это осуществление общих,традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например,деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах,в министерствах, государственных комитетах, комитетах и т.д.); специальной— это реализация особо установленных в нормативных правовых актахполномочий служащих, занимающих должности в государственных органах,имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечатокна практическую деятельность персонала (например, судейская,дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельностьгосударственного нотариуса) Гражданская служба и милитаризованная могутвключать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимыгосударству и созданы им для реализации специальных функции и особойвнутриотраслевой компетенции. Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейская и тд) имеетмножество отличительных признаков, которые выделяются при анализенормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видовгосударственной службы и соответствующих государственных служащих.. Помнению ДН Бахраха, для милитаризованной службы характерны следующиеотличительные от гражданской службы признаки профессиональной обязанностьюслужащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечениебезопасности граждан и установленного порядка управления, основных правграждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественногопорядка и правопорядка, поступление на государственную службумилитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило,восемнадцатилетнего возраста, наличие специальных особых дисциплинарныхуставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностямидолжностных функций милитаризованных служащих, эти служащие имеют особыеусловия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальныхзваний, проведения аттестации и прекращения службы, наличие установленногов специальных административно-правовых нормативных актах особого правовогостатуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность,специальные льготы и т.д), особый порядок привлечения к правовойответственности (особенно административной и материальной). С точки зрения автора учебника, современная служба может бытьподразделена на два основных вида государственную службу (включающую в себяфедеральную, службу в субъектах РФ и военную) и гражданскую службу(муниципальную службу, службу в государственных организациях и учреждениях,в аппаратах политических партий, общественных объединений,негосударственных, некоммерческих( организациях, частных предприятиях ипр.) Государственную службу можно рассматривать и как государственный органили систему государственных органов, имеющих своих служащих для выполнениягосударственных задач и функций, например, «федеральная служба» являетсяодной из организационно-правовых форм центральных органов федеральнойисполнительной власти Каждый вид федеральной государственной службы как центральный органфедеральной исполнительной власти действует на основании принятого(утвержденного) вышестоящим субъектом (Президентом РФ или ПравительствомРФ) нормативного правового акта, устанавливающего правовое положение данно-го вида федерального органа К настоящему времени принято множество такихнормативных правовых актов Положение о Федеральной миграционной службеРоссии, в котором устанавливается порядок ее организации, функционирования,права, полномочия, Положение о Федеральной государственной службе занятостинаселения Российской Федерации от 8 июня 1993 г, Положение о Федеральнойслужбе безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 23 июня 1995 ги регламентирующее общие положения, задачи, функции этой службы, полномочияруководителя федеральной службы, ее структуру, Положение о Федеральнойслужбе железнодорожных войск РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 7сентября 1995 г Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 16июня 1993 г «Вопросы федеральной службы России по валютному и экспортномуконтролю» создан еще один вид федеральной государственной службы Некоторыеиз последних федеральных законов, принятых Государственной Думой, посвященыустановлению общих организационно-правовых и экономических основ создания идеятельности федеральных государственных служб; например, Федеральный законот 14 июля 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»определяет организационно-правовые и экономические основы создания идеятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональныхаварийно-спасательных формирований, которые образуются в федеральныхорганах исполнительной власти, в субъектах РФ, в организациях, занимающихсяодним или несколькими видами деятельности. Федеральная государственнаяслужба представляет собой систему центральных органов федеральнойисполнительной власти и включает в себя следующие ее виды: 1 Государственная архивная служба (Росархив). 2 Государственная налоговая служба (Госналогслужба). 3 Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) 4 Федеральная служба геодезии и картографии (Роскарто-графия) 5 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды (Росгидромет) 6 Федеральная служба занятости (ФСЗ) 7 Федеральная служба безопасности (ФСБ) 8 Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз). 9 Федеральная миграционная служба (ФМС) 10 Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью(Росстрахнадзор) 11 Федеральная служба по телевидению и радиовещанию (ФСТР) 12 Служба внешней разведки (СВР) 13. Федеральная пограничная служба (ФПС) 14 Федеральная служба почтовой связи 15 Государственная фельдъегерская служба РФ. 16 Федеральная служба железнодорожных войск 17 Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России) 18 Федеральная авиационная служба России (ФАС России) 19 Федеральная служба морского флота России (Росморфлот) 20 Федеральная служба речного флота России (Росречфлот) 21 Федеральная служба охраны РФ (ФСО России). 22 Федеральная служба налоговой полиции РФ. 23 Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополии натранспорте 24 Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей 3. Управление государственной службой В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развитияее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон 1)как организующую деятельность, имеющую определенное административноесодержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; и 2) как деятельность специально созданных государственных органов Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечениядеятельности государственных служащих в государственных органах, проведенияединой государственной кадровой политики, создания гарантийфункционирования государственных органов в соответствии с публичнымиинтересами на базе уста-новленных Конституцией РФ, федеральными законами,уставами (конституциями) субъектов РФ принципов Управление государственной службой характеризуется следующимипризнаками: 1) это практическая деятельность по определению основных направленийразвития и реального функционирования всех элементов правового институтагосударственной службы, 2) это функция государственных органов, которая 3) осуществляется в определенных организационно-правовых формах и 4) реализуется специально созданными государственными органами; 5) основной целью управления является удовлетворение интересовгосударства и публичных интересов в целом; 6) управление основывается на принципах законности, гласности,подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицамнижестоящих государственных органов и государственных служащих, единстваосновных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильностигосударственной службы Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» устанавливаеттрехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющихдеятельность по координации работы и решению задач государственной службы,которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и пообеспечению эффективности государственной службы. Система органов управления государственной службой включает Совет повопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федеральногооргана, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровуюслужбу государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляеткоординацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федеральногозакона «Об основах государственной службы РФ» Он включает от Президента РФшесть человек, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека,от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека, отПравительства РФ шесть человек; от Конституционного Суда РФ два человека,от Верховного Суда РФ два человека, от Высшего Арбитражного Суда РФ двачеловека(.( См Манохин В.М. Советская государственная служба М, 1966 С 5 ( См Петров Г И Советские административно-правовые отношения Л,1972 С54—58, 76—84( Бахрах Д.Н. Указ. соч. С.102.( См: Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М., 1987. С130—180.( См Лазарев БМ Государственная служба М, 1993 С 5—6( См СЗ РФ 1995 № 37 Ст № 3588 ( ' См.: Шаров А. Законодательство субъектов РФ о государственнойслужбе // Рос юстиция 1996. № 7. С. 40—42. ( См.. Бахрах Д.Н. Государственая служба в Российской Федерации.Екатеринбург, 1995 С 21—23 ( См , например Федеральный закон от 12 января 1996 г «О некоммерческихорганизациях» // РГ 1996 24 янв ( ' См Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г № 1208«О Совете по вопросам государственной службы при Президенте РоссийскойФедерации» (в ред Указа Президента Российской Федерации от б февраля 1996 г№ 152 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1декабря 1995 г № 1208 «О Совете по вопросам государственной службы приПрезиденте Российской Федерации») //РГ 1995 14 дек, 1996 13 февр




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconПрограмма дисциплины «Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации» для специальности 080504. 65
«Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации», студентам необходимо основываться на знаниях, полученных в результате...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconГосударственная служба Рабочая программа
Государственная служба” разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в марте 2009 г. Административное право. Общая часть Государственная служба 67. 621. 0 С 49
Служебное право (государственная гражданская служба) : учеб пособие / ред. И. Н. Барциц. М.; Ростов н/Д : МарТ, 2007. 479 с
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconПрограмма дисциплины «Государственная и муниципальная собственность: вопросы конституционно-правового регулирования» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
«Государственная и муниципальная собственность: вопросы конституционно-правового регулирования»
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconАнкет а кандидата-волонтера для участия в XX всероссийском фестивале студенческого творчества «Российская студенческая весна – 2012»
Предпочитаемая служба Фестиваля (служба встречи и проводов, служба этикета, служба питания и проживания, служба сопровождения жюри,...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) icon«Муниципальная служба»

Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconПрограмма учебной дисциплины «Бюджетный контроль и аудит»
«Бюджетный контроль и аудит» является курсом по выбору для студентов, обучающихся по специализации 080504 65-02 «Государственная...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconПрограмма учебной дисциплины «Бюджетный контроль и аудит»
«Бюджетный контроль и аудит» является курсом по выбору для студентов, обучающихся по специализации 080504 65-02 «Государственная...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconГосударственная служба на украине: сущность и принципы
Это и обуславливает актуальность данной работы, в которой сделана попытка раскрыть основные понятия и принципы организации и функционирования...
Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) iconПравительство российской федерации государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет – высшая школа экономики»
«Государственная и муниципальная служба в Российской Федерации», студентам необходимо основываться на знаниях, полученных в результате...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы