Теория и методика физического воспитания icon

Теория и методика физического воспитания



НазваниеТеория и методика физического воспитания
Дата конвертации28.07.2012
Размер126.61 Kb.
ТипРеферат
Теория и методика физического воспитания


Министерство образования Российской Федерации Курганский государственный университет РЕФЕРАТ по Физической культуре Тема: Теория и методика физического воспитанияВыполнил: студент 102 гр. Мягких А.В. Курган 2002 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В системе дошкольного образования теории и методика физическоговоспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания иразвития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи однойиз отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения собщей теорией и методикой физической культуры. Цель физического воспитания ребенка - это подготовка к жизни, труду,защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей физическоговоспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методикафизического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства,методы и формы организации педагогического процесса, особенностируководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружаетпрактику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя еесовершенствованию. В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия;физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура,физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность,физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность,спорт. Уяснение этих понятии позволит студентам осознанно и творческиизучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания. 2. СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексомнаучных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития иорганизации физической культуры, влияние физических упражнений на организми психику ребенка, а также применение средств и методов педагогическоговоздействия (общая теория и методика физической культуры, общая идошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детскаяпсихология). Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология,анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развитияребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторонуфизического развития. Теория и методика физического воспитания каксамостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляетсобой систему педагогических воздействий для достижения результатовфизического воспитания. Теория и методика физического воспитания связана с комплексомдисциплин гуманитарного характера - общей теорией физической культуры ивоспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культурыи спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др.
Она опирается также на медико-биологические и естественно-научныедисциплины - физиологию, биомеханику физических упражнении, анатомию,педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др. Благодаря комплексному использованию смежных наук появилисьвозможности изучения социальных закономерностей развития и организациифизической культуры, особенностей воздействия физических упражнений нателесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерностиформирования двигательных умений и навыков, определены законы применениясредств, форм и методов педагогического воздействия. Дисциплины медико-педагогического и психолого-педагогического циклаизучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория иметодика физического воспитания и развития ребенка - это основа системыпедагогического воздействия для достижения лучших результатов физическоговоспитания. Методологической основой предмета являются положения отечественных изарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины,биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимостиразвития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной ролидвигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма. Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теориисоставляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков,особенности построения движений и развитие психофизических качеств;методически правильно построить процесс обучения и воспитания. Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детскийорганизм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которойвзаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические,психологические и функциональные процессы. Современная психофизиологияутверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той жерефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, чтопсихическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер иформируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Этиположения нашли отражение в работах И.М. Сеченова, И.П.Павлова, их ученикови последователей - Н. И. Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М. Щелованова идр. Работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,А. П. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческойпсихики - воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку отрождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьмиопыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству ижизненно важные действия и движения. Деленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет.Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являютсясвойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могутсделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления. По мере того как органы тела индивида превращаются в органычеловеческой жизнедеятельности, возникает и личность как «индивидуальнаясовокупность человечески-функциональных органов». В этом смыслевозникновение личности представляет собой процесс преобразованиябиологически заданного материала силами социальной действительности,существующей вовне и совершенно независимо от этого материала. Таким образом, человек как биосоциальное существо – единственное живоесоздание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и себясамого. Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того,что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в теснойзависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира,позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговойдеятельности могут быть сведены, на мышечное движение. Согласно психологической теории, действие является квинтэссенциейдеятельного подхода к развитию личности. На важность целенаправленнойработы по развитию и совершенствованию движений указывали также такиеученые, как А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн. Таким образом, подчеркнем еще раз, специфику произвольного действиясоставляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировкидвигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является нетолько быстрым, но и точным (исследования Н.Д. Гордеевой, О.И. Кокаревой).Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания иразвития является проблема превращения движения ребенка в свободноеразумное действие. Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальноезначение для протекания психических процессов имеет физическая активность.Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь. В скелетноймускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы),которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозгстимулирующие импульсы. Физиологические исследования подтверждают, чтомногие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц. 3. О ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается квнутриутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни.Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способностьк гармонии с ней, и это рассматривается М.П.Павловым как основной законжизни. Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают носпитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается и заботе офизическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном иэстетическом развитии. Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни охватываютестественные и выработанные специально в системе воспитания средствапсихофизического развития. Они направлены на всестороннее расширениефункциональных возможностей организма. С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешнейсреде система физического воспитания ребенка предусматривает научнообоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которыевыражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности:утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях.При этом учитываются и погодные условия. Солнце, воздух и вода используютсядля повышения жизнестойкости организма. Закаливание и физические упражнениярасширяют функциональные возможности организма ребенка, оказываюттренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности,опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуяиндивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению сосверстниками и взрослыми людьми. Условием нормального развития организма является двигательнаяактивность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечениядетского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособностьребенка. Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный(нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральный рефлексов(т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов,нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических ибиохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательнойактивности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечнаясистема, и функции внутренних органов. Двигательная активность зависит не только от индивидуальныхособенностей ребенка, но и от организации социальных условий егопребывания: детского учреждения или родительского дома. Двигательный режимобеспечивается организацией различных форм двигательной деятельности. В процессе воспитания формируется условная рефлекторная связь привзаимодействии первой и второй сигнальной систем. При этом второсигнальныераздражители оказывают влияние как на физиологические, так и напсихологические процессы. Индивидуальному приспособлению ребенка кокружающей социальной среде поспособствуют различные навыки, привычки,режим жизни, культура поведения, осознанное отношение к окружающей жизни,гармоничное развитие его личности. Человеческая индивидуальность проявляется с раннего детства. Многиеосновы этой индивидуальности определяются особенностями нервной системы,врожденными и унаследованными, возрастными приобретенными. Поэтому верноговорят, что воспитание начинается с уважения к ребенку. Огромную роль в развитии ребенка играют особенности его нервнойсистемы. Именно изменениями нервной системы обусловлено его духовноеразвитие. Л.С. Выготский подчеркивая, что развитие ребенка есть единый, ноне однородный, целостный, но не гомогенный процесс Понимание сути структурно-функциональных изменений в «созревающей»нервной системе помогает разобраться во многих нервно-психическихособенностях закономерностей «работы» центральной нервной системы позволяетоценить возможности и резервы нервно-психической активности ребенка и темсамым предупредить нервные перегрузки. Ориентация в принципах деятельностинервной системы помогает определить степень соответствия нервно-психического развития возрастным показателям, выявить отстающего ребенка иразобраться в причинах этого отставание. Не менее важно правильновыстраивать воспитательно-образовательный процесс с ребенком, которыйопережает средний уровень развития. Таким образом, учитывая потенциальные возможности организма,органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимоправильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденныхособенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ееформирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировказанятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, системазакаливания). Особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительнаяобстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка. Определение особенностей нервной системы с целью отбора методовиндивидуального руководства требует подробных сведений о ребенке отвнутриутробного развития, с момента рождения до начала посещениядошкольного учреждения. Также важно выяснить состояние его здоровья,перенесенные болезни, с какого времени он начал держать головку,манипулировать рукой, ползать, ходить, говорить и т.д.; условия семейнойобстановки, интересы, привязанности, любимые занятия ребенка. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности длявсестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть спои двигательныеспособности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаряфизическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной,дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка,формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные иинтеллектуальные особенности личности, культура жеста. Физическая культура приводит его к телесной гармонии, воспитываетэстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслимтворческий процесс оздоровления организма. Физическая культура кактворческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активнойдвигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышления,воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свойзамысел. Забота о физической культуре ребенка должна быть направлена на полноераскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития ипознания радости творчества. 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Теория и методика физического воспитания как интеграционная наукавключает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижениемсмежных наук. В исследованиях по теории и методике физического воспитанияиспользуются как специальные методы, так и методы смежных наук -социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии,врачебного контроля и т.д. Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрываетсяактуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимостьисследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента. Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан наизучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы.Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблемуфизического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогическогоисследования, которые рассмотрим подробнее. Наблюдение Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей,анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познаниипедагогического процесса. Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым,скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается системафиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога иребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественнойобстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдениярекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого:видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д. Учитываются параметры движения, функционального состояния организма,хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показателипсихофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение:жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук -ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела привыполнении различных форм организации двигательной деятельности -секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитанияиспользуются инструментальные и безынструментальные средства измеренийразных физиологических и психофизиологических состояний. Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную записьили журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количествоучастников, качество наблюдения. В качестве метода исследования используется беседа, позволяющаяизучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставленацель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросыв беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегутврассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделиткачественные параметры движения. Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то онответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другимребенком». Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующиманализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем иликем-то из сотрудников дошкольного учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможнаматематическая обработка се результатов. Анкета как метод исследования В теории и методике физического воспитания широко используетсяанкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов ивозможных стандартных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математическойстатистики. Изучение документации и продуктов деятельности Этот метод широко используется в исследованиях по физическомувоспитанию. Изучается документация, система планирования и учетаразнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физическогоразвития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иныхдвижений ребенком и т.д. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями. Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается наданные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогическогомастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практическойготовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме,умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысленияпоставленных задач. Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего,формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи. В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы поисследуемой проблеме. В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание,системный подход к разным формам организации двигательной деятельности иметодика, которые проверяются на практике. В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работыосуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведенияэксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендациидля совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детскихучреждений.




Похожие:

Теория и методика физического воспитания iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина. Связь с другими науками и учебными предметами
Теория и методика физического воспитания iconТехнологическая карта по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»

Теория и методика физического воспитания iconТехнологическая карта по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»

Теория и методика физического воспитания iconТехнологические карты по методике физического воспитания. Составлены преподавателем Желтовой М. Н
Данный материал является пошаговым алгоритмом для прохождения и получения аттестации по курсу «Методика физического воспитания» в...
Теория и методика физического воспитания iconВопросы к экзамену по дисциплине «ТимфкиС»
Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
Теория и методика физического воспитания iconДокументи
1. /13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.pdf
2. /13.00.02...

Теория и методика физического воспитания iconПротокол №2 от 27 февраля 2012 г. Программа вступительного экзамена
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Теория и методика физического воспитания iconПротокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Теория и методика физического воспитания iconДокументи
1. /13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.pdf
2. /13.00.02...

Теория и методика физического воспитания iconПрограмма итогового государственного экзамена
«Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы