Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды icon

Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды



НазваниеНалоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды
Дата конвертации28.07.2012
Размер209.3 Kb.
ТипРеферат
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды


ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО ДЕЛА Факультет: Финансы и Кредит г. Москва Курсовая работа на тему: НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ В БЮДЖЕТ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫСтудент: Анисимова Виктория АндреевнаГруппа: Ф-131-СВ Москва 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие налоговой системы 3 2. Функции налогов. 4 3. Структура налогообложения 5 4. Основные налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды. 7 4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). 7 4.2. Налог с продаж. 9 4.3. Единый социальный налог (ЕСН). 10 4.4. Налоги в дорожные фонды. 11 4.5. Налог на прибыль. 12 4.6. Другие налоги, уплачиваемые предприятием. 13 5. Имеет ли смысл «выходить из тени». 14 Список использованной литературы 17 3.Введение.С юридической точки зрения, налог – это установленная законом формаотчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектовпубличной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным,взыскивается на условиях безвозвратности методами государственногопринуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налогиустанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.Налоговая система социализма (директивной экономики) больше напоминалабольшевистскую продразверстку, нежели систему, призванную управлятьэкономикой. Централизованно задавались нормативы рентабельности,сверхнормативная прибыль изымалась в бюджет в полном объеме.В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей ему требуется определенная сумма денежныхсредств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя изэтого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходовгосударства на исполнение минимума его функций: управление, оборона,охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем большеоно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку периодналоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,основой финансово-кредитного механизма государственного регулированияэкономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения,зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именноналоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметомдискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемыеналогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственныевнебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актахзаконодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решениюорганом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательныхплатежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методовустановления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельныевиды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценнымиресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты,установленные законодательными актами. 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое илиюридическое лицо; 3) источник налога - доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика отналога. Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когдаобъект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой методхарактерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцевтранспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощноститранспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортноесредство или простаивает. 2) на основе декларации Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчетдохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, чтовыплата налога производится после получения дохода и лицом получающимдоход. Примером может служить налог на прибыль. 3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налогапроизводится до получения дохода, причем получатель дохода получает егоуменьшенным на сумму налога. Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачиваетсяпредприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е.до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога иперечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. В этомслучае предприятия выступает в роли так называемого налогового агента.2. Функции налогов.Регулирующая.Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоитглавным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К нимотносятся законы, постановления, инструкции государственных органов,регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда,торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок,правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственногорегулирования рынка непосредственно с налогами не связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественногопроизводства в условиях, когда основным объективным экономическимзаконом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речьидет главным образом о финансово-экономических методах воздействиягосударства на интересы людей, предпринимателей с целью направления ихдеятельности в нужном, выгодном обществу направлении.Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентнымиставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ ит.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимаютналоги. Маневрирyя налоговыми ставками, ставками таможенных пошлин, льготами иштрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другиеналоги, государство создает условия для ускоренного развития определенныхотраслей и производств, способствует решению актуальных для обществапроблем.СтимулирующаяС помощью налогов, льгот и санкций государство может стимулироватьтехнический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложенияв расширение производства и др., освобождая от налогообложения прибыль,направленную на капитальные вложения.Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредствомналогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемыезатем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так исоциальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевыхпрограмм - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятийи предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитиепроизводственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции икапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемостизатрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции идр. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженныйсоциальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как этосделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направлениязначительной части бюджета средств на социальные нужды населения,полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся всоциальной защите.Фискальная - изъятие части доходов предприятий и граждан длясодержания государственного аппарата, обороны страны, развитияфундаментальных отраслей науки и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры- библиотеки, архивы и др.). Указанное разграничение функций налоговой системы носит условныйхарактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.3. Структура налогообложенияСтановление действующей налоговой системы началось в 1992 г. 27 декабря1991 г. принят закон №2118-1 «Об основах налоговой системы РоссийскойФедерации»3.1. Этим законом в России вводится трехуровневая система налогообложения. 1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. 2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. 3. Из местных налогов ( а их всего 22 ) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.С 1999 г. постепенно вводится в действие Налоговый Кодекс РФ (далее потексту НК) и закон об основах налоговой системы действует только в части непротиворечащей НК.Кроме налогов предприятия производят платежи в т.н. внебюджетные фонды. Этоплатежи в дорожные фонды, платежи в социальные фонды.3.2. Частью 1 НК РФ статья 13 установлены следующие налоги.Федеральные налоги. 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Налог на прибыль ( доход) организаций. 4. налог на доходы от капитала. 5. подоходный налог с физических лиц. 6. Взносы в государственные внебюджетные фонды. 7. Государственная пошлина. 8. Таможенная пошлина и таможенные сборы. 9. Налог на пользование недрами. 10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. 12. сбор за право пользования объектами животного мира. 13. Лесной налог. 14. Водный налог. 15. Экологический налог. 16. Федеральные лицензионные сборы.Региональные налоги и сборы. 1. Налог на имущество организаций. 2. Налог на недвижимость. 3. Дорожный налог. 4. Транспортный налог. 5. Налог с продаж. 6. Налог на игорный бизнес. 7. Региональные лицензионные сборы.Местные налоги и сборы. 1. Земельный налог. 2. Налог на имущество физических лиц. 3. Налог на рекламу. 4. Налог на наследование и дарение. 5. Местные лицензионные сборы.Обилие налогов не означает, что каждое предприятие платит все перечисленныеналоги. Если нет объекта налогообложения, то нет и налога. Например, еслипредприятие не делало рекламы в отчетном налоговом периоде, то не возникаетобязанности начисления и уплаты налога на рекламу.Ниже рассмотрены основные налоги, уплачиваемые предприятиями.4. Основные налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды.4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС).НДС введен законом РФ от 06.12.1991 г. №1991-1. На основании Законывыпущена Инструкция ГНС №39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». База дляналогообложения – объем реализованной продукции. Первоначальная ставканалога 28%. С 01.01.1993 г. Ставка НДС снижена до 20%, но одновременновведен так называемый Спецналог (полный аналог НДС) в размере 3%, которыйдействовал до 1997 г. Для ряда товаров (детские товары, основные продуктыпитания) действует ставка 10%.С 01.01.2001 г. НДС регулируется главой 21 НК РФ (Закон РФ от 29.12.2000№166-ФЗ). Ставка налога 20%.Механизм начисления НДС следующий. При продаже продукции НДС начисляется.При покупке продукции и товаров зачитывается НДС, уплаченный в составеприобретенных товаров. В бюджет перечисляется разница между начисленным ипогашенным НДС.Пример. Закуплен товар за 90 т.р. в том числе :Стоимость товара 75 т.р.НДС 20% 15 т.р.Продан товар за 120 т.р. в том числе:Стоимость товара 100 т.р.НДС 20% 20 т.р.Таким образом, при продаже товара будет начислен НДС к уплате в бюджет вразмере 20 т.р., а при закупе товара будет зачтен входной НДС в размере 15т.р. Уплате в бюджет подлежит разница между начисленным и зачтенным НДС,т.е.5 т.р. (20 т.р. – 15 т.р.). Фактически налог уплачивается с добавленнойстоимости товара. Купили за 75, продали за 100. Добавленная стоимость 25т.р. и 20% от этой суммы составляют 5 т.р.Однако для зачета НДС предыдущим законодательством установлены два условиянеобходимых и достаточных для зачета НДС: товар, работа, услуга должны бытьоприходованы и оплачены.В действующем законодательстве (гл.21 НК РФ) процедура зачета усложнена.Статьей 169 НК утверждено применение документа «счет-фактура», служащегооснованием для принятия НДС к вычету.Первоначально счет-фактура введена Постановлением Правительства от29.07.1996 г. №914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», однако применениесанкций налоговыми органами за неоформление счетов-фактур былосомнительным.Таким образом, с 01.01.2001 г. для зачета НДС необходимо выполнить 4(четыре) условия необходимых и достаточных: товар, работа, услуга должныбыть 1)оприходованы , 2) оплачены, 3)на товары должны быть получены отпродавца счета фактуры, 4)счета фактуры должны быть установленной формы.При этом, если продавец неправильно оформил счет-фактуру, то у покупателянет возможности заставить его переоформить документ, можно только попроситьи в случае отказа покупатель не сможет зачесть НДС. Таким образом,налогоплательщик поставлен в более жесткие условия.Требования к оформлению счетов-фактур предъявляются очень жесткие: счетафактуры должны иметь сплошную (последовательную) нумерацию, подписыватьсяруководителем и главным бухгалтером и утверждаться печатью предприятия.Факсимильная подпись не допускается. Очевидно, законодатель не знал, что вбизнесе бывают случаи, когда предприятие может иметь несколько удаленныхскладов (в том числе и в другом городе), что офис не всегда находится рядомсо складом, что есть предприятия, отгружающие продукцию на несколькомиллионов в день и необходимо иметь в штате отдельного человека для подписисчетов фактур. В настоящее время эта проблема разрешена. Допускается иметьспециальные печати для счетов-фактур, зарегистрированные в установленномпорядке, и на каждом складе вести свою нумерацию счетов фактур.С 1998 г. произошло еще одно ужесточение в учете НДС. Раньше, еслипредприятие реализовало продукцию по разным ставкам НДС (10% и 20%)разрешалось рассчитывать среднюю ставку НДС. Теперь законодатель требуетведение раздельного учета реализации по ставкам НДС. При отсутствиираздельного учета вся реализация облагается по максимальной ставке НДС.Пример. Предприятие реализует товары:|Товар |Стоимост|Ставка |НДС || |ь |НДС | || | | | ||1 |70 |20 |14 ||2 |30 |10 |3 || | | | ||Итого |100 |30 |17 |При раздельном учете товаров предприятие заплатит НДС 17%, при отсутствиираздельного учета всю продукцию придется облагать по максимальной ставке.Однако ведение раздельного учета при большой номенклатуре продукциизачастую требует больших затрат на вычислительную технику и программноеобеспечение.4.2. Налог с продаж.Налог с продаж дополнил налоговую систему России с момента вступления всилу Федерального закона от 31.07.1998 №150-ФЗ «О внесении изменений встатью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ ». На территорияхсубъектов федерации налог с продаж (далее по тексту НсП) вводитсянормативно-правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. СтавкаНсП устанавливается до 5%.Объектом обложения НсП является стоимость товаров(работ, услуг), реализуемых за наличный расчет физическим и юридическимлицам. Часть товаров освобождена от НсП. Перечень товаров не облагамых НсПблизок с перечнем товаров,ь облагаемых НДС по ставке 10%, не полностью несовпадает с ним. В отличие от НДС входной НсП к зачету не принимается, аотносится на стоимость приобретаемых товаров, поэтому каждая перепродажаприводит к ощутимому удорожанию товаров.Пример. Покупатель 1 купил товар за 120 руб. за наличный расчет (товар 100руб. + НДС 20 руб.) С учетом налога с продаж стоимость товара составит 120х 1,05 = 126 руб.Покупатель 2 купил этот товар за наличный расчет (товар продается безнаценки) по цене 126 х 1,05 = 132,3 руб.Покупателю 3 этот товар обойдется 132,3 х 1,05 = 138,92 руб. Таким образом,пройдя трех покупателей товар подорожал на 18,92 руб. (132,92 – 120) или на15,77%.С 2002 введена в действие глава 27 НК РФ «Налог с продаж». Основноеизменение состоит в том, что наличный оборот между юридическими лицами с01.01.2002 НсП не облагается. Теперь НсП взимается только с физических лиц,т.е. с конечного потребителя. Кроме того субъекты федерации теперь не могутизменять перечень на облагаемых НсП товаров. Ранее этот перечень могкорректироваться местной законодательной властью и имел существенныеразличия по разным регионам. Например, в законе о НсП Московской области вчисле товаров, освобождаемых от НсП указан картофель отечественногопроизводителя. Однако законодатель, желая поддержать отечественногопроизводителя, не учел, что теперь этому производителю придетсяотечественный (не облагаемый НсП)и импортный (облагаемый НсП) картофельхранить в разных бункерах и следить чтобы эти продукты не смешивались. А вкафе блюдо из импортного картофеля будет на 5% дороже чем из отечественного(как это объяснить покупателю). Как и в случае с НДС необходимо вестираздельный учет продаж, облагаемых и не облагаемых НсП. Если это условие несоблюдается то НсП облагается весь оборот (реализация) за наличный расчет.Пример. Ежедневно в магазине в среднем совершают покупки 50 чел. Средняявеличина покупки 200 руб. Удельный вес товаров не облагаемых НсП составляет30%.Объем продаж в месяц составит 300.000 руб (50 чел. х 200 руб. х 30 дн.).Объем необлагаемых товаров составит 300.000 х 30% = 90.000 руб.При ведении раздельного учета НсП составит 10.500 руб. (300.000 –90.000) х 5% .Если раздельного учета нет НсП составит 15.000 (300.000 х 5%).Разница (переплата в бюджет) составит 4.500 руб.Между тем, организовать раздельный учет реализации совсем не простое делопри большой номенклатуре товаров. При этом следует учесть, что надоорганизовать 1) раздельный учет по ставкам НДС и 2)раздельный учет по НсП(перечни товаров освобожденных от НсП и с пониженной ставкой НДС полностьюне совпадают). Т.е. необходимо организовать как минимум два дополнительныхуровня аналитического учета, что влечет за собой необходимость приобретениямощной вычислительной техники, не дешевого программного обеспечения,дополнительный штат работников учета.Следует отметить еще одну интересную деталь НсП. Покупки по кредитнымкартам считаются наличным оборотом. Видимо, законодатель таким образомрешил увеличить налогооблагаемую базу по НсП, хотя объем продаж покредитным картам на предприятиях торговли составляет около 3% от общегооборота. Законодатель видимо был не в курсе, что в России существует такаяоперация как «скручивание кассы», проводимая различными методами(электронными, программными, механическими). При налоговых проверках иногдаобнаруживалось, что скручивается до 50-70% выручки. При продаже покредитной карте сигнал о списании средств поступает на терминал банка иденьги зачисляются со счета покупателя на расчетный счет продавца(магазина) и изменить (исказить) эту операцию продавец не может.В 2000 г. Конституционным Судом РФ было сделано заключение онеконституционности налога с продаж. Поскольку этот налог берется состоимости, включающей НДС, получается, что начисляется налог на налог, чтоне допускается налоговым законодательством. Конституционный суд РФпредложил отменить этот налог. Вероятно это произойдет с 2004 года.Отсрочка отмены НсП связана с тем, что бюджеты регионов рассчитаны с учетомэтого налога, а сам налог уплачивается не предприятиями, конечнымпотребителем (покупателем), предприятие же получив налог в составе цены, вполном объеме перечисляет его в бюджет.4.3. Единый социальный налог (ЕСН).ЕСН введен в действие с 01.01.2001 года главой №24 НК РФ. ЕСН начисляетсяна Фонд оплаты труда (ФОТ), выплачиваемый за выполнение трудовыхобязанностей. Налог начисляется и оплачивается работодателем и относится насебестоимость выпускаемой продукции. ЕСН объединил в себе ранееуплачиваемые взносы в страховые фонды.|Платежи |Ставки в соцфонды |Ставки ЕСН ||Пенсионный фонд (ПФ)|28% |28% ||Фонд медицинского |3,6% |3,6% ||страхования (ФОМС) | | ||Фонд социального |5,4% |4,0% ||страхования (ФСС) | | ||Фонд занятости |1,5% |0% ||населения(ФЗ) | | || ИТОГО |38,5% |35,6% |Таким образом с введением ЕСН платежи в соцфонды формально снизились на2,9%, однако на практике это не совсем так. Законодательно введендополнительный платеж в ФСС - страхование от несчастных случаев напроизводстве. Ставка платежа составляет от 0.2 % в торговле до 1,7% встроительстве до 4% на опасных производствах. На этом фоне снижение ставкиплатежей в соцфонды становится весьма призрачным.Объединение платежей в ЕСН носит формальный характер, поскольку как ираньше предприятие при получении средств на заработную плату в банке должносдать платежные поручения на перечисление платежей по подоходному налогу ив соцфонды отдельными платежными поручениями в каждый фонд. Платежи в ФОМСоформляются двумя платежками: 3,4% в городской ФОМС и 0,2% в федеральныйФОМС. В 1997г. ФОМС разрешил отправлять платежи одним платежным поручением(на 3,6%), однако уже через полгода это решение было отменено и отчетныеформы предприятий по ФОМС пересчитывались на два фонда. Понятно, что есливнутри одного фонда невозможно разделить деньги, то что говорить обобъединении различных фондов. Видимо еще не скоро социальный налог станетдействительно единым. Пока же предприятие при получении средств на оплатутруда обязано сдать в банк шесть платежных поручений:1.Подоходный налог.2.Пенсионный фонд 20%.3.ФОМС федеральный 0,2%.4.ФОМС городской 3,4%5.ФСС 4%.6. ФСС (несчастные случаи на производстве) по шкале ФСС.С 01.01.2002 законодатель в очередной раз «порадовал» налогоплательщика,изменив пенсионное законодательство. Теперь платежи в пенсионный фондосуществляются по трем направлениям: 1. Федеральный бюджет (базовая часть ПФ) 14%. 2. Страховая часть от 8% до14% по возрастным группам. 3. Накопительная часть от 0% до 6% по возрастным группам.Естественно, что платежи в каждый адрес оформляются отдельным платежнымпоручением. Теперь предприятие при получении зарплаты несет в банк восемьплатежек (обычно каждая в пяти экземплярах).Кроме того предприятиям теперь необходимо вести учет отчислений впенсионный фонд по каждому работнику и в разрезе возрастных групп, чтовесьма существенно увеличивает трудоемкость учета. Отчетность по ЕСН сдается теперь в налоговую инспекцию: в 2001 г.–ежемесячно, в 2002 г. – ежеквартально. Кроме того, ежеквартально сдаетсяотчет в ФСС. Согласно новому пенсионному законодательству дополнительнобудет сдаваться отчет в ПФ, вероятно, ежемесячно, хотя отчетные формы ещене утверждены и не опубликованы.4.4. Налоги в дорожные фонды.Налоги в дорожные фонды введены законом РФ от 18.10.1991 г.№1759-1. Законвводит следующие налоги: 1. Налог на пользователей автодорог. В настоящее время составляет 1% от объема реализации продукции без НДС и НсП. 2. Налог на владельцев транспортных средств. Начисляется по ставкам от мощности двигателя в л.с. 3. Налог на реализацию горюче-смазочных средств (ГСМ). 25% от суммы реализации ГСМ без учета НДС и НсП. При перепродаже базой для налогообложения является разница между покупной и продажной ценой. Отменен с 01.01.2001. 4. Налог на приобретение транспортных средств. 20% от продажной цены без учета НДС, НсП и акцизов. Отменен с 01.01.2001.Наиболее весомый налог из перечисленных – это налог на пользователейавтодорог. Тем более его ставка до 2001 года составляла 2.5% от объемареализации, что составляло весьма существенную сумму для предприятия. Ведьоблагаются все деньги полученные предприятием в качестве реализациипродукции, независимо от прибыльности и доходности этой реализации. Толькодля научных и строительных организацийНалогооблагаемой базой является объем собственных работ (т.е. реализация завычетом услуг соисполнителей).Закон о дорожных фондах утрачивает силу с 01 января 2003 г.(ст.5Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ).4.5. Налог на прибыль.Действующий в настоящее время налог на прибыль введен Законом РФ от27.12.1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».Ставка налога для большинства предприятий 35% от прибыли. Распределяется потрем бюджетам: федеральный - 11%, республиканский – 19%, местный – 5%.Посреднические операции облагаются налогом по ставке 43%.С 01.01.2002 г. введена в действие гл.25 НК РФ «Налог на прибыльорганизаций». Закон о налоге на прибыль прекращает свою деятельность.Введение гл.25 НК РФ (Закон РФ от п.06.08.2001 №110-ФЗ) внесло значительныеизменения в учете. Законодательно разделен бухгалтерский и налоговый учет.Серьезное расхождение бухгалтерского и налогового учета началось в 1995 г.Приказом Минфина от 26.12.195 г. №170 утверждено «Положение о бухгалтерскомучете и отчетности», которое ввело в бухучет применяемый во всем мирепринцип «временной определенности фактов хозяйственной деятельности», т.е.выручка от реализации в бухучете стала определятся только одним способом –«по отгрузке» (устойчивый термин). Однако, в связи с некоторымиособенностями российского бизнеса (слабой финансовой дисциплиной, валомнеплатежей, неразвитостью системы арбитражных судов и пр.), предприятиямразрешается в целях налогообложения признавать выручку «по оплате»(устойчивый термин). Таким образом, в бухгалтерском учете отражаетсявыручка за продукцию, которая передана заказчику (право собственностиперешло к заказчику), а в целях налогообложения принимается выручкаоплаченная, т.е. фактические средства, полученные в оплату отгруженнойпродукции. Разница между этими двумя «выручками» и величиной прибыли бывает очень значительной и даже противоположной. На практике достаточно частобывает, что по бухгалтерскому учету (по отгрузке) предприятие имеетприбыль, а по налоговому учету (по оплате) – убыток.В последующие годы количество статей затрат, которые по разному учитываютсяв бухгалтерском и налоговом учете увеличился настолько, что возникланеобходимость в специальной форме, для расчета налогооблагаемой прибыли. В1997 г. появилась «Справка о порядке определения данных, отражаемых построке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».С введением гл. 25 НК РФ эти два вида учета окончательно разделились.Статья 313 НК РФ гласит: «налогоплательщики исчисляют налоговою базу поитогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налоговогоучета», т.е. в кодексе закреплено ведение специального налогового учета,причем формы первичных учетных документов налогоплательщик долженразработать самостоятельно.Ставка налога на прибыль установлена на уровне 24% для всех организацийнезависимо от вида деятельности, т.е. снижена на 11%. Одновременно отмененывсе льготы по прибыли, что ,например, уже привело к удорожанию стоимостиобразования.Следует отметить, что гл.25 НК РФ имеет очень много неточностей, недочетов,неоднозначного толкования законодательных норм. Выпущенные МНС в апреле2002 методические рекомендации по налогу на прибыль ситуацию не прояснили.По отдельным комментариям в прессе готовится внесение серьезных измененийв гл. 25. В настоящее время количество предлагаемых изменений достиглоболее 2000.4.6. Другие налоги, уплачиваемые предприятием. 1. Налог на имущество предприятий.Введен Законом РФ от 13.12.1991 №2030-1. Ставка налога составляет 2% отсреднегодовой стоимости имущества предприятия. В стоимость имуществавходят: основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости,материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходыбудущих периодов, отгруженная продукция, право собственности на которую неперешло покупателю. Налог относится на финансовые результаты и уменьшаетналогооблагаемую прибыль. 2. Налог на рекламу.В соответствии с подп. З п.1 ст.21 Закона об основах налоговой системыналог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию,по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе. 3. Налог на доходы физических лиц.До 2001 года действовал закон РФ от 07.12.1991 №1998-. «О подоходном налогес физических лиц». Ставка налога увеличивалась в зависимости от величиныдохода с 12% до 35%.С 2001 года введена в действие гл.23 НК РФ «Налог на доходы физическихлиц». Ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и вседоходы (кроме специально установленных ст.224) облагаются по ставке 13%.Следует отметить, что налог на доходы физлиц не является налогомпредприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом посбору и перечислению налога.Применение плоской шкалы преподносится налоговыми и другими госорганами какбольшой подарок налогоплательщику. Однако это не совсем так.Пример.В 2000 г. доходы до 50000 руб. в год облагались по ставке 12% подоходныйналог и 1% пенсионный фонд, т.е. 13%. Доход свыше 50000 облагался по ставке20% (дальнейшее увеличение ставки в примере не рассматривается). Пятьдесят тысяч рублей в год означает зарплату чуть больше 4000 руб. вмесяц. Судя по публикуемым статистическим данным зарплата большинстванаселения страны не превышает эту сумму и, таким образом, радости отвведения плоской шкалы подоходного налога не ощущает.Если годовой доход составил 60.000 руб. в год (5000 руб. в месяц), то с10.000 руб. будет уплачен налог 20 %,т.е. 2000 руб. по старой ставке, а поновой ставке 13% - 1300 руб. Экономия на налоге составляет 700 руб. в год.При доходе 70000 в год экономия соответственно составит 1400 руб. в год.Серьезная экономия по налогу появится при доходах свыше 100.000 руб. в год(8000-9000 руб. в месяц), поэтому меньшинство населения воспользуетсяпреимуществами плоской шкалы подоходного налога. Кроме того прирассуждениях о преимуществах полоской шкалы налога налоговые органы скромноумалчивают о ЕСН, которым облагаются практически все выплаты по ставке35,6% от ФОТ. На фоне этого экономия на ставке подоходного налогастановится более чем призрачной.5. Имеет ли смысл «выходить из тени».Различные государственные органы убеждают налогоплательщика в средствахмассовой информации и в публичных выступлениях, что налоговая реформа встране идет полным ходом, налоговое бремя резко снижается и «пора выходитьиз тени». Однако, если пять-десять налоговых законов объединить в одинНАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, то не стоит называть это реформой. Причем очень многиеположения НК недостаточно проработаны, а иногда и просто содержат ошибки.Первоначально вторая часть НК РФ принята в августе 2000 года. 29 декабря2000 в нее внесены изменения (за три дня до введения в действие – 1 января2001). Причем серьезным изменениям подверглась только гл.24 «ЕСН». В главу22«Акцизы» внесены только технические исправления, зато около 76 штук ит.д. За период с 01.01.2001 по 01.04.2002 Форма отчетности по налогу наимущество изменялась два раза, форма отчетности по ЕСН - три раза, формаотчетности по НДС – 4 раза (следует учесть, что при предоставлении формыНДС по неустановленной форме, при налоговой проверке входной НДС может бытьне зачтен). Глава 25 «Налог на прибыль организаций» по своей «сырости»превзошла все предыдущие главы вместе взятые.Для расчета облегчения налогового бремени в таблице приведен расчет объемыизымаемых налогов при новой и старой системе налогообложения.Пояснения к таблице.Допущение 1. Для упрощения расчетов предполагается, что материальныерасходы отсутствуют. Например, фирма оказывает консультационные услуги.Допущение 2. Работниками фирмы являются ее учредители, поэтому у них естьдва варианта получения личного дохода: либо все поступления направить взарплату, либо получить эти доходов в виде дивидендов от прибыли.Допущение 3. Хотя подоходный налог не является налогом предприятия,психологически он воспринимается работодателем как один из налогов на ФОТ.При расчете учтены основные налоги, имеющие наибольший удельный вес.Как видно из таблицы, при направлении всей выручки от деятельности взарплату работники получат на руки (чистыми) 53% от выручки при новыхусловиях и 50% при старых. В 2000 году ставка налога на пользователейавтодорог была 2,5% и 1,5% взималось в качестве сбора на содержаниеобъектов соцкультбыта, всего 4% от реализации.При направлении всей выручки в прибыль работники получат на рукисоответственно в новых условиях – 60% от выручки, в старых 48%. Такимобразом уровень изъятия составляет не менее 40% , что едва ли вызываетжелание налогоплательщика полностью легализовать свои доходы.Изменим условия примера. Предположим, что 163.200 руб. это доход, т.е.разница между покупной и продажной ценой товара.Куплен товар за 1.000.000 руб. (затраты).Продан товар за 1.163.200 руб. (выручка).Доход 163.200 руб.Торговая наценка 16,3%Остальные условия примера остаются неизменными. Предприятие заплатит тот жеобъем налогов – 76.200 руб. Однако, показатель выручки в данной ситуациизначительно выше, чем в предыдущей. Если отнести сумму налогов к выручке,то получим: 76.200 / 1.163.200 = 6,5%.Тогда можно сказать, что налоговое бремя составляет всего 6,5% от выручки,что является, наверное, самым низким показателем в мире.| |НОВАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | | | | |Ставка % | |Уд.вес в выручке | |Уд.вес в выручке | |Ставка % | | | |Выручка | |163 200 | | | |163 200 | |Выручка | | |НДС |20% |27 200 |17% | |17% |27 200 |20% |НДС | | |Реализация | |136 000 |83% | |83%|136 000 | |Реализация | | |ДФ + ЖФ |4,00% |5 440 |3% | | | | | | | |ФОТ | |94 267 |58% | |29% |47 600 |35% |Налог на прибыль | | |ЕСН |38,5% |36 293 |22% | |54% |88 400 | |Чистая прибыль | | |ФСС НС |0,4% |0 |0,0% | |0% |0 |12% |Налог на дивиденды | | |Итого соцналоги | |36293 |22% | | | | | | | |Подоходный |13% |12 255 |8% | | | | | | | |Итого налоги на ФОТ | |48 548 |30% | | | | | | | |На руки | |82012 |50% | |48% |77 792 | |На руки | | |Всего налогов | |81 188 |50% | |52% |85 408 | |Всего налогов | | |Список использованной литературы: 1.Налоговый Кодекс РФ. части 1 и 2.инансы, М.Ось-089 2000 г. 2. Постатейный комментарий к Главе 25 НК РФ. Российский налоговыйкурьер, М.2002 3. Брызгалин А.В. Переходная экономика. М.,1994. 4.Лапина О.Г. Годовой отчет за 2001 год .М. АКДИ 2002 г. 5. Законом РФ от 06.12.1991 г. №1991-1. 6. Инструкция ГНС №39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». 6. Федеральный закон от 31.07.1998 №150-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ » 7. Закон РФ от 18.10.1991 г.№1759-1 «Налоги в дорожные фонды» 8. Закон РФ от 07.12.1991 №1998-. «О подоходном налоге с физических лиц». 9. Брызгалин А. В. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушение налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.




Похожие:

Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconТематика курсовых работ по дисциплине «Финансы»
Платежи предприятий (банков, страховых организаций) в бюджет и внебюджетные фонды
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconГосударственные внебюджетные фонды
Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconВнебюджетные фонды как составная часть финансовой системы рф…
Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconФонд обязательного медицинского страхования
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconСпециальные внебюджетные фонды в современной России
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconПереход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства
Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconСодержание введение внебюджетные фонды. Фонды социального назначения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconКурсовая работа на тему: Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconПлан: Вступление Бюджет и внебюджетные фонды
Существующая в стране совокупность фи­нансовых отношений называется финансовой системой, а по­литика государства по организации и...
Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды iconФонды предприятия
Фонды предприятия – это материальные ресурсы, которые используются предприятием в различных целях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы