Юридический факт и правоотношения icon

Юридический факт и правоотношения



НазваниеЮридический факт и правоотношения
Дата конвертации28.07.2012
Размер377.05 Kb.
ТипРеферат
Юридический факт и правоотношения


Тема 19. Юридические факты и правоотношения1. Введение.2. Юридические факты: понятие и виды.3. Правоотношения: понятие, состав, виды.4. Субъект правоотношения. Правосубъектность.5. Органы внутренних дел как субъекты права.6. Заключение.7. Список использованной литературы. 2. Юридические факты: понятие и виды.Понятие юридического факта. Юридические факты - это такие фактические обстоятельства, с которымиправо связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретныесоциальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии снормами права наступление определенных правовых последствий -возникновение, изменение или прекращение правовых отношений[1]. Понятиеюридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанныхмомента: это явление действительности - событие или действие (материальныймомент), порождающее в силу указания норм права определенные правовыепоследствия (юридический момент).ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ . Конкретность, индивидуальность. Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени. Если речь идет о фактах действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени. . Существование в факте информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения. . Выраженность(объективированность) определенным образом вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство может учитывать субъективную сторону поступков (вину, мотив, интерес, цель) как элементы сложного юридического факта. . Наличие либо отсутствие определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т. п.). . Прямая или косвенная предусмотренность нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Вместе с тем, как будет показано ниже, существует категория индивидуально определяемых фактов, которые лишь в общем виде (косвенно) предусмотрены в законодательстве. . Фиксация в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа справки, журнальной записи и т. д.). . Вызыв предусмотреннх законом правовых последствий. Имеется в виду, прежде всего, возникновение, изменение либо прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызывать и иные правовые последствия, например, аннулировать ранее возникшие юридические факты.О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ЛИТЕРАТУРЕ Рассмотрим положение категории «юридические факты» в иностранной иотечественной научной литературе. Во французской научной литературе вопросы юридических фактоврассматриваются главным образом в курсах гражданского права в связи спроблемой возникновения обязательств. Оценивая положение дел в этойобласти, известный французский юрист Л. Жюллио де ла Морандьер в свое времяписал: "Каждое из обстоятельств, за которым наше право признает силуфактора, порождающего право, производящего его переход или прекращение его,определяется особыми правилами, причем наше право не исходит из какой бы тони было общей теории юридических фактов"[2]. Несколько большее внимание уделяется проблеме юридических фактов внемецкой и итальянской литературе[3]. Немецкий и итальянские юристы (К.Адомайт, Е. Кюне, А. Манигк, Э. Бетти, К. Майорка и др.) не уклоняются отрассмотрения общего понятия юридического факта и состава, приводят ихклассификации, анализируют роль юридических фактов в обеспечении автономииличности в правовых отношениях. Следует особо отметить обстоятельнуюэнциклопедическую статью профессора Карло Майорка, содержащую обзор теорииюридических фактов и обширную (более ста источников) библиографию попроблеме. В английской и американской правовой доктрине не создано развернутойтеории юридических фактов. Следуя традициям своей правовой системы,английские и американские юристы скептически относятся к абстрактнымюридическим понятиям. Юридические факты определяются ими в процессуальномсмысле как обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение дляразрешения дела и т. п. В российской научной литературе проблемы юридических фактоврассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках по теориигосударства и права и по отраслевым юридическим наукам. Можно выделить двегруппы источников. Во-первых, работы общетеоретического характера. В нихрассматриваются понятие и виды юридических фактов, анализируется их роль вправовом регулировании, связь с правовыми отношениями. Не случайно вопросытеории юридических фактов излагаются главным образом в работах по теорииправовых отношений. Вторая группа работ посвящена юридическим фактам вотраслях права. Естественно, что авторов волнуют прежде всего особенностиотраслевых юридических фактов и составов, способы их установления,доказательства и т. д. Значительное количество исследований выполнено "на стыке" теорииюридических фактов и других разделов юридической науки. Это работы,посвященные гражданским, уголовным, трудовым, семейным, процессуальнымправоотношениям, срокам, сделкам, административным актам, трудовымдоговорам, деликтам и др.[4]. Наряду с другими аспектами проблемы в них рассматриваются и вопросыюридических фактов.ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ Юридические факты чрезвычайно многообразны. Анализу отдельных видовюридических фактов (договоров, актов, сроков правонарушений и др.)посвящена обширная научная литература. По этой причине рассматриваются лишьнекоторые виды юридических фактов, причем не ставится задача дать имвсестороннюю характеристику. Юридические факты-действия - основной, определяющий вид юридическихфактов. В правовом регулировании действия выступают в разных качествах. Содной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращенияправоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны,действия выступают в роли того материального объекта, на которыйвоздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляетсявсе правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридическихфактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовомрегулировании. Юридические действия - сложный и многоплановый объект классификации.Уложить в единую классификационную схему разнообразные проявлениядеятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебнойлитературе используется ряд делений правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); поюридической направленности (юридические акты, юридические поступки,результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, черезпредставителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом,документом) и др[5]. Не считая необходимым подробно рассматривать все звенья классификацииправомерных юридических актов, остановимся лишь на одном вопросе - о местев классификации поступков, сопряженных с созданием объективированногорезультата (результативных действий). Некоторые авторы относят их к числуюридических поступков. Другие выделяют результативные действия всамостоятельную категорию юридических фактов, наряду с поступками и актами. По нашему мнению, выделение результативных действий - примердальнейшего углубления традиционной классификации юридических фактов.Изготовление вещи, создание произведения литературы, искусства, науки итехники - действия, прямо не направленные на юридический результат, т. е.согласно принятой классификации - юридические поступки. Однако этимпоступкам присущ ряд специфических признаков. Во-первых, правовоепоследствие связывается не с фактом деятельности, а с его объективированнымрезультатом (изобретением, открытием и т. д.). Во-вторых, законодательствоотвлекается в данном случае от субъективной стороны действий. В-третьих(это вытекает из предшествующего), данные действия признаются юридическизначимыми и в том случае, даже если их совершило недееспособное лицо.Результативные действия, таким образом, представляют собой подвидюридических поступков. Изучение этой категории юридических фактов нацеленона то, чтобы усилить правовую защищенность производственной, творческой,преобразующей деятельности человека. Существенную теоретическую и практическую роль играет систематизациянеправомерных действий. К числу важнейших классификаций можно отнестиподразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности(поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); пообъекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики,преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.); по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовыеи др.); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские,корыстные и др.). Как и подразделение правомерных действий, классификацию правонарушенийвряд ли можно считать завершенной. В науке уголовного права сделано немалов изучении и классификации преступлений. Классификация же проступков и мерответственности за них нуждается в совершенствовании. Детальнаяклассификация правонарушений позволит более дифференцированно подойти кэтой категории фактов, глубже проанализировать их систему, полнее осмыслитьюридическое значение каждой разновидности правонарушений. Юридические факты - правоотношения. Связь юридических фактов и правовыхотношений имеет еще одну сторону: в механизме правового регулирования онимогут "меняться местами", т. е. правоотношения способны выступать в ролиюридических фактов. В форме правоотношений выступают важнейшие, наиболее значимыесущественные связи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что правоиспользует в качестве юридических фактов такой элемент реальности какправовые отношения. Закрепление в нормах права фактов-правоотношенийобусловлено и требованием законности, внутренними закономерностямиправопорядка, предполагающего скоординированное возникновение исуществование правовых связей. Наконец, надо указать на то, что факт-правоотношение обладает значительной социальной емкостью. В обобщенном,концентрированном виде он вбирает в себя широкий массив социальныхобстоятельств. Все это делает факты-правоотношения привлекательными дляиспользования в правовом регулировании. Термин "факт-правоотношение" не должен создавать впечатление, чтоюридическим фактом выступает все правоотношение в целом. Факт-правоотношение отражает правовую связь в обобщенном виде. Юридическоезначение имеет, как правило, факт существования (или отсутствия) того илииного правоотношения. Так, для получения льгот военнослужащему необходимонаходиться на действительной военной службе, для заключения брака -отсутствие другого зарегистрированного брака и т. д. Факт-правоотношение - производный юридический факт, вторичный поотношению к определенной группе социальных обстоятельств. Его "юридическаянадежности" в немалой степени зависит от совершенства юридическогомеханизма образования правоотношений. Если этот механизм не обеспечиваетдолжного уровня законности в возникновении правоотношений, то использованиетакого факта будет иметь следствием перенос ошибки в новую областьобщественных отношений. Это обязывает проявлять известную осторожность виспользовании фактов-правоотношений, предусматривать средства контроля вфактических составах, включающих этот факт. Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать тогообстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и гражданпорой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельстваучитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридическихфактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другимиюридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекутизменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения. Юридические факты-события можно классифицировать по различнымоснованиям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своемпроисхождении от человека; в зависимости от повторяемости события -уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности - моментальные(происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количествуучастников - персональные, коллективные, массовые; последние – на события сопределенным и с неопределенным количеством участвующих лиц; по характерунаступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др. Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве ивремени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальныхявлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространеннаякатегория юридических фактов. Функции сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. Влитературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого,сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защитыправ и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д. Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только какэлементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, сиными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим толькокак срок чего-либо. Отличительная черта срока - определенность его начального и конечногомоментов. Начало течения срока зависит от установленных в законеюридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно былоузнать о нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единицвремени. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, неявляется сроком и не может использоваться как юридический факт. Элементом срока является также сознательно избранный масштаб (эталон,измеритель) времени. Универсальным масштабом времени являются год, квартал,месяц, декада, неделя, день, час. Например, как указывает ст. 190 ГК РФ, "Установленный законом, инымиправовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяетсякалендарной датой или истечением периода времени, который исчисляетсягодами, месяцами, неделями, днями или часами". Однако, как правильноотмечается рядом авторов, в практике правового регулирования применяются идругие эталоны времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставкипочтового отправления и т. д. Как определяет та же ст. 190 ГК РФ, "Срокможет определяться также указанием на событие, которое должно неизбежнонаступить[6]." В гражданском законодательстве подробным образом регулируется порядокопределения начала и конца срока, порядок совершения действий в последнийдень срока и т. д" что свидетельствует о большом практическом значении этойкатегории юридических фактов в гражданском праве (ст. 190-194 ГК).Классификация юридических фактов. Невозможно что-либо сказать о юридических фактах, если представлять ихсебе как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридическихфактов представляет собой тонкий инструмент изучения предмета, существасвойственных ему закономерностей. В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанныхпризнака[7]. Первый - "волевой" критерий, согласно которому все юридические фактыподразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, актыгосударственных органов и т. д. События - явления природы, возникновение иразвитие которых не зависит от воли и сознания человека. По второму признаку действия подразделяются на правомерные инеправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридическихнорм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующегозаконодательства) поведение. Неправомерные - противоречат правовымпредписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значениеэтого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известноймере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны -договоры, сделки, административные акты, связанные с "нормальными"правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающиевозникновение охранительных правоотношений. При самом скептическомотношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достиженияабстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификациейюридические факты с противоположным социальным знаком. Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридическиепоступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствиянезависимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение,желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная частьправомерных поступков порождается материально-предметной деятельностьюлюдей (производством и потреблением материальных благ, созданиемпроизведений литературы и искусства, открытия и изобретения и т. п.).Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правовогорезультата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы идругие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовыеотношения для себя либо для других субъектов. Позитивные и негативные, правопорождающие и правопрепятствующие,главные и подчиненные юридические факты. В основе первого деления лежитспособ связи с явлением действительности. Правовые последствия могут бытьсвязаны как с существованием некоторого явления, так и с его отсутствием. Впервом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во второмслучае - отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебнойподчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению наслужбу - негативные юридические факты, так как правовое последствие связаноименно с отсутствием некоторого явления. Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать сих делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это делениераскрывает функции юридических фактов в фактическом составе.Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы длянаступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты, напротив,тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовыхпоследствий. Между правопорождающими и правопрепятствующими фактами нетнепроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеетправопрепятствующее значение (фактический состав вынужден "дожидаться"появления необходимого факта). Напротив, отсутствие правопрепятствующегофакта - необходимое условие для наступления правовых последствий. Рассматриваемые классификации юридических фактов следует отграничитьтакже от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.В основе этих классификаций лежат разные критерии. Юридические фактыделятся на правопорождающие и правопрепятствующие по их функции внутрифактического состава. Факты и составы могут быть правообразующими,правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости от правовых последствий,которые они порождают как целое. Таким образом, первая классификация незаменяет и не подменяет вторую Не лишено практического значения также разграничение юридическихфактов на главные и подчиненные. Главный факт наиболее полно отражаетсущество регулируемой ситуации. Все другие факты .имеют уточняющеезначение, конкретизируют юридически значимые детали. Например, главнымифактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы.Все иные фактические обстоятельства носят характер подчиненных. При наличииглавного факта законодательство допускает в отдельных случаях досрочное(опережающее) наступление правовых последствий. Материальные и процессуальные, оформленные и неоформленные, латентные ирасчетные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующимиправовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные ипроцессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства,являющиеся основаниями наступления "материальных" правоотношений. Втораякатегория связана с юридическим процессом, его движением и развитием. По признаку их документального закрепления юридические факты могут бытьподразделены на оформленные и неоформленные. Эта классификацияперекликается с предыдущей, но с ней не совпадает. Как уже отмечалось,большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированномвиде. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства могутсуществовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка междугражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические фактыможно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существуетопределенная часть фактов-правонарушений. Разновидность юридических фактов - расчетные юридические факты. Этофактические показатели, коэффициенты, индексы, рассчитываемые на основенекоторых первичных фактических обстоятельств и служащие основанием длявозникновения права на вознаграждение, надбавку или скидку и т. п.Использование формализованных расчетов в системах заработной платы, внекоторых видах сделок заставляет обратить внимание и на эту категориюфактов. В научной литературе предпринимались неоднократные попытки развить идополнить указанную классификацию. Действия предлагалось подразделять наодносторонние и многосторонние, положительные и отрицательные;правонарушения - на умышленные, неосторожные и случайные; в числе действий- особо выделять юридические факты-состояния, результативные действия;юридические факты-события разграничивать на абсолютные и относительные и т.д. Классификация юридических фактов - необходимое средство изученияправовых отношений, особенностей правового регулирования. В этом качествеона широко используется в науке, на практике, в юридическом образовании. Понашему мнению, научная и практическая ценность классификации юридическихфактов раскрыта еще не в полной мере. Ее дальнейшее развитие можетоказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в томчисле для социологических исследований в юридической науке[8]. 3. Правоотношения: понятие, состав, виды. Правоотношения - это фактически существующие индивидуально-определенныесвязи социального порядка между управомоченными и обязанными субъектами,урегулированные нормами права. Современная наука признает, что правовые отношения являются одним извидов общественных (социальных) отношений. Это лишь одна из сторонобщественной жизни, то есть отношений, возникающих между людьми в процессеобщения. Наряду с правоотношениями современная наука об обществе различаеттакже отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные,трудовые, экологические и т.п. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношениямежду людьми, которое определяется нормами права. Более того, не всеобщественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношениеспособно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет обактах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касаетсямыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридическойприроде нельзя. Правоотношение – это только одна сторона реального общественногоотношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения. Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм(объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанностиучастников общественных отношений. Право в объективном смысле представляетсобой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав иобязанностей персонально не определенного круга субъектов. В нихсодержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфередействия правовой нормы. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В немобщие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретныхлиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором сторонысвязаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями,охраняемыми государством. Отечественные правоведы рассматривают правовые отношения какнадстроечные, то есть как отношения, возникающие в результате действияопределенных производственных отношений - как производное определенногоэкономического базиса. Именно такая традиция оценки правоотношенийсложилась в юридической литературе в советский период. Поэтому, какправило, утверждалось, что характер складывающихся правовых отношений малозависит от воли и сознания людей. Подтверждением тому служат типысложившихся в различные периоды цивилизации правовых отношений, которые,несомненно, зависели от реального уровня развития производственных иобменных отношений. Но, признавая приоритет производственных отношений, нельзя забывать овлиянии и других факторов - таких как политика, уровень развития культуры иобщественной нравственности, идеология, сложившиеся формы брачных отношенийи т.п. Кроме того, правоотношение - объективно сложное явление правовойдействительности.[9] Ему, так же, как и другим видам общественныхотношений, присущи свои особенности и специфические формы взаимосвязеймежду их участниками (субъектами). Характерной особенностью правоотношенийявляется прежде всего то, что они всегда осознаны их участниками и созданыпо их воле, т.е. это индивидуально-волевые отношения. Подобные отношения, например, возникают также в сфере экономики - впроцессе обмена товаров, инвестирования и т.п.; в сфере социальныхотношений - в процессе лечения больных, оплаты труда; в области культуры -получения образования, концертной деятельности и т.п.. Все эти действия ивзаимосвязи регулируются правом и таким образом приобретают формуправоотношений. Следовательно, по своей природе правоотношения - этоволевые взаимоотношения, то есть такие отношения, которые возникают иреализуются по воле и сознанию людей. Индивидуальные волевые экономические, политические, социальные,культурные, семейные и иные отношения приобретают с помощью права новоекачество в виде юридических прав и обязанностей сторон, с которыми онимогут и в надлежащих случаях - должны соотносить свое поведение. Эти праваохраняются государством, а исполнение обязанностей обеспечиваетсяпринуждением государства в разных формах. Что же представляют собой юридические обязанности? Прямые предписанияобязательного поведения, ограничивающие рамки свободы, как правило,обращены к отдельным людям и организациям: они устанавливают то должноеповедение, которому каждый субъект обязан следовать в своейжизнедеятельности, соблюдая свободу и интересы других лиц и общества вцелом. Такое должное поведение, возникающее между людьми, и характеризуетсяв теории права как юридическая обязанность. Что же касается юридических прав, то для того, чтобы наиболее точноопределить сущность, содержание и структуру правоотношения какобщественного явления необходимо различать юридическое право в объективномсмысле и субъективные права. Это позволит избежать отождествления понятияправа как совокупности норм, правил и правоотношений с понятием права какправомочия конкретного лица, субъекта права. Если речь идет о совокупности юридических норм (то есть определенныхправил поведения, регулирующих отношения между людьми), относящихся ко всемлицам, подчиняющимся их действию, то такая совокупность составляет право вобъективном смысле. Такие нормы сами по себе не порождают прав иобязанностей конкретных лиц (организаций или государства), они лишьпредназначены для регулирования тех отношений, которые могут возникнутьмежду сторонами в конкретных случаях. Например, наличие в Гражданскомкодексе норм о договоре аренды не означает, что участники правоотношений(в данном случае - гражданских) обязаны заключить такой договор. Но еговозможность обуславливается объективным правом и именуется юридическимфактом. В свою очередь заключение договора, как юридический факт, порождаетопределенные отношения, которые и являются правоотношениями сторон (врассматриваемом нами примере - гражданскими правоотношениями), аправомочия, возникающие у их участников - субъективными правами сторон.Следовательно, субъективное право - это всегда право, уже имеющееся уконкретного лица (организации, государства) и возникшее из конкретногоправооснования. Такова позитивно-правовая концепция юридических субъективных прав иобязанностей, в основе которой лежит связь прав и обязанностей с правовыминормами, а также обусловленность ими. В соответствии с позитивно-правовойконцепцией можно дать следующее - уточненное - определение правоотношений:правовые отношения - есть отношения между людьми и их объединениями(организациями), урегулированные нормами права и состоящие во взаимнойсвязи субъективных прав и юридических обязанностей участниковправоотношения.[10] Условия возникновения и юридическое содержание правоотношенияустанавливаются законами, нормативными актами государства, а такжеправовыми обычаями и прецедентами, то есть нормами права, без которыхправовые отношения, как правило, возникать не могут. Следовательно, можносказать, что нормы права предшествуют правоотношениям. Общая закономерностьразвития правовых отношений состоит именно в том, что при нормальныхусловиях развития общества, без норм права соответствующие правовыеотношения возникать и развиваться не могут. Например, отношения собственности в любом цивилизованном обществеукрепляются и развиваются только тогда, когда они предусмотрены и защищенызаконами государства.[11] Законодательно регулируются также формыгосударственного правления и устройства, основные права и свободы граждан,отношения гражданства, отношения собственности, порядок ответственности заправонарушения, разрешение споров и т.д. Следовательно, можно сказать, чтоправоотношение действительно теснейшим образом связано с таким понятием,как нормы права. Обусловленность содержания правоотношений определенными нормами праване означает, однако, что все виды индивидуальных правоотношений могутвозникать и развиваться только при наличии соответствующих норм права. Вдействительности нормы права зачастую устанавливают лишь отдельные принципыправового регулирования, которые как бы очерчивают определенные рамкиправоотношений. Как следствие этого в реальной практике, например, частно-правового регулирования действует принцип “Разрешено все, что не запрещенозаконом.” Понятие правового отношения в совокупности с юридическими нормамисоставляет необходимый, а иногда и исходный элемент юридического права.Взаимосвязь норм права и правоотношения обуславливает реальную жизнь правакак регулятора общественных отношений. “Обязательная взаимосвязьправоотношения с правовыми нормами составляет важнейшее требованиезаконности каждого конкретного правоотношения.”[12] Можно сказать, что признаком законности любого рода правоотношенийслужат правовые нормы, которые предусматривают: 1. кто может быть участником правоотношения (гражданин, юридическое лицо, государство); 2. какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения правоотношения; 3. каково содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность); 4. каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей (возможность привлечения к ответственности). При всей важности выработки и установления юридических норм не менееважно, чтобы эти нормы действовали, находили воплощение в реальной жизни.Формой же такого воплощения и выступают права и обязанности реальных,индивидуально определенных участников правовых отношений. При возникновенииправовых отношений юридические права и обязанности не подменяютэкономическое, социальное или личностно-индивидуальное содержаниеобщественных отношений, а лишь оформляют строгие рамки, сроки, условиявыполнения договора, семейного, административного или трудового отношения,условия реализации прав гражданина и т.п. В этом состоит значение права дляохраны интересов сторон правоотношения, реальной защиты их судом или иныморганом государства. На основании всего вышесказанного, как отмечают отечественныеправоведы, следует признать правильным “не только нормативный подход кправу, но и социологическое видение права, подчеркивающее “жизнь права вправоотношениях”, защищаемых, а частично и создаваемых судом. В понятиеюридического права следует включать как юридические нормы, так и правовыеотношения, которые также составляют его необходимый, а иногда и исходныйэлемент.”[13] Содержание правоотношения - проблема сугубо теоретическая: исследоватьправоотношение непосредственно невозможно. По признанию отечественныхюристов, сколько-нибудь эффективные методы эмпирического изучения этогофеномена теории права пока неизвестны, поэтому исследуется он только спомощью логического анализа.[14] Основное специфическое содержание правоотношения как одного из видовобщественных взаимоотношений состоит в том, что его участники обладаютвзаимными правами и обязанностями, а также определенным образом действуют,используя и осуществляя свои права и обязанности. При таком восприятии содержания правоотношения возникает, однако, однологическое затруднение, связанное с отделением правового отношения отдругих видов общественных отношений. Как уже было сказано выше, правовоеотношение выступает в качестве юридической формы фактического общественногоотношения. Например, осуществление компетенции органа власти - формареализации властной функции органа государственной власти, осуществлениеправа и обязанности договора купли-продажи - форма денежного обменатоваров, брак - форма супружеских отношений и т.п. То есть в процессереализации правоотношение и фактическое отношение как бы сливаются. Ногрань различия между ними и здесь выступает в виде признания реальныхдействий участников фактами не только экономической, социальной и т.п.жизни, но и фактами юридическими, которые характеризуют данные правовыеотношения в их развитии - по их возникновению, изменению, осуществлению ипрекращению. В состоянии правового отношения имеется и фактическое поведениесубъектов и их правовые обязанности. Права и обязанности образуют формуправового отношения - фактическое поведение субъектов, его содержание. По структуре и функциональному назначению субъективных прав, которымиобладают участники правоотношений, различают пассивные (относительные),активные и смешанные правоотношения. В относительных правоотношениях, где интерес одной стороныудовлетворяется через действия обязанной стороны, субъективное правовыступает как право требовать от обязанной стороны совершения тех или иныхдействий - передачи вещи, поставки продукции, участия в воспитании детей идр. Абсолютными принято называть правоотношения, в которых субъективноеправо выступает в виде обеспеченной правом (законом) возможностисобственного поведения, в виде свободного выбора собственного поведения.Возможность требовать выступает здесь как нечто вторичное, как поддержкаосуществления собственных прав свобод. Таково, например, содержаниеправомочий собственника какого-либо имущества - владеть, пользоваться ираспоряжаться; таково же и содержание политических свобод - свободы слова,собраний, печати и пр. Требования собственника заключаются в устранениипрепятствий к осуществлению права, а требования граждан по осуществлениюправ и свобод - в надлежащем обеспечении государством правопорядка,недопущении препятствий законному осуществлению политических прав и свобод. В одном и том же сложном отношении оба типа содержания прав могутобъединяться. Например, осуществление права предпринимательскойдеятельности связано с такими собственными действиями, как учреждение илипреобразование предприятия, а также с привлечением финансовых средств путемзаключения договора о кредитовании, о найме работников, об услугах пострахованию и т.п. Что же касается субъективных обязанностей участников правоотношений, тоони состоят в должном поведении, соответствующем субъективному праву. Этоотносится не только к относительным, но и к абсолютным правоотношениям, гдесубъективному праву корреспондируют пассивные обязанности не нарушать правасобственности, не препятствовать их осуществлению (как и осуществлениюгражданами других прав). Пассивные обязанности “не нарушать” и “не препятствовать” относятся ктем субъективным правам, которые признаются государством, как принадлежащиекаждому человеку и гражданину государства. Если эти неотчуждаемые права необеспечиваются обязанностями других уважать права человека и неограничивать свободы его действий, вряд ли можно говорить об их юридическойобеспеченности.[15] Наконец, следует упомянуть и о том, что каждое юридическое субъективноеправо связано с притязанием, т.е. с возможностью обратиться в суд или инойгосударственный орган за защитой своего права, если имеет место егонарушение, неисполнение законного требования и т.п. Право на обращение зазащитой в суд - один из важнейших принципов демократического общества игосударства. Содержание правоотношения, поведение ее сторон, моделируется в правовойнорме и содержится в ее главной части - диспозиции. Схематическиюридическую норму, служащую основой правоотношений, можно представитьследующим образом: 4. Субъект правоотношения. Правосубъектность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которыев соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридическихправ и обязанностей. Таково общее положение. В реальной же жизни не всеиндивиды и организации могут быть субъектом правоотношений, что объясняетсяразличными объективными факторами: физиологическими, психологическими,экономическими. Малолетние дети, Душевнобольные, организации, прекратившиесвое существование, фактически не могут участвовать в правоотношениях: ведьесли нет субъекта права, то нет и субъекта обязанности, нет и самойобязанности – нельзя быть обязанным в отношении никого. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся всфере объективного права. Их подавляющее большинство в правовомгосударстве. Другие лица, по каким- либо причинам не включенные в сферуправового регулирования, находятся под опекой различных благотворительныхорганизаций и государства. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется ихправоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это закрепленная в законодательстве способностьсубъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Онаначинается с момента рождения индивида и прекращается смертью.Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождаетсяобъективным правом. В ней концентрируются те юридические права иобязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, чтоон действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участникомправоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного праваспособность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиямиосуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяетсяна общую и специальную. Общая, например, относится ко всем без исключенияюридическим сделкам, специальная же распространяется только на строгоопределенный вид данных сделок. В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегдасовпадают. Содержание и объем дееспособности зависят от нескольких факторов:1. От возраста правоспособного субъекта. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становиться дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательством определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (имеет право избирать и быть избранным в органы гос. власти; будучи депутатом, обязан отчитываться в своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности. В зависимости от возраста субъекта его дееспособность является полнойили ограниченной. Так, несовершеннолетние совершают сделки только ссогласия родителей, усыновителей или попечителей.2. От состояния здоровья. Если вследствие душевной болезни или слабоумия гражданин теряет способность понимать значение своих действий и руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют их опекуны. В соответствии с законом ограничивается дееспособность лиц, страдающих алкоголизмом или злоупотребляющих наркотическими веществами.3. От родства субъектов. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах запрещается заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на гос. службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому.4. От законопослушности субъекта. Лицо, совершившее преступление, при отбитии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его правоспособность.5. От религиозных убеждений субъекта. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. К индивидам или субъектам правоотношений относятся гражданегосударства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся натерритории данного государства. Индивидуальный субъект правоотношения нефизическое, а чисто юридическое понятие. Субъект правоотношения – это не тоже самое, что и человек, - это только одно его свойство, созданноеобъективным правом. Так дееспособность в полном объеме возникает у гражданина по общемуправилу с 18 лет[16] (ст.60 Конституции РФ), но в силу ст.27 ГК РФнесовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен приопределенных условиях полностью дееспособным (эмансипация). Согласно ст.26, 28 ГК РФ малолетний от в возрасте от 6 до 14 лет может совершатьотдельные бытовые сделки[17], а с 14 до 18 лет - более сложные, в т.ч.заниматься предпринимательской деятельностью, быть членам кооператива ит.д. Т.е. в этом случае речь идет об ограниченной дееспособности. В качестве других ограничений можно привести следующие примеры,связанные с возрастом субъекта правоотношения. Брачный возраст установлен с 18 лет, но он может быть снижен до 16лет по решению органа местного самоуправления (ст.13 Семейного кодекса РФ). В силу ст.81 Конституции РФ президентом РФ может быть избрангражданин, достигший возраста 35 лет. Наступление гражданско-правовой ответственности также зависит отвозраста и круга совершенных сделок (ст.24-28 ГК РФ). Административнаяответственность наступает с 16-летнего возраста, но имеются особенности поприменению мер наказания до достижения несовершеннолетними возраста 18лет (ст.13,14 Кодекса РСФСР об административных нарушениях). Согласност.20 УК РФ уголовная ответственность за совершенные преступления наступаетс 16 лет, но по ряду составов возраст снижен до 14 лет. Кодекс законов о труде РФ (ст.173, 175) устанавливает, чтотрудовой договор может быть заключен только с лицом, достигшим 15 лет, нов свободное от учебы время к производственному труду допускаютсянесовершеннолетние, достигшие 14 лет. При этом на тяжелых работахзапрещен труд лиц, не достигших 18-летнего возраста. Независимо отвозраста запрещено использовать труд женщин в ряде случаев (ст.160).Примеры подобного рода можно продолжить. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностейназывается правовым статусом. Термин «правовой статус» употребляется дляхарактеристики правового положения лица в целом, а термины«правоспособность» и «дееспособность» употребляются применительно кучастию тех или иных лиц в правоотношениях. К организациям – коллективным субъектам правоотношений – относятсягосударственные, общественные, частные организации и государство в целом. Вотличие от индивидуальных субъектов правоспособность и дееспособностьорганизаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых онисоздаются и функционируют. Дееспособность организаций непосредственновыражается в действиях определенных должностных лиц, представителей,выступающих от имени организаций. Действия таких представителей считаютсядействиями самих организаций. Среди субъектов организаций особое место занимают так называемыеюридические лица. Юридическим лицом признается такая организация, котораяобладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретатьимущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, бытьистцом и ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде. Юридические лицаявляются прежде всего субъектами имущественных, гражданско- правовыхотношений. Юридические лица различаются в зависимости от того, какие функции оноосуществляет – публичные или частные. Государственные организации и учреждения, как правило, преследуютобщие, публичные цели. Это обусловливает их большую стабильность, а такжеих большую независимость от тех индивидуальных лиц, которые входят в составюридического лица. Существование юридического лица, имеющего публично-правовой характер, не зависит от воли его членов. Правительство не можетпрекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже есливсе члены кабинета министров уйдут в отставку. Вместо ушедшего в отставкукабинета будет сформирован новый – именно таким образом данные организациипродолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношенийвообще. Иное дело, если юридическое лицо строит свою деятельность на частно-правовых началах (коммерческий банк, частная фирма или предприятие,акционерное общество). Оно преследует частные цели и интересы своих членов:вкладчиков, акционеров, пайщиков – и, следовательно, может прекратить своесуществование по воле этих лиц. Члены таких частно-правовых юридических лицявляются полными их представителями: их воля является в полном смысле волейюридического лица. 5. Органы внутренних дел как субъекты права. Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения,которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуютгосударственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, ихвзаимодействие с гражданами, другими органами государства и организацияминаходятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированыорганизация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охранеобщественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, ихкомпетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строгорегламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляютсоотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействиес другими органами государства, а также общественными организациями игражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутреннихдел составляет основу законности и функционирования. Однако не только организации, но и повседневная деятельность органоввнутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны назаконности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, напримерв разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции,осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении кответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различныеправоотношения, в рамках которых они должны строго соблюдать требованиязаконности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельностимилиции, всегда важно учитывать два аспекта этого вопроса. Во-первых,милиция призвана обеспечивать соблюдение законности гражданами,учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, котораявходит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции впределах своей компетенции вступают в различные правоотношения сгражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав иобязанностей каждый работник милиции должен действовать строго всоответствии с нормативными предписаниями. Все правовые формы деятельности милиции (и прежде всегоправоотношения ) должны соответствовать правовым нормам. Только в этихслучаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишьтакая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотренаюридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиесямежду работниками милиции и гражданами ( или другими субъектами права), непредусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение,они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми неявляются. Этот момент важно иметь в виду, ибо лишь правовые отношениявлекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством- в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридическихобязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству ( в лицеопределенных органов ) для привлечения к ответственности правонарушителя. Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются вправовой норме, в ее главной части - диспозиции. Законность правоотношений связанна не только с необходимостьювыполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законныхоснований их возникновения и развития ( юридических фактов ), а такжеопределением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению (субъектов правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношенийтакже предопределены правовыми нормами. 1. Одной из основных функций государства является осуществление законности правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел. Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охранеобщественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связаннос ее функциональным назначением. Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями,вступают в правоотношения которые, как правило, носят вертикальноенаправление, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь междуих участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такогорода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е. отношениям междумилицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органамигосударства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспеченияобщественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскимиподразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД. В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящиегоризонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Ониносят, как правило, договорный характер. Примерами могут бытьправоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны,квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельностихозяйственных организаций и д.р. Однако договорные правоотношения неспецифичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях онивыступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органагосударства, осуществляющие государственно-властные функции. Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируетсяразнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права -государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однакона ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права,причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка,общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это иобуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевойпринадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыминормами). Исходя из общей классификации правоотношений и функциональных задачОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных отраслей права, вкоторых протекает их деятельность: 2. Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны. Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел решения и др. 3. Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно- распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в которых один из участников приписывает другому установленное нормой административного права обязательное для исполнения явление. Административные правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются: 1. соответствие административных правоотношений нормам права; 2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило; 3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел. 4. привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы внутренних дел задач и др. 4. уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения признаков преступления или необходимости его пресечения должны произвести неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать уголовные дела и производить по ним предварительное расследование в форме дознания; проводить необходимые оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших; производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие. В ходе проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно-процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной, обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При характеристике уголовно-процессуальных отношений с особой силой следует подчеркнуть важность соблюдения требований законности, ибо ее нарушение (незаконный обыск, выемка и др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и свобод личности или других субъектов, в помещении которых произведены незаконные обыск или выемка. 5. уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов: 1. правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в нормах уголовного права.[18] 2. правоотношения активного типа ( охранительные правоотношения ) , возникающие в связи с совершенным преступлением. Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны согласно нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел, совершившие предусмотренные нормами уголовного права должностные преступления, несут уголовную ответственность и в этом смысле являются участниками уголовных правоотношений второго типа. Наконец, осуществляя задачу охраны общественного порядка, выполняя функции дознания по отнесенным к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции становятся участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых они выступают как представители государства. 6. гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач по охране государственной собственности, имущественных прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками: правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций и др. Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по защите права собственности граждан в связи с обеспечением сохранности имущества при находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо этого органы внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по защите права собственности в связи с восстановлением нарушенных имущественных прав организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных вещей. В этих случаях гражданско-правовые отношения возникают параллельно с применением органами внутренних дел уголовного, уголовно процессуального, административного права. Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания по таким преступлениям, как хищение, угон автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий собственника и др. Рассмотрение общих черт, характеризующих правоотношения, складывающиесяв деятельности органов внутренних дел, а также основных видов этихправоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения: 7. специфика функционального назначения милиции, ее компетенция предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают; 8. характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел, конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в которые вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи, переплетении. 9. главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению, является соответс




Похожие:

Юридический факт и правоотношения iconКонтрольно-измерительные материалы по дисциплине «Правоведение»
Юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения
Юридический факт и правоотношения iconДокументи
1. /Юридический факты и правоотношения.doc
Юридический факт и правоотношения icon«Основы права». Специальность «Менеджмент»
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)
Юридический факт и правоотношения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы права»
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)
Юридический факт и правоотношения iconВопросы к зачету по дисциплине «Основы права». Специальность «Программное обеспечение вт и ас»
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)
Юридический факт и правоотношения iconЛитература. Основы права. (Учебное пособие) Зенин И. А. (Мфпа, 2003, 184с.)
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)
Юридический факт и правоотношения iconРеферат предмет: трудовое право
Тема: «трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения. Субъекты трудового права....
Юридический факт и правоотношения iconПонятие юридических фактов
Основанием возникновения,изменения или прекращения гражданских правоотношений является один юридический факт или совокупность юридических...
Юридический факт и правоотношения iconЭкзаменационные вопросы по гражданскому процессуальному праву к комплексному государственному экзамену
Гражданские процессуальные правоотношения: понятие, признаки, структура, содержание, объект. Основания возникновения гражданского...
Юридический факт и правоотношения iconТема Гражданское правоотношение
Понятие и особенности гражданского правоотношения. Состав гражданского правоотношения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы