Источники экологического права icon

Источники экологического права



НазваниеИсточники экологического права
И.В. студент
Дата конвертации27.07.2012
Размер164.69 Kb.
ТипРеферат
Источники экологического права


МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ РЕФЕРАТ на тему: ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Выполнил: Ганюшкина И.В. студент 1-го курса факультет юридический специальность юрист-государствовед Проверил: Никишин В.В. Саранск, 1995 СОДЕРЖАНИЕ ВведениеКонституционные основы экологического праваСистема источников экологического права РоссииИсточники международно-правовой охраны окружающей среды Эпоха натиска на природу закончилась или, во всяком случае, кончается.Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственногоусердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось,что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось,что для того чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна ещеблагоприятная среда жизни. Иначе даже расходы на медицину, возрастаяэкспоненциально, достигают парадоксальных величин. Обращение к человекупривело к новой форме антропоцентризма: экологическому антропоцентризму.Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не кпреобразованию природы. Стена экологических запретов, достигшая глобального уровня оказаласьне единственным фактором общественного развития. Одновременно и параллельноизменилась экономическая структура. На первый план стало выходитьнаукоемкое производство. Для него нужны совсем другие люди, чем длятрадиционной промышленности. Доминирующим становится производствоинформации, технического знания, реализуемого затем в виде новейшейтехники. [4] С ужесточением нормативов и постановкой новых задач растет число такназываемых «экологических» преступлений. Самая подробная статистика имеетсяпо ФРГ: 1973 г. - 2371 экологическое преступление, 1974 г. - 9805, 1987 г.- 17930. В США при Агентстве по охране окружающей среды (ЭПА) созданаспециальная группа криминалистов из 37 человек, расследующих случаизлостного загрязнения среды с применением авианаблюдений. Под особымнадзором опасные отходы. Экологизация в нашей стране идет медленно. Переход к рынку еще болееее затормозит. Но без этого перехода вообще не было бы никаких надежд.Страна не имела иного будущего, кроме гибели. Достаточно сказать, чтозаметная локальная «озоновая дыра», помимо Антарктиды и Арктики, в Северномполушарии регистрировалась и над Москвой и ее регионом, аллергическиезаболевания охватили большинство населения СССР, что уровень психическогоздоровья неуклонно и стремительно падает. [4] К сожалению, борьбе с экологическими преступлениями не придаетсядолжного значения. За последние пять лет судимость по ст.163 УК снизиласьна 62,2%, ст.166 - на 55%, ст.169 - на 57%, ст.223 - на 70,4%.[1] Перестройка социально-экономической системы, суверенизация России,денационализация земли и других природных ресурсов внесли существенныекоррективы в систему экологического права. Учреждение института частнойсобственности на землю и другие природные ресурсы способствовалоустановлению водораздела в отношении к природе как объекту экологическихинтересов граждан в здоровой и благоприятной природной среде иэкономических интересов в удовлетворении материальных потребностейобщества. Экологическое право — одна из отраслей российского права. Онорегулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействияобщества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.1. Конституционные основы экологического права Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты,в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления ираспоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации. [3] Источники экологического права обладают всеми характерными признаками,свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в нихпредставлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права;они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм инормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулируюсоответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраныокружающей среды. Наконец, в числе источников экологического праваопределенное место занимают международно-правовые акты, регулирующиевнутренние экологические отношения на основе примата международного права. В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием КонституцииРоссийской Федерации отражены основные положения экологической стратегиигосударства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед за Федеративным договором Конституция вводит в научный обороттрехзвенное определение экологической деятельности человека в сферевзаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающейсреды, обеспечение экологической безопасности. Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимаетст.9, ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы вРоссийской Федерации используются и охраняются как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая изних (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающуюсреду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Втораяпровозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность наземлю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). первая касается биологическихначал человека, вторая — его материальных основ существования. [2] Воспринимая основные положения Федеративного договора, Конституцияоформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектовФедерации. Согласно ст.72 (п.в,д), пользование, владение и распоряжение землей,недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охранаокружающей среды и обеспечение экологической безопасности являютсясовместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничениедается в двух направлениях — по предметам ведения Федерации и субъектовФедерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимаетфедеральные законы, которые являются обязательными на территории всейстраны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственноерегулирование экологических отношений, включая принятие законов и иныхнормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иныенормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречитьфедеральным законам. В случае противоречия действует закон или инойнормативно-правовой акт федерации. [2] Источники экологического права конкретизируют Конституцию РФ.2. Система источников экологического права России В результате кодификации сложилась система экологическогозаконодательства. В основе этой системы находятся три основополагающихнормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР огосударственном суверенитете Российской Федеративной СоциалистическойРеспублики, принятая 12 июня 1990 г., Декларация Прав и Свобод Человека иГражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., иКонституция (Основной Закон) Российской Федерации, принятая в результатевсенародного голосования 12 декабря 1993 г. Система экологического законодательства состоит из двух подсистем:природоохранительного и природноресурсового законодательства, входит ЗаконРФ «Об охране окружающей природной среды», другие законодательные актыкомплексного правового регулирования. В подсистему природноресурсовогозаконодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основылесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Законы РСФСР об охране ииспользовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные инормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов. [3] Закон об охране окружающей природной среды имеет следующиеособенности. Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актомпрямого действия. Предметом регулирования с его стороны служатэкологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этихотношений закон преследует три задачи:1. сохранение природной среды;2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Закон возглавляет систему экологического законодательства. Это значит,что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должныпротиворечить данному законодательному акту. Во-вторых, генеральная линия закона состоит в обеспечении научнообоснованного сочетания экологических и экономических интересов подприоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека наздоровую, чистую окружающую среду. Научная обоснованность сочетанияэкологии и экономики определяется мерой этого сочетания. В качестве таковойвыступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельностина природную среду. Превышение этих норм создает опасность причинения вредаприродной среде, здоровью человека и является экологическимправонарушением. В-третьих, в отличие от соответствующих отраслевых законов — Основземельного законодательства, лесного, водного, о недрах, где правила охраныобращены прежде всего к природным объектам, данный закон формулируетэкологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия наприродную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям,организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду. В-четвертых, центральная тема закона — человек, охрана его жизни,здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законерассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающуюсреду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и какобъект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиямина возмещение причиненного вреда. В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Итакоймеханизм состоит из системы, включающей экономическое стимулированиесубъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерамиадминистративно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовыхпредписаний. Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающейсреды как меру экономического стимулирования, а также обязательностьгосударственной экологической экспертизы, меры государственногоэкологического контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению,прекращению деятельности экологически вредных объектов, мерыадминистративной, уголовной ответственности за экологическиеправонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека,экологическое воспитание и образование. Таков состав механизма реализацииположений закона, закрепленного в его нормах. [3] Ядром данного закона служат природоохранительные нормы. Именно ониобеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но такие нормыдействуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права —административного, гражданского, уголовного, международного и т.д. Так, система управления охраны окружающей природной среды игосударственного экологического контроля (ст.5-10, 69, 70),административной ответственности (ст.84) выражает административно-правовыеотношения, регулируемые нормами административного права. Возмещение вредаприродной среде, причиненного экологическим правонарушением, здоровьючеловека, причиненного нарушением экологического законодательства, являетсяпо своему содержанию гражданско-правовым отношением, регулируемым нормамигражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст.86-91),представляют собой конкретизацию общих норм гражданского права. [3] Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияпринят 19 апреля 1991 г. Он регулирует санитарные отношения, связанные сохраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды —производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженныев статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права.Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормыст.18 закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизациипроизводственных и бытовых отходов, ст.11 — о планировке и застройкенаселенных пунктов и т.д. Другим источником экологического права в части норм, содержащихэкологические императивы, служат Основы законодательства РФ об охранездоровья, принятые Верховным Советом РФ в августе 1993 г. В целом законотносится к источникам административного права, так как он регулируетадминистративные отношения. Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защитуэкологических прав граждан. В частности, ст.20, дающая право гражданамтребовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда,причиненного окружающей средой. Ст.28 этих же Основ закрепляет праваграждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах. Эти два больших закона комплексной подсистемы экологическогозаконодательства составляют основу охраны окружающей природной среды иобеспечения экологической безопасности человека. В развитие этой ветвиэкологического законодательства разрабатываются и другие законы. [3] Земельный кодекс 1991 г. и Основы земельного законодательства РФ 1993г. — это документы периода перехода от административного методарегулирования земельных отношений к гражданско-правовым отношениям. Онипостроены на базе отмены исключительности государственной собственности наземлю и другие природные ресурсы и провозглашении приоритета частнойсобственности на землю. Земля стала объектом гражданского оборота — купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д. Данное обстоятельство в корне изменило содержание земельныхправоотношений и методов их регулирования. Земельные отношения — составнаячасть гражданско-правовых отношений, а гражданско-правовой метод — основнойметод их регулирования. Земельное право в части регулирования отношений сземлей как с недвижимостью перешло в семейство гражданско-правовых отраслейправа. Тем самым раскололся некогда единый блок природноресурсовыхотношений как составных частей экологических отношений. [1] С данных позиций все нормы Земельного права разделяются на четырегруппы. Первая группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения(купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая —земельно-административные, регулирующие управленческие отношения в областииспользования, распределения и перераспределения земель, из учета поколичеству и качеству; третья — земельные отношения, связанные сиспользованием земель и выполнением прав и обязанностейземлепользователями; наконец, четвертая группа норм — земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природногофактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействияиспользования земель. В этой части Земельный кодекс и Основы земельногозаконодательства можно и нужно рассматривать как источники экологическогоправа [3] В 1993 г. Верховный Совет РФ принимает Закон об основах лесногозаконодательства РФ. С точки зрения источников экологического права в немпять групп правовых норм:1. лесохозяйственные (ведение лесного хозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита леса и т.д.),2. лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса),3. лесоземельные (использование земель лесного фонда),4. управленческие (компетенция органов управления лесным хозяйством),5. экологические. Последние можно рассматривать и как источники экологического права.Такие нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства,распределение лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов отпожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д. Водный кодекс РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, вомногом отражает потребности правового регулирования вод на уровнесоциалистических отношений. На пути к рыночным отношениям разрабатываетсяновый законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации.Заметное место в нем должны занять нормы, регулирующие платностьводопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новомзаконе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же времябудет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод,вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека. Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием. В нем содержатся иадминистративные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели итребуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другиепроблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, атакже в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются вГосударственной Думе. [3] Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряженияПрезидента РФ, практически не ограничен. В числе указов Президента РФследует назвать указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегииРоссийской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивогоразвития или указ от 27 декабря 1993 г. о приведении земельногозаконодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ.[3] Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на тригруппы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнениезакона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следуетназвать постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утвержденииПоложения о государственной экологической экспертизе. Вторая группапостановлений предназначена для определения компетенции органов управленияи контроля. Например, Положение о министерстве охраны окружающей среды иприродных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлениемПравительства РФ 22 февраля 1993 г. Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовыеакты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Такимактом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. осоздании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайныхситуациях, а также постановление Правительства от 10 декабря 1993 г.,утверждавшее положение о проведении конкурсов и аукционов по продажеземельных участков. Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств иведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правомиздавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты,обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств,физических и юридических лиц. [3] Так, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов(Минприроды) России издает нормативные приказы, инструкции, положения идругие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использованияприродных ресурсов. Минприроды утвердило 20 ноября 1992 г. Типовоеположение о порядке добровольного экологического страхования в РоссийскойФедерации. Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актовобладают другие органы природоохранительного профиля. ГоскомсанэпиднадзорРФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраныокружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения;Роскомрыболовства РФ издает нормативные акты по вопросам охраны ииспользования рыбных запасов; Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечениябезопасности пользования недрами, например, Положение о порядке выдачиспециальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные сповышенной опасностью промышленных производств и работ, а также собеспечением безопасности при пользовании недрами. Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные,строительные, технические, технико-экономические, технологические,организационные и т.п. К ним относятся нормативы качества окружающей среды:предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую средуи здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на окружающую средуи здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации ит.д. Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они нерассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде(ст.25-27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Этаобязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оцениватьих как источники права. [3] Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты Федерациивправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам,отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входятуказы, постановления, ведомственные нормативные акты. Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрениеэколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормыэкологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способныдействовать напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению кхозяйствующим субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природнуюсреду, нормы экологического права действуют через нормативные акты,регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Экологизированные акты являются источниками права в своих правовыхотраслях. Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, ониимеют прямое отношение и к экологическому праву.3. Источники международно-правовой охраны окружающей среды Центральное место среди источников международно-правовой охраныокружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН иВсемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение вреализации принципов и положений международно-правового экологическогосотрудничества. В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охранеокружающей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов,следует обратить внимание на четыре. 18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициативаи рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет триважнейших момента:. во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;. во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;. в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, вкоторой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды длясоблюдения основных прав человека и надлежащего экономического исоциального развития. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН принимаетрешение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972г. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Обисторической ответственности государств за сохранение природы Земли длянынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства инароды предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработкемероприятий по охране окружающей среды. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраныприроды. Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24основных принципов. Хартия рассматривает экологическое образование как составную частьобщего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания оприроде путем проведения исследований и распространения этих знанийинформационными системами любого типа. Принципы настоящей хартии должнынайти отражение в правовой практике каждого государства и на уровнемеждународного сотрудничества. По своей юридической силе хартия является международно-правовымдокументом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципыюридически необязательны для государств и международных организаций, но всвоей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя извсеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должныпридерживаться положений этого акта. Как источник международно-правовой охраны центральное место занимаетдоговор. Среди этой группы источников выделяются прежде всего договорыполитического содержания, где проблемы охраны окружающей средыпереплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений. Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскимигосударствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций,договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применениясредств массового уничтожения. Сюда относятся такие документы, как Договоро запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическомпространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерногооружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океановоружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки,производства и накопления запасов бактериологического (биологического)оружия и токсинов и их уничтожения (1972 г.). Ряд договоров о сокращении,ограничении, уничтожении стратегических наступательных вооружений носятдвусторонний характер, поскольку заключались СССР и США. Другую значительную группу договоров как источников международно-правовой охраны окружающей среды составляют международные договорыэкологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договорыэколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления. Признаками комплексного экологического содержания обладают такиемеждународно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любогоиного враждебного использования средств воздействия на природную среду(1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большиерасстояния (1979 г.); Договор о принципах деятельности государств поисследованию и использованию космического пространства, включая Луну идругие небесные тела (1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде. Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции,соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Земельное право России. Особенная часть: Учебник 2.Ч. - М.: Юрист, 1994.- 208с. 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Изд-во БЭК, 1994.- 458с. 3. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М.: Изд-во БЭК, 1995.- 557с. 4. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 1994.- 367с.-----------------------[1] Уголовное право. Особенная часть. Учебник /Под ред. Здравомыслова Б.В.- М.,1995. Гл.VIII




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Источники экологического права iconПрограмма по предмету «Экологическое право» предназначена для подготовки студентов по специальности «Правоведение»
В общей части даются определение термину «Экология», понятие предмета метода, механизма действия экологического права. Изучаются...
Источники экологического права iconПеречень вопросов по специализации
Источники экологического права: понятие, система, соотношение с источниками других отраслей права
Источники экологического права iconИсточники Экологического права

Источники экологического права iconПрограмма дисциплины Экологическое право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Источники экологического права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Источники экологического права iconПроблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Источники экологического права iconПравовое обеспечение профессиональной деятельности источники образовательного права
Источники образовательного права – нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области...
Источники экологического права iconПравовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова, кандидат...
Источники экологического права iconКафедра экологического, трудового права и гражданского процесса
Наименование – кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса, электронный адрес кафедры – civil process@ksu ru
Источники экологического права iconСеминар №1 Тема «Предмет, метод, система трудового права. Источники трудового права Принципы трудового права. Субъекты трудового права»
Соотношение трудового права со смежными отраслями права (гражданским, административным, уголовно-исполнительными др.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы