Биография и творчество Булгакова icon

Биография и творчество Булгакова



НазваниеБиография и творчество Булгакова
Дата конвертации27.07.2012
Размер117,05 Kb.
ТипБиография
Биография и творчество Булгакова


Реферат На тему М. А. Булгаков. Выполнил: Ученик 11класса Г. Средней школы №64 Бужин Юрий. Казань 2003 Содержание.1) Вступление.2) Биография и творчество писателя.3) Причины смерти Булгакова.4) Список использованной литературы. Вступление. [pic] Имя Михаила Афанасьевича Булгакова, крупнейшего писателя,пользуется в нашей стране широкой известностью. Всякий художественный текст Булгакова есть тайна, есть загадка,которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Я считаю, что преодоление“барьеров” в познании является изначальной потребностью человека: раз непонятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять,чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности. В процессе такогоактивного познания — “преодоления барьеров” — происходит развитие,интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текстписателя, что он таинственен, что его содержание скрыто и требуетзначительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать этуособенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем(психологических, нравственных, философских), которые им захотелось быразрешить, и есть задача учителя: это и более трудно, и более важно, чемобъяснять, давать ответы на вопросы — вместо того, чтобы эти вопросывозбуждать. Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является романМ.Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,загадочности, неоднозначности. Биография. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) родился в семье профессораКиевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. Втворчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станетне просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи,родины (очерк "Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает намедицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. онполучает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основымировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ковремени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. Послеокончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях КрасногоКреста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу ипереведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы,затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужилиматериалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юноговрача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии,регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г.прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москвуосенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, чтопытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желаниемосвободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точновоспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий".Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся всвоем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постояннойсмены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне отполитических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишетоб этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался наслужбу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевомзначении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киевесвидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ"Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генераломДеникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию иотправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая егопубликация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919).Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции"(иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, ипредвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принималреволюцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушениесамой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. Вгоды социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор —расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которымруководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из нихбыли поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургическиеопыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", быливпоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной— "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с"левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автораза его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина,Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказскогопериода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923). В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаковготов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этотшаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался впоследние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве былиочень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческомотношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТОГлавполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, доконферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером ифельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаковделал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е.Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работникапросвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложениик последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы егорассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922).Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистскийпериод", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханскийогонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияниеразличных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка,воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшиевместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции"левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда —сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс.Мейерхольда, В. Маяковского).Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная сраннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой"Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касаетсяЩедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем.Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоряего же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишеньюсатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влияниемсовершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца"(1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирическойповести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все этисвоеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних егосовременников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца""остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л.Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность,печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливообнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом,отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", двечасти которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925,полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самойлюбимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТомБулгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степениявляется самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба,предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных"пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, котораяразвернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению кбелому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски"настроенного автора пьесы.Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля измхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютныйсценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И.Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновниковинтерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти намхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз принеизменном аншлаге. В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у негоизъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем егопроизведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодикии со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со стольудачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, еслидаже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкинаквартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценическийпамфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром;драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствиизапрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег"(1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции;"оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство"(1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935);историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин(Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года послесмерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировкиБулгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот",1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. инадолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировокБулгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована приего жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене),будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлениемлитературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьесБулгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара,травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. Вэтой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмоправительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно,средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмомправительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.),который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу вкачестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания.В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится темавзаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разныхисторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть"Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"),современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, чтодаже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К.С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая емунеприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой этообнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чегоБулгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу вБольшой театр СССР либреттистом. Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, ностал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на тридесятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшеев себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Причины смерти Булгакова.Его болезнь открылась осенью 1939 года во время поездки в Ленинград.Диагноз был таков: остроразвивающаяся высокая гипертония, склероз почек.Вернувшись в Москву, Булгаков слег уже до конца своих дней."Я пришел к нему в первый же день после их приезда,- вспоминает близкийдруг писателя, драматург Сергей Ермолинский. - Он был неожиданно спокоен.Последовательно рассказал мне все, что с ним будет происходить в течениеполугода - как будет развиваться болезнь. Он называл недели, месяцы и дажечисла, определяя все этапы болезни. Я не верил ему, но дальше все шло какпо расписанию, им самим начертанному... Когда он меня звал, я заходил кнему. Однажды, подняв на меня глаза, он заговорил, понизив голос и какими-то несвойственными ему словами, словно стесняясь:- Чего-то я хотел тебе сказать... Понимаешь... Как всякому смертному, мнекажется, что смерти нет. Ее просто невозможно вообразить. А она есть.Он задумался и потом сказал еще, что духовное общение с близким человекомпосле его смерти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и этоочень важно, чтобы так случилось... Жизнь обтекает его волнами, но уже некасается его. Одна и та же мысль, днем и ночью, сна нет. Слова встаютзримо, можно, вскочив, записать их, но встать нельзя, и все, расплываясь,забывается, исчезает. Так пролетают над яром прекрасные сатанинские ведьмы,как долетают они в его романе. И реальная жизнь превращается в видение,оторвавшись от повседневности, опровергая ее вымыслом, чтобы сокрушитьпошлую суету и зло.Почти до самого последнего дня он беспокоился о своем романе, требовал,чтобы ему прочли то ту, то другую страницу... Это были дни молчаливого иничем не снимаемого страдания. Слова медленно умирали в нем... Обычные дозыснотворного перестали действовать...Весь организм его был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болелнестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор уменя в ушах. Мы осторожно переворачивали его. Как ни было ему больно отнаших прикосновений, он крепился и, даже тихонько застонав, говорил мнеедва слышно, одними губами:- Ты хорошо это делаешь... Хорошо...Он ослеп.Он лежал голый, лишь с набедренной повязкой. Тело его было сухо. Он оченьпохудел... С утра приходил Женя, старший сын Лены (сын Елены СергеевныБулгаковой от первого брака.- А. Д.). Булгаков трогал его лицо и улыбался.Он делал это не только потому, что любил этого темноволосого, оченькрасивого юношу, по-взрослому холодновато-сдержанного,- он делал это нетолько для него, но и для Лены. Быть может, это было последним проявлениемего любви к ней - и благодарности.10 марта в 4 часа дня он умер. Мне почему-то всегда кажется, что это былона рассвете. На следующее утро,- а может быть, в тот же день, времясместилось в моей памяти, но, кажется, на следующее утро - зазвонилтелефон. Подошел я. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил:- Правда ли, что умер товарищ Булгаков?- Да, он умер.Тот, кто говорил со мной, положил трубку".К воспоминаниям Ермолинского следует добавить несколько записей из дневникажены Булгакова Елены Сергеевны. Она свидетельствует, что в последний месяцжизни он был углублен в свои мысли, смотрел на окружающих отчужденнымиглазами. И все же, несмотря не физические страдания и болезненное душевноесостояние, он находил в себе мужество, чтобы, умирая, шутить "с той жесилой юмора, остроумия". Продолжал он и работу над романом "Мастер иМаргарита".Вот последние записи из дневника Е. С. Булгаковой:25 января 1940 г....Продиктовал страничку (о Степе - Ялта).28 января.Работа над романом.1 февраля.Ужасно тяжелый день. "Ты можешь достать у Евгения* револьвер?"8 февраля.Сказал: "Всю жизнь презирал, то есть не презирал, а не понимал... Филемон иБавкида**... и вот теперь понимаю, это только и ценно в жизни".5 февраля.Мне: "Будь мужественной".6 февраля.Утром, в 11 часов. "В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив...Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате".12.40:"Счастье - это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышатьего голос... вот и все... остальное не нужно..."7 февраля.В 8 часов (Сергею) "Будь бесстрашным, это главное".29 февраля.Утром: "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мыс тобой были на земном шаре". Все время весь день необычайно ласков, нежен,все время любовные слова - любовь моя... люблю тебя - ты никогда не поймешьэто.1 марта.Утром - встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде доболезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка):умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, янадеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...Без даты.Сильно, протяжно, приподнято: "Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!" -Как заклинание. Буду любить тебя всю мою жизнь...- Моя!8 марта."О, мое золото!" (В минуту страшных болей - с силой). Потом раздельно и струдом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, чтозапомнила. "Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Тыбыла моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда яслышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире.Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне сужденобудет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, мояцарица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила моивещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, мояжена, жизнь моя!" До этого: "Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, мояподруга, моя верная подруга..."10 марта. 16.39.Миша умер".И еще один штрих. Валентин Катаев, которого Булгаков недолюбливал и дажеоднажды публично назвал "жопой", рассказывает, как навестил Булгакованезадолго до смерти. "Он (Булгаков) сказал по своему обыкновению:- Я стар и тяжело болен. На этот раз он не шутил. Он был действительносмертельно болен и как врач хорошо это знал. У него было измученноеземлистое лицо. У меня сжалось сердце.- К сожалению, я ничего не могу вам предложить, кроме этого,- сказал он идостал из-за окна бутылку холодной воды. Мы чокнулись и отпили по глотку.Он с достоинством нес свою бедность.- Я скоро умру,- сказал он бесстрастно. Я стал говорить то, что всегдаговорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается.- Я даже могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Ябуду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: таккак лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом онударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился вдверь драматурга Бориса Ромашова..." Список использованной литературы.1) М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. «Издательство АСТ», 1999г.2) Библия, М. «Российское библейское общество», 2000г.3) М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборникстатей. - М.: Б.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Биография и творчество Булгакова iconДьяволиада в произведениях М. А. Булгакова реферат. Творчество М. А. Булгакова одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века

Биография и творчество Булгакова iconКонстантин Бальмонт. Биография и творчество Константин Бальмонт. Биография и творчество
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии
Биография и творчество Булгакова iconИнформационное письмо приглашаем Вас принять участие в Международной научной конференции «биография и творчество с. А. Есенина в энциклопедическом формате»
«биография и творчество с. А. Есенина в энциклопедическом формате», посвященной 116-й годовщине со дня рождения С. А. Есенина
Биография и творчество Булгакова iconДьяволиада в произведениях М. А. Булгакова
Творчество М. А. Булгакова – одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века. Его талант дал литературе замечательные...
Биография и творчество Булгакова iconБиография и творчество Ф. И. Тютчева

Биография и творчество Булгакова iconДостоевский биография и творчество

Биография и творчество Булгакова iconБиография и творчество Пришвина

Биография и творчество Булгакова iconКонстантин Бальмонт, биография и творчество

Биография и творчество Булгакова iconБиография и творчество Андрея Рублёва

Биография и творчество Булгакова iconТема. То, о чем идет речь в художественном произведении
Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власть, судьба, смерть темы романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы