Фонд образовательных инноваций icon

Фонд образовательных инноваций



НазваниеФонд образовательных инноваций
Дата конвертации27.07.2012
Размер201.4 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ


Внедрение элементов методики Problem-based learning в ведение семинарских занятий в НИУ ВШЭ


(на примере темы «Глобальные проблемы человечества и экономический рост», изучаемой в рамках курса «Введение в мировую экономику и международные отношения», ФМЭиМП, бакалавриат, 1 курс)


Составитель: Савельева А.В.,

Преподаватель кафедры

Мировой экономики ФМЭиМП


Москва, 2011

СОДЕРЖАНИЕ



АННОТАЦИЯ 3

Универсальность методики 4

Актуальность семинара 7

Этапы проведения семинара 9

Этап 1 «Подготовка к семинару» 9

Этап 2 «Работа на семинаре» 10

Этап 3 «Самостоятельная индивидуальная работа по итогам проведенного семинара» 13

Этап 4 «Оценивание» 13

Выводы 17

АННОТАЦИЯ


В данной разработке внедрения методики проведения семинарских занятий приводится вариант использования «Problem-based learning» для улучшения качества освоения дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения» на примере темы «Глобальные проблемы человечества и экономический рост».

Курс «Введение в мировую экономику и международные отношения» является обязательным для студентов 1 курса бакалавриата ФМЭиМП и читается представителями трех кафедр. Вследствие большого количества информации, которую необходимо предоставить студентам, некоторые темы, изучение которых является важным для понимания текущей экономической и политической ситуации в мире, нуждаются в более глубоком анализе. Проведение данного анализа невозможно в рамках традиционных семинарских занятий. В этой связи представляется необходимым внедрение в изучение некоторых наиболее актуальных тем методики «Problem-based learning», пользующейся большой популярностью на Западе.

Данный семинар проводится в рамках второй части курса. Приведенное в разработке методологии описание семинара является примером того, как методика «Problem-based learning» может быть применена в НИУ ВШЭ. После апробации методики опыт может быть распространен на другие темы курса «Введение в мировую экономику и международные отношения», а также может использоваться в рамках семинарских занятий по другим предметам.

Методика проведения семинарских занятий может быть успешно применена в ходе преподавания любой из экономических, политических и социальных дисциплин, требующих от студентов глубокого и самостоятельного анализа изучаемой темы или междисциплинарного курса.

Универсальность методики


С целью доказательства универсальности методики «Problem-based learning» приведем ее в соответствие с новыми российскими образовательными стандартами и проанализируем степень полезности ее внедрения в учебный процесс НИУ ВШЭ. Ниже представлена таблица Универсальных Учебных Действий (УУД)1.

УУД

Виды

УУД

Группы УУД

Содержание УУД

Личностные

смыслообразование

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

самоопределение

личностное и профессиональное

нравственно-этическое оценивание

оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные

целеполагание

постановка учебной задачи

планирование

определение последовательности промежуточных целей и конечного результата

прогнозирование

предвосхищение результата и его временных характеристик

контроль

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

оценка

осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

волевая саморегуляция

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Познавательные: общеучебные,

логические,

знаково-символические

УУДы

общеучебные

формулирование познавательной цели

поиск необходимой информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

научного, публицистического и официально-делового стилей

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подобно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

действие со знаково-символическими средствам (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

рефлексия - осознание учащимся всех компонентов учебной деятельности:

  • осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);

  • осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?);

  • оценка способов действий, специфичных и инвариантных по отношению к различным учебным предметам (выделение и осознание общих способов действия, выделение общего инвариантного в различных учебных предметах, в выполнении разных заданий; осознанность конкретных операций, необходимых для решения познавательных задач)

логические

сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков

анализ – выделение и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие элементы

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков

установление аналогий

знаково-символические

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Коммуникативные УУД

планирование

определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера

контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение выражать свои мысли

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

монолог/

диалог

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Актуальность семинара


Динамика изменений, происходящих в России, требует подготовки более квалифицированных специалистов во всех областях знаний, в том числе в экономике и политики. В этой связи недостаточно просто снабдить студентов элементарным набором теоретических знаний. Необходимо научить их самостоятельно применять на практике универсальные учебные действия (УУД), разработанные в соответствии с новыми российскими стандартами образования. На примере семинара «Глобальные проблемы человечества» предлагается план-схема проведения семинара с применением УУДов.

Глобальным проблемам человечества, таким как климатические изменения, дефицит пресной воды и нехватка продовольствия, зачастую не уделяется достаточного внимания в рамках базовых курсов, посвященных мировой экономике. Однако текущая ситуация в мире такова, что данные проблемы не только несут в себе интерес с экологической точки зрения, но и оказывают серьезнейшее влияние на функционирование глобальных экономических и политических процессов. В этой связи необходимо показать студентам взаимосвязь между экологическими факторами и состоянием мировой экономики и мировой политики, а также предоставить им возможность найти точки соприкосновения между данными факторами и предложить пути нахождения ответов на глобальные вызовы, которые они в себе несут.

Цели семинара:

  1. дать студентам наиболее полное представление о том, что большинство глобальных проблем человечества взаимосвязаны, а также оказывают кумулятивное влияние на функционирование мировой экономики и мировой политики;

  2. предоставить возможность выработки собственных вариантов выхода из наиболее проблемных точек соприкосновения глобальных проблем.

Задачи семинара:

  • предоставить студентам возможность выработки собственного научного подхода к описанию и анализу глобальных проблем человечества, таких как климатические изменения, дефицит пресной воды и продовольствия;

  • вовлечь студентов в активное обсуждение глобальных проблем человечества, предоставив им право выработать собственные варианты решения проблем;

  • доказать на примерах взаимосвязь между вышеуказанными глобальными проблемами;

  • в ходе дискуссии выявить точки пересечения всех глобальных проблем;

  • дать студентом возможность попрактиковаться в аргументированном изложении своей точки зрения, ее доказательстве;

  • позволить учащимся показать себя в ходе дебатов по заданной теме.

Этапы проведения семинара


С учетом возрастных особенностей студентов (1 курс бакалавриата) предлагается провести данный семинар в форме ролевой игры, которая помогает раскрыть личностные, познавательные, а главное – коммуникативные качества (УУДы) студентов. Игровой элемент необходим для более полного раскрытия знаний и способностей студентов, так как во время их обучения в школе ролевые игры, по статистике, пользуются большой популярностью. Для большей адаптации студентов-первокурсников эта форма проведения семинара представляется оптимальной и наиболее перспективной.

Этап 1 «Подготовка к семинару»


За одну неделю до проведения семинара студентом предлагается разделиться на следующие группы: «Исследователи глобальных проблем» (3 группы по 5 человек), «Международное сообщество» (10 человек), «Международная рабочая группа по принятию решений» (5 человек).

Примечание: Разделение на группы осуществляется на добровольной основе, так как студентам 1 курса, в силу не очень большого опыта работы в группах, проще заниматься совместной деятельностью с теми коллегами, с которыми они общаются. Допускаем, однако, что если данная методика будет применяться на более старших курсах, то имеет смысл разбивать студентов на группы на принудительной основе, чтобы смоделировать для них условия работы, наиболее приближенные к реальным (жизненным).

Каждой из групп «Исследователи глобальных проблем» предоставляется одна из трех тем: глобальное изменение климата, дефицит пресной воды, нехватка продовольствия. Предлагается список источников, изучение которых носит рекомендательный характер (студенты вправе воспользоваться дополнительными источниками, найденными самостоятельно). Также студентам дается список вопросов, которые они должны упомянуть в своей презентации.

На первом этапе хорошо развиваются коммуникативные УУДы. Каждой из 5 групп студентов для работы над поставленной проблемой необходимо применить «планирование» - определение цели, функций участников и способов взаимодействия в группе. Для этого студенты должны самостоятельно выделить лидера. При этом они также задействуют «личностные» УУДы. Преподаватель из «коммуникативных» УУДов ставит главную задачу: «постановка вопроса», для раскрытия инициативного сотрудничества в группе и сбора информации. Лидеру группы также придется пользоваться коммуникативным УУДом «управление поведением партнера», т.е. контролировать, корректировать и оценить действия своих сокурсников, принадлежащих к руководимой им группе. Каждому из участников группы, в свою очередь, необходимо владеть коммуникативными УУДами, так как от него потребуется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями коммуникации. Для этого каждый студент должен владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (в данном случае – русского).

Перед презентацией каждая группа должна самостоятельно решить, применив регулятивные УУДы, в какой форме они будут доносить собранную информацию до слушателей. Им придется применить прогнозирование (предвосхищение результата), а также личностные и коммуникативные УУДы: в какой форме будет подана информация (монолог, диалог, диспут, дебаты).

Во время презентации каждой группы необходимо задействовать знако-символические средства, как то: планы, тезисы, цитаты, схемы, таблицы, графики, рисунки. В этой связи представляется необходимым в качестве обязательного условия потребовать от учащихся подготовки презентации в программе Power Point.

Итог 1 этапа: работа в группах помогает формировать коммуникативную деятельность, умение вести дебаты, отстаивать свою точку зрения, отбирать необходимую информацию, а также раскрывает индивидуальные особенности студентов, устанавливает связи между учебной деятельностью и ее мотивом, т.е. ради чего она (деятельность) осуществляется.

Этап 2 «Работа на семинаре»


1) Три группы студентов, подготовивших презентации по данной им тематике, представляют описание своей проблемы, рассказывая о ее причинах, влиянии на мировую экономику и политику, а также о международных организациях, занимающихся регулированием последствий данных проблем (каждая презентация рассчитана на 10 минут) = 30 минут

Примечание: Представители аудитории должны воспринимать презентацию в режиме реального времени, т.е. возможность ознакомиться с текстом докладов до занятия им не предоставляется. Данное условие необходимо для того, чтобы студенты-слушатели учились воспринимать информацию непосредственно от докладчика, а выступающие практиковались в ораторском искусстве.

Во время проведения семинара наиболее активно используются «познавательные» УУДы: регулятивные, общеучебные, логические, знаково-символические. Их применение необходимо для более полного донесения информации до однокурсников. Так как до семинара преподавателем уже была сформулирована познавательная цель, студентам было необходимо определить основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться в текстах, которые они могли использовать для ее выделения (научного, публицистического, официально-делового стилей), понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации, а самое главное – уметь грамотно и осознанно строить речевые высказывания и соблюдать нормы построения текста.

Также во время выступления студентам необходимо применять логические группы УУДов, то есть анализ (выделение единиц из целого), синтез (восстановление целого из частей), обобщение (генерация, выведение общности для целого ряда причин), доказательство (установление причинно-следственных связей), проведение аналогий.

Итогом проведения выступления каждой из первых трех групп должны стать знаково-символические УУДы, то есть моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель) и преобразование модели (изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, по которой были сделаны презентации).

2) Представители группы «Международное сообщество» начинают обсуждение точек соприкосновения между тремя глобальными проблемами человечества. Результаты обсуждения выписываются на доске. Это может быть: логический ход, схема, утверждение, таблица, конкретный факт. Например, потепление климата ведет к уменьшению числа осадков в некоторых регионах, что влечет за собой ухудшение условий для земледелия и усугубление продовольственной проблемы = 20 минут.

Данный этап работы на семинаре не предусматривает наличие лидера в обсуждении проблем, так как здесь основной акцент учебной деятельности делается на выявление индивидуальных особенностей учащихся, их умения обработать и сравнить различные данные, сопоставить факты из разных, на первый взгляд, областей знаний; установить причинно-следственные связи, для чего каждый из участников группы «Международное сообщество» должен применить умение анализа и синтеза информации.

На этом этапе очень хорошо проявляются общеучебные УУДы: рефлексия, то есть осознание студентами всех компонентов учебной деятельности.

3) Представителям группы «Международная рабочая группа по принятию решений» предоставляется 10 минут для обсуждения услышанного, затем представители группы презентуют результат своего обсуждения (5 минут). Далее дается возможность для оспаривания решения группы, проводится открытая дискуссия для всех участников семинара (15 минут).

На данном этапе семинара рекомендуется применять коммуникативные УУДы, как то: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владение монологической и диалогической формами речи в контексте данной темы, умение корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения во время дебатов.

4) Итогом семинара является формулировка стратегии по борьбе с глобальными проблемами человечества. Успешной считается стратегия, не несущая в себе смысловых ошибок, не являющаяся утопичной и не вызывающая возражений ни у одного из участников семинара.

На данном этапе будут задействованы познавательные УУДы из групп «логические» и «знаково-символические».

Одной из целей семинара является развитие интеграционного мышления у студентов и генерация в их сознании представления о целостности картины мира, проявляющейся в выявлении большого количество причинно-следственных связей между глобальными проблемами человечества, не связанными, на первый взгляд, между собой.

Этап 3 «Самостоятельная индивидуальная работа по итогам проведенного семинара»


Студентам дается задание на дом, в котором им предлагается на 1-2 листах дать описание одной из проблемных точек пересечения глобальных проблем и предложить вариант выхода из данной точки.

На данном этапе задействованы следующие УУДы: регулятивные (коррекция, оценка, волевая саморегуляция), познавательные (логические, общеучебные, знаково-символические). Для подготовки домашнего задания студентам необходимо применить интеграционное мышление, анализ и синтез информации, умение излагать тезисно отобранную информацию.

Примечание: При формулировке домашнего задания студентам объясняется суть тезисного изложения материала. С этой целью задается максимальный объем предоставляемого текста: 1-2 печатных листа, 12 шрифт, 1,5 интервал.

Этап 4 «Оценивание»


В рамках курса «Введение в мировую экономику и международные отношение» предусмотрено выставление куммулятивной оценки, которая состоит из следующих элементов:

А. Посещение лекций по международным отношениям

Б. Работа на семинарах по международным отношениям

В. Оценка за экзамен по международным отношениям

Г. Посещение лекций по мировой экономике

Д. Работа на семинарах по мировой экономике

Д1. Посещаемость

Д2. Активность

Д3. Эссе

Д4. Оценка за семинар по «Глобальным проблемам человечества»

Е. Оценка за экзамен по мировой экономике

Результирующий балл по дисциплине (Х) рассчитывается по следующей формуле: Х = 0,5 * (0,2А+0,4Б+0,4В)+ 0,5 * (0,1(Г+Д1)+0,2Д2+0,1Д3+0,2Д4+0,4Е)

Таким образом, в общей результирующей оценке по дисциплине вес балла за данный семинар – 10%.

Выставление оценки за семинар осуществляется по международной бакалавриатской системе критериального оценивания знаний. Ниже представлена таблица с критериями. В ходе проведения семинара преподаватель получает всю необходимую информацию для оценки студентов по всем шести критериям (A, B, C, D, E, F), что в международной системе оценивания считается одним из самых удачных и объективных способов планирования занятия. Допустимым для проведения любого семинарского занятия является наличие хотя бы одного из перечисленных критериев. Чем больше критериев оценивания использует преподаватель, тем более объективной является оценка, выставляемая студенту.



Уровень

(баллы)

Критерий А

Единый мир

Критерий В

Общение в науке

Критерий С

Знания и понимание науки

Критерий D

Научное исследование

Критерий Е

Обработка данных

Критерий F

Отношение к исследованию

0

Студент не достиг ни одного из ниже описанных уровней

1 – 5

Приводит примеры использования научных достижений при решении проблем в реальной жизни.

Указывает некоторые выгоды или ограничения науки применительно к поставленной задаче.

Использует малую часть научного словаря, возможного при изложении данной информации.

Представляет только некоторую часть информации в подходящей форме, оформление небрежное.

Не представляет список использованных источников информации.

Знает малую часть научной информации по данной теме.

Применяет понимание научной информации для решения самых простых задач.

Определяет цель исследования, но неточно.

Предлагает примерный план исследования, подбирает необходимое оборудование, часто консультируется с преподавателем.

Оценка метода работы отсутствует или она неполная.



Использует данные для решения конкретной проблемы.

Представляет данные в другой форме, но допускает ошибки и нуждается в руководстве.

Формулирует очевидный вывод.

Нуждается в совете, напоминании и помощи во время всей работы.

Работает в рамках правил ТБ.

Старается работать в сотрудничестве с другими учащимися.

6 – 7

Приводит примеры использования научных достижений в решении проблем в жизни и обществе.

Описывает некоторые выгоды или ограничения науки применительно к поставленной задаче. Описывает влияние развивающейся науки на повседневную жизнь и общество (1-2 примера).

Приводит информацию, используя значительную часть научной терминологии.

Представляет большую часть информации адекватно, в соответствии с задачей.

Допускает некоторые ошибки, указывая источники информации.



Знает и понимает большую часть научной информации по данной теме. Применяет научную информацию для решения большинства проблем в знакомой ситуации.

Подбирает и анализирует научную информацию для решения проблем в незнакомой ситуации, но допускает ошибки.

Определяет цель исследования.

Составляет план исследования, подбирает необходимое оборудование.

Приводит некоторые пояснения по ходу работы, частично оценивает метод.

Использует данные для решения конкретной проблемы. Представляет данные в другой форме, работает в основном самостоятельно, допускает незначительные ошибки.

Выявляет закономерности в изменении данных.

Формулирует вывод.

Использует большую часть оборудования и материалов правильно, но иногда нуждается в руководстве.

Выполняет правила ТБ.

В основном успешно сотрудничает со всеми членами группы.

8 - 10

Объясняет, как конкретно применяются научные данные при решении частных и глобальных проблем.

Описывает выгоды и ограничения научного познания применительно к поставленной задаче.

Обсуждает (с разных точек зрения) и оценивает взаимодействие развивающейся науки и различных сфер общества, влияние достижений науки на повседневную жизнь.

Приводит информацию, правильно используя известные научные термины. Грамотно и аккуратно представляет всю информацию, подбирая адекватную форму представления в соответствии с задачей.

Показывает понимание того, как пользоваться научной информацией и представляет список использованных источников информации.

Демонстрирует в целом знание и понимание данной темы.

Анализирует и оценивает научную информацию, выражая суждения об этой информации.

Объясняет научные идеи и концепции, применяет необходимую информацию для решения проблем в знакомых и незнакомых ситуациях.

Формулирует цель и гипотезу, которую можно проверить экспериментально.

Планирует ход исследования и подбирает оборудование.

Описывает ход работы и оценивает метод, объясняя его надежность и обоснованность.

Формулирует предложения для дальнейшего исследования.

Использует данные для решения конкретной проблемы.

Преобразует и представляет данные в другой форме логично и четко. Выделяет и объясняет закономерности, которым подчиняются данные. Формулирует и объясняет вывод на основании интерпретации данных.

Работает большей частью самостоятельно, умело использует оборудование и материалы. Уделяет особое внимание ТБ. Сознательно организует вокруг себя рабочую среду. Аккуратно выполняет все виды работ. Эффективно работает в команде, сотрудничая с другими учащимися и уважая их мнение.


Выводы


Разработанная методика является универсальной для всех общественно-научных дисциплин, поэтому может быть применена практически на любом факультете НИУ ВШЭ. Методика соответствует как российским, так и международным образовательным стандартам.

На примере данного семинара были описаны преимущества междисциплинарного подхода к формулировке темы занятия. Ход семинара был описан поэтапно. Вклад каждого этапа в улучшение качества освоения дисциплины был расписан с помощью отсылки к введенным российским образовательным стандартам, а именно – к системе Универсальных Учебных Действий (УУДов).

Оценивание успешности участия в семинаре каждого из студентов было описано с помощью международной системы критериального оценивания, наиболее подходящей с точки зрения полноты и объективности выставления оценок.

В данный момент автором ведется разработка заданий для применения методики «Problem-based learning» в рамках других междисциплинарных тем курса «Введение в мировую экономику и международные отношения».

Данная методика представляется необходимой для НИУ ВШЭ в контексте стремления ВУЗа соответствовать новым российским и международным стандартам образования. Ее внедрение поспособствует наиболее полному и качественному освоению студентами дисциплин, а для преподавателей применение новой методики будет являться одной из форм повышения квалификации и обмена опытом.



1 Данная классификация УУДов разработана преподавателями и психологами АНО «Школа Премьер» на базе рекомендаций Министерства Образования и Науки РФ








Похожие:

Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» заявка на создание оригинального междисциплинарного учебного курса*
Просим принять данную заявку для участия в конкурсе программы «Фонд образовательных инноваций»
Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» заявка на создание программы по развитию академических навыков для профессиональной коммуникации на английском языке
Прошу принять данную заявку для участия в конкурсе программы «Фонд образовательных инноваций»
Фонд образовательных инноваций iconПротокол от № положение о программе «Фонд образовательных инноваций» Государственного университета Высшей школы экономики
«Фонд образовательных инноваций» Государственного университета – Высшей школы экономики
Фонд образовательных инноваций iconПротокол от № положение о программе «Фонд образовательных инноваций» Государственного университета Высшей школы экономики
«Фонд образовательных инноваций» Государственного университета – Высшей школы экономики
Фонд образовательных инноваций iconФонд образовательных инноваций
Внедрение элементов методики Problem-based learning в ведение семинарских занятий в ниу вшэ
Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» application (syllabus /programme design) Development of Academic skills for professional communication in English Author(s)

Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» заявка на создание проекта совместной магистерской программы с зарубежным университетом
Аннотация программы, включая краткое описание результатов изучения опыта существующих образовательных программ и примеры учебных...
Фонд образовательных инноваций icon*Принимаются заявки от коллективов преподавателей, работающих на разных факультетах/ отделениях ниу вшэ
Просим принять данную заявку для участия в конкурсе программы «Фонд образовательных инноваций»
Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» ниу вшэ заявка
В аннотации должны быть описаны: (по желанию автора к заявке могут быть приложеныиные учебно-методические материалы)
Фонд образовательных инноваций iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» заявка на реализацию проекта дистанционной поддержки образовательной программы
Описание методики преподавания, формы организации учебного процесса (обязательно указать количество аудиторных часов) (не более 1...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы