Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание icon

Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание



НазваниеТема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание
Дата конвертации27.07.2012
Размер96.93 Kb.
ТипБиография
скачать >>>

Тема: « Россия накануне отмены крепостного права».


Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы.

Планируемые результаты работы:

Знать: причины крестьянской реформы, основные биографические данные Александра П.

Уметь: работать с различными источниками: текстом исторического документа, картиной, диаграммой, высказываниями, давать характеристику личности Александра II.

Цели и задачи:

1. Предметные

A) Организовать деятельность учащихся по выявлению причин крестьянской реформы,
ознакомлением с личностью Александра II, спорными вопросами при подготовке реформы.

Б) Организовать актуализацию восприятия, осмысление, деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний;

B) помочь учащимся расширить общий кругозор.

2. Цели, ориентированные на развитие личности:

A) Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость учебного
материала;

Б) содействовать развитию у школьников навыков анализа документов, навыков работы с картиной, диаграммой, умения обобщать и объяснять понятия;

B) создать условия для развития логического и творческого мышления.
ФОУП: урок.

Методы: словесный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приемы: погружение в эпоху, говорящая картина, анализ диаграммы, работа с высказываниями, размышлялки, даймонд.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока.

1 .Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

  2. Восприятие нового материала.

  3. Осмысление.

  4. Закрепление.

  5. Рефлексия.

  6. Дифференцированное домашнее задание.

1.Организационный момент.

Уважаемые гости, дорогие ученики! Я рада приветствовать вас на уроке истории.

История – удивительная наука, она приоткрывает нам дверь в прошлое, позволяет узнать, как жили люди много лет назад (Слайд №1).

2. Актуализация знаний.

Посмотрите пожалуйста на экран… . (Слайд №2-3, идет смена картин под музыку Glinka)

- какой это период времени?

- Что это за место? Какая страна?

- По каким признакам вы это определили?


Тема урока: «Россия накануне отмены крепостного права». (Слайд №4)

Мы выясним причины отмены крепостного права, дадим характеристику личности Александра II, изучим варианты проектов крестьянской реформы.

Сегодня на уроке нам помогут маршрутные листы, в которых будем вести записи и работать (Приложение №1).


А сейчас небольшая разминка.
Ваша задача расшифровать понятие и объяснить его. Молодцы! Крепостное право, оброк, барщина, помещики. (Слайд №5-12)


3.Восприятие нового материала.


В сознании современников эпоха Великих реформ прочно соединилась с именем императора Александра II. Внимательно прослушайте сообщение, в маршрутных листах заполните пропуски.

1. Сообщение об Александре II. (Слайд № 13-26)

17 апреля 1818г в великокняжеской семье родился ребенок. Это был первенец Николая I и Александры Федоровны. Рождение будущего императора приветствовал поэт В.А. Жуковский, пожелавший ему среди прочих добродетелей особенно быть гуманным человеком.

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек.

В 6 лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному – капитану К.К. Мердеру.
Тотчас по воцарении Николай I избрал ему в наставники В.А. Жуковского. Александра II называют сыном царя, воспитанником поэта. Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Распорядок дня был достаточно строгий, в шесть утра подъем, много времени уделялось занятиям, здоровью.

Он знал четыре иностранных языка, обладал неплохими знаниями о государстве, законах, финансах, внешней политике. Много путешествовал по России и Европе. По отзывам современников, отличался здоровым умом, зорким глазом, хорошей памятью, имел хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Женат (с 1841) на принцессе Гессен-Дармштадской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (в православии Марии Александровне, 1824-80), имел семь детей: Александра, Николай, Александр, Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли — дочь в 1849, наследник престола в 1865). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е. М. Долгорукой (княгине Юрьевской), с которой был связан с 1866, от этого брака имел 4-х детей.

Александр II вступил на престол, когда ему было 36 лет. В успенском соборе Московского кремля состоялась торжественная коронация. Александр II правил с 1855 по 1881г

Александра II называют царем освободителем, было отменено крепостное право, проведены другие прогрессивные для того времени реформы: судебная, земская, городская. Это была эпоха великих реформ.

На жизнь царя было совершено несколько покушений. 1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким.

На месте, где 1 марта 1881 был смертельно ранен Александр II, Построена Церковь Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Другое название — храм Воскресения Христова.

2. А сейчас мы побудем в роли исследователей и выясним причины отмены крепостного права, опираясь на разные источники информации

1. Художник Николай Васильевич Неврев показал весь скрытый трагизм того времени в картине «Торг», на которой изображена обычная сцена из крепостнического быта.

Внимательно рассмотрите картину. Кто на ней изображен? (Слайд №27)

А если бы картина могла говорить, что бы мы услышали?

Заглянем в будущее? (возможно, этого и не случится, но обязательно произойдет в следующий раз)

В каком положении находились крестьяне? Учащиеся формулируют причину.

1 причина: унизительное, бесправное положение крестьян. (Слайд №28)


2.Посмотрите на диаграмму. (Слайд №29) Сделайте вывод, как шло развитие сельского хозяйства?

Обратимся к высказыванию Кошелева «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить». (Кошелев А. И.).

Как влияло крепостное право на экономическое развитие?


2 причина: крепостное право препятствовало экономическому развитию.

(Слайд №30)


3. «Вообще крепостное право есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же». (Слайд №31)

(Отчет Третьего отделения).


3. Крепостное право угрожало общественному спокойствию. (Слайд №32)

4. Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.

Как влияло крепостное право на военно-техническое развитие страны?


Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно- техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с союзом более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.


4 причина: военно-техническая отсталость. (Слайд №33)


Отдохнем! Современники отмечали у Александра II красивую внешность, она была, благодаря определенному комплексу упражнений. Сейчас и мы их выполним.


3. Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими уездными и губернскими предводителями дворянства. Внимательно прослушайте. (Слайд №34, учащиеся слушают запись с речью императора Александра II)


«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».


Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

Почему Александра II считает необходимой отмену крепостного права?


Как вы понимаете выражение о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

4. Размышлялки (Слайд №35).

Основные вопросы, которые вызвали самые горячие споры, были о том освобождать крестьян с землей или нет?

Наделять ли крестьян землей при освобождении?

А вы как считаете?

Легко ли было разработать проект реформы?


5. Составление проектов (Слайд №36). Пока учащиеся составляют проекты звучит музыка.

А сейчас мы с вами сами попробуем составить проекты реформ.

Класс должен разделиться на 3 группы.


  1. Консерваторы. Они будут составлять проект от имени помещиков черноземных губерний.

  2. Либералы. От имени помещиков нечерноземных губерний.

  3. Радикалы. Будут составлять проект, учитывая в первую очередь интересы крестьян.


В помощь вам даны некоторые положения, выбрать те, которые вам подходят, а можете придумать свои. (Приложение №2)

Либералы:

Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного состояния».

Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.

Слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс.

Отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.


Консерваторы:

Оставление основной части землми в руках помещиков.

Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства.

Освободить крестьян без земли.

Предоставить помещикам право самостоятельно договориться с крестьянами.

Позволить помещикам влиять на государственные дела.


Радикалы.

Освобождение крестьян с землей.

Построение нового общества через общину и коллективные формы труда.

За землю помещикам предложить незначительную сумму от государства.


Вывод: Подводя общий итог можно сказать, что сегодня мы сумели выяснить причины отмены крепостного права, разработали проекты крестьянской реформы, проанализировали ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права.


  1. Осмысление.

Даймонд (Слайд №37-38)

  1. Существительное №1 (крестьяне)

  2. Два прилагательных, относящихся к существительному

  3. Три глагола, относящихся к существительному №1

  4. Существительное №1 и глагол, существительное №2 и глагол

  5. Три глагола, относящиеся к существительному №2

  6. Два прилагательных относящихся к существительному №2

  7. Существительное №2 . (помещики).




  1. Крестьяне

  2. Бесправные, крепостные.

  3. Работают, голодают, терпят

  4. Крестьяне страдают, помещики наслаждаются жизнью

  5. Пируют, развлекаются, разрабатывают проект реформы

  6. Жестокие и самолюбивые

7. Помещики


5. Закрепление.

Выполнение учащимися теста на компьютере с помощью компьютерной программы «Мой тест».


Вывод: Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было делом непростым, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти –дворянство оставалось в своем большинстве противником реформы.


6.Рефлексия.

«Письмо учителю». На рабочем столе каждого компьютера создана папка в которой все ученики оставляют отзывы об уроке.


7. Д/З (Слайд №39)

Разработать проект отмены крепостного права от имени помещика или от имени крестьянина на выбор, опираясь на те вопросы, которые были спорными.


Приложение №1.

Маршрутный лист.

Тема урока


____________________________________________________________


  1. Внимательно прослушайте сообщение об Александре II, во время сообщения заполните пропуски в тексте.


Александр II был сыном императора ……………………………………………

Его воспитателем был поэт ……………………………………………………….

Будущему правителю были присущи такие качества, как …………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Александр II вступил на престол, когда ему было …………… лет.

Он правил с …………. по ………..г.

Годы царствования Александра II называют эпохой ………………………………… .

1 марта 1881г император был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем ………………… .

На этом месте построена церковь ………………………………….. .


  1. Причины отмены крепостного права.


1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________


2___________________________________________________________________

____________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________


4. __________________________________________________________________

____________________________________________________________________


3.Даймонд.


1._________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

5.__________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________

7._________________________________________________________________


Приложение №2

За землю помещикам предложить незначительную сумму от государства.

Плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России.

Крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства.

Оставление основной части земли в руках помещиков.

Освободить крестьян без земли.

Предоставить помещикам право самостоятельно договориться с крестьянами.

Позволить помещикам влиять на государственные дела.

Освобождение крестьян с землей.

Слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс.

Отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.

Построение нового общества через общину и коллективные формы труда.

Освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного состояния».




Похожие:

Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconТезисы. Урок истории в 8 классе по теме «Россия накануне крепостного права»
Урок истории в 8 классе по теме «Россия накануне крепостного права», является первым в теме «Великие реформы 60-70 годов XIX века....
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание icon«революционная ситуация 1859г—1861г. Отмена крепостного права» выполнил студент 1-го курса заочного отделения: Жукова Наталия Александровна проверила: Яровикова Изольда Авдеевна. Калуга 2001 Г. План : План : 21. Введение 32. Предпосылки отмены крепостного права 43. Подготовка отмены крепостного прав

Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание icon§ 19. Накануне отмены крепостного права задание 1
Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра II провести в 1861 г крестьянскую реформу
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconОтмена крепостного права в России (крестьянская реформа)
Радищева и до Белинского господствовало отрицание крепостного права, вся Россия понимала нравственную и политическую необходимость...
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconСоциально-экономические результаты отмены крепостного права в России

Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconПолитическое и зкономическое развитие России накануне отмены крепостного права
С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих...
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconРегиональный аспект отмены крепостного права в современной российской историографии
Особенно актуально это положение сегодня, когда в отечественной исторической науке идут поиски новых концепций, решений и методологических...
Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание iconЮридическое оформление Крепостного права в России
Возникновение и развитие крепостного права в законодательстве XV -нач. XVII вв. 5
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы